Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ

Работа №47233

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению временной перспективы старшеклассников 6
1.1. Основные подходы к изучению временной перспективы личности 6
1.2. Временная перспектива в структуре личности 14
1.3. Жизненная перспектива старшеклассников 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по второй главе 46
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение

Феномен времени всегда вызывал неослабевающий исследовательский интерес, однако с начала ХХ в. изучение времени приобрело характер одной из магистральных проблем современной культуры и науки.
В психологии категория времени и временная ориентация (перспектива) рассматриваются через призму мотивационного (Ж.Нюттен), типологического (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, В. Ф. Серенкова), причинно-целевого (Е.И. Головаха, А.А. Кроник) и др. подходов. Одним из современных концептуальных подходов, обосновывающих важность рассмотрения временной ориентации в единстве мотивационной, эмоциональной, когнитивной и социальной составляющих, является подход Ф. Зимбардо и Дж. Бойда.
В течение последних двадцати лет авторы исследуют отношение ко времени в различных культурах и то, как оно связано с убеждениями, ценностями, установками личности.
В юношеском возрасте временная перспектива начинает выступать в качестве важного показателя личностной зрелости и, тем самым, приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности. Ведущей деятельность в юношеском возрасте является учебная деятельность, поэтому следует ожидать, что сформированность временной перспективы будет сказываться на успешности учебной деятельности старшеклассников.
В широком спектре исследований временной перспективы одной из наиболее актуальных и все ещё малоизученных проблем остается изучение перспективы будущего у старшеклассников с разным уровнем учебной успешности. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель - исследование временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
Объект исследования - старшеклассники с разным уровнем учебной успешности.
Предмет исследования - временная перспектива старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению понятия «жизненная перспектива».
2. Проанализировать построение жизненной перспективы в юношеском возрасте.
3. С помощью методов математической статистики выявить различия в проявлении временной перспективы личности старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: показатели временной перспективы успешных старшеклассников отличаются большей устремленностью в будущее.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования временной перспективы личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К.А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен, М.Р. Гинзбург, Ф. Зимбардо), исследования временной перспективы в раннем юношеском возрасте (Л.А. Регуш, Н.Н.Толстых и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы; обработки данных (вычисление среднего значения, t Стьюдента). В исследовании применялись следующие методики: опросник временной перспективы Зимбардо, методика измерения учебной мотивации И.Л. Финько и В.Г. Антоновой, «Шкалы переживания времени» Е.И. Головахи и A.A. Кроника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в полученные результаты дополняют представление о временной перспективе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы учителями, психологами при организации развивающих занятий и составлении коррекционных программ, направленных на развитие компонентов временной перспективы у старшеклассников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический обзор и эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, подтвердили актуальность проблемы временной перспективы в юношеском возрасте. В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Проведенный теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных психологов показал, что исследование временной перспективы характеризуется выделением научных направлений: метод Ж. Нюттена, позволяет осуществить детальное изучение содержания временной перспективы; теория Ф. Зимбардо сконцентрирована на рассмотрении отношения к прошлому, настоящему и будущему, или временной ориентации личности; концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника на основе анализа межсобытийных связей дают наиболее полную картину структуры временной перспективы личности и др..
Юношеский возраст характеризуется поиском смысл жизни, умением составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации.
Одной из важнейших мотивационных категорий в старшем школьном возрасте является категория «учение», находящая свое отражение как в содержательных, так и в динамических компонентах представления о собственном будущем.
Исследование взаимосвязи личностных характеристик и временной перспективы старшеклассников осуществлялось с использованием следующих методик: опросник временной перспективы Зимбардо, методика измерения учебной мотивации И.Л. Финько и В.Г. Антоновой, «Шкалы переживания времени» Е.И. Г оловахи и A.A. Кроника.
Эмпирическое исследование показало, что успешные старшеклассники показывают ориентацию на будущее, но в тоже время направленность «гедонистическое настоящее» также занимает преобладающую позицию. Гедонистическая ориентированность и ориентация на будущее в большей мере свойственны старшеклассникам более успешным в учебной деятельности.
Успешных в учебной деятельности старшеклассники показали сбалансированность ременной перспективы. То есть они способны найти резервы развития в прошлом, и пытаются найти их в своем настоящем.
Они характеризуется высоким уровнем учебной мотивации, где основным мотивом выступают учебно-познавательные мотивы, мотивы целеполагания, достижения успеха. Им нравится учиться, они понимают важность обучения и учатся для достижения успехов, ставят цели, связанные с выбором профессии, т.е. с жизненными перспективами.
Для успешных испытуемых настоящее время протекает быстро, приятное, достаточно насыщенное и разнообразное по содержанию, организованное без резких и крутых изменений.
Эмпирическое исследование показало, что для группы менее успешных старшеклассников доминирующей временной перспективой является гедонистическое настоящее. У них не наблюдается сбалансированность временной перспективы, то есть они не всегда способны найти резервы развития в прошлом, и стремятся найти их в своем настоящем.
Менее успешные старшеклассники также характеризуются высоким уровнем учебной мотивации. Основными мотивами в учебной деятельности выступают внешние мотивы. В качестве внешних мотивов является стремление к избеганию неудач (чтобы не конфликтовать с родителями), им не свойственно высокое целеполагание.
Для менее успешных старшеклассников настоящее время протекает быстро, насыщенно, но однообразно и менее организованно.
Исследование показало, что показатели временной перспективы успешных старшеклассников отличаются большей устремленностью в будущее, чем у менее успешных старшеклассников.
В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов . - 6-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 672 с.
2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Абульханова К.А. Личность как субъект жизненного пути // Время как фактор изменений личности: Сборник науч. трудов / Под ред. A.B. Брушлинского и A.B. Поликарпова. - Мн.: ЕГУ, 2003. - С. 24-65.
4. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. - 2005. - Т. 2. - № 4. - C. 3-22.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. - СПб.: «Питер», 2001. - 272 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
7. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. - 2000. - №4. - С. 61-73.
8. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
9. Афанасьева А. Н. Личность как субъект жизненного пути // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 475-478.
10. Березина Т.Н. Пространственно-временные особенности мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 13-26.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 2001. - 352 с.
12. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
13. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.
14. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 256-269.
15. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Смысл, 2008.
16. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
17. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995.- С. 179-184.
18. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. - М., 1988. - С. 216-230.
19. Ковдра А.С. Временная перспектива личной безопасности: определение понятия и основных параметров // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 2. - С. 314-318.
20. Ковдра А.С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза // Гуманизация образования. - 2012. - № 2. - С. 30-35.
21. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1986. - 275 с.
22. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования / Психология личности в трудах отечественных психологов.
- СПб.: Питер, 2000. С. 269-279.
23. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008.
24. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель её активности // Гуманистические проблемы психологической теории. - М: Наука, 1995. - С. 185-191.
25. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.
26. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.
27. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. - М.: Мысль, 1998. - С. 196- 212.
28. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 1. - С. 14-25.
29. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
30. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999. - 349 с.
31. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. - С. 54-65.
32. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1998. - 366 с.
33. Некрасова Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1988. - 16 с.
34. Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. - М.: Просвещение, 1984. - 367 с.
35. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
36. Нюттен Ж. Мотивация, планирование, действие // Общая психология: учебное пособие. Т. 2, кн. 2. Субъект деятельности // ред.- сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. - М.: Когито-Центр, 2013. - 664 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2008.
38. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
39. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. - М.: Форум, 2007.
40. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2001. - 720 с.
42. Рябикииа И.В. Особенности временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 17 (43). В 2 частях: Аспирантские тетради: Ч II. Педагогика и психологии, теория и методика обучения. - СПб., 2007. - С. 207-212.
43. Рябикина И.В. Мотивация старшеклассников с разным уровнем учебной успешности // Психология XXI века Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. - СПб.: СПбГУ, 2007. - С 361-362.
44. Сергиенко Е. А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 2. - С. 16-28.
45. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. - 2011а. - Т. 32. - № 1. - С. 120¬132.
46. Серый А. В, Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
47. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб. : ООО «Речь», 2003. - 350 с.
48. Спиридонова И.А. Влияние локуса контроля на временную трансспективу // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
49. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация
опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо //
Психологический журнал. - 2008. - том 29.- №3.- С.101-109.
50. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф.
Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика, 2007, №1. С.85-106.
51. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.
52. Толстых Н.Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 33-43.
53. Толстых Н.Н. Развитие индивидуального хронотопа в детстве и юности // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 30-45.
54. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 87-91.
55. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве- времени детства. - М.: Московский психолого-социальный институт /Флинта, 1997. - 160 с.
56. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды в 2 т., Т.1.- М.: МПСИ МОДЭК, 2005. - 568 с. Т.2. - М.: МПСИ МОДЭК, 2005. - 456 с.
57. Чувашова И.А. Смысловая обусловленность взаимосвязи эмоционального выгорания и временной перспективы личности в педагогической деятельности // Вестник СамГУ. - 2014. №5 - (116). - С.234-239.
58. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №14.
59. Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. - Черновцы: ЧГУ, 1991. - Т. 1. - С. 13-15.
60. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ