Введение
1. Теоретические аспекты учета выручки от продаж 7
1.1. Понятие и сущность выручки от продажи продукции (работ, услуг) 7
1.2. Методы определения и учета выручки от продажи
продукции (работ, услуг) 15
1.3. Учет выручки от продажи продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО 24
2. Особенности учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг)
в АО «Мелита-Арен да» 32
2.1. Особенности формирования выручки от продаж продукции (работ, услуг) 32
2.2. Синтетический и аналитический учет выручки от продаж продукции
(работ, услуг) 38
2.3. Контроль выручки от продаж продукции (работ, услуг) 45
3. Анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) АО «Мелита- Аренда»56
3.1. Анализ состава, структуры и динамики выручки от продаж продукции
(работ, услуг) 56
3.2. Факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) 62
3.3. Прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) 69
Заключение 75
Список использованной литературы 76
Приложение
Одной из проблем практики и теории бухгалтерского учета имущественных обязательств, связанных с реализацией имущества предприятия, является проблема определения сущности выручки и реализации и момента отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции (работ, услуг). Выручка и реализация - это не одно и то же: выручка - это всегда реализация, но реализация - еще не выручка. Поэтому с нашей точки зрения, отождествление понятий «выручка» и «реализация» и моментов, определяющих появление этих в первую очередь юридических, а во вторую - экономических фактов в правах и учете предприятий необоснованно.
С экономической точки зрения под моментом реализации понимается переход стоимости приобретения или изготовления товаров к рыночной цене. Именно с этого момента верхняя граница оценки для данных видов имущества не задается их себестоимостью. Напротив, в момент реализации с продажей товаров реализуется (возникает) положительный финансовый результат как разница между продажной ценой и себестоимостью. Следствием реализации является отражение дебиторской задолженности или поступление денежных средств на счета предприятия.
Таким образом, в прямом смысле под выручкой следует понимать именно денежные средства в кассе и (или) на счете в банке. В более широком смысле, под выручкой понимается показатель, определяемый расчетным способом и не отражаемый в учете. К действительно полученным денежным средствам здесь добавляется имущественное право на их получение (дебиторская задолженность покупателей и заказчиков), если для целей налогообложения предприятие определяет (но не отражает) выручку по так называемому методу «по отгрузке».
В нашей стране возникло два подхода к проблеме определения выручки от реализации. Первый подход основывается на возможности выбора метода определения выручки учетной политикой предприятия, оформляемой в виде приказа, т.е. метод определения выручки при таком подходе может быть установлен в приказном порядке вне связи с Гражданским кодексом, определяющим реализацию как момент перехода права собственности.
Второй подход основывается на невозможности установления метода определения выручки в приказном порядке и в его полной зависимости от перехода права собственности на передаваемое (или получаемое) имущество согласно гражданского законодательства страны.
Выручка от продажи продукции, товаров, работ или услуг является основным источником дохода в любой коммерческой организации, поэтому правильность ее признания и отражения в учете является наиболее важным аспектом как бухгалтерского, так и налогового учета. В связи с этим тема дипломной работы является актуальной для изучения.
Целью работы является изучение порядка учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию и сущности выручки от продажи продукции (работ, услуг);
- рассмотреть методы определения и учета выручки от продажи продукции (работ, услуг);
- описать порядок учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО;
- изучить особенности формирования выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- описать порядок синтетического и аналитического учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере конкретного предприятия;
- рассмотреть порядок проведения контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- проанализировать состав, структуру и динамику выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- провести факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- провести прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Предметом исследования дипломной работы является выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность ООО «Мелита - Аренда».
Структура работы состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретической базой исследования стали нормативные законодательные акты РФ, а также работы известных отечественных ученых в области бухгалтерского, налогового учета, финансового анализа и контроля.
Среди критериев, характеризующих финансовое положение любой коммерческой организации, показатель выручки от продаж занимал и продолжает занимать одно из ведущих мест. Динамика данного показателя в значительной мере определяет финансовую устойчивость и деловую активность любого хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу состава и структуры выручки от продажи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
В отечественной практике учета выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, классифицируются как доходы от обычных видов деятельности. При этом под доходом понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала данной организации, за исключением вкладов учредителей. Данная формулировка во многом схожа с понятием выручки по международным стандартам учета и отчетности. Однако, определяя выручку от продажи товаров по российским стандартам, обычно ориентируются на факт перехода права собственности. В международных же стандартах формулировка условия признания выручки более расплывчата и ориентирована на то, продолжает организация контролировать проданные товары или нет.
В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и структуру выручки от продаж продукции. Степень их значимости по влиянию на организацию учета определяется уровнем соответствующего документа.
Верхним уровнем регулирования бухгалтерского учета выручки от продаж продукции, товаров, работ и услуг, как впрочем, и других операций является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Основным же положением, устанавливающим принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава выручки от продаж продукции, товаров, работ и услуг является Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Остальные положения по бухгалтерскому учету лишь косвенно касаются вопросов признания и отражения выручки от реализации в учете и отчетности. Кроме того, базовые правила и принципы представления в бухгалтерской отчетности показателей доходов от обычных видов деятельности нашли свое развитие в документах третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таких как различные методические указания, методические рекомендации и письма министерств.
Сумма выручки от продаж, как основной показатель масштабов деятельности организации имеет огромное значение для руководства фирмы, особенно при построении стратегии деятельности. Именно поэтому процесс планирования будущей работы организации (бюджетирование) начинается с составления бюджета продаж. При формировании такого бюджета менеджерами прогнозируются предполагаемые объемы продаж продукции, товаров, работ и услуг и цены реализации с учетом взаимосвязи данных показателей. Для оптимизации информационной базы анализа в рамках управленческого учета рекомендуется сформировать управленческую отчетность для целей управления выручкой по видам продаж (товаров, продукции, работ, услуг).
Детально учет, контроль и анализ выручки от продаж был рассмотрен по материалам АО «Мелита Аренда».
В исследуемой организации применяется децентрализованная форма бухгалтерского учета. При определении суммы выручки, принимаемой к учету в АО «Мелита Аренда», применяется метод начисления. За 2017 год за вычетом НДС сумма полученной выручки в целом по Обществу, включая филиалы, составила 9 739 тыс. руб. В бухгалтерском учете данные суммы отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Оказание услуг и выполнение работ осуществляются на основании договоров на оказание услуг и дополнительных соглашений к ним. При этом записи в учете делаются на основании первичных документов, таких как акты и счета- фактуры. Все учетные регистры ведутся в электронном виде, а бухгалтерские проводки формируются в специализированном программном продукте.
Как один из главных показателей финансовой устойчивости организации, выручка от продаж должна находиться под постоянным контролем руководства фирмы. Функции внутреннего контроля за деятельностью АО «Мелита Аренда» возложены на Контрольное управление, которое является самостоятельным структурным подразделением. Одной из функций Контрольного управления является проведение комплексных или тематических документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности филиалов, по отражению в бухгалтерском учете выручки от продаж работ и услуг.
При проверке достоверности показателя выручки от продаж, прежде всего, необходимо удостовериться в правильности оформления и наличие договоров, счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями, а также в соответствие полученных данных показателям учета и отчетности.
Кроме того, для стабильного развития организации необходимо постоянно отслеживать динамику продаж. В АО «Мелита Аренда» ведется ежемесячный анализ объемов продаж. При этом для большей информативности полученных данных, показатели анализируются как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Что касается общей тенденции, то за анализируемый 2017 год общий объем выручки от продаж работ и услуг сократился по сравнению с предыдущим годом на 4 717 тыс. руб. В конце отчетного года ситуация стала стабилизироваться и общий план по выручке от реализации оказался перевыполнен на 6%.
Что касается отдельных видов деятельности, то основная тенденция здесь задается реализацией услуг по перевозки товаров, грузов и работ по погрузке- разгрузке. Остальные виды деятельности могут развиваться в других направлениях, но на общую тенденцию это влияния не оказывает, так как их доля в выручке от реализации незначительна.
В текущем году размеры полученной выручки сократились. В большей степени это явилось следствием падения цен на услуги и снижения спроса, т.е. сокращения объемов продаж. При этом структура услуг оказала положительное влияние, но этого оказалось не достаточно для покрытия всего отрицательного эффекта.
На основе различных методов организация определяет возможные объемы продаж. Однако необходимо напомнить, что помимо объема реализации выручка также зависит от цены услуг и их структуры. Прогноз цен делается аналитиками на основе экономической ситуации в стране и динамики цен. А соотношение реализации отдельных видов услуг разрабатывается маркетологами с учетом тенденций спроса на услуги.
Что же касается развития анализируемой организации - АО «Мелита Аренда», то рассматриваемый 2017 отчетный год оказался для компании не очень удачным. Падение объемов продаж началось уже в 4 квартале 2016, а пик пришелся на 2 квартал 2017, но уже к концу года положение стало стабилизироваться. Поэтому вероятно, что в 2018 году продажи от оказанных услуг и выполненных работ начнут расти.
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, часть вторая: федеральный закон от 26.01.1996 г. №14- ФЗ, часть третья: федеральный закон от 26.11.2001 г. №146- ФЗ, часть четвертая: федеральный закон от 18.12.2006 г. №230- ФЗ
3. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2016 г. №402-ФЗ
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 5.07.2007 г. №127- ФЗ
5. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения: указ Президента Российской Федерации от 19.11.1998 года № 416-У
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 года № 34н
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008: приказ Минфина РФ от 24.10.2008 г. №116
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006: приказ Минфина РФ от 27.11.2006 г. №154н
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина РФ от 6.05.1999 г. №32н
10. Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н
11. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н
12. О правилах осуществления перевода денежных средств: положение Банка России от 19.06.2017 г. №383-П
13. О платежной системе Банка России: положение Банка России от 29.06.2017 г. №384-П
14. Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.95 № 49
15. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. №98н
16. Об утверждении требований к правилам Внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций): постановление Правительства РФ от 30.06.2017 г. №667
17. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18.04.2007 г. №03-07-11/110
18. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 03.03.2006 г. №03-04-11/36
19. Письмо Федеральной налоговой службы России от 17.01.2007 г. №03-1-03/58
20. О применении пункта 1 статьи 167 Налогового Кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2005 г. №119-ФЗ: письмо Федеральной налоговой службы России от 28.02.2006 г. №ММ-6-03/202@
21. Письмо Федеральной налоговой службы России от 01.04.2015 г. №3¬0-06/63
22. Письмо Федеральной налоговой службы России от 19.12.2006 г. №07-05-06/302
23. 26 положений по бухгалтерскому учету. - М.: «Проспект», 2013. - 240с.
Книги, монографии, диссертации
24. Агабекян О.В., Макарова К.С. Реализация: бухгалтерский и
налоговый учет. - М.: «Налоговый вестник», 2015. - 288 с.
25. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону, 2016 - 960 с.
26. Богаченко В., Кириллова Н. Бухгалтерский учет. - М.: «Феникс»,
2014. - 512 с.
27. Бочкарева И.И. [и др.]; под ред. Соколова Я.В. Бухгалтерский учет: Учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2013 - 776 с.
28. Бреславцева Н.А., Михайлова Н.В., Гончаренко О.Н. Бухгалтерский учет. - М.: «Феникс», 2017. - 320 с.
29. Верещаки В.В. Годовой отчет - 2016 от журнала «Актуальная бухгалтерия» - М.: ООО «Издательство Гарант-Пресс», 2016.
30. Все положения по бухгалтерскому учету. - М.: «Эксмо», 2014. - 224 с.
31. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - « ИПБ- БИНФРА», 2007. - 548 с.
32. Маренков Н.Л. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 204 с.
33. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2013. - 679 с.
34. Уткина С.А. Составление бухгалтерских проводок в организациях разных отраслей: практ. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2013. - 255 с.
35. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013 - 320 с.
Печатная периодика
36. Базарова А.С. Доходы организации в бухгалтерском учете. // Бухгалтер и закон. - 2013. - №1
37. Захарьин В.Р. Особенности формирования учетной политики на 2018 г.: методологические аспекты. // Новая бухгалтерия. - 2018. - №2
38. Захарьин В.Р. Учетная политика - 2013. // Экономико- правовой бюллетень. - 2013. - №1
39. Иванов Ю. Факторный анализ выручки предприятия. // Управляем предприятием. - 2016. - №12 (23)
40. Каганова И. Бухгалтерский учет в торговле. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2015. - №24
41. Методические рекомендации по подготовке отчетности «Налоговая отчетность». // Актуальная бухгалтерия. - 2014. - №3
42. Патров В.В., Пятов М.Л. Учет товарных операций в торговле. // Бухгалтерский учет. - 2013. - №9
43. Сизова О. Признание выручки: международный стандарт. // Расчет. -2014. - №5
44. Сыроижко В.В., Мазурина Е.В. МСФО (IAS) 18 « Выручка» и российские правила учета доходов: сравнительная характеристика. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №14
45. Титова С.Н. МСФО и РСБУ: различия и точки соприкосновения. // Экономико-правовой бюллетень. - 2016. - №8
46. Хагажеева Р. Внутренний контроль в организациях. // Рисковик. -2015. - №7