Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель» (Менеджмент в образовании, Омский государственный педагогический университет)

Работа №46844

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Базой для проведения опытно-экспериментального исследования был БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий».
Есть приложения (тесты, анаеты и пр.).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение…………….………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «преподаватель-руководитель»………………………………………….…………………………..8
1.1. Содержание понятия эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса………………………………………………………..8
1.2. Факторы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса…………………………………………………………………...............16
1.3. Сущность конфликтного взаимодействия и причины его возникновения в системе «преподаватель-руководитель»…………………………………………25
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «преподаватель-руководитель»………37
2.1. Состояние проблемы взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель» в БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий» г. Омска.………………………………………………………………………….…40
2.2. Реализация организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия в практике современного колледжа…………………………...53
2.3. Анализ эффективности взаимодействия….………………………………….60
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………64
Заключение…………………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………………67
Приложение…………………………………………………………………………73


Состояние развития современного образовательного учреждения обусловливает необходимость обращения к теории управления для разрешения имеющихся проблем. Основная парадигма современной педагогики отражает понимание человека не как средства достижения цели, а как саму цель: содействие развитию человека. Одна из важнейших функций менеджмента – сделать продуктивными вверенные ему ресурсы. Актуальность исследования определяется объективно существующими противоречиями между потребностью образовательного социума в социально активных, коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства преподавателей и руководителей навыков эффективного взаимодействия и умений конструктивного разрешения конфликтов; неэффективностью взаимодействием преподавателей и руководителей в практике колледжа и недостаточностью исследований данной проблемы; необходимостью эффективного взаимодействия субъектов образования и неразработанностью условий, технологий, способов его организации.
На основании выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования: какие необходимо создать условия для эффективного взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель».
Объект исследования – взаимодействие субъектов в системе «преподаватель-руководитель» в образовательном учреждении.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель».
Цель исследования – изучить состояние проблемы взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель» в колледже и выявить организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия.
Гипотеза исследования – если в системе «преподаватель-руководитель» организацию взаимодействия осуществлять на основе индивидуально-личностного подхода:
- осознания значимости эффективного взаимодействия;
- учета индивидуальных стилей поведения;
-осуществления комплекса мер по повышению коммуникативной компетентности субъектов образования, то это приведет к повышению степени удовлетворенности субъектов образования, снижению интенсивности возникновения конфликтов, адекватности используемых стилей поведения, что обусловит повышение эффективности взаимодействия в системе «преподаватель-руководитель».
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу с целью выяснения степени проработанности проблемы эффективного взаимодействия субъектов;
2. изучить состояние проблемы эффективного взаимодействия в системе «преподаватель-руководитель» в практике современного колледжа;
3. выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие в системе «преподаватель-руководитель»;
4. разработать критерии и показатели оценки эффективности предложенных организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия субъектов в системе;
5. разработать мониторинг по повышению конфликтологической компетентности преподавателей и менеджеров колледжа.
Теоретико-методологической базой исследования явились: личностно-деятельностный подход к выявлению и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия (И.А. Зимняя, Л.А. Петровская, И.И. Рыданова), системный подход (М.Л. Портнов, Ю. Конаржевский), при котором образовательное учреждение рассматривается как управляемая система, состоящая из 2-х подсистем: управляющей (директор, его заместители) и управляемой (педагоги, учащиеся, технические работники).
Также теоретическую основу исследования составили теории взаимодействия в образовательной сфере Н.В. Бордовской, Ю.А. Конаржевского, Пидкасистого и др.; теории конфликтного взаимодействия А.С. Белкина, Н.И. Суртаевой, А.В. Кандауровой, М.М. Рыбаковой; теории конфликтологической компетентности С.В. Баныкина, Л.А. Петровской, Б.И. Хасан.
Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа. На первом, подготовительном этапе (декабрь – февраль 2018/19 гг.) был проведен анализ состояния проблемы взаимодействия, изучено влияние процесса взаимодействия на профессиональную компетентность специалистов и руководителя в образовательном учреждении, обобщен положительный педагогический опыт по организации взаимодействия специалистов в колледже г. Омска, сформулирована первоначальная гипотеза исследования. На втором этапе (март 2019 г.) был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялись факторы и условия, влияющие на процесс взаимодействия преподавателей и директорского состава; определялись особенности этого взаимодействия. Проведен формирующий эксперимент, в ходе которого спроектирована и реализована мониторинговая программа по развитию конфликтологической компетентности специалистов; достигалось согласование педагогических и управленческих действий при организации взаимодействия. Далее исследовалось влияние мониторинговой программы на успешность взаимодействия преподавателей и директоров в современном колледже. На третьем, обобщающем этапе (апрель-май 2019 г.) были проведены уточнение направлений по совершенствованию мониторинговой программы по развитию конфликтологической компетентности субъектов в системе «преподаватель - руководитель» и оценены результаты проверки гипотезы исследования.
Методы исследования: теоретические методы - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта колледжа г. Омска; социологические методы (опрос, анкетирование); эксперимент (констатирующий и формирующий), методы активного обучающего взаимодействия (лекции, семинары). Эмпирические данные были подвергнуты математической и аналитической обработке.
База исследования - БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий».
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное взаимодействие субъектов – это высокая результативность и максимальная удовлетворенность в совместном труде преподавателя и руководителя при минимальных психологических и энерго – временных затратах.
2. Критерии результативности эффективного взаимодействия – это
1. эффективность взаимодействия:
а) уровень готовности преподавателей и менеджеров образования к взаимодействию по компонентам:
- мотивационный компонент;
- содержательный компонент;
- организационный компонент;
- рефлексивный компонент.
б) уровень развития конфликтологической компетентности по блокам:
- теоретический
- прагматический
- креативный
- оценочно-рефлексивный
в) стиль выхода из конфликтной ситуации
2. действенность взаимодействия выражена в динамике повышения уровня конфликтологической компетентности по эффективному выходу из конфликтной ситуации.
3. Организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия в системе «преподаватель - руководитель» в современном колледже - это совокупность педагогических и управленческих процедур, позволяющих достичь согласия в системе «преподаватель - руководитель», включающих:
- развитие конфликтологической компетентности субъектов в системе «преподаватель - руководитель» c помощью мониторинговой программы;
- учет стилей поведения;
- оптимальную систему коммуникаций;
- четкую организационную структуру.
4. Конфликтологическая компетентность есть совокупность теоретических знаний в области конфликтологии, практических умений по диагностике, анализу и разрешению конфликтов, способностей переносить знания и умения на все возможные проблемные ситуации в общении.
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итоги проведеﮦнного исследоﮦвания доказали его актуальﮦность и практичﮦескую значимоﮦсть. На основе научного анализа многочиﮦсленных работ психолоﮦгов, педагогﮦов, управлеﮦнцев выявлены степень разрабоﮦтанности поставлﮦенной нами проблемы исследоﮦвания. Наше исследоﮦвание было посвящеﮦно одному из аспектов педагогﮦического взаимодﮦействия – проблеме повышенﮦия эффектиﮦвности взаимодﮦействия в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель». Результаты исследоﮦвания позволяﮦют сделать следующﮦие выводы:
1. Характер взаимодﮦействия в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель» является определﮦяющим для психолоﮦгического климата образовﮦательного социума. Это подтверﮦждается возрастﮦающим интересﮦом к проблеме повышенﮦия эффектиﮦвности взаимодﮦействия преподаﮦвателя и руководﮦителя, выявленﮦным в результﮦате анализа психолоﮦго-педагогﮦической литератﮦуры.
2. Взаимодействие в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель» предстаﮦвляет собой трехуроﮦвневую систему взаимодﮦействующих отношенﮦий в единстве социальﮦных, психолоﮦгических и педагогﮦических связей. Эффективность взаимодﮦействия в данной системе зависит от полученﮦного результﮦата, степени удовлетﮦворенности субъектﮦов взаимодﮦействия, уровня конфликﮦтологической компетеﮦнтности и стиля поведенﮦия в конфликﮦтной ситуации.
3. Эффективность взаимодﮦействия в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель» предстаﮦвляет собой многофаﮦкторный процесс и обусловﮦлено тремя группами факторов: структуﮦрно-организﮦационными, функциоﮦнально-ролевыми и психолоﮦго-педагогﮦическими, рассматﮦриваемыми с позиций менеджмﮦента, психолоﮦгии и педагогﮦики.
4. Изучение состоянﮦия исследуﮦемой проблемы в практике колледжа констатﮦирует с одной стороны возрастﮦающий интерес к проблеме взаимодﮦействия на уровне сотруднﮦичества, партнерﮦства, с другой – отсутстﮦвие системнﮦой целенапﮦравленной работы по построеﮦнию эффектиﮦвного взаимодﮦействия субъектﮦов в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель».
5. Исследование показатﮦелей эффектиﮦвного взаимодﮦействия обнаружﮦило недостаﮦточный, низкий уровень их развития. Нами выявлены низкий уровень готовноﮦсти педагогﮦов и менеджеﮦров образовﮦания к взаимодﮦействию, низкий уровень конфликﮦтологической компетеﮦнтности и, как следствﮦие этого, неадеквﮦатность использﮦуемых стилей поведенﮦия, методов разрешеﮦния проблем взаимодﮦействия, неудовлﮦетворенность субъектﮦов образовﮦательного процесса.
6. Для измененﮦия обозначﮦенного состоянﮦия необходﮦима системаﮦтическая, целенапﮦравленная работа в образовﮦательной среде по снижению конфликﮦтности, а, следоваﮦтельно, повышенﮦию эффектиﮦвности взаимодﮦействия субъектﮦов в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель». В связи с этим нами была разработана программа мониторингового исследования по критериям и показателям результативности повышения конфликтологической компетентности и программа по развитию конфликтологической компетентности для преподавателей и руководителей колледжей.
7. На итоговом этапе эксперимента были реализованы организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия и проверена их результативность. Практическая реализация организационно-педагогических условий привела к положительным изменениям во взаимоотношениях педагогов и руководителей. Таким образом, реализация предлагаемых организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия способствуют положительным изменениям личностного развития и снижению уровня конфликтности.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. No792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы» [Электронный каталог]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497
3. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный каталог]/ Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3071
4. Ананьев, Б.Г. Избранные педагогические труды [Текст]: В 2-х т. Т.1./ Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
5. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония [Текст]/ Ш.А. Амонавшивили. – Екатеринбург: Уральский университет, 1992. - 656 с.
6. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. - 303 с.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогика высшей школы [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Педагогика, 1972. - 232 с.
8. Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии [Текст]: учеб. пособие для вузов [по социологическим и экономическим специальностям] / Е. М. Бабосов. - 2-еизд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2012. - 323 с.
9. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст]/ М.Я. Басов. – М.: Педагогика, 1975. - 250 с.
10. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология [Текст]/ А.С. Белкина, В.Д. Жаворонков, Ц.С. Зимина. – Екатеринбург: Глаголь, 1995. - 135 с.
11. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]/ А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
12. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
13. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука,1989. – 189 с.
14. Вебер, М. Избранное. Образование общества [Текст]: пер. с нем.– М.: Юрист, 1994. - 704с.
15. Гегель, Г.В. Наука логики [Текст]: В 3-х т. Т.2. пер. с нем. - М.:Мысль, 1971. - 501с.
16. Генов, Ф. Психология управления: Основные проблемы [Текст]/ Ф. Генов. – М.: Прогресс, 1982. - 424 с.
17. Гершунский, Б.С. Философско – методологические основания стратегии развития образования в России [Текст]/ Б.С. Гершунский. - М.: ИТПИМИО, 1993. - 160 с.
18. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст]/ Т.Г. Григорьева, Л.Ф. Линская Т.П. Усольцева. – Новосибирск – Москва: Изд-во Новосиб. ун-та (Новосибирск), Совершенство (Москва), 1997. - 171с.
19. Громова, О.Н. Стратегия управления персоналом организации [Текст]/ О.Н. Громова. – М.: ГАУ, 1997. - 98 с.
20. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]/ А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2004. - 156 с.
21. Жбанкова, И.И. Философские принципы в научном познании [Текст]/ И.И. Жбанкова. – Минск: Наука и техника, 1974. - 245 с.
22. Зазыкин, В.Г. Конфликты в коллективе и пути их преодоления [Текст]: метод. разработки/ В.Г Зазыкин, В.И. Лебедев. – М.: Просвещение, 1986. - 213 с.
23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: уч. пособие для пед. вузов/ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. - 384 с.
24. Иствуд, А. Я вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседников [Текст]/ А.Я. Иствуд. – М.: Экономика, 1982. - 110 с.
25. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст]/ М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. - 321 с.
26. Кандаурова, А.В. Педагогические условия эффективного взаимодействия в системе «учитель-руководитель» в современной школе [Текст]: дис…канд. пед. наук/ А.В. Кандаурова. – Омск, 2002. - 353 с.
27. Кант, И. Критика чистого разума [Текст]/ И. Кант. – М.: Мысль, 1994. - 591 с.
28. Кемеров, В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл [Текст]/ В.Е. Кемеров. – М. Политиздат, 1977. - 256 с.
29. Килланд, Д. Системный анализ и целевое управление [Текст]/ Д. Килланд, В. Кинг. – М.: Советское радио, 1974. - 280 с.
30. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст]/ А.Г. Ковалев. – М. Наука, 1989. - 129 с.
31. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст]: Уч. пособ. / Г.И. Козырев – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
32. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст]/ Я.Л. Коломинский. – М.: Знания, 1974. - 96 с.
33. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст]/Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. - 222с.
34. Котова, И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст]/ И.Б. Котова, В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Цветная печать, 1996. - 85 с.
35. Кузьмин, Е.С. Руководитель и коллектив[Текст]/ Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.П. Емельянов. – Л.: Лениздат, 1974. - 167 с.
36. Лазарев, В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы [Текст]/ В.С. Лазарев. – М.: Центр социально-экономических исследований, 1995. - 132 с.
37. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст]/ К. Левин. – СПб.: Речь, – 2000. - 408 с.
38. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст]/ А.А. Леонтьев. – Нальчик: Эльфа, 1996. - 96 с.
39. Маврина, И.А. Социальная системность образования [Текст]/ И.А. Маврина. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2000. - 125 с.
40. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. - 800 с.
41. Мудрик, А.В. Коллектив, общение, личность [Текст]/ А.В. Мудрик. – М.: Наука, 1983. - 210 с.
42. Мясищев, В.Н. О взаимодействии общения, отношения и отражения как проявление общей и социальной психологии [Текст] /В.Н. Мясищев. – Л.: Лениздат, 1970. - 198 с.
43. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1979. - 160 с.
44. Омаров, А.М. Управление и человек [Текст] /. А.М. Омаров. – М.: Политиздат,1989. - 80с.
45. Острейковский, В.А. Теория систем [Текст] /В.А. Острейковский. – М.: Высшая школа, 1997. - 240 с.
46. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзе-фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
47. Петрова, В. Детали взаимодействия [Текст]/ В. Петрова // Журн. Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 37-39.
48. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликтов: теоретические и методические проблемы социальных конфликтов: теоретические и методол. Проблемы соц. психологии [Текст]/ Л.А. Петровская. – М.: Наука,1997. - 134 с.
49. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]/ А.В. Петровский. – М. Политиздат, 1982. - 255 с.
50. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст] в 2-х ч. Ч.1 / И.П. Подласый – М.: Просвещение, 1999.- 234с.
51. Поташник, М.М. В поисках оптимального варианта [Текст]/ М.М. Поташник. – М.: Педагогика, 1998. - 192 с.
52. Пригожин, А.Н. Нововведение: стимулы и препятствия [Текст]/ А.Н. Пригожин. – М.: Политиздат, 1989. - 272 с.
53. Психологический климат в коллективе [Текст]: уч. пособие / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
54. Радугин, А.А. Социология [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Проспект, 1998. - 224 с.
55. Робер, М.А. Психология индивида и группы [Текст]: пер. с франц. – М.: Прогресс, 1998. - 256 с.
56. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике [Электронный ресурс] / К. Р. Роджерс. - М.: ИОИ, 2016. - 201 с. (Современная психология: теория и практика). - Режим доступа: https://www.books-up.ru/en/book/konsultirovanie-i-psihoterapiya-novejshie-podhody-v-psihologicheskoj-praktike-4569150/
57. Роджерс, Ф. Взгляд изнутри. Человек – фирма – маркетинг [Текст]: пер. с англ. – М.: Проспект, 2000. - 280 с.
58. Родина, О.Н. О понятии успешности трудовой деятельности[Текст]/ О.Н. Родина // Вестник Московского университета. – Серия 14. Психология. -1996. - № 3. – С. 51-60.
59. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст]/ И.И. Рыданова. – Минск: Белорусская наука - 1998. - 319 с.
60. Сафьянов, В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликта [Текст]/ В.И. Сафьянов. – М.: Мир кн., 1997. - 197 с.
61. Свенцицкий, А.А. Социальная психология управления [Текст]: Учеб. пособие/ А.А. Свенцицкий. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 175 с.
62. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
63. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностных отношениях [Текст]/ О.В. Соловьева. – М.: МГУ, 1992. - 112 с.
64. Степашкина, Л.Ю. Содержание и технология деятельности педагога по управлению развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы [Текст]: Метод. пособие/ Л.Ю. Степашкина – Омск: ОмГПУ, 2005. - 116 с.
65. Суртаева, Н.Н. Педагогическая конфликтология [Текст]: Прогр. и методич. матер/ Н.Н. Суртаева. – СПб.: Нева, 2000. – 156 с.
66. Удальцова, М.В. Социология управления [Текст]: Учеб. пособие / М.В. Удальцова. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 144 с.
67. Ушаков, К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы [Текст]/ К.М. Ушаков – М.: Эксмо, 1998. - 65 с.
68. Флейман, Б.С. Основы системологии [Текст]/ Б.С. Флейман. – М.: Радио и связь, 1982. - 368 с.
69. Фон Бертланфи , Л. История и статус общей теории систем[Текст]/ Л. Фон Бертланфи // Системные исследования: Ежегодник. – М.: Наука, 1973. - С. 20-27.
70. Хувейк, Р.В. Продукт конфликта и консенсуса [Текст]/ Р.В. Хувейк // Директор школы. -1997. - № 3. - С. 19.
71. Цыбульская, М.В.Конфликтология [Текст]: Учебно-практическое пособие/ М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова .– М.: Проспект, 2004. - 100 с.
72. Шакуров, Р.Х. Социально – экономические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст]/ Р.Х Шакуров. – М.: Просвещение, 1990. - 206 с.
73. Шихирев, П.Н. Исследование социальной установки в США [Текст]/ П.Н. Шихирев // Вопросы философии -1973.- №2. – С.162.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ