Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ

Работа №47165

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
405
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого потенциала студентов-дизайнеров средствами живописи
1.1. Гуманитарно-педагогические и психологические аспекты развития
творческого потенциала личности 7
1.2. История развития живописи маслом (на примере натюрморта) 16
1.3. Анализ методов развития творческого потенциала студентов-
дизайнеров 30
Выводы по главе 42
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала студентов-дизайнеров средствами живописи
2.1. Разработка учебной программы по освоению живописи маслом для студентов-дизайнеров, направленной на развитие творческого потенциала 44
2.2. Опытно-экспериментальная работа и обобщение его результатов 58
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 82

Актуальность исследования. Вопрос профессиональной подготовки в высших учебных заведениях студентов дизайнеров рассматривается в государственных нормативных документах. Согласно ФГОС ВПО направления «Дизайн» основной целью обучения бакалавров дизайна является подготовка квалифицированного специалиста в области дизайна, обладающего профессиональными компетенциями, умеющего принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, прогнозировать их последствия, способного к конструктивному сотрудничеству, постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию. Эффективная система образования, являющаяся одним из основополагающих факторов, не может оставить без внимания проблемы профессионального обучения дизайнеров потому, как с каждым годом увеличивается уровень значимости дизайна в жизни современного общества.
Традиционно и правомерно отождествлять становление профессионализма дизайнера с усвоением базовых художественных предметов, таких как академический рисунок, композиция и живопись. Посредством данных дисциплин формируются навыки пространственного мышления и культура визуального восприятия дизайнера.
Степень разработанности проблемы. Анализ практики обучения студентов на художественных факультетах ВУЗов показал, что вопрос формирования и развития творческого потенциала студентов дизайнеров в процессе освоения живописи недостаточно разработан. Анализ исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки дизайнеров, также не освещает данной проблемы. Так, например, профессиональной и художественной подготовке студентов вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды видных деятелей образования: Г.В. Беды, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, А.А. Масленникова,Н.Н Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина. Вопросами развития творческого потенциала на занятиях изобразительным искусством занимались Н.А. Бердяев, Ф.Л.Гансберг, Э.Г. Вебер, В.С Кузин, М. Монтессории другие.Разработкой дидактических систем преподавания изобразительного искусства занимались В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.С. Шпикалова.
Однако, комплексных исследований в области развития творческого потенциала студентов дизайнеров в процессе освоения живописи недостаточно. Недостаток разработки данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческого потенциала студентов дизайнеров средствами живописи»
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональных качеств студентов дизайнеров средствами живописи.
Цель исследования:рассмотреть теоретические основы развития творческого потенциала студентов-дизайнеров, разработать учебную программу по освоению живописи маслом для студентов-дизайнеров и осуществить ее апробацию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития творческого потенциала как психолого-педагогической проблемы;
2. Рассмотреть специфику творческого потенциала.
3. Изучить методы развития творческого потенциала студентов- дизайнеров на занятиях живописью;
4. Разработать учебную программу для развития творческого потенциала студентов на занятиях живописью;
5. Провести опытно-экспериментальную работу и обобщить ее результаты.
Объект исследования:художественно-образовательный процесс в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала студентов дизайнеров на занятиях живописью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать гуманитарно-педагогические и психологические аспекты развития творческого потенциала личности.
3. Изучить методы развития творческого потенциала студентов- дизайнеров.
4. Выявить специфику формирования творческого потенциала студентов дизайнеров на занятиях живописью.
5. Разработать учебную программу по освоению живописи маслом для студентов дизайнеров, направленной на развитие творческого потенциала.
6. Провести опытно-экспериментальную работу и обобщить ее результаты.
Методы исследования: теоретические -изучение научной психолого-педагогической литературы, анализ, обобщение, изучение проектов,методы исторического, искусствоведческого и гуманитарного-педагогического анализа; эмпирические- наблюдение, эксперимент.
Новизна исследования:
- выявлена специфика развития творческого потенциала студентов дизайнеров в процессе освоения живописи маслом;
- разработана и апробирована в структуре дизайн образования учебная программа по освоению живописи маслом.
Практическая значимость работы определяется возможным применением полученных научных результатов в процессе профессиональной подготовки студентов дизайнеров, в разработке рабочих программ и учебно-методических пособий.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой студенческой конференции КФУ, на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 201г.) и отражены в публикации:
1. Загрутдинова Р.Р. Назарова И.В. Методология развития творческого потенциала учащихся школы искусств средствами архитектурно- художественной графики.
на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» 20 октября 2017,С. 413.
2. Загрутдинова Р.Р. Методика развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной графики // NEWSOFSCIENCEANDEDUCANION- 2018, С. 22-25.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представлены наиболее значимые результаты исследования, сформулированы основные выводы:
1. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил нам определить понятие «творческий потенциал» Так, например, с взгляда развивающего подхода исследователи определяют творческий потенциал как «совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития» (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.). В то же время в рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как «качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера» И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак.
В рамках интегративного подхода исследователи определяют творческий потенциал как «дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным образованием, которое выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность)»
Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как «сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности». А Л. А. Даринская в свою очередь описывает творческий потенциал как «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности».
Проанализировав аспекты творческого потенциала, мы сделали выводы, что основным является потребность личности в овладении и преобразовании новых знаний и умений.
Важно чтобы творческий потенциал способствовал в более эффективной работе студентов в работе по занятию живописью. Из этого следует, что важным моментом является развивать у студентов творческий потенциал, что в свою очередь формирует активную творческую деятельность и развитие, что благотворно влияет на весь учебный процесс студентов.
Структуру мы определили, как систему компонентов: мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого.
2. Художественно-проектную деятельность мы определили, как творческую деятельность, которая направлена на преобразование окружающей предметно-пространственной среды путем создания качественно новых художественных моделей и объектов предметно¬пространственной среды, культурных образцов и субъективно или объективно значимых ценностей.
3. В проведенном исследовании были выявлены, теоретически обоснованы и практически подтверждены методы развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что реализация методов развития творческого потенциала ,дает высокую достоверную эффективность.
5. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, дают основание считать, что сформулированная гипотеза исследования в целом подтвердилась, а задачи исследования решены.
6. Апробация и внедрение результатов исследования позволяют утверждать, что проведенное исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую значимость. В то же время проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении более глубокого изучения развития творческой активности-студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.



1. Аркин Д. Е. Борьба за стиль в живописи XVIII - XIX веков: Реализм, классицизм, романтизм - Москва, 1933 - 93с
2. Андреев, В.Н.2003 год Ученая степень ,канд.пед наук код спец Вак 13.00.01 Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
3. Асафьев Б. В. Русская живопись: мысли и думы - М.: Республика, 2004 - 391с
4. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. - :издательство Искусство, 2001. -329 с.
5. Бесчастнов Н.П. в Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Н.П. Бесчастнов и др.. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 223 с.
6. Богемская К.Г. Пейзаж:Страницы истории: Альбом - М.: Галактика, 1992 - 335с.
7. Беда Д.Г. Основы изобразительной грамоты. М.,1998. - 400 с.
8. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения.: (пособие для учителей ) - Москва: Просвещение, 1991 - 240с.
9. Брушлинский А.В. и др. ВВЕДЕНИЕ в психологию:
Учеб.длявысш.шк. - М.: Изд.центр "Академия", 2004 - 494с.
10. Виннер А.В. Как работать над пейзажем в помощь
самостоятельному художнику.Научная. библиотека КФУ,1998.-210с.
11. Вибер Ж. Живопись и ее средства Москва-1991-68с.
12. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1985. -400с.
13. Валеева Р.А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учеб.пособие - Казань, 1994. - 115с.
14. Ганжало Т. Живопись в первом (2-4) классе ДХШ. Журнал «Юный художник» № 8,9,10/89 , 1997.-14с.
15. Гарри Адлер-мускулы творческого интеллекта Москва пер.с английского ФАИР-ПРЕСС,2004-135с.
16. Герасимова И.А.под редакцией.Свобода и творчество,Москва альфа-Москва 2011.-365с.
17. Десницкий В.М. И.Г.Козлов, Натюрморт-просвещение И.Г.Козлов пособие для студ. заочников граф факультетов 1998.-206с.
18. ЕрмолаеваЛ.Б.-Томина -Психология художественного
творчества.уч. пособие для вузов. Москва культура 2005.-286с.
19. Испанская и французская живопись с XIV по XVII вв. История живописи всех времен и народов, Т.4 - 2004. - 448с
20. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета / P.M. Ивенс - М., 2004. - 112с.
21. Кузина Е.Н. Примерная программа и методическое пособие для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. - Тула, 2001.-18с.
22. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции /. - М.: Высшая школа, 2008. - 66.
23. Кириллов А. А. Повесть о двух фракталах / А. А. Кириллов // Летняя школа «Современная математика». — Дубна, 2007.
24. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова А.Ю. Коджаспиров. - М., 2005. - 171 с.
25. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — M- JL: Искусство, 1939. — 329 с.
26. Кадыйрова Л.Х. Живопись теоритические вопросы и практические задания/ Учебное пособие для студентов 2-го курса худ.граф факультетов изд.Казанского университета 115-35с.
27. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. Москва 1996-75с.
28. Копытин А.И. Арт-терапия в эпоху пост
модернизма,Санктпетербург- изд-Речь.2002-201с.
29. Каган М.С. и др. Культура - философия - искусство: (Диалог) - М.: Знание, 1988 - 63с.
30. Кузнецова Л.В. и др. Основы специальной психологии: учебное пособие /Под ред. Кузнецова Л.В. - М.: Академия, 2003 - 480с.
31. Ломов С.П. Цветоведение: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педвузов / С.П. Ломов - Агар, 2009. - 185 с.
32. Львова, И.А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. А. Львова. - М., 2010. - 279 с.
33. Лихачева, Г. Зальмона.иЭстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика, 1991 - 325с.
34. А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. памяти А. Н. Леонтьева /Под ред. Запорожец Александр Владимирович - М.: Изд-во МГУ, 1998 - 288с.
35. Мазепа Л.Я. Колористика эстетика тонов // Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. - М.: Народное образование, 2012¬- 68с.
36. Матурана У. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела // пер. с англ. Ю.А. Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - с. 215
37. Матвиенко А.В. Модифицированная программа по ИЗО на основе Неменского Б.Н., - М.: Просвещение,2006-134с.
38. Мазепа Л.Я. Колористика эстетика тонов // Имиджелогия. Как нравиться людям. Под ред. В.М. Шепеля. - М.: Народное образование, 2012. - 68с.
39. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования - Киев: Наук.думка, 1999 - 120с.
40. Морозов А. В. и др. Креативная педагогика и психология: учеб.пособие для системы высш., послевузов. и доп. проф. образования при реализации программы "Преподаватель высш. шк.", а также студентам вузов, обучающимся по пед. направлениям и спец.: - М.: Акад. Проект, 2004 - 559с.
41. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов - СПБ.: Питер, 2008 - 583с.
42. МалякомВ.А.Психология творческой деятельности-СПБ.: Питер, 2010 - 400с.
43. Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания. - 2-е изд., испр. И доп. М.,2002.с.205
44. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания /- М.: Просвещение, 1998. - 192 с.
45. Неменский, Б.М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд» / Б.М. Неменский. Материалы к 12 научно -практическому семинару «Мастерская Б.М. Неменского». М., 2006 - 53 с.
46. «Основы психологии». Педагогическая психология и педагогика.
[Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.persev.ru/book/vidy-metodyobucheni (дата обращения:
9.02.2018)
47. Паранюшкин, Р.В. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. - Ростов н /Д: Феникс, 2007 - 96 с.
48. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999. - 538 с.
49. Тэн И. А. Философия искусства Живопись Италии и Нидерландов: лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже - Москва: 1995- 158с.иРГ:http://libweb.kpfu.ru/z3950/bcover/0000999363 con.pdf
50. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко¬педагогических исследований. М.: РАО, 1993 - 218 с.
51. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Москва изд. «Агар», 2000 - 300 с.
52. Рындак В.Г. Неприрывное образование и развитие творческого потенциала учителя, Москва пед.вестник,1998-119с.
53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2009. - 552 с.
54. Раковская О. Л.Саморазвитие творческой активности студентов колледжа в процессе учебной проектной деятельности / О. Л. Раковская // Образование и саморазвитие. — 2008 .— №2(8) .— С. 7-13.
55. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.М. Столяренко. - М., 2006. - 278 с.
56. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М., 2002. - 247 с.
57. Сидоренко, М.Ю. Живопись: учебное пособие к практическим занятиям / М.Ю. Сидоренко, О.В. Финаева. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 82 с.
58. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ/ Г.К. Селевко. - М., 2005. - с. 45-49.
59. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; Под ред. В.А. Сластенина. - 2001-305с.
60. Советская графика: [Сб. ст.] /Под ред. Бисти Дмитрий
Спиридонович - М.: Сов.художник, Б. г.с.105
61. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста), - М., 1961 - 350 с.
62. Столетов А. И. Творчество как основание личности - Уфа: Изд-во БашГАУ, 2005 - 227с.
63. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учеб.пособие для студ. вузов: 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008 - 368с.
64. Тарабакина,Л.В. Эмоциональноеразвитиеподростков:Учебноепособи едля студентовпед.вузов/ Л.В. Тарабакина. - М.:Прометей,2011. - 250 с.
64. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита: Учебн. пособие для студентов худ.-граф. факультетов пед. ин-тов. М., 1980-300с.
65. Шеллинг Ф.В. Философия искусства /Под ред. Овсянников М.Ф. - М.: Мысль, 1999 - 607с.
66. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство [Текст]: Методическое пособие для учителя / Сост. Ершова, Л.В. - М., 2010
67. Шмелев, А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов пед.вузов / А. Г. Шмелев. — Москва, Ростов-на- Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
68. Щукина, А.Т. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.¬203 с.
69. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК. - Институт практической психологии, 1998. - 304с
70. http://scicenter.online/ekonomika-otrasli-scicenter/suschnost-soderjanie-struktura-hudojestvenno-100525.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ