ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению временной перспективы старшеклассников 6
1.1. Основные подходы к изучению временной перспективы личности 6
1.2. Временная перспектива в структуре личности 14
1.3. Жизненная перспектива старшеклассников 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по второй главе 46
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению временной перспективы старшеклассников 6
1.1. Основные подходы к изучению временной перспективы личности 6
1.2. Временная перспектива в структуре личности 14
1.3. Жизненная перспектива старшеклассников 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по второй главе 46
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение
Феномен времени всегда вызывал неослабевающий исследовательский интерес, однако с начала ХХ в. изучение времени приобрело характер одной из магистральных проблем современной культуры и науки.
В психологии категория времени и временная ориентация (перспектива) рассматриваются через призму мотивационного (Ж.Нюттен), типологического (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, В. Ф. Серенкова), причинно-целевого (Е.И. Головаха, А.А. Кроник) и др. подходов. Одним из современных концептуальных подходов, обосновывающих важность рассмотрения временной ориентации в единстве мотивационной, эмоциональной, когнитивной и социальной составляющих, является подход Ф. Зимбардо и Дж. Бойда.
В течение последних двадцати лет авторы исследуют отношение ко времени в различных культурах и то, как оно связано с убеждениями, ценностями, установками личности.
В юношеском возрасте временная перспектива начинает выступать в качестве важного показателя личностной зрелости и, тем самым, приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности. Ведущей деятельность в юношеском возрасте является учебная деятельность, поэтому следует ожидать, что сформированность временной перспективы будет сказываться на успешности учебной деятельности старшеклассников.
В широком спектре исследований временной перспективы одной из наиболее актуальных и все ещё малоизученных проблем остается изучение перспективы будущего у старшеклассников с разным уровнем учебной успешности. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель - исследование временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
Объект исследования - старшеклассники с разным уровнем учебной успешности.
Предмет исследования - временная перспектива старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению понятия «жизненная перспектива».
2. Проанализировать построение жизненной перспективы в юношеском возрасте.
3. С помощью методов математической статистики выявить различия в проявлении временной перспективы личности старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: показатели временной перспективы успешных старшеклассников отличаются большей устремленностью в будущее.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования временной перспективы личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К.А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен, М.Р. Гинзбург, Ф. Зимбардо), исследования временной перспективы в раннем юношеском возрасте (Л.А. Регуш, Н.Н.Толстых и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы; обработки данных (вычисление среднего значения, t Стьюдента). В исследовании применялись следующие методики: опросник временной перспективы Зимбардо, методика измерения учебной мотивации И.Л. Финько и В.Г. Антоновой, «Шкалы переживания времени» Е.И. Головахи и A.A. Кроника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в полученные результаты дополняют представление о временной перспективе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы учителями, психологами при организации развивающих занятий и составлении коррекционных программ, направленных на развитие компонентов временной перспективы у старшеклассников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В психологии категория времени и временная ориентация (перспектива) рассматриваются через призму мотивационного (Ж.Нюттен), типологического (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, В. Ф. Серенкова), причинно-целевого (Е.И. Головаха, А.А. Кроник) и др. подходов. Одним из современных концептуальных подходов, обосновывающих важность рассмотрения временной ориентации в единстве мотивационной, эмоциональной, когнитивной и социальной составляющих, является подход Ф. Зимбардо и Дж. Бойда.
В течение последних двадцати лет авторы исследуют отношение ко времени в различных культурах и то, как оно связано с убеждениями, ценностями, установками личности.
В юношеском возрасте временная перспектива начинает выступать в качестве важного показателя личностной зрелости и, тем самым, приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности. Ведущей деятельность в юношеском возрасте является учебная деятельность, поэтому следует ожидать, что сформированность временной перспективы будет сказываться на успешности учебной деятельности старшеклассников.
В широком спектре исследований временной перспективы одной из наиболее актуальных и все ещё малоизученных проблем остается изучение перспективы будущего у старшеклассников с разным уровнем учебной успешности. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель - исследование временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
Объект исследования - старшеклассники с разным уровнем учебной успешности.
Предмет исследования - временная перспектива старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению понятия «жизненная перспектива».
2. Проанализировать построение жизненной перспективы в юношеском возрасте.
3. С помощью методов математической статистики выявить различия в проявлении временной перспективы личности старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: показатели временной перспективы успешных старшеклассников отличаются большей устремленностью в будущее.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования временной перспективы личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К.А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен, М.Р. Гинзбург, Ф. Зимбардо), исследования временной перспективы в раннем юношеском возрасте (Л.А. Регуш, Н.Н.Толстых и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы; обработки данных (вычисление среднего значения, t Стьюдента). В исследовании применялись следующие методики: опросник временной перспективы Зимбардо, методика измерения учебной мотивации И.Л. Финько и В.Г. Антоновой, «Шкалы переживания времени» Е.И. Головахи и A.A. Кроника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в полученные результаты дополняют представление о временной перспективе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы учителями, психологами при организации развивающих занятий и составлении коррекционных программ, направленных на развитие компонентов временной перспективы у старшеклассников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретический обзор и эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, подтвердили актуальность проблемы временной перспективы в юношеском возрасте. В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Проведенный теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных психологов показал, что исследование временной перспективы характеризуется выделением научных направлений: метод Ж. Нюттена, позволяет осуществить детальное изучение содержания временной перспективы; теория Ф. Зимбардо сконцентрирована на рассмотрении отношения к прошлому, настоящему и будущему, или временной ориентации личности; концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника на основе анализа межсобытийных связей дают наиболее полную картину структуры временной перспективы личности и др..
Юношеский возраст характеризуется поиском смысл жизни, умением составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации.
Одной из важнейших мотивационных категорий в старшем школьном возрасте является категория «учение», находящая свое отражение как в содержательных, так и в динамических компонентах представления о собственном будущем.
Исследование взаимосвязи личностных характеристик и временной перспективы старшеклассников осуществлялось с использованием следующих методик: опросник временной перспективы Зимбардо, методика измерения учебной мотивации И.Л. Финько и В.Г. Антоновой, «Шкалы переживания времени» Е.И. Г оловахи и A.A. Кроника.
Эмпирическое исследование показало, что успешные старшеклассники показывают ориентацию на будущее, но в тоже время направленность «гедонистическое настоящее» также занимает преобладающую позицию. Гедонистическая ориентированность и ориентация на будущее в большей мере свойственны старшеклассникам более успешным в учебной деятельности.
Успешных в учебной деятельности старшеклассники показали сбалансированность ременной перспективы. То есть они способны найти резервы развития в прошлом, и пытаются найти их в своем настоящем.
Они характеризуется высоким уровнем учебной мотивации, где основным мотивом выступают учебно-познавательные мотивы, мотивы целеполагания, достижения успеха. Им нравится учиться, они понимают важность обучения и учатся для достижения успехов, ставят цели, связанные с выбором профессии, т.е. с жизненными перспективами.
Для успешных испытуемых настоящее время протекает быстро, приятное, достаточно насыщенное и разнообразное по содержанию, организованное без резких и крутых изменений.
Эмпирическое исследование показало, что для группы менее успешных старшеклассников доминирующей временной перспективой является гедонистическое настоящее. У них не наблюдается сбалансированность временной перспективы, то есть они не всегда способны найти резервы развития в прошлом, и стремятся найти их в своем настоящем.
Менее успешные старшеклассники также характеризуются высоким уровнем учебной мотивации. Основными мотивами в учебной деятельности выступают внешние мотивы. В качестве внешних мотивов является стремление к избеганию неудач (чтобы не конфликтовать с родителями), им не свойственно высокое целеполагание.
Для менее успешных старшеклассников настоящее время протекает быстро, насыщенно, но однообразно и менее организованно.
Исследование показало, что показатели временной перспективы успешных старшеклассников отличаются большей устремленностью в будущее, чем у менее успешных старшеклассников.
В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Проведенный теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных психологов показал, что исследование временной перспективы характеризуется выделением научных направлений: метод Ж. Нюттена, позволяет осуществить детальное изучение содержания временной перспективы; теория Ф. Зимбардо сконцентрирована на рассмотрении отношения к прошлому, настоящему и будущему, или временной ориентации личности; концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника на основе анализа межсобытийных связей дают наиболее полную картину структуры временной перспективы личности и др..
Юношеский возраст характеризуется поиском смысл жизни, умением составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации.
Одной из важнейших мотивационных категорий в старшем школьном возрасте является категория «учение», находящая свое отражение как в содержательных, так и в динамических компонентах представления о собственном будущем.
Исследование взаимосвязи личностных характеристик и временной перспективы старшеклассников осуществлялось с использованием следующих методик: опросник временной перспективы Зимбардо, методика измерения учебной мотивации И.Л. Финько и В.Г. Антоновой, «Шкалы переживания времени» Е.И. Г оловахи и A.A. Кроника.
Эмпирическое исследование показало, что успешные старшеклассники показывают ориентацию на будущее, но в тоже время направленность «гедонистическое настоящее» также занимает преобладающую позицию. Гедонистическая ориентированность и ориентация на будущее в большей мере свойственны старшеклассникам более успешным в учебной деятельности.
Успешных в учебной деятельности старшеклассники показали сбалансированность ременной перспективы. То есть они способны найти резервы развития в прошлом, и пытаются найти их в своем настоящем.
Они характеризуется высоким уровнем учебной мотивации, где основным мотивом выступают учебно-познавательные мотивы, мотивы целеполагания, достижения успеха. Им нравится учиться, они понимают важность обучения и учатся для достижения успехов, ставят цели, связанные с выбором профессии, т.е. с жизненными перспективами.
Для успешных испытуемых настоящее время протекает быстро, приятное, достаточно насыщенное и разнообразное по содержанию, организованное без резких и крутых изменений.
Эмпирическое исследование показало, что для группы менее успешных старшеклассников доминирующей временной перспективой является гедонистическое настоящее. У них не наблюдается сбалансированность временной перспективы, то есть они не всегда способны найти резервы развития в прошлом, и стремятся найти их в своем настоящем.
Менее успешные старшеклассники также характеризуются высоким уровнем учебной мотивации. Основными мотивами в учебной деятельности выступают внешние мотивы. В качестве внешних мотивов является стремление к избеганию неудач (чтобы не конфликтовать с родителями), им не свойственно высокое целеполагание.
Для менее успешных старшеклассников настоящее время протекает быстро, насыщенно, но однообразно и менее организованно.
Исследование показало, что показатели временной перспективы успешных старшеклассников отличаются большей устремленностью в будущее, чем у менее успешных старшеклассников.
В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь между учебной мотивацией и профессиональной направленностью у старших подростков и юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМОВ СТРЕССА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ СДАЧЕ ЕГЭ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Я - концепция в связи с психологической разумностью и результатами ГИА старшеклассников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Современная музыкальная субкультура как фактор социализации молодежи
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



