Введение…………………………………………………………………………...3
1. Становление метода интервью в науке и практике…………………………..5
2. Векторы развития биографического метода исследования………………...18
3. Нарративное интервью как метод сбора информации……….......................24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Актуальность исследования. На долю XXI в. приходится новый виток развития всевозможных социальных проблем. В первом десятилетии века информационных технологий, европейские социологи пришли к умозаключению, что принципы существования современного общества стремительно усложняются. Наряду с этим прослеживаются процессы возникновения новых уязвимостей, и соответственно новых форм социальной напряженности . Можно предположить, что дальнейшая разработка программ, направленных на ослабление социальной напряженности, в частности, вызванной возникновением конфликтов основанных на этнической почве, затруднительна без использования более тонких процессов, чем количественные аналитические процедуры. Другими словами, без методов сбора социологической информации, которые охватывают не только количественную аналитику явления, но и учитывают сенситивный характер сведений, высказываемых респондентами. К такому новому социологическому инструментарию не только количественных, но и качественных методик можно отнести фокус - группы, нарративные интервью и др.
К своеобразному перевороту гуманитарного знания последних десятилетий, привели глубокие трансформации в социальных науках. Одним из таких преобразований считается «нарративный переворот», основной идеей которого стало высказывание, что «функционирование различных форм знания можно понять только через рассмотрение их нарративной, повествовательной, природы» . Такой метод исследования как интервьюирование, занимает крайне важное место в теоретической и практической составляющей социальной работы, естественно, как и любой другой, однако его польза также важна и для исследований связывающих себя с социальной сферой человеческой жизни .
Цель исследования – проанализировать особенности нарративного интервью.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. рассмотреть особенности становления метода интервью в науке и практике;
2. проанализировать векторы развития биографического метода исследования;
3. рассмотреть нарративное интервью как метод сбора информации.
Несмотря на бесспорные преимущества нарративного интервью, не обходится и без существенных минусов, однако связанны они не конкретно с
данным методом исследования, а с ошибками, которые допускают интервьюеры в ходе беседы с респондентом:
1. Интервьюер позволяет вмешиваться в ход беседы третьим лицам. Нередки ситуации, когда на вопрос задаваемый непосредственно респонденту, начинает высказываться третье лицо, воздействуя на мнение респондента и искажая информацию выдаваемую им. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо предупредить третьих лиц о приватном разговоре с респондентом;
2. Интервьюер одновременно фиксирует в анкете ответы респондента и
третьего лица. В общем, эта ошибка вытекает из первой упомянутой и решается также проговариванием о приватности данной беседы;
3. Интервьюер помогает респонденту найти «нужный» ответ на вопрос. В ситуации, когда респондент сомневается в ответе на вопрос, просит интервьюера высказать собственное мнение;
4. Интервьюер высказывает свое мнение по вопросу. Она довольна близка к ошибке, но происходит в ситуации когда респондент задумался и не
может найти нужные слова, однако не просит помощи у интервьюера;
5. Интервьюер проводит интервью, когда респондент занят домашними делами;
6. Интервьюер записывает ответы на открытые вопросы не в том виде, как говорит респондент. В таком случае дальнейшая интерпретация ответа будет ошибочной и не даст должного результата.
Таким образом, нарративное интервью как методика исследования дает понять то, как люди воспринимают, чувствуют и отражают в своих высказываниях социальные угрозы и напряжения. Поиск объяснительного потенциала интервью предполагает цитирование высказываний респондентов, т.е. воспроизведение речи, приближенной к обыденной жизни, в которой присутствуют метафоры, аналогии, образы.
1. Веселкова Н.В., Вандышев М.Н., Прямикова Е.В. Об основных векторах развития метода интервью // «Социологические исследования. 2017. № 6. С. 44 – 56.
2. Грищенко Н.А. Исследование личности биографическим методом / Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990. – 211 с.
3. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-94. №3-4. С. 37.
4. Иконникова С.Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. 2011. № 4 (6). С. 2.
5. Кравченко С.А. Становящаяся сложная социальная реальность: проблема новых уязвимостей // Социологические исследования. – М., 2013. – № 5. – С. 3-12.
6. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: КазГУ, 2001. С. 16.
7. Орлова Г. Со-авторизация, но не соавторство: приключения транскрипта в цифровую эпоху // ШАГИ. 2016. 2(1). С. 200–223.
8. Путилова Е.Г. Особенности использования биографического метода в исторической науке // URL: [Электронный ресурс] http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/biografi ya-glazami-istorika (дата обращения: 17.03.2019 г.)
9. Романов П., Ярская - Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным...» Этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 145 – 160.
10. Стрельникова А. Метод биографической прогулки: интервью в пространственном измерении // Современная социология – современной России: Сборник статей VI международной научно-практической конференции памяти А.О. Крыштановского / Под науч. ред.: А.Б. Гофман, Г.В. Градосельская, И.Ф. Девятко и др. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 665–672.
11. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН, серия социология, 2004. – № 1(6). – С. 41 - 53.
12. Щютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью [1983] / Пер. с нем. Е.Ю. Мещеркиной // Безрогов Б., Кошелева О., Мещеркина Е., Нуркова В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001. С. 142–147
13. Anderson J. Talking whilst walking: a geographical archaeology of knowledge // Area. 2004. 36(3): 254–261.
14. Atkinson P., Silverman D. Kundera’s Immortality: The Interview Society and the Invention of the Self // Qualitative Inquiry. 1997. 3(3): 304–325.
15. Bagnoli A. Beyond the standard interview: The use of graphic elicitation and arts-based methods // Qualitative research 2009. 9(5): 547–570.
16. Bell S.L., Phoenix C., Lovel, R., Wheeler B.W. Using GPS and geo‐narratives: a methodological approach for understanding and situating everyday green space encounters // Area. 2015. 47(1): 88–96.
17. Bell S.L., Phoenix C., Lovel, R., Wheeler B.W. Using GPS and geo‐narratives: a methodological approach for understanding and situating everyday green space encounters // Area. 2015. 47(1): 88–96.
18. Bendiner-Viani G. (2005) Walking, Emotion, and Dwelling: Guided Tours in Prospect Heights, Brooklyn. Space and Culture. №.8(4): 459–471.
19. Benney M., Hughes E.С. Of sociology and the interview // Sociological Methods: A sourcebook / Ed. by N.K. Denzin. Chicago: Aldine Publishing Company, 1970. Benney M., Hughes E. С. Of sociology and the interview // Interviewing Four-Volume Set / Ed. by N.G. Fielding. 2003. Vol. 1.
20. Benny M., Hughes E. C. Of Sociology and the Interview: Editorial Preface // American Journal of Sociology. 1956. 62(2): 137–142.
21. Brinkmann S. Unstructured and Semi-Structured Interviewing // The Oxford Handbook of Qualitative Research / Ed. by P. Leavy P. Oxford: Oxford University Press, 2014
22. Büscher M., Urry J. Mobile Methods and the Empirical // European Journal of Social Theory. 2009. 12(1): 99–116
23. Fink J. (2012) Walking the neighborhood, seeing the small details of community life: Reflections from a photography walking tour. Critical Social Policy. 32(1): 31–50.
24. Fink J. Walking the neighborhood, seeing the small details of community life: Reflections from a photography walking tour // Critical Social Policy. 2012. 32(1): 31–50.
25. Harris D.A., Parisi D. Adapting life history calendars for qualitative research on welfare transitions // Field Methods. 2007. 19(1): 40–58.
26. Jary D., Jary J. Collins Dictionary of Sociology / David Jary, Julia Jary. – HarperCollins Publishers, 1995. – 2nd edition. – 784 p.
27. Jones H., Chatterjee K., Gray S. A biographical approach to studying individual change and continuity in walking and cycling over the life course // Journal of Transport & Health. 2014. 1(3): 182–189.
28. Kusenbach M. Street Phenomenology: The go-along as ethnographic research tool // Ethnography. 2003. 4(3): 455–485.
29. Kusenbach M. Street Phenomenology: The go-along as ethnographic research tool // Ethnography. 2003. 4(3): 455–485.
30. Miaux S., Drouin L., Morency P., Paquin S., Gauvin L., Jacquemin C. (2010) Making the narrative walk-in-real-time methodology relevant for public health intervention: Towards an integrative approach. Health & place. 16(6): 1166–1173.
31. Nelson I.A. From Quantitative to Qualitative: Adapting the Life History Calendar Method // Field Methods. 2010. 22(4): 413–428.
32. Reed A. (2002) City of details: interpreting the personality of London. Journal of the Royal Anthropological Institute. 8(1): 127–141.
33. Schorn A. The “Theme-centered Interview”. A Method to Decode Manifest and Latent Aspects of Subjective Realities // Forum: Qualitative Social Research. 2000. 1(2).
34. Spradley J.P. The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1979.