Введение 3
1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в регионе 6
1.1 Сущность и назначение системы поддержки малого и среднего бизнеса
в регионе 6
1.2 Основные направления государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в России 15
1.3 Формы и методы поддержки малого бизнеса за рубежом 21
2. Анализ развития малого бизнеса Республики Татарстан и системы
государственной поддержки в Республике Татарстан 32
2.1 Оценка текущего состояния развития малого бизнеса в Республике
Татарстан 32
2.2 Анализ результативности программ государственной поддержки в
Республике Татарстан 40
2.3 Проблемы и тенденции развития малого бизнеса в Республике Татарстан в
2013-2017 гг. 46
3. Совершенствование программ поддержки развития малого и среднего
бизнеса на примере Республики Татарстан 54
3.1 Пути совершенствования программ поддержки малого и среднего бизнеса
3.2 Пути решения проблем по развитию малого бизнеса в Республике Татарстан 59
3.3 Мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики 2019¬2020 гг. 64
Заключение 68
Развитие малого и среднего бизнеса во всех странах является мощным рычагом для решения сложных политических, финансовых, экономических и социальных проблем, которые появились в результате формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды. Малый и средний бизнес помогает решать следующие проблемы: расширение налоговой базы для бюджетов всех уровней; увеличение валового внутреннего продукта; сокращения безработицы и обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест; уменьшение размера социальных трансфертов, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.
Эффективность рынка и мобильность невозможны без глубокой специализации и кооперации, что в свою очередь обеспечивается малым и средним бизнесом. Они способны не только заполнить нишу в потребительском обществе, но и создать условия для здоровой конкуренции, без которой развитие рыночной экономики невозможно.
В рыночной экономике малый бизнес является наиболее динамичным сектором экономики, поскольку малые предприятия способны быстро отражать изменения на рынках товаров и услуг. Малые предприятия являются наиболее уязвимыми к изменениям в глобальных и локальных рынках. Как правило, изменения на рынке вызваны прекращением деятельности малого бизнеса, что приводит к радикальной переориентации их экономической эффективности.
Следует отметить, что во всех странах с рыночной экономикой, существуют программы государственной поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса является отдельным направлением экономической политики, реализация которой требует создания соответствующей институциональной системы, включая органы государственной власти.
Важность рассматриваемой проблемы подчеркивает тот факт, что в России инфраструктура поддержки малых предприятий только начинает формироваться. Именно это в значительной степени и тормозит развитие этой проблемы. По словам Председателя Комиссии Московской городской Думы по экономической политике и предпринимательству Игоря Протопопова " В России нет подходящих условий для развития малого бизнеса. Здесь не хватает инвесторов на рынок. К тому же потенциальные предприниматели не открывают свой бизнес, они не понимают правила, механизмы помощи и поддержки ".
Государственная поддержка малого бизнеса в широком смысле представляет собой систему финансовых, экономических, организационно- правовых и социальных услуг для эффективного функционирования и развития малого бизнеса.
В контексте проводимой фискальной реформы, переход к составлению бюджета, ориентированного на конкретные результаты, особый подъем бюджетных средств основывается на эффективности его использования. Поэтому, с точки зрения государственной поддержки малого бизнеса стоит вопрос о показателях эффективности реализации этой политики.
Таким образом, целью данной работы является РАЗРАБОТАТЬ практические рекомендации по улучшению эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Кроме того, был проанализирован опыт других стран, который внес свой вклад в изучение этой проблемы, и предложены решения по модернизации системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка малого бизнеса в США и Японии являются наиболее интересными, потому что в этих странах малые предприятия производят почти половину объема производства, а также создают более 75% новых рабочих мест. Малый бизнес в этой стране является основой рыночной инфраструктуры.
Объектом исследования является сектор малого бизнеса, в то время как предметом исследования является государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, России и за рубежом.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать развитие малого бизнеса в России и за рубежом;
2. Проанализировать меры поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан;
3. Оценить эффективность использования бюджетных средств на
реализацию программы поддержки малого и среднего бизнеса;
4. Поиск взаимосвязи между мерами поддержки малого и среднего бизнеса и целевыми показателями социально- экономического развития малого бизнеса.
5. Дать практические рекомендации по улучшению эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области развития малого и среднего бизнеса.
Методика проведения исследования является статистический анализ, количественный и качественный метод сбора данных.
Среди источников информации, использованных в данном исследовании, являются:
а) научные источники: данные и информацию из книг, журнальных статей, научных статей и докладов;
б) статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчеты государственной, региональной, ведомственной статистики.
Малый и средний бизнес является одним из основных подсистем рыночной экономики, именно это создает предпосылки для его устойчивого развития. МСБ обеспечивает создание рабочих мест с низкими капитальными затратами, насыщение рынка товарами и услугами, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения; МСБ также вносит свой вклад в развитие человеческого капитала, конкурентных рынков и инновационного сектора, улучшение уровня жизни и социальной стабильности. Исходя из указанных факторов, в России, и в частности в Республике Татарстан, со второй половины 2000-х годов осуществляется активная государственная политика, которая направлена на обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Однако, цель еще не достигнута, и этот факт актуализирует проблему совершенствования мер государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
В соответствии с многочисленными международными исследованиями, касающихся влияния деятельности малых предприятий на экономику государства, можно утверждать, что малый бизнес играет важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста любой страны. Этот рост заключается в росте эффективности производства, рынка необходимых товаров и услуг, а также улучшение уровня жизни, не только в России, но и в странах с развитой экономикой. Малые предприятия не могут генерировать столько денег, сколько крупные корпорации, однако они являются одним из важнейших компонентов экономической системы и вносят большой вклад в местную экономику. Малые предприятия создают новые возможности для трудоустройства и являются основной опорой крупнейших корпораций
В России развитие малого бизнеса находится на начальном этапе. Это подтверждается сравнительным анализом российского и зарубежного развития малого бизнеса. Например, доля валового внутреннего продукта, произведенного малым бизнесом в России 17%, в США - 50%, в Японии - более 50% . Более того, в результате исследований доказано, что американцы более склонны рисковать в бизнесе, чем японцы. А в России только 2% населения готов начать свой бизнес. Это говорит о тяжелых экономических условиях для ведения бизнеса.
В целях поддержки развития малого бизнеса Правительством Российской Федерации установлены специальные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка МСБ в Республике Татарстан представляет собой набор программ, которые включают в себя финансовую, информационно-консультационную, инновационную и имущественную поддержку.
Сейчас развитие малого бизнеса происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий.
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого бизнеса должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Думается должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов МСБ. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого бизнеса для получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В настоящее время необходима разработка новой парадигмы развития российского малого бизнеса, функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Все возрастающее значение малого бизнеса и социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес как в Республике Татарстан, так и в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.