Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Определение и факторы конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия 12
1.3 Процесс разработки маркетинговой стратегии предприятия 20
2. Оценка реализации маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ООО «КамаСтройИнвест» 27
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия ООО «КамаСтройИнвест» 27
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «КамаСтройИнвест» 35
2.3 Оценка маркетинговой политики и стратегии предприятия ООО «КамаСтройИнвест» 43
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «КамаСтройИнвест» 55
3.1 SWOT - анализ конкурентоспособности предприятия ООО «КамаСтройИнвест» 55
3.2 Структурирование функции качества (Quality Function Deployment) -
методология разработки маркетинговой стратегии 57
3.3 Карта путешествия клиента (Customer Journey Map) как маркетинговая
технология разработки стратегии 64
Заключение 70
Список использованных источников
В современных условиях жёсткой конкуренции и растущей потребительской культуры маркетинг становится способом выживания для любой компании - как в крупном, так и в малом бизнесе. Маркетинговое мышление руководителей обеспечивает постоянное развитие компании, предприятия, на основе знания закономерностей рынка и методов его регулирования.
Обеспечение опережающего роста компании и поддержка долгосрочной стабильности - с каждой из этих задач весьма сложно справиться. Однако сегодня компании, которые ставят перед собой цель оставаться лидерами на рынке в течение продолжительного времени, должны решать их одновременно.
Решение этих задач связано с внедрением методов маркетинга в процессы принятия стратегических решений.
Актуальность управления компанией с позиций стратегического маркетинга на сегодняшний день не вызывает сомнений: прогнозирование текущей и перспективной маркетинговой ситуации, подготовка альтернативных стратегий достижения поставленных целей и мероприятий, способствующих их достижению, позволяют формировать долгосрочные конкурентные преимущества на рынке. При этом для эффективной реализации потенциала стратегического маркетинга руководству компании необходимо должное внимание уделять самой организации этой деятельности: процессу построения системы управления, способной быстро реагировать и перестраиваться для выполнения поставленных маркетинговых задач, находить ресурсы, обеспечивать производство и продвижение товаров и услуг и пр.
Актуальность данной темы дипломной работы состоит в том, что без разработанной и функционирующей маркетинговой стратегии предприятие, занимающееся производством каких-либо товаров или оказанием услуг, не сможет выдерживать конкуренцию, действовать эффективно и в соответствии с требованиями рынка.
Целью дипломного проектирования является оптимизация маркетинговой стратегии с целью повышения конкурентоспособности строительной компании.
Исходя из поставленной цели написания дипломной работы, необходимо решить следующие задачи:
- определить содержание и сущность категории «конкурентоспособность» предприятия, факторов и особенностей данного понятия;
- раскрыть сущность принципов стратегического маркетингового планирования и возможностей их применения;
- изучить этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии предприятия;
- изучить организационно-экономическую характеристику ООО «КамаСтройИнвест» и проанализировать маркетинговую политику предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «КамаСтройИнвест».
Предметом исследования - теоретические и практические подходы к разработке маркетинговой стратегии.
Объектом исследования является ООО «КамаСтройИнвест», основной деятельностью которого является строительство объектов жилой и коммерческой недвижимости, домов бизнес и премиум класса.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга, менеджмента и экономики, положения экономической теории.
Применялись методы: анализа и синтеза, аналитический, табличный, графический и источниковедческий методы.
Теоретическая значимость работы состоит в описании концептуальной основы и приемов конкурентоспособности предприятия, также стратегического маркетинга предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в описании и анализе концептуальной основы и приемов, связанных с анализом маркетинговой деятельности предприятия, определении направлений развития предприятия с учетом имеющихся маркетинговых стратегий. Результаты проведенного анализа могут служить базой для определения направлений работы по повышению конкурентоспособности компании и разработки алгоритма решений по совершенствованию маркетинговой стратегии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
В заключении важно сказать, что проблема конкурентоспособности является одной из центральных проблем, от решения которой зависит многое в деятельности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия и его продукции показывает основные факторы коммерческого успеха.
В последнее время стратегии в маркетинге получают все большое развитие и значение. Существует большое количество разнообразных трактовок понятия «маркетинговая стратегия», обобщая их можно сказать, что маркетинговая стратегия представляет собой элемент общей стратегии компании, который описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе.
Разработка маркетинговой стратегии компании является, несомненно, очень важной, но и достаточно сложной задачей. Выполнение данной задачи может быть организовано в виде отдельного проекта или входить в состав проекта по разработке стратегического плана компании. В некоторых случаях компании принимают решение о привлечении консультантов для разработки маркетинговой стратегии.
В результате написания работы по первой главе сделали вывод о том, что конкурентоспособность это свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке и способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности. Определены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
Суть стратегического маркетинга заключается в опирающемся на современный инструментарий поиске решений, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и на получение у них преимуществ по сравнению с конкурентами с помощью специальных рыночных мероприятий. Грамотное, обоснованное маркетинговое решение поможет предприятию выжить в неблагоприятной внешней среде. Основное назначение плана стратегического маркетинга - чёткое и системное описание стратегического выбора, сделанного предприятием на основе анализа, в целях обеспечения своего долгосрочного развития.
Во второй главе была дана краткая характеристика и анализ ассортимента предприятия ООО «КамаСтройИнвест», проведен анализ организационно - экономической деятельности фирмы, проанализирована и оценена конкурентная среда и маркетинговая политика компании. По результатам анализа маркетинговой политики компании ООО «КамаСтройИнвест» можно сделать вывод, что естественным будет совершенствование работы маркетинговой службы и что предприятие имеет все необходимые условия хозяйственного развития в рыночных условиях для дальнейшего улучшения его деятельности.
В третьей главе дипломной работы проведен SWOT - анализ ООО «КамаСтройИнвест» и разработаны мероприятия повышения конкурентоспособности компании с помощью совершенствования маркетинговой стратегии предприятия. Нами были предложены две маркетинговые стратегии:
- QFD - методология (развертывание функции качества). Методология используется для обеспечения лучшего понимания потребителей при проектировании, разработке и совершенствовании продукции, услуг и процессов с применением все большей и большей ориентации на установленные и предполагаемые потребности потребителей.
- Customer Journey Mapping ( карта путешествия потребителя) — это маркетинговая технология, которая упрощает общение с клиентами и делает коммуникативную стратегию более эффективной и цельной.Совокупность выше описанных рекомендаций может обеспечить ООО «КамаСтройИнвест» достойный уровень конкурентоспособности на рынке.
Таким образом, поставленная цель работы: оптимизация маркетинговой стратегии с целью повышения конкурентоспособности строительной компании на примере ООО «КамаСтройИнвест» достигнута. В связи, с чем были решены следующие задачи:
- определена сущность категории «маркетинговая стратегия», функций и особенностей этого понятия, определение конкурентоспособности предприятия и ее факторы;
- раскрыты сущности принципов стратегического маркетингового планирования и анализ возможностей их применения;
- изучены этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии предприятия;
- изучена организационно-экономическая характеристика предприятия, проанализирована маркетинговая политика ООО «КамаСтройИнвест»;
- разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «КамаСтройИнвест».
На наш взгляд, выбранные пути оптимизации маркетинговой политики ООО «КамаСтройИнвест» будут способствовать повышению как конкурентоспособности предприятия в целом, так и повышению конкурентоспособности продукции "КамаСтройИнвест".
1. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие / Г.Л. Азоев. - М.: ГАУ, 2012. - 75 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 142 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление./Пер. с англ. под ред. Евенко Л.И.
- М.: Экономика,1989 г. - 519с.
4. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия /Ассель, Генри. - М.:ИНФРА, 2011. - 804 с.
5. Брагин, Ю.В. Ф. Путь QFD: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей / Ю.В. Брагин, В.Ф. Корольков. - Ярославль: Центр качества, 2003. - 240 с
6. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014 - 536 с.
7. Вашуков А.Я. Разработка продукции и технологических процессов на основе требований и ожиданий потребителей: метод. указания / сост.: Ю.А. Вашуков, А.Я. Дмитриев, Т.А. Митрошкина. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2012. - 32 с.
8. Годин А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин.
- Москва: Дашков, 2010 - 671 с.
9. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2010. - 303с.
10. Демченко, A. A. Маркетинг в основе конкурентоспособности
реструктурированного предприятия [Текст] : метод. пособие / А. А. Демченко. - Курск: КГУ, 2013. - 156 с.
11. Денисова, Е. С. Маркетинговые методы совершенствования
взаимоотношений компании и клиентов, в условиях трансформации поведения потребителей [Текст] : Монография / Е. С. Денисова, М. В. Маркова. - М. : Изд. центр ЕАОИ . - 2015. - 176 с.
12.Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг / П. С. Завьялов // РЭЖ. - 2014. - № 12. - С. 50-55.
13. Зиннуров У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности
товаропроизводителей / У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова. - М.: Экономика и управление, 2002. - 47 с.
14.Зуб А. В. Курс на успех: разрабатываем маркетинговую стратегию предприятия//Промышленный маркетинг. - 2014 - №6. - С. 41-44.
15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2010 - 336с.
16. Кормишкин Д.В. Системный подход к организации стратегического планирования маркетинговой деятельности на предприятии // Экономика и предпринимательство. - 2014 - № 8 - С. 942-946.
17. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: пер. с англ. / Ф. Котлер; Ред. пер. О. А. Третьяк, Ред. пер. Л. А. Волкова, Ред. пер. Ю. Н. Каптуревский. 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 2005. - 887 с.
18. Кузьмин, А.М. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества / А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. - 2002. - 432 с.
19. Кумар, Н. Маркетинг как стратегия [Текст] : учебник / Н. Кумар. - М. : Претекст, 2014. 342 с.
20. Куницын, С. С. Стимулирование сбыта на предприятии [Текст] / С. С. Куницин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 14.
21. Любанова, Т. П. Современный маркетинг [Текст] : учеб. Пособие для студентов вузов / Т. П. Любанова, К. М. Повловская, А. В. Румяецев. - М.: ИКЦ «Март», 2014. - 474 с.
22. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность,
маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.:
Внешторгиздат, 2013. - 451 с.
23. Новиков, С. А. Потребительский рынок России: стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка / С. А.Новиков // Рекламный мир. — 2000. -№ 11.-С. 62-63.
24.Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг: пер. с фр. М., 1993 - 156 с.
25. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2011 — 453 с
26. Рыжкова Ж.В. Организация процесса стратегического управления в крупных компаниях // Аудитор. - 2010 - № 10 - С. 41 - 45
27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512 с. - (Высшее образование).
28. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг [Текст] : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 640с.
29. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256 с.
30. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика [Текст]: учебник для студентов вузов. - М. :Альпина Бизнес Букс, 2010. - 533с.
31. Шмелев Н. А. Стратегический маркетинг [Текст] : Учебное пособие / Н. А. Шмелев. - М. : МФПА, 2014. - 177 с.
32. Яновский, А. А. Маркетинг в деятельности предприятия [Текст] / А.А. Яновский // Маркетинг, 2013. - №3. - 366 с.
Диссертации
33. Глухих Л.В. Теория и методология разработки и реализации
конкурентных стратегий промышленных предприятий: дис....д-ра
эконом. наук. 01.02.01/ Глухих Леонид Владимирович.- СПб., 2013. - 26 с.
34. Сулейманов Р.Ф. Методика формирования и оценки экономической эффективности маркетинговых стратегий фирмы с учетом фактора риска: дис.... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Сулейманов Риналь Фаридович.- Санкт-Петербург, 2014 - 144 с.
Авторефераты диссертаций
35. Голубева Н.В. Формирование стратегии конкуренции компании на
отраслевом рынке: автореферат дис.канд. эконом. наук: 14.00.33 /
Голубева Наталья Валерьевна. - Новосибирск 2007. - 168 с.
Электронные ресурсы
36. Customer Journey Map: как понять, что нужно потребителю [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //www.uplab.ru/blog/customer-j ourney-map/
37. Customer Journey Map: куда дальше? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //in-scale.ru/blog/customer-j ourney-mapping.html
38. Customer Journey Map: показываем на простых примерах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://internet-marketings.ru/customer-journey-map/
39. Все о методе Customer Journey Map [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //internet-marketings.ru/customer-j ourney-map/
40. Как мы разрабатываем маркетинговую стратегию [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http s: //paper-planes.ru/bl o g/marketingovaya- strategiya
41. Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на
предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru
42. Маркушина, Е. Структурирование Функции Качества (QFD) / Е. Маркушина // Управление изменениями в компании: электрон. журн. http://www.ncspearson.com/research-notes/97-11 .htm
43.Официальный сайт строительной компании ООО «КамаСтройИнвест» [Электронный ресурс] / - Режим доступа:http://kamastroyinvest.ru/
44.Созинов А. С. Обеспечение качества управления маркетинговыми процессами предприятия [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru