Введение 3
1. Теоретические основы формирования маркетинговой политики 6
1.1 Сущность маркетинга и маркетинговой политики 6
1.2 Особенности реализации маркетинговой политики 11
1.3 Оценка эффективности маркетинговой политики 18
2. Анализ маркетинговой политики на примере ООО «Карина» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Карина» 24
2.2 Анализ и особенности управления маркетинговой политики 31
2.3 Оценка эффективности маркетинговой политики 39
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой
политикой 44
3.1 Рекомендации по улучшению маркетинговой политики 44
3.2 Программа реализации улучшения маркетинговой политики 50
Заключение 54
Список использованных источников 62
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных рыночных условиях важнейшим условием эффективного функционирования предприятия является соблюдение принципов маркетинга.
Под маркетингом понимают совокупность действий, направленных на организацию взаимодействия товаров и рынка, что позволяет достигнуть стабильного коммерческого успеха на конкретном рынке.
Согласно Филипу Котлеру, маркетинг представляет собой такой вид деятельности, который направлен на удовлетворение нужд и потребностей человека через обмен .
Под стратегическим маркетингом принято понимать активный маркетинговый процесс, согласно которому строятся долгосрочные планы. Главная задача стратегического маркетинга - превышение среднерыночных показателей посредством систематического проведения политики в области создания товаров и услуг. Причем такая политика способна обеспечить потребителей продукцией более высокой потребительской ценности, нежели у конкурентов . Благодаря стратегическому маркетингу компания нацеливается на развитие экономических возможностей, которые будут максимально адаптированы к её ресурсам, чем обеспечат высокий потенциал роста и повышения рентабельности.
Задача стратегического маркетинга - это уточнение целей и миссии компании, формирование стратегии развития с обеспечением сбалансированной структуры ее товарного портфеля.
Так, большое внимание уделяется ключевым, долговременным факторам успеха компании. При этом концентрируются усилия на выработке самых важных долгосрочных ориентиров на основании принятых стратегических решений.
Другое, более популярное определение дано американцем Дж. Р. Эвансом. В его понимании маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на конкретные товары, услуги, идеи, людей,организации или территории.
Актуальность темы исследования заключается в том, что переход от индустриального общества к постиндустриальному характеризуется изменением характера деловой активности и обусловливает огромное многообразие услуг, предлагаемых современному потребителю.
Современным механизмом обеспечения конкурентоспособности услуг является маркетинг, рассматриваемый, как правило, в трёх аспектах: как экономический процесс, хозяйственная функция предприятия или управленческая концепция.
Обычно требования потребителей (заказчиков) устанавливаются в технических заданиях на разработку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандартах предприятия) на серийно выпускаемую продукцию. Однако само по себе это нормирование не может быть надежной гарантией того, что требования потребителя (заказчика) будут действительно удовлетворены, поскольку организационно-технический механизм (система) деятельности разработчика или товаропроизводителя может иметь существенные недостатки.
Цель исследования состоит в разработке маркетинговой политики для агентства недвижимости ООО «Карина».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность маркетинга и маркетинговой политики .
2. Проанализировать особенности реализации маркетинговой политики.
3. Рассмотреть вопросы оценки эффективности маркетинговой политики.
4. Привести организационно-экономическую характеристика ООО «Карина».
5. Провести анализ маркетинговой политики. особенности управления маркетинговой политикой.
6. Провести оценку эффективности маркетинговой политики.
7. Разработать рекомендации по улучшению маркетинговой политики.
8. Разработать программу реализации маркетинговой политики.
Объект исследования - ООО «Карина».
Предметом исследования является маркетинговая стратегия продвижения услуг агентства недвижимости ООО «Карина».
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад по исследованию вопросов моделирования маркетинговых стратегий, изучению проблем рыночной экономики внесли зарубежные ученые И. Ансофф, Н. Винер, П. Друкер, Н. Джозеф, Ф. Котлер, М. Мескон, Л. Ричард, П. Самуэльсон, М. Трейси и другие.
Исследованию проблем формирования и функционирования рыночной экономики, маркетингу посвящены научные работы российских ученых: Л. И. Абалкина, А. Г. Зельднера, А. Г. Аганбегяна, Г. Л. Багиева, Е. П. Голубкова, Г. О. Грефа, В. Ивантера, А. Е. Когута, В. С. Кулибанова, Д. Львова, В. Немчинова, В. Петракова, А. Поршнева, А. Татаркина, Х. О. Ренка и других.
В качестве информационных источников использовались: данные финансовой и статистической отчетности ООО «Карина», результаты маркетинговых исследований рынка инжиниринговых услуг, публикации научных исследований и литературных источников по теме исследования.
Теоретической основой для выполнения работы послужили труды ученых, а также нормативно-правовые акты, данные отчетности организации.
Методологическую основу исследования составляют методы экономических исследований: графический, монографический, абстрактно-логический, использовались основные приемы анализа.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Итак, организация маркетинга в инжиниринговой компании занимает одно из важнейших мест, так как без применения на практике маркетинговых структур не может эффективно функционировать не одно социально¬экономическое хозяйство. Главной задачей использования принципов маркетинга являются изучение потребностей возможных партнеров и планирование на этой основе как текущей, так и перспективной деятельности медицинского учреждения для достижения максимального экономического эффекта. Применение маркетинговых принципов обеспечивает повышение эффективности деятельности и дает возможность улучшить обслуживание потребителей инжиниринговых услуг.
Для того чтобы принять решения о действиях на рынке, заказываются маркетинговые исследования. Их результаты просто необходимы для предпринимателей и управленческого аппарата.
Выход на рынок какого-либо продукта требует инвестиций, нередко значительных. У предпринимателя или управленца есть предположение на основе интуиции, что данный конкретный продукт будет пользоваться спросом у потребителя. Такое интуитивное предположение, чаще всего, не может быть надежным основанием для вложения больших денег. Эти гипотезы должны быть подтверждены изучением потребительского спроса на рынке, измерены и изложены в цифрах, чтобы значительно уменьшить риск конкретного мероприятия. Если заказать маркетинговая стратегия продвижения медицинских услуг в интернете, которое будет проведено на высоком профессиональном уровне, риск вывода на рынок продукта уменьшается во много раз.
Маркетинг важен и как философия руководства, пронизывающая все сферы медицинского учреждения, ориентирующая определенным образом его работу и развитие. Наиболее эффективное использование маркетинга может быть только при комплексном подходе, включающем изучение и прогнозирование рынка инжиниринговых услуг, разработку методов воздействия на рынок, определение эффективной ценовой политики, систему информационного обеспечения, разработку плана маркетинга.
Для привлечения внимания целевой аудитории необходимо размещать рекламу в глянцевых журналах, на ТВ, и в других СМИ, предназначенных для целевой аудитории. Так, размещение рекламных роликов на радио позволит охватить ту часть целевой аудитории, которая случает радио в автомобилях, при этом учитывая предпочтения целевых покупателей. Не стоит забывать и о набирающем обороты виде рекламы в интернете интернет-рекламе.
В условиях высококонкурентной и динамично развивающейся внешней среды концепция маркетингового управления (понимаемая как управление на основе маркетинговой концепции) на предприятии привлекает особое внимание российских предпринимателей. Предприятие, ставящее целью динамичное развитие и прочные позиции, должно осознавать последствия рыночной ориентации для управления. Все это заставляет организации использовать современные и эффективные функции менеджмента, среди которых особое место занимает маркетинг.
В ходе исследования было принято решение об активном продвижении услуг инжиниринговой компании через интернет.
Контекстная реклама по-прежнему остается самым быстрорастущим сегментом маркетинговых коммуникаций в России.
Основную долю рынка (67,9%) по-прежнему занимает Яндекс.Директ (по оценке аналитиков eLama.ru). Его обороты от контекстной рекламы в 2012 г. составили 30,1 млрд руб. или 968,5 $ млн. Напомним, что в 2011 г. выручка Яндекса от контекстной рекламы составила 20,6 млрд руб., что составило 65,9% от всего рынка контекстной рекламы, оцененного АКАР в 31,3 млрд руб.
По мнению аналитиков eLama.ru, доля Бегуна сейчас составляет около 2,5%, а Google AdWords занимает 27,6% рынка. По сравнению с прошлым годом, структура распределения игроков практически не изменилась. Бегун в 2012 г. уменьшил обороты, уступив их Яндекс.Директу и Google AdWords. По мнению специалистов eLama.ru, Бегун продолжает терять свои позиции на 55
рынке из-за кадровых и организационных перестановок, которые начались еще в 2011 г. (потеря собственной поисковой рекламы на Рамблере и снижение объема трафика из партнерской сети).
Контекстная и PPC-реклама является не только самым быстрорастущим рынком, но и продолжает быть самым динамично развивающимся в технологическом смысле. Каждый год появляются новые инструменты, позволяющие получить более персонализированную и таргетированную аудиторию. В частности, в 2016 г. трендом для России стала технология ремаркетинга, позволяющая показывать рекламу посетителям, которые были на сайте рекламодателя, но не совершили целевого действия. Первыми технологию ремаркетинга запустил в 2011 г. Google, которым активно стали пользоваться в России только в 2012 г., Бегун запустил этот инструмент в апреле 2012 г., а Яндекс в начале 2013 г.
Одним из трендов в 2016 г. был бум автоматизации. Продолжился стремительный рост сервисов по автоматизированной работе с контекстной рекламой, работающих на основе API контекстных систем. В мае 2016 Яндекс.Маркет предоставил публичный доступ к своему API, что позволило разрабатывать сервисы для автоматического управления рекламой на этой площадке.
Если мы рассмотрим, как развивался данный рынок, то отметим следующее. В марте 2012 г. Яндекс запустил технологию показа рекламы Real Time Bidding (RTB), в результате чего все преимущества аукционного размещения стали доступны и в медийной рекламе.
С марта 2012 г. рекламодатели Бегуна получили возможность размещать рекламные объявления на сайте «ВКонтакте» и использовать различные таргетинги, предоставляемые социальной сетью.
В апреле 2012 г. Бегун запустил ремаркетинг для своих рекламодателей (в ноябре 2012 г. данный функционал появился в Таргет Mail.Ru).
В апреле 2012 г. в Яндекс.Директе появились новые возможности для клиентов, которые ведут отдельные рекламные кампании на тематических площадках РСЯ — к уже существующей на тематических площадках стратегии «Максимальный доступный охват», добавились автоматические стратегии «Недельный бюджет», «Средняя цена клика» и «Недельный пакет кликов».
В мае 2012 г. Яндекс.Маркет выпустил свою первую версию API. Предоставление API позволило разрабатывать различные сервисы для автоматического управления рекламой на этой площадке. Сервис eLama.ruодним из первых воспользовался предоставленными возможностями и разработал инструмент для автоматического управления ставками на этой площадке.
В июне 2012 г. Google интегрировал платформу AdMob в систему контекстной рекламы AdWords. Рекламодатели смогли размещать объявления через интерфейс AdWords в мобильных приложениях, поддерживающих показ объявлений через платформу AdMob.
В августе 2012 г. Таргет Mail.Ruначал использовать для географического таргетирования рекламы информацию из соцсетей «Одноклассники» и «Мой Мир». Это позволило существенно увеличить число населенных пунктов, на которые рекламодатели могут нацелить свои кампании.
С сентября 2012 г. в Яндекс.Директе показы по ключевым фразам с низкими значениями CTR больше не отключаются автоматически. Напомним, что раньше на поиске Яндекса показы по фразам, CTR которых опускался ниже 0,5%, останавливались.
В сентября 2012 г. у всех рекламодателей Google AdWords появилась возможность показывать объявления на основе демографического таргетинга (пол и возраст). Данная функция доступна в AdWords при таргетинге на 39 стран (включая Россию и Украину).
В ноябре 2012 г. прошла Первая узкоспециализированая конференция по контекстной рекламе, которая собрала всех ведущих специалистов и профессионалов в контекстной рекламе.
До сих пор многие рекламодатели оценивают эффективность рекламы по ее кликабельности (CTR) или стоимости клика (CPC). Лучше же оценивать ее с точки зрения полезности для посетителя сайта. Как это сделать?
Посетители, которые выполнили целевое действие на сайте (например, купили или оставили свои контакты для обратной связи), гораздо ценнее тех, кто пришли по рекламе, просмотрели одну или несколько страниц и закрыли сайт. Чтобы понять, какие посетители более полезны, нужно использовать специальные «счетчики» - системы веб-анализа, которые следят за поведением пользователей на сайте.
Главная особенность контекстной рекламы — это отсутствие фиксированной цены «за единицу товара». В отличие от других видов интернет-рекламы, где рекламодатель платит за показ баннера или рекламного объявления, в «контексте» принята модель оплаты только за клик (переход) пользователя по объявлению — то есть, за конкретное действие пользователя поисковой системы.
Цена каждого конкретного клика определяется аукционом рекламных позиций, где учитывается ставка ключевого слова — максимальная стоимость, которую рекламодатель готов платить за переход на свой сайт. Чем выше ставка, тем больше вероятность, что объявление будет показано на более выгодной с точки зрения рекламодателя позиции.
В результате цена каждого клика может постоянно изменяться в зависимости от ставок конкурентов и других факторов, например, использования автоматических систем по корректировке стоимости клика. С помощью подобных инструментов автоматизации можно удерживать стоимость клика в заданных пределах и управлять кампанией более точно, чем с помощью стандартных возможностей интерфейсов управления.
Проведение рекламных компаний:
1. Ключевые слова. Подбор ключевых слов, по которым будет показываться реклама в поисковиках и на сайтах рекламных сетей. Это делается с помощью специальных инструментов, доступных в системах размещения контекстной рекламы. С их помощью также определяется примерная стоимость клика и подсчитывается общая стоимость рекламной кампании (как правило, расчет делается на один месяц).
2. Создание объявлений. «Креативная часть» — написание текстов объявлений. Так как они довольно короткие (в среднем всего около 100 символов), нужно уместить в них максимум информации, которая должна заинтересовать пользователя, чтобы он обратил внимание на текст объявления и кликнул.
3. Выбор KPI - определение показателей эффективность рекламной кампании. Для этого изучается специфика бизнеса клиента и его сайт или посадочные страницы (лендинги), на которые будут попадать посетители, кликнувшие на контекстную рекламу. Для этого, важно, чтобы на сайте были установлены и имели историю посещений системы веб-анализа Google Analytics или «Яндекс-Метрика».
4. Запуск рекламы. После того, как кампания подготовлена, ее нужно загрузить в системы управления контекстной рекламой —Яндекс Директ, Google AdWords, или другие системы автоматизации. Конечно, можно вручную переносить в системы слова и объявления, мы же это делаем автоматически, с помощью специальных файлов и собственных технических разработок, позволяющих быстро создавать кампании любого размера.
5. Анализ и корректировка. После запуска рекламной кампании необходимо постоянно следить заней и оптимизировать ее для достижения большей эффективности.
В результате данного исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель, а именно разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии клиники, позволяющие данной компании эффективно реализовать всю систему маркетинговых действий и использовать более эффективно контекстную рекламу.
ассортимента, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка интернет-услуг.
Исследование показало, что недостатки маркетинговой стратегии компании заключаются в основном в том, что, маркетинговая стратегия компании из-за ее больших масштабов, не учитывает требования филиалов (подразделений) в регионах, и носит разрозненный характер, и просто выполняются маркетинговые мероприятия в рамках федеральных мероприятий,, также интернет-сайт не проработан под современные способы контекстной рекламы.
Таким образом, для роста инжиниринговой компании в рамках исследования было предложено - маркетинговая стратегия интенсивного роста. Интенсивный рост осуществляется преимущественно за счет использования приемов агрессивного маркетинга: захвата новых позиций на рынке с помощью новых и модернизированных товаров, совершенствования методов сбыта/торговли и сервиса, усиленного воздействия на контактные аудитории, активной рекламы и т.д.
Для устранения указанных недочетов, а также для оптимизации маркетинговой стратегии, инжиниринговой компании было предложено:
1) Разработать рекламную кампанию.
2) Создать на базе сайта компании интернет-сайт, рассчитанный на современную контекстную рекламу.
3) Использование дополнительной рекламной площадки (Google Adwards)
Для достижения предложенных мероприятий были проведены расчеты, которые показали, что рекламный бюджет клиники на проведение рекламной кампании в рамках оптимизации маркетинговой стратегии составит 1 693 160 рублей, а затраты на продвижение сайта клиники -потребуются в размере 1 784 000 руб., для выхода на площадку Google Adwards необходимо 300000 руб.
После введения в действие выбранной стратегии инжиниринговая компания перейдет в состояние «рыночные претенденты на лидерство».
Таким образом, цель, поставленная во введении достигнута, задачи были выполнены.
1. Азоев Г.Л. Маркетинговые исследования: учеб пособие / Г. Л. Азоев, Е.А.Михайлова. М.: ООО Финстатинформ, 2012. - 120 с.
2. Алексунин В. А. Маркетинг : краткий курс : учебное пособие / В. А. Алексунин. 3-е изд. М. : Дашков и К., 2013. - 345 с.
3. Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association). URL:https://www. ama.org/Pages/default.aspx.
4. Анашин, Ю. А. Повышение привлекательности цен предприятия в широко-ассортиментной организации /Ю.А. Анашин, С.В. Степцов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №3. - С.24-25.
5. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация / Н. Н. Андреева // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №4. - С. 236-247.
6. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 804 с.
7. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2012. - 557 с.
8. Баркан Д. И. Управление предоставления услугами. СПб.: СПбГУ, 2007.
9. Барнс, Дж. Путь к сердцу клиента. Стратегия отношений, когда лояльности мало / Дж. Барнс. - М.: Юрайт, 2012. - 256 с.
10. Березин И. Потребитель в миноре [Электронный ресурс] / И.
Березин // сайт Гильдия маркетологов / URL:
http://marketologi.ru/publikatsii/stati/... -v-minore/ Загл. с экрана
11. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. - Минск: Высш. шк., 2013. - 176 с.
12. Власов, П.К. Психология в рекламе / П.К. Власов. - М.:
Гуманитарный центр, 2013. - 389 с.
13. Власова М. В. Основы предпринимательской деятельности:
Маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2013.
14. Волков О.И., Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; 2012. - 280 с.
15. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. - С.- Петербург: Специальная литература, 2012. - 489 с.
16. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 71с.
17. Грибов В.Д., Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 336 с.
18. Грищева Е.В. Маркетинговые коммуникации при нулевом бюджете // Журнал «Маркетинговые коммуникации». - 2013. - № 5. - С. 288-292.
19. Гунаре М. Принципы и технологии рекламы в интернете. - R.: SIA «НОПЭА», 2013. - 95 с.
20. Еремин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации / В.Н. Еремин. - Москва: Кнорус, 2014. - 656 с.
21. Жариков, В.В. Ассортиментная политика предприятия в условиях нестабильного спроса / В.В. Жариков // Вестн. Тамбовского государственного технического университета. - 2015. - №3. - С. 849-852.
22. Завьялов П. С. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2012.
23. Зверинцев А.Б. Стратегический менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. - 2-е изд., испр. - СПб.: Союз, 2012. - 22с.
24. Карпова С. В. Маркетинг. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
25. Квартальнов В.А. Теория и практикамаркетинга: учебник. - И.: Финансы и статистика, 2013. - 672 с.
26. Коваженков М. А. Маркетинговое управление инновациями в современных экономических условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № С. 38-45.
27. Козлова О. А. Инновации в системе маркетингового управления товарным ассортиментном предприятия / О. А. Козлова, Е. В. Нечаева // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - С. 310-312.
28. Козуля И. Российский маркетинг в законе или загоне / И. Козуля // сайт Гильдия маркетологов / URL : http://marketologi.ru/o-gildii/chleny/ko... ulja- igor/ Загл. с экрана.
29. Королевский институт маркетинга (The Chartered Institute of Marketing CIM). URL: http:// www.cimmoscow.ru/lecture/lecture.html.
30. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. М.: Претест, 2013.
31. Ламбен Ж., Чумпитас Р., ШулингИ. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер. 2013.
32. Левитт Т. Маркетинговая миопия /В кн.: Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ. / Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква; Пер. Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук, А. Чех; Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. - С. 11-34. - (Маркетинг для профессионалов).
33. Маркетинговые коммуникации / Н.И. Мелентьева. - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2013. - 72 с.
34. Марков С.Л., Захаров А.И. Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем. 2013. Вып. 6. С. 38-45
35. Медведева, Т. П. Маркетинговые исследования : учеб. пособие для вузов / Т. П. Медведева, О. А. Щербина, Т. И. Вилкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т", Каф. маркетинга и коммерции. Оренбург : ГОУ ОГУ, 2012. - 422 с.
36. Немыкин Д.Н., Тарасова К.В. Проектирование маркетинговых информационных систем // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2 (50). С. 299-302.Овчинникова Т., Падалкин В. Два подхода к целесообразности повышения маркетинговых издержек [Электронный ресурс] / URL: www.cfin.ru/practical/
37. Олейник, К. Создание эффективной промоакции как инструмента стимулирования предоставления услуг / К. Олейник // Управление предоставления услугами. - 2012. - №4. - С. 50-57.
38. Перси, Л. Разработка целостной программы маркетинговых стратегий продвижения медицинских услуг: часть 2 / Л. Перси, Р. Эллиот // Реклама. Теория и практика. - 2014. - №5. - С. 304-315.
39. Романов А. И. Маркетинг: учебник. М.: Банки и биржи, 2013.
40. Сафронов, А. Как провести мероприятие: взгляд на запад / А.
Сафронов // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №6. - С. 387-395.
41. Сафронов, А. Как провести мероприятие: взгляд на запад / А.
Сафронов // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №6. - С. 387-395.
42. Синяева, И. М. Маркетинг торговли / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - М.: Дашков и К, 2010. - 750 с. - ISBN 9785394001444.
43. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического
маркетинга / Пер. с англ. - М.: Юнити-Дана, 2013.
44. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического
маркетинга / Пер. с англ. - М.: Юнити-Дана, 2013.
45. Стебнева Г. Как увеличить предоставления услуги в розничном магазине [Электронный ресурс] / сайт Г. Стебневой // URL : http://stebneva.ru/7p
46. Сулейменова, Б. М. Система продвижения товаров и услуг как один из инструментов комплекса маркетинга / Б. М. Сулейменова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №4. - С. 76-84.
47. Сырцова Л.Е., Львова Д.П. Методика выявления, анализа и использования «точек контакта», как инструмента стратегического менеджмента и ее применение в сфере общественного здоровья и в деятельности учреждений здравоохранения // Наука и технологии в современном обществе, 2014. С. 121-132.
48. Сэндлер, Д. 49 законов предоставления услуг / Д. Сэндлер. - М.: Эксмо, 2010. - 196 с. 10. Удалова, Н. Премьерная выкладка товара / Н. Удалова // Продвижение продовольствия. Prod&Prod. - 2012. -.№3. - С.33.
49. Тарасова Е.Е. Исследование коммерческой деятельности потребительской кооперации. - Белгород: Кооперативное образование, 2014. - 295 с.
50. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации: учеб. для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд: пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 412 с