Введение
Глава 1. Теоретические основания формирования навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала 9
1.1. Джазовая импровизация: характеристика, виды, исполнительские особенности 9
1.2. Педагогические аспекты формирования навыков джазовой
импровизации старших подростков на уроках вокала 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала 30
2.1. Разработка и апробация учебно-методического пособия
«Scat and Joy!» по развитию навыков джазовой вокальной импровизации старших подростков на уроках вокала 30
2.2. Диагностика формирования навыков джазовой импровизации
старших подростков и оценка эффективности учебно-методического пособия «Scat and Joy!» 41
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Актуальность исследования.Современное образование в условиях быстро меняющегося общества направлено на развитие творческого потенциала личности, формирование готовности личности к поиску эффективных и нестандартных решений возникающих в жизни, учебе и профессиональной деятельности задач.
Особая роль в творческом развитии принадлежит искусству и его освоению в системе дополнительного художественного образования. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, указывается, что образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Одним из самобытных направлений современной музыкальной культуры является джаз.Освоение джазовой музыки подрастающим поколением открывает широкие перспективы личностного, креативного, художественно-эстетического развития.
В настоящее время джаз представляет собой сложную музыкально-стилевую систему с комплексами оригинальных выразительных средств. Джаз получает развитие в конце XIX - начале XX века в США и интегрирует нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Истоки джаза идут из африканской музыкальной культуры, для которой характерен сложный ритм, сочетание музыки с движением, быстрыми звучащими жестами.В конце XIX века сложился музыкальный жанр регтайм, впоследствии в сочетании с элементами блюза давший начало новому музыкальному направлению -джазу. Развитие джаза объективно включает два вектора, направления: традиционный джаз, свинг и современный модерн джаз. Несмотря на то, что джаз вышел из недр фольклора, он превратился в высокопрофессиональное искусство с ярко художественными, развитыми концертными формами.
Джаз - это комплекс новых, нестандартных выразительных средств. Характерными чертами музыкального языка джаза является изощрённый ритм, насыщенный гармонический рисунок сопровождения.
Среди выразительных средств джаза одним из важнейших является импровизация. Джазовая импровизация может рассматриваться как самостоятельная область исполнительского искусства, которая подразумевает не только развитые исполнительские навыки, но и особенную манеру исполнения, индивидуальную творческую подачу, проникнутую духом театрализации и оригинального самовыражения.
Импровизация- это творческий процесс, в ходе которого элементы музыки появляются спонтанно, на ходу. Это творческий процесс, который способствует личностному росту и развитию вокалиста, помогает отойти от привычного заучивания к непосредственному творческому освоению музыки, который значительно повышает профессиональный уровень вокалиста, выступающего не только в джазовом, но в других направлениях . Поэтому формирование навыков джазовой импровизации учащегося- вокалиста представляет собой актуальную проблему, требующую специального научного исследования.
В типологии видов вокальной джазовой импровизации особое место принадлежит скэт-импровизации, основанной на имитации вокалистом звучания музыкального инструмента или чужой вокальной манеры, а также своеобразной мелодико-ритмической организации вокальной партии.
Несмотря на осознание роли импровизации в процессе обучения вокалиста эстрадно-джазового направления, ее возможностей в развитии творческого мышления, создании условий для самовыражения учащихся, в учреждениях дополнительного музыкального образования ей уделяется недостаточное внимание. Таким образом, изучение методических аспектов данной проблемы представляется образовательной теории и практики.
Степень научной разработанности проблемы.Анализ литературы, посвященной проблеме исследования, показал, что теоретические аспекты развития джазового искусства и его художественно-стилевые особенности раскрыты в работах таких авторов, как Л. Акопян, Ю. Верменич, Н.А. Дощечко,Ю.Г. Кинус, О.Н. Коваленко, Дж.Л. Коллиер, Э.Т. Кубасова, Е. Овчинников, Ю. Панасье, К.А. Ушаков, Г.В. Шостаки др.
Педагогические основы эстрадно-джазового, в том числе вокального образования,освещены в трудах таких исследователей, как А.Б. Арутюнова, О.Я. Клипп, Ю. Козырев, В.Г. Кузнецов, Е.М. Курильченко, С.И. Науменко, А.И. Никулина, Т.Н. Сморякова, О.А. Шишова и др.
Методические аспекты обучения импровизации рассмотрены в работах таких ученых, как К.А. Аргамаков, Е. Барбан, А. Баташев, О.И. Беспалов,И.М. Бриль, Ю.П. Глущенко, Т.А. Дмитриева, А.С. Зайцева, И. Карагичева, П.К. Корнев, Д.Р. Лившиц, Л.Н. Мун, Е.Б. Новикова, И.В. Овчаров, Б. Столофф, Е.Б. Шпаковскаяи др.
Однако специальных работ, посвященных освоению вокальной джазовой импровизации учащимися старшего подросткового возраста на уроках вокала в учреждении дополнительного образования, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили сформулировать цель исследования - анализ теоретических и методических оснований формирования навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала.
Объект исследования- вокальная подготовка старших подростков в учреждении дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования-формирование навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала.
Гипотеза исследования: формирование навыков джазовой импровизации старших подростков будет осуществляться более эффективно с учетом возрастных особенностей исполнительского развития старших подростков в классе вокала и применением в образовательном процессе учебно-методического пособия «Scat and Joy!».
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ джазовой импровизации, ее видов и исполнительских особенностей.
2. Раскрыть педагогические аспекты формирования навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала.
3. Провести разработку и апробацию учебно-методического пособия «Scat and Joy!» по развитию навыков джазовой вокальной импровизации старших подростков на уроках вокала.
4. Осуществить диагностику формирования навыков джазовой импровизации старших подростков и оценку эффективности учебно-методического пособия «Scat and Joy!».
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, комплексный подходы; труды исследователей, раскрывающих основы эстрадно-джазового образования (А.Б. Арутюнова, О.Я. Клипп, Е.М. Курильченко, Т.Н. Сморякова, О.А. Шишова и др.), методические особенности обучения импровизации (А.С. Зайцева, Б. Столофф и др.).
Методы исследования: теоретические методы научного познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.; изучение научной литературы, аудио и видеоматериалов, нотных и учебно-методических изданий; эмпирические методы: наблюдение, исполнительский и методический анализ.
Опытно-экспериментальная база исследования:Центр вокального творчества «Сандугач» г. Казани, подростки в возрасте от 12 до 16 лет.
Научная новизна работы состоит в том,что в работе джазовая импровизация рассматривается как самостоятельный элемент учебного процесса, а в практической части используется в качестве самодостаточного инструмента повышения исполнительской техники учащихся-вокалистов - старших подростков. Импровизация в представленной работе рассматривается как способ общения преподавателя и подростка, средство глубинного постижения музыки обучаемым. Раскрываются возможности импровизации активизировать творческое и музыкальное мышление, которое недооценивается классическими школами обучения. Проводится разработка новых форм и методов изучения джазовой импровизации в рамках программы для обучения подростков в образовательных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что было проведено и систематизировано комплексное изучение джазовой импровизации. Особый акцент сделан на отличительных особенностях джазовой импровизации и такого ее вида, как скэт; проведена систематизация вокальных стилей скэт.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, учебно-методическое пособие «Scat and 1оу!»,могут быть использованы в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, в педагогической практике педагогов- вокалистов учреждений дополнительного образования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Список литературы содержит 55 источника.
Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована его гипотеза, раскрыты методологические основы исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В главе 1 «Теоретические основания формирования навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала»проводится теоретический анализ джазовой импровизации, раскрываются особенности данного вида музицирования, изучаются характерные особенности виды, а также исполнительские особенности скэт-импровизации. Проводится анализ существующих теоретических подходов к обучению джазовому исполнению, в том числе приему джазовой импровизации. Особое внимание уделяется особенностям обучения подростков в период гормональной перестройки, влияющие как на изменения физиологического, так и психоэмоционального фона у ребенка.
В главе 2 «Опытно-экспериментальное исследование формирования навыков джазовой импровизации старших подростков на уроках вокала»представлено содержание учебно-методического пособия «Scat and Joy!» по развитию навыков джазовой вокальной импровизации старших подростков на уроках вокала и результаты его апробации на базе Центра вокального творчества «Сандугач» г.Казани.
В заключении работы изложены основные результаты исследования.
В приложении представлено учебно-методическое пособие «Scat and Joy!» по развитию навыков джазовой вокальной импровизации старших подростков на уроках вокала.
Педагогическая деятельность в сфере музыки крайне разнообразна и интересна: использование потенциала каждого из множества направлений музыки задает каждому неповторимый почерк, который с легкостью узнается в учениках. Использование классической музыки, фольклора и других направлений является основой процесса обучения, однако эффективное внедрение нестандартных направлений и их богатства значительно расширяет спектр влияния педагога и возможности создания творческого роста у ученика. К одному из таких направлений относят джаз.
Одной из отличительных особенностей джаза является джазовая импровизация. Многие ученые и теоретики сходятся в том, что импровизация, как самый древний тип музицирования, благотворно сказывается на становлении ученика в певческой деятельности.
В ходе исследовательской работы нами было установлено и несколько раз подтверждено, что импровизация -это именно тот процесс, который способствует личностному росту и развитию вокалиста, способствует отходу от привычного заучивания к непосредственному творческому освоению музыки. Все это значительно повышает профессиональный уровень вокалиста. При этом стоит понимать, что обучение импровизации с детства значительно облегчает применение этого навыка во взрослой карьере певца.
Педагогу представляется уникальная возможность разъяснить в ходе уроков, что человеческий голос столько же уникальный инструмент, с индивидуальными особенностями, который всегда поможет вокалисту в его нелегком деле. При этом абсолютно не обязательно использование непосредственно слов, так как в джазовой импровизации распространено использование скэта, которые подразумевает подражание музыкальным инструментам голосом певца, задействуя слоги на любых языках: от традиционных языков чернокожего населения Африки, заканчивая традиционными английским или русским языками.
При этом в основу обучения закладывается принцип сочетания художественного и технического развития вокалиста. То есть в ученике необходимо развивать, как технические навыки владения импровизации, так и подталкивать его к творческому расширению собственных горизонтов. Техника является условием актуализации творческого потенциала.
В ходе проведенной работы была предпринята попытка провести анализ культурно-исторических условий становления импровизации в контексте развития джазовой музыки, дать характеристику джазовой импровизации, ее видов и исполнительских особенностей, а также рассмотреть педагогические аспекты формирования навыков джазовой импровизации учащегося вокалиста в системе дополнительного образования с применением метода эксперимента.
В ходе эксперимента было установлено, что разработанное учебно-методическое пособие «Scat and Joy!» является эффективным средством развития навыков импровизации вокалиста-подростка. Особенно стоит отметить, что занятия с использованием пособия вызывали интерес у учеников и желание заниматься лучше и больше.
В целом по результатам тестирования можно говорить о том, что учащиеся с разным уровнем владения вокальными навыками улучшили свои показатели. Многие учащиеся перешли из своей группы более низкого уровня в более высокую группу по уровню владения выделенными критериями, соответственно дальнейшее обучение подростков возможно в более высокой группе. Комплексные упражнения формируют необходимую вокалисту базу для музицирования, становления самостоятельным исполнителем, открывает новые возможности для свободного импровизирования. Таким образом, можно высоко оценить перспективы освоения импровизации, отметить педагогические возможности ее влияния на становлении личностных качеств.
1. Акопян Л. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. - М: Практика, 2010. - 855 с.
2. Аргамаков К.А. Искусство импровизации [Электронный ресурс] // Музыкальный альманах.- 1914. С. 112-116. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 18.12.2017)
3. Арутюнова А.Б. Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - Выпуск8. - Том 62. С.94-98.
4. Арутюнова А.Б. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 22 с.
5. Барбан Е. Джазовая импровизация (к проблеме построения теории)
// Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. - М.: Советский
композитор, 1987. С. 162-183.
6. Баташев А. Феномен импровизации [Электронный ресурс] // Советская музыка. - 1987. - № 2. С. 46-49. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 18.12.2017)
7. Беспалов О.И. Развитие музыкально-импровизационных
способностей подростков в условиях дополнительного образования. автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тверь, 2011. - 241 с.
8. Бриль И. М. Основы джазовой импровизации на фортепиано: учеб.- метод. пособие. -М.: Изд-во гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных, 1976.-75 с.
9. Брылин Б.А. Педагогические основы музыкально-творческого
развития учащихся старших классов в современных формах досуга: дис. . д- ра пед. наук [Электронный ресурс]. - Винница, 1997. - 450 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 18.12.2017)
10. Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. 3-е изд., стер. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2011. -608 с.
11. Глущенко Ю.П. Импровизация как категория исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. -Киев, 1990. -17 с.
12. Дмитриева Т.А. Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 214 с.
13. Дощечко Н.А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: учеб.
пособие [Электронный ресурс]. -М.: МГИК, 1983. -80 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 18.12.2017)
14. Журлова В.А. Вокальная импровизация как средство развития творческой личности // Культура: теория и практика.- 2016. - № 1 (10). С. 3.
15. Зайцева А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 197 с.
16. Зайцева А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусства // Вестник МГУКИ. - 2012. - №5.С. 167-171
17. Зайцева А.С. Содержание и структура образовательной модели обучения джазовой импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения // Вестник МГУКИ. - 2012.- №1.С. 176-179
18. Карагичева И. Эстрадно-джазовое сольфеджио: Базовый курс. - М.: Музыка, 2010. -84 с.
19. Кинус Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. - Рн/Д.: Феникс, 2008. -161 с.
20. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах пед. вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. -25 с.
21. Коваленко О.Н.Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 204 с.
22. Ковальчук Е.Ю. Джазовая вокальная импровизация: историография вопроса // Искусство и культура. - 2017. - № 1 (25). С. 25-28.
23. Козырев Ю. Джаз и музыкальная педагогика // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. -М., 1987. С. 194-207.
24. Колесникова Н.Ю. Формирование умений импровизации в процессе творческой деятельности вокалиста // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 5. С. 221-224.
25. Коллиер Дж. Л. Становление джаза [Электронный ресурс]. - М.: Радуга, 1984. - 392 с. (дата обращения 16.11.2017)
26. Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений: пер. с англ. [Электронный ресурс]. -М.: Радуга, 1987. — 424 с.(дата обращения 5.02.2018)
27. Корнев П.К. О вокальной импровизации в джазе: становление скэта // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №13. - С. 75-78.
28. Кубасова Э.Т. Концепт джаз: лексико-семантический, лингво-культурологический и психолингвистический аспекты: дис. ... канд. филолог. наук. - Уфа, 2012. - 198 с.
29. Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. -47 с.
30. Курильченко Е.М. Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 24 с.
31. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект): автореф. дис... канд.филос.наук. - М., 2002. - 26 с.
32. Лившиц Д.Р. Феномен импровизации в джазе: дис. ... канд. иск.- Н. Новгород, 2003. - 176 с.
33. Мун Л.Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: дис. . канд. пед. наук. - М., 2001. - 171 с.
34. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности// Вопросы психологии. - 1982. - №5.С.85-93.
35. Никулина А.И. Сильный, чистый голос. Методика обучения эстрадному вокалу. Ч. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 18.12.2017)
36. Новикова Е.Б. Пространственно-временной модус бытия джазовой импровизации // Омский научный вестник. - 2011. - №5. С. 125-128.
37. Новикова Е.Б. Репрезентация импровизации в джазовой музыке // Ценности и смыслы. - 2011. -№ 6(15). С. 77-84.
38. Общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей «Джазовый вокал». Для учащихся I-IV классов. - М. - 2015. - 27 с.
39. Овчаров И.В. Роль и место импровизации в учебно-образовательном процессе вузов культуры и искусств (на материале работы кафедры эстрадно-джазового искусства) // Известия ВГПУ. - 2010. -№ 9. - Том 53. - С. 47-49
40. Овчинников Е. История джаза. 2 т. [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1994. - 240 с.(дата обращения 5.10.2017)
41. Основная образовательная программа по направлению 073400.68
«Вокальное искусство», магистерская программа «Эстрадно-джазовое пение». - СПб.: СПбГИК, 2013. - 63 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.spbgik.ru/knizhnyy-i-audiofond/(дата обращения 18.12.2017)
42. Панасье Ю. История подлинного джаза. - 2-е изд. [Электронный ресурс]. - Л.: Музыка, 1979. - 128 с. (дата обращения 16.11.2017)
43. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса: учебное пособие. -СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. -96 с.
44. Программа учебного предмета «Основы исполнительской
подготовки» дополнительной ООП «Эстрадно-джазовый вокал. Основной курс» [Электронный ресурс]. - Ростов-на-Дону: Детская школа искусств имени А.П. Артамонова. - 16 с. URL: http://www.dshi-
artamonova2. ru/Documents/16metkopilka/16metkopilka. html (дата обращения 8.01.2017)
45. Сморякова Т.Н. Эстрадно-джазовый вокальный тренинг: учебное пособие. -СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. - 40 с.
46. Соул и фанк [Электронный ресурс]. URL:
http://www.margenta.ru/zabriski/soul-funk.htm(дата обращения 18.12.2017)
47. Стулова Г.П. Теория и методика обучения пению. -СПб.:
Планета музыки, 1992. - 196 с.
48. Уроки эстрадно-джазового вокала [Электронный ресурс]. URL: http://mar.ucoz.ru/index/uroki_dzhazovoj_imprvizacii/0-9(дата обращения 8.01.2017)
49. Ушаков К.А. Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре: автореф. дис. ... канд. культурологии. -Кемерово, 2000. -21 с.
50. Шишова О.А. Развитие творческих способностей детей в условиях школы искусств // Молодые голоса: Сб. научно-иссл. работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М.: МГОПУ, 1998. С. 21-214. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 18.12.2017)
51. Шостак Г.В. Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания: учеб.-метод. пособие для учителей музыки и МХК и студ. пед. вузов. - Брест: Прогресс, 2002. - 116 с.
52. Шпаковская Е.Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 191 с.
53. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - М.: Метафора, 2004. - 367 с.
54. Эстрада сегодня и вчера: о некоторых эстрадных жанрах XX-XXI веков: сб. статей / Отв. ред.-сост. О.А. Кузнецова. - М.: ГИИ, 2010. - 304 с.
55. StoloffB. Scat! VocalImprovisationTechniques [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/doc/141516827/Bob-Stoloff-Scat-Vocal- Improvisation-Techniques-pdf(дата обращения 8.01.2017)