Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Есть приложение.
Введение 3
1 Теоретические аспекты педагогической деятельности 4
1.1 Характеристика педагогической деятельности 4
1.2 Содержание и структура педагогической деятельности 8
2 Сравнение педагогической деятельности в школе и вузе 12
2.1 Профессиональная деятельность педагога в школе 12
2.2 Специфика педагогической деятельности в вузе 15
2.3 Анализ педагогической деятельности в школе и вузе 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 1 28
В современном мире проблемы образования находятся в центре внимания как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Эти проблемы обсуждаются на международных конференциях по образованию, а также на конференциях различного уровня в отдельных странах. Такое внимание к образовательной сфере вполне объяснимо. Образование в нашем мире обусловливает личное и общественное развитие. Оно определяется как уникальное общественное явление, которое «работает» на самосохранение, самовоспроизводство и саморазвитие общества. Сегодня именно образование определяет прогресс общества и всей человеческой цивилизации. Поэтому обновление современной школы, учреждений профессионального образования, всей системы образования и воспитания - актуальная задача для всех стран. Изучение специфики построения педагогической деятельности на разных уровнях образования является актуальной темой.
Целью работы является проведение сравнения педагогической деятельности в школе и вузе.
Цель конкретизируется в задачах:
1. Дать характеристику педагогической деятельности;
2. Изучить содержание и структуру педагогической деятельности;
3. Дать характеристику педагогической деятельности в школе;
4. Дать характеристику педагогической деятельности в вузе;
5. Сравнить основные показатели педагогической деятельности в школе
и вузе.
Объектом исследования является педагогическая деятельность в школе и вузе.
Предметом- сравнение основных показателей педагогической деятельности.
При изучении темы были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования.
К эмпирическим методам относятся: изучение литературы и публикаций в сети Интернет, метод сравнения. Для анализа полученной информации были использованы теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
Методологической основой исследования послужили труды классиков в области педагогики и нормативно-правовые акты в сфере образования. кроме того, были использованы работы таких авторов как Н.В. Кузьмина, О.Г. Коваленко, А.М. Новиков, Н.А. Плотников, Н.Г. Сергеев и др.
Работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Педагогическая деятельность является основным видом деятельности в учебных заведениях на всех уровнях образования. Ключевыми словами данного понятия являются педагогика и деятельность. Проведенный анализ имеющихся определений, позволил обосновать, что педагогика является наукой, изучающая развитие жизненного опыта человека. Развитие жизненного опыта происходит в процессе образовательной деятельности, в которой принято выделять: самообразование и совместную деятельность педагога и обучающегося. Основная задача педагога заключается в управлении этой деятельностью и этот процесс называется педагогической деятельностью.
Изучение структуры и содержания педагогической деятельности позволило сделать вывод о делении ее на основные компоненты: воспитание, преподавание, развитие, образование. Основными можно назвать воспитание и преподавание.
К характеристикам педагогической деятельности можно отнести целеполагание, мотивированность, предметность. Что касается структуры данного явления, то к настоящему времени разработаны различные концепции, однако в общем виде можно выделить: внешние и внутренние компоненты педагогической деятельности. К внешним относятся: цель деятельности, средства достижения цели, объект, субъект и результат педагогической деятельности. К внутренним - мотивационная, содержательная и операционная составляющие.
Изучив содержание педагогической деятельности в школе, был сделан вывод о том, здесь представлены воспитательная и учебная деятельность. Основной формой организации учебной деятельности является урок. для ведения воспитательной работы используют различные формы внеучебной работы.
Была определена специфика ведения педагогической деятельности в высшем учебном заведении. Это - интеграция в педагогической деятельности различных видов: педагогической, организационной, управленческой, воспитательной и научной. К основным формам педагогической деятельности относятся: лекции, лабораторные и практические работы, семинары, защита исследовательских работ. В особое направление выделена методическая работа, которая включает в себя подготовку и издание различных учебно-методических пособий.
На основании выявленных особенностей организации педагогической деятельности, был сделан вывод о существенных отличиях школы и вуза.
Различия начинаются уже в педагогическом составе: если в школе это специалисты с педагогическим образованием, то вузе это представители различных фундаментальных наук и различных отраслей экономики.
Содержание педагогической деятельности также существенно отличается: в вузе студенты работают в основном самостоятельно, педагог лишь управляет процессом. Спектр форм организации учебных занятий в вузе гораздо шире , отличается и формы организации воспитательной работы.
Все перечисленные отличия обусловлены спецификой учебного процесса и конечной целью данного уровня образования.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.12 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс .- URL: http://www.consultant.ru/, свободный – (дата обращения 04.06.2018)
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.06.2018)
3. Даутова О.Б. Педагогическая деятельность учителя в условиях
перехода современной школы на новые образовательные стандарты/ О.Б. Даутова// Человек и образование.- 2013.- №4.- С. 89
4. Ипполитова Н. В. Методологические основания исследования проблем профессиональной педагогики/ Н.В. Ипполитова// Научные исследования в образовании.- 2012.-№3.- С.56
5. Коваленко О. Г., Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза / О.Г. Коваленко, Н.А. Шишкина// Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 790
6. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 136 с. - (Бакалавр. Прикладной курс).
7. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 136 с. - (Бакалавр. Прикладной курс).
8. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 126 с. - (Университеты России).
9. Марданова Ф. С. Педагогическая деятельность / Ф.С. Марданова//
Молодой ученый.- 2017. - №3.2. - с. 13-14
10. Новиков А.М. Структура педагогической деятельности/ А.М.
Новиков// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- №4.- С. 78
11. Образовательный процесс в профессиональном образовании:
учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 314 с. - (Образовательный процесс).
12. Плотникова Н.А. Эффективность педагогической деятельности в
вузе/ Н.А. Плотникова, И.В. Пичугина// Педагогическое образование в России.- 2015.- №6.- С. 145
13. Разиюлло А. Методологические подходы к анализу содержания и
структуры профессиональной педагогической деятельности/ А.Разиюлло// Педагогическое образование в России.- 2014.- №5.- С. 1
14. Ребезов М. Б., Основные категории профессиональной педагогики/
М.Б. Ребезов. Л.С. Прохасько // Педагогика высшей школы. - 2017. - №2. - С. 39
14. Сергеев Н.К. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя/ Н.К. Сергеева, В.В. Сериков// Человек и образование.- 2012.- №1.- С. 46
15. Славгородская Е.Л. Психологический анализ педагогической деятельности педагога высшей школы/ Е.Л. Славгородская// Перспективы Науки и Образования.- 2014.- №3.- С. 163
16. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
17. Смирнов С.Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение/ С.Д. Смирнов// Вестник Московского университете.- 2011.- № 3.- С. 67
18. Станченко Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе/ Е.Н. Станченко // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - с. 147
19. Структура педагогической системы по Н.В. Кузьминой [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://zdamsam.ru/a25030.html, свободный.- (дата обращения 05.06.2018)
20. Хайруллин И.Т. Сравнительная педагогика: Краткий конспект лекций / И.Т. Хайруллин,. – Казань, 2013. – 118 с