Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии 7
1.1. Содержание познавательной деятельности учащихся как психолого-педагогического понятия 7
1.2. Педагогические условия активизации познавательной деятельности 19
1.3. Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся
на уроках биологии 25
Глава 2. Исследование активизации познавательной деятельности на уроках биологии 33
2.1. Цель, задачи и результаты первоначального исследования уровня
познавательной деятельности учащихся 33
2.2. Психолого-педагогические условия активизации познавательной
деятельности в процессе изучения биологии 37
2.3. Анализ эффективности работы по активизации познавательной
деятельности учащихся на уроке биологии 44
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в инициативных и энергичных людях, которые обладают нестандартным мышлением и творческой активностью, готовых к инновационной деятельности. Все это приводит к необходимости усовершенствования системы образования. Для того, чтобы воспитать такую личность, необходимо пересмотреть виды, содержание и формы деятельности учащихся, которые должны предоставлять большие возможности для развития познавательной деятельности.
Изучением активизации познавательной деятельности учащихся занимались многие психологи, педагоги, методисты, к которым можно отнести Д.Н. Богоявленского , Л.С. Выготского , П.Я. Гальперина , В.В. Давыдова , А.Н. Леонтьева , A.M. Матюшкина , Н.Ф. Талызину , Т.И. Шамову , Г.И. Щукину , Д.Б. Эльконина и многих других. Ими рассмотрены как общие вопросы, которые связаны с проблемами активизации познавательной деятельности учащихся, так и отдельные проблемы, такие как активизация исследовательской деятельности, движение учащихся по ступеням познавательной активности, внутренняя потребность учащихся в активности, применение активных методов обучения и многие другие. Вместе с тем, все эти исследования сделаны в XX веке в абсолютно иных условиях образования и требований общества, большинство же современных исследований разрознены и узконаправлены.
Таким образом, одной из важнейших проблем современного образования является создание эффективных педагогических условий, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности учащихся. Однако, несмотря на многочисленные завершенные исследования в этой области, эта проблема остается сегодня одной из актуальных в связи с тем, что в современных условиях наблюдается снижение интереса учащихся к процессу обучения, интеллектуальная пассивность. Следовательно, необходим поиск современных педагогических условий активации познавательной деятельности учащихся.
Новые ФГОС, по которым работают все образовательные учреждения, определяют принципиально новые задачи образования в свете выше обозначенных проблем. Школа должна закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Уроки биологии являются одним из наиболее богатых по своему содержанию для выбора различных методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, но этот потенциал не в полной мере используется в современной школе.
Объект исследования - активизация познавательной деятельности учащихся.
Предмет исследования - педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Цель исследования - выявить необходимые педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Изучить научную педагогическую и методическую литературу по проблеме создания педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Провести исследование состояния познавательней деятельности учащихся.
3. Разработать рекомендации по активизации познавательней деятельности учащихся на уроках биологии.
4. Проверить эффективность разработанных рекомендаций.
Гипотеза исследования заключается в том, что соблюдение определенных педагогических условий будет способствовать активизации познавательной деятельности, учащихся на уроках биологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, H.B. Занков, Д.Б. Эльконин);
- теория мотивации в обучении (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.);
- теоретические положения по развитию познавательной активности (A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина).
Методы исследования:
• теоретические (теоретический анализ и обобщение научной литературы по изучаемой проблематике);
• эмпирические (анкетирование, тестирование).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе уточнены педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся, раскрыты особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанные рекомендации возможно использовать в работе учителя биологии для активизации познавательной деятельности учащихся.
Структура и содержание дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В введении определены актуальность, объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи исследования, раскрыты практическая и теоретическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается содержание познавательной деятельности учащихся как психолого-педагогического понятия, раскрыты педагогические условия активизации познавательной деятельности, описаны методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Во второй главе проведено исследование состояния познавательной деятельности учащихся, проведена работа на уроках биологии по активизации познавательной деятельности, затем проведено повторное исследование познавательной деятельности для проверки эффективности.
В заключении обобщены полученные результаты исследования и сделаны выводы.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Познавательная деятельность начинается с зарождения мотива, из которого вырастает познавательный интерес, который далее трансформируется в познавательную активность и познавательную деятельность. Обязательными компонентами, принимающими участие в познавательной деятельности, являются воображение, память, внимание и мышление.
Активизация познавательной деятельности учащихся включает в себя: формирование положительного отношения школьников к учебной деятельности; развитие стремления к глубокому познанию изучаемых предметов; развитие познавательной активности учащихся.
В результате активизации познавательной деятельности у учащихся формируется умение работать с различными видами и источниками информации, у них развиваются навыки самостоятельной исследовательской работы, повышается качество обучения, повышается социальная активность
Уроки биологии обладают огромным потенциалом для развития познавательной активности учащихся, так как они максимально приближены к практике, содержат большое количество занимательного материала, могут проводиться в различным формах, включая экскурсии, лабораторные и практические работы, семинары и практикумы, викторины и дискуссии.
В практической части работы для исследования активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии было проведено экспериментальное исследование. Цель исследования - определить педагогические условия возможностей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы с учащимися 6-го класса. Всего в исследовании принимало участие 30 детей, из них 16 мальчиков и 14 девочек.
Само исследование определялось поставленными задачами и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, на котором было проведено измерение первоначального уровня познавательной деятельности учащихся 6-х классов. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, на котором проводилась работа, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках биологии. На третьем этапе проводился контрольный эксперимент, на котором проводилось повторное исследование познавательной деятельности учащихся 6-х классов и его сравнение с первоначальным уровнем.
По результатам исследования только 10% школьников показали творческий уровень познавательной активности, который свидетельствует о наличии у детей разносторонних знаний о природе, активном стремлении к получению новых знаний. По 40% учащихся показали уровень исполнительной активности и уровень избирательной познавательной деятельности. Это говорит о том, что у большей части учащихся не в полной мере развита познавательная деятельность. Остальные 10% детей показали только уровень нулевой познавательной деятельности. Это говорит о том, что у данных детей наблюдается равнодушное отношение к учебной деятельности, у них есть только обрывочные элементарные знания о природе и умения по ее изучению.
Таким образом, проведенное исследование показало, что только половина учащихся обладают достаточным уровнем развития познавательной деятельности, что свидетельствует о необходимости проведения специальных работ в данном направлении для активизации познавательной деятельности учащихся.
Далее проводился формирующий эксперимент с детьми, которые принимали участие в констатирующем эксперименте. Для этого на уроках биологии применялись различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По результатам формирующего эксперимента можно заключить, что биология как учебный предмет дает большие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся через использование методов: эвристическая беседа, наблюдение, лабораторные и практические работы, просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков, работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений учащихся, участие в научно-исследовательской работе. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении, на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
После проведения формирующего исследования учащиеся 6-х классов. Принимающие участие в исследовании, были вновь оценены по уровню развития познавательной активности. Результаты показали, что на 7% больше учащихся показали творческий уровень познавательной активности - их стало 17%. Большая часть учащихся - это 57% - показали уровень исполнительной активности, 23%учащихся показали уровень избирательной познавательной деятельности. Также уменьшилось количество детей с нулевым уровнем познавательной деятельности - их стало 3% по сравнению с 10% на констатирующем этапе.
На основе проведенного исследования, можно увидеть, что после проведения формирующего исследования уровень познавательной деятельности учащихся 6-х классов значительно улучшился. Подводя итоги проведенного исследования можно выделить следующие необходимые педагогические условия активизации познавательной деятельности:
- необходимо сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения,
- материал должен преподноситься в доступной и эмоциональной форме для его сознательного восприятия;
- необходим индивидуальный и дифференцированные подход к учащимся;
- создание проблемных ситуаций;
- выполнение опытных и практических работ;
- использование меж предметных связей;
- использование элементов занимательности.
Таким образом, была доказана поставленная гипотеза: соблюдение определенных педагогических условий будет способствовать активизации познавательной деятельности, учащихся на уроках биологии.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.:
Издательство СПбГУ, 2007. - 412с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания
творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238с.
3. Бабакова Т.А. Методика обучения биологии Учебное пособие для студентов эколого-биологического факультета. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. - 111 с.
4. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности
учащихся. Исследовательская работа школьников. М.: Народное
образование. 2006. - № 3. - С. 68-74.
5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 96с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. - 352 с.
7. Буздалова Н.В. Организация познавательной деятельности учащихся: опыт, проблемы, перспективы // Мир науки - 2016 - Том 4 - номер 4
8. Воровщиков С.Г Развитие учебно-познавательной
компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. - М.: «5 за
знания», 2014. - 402 с.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2018. - 148с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом, 2000. - 330с.
11. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии. Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 218 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:
Директмедиа Паблишинг, 2014. - 613с.
13. Данилов М.А., Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
14. Железнякова О.М., Буздалова Н.В. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке // Педагогическое образование и наука. - 2016. - No1. - С. 124 -127.
15. Железнякова О.М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании: автореферат дис. д-ра пед. наук. - Ульяновск, 2008.
16. Железнякова О.М. Формы обучения (тринитарный подход) // Казанская наука. - 2014. - No11. - С. 217-221.
17. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
18. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 383с.
19. Кропочева Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения: дис.. канд. педагогич. наук. - Красноярск, 1999. - 170с.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 2013. - 304с.
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Книга по требованию, 2014. - 392с.
23. Маслак Е.Н. Личностно ориентированный урок: из практики работы учителя биологии / Е.Н. Маслак. - М. Чистые пруды, 2010. -32 с.
24. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 203с.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 400с.
26. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
27. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. - М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 352 с.
28. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. - 382с.
29. Орлова Д.А. Особенности проявления и способы коррекции страха публичных выступлений у младших школьников // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 2226¬2230.
30. Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии Учебное пособие. - 2-е изд., исп. и допол. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 214 с.
31. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. 240 с.
32. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дисс. докт. психолог. наук. - М., 2001. - 350с.
33. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991. - 160 с.
34. Рожкова А.А. Оперативное решение творческих мыслительных задач в структуре познавательных способностей школьников: дисс. канд псих. наук. - Ставрополь, СГУ, 2005. - 191с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 718с.
36. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. No1. С. 38-42.
37. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
38. Федяева Т.В. Тяпкина А.П. Экологокраеведческий подход в обучении биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки 2016
39. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. - 383 с.
40. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО Столетие, 2016. - 261с.
41. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982. - 24 с.
42. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.
43. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Академия, 2015. - 325с.
44. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403с.