Введение 3
1. Теоретические основы управления системой образования в КНР 7
1.1. Структура системы образования в КНР 7
1.2. Эволюция образования в КНР 19
1.3. Организационно -управленческая структура системы образования в КНР 26
2. Современные проблемы и тенденции развития высшего образования в КНР 33
2.1. Система высшего образования в КНР 33
2.2. Управление ресурсами высшего образования 41
2.3. Направления совершенствования системы образования в КНР 51
Заключение 60
Список использованных источников
Актуальность исследования. Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы
В современном мире вопросы, касающиеся сферы образования, приобретают особую значимость. Радикальные изменения в области экономики, политики, права ставят вопрос о необходимости адекватного и сущностного осмысления процессов, протекающих в различных сферах социальной реальности. Их наиболее общая оценка состоит в признании высококризисного состояния общества в целом и, в частности, системы образования как одного из важнейших общественных институтов.
Объективное стремление развивать систему образования в соответствии с изменяющимися условиями жизни, гибкая и эффективная реализация потребностей общества и личности приводят к необходимости перестройки и постоянного совершенствования управления системой образования. Эффективное управление - это важное условие развития современной системы образования.
Образование всегда занимало важное место в цивилизационном пространстве традиционного Китая. В разные исторические периоды китайская педагогика являлась частью традиционных философско- культурологических теорий Кун-цзы (Конфуция), Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Мо- цзы и других мыслителей, которые сформировали универсальную философскую концепцию идеальной личности, воспитание которой являлось целью многовековых образовательных усилий.
За последние десятилетия Китай совершил качественный скачок по развитию современной системы дошкольного, школьного, средне¬специального и высшего образования. В последние годы система китайского образования развивается в направлении все большего углубления, охватывает все более широкие сферы образовательной деятельности. С каждым годом страна принимает все более активное участие в международном сотрудничестве и обменах в области образования.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы развития современного образования раскрываются в работах таких выдающихся социологов классического и современного зарубежного направления, как Д.Бригс, П.Бурдье, К.Вестербек, Э.Гидценс, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Штомпка и др. Огромное значение для освещения вопроса деятельности первых педагогических институтов, состояния просветительской деятельности в Китае, характеристики школы и учительства начала XIX в. имеют труды Н.Я. Бичурина «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Статистическое описание Китайской империи», и английского миссионера Д. Макгована «Китайцы у себя дома». Китайской школе Цинского периода также посвящены работы С.К. Круковской, В.Л. Сидихменова.
Тема модернизации Китая и реформирование его образовательной системы в начале XX в. нашла свое отражение в трудах российских историков (JI.C. Васильев, О.Е, Непомнин, СЛ. Тихвинский) и исследователей (Н.Е.Боревская, С.А. Глазкова, В.З. Клепиков, А.Г. Крымов).
В первой четверти XX в. после свержения Цинской монархии в Китае активизируется деятельность иностранных миссионеров. Функции миссионерских учебных заведений, система подготовки будущих учителей в организованных миссионерами педагогических училищах изложены в работе A.A. Волоховой. Собранный автором фактологический материал ценен и уникален.
Кроме названных исследований отдельные стороны проблем педагогического образования (история организационного становления, а также анализ условий и предпосылок его возникновения) нашли отражение в работах китайских (Чжан Ланьсин, Фан Сяодун) и российских ученых (А. Ларин, В.А. Титов, В. Фисюков), дополняя вышеуказанные труды в вопросах статистики.
Конец 90-х гг. можно смело назвать периодом всплеска интереса к нашему восточному соседу. В отечественной литературе появился целый ряд работ, посвященных истории, политике, экономике, культуре, образованию Китая (В.В Адамчик, С.А. Ачапкин, Я.М. Бергер, Е.А. Гусевский, А.Д.Богатуров, А. Девятое, И.А. Малевич, В.Я. Романюк и др.).
В последние годы все больше китайских исследователей уделяет свое внимание теме реформирования системы образования в целом и педагогического в частности. Об этом свидетельствуют статьи Ван Лицзюаня, Ей Юй Хуа, Лю Лихуа, Лю Цзе, Хун Вэя, Чжан Сяохэ, Чжоу Хун Юя, Чжу Сяоманя, Чэнь Юнмина, Ян Дэхуана, Ян Чуньмао.
Анализ работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о том, что в них достаточно полно освещены вопросы становления школы и развития педагогической мысли в Китае, показана социальная обусловленность возникновения и развития педагогического образования. В то же время, вне пределов исследований остались многие важные вопросы, такие, как: современное состояние системы педагогического образования, основные направления его реформирования в XXI в. и др.
Объект исследования: система образования КНР.
Предмет исследования: управление системой образования в КНР.
Цель исследования: выявить тенденции и перспективы развития управления системой образования в КНР.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру системы образования в КНР
2. Изучить эволюцию образования в КНР
3. Проанализировать организационно-управленческую структуру
системы образования в КНР
4. Изучить систему высшего образования в КНР
5. Дать характеристику управлению ресурсами высшего образования
6. Разработать направления совершенствования системы образования в КНР
Методология исследования. Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии подготовки учителя, при проектировании модели высшего педагогического образования, учитывающего российский опыт в подготовки учителя, при создании курсов по сравнительной педагогике в педагогических вузах Китая.
Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Все знают, что на сегодняшний день Китай — это одна из самых перспективных стран в мире. Несмотря на то, что это также самая густонаселенная страна, китайские вузы с радостью приглашают к себе иностранных студентов для получения высшего образования. Растущая с каждым днем китайская экономика нуждается в высококвалифицированных специалистах, поэтому система образования в Китае соответствует самым высоким стандартам.
Китайское правительство очень много вкладывает средств в образование, для того чтобы студенты могли в полной мере получить самое лучшее для познания будущей профессии и применить свои навыки уже по время работы. Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы. Выпускники школ так же, как и мы сдают экзамен в мае (что-то вроде нашего ЕГЭ), но имеют право подать документы лишь в тот вуз, который по категории иерархии соответствует их баллам. То есть, если вы получили средние баллы или ниже среднего, вы не можете подать документы, например, в такой ВУЗ, как Пекинский государственный университет, а можете лишь туда, где вы со своим результатом можете быть приняты. Причина такой мгновенной модернизации Китая, служит преобладание технических ВУЗов и подготовка специалистов в технологических и сельскохозяйственных направлениях. А что касается гуманитариев, то в Китае их относительно мало, за исключением социологов, которые преобладают за счет экономики. Учебный год в Китае разделен на два семестра — осенний и весенний. Осенний семестр начинается в сентябре, весенний в марте. Летние каникулы, как у нас в июле и августе, а зимние в период Китайского Нового года. А регистрация абитуриентов проводится уже с февраля по июнь.
В отличие от наших университетов, в Китае важным аспектом сдачи экзаменов является самоподготовка, так как количество аудиторных часов в китайских университетах сравнительно меньше, чем у нас. Опросы, тесты и проверки часто проводятся без предварительного уведомления, то есть студент всегда должен быть готов к различным проверкам своих знаний. В отличие от других стран в Китае прогуливать пары строго запрещено без основанной причины, за опозданиями также очень строго следят. Если студент опоздал более чем на пятнадцать минут, то это считается пропуском. Если же студент пропускает занятия и достиг предела не посещаемости, то его не допускают до экзамена, а значит, есть риск быть оставленным на второй год.
Также в Китае удобно устроена система оценивания. Студенты имеют более гибкий учебный план. Предметы у них делятся на основные, специальные и факультативные, что помогает студентам самим выбирать дополнительные предметы, с соблюдением определенного количества баллов, которые им нужного получить по каждому предмету для аттестации по данной специальности. Большинство иностранных граждан могут претендовать на стипендии, но при условии знания языка. Стипендии правительства КНР и института Конфуция и др. предоставляют студентом бесплатное образование и проживания, а также огромный выбор специальностей. Стипендии выгодны особенно тем, что вам не придется оплачивать учебу и жилье, так как по студенческой визе иностранным студентам запрещено работать в Китае.
В университетах Китая по окончании обучения можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук, в зависимости от продолжения учебы. Однако общий уровень развития в Китае остается сравнительно отсталым, по причине многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районах страны.
В заключении можно сказать, что образование КНР — это важнейший механизм и тщательно контролируемая стратегическая отрасль для достижения общественного порядка. Китайские университеты тесно взаимосвязаны со многими престижными университетами в других странах, в том числе с Россией, предоставляя спектр международного взаимодействия. Большая часть китайских международных корпораций с огромной охотой берут на работу иностранных специалистов, у которых есть диплом китайского университета. Ведь такие специалисты не только знают язык, но и особенности характеров китайского населения, прожив там долгое время. Благодаря жесткой дисциплине в плане образования, выпускники высших учебных заведений в Поднебесной успешно конкурируют на рынке труда с выпускниками из других стран.
Результаты нашего исследования могут найти свое применение в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования. Здесь необходимо отметить, что постановка и решение различных аспектов указанной проблемы имеют особую актуальность применительно к условиям северных и северо-западных провинций КНР.
1. Адамчик, В.В. История Китая / В.В Адамчик, М.В. Адамчик, А.Н. Бадан и др. Минск. : Харвест, 2014. - 736 с.
2. Антиповский, А. А. Политика в области науки и образования в КНР 1949-1979 / А.А. Антиповский, Н. Е.Боревская, Н. В Франчук. М. : Наука, 1980.- 288 с.
3. Арефьев А. Л. Китайский феномен в международном образовании/СОТИС — социальные технологии, исследования. -2010.-№ 6.- С. 13-27.
4. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 118-126.
5. Ачапкин, С.А. Китай и китайцы (как понять % населения земли) / С.А. Ачапкин, В.В. Собольников. Новосибирск: ПолиграфИздат, 2015. - 192 с.
6. Бергер, Я.М. Политика реформ и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР (к итогам первой сессии ВСНП 10 -го созыва) / Я.М. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. 2013. - № 3. - С. 6-25.
7. Бергстен Ф., Ларди Н. Китай: что следует знать о новой сверхдержаве. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2017.
8. Бичурин, Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Бичурин. М.: Восточный дом, 2012. - 432 с.
9. Бондаренко Д.М., Деминцева Е.Б., Кавыкин О.И., Следзевский
И.В., Халтурина Д.А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации. - М.:
История и современность, 2017, №2, стр.153 -183.
10. Боревская Н.Е. Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия. - М.: изд-во «Восточная литература» РАН, 2013.
11. Боревская Н.Е. Новые финансирования высшей школы в КНР: китайский опыт в российском контексте. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2014.
12. Боревская Н.Е. Реструктуризация финансирования системы образования в КНР. - М.: «Проблемы дальнего Востока» №2, 2011.
13. Боревская Н.Е. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ I вв. - М.: Российская Академия образования, Центральная Академия педагогических исследований КНР, 2017.
14. Боревская, Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае : Монография. / Н.Е. Боревская; Российская академия наук. Инт Дал. Востока М. : Б.и., 2012.- 146 с.
15. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. - 2015. - № 1(14). - С. 11-13.
16. Вельгус, В.А. Средневековый Китай: Исследование и материалы по истории, внешним связям, литературе / В.А. Вельгус. М. : Наука, 1987. - 203 с.
17. Вызов времени: Китай и Россия создают школу будущего // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2016. - № 7013 (145).
18. Галинич В. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М., 2015. 60 с.
19. Гельбрас В.Г. КНР (статья из книги под ред. Королева И.С.
«Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет» - М.: изд-во
«Экономист», 2013.)
20. Гельбрас В.Г. Экономика Китая. - М.: изд-во «Гуманитарий», 2014
21. Гессе-Вартег, Э. Китай и китайцы. Жизнь, нравы и обычаи современного Китая / Э. Гессе-Вартег ; пер. со 2-го нем. испр. и доп. изд. А. и П. Ганзен СПб. : Девриен, 1906. - 379 с.
22. Глуховская Е. О платности и справедливости по-китайски / Е.
Глуховская // «Вузовские вести». 2011. - №11. - С.4-5.
23. Ей, Юй Хуа. О стратегии развития китайского образования / Юй Хуа Ей // Педагогика. 2016. - № 4. - С. 106-107.
24. Карлусов В.В. Китай: развитие вопреки мировому кризису - Вестник МГИМО-Университета. - 2016. - № 4. - С. 191-200
25. Карлусов В.В. Китай: эволюция стратегии догоняющего развития. - 30 лет реформ в КНР: опыт, проблемы, уроки. Тезисы докладов XVII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 22-24 октября 2008 г.). Часть I. - М.: ИДВ РАН, 2008.
26. Каукенова Т. 2008. Развитие образования в современном Китае:
кризисные явления и поиски решений. Доступ:
http://www.easttime.rU/analitic/1/8/491.html(проверено 07.03.2018).
27. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2015. - № 3. - С. 96-105.
28. Лю Пэнфээй, Красова Е. В. Современные тенденции развития китайской системы образования // Вестник ВГУЭС. - 2017. - № 1. - С. 22-32.
29. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: изд-во «Астрель», 2014.
30. Машкина О. А. Образование как фактор инновационного развития КНР //Экономика образования. -2016.-№ 3.- С. 88-106.
31. Машкина О.А. Образование как приоритет социально - экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. - 2016. - № 2. - С. 197-203.
32. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. - 2011. - № 3. - С. 88-106.
33. Министерство образования КНР. Замечания о всестороннем повышении качества высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-04/20/ content_2118168.htm (дата обращения 17.03.2018)
34. Министерство образования КНР. Национальная среднесрочная и
долгосрочная программа реформы и развития образования на 2010-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.moe.edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html(дата обращения 07.03.2018)
35. Министерство образования КНР. Статистический ежегодник образования в Китае на 201 7 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moe.edu.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201507/ t20150730_196698.html (дата обращения 27.03.2018)
36. Россия - Китай: Образовательные реформы на рубеже XX-XXI веков: сравнительный анализ / отв. ред. Н. В. Боревская, В. П. Борисенко, Чжу Сяомань. - М., 2016. - 592 с.
37. Садыков К.Ж. Основные направления реформирования высшего образования КР // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. 2016. № 12.
38. Се Нин. Базовое образование и национальное образование XXI века. - Пекин: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 2012. - 98 с.
39. Су Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2014.
40. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. - 2015. - № 1(87). - С. 198-204.
41. Сунь Пэйцин. История китайского образования. Пекин: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 20 14. - 160 с.
42. Сюн Сяньцзюнь. Обязательное образование в современном Китае. - Пекин: Изд-во Центрально-Китайского педагогического университета, 2008. - 109 с.
43. Тремзина П. А., Фоминых М. В. Отличительные особенности образования в Китае // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 92-93. — URL https://moluch.ru/archive/111/26621/(дата обращения: 31.03.2018).
44. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. - М.: НИИВСИ, 2017. - 43 с.
45. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2014. - № 11. - С.75-78.
46. Цзин Шиюн. Организационно -управленческие аспекты школы постоянной системы девяти лет. - Сычуань, 2010. - 85 с.
47. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и России в условиях современных реформ. - М.: Компания Спутник+, 2017. - 129 с.
48. Чан Мяомяо. История развития и текущее положение обязательного образования //Современные коммуникации. - 2013. - № 3. - С. 109-110.
49. Чжань Баокуй. Сборник педагогики - система образования // Источник и эволюция обязательного образования. - 2013. - С. 175-180.
50. Чжао Чжунцзянь. Миссия образования - декларация образования и программы действий XXI века. - Пекин: Изд-во педагогической науки, 2016. - 60 с.
51. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. - 2016. - № 1. - С. 61¬65.
52. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. - Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. - С. 222-225.