Надзор за кредитными организациями в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в Российской Федерации (Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы, Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ))
Проведен анализ за 2015-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ 5
1.1. Сущность и последствия легализации доходов, полученных преступным путем 5
1.2. Принципы, формы и методы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОПЫТКАМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ 15
2.1. Система мер по противодействию попыток легализации преступных доходов 15
2.2 Предложения по совершенствованию работы в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма являются финансовыми преступлениями с разрушительным эффектом, скрываемыми за, казалось бы, безобидными финансовыми сделками. Криминальный доход, от получаемого мелкими наркодилерами до имущества, похищенного из государственного бюджета чиновниками правительства, способен коррумпировать и, в конечном итоге, дестабилизировать состояние хозйствующих субъектов, общество или целиком национальную экономику. Исходы из этого, формирование эффективных механизмов по противодействию отмывания денежных средств выступает одной из самых актуальных современных проблем. Процесс легализации преступного дохода является системной угрозой национальной и глобальной безопасности, нарушает устойчивое положение страны и ее главных экономических институтов, препятствует развитию цивилизованных отношений на рынке, вызывает недоверие к институтам государства, финансовым и нефинансовым учреждениям, способствует социальной напряженности в обществе и создает отрицательный образ Российской Федерации во всём мире. В связи с этим выработка эффективных мер по противодействию отмывания денежных средств выступает одной из самых актуальных проблем на современном этапе в России.
Исходя из актуальности данного вопроса, цель работы – исследование вопросов по надзору за кредитными организациями, осуществляемого в сфере противодействия попыткам легализации доходов от преступной деятельности, и финансирования терроризма в РФ.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
рассмотрение теоретических и правовых основ легализации доходов, полученных преступным путем;
анализ системы мер по противодействию попыток легализации преступных доходов в РФ;
разработка предложений по совершенствованию работы по противодействию легализации доходов от преступной деятельности.
Объектом данной работы является легализация доходов, которые получены в результате преступной деятельности; предмет – надзор за кредитными организациями осуществляемый в сфере противодействия легализации доходов от преступной деятельности, и финансирования терроризма в РФ.
В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный метод, системный анализ и т.д.
Научной основой работы послужили работы отечественных ученых по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Структуру работы составляют: введение, две главы, подразделённые на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Легализация (отмывание) доходов, получаемых незаконным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению деньгами или прочим имуществом, которые получены по итогам совершения преступлений. Представленное определение взаимосвязано с конструкцией «сделки и прочие финансовые операции».
Легализация (отмывание) доходов является определенными действиями, имеющими четко утвержденную законодательством цель - интеграцию имущества добытого незаконно, в легальную экономику, преследуя цель придать правомерность владению, пользованию, распоряжению таким имуществом. Соответственно, путем легализации дохода скрывают или наличие дохода и их нелегальные источники, или их противозаконное использование, отсюда следует необходимость придавать данным доходам вид законно получаемых средств. Формируются возможности по введению в гражданский оборот финансов, полученных криминальным путём.
ПОД/ФТ - это комплекс правовых и организационных мероприятий, а кроме того, деятельность органов госвласти федерального уровня, организаций и физлиц по предупреждению легализации незаконного дохода, и финансирования терроризма, в области выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений, взаимосвязанных с легализацией дохода, полученного в результате совершения преступных действий, и финансированием терроризма.
Специфика кредитной деятельности дает возможности легко маскировать преступный доход, придавая ему видимость законного происхождения. Для легализации преступного дохода используют практически любые виды банковских операций. Согласно экспертным оценкам, до 70% банковских операций в России выступают фиктивными, в финансовую сферу проинвестировано 300-400 млрд. руб. преступного дохода.
В свою очередь, деятельность ЦБ РФ по противодействию легализации незаконных доходов, с одной стороны, выступает как одна из важнейших составляющих осуществляемого им банковского надзора. С другой стороны, осуществление указанной надзорной функции предполагает: во-первых, реализацию ЦФ РФ самостоятельно и во взаимодействии с Росфинмониторингом контроля за соблюдением перечисленными ранее участниками банковской деятельности законодательства о противодействии легализации незаконных доходов; во-вторых, проведение постоянного мониторинга общего состояния дел в национальной банковской системе с целью оперативной разработки и своевременного претворения в жизнь мер различного (организационного, правового, методического и т.д.) характера, требуемых для обеспечения стабильности в данном секторе экономики.
В рамках осуществления собственных правил внутреннего контроля кредитным организациям нужно принимать решения о квалификации операций, которые проводятся в рамках применения данной схемы взысканий, как подозрительных. Банкам нужно проявлять самое пристально внимание к операциям указанных клиентов, реализовывать своё право отказа проведения других его операций и в случае неоднократного отказа в течение года пользоваться правом расторгать договоры счета.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует констатировать, что на сегодняшний день в России в целом создали систему, позволяющую обеспечивать комплексный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в области противодействий легализации (отмыванию) дохода, получаемого противозаконным путём. Вместе с тем, сохранившиеся риски устойчивому развитию и возникающие новые угрозы национальной безопасности предопределили необходимость в продолжении дальнейшего усовершенствования инструментов противодействия отмыванию денег.
1. Уголовный кодекс РФ: офиц. текст от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Центральном банке РФ (Банке России)» // Собрание законодательства РФ.
4. Беленко, В.В. Проблемы реализации финансового контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в современной России / В.В. Беленко // Российская юстиция. - 2016. - № 10. - С. 44-47.
5. Воробьева, И.Г. Финансовые институты в российской системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / И.Г. Воробьева // Финансовые исследования. - 2017. - № 2. - С. 23-31.
6. Жубрин, Р.В. Основы профилактики легализации преступных доходов: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2016. - С. 21-22.
7. Зубков, В.А., Осипов, С.К. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 416 с.
8. Каратаев, М.В., Ревенков, П.В. Финансовый мониторинг в банке: организация внутреннего контроля, оценка и управление риском вовлечения в процессы легализации. Практическое пособие. - М.: ООО «Регламент-Медиа», 2016. - 320 с.
9. Кондратьева, Е.А. Процессы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ): категориальные подходы / Е.А. Кондратьева // Теневая экономика. - 2018. - № 1. - С. 31-46.
10. Косюк, А.В. Финансовый мониторинг как механизм управления банковским риском легализации преступных доходов / А.В. Косюк // Труд и социальные отношения. - 2017. - № 6. - С. 95-100.
11. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / Ш.М. Магомедов. – М.: Изд-во РАН, 2017. – 70 с.
12. Прошунин, М.М. Организационно-правовые вопросы взаимодействия Росфинмониторинга и Банка России / М.М. Прошунин // Финансовое право. - 2018. - № 8. - С. 13-18.
13. Ревенков, П.В., Дудка, А.Б., Воронин, А.Н. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. - М.: КноРус, 2017. - 280 с.
14. Родичев, М.Л. Возникновение и развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов / М.Л. Родичев // Журнал правовых и экономических исследований. - 2017. - № 1. - С. 41-46.
15. Соловьев, И.Н. Новые возможности противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / И.Н. Соловьев // Финансовое право. - 2016. - № 2. - С. 8-10.
16. Халикова, Э.А., Козачкова, Г.Н. Организационная модель финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в компаниях / Э.А. Халикова, Г.Н. Козачкова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2017. - № 4. - С. 50-55.
17. Харченко, В.В. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / В.В. Харченко // Наука и образование. - 2017. - № 11. - С. 46-51.
18. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/48160/bsr_2017.pdf . – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.12.2018).
19. Публичный отчет о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.12.2018).