Организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель» (Менеджмент в образовании, Омский государственный педагогический университет)
Выпускная квалификационная работа.
Базой для проведения опытно-экспериментального исследования был БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий».
Есть приложения (тесты, анаеты и пр.).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение…………….………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «преподаватель-руководитель»………………………………………….…………………………..8
1.1. Содержание понятия эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса………………………………………………………..8
1.2. Факторы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса…………………………………………………………………...............16
1.3. Сущность конфликтного взаимодействия и причины его возникновения в системе «преподаватель-руководитель»…………………………………………25
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «преподаватель-руководитель»………37
2.1. Состояние проблемы взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель» в БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий» г. Омска.………………………………………………………………………….…40
2.2. Реализация организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия в практике современного колледжа…………………………...53
2.3. Анализ эффективности взаимодействия….………………………………….60
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………64
Заключение…………………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………………67
Приложение…………………………………………………………………………73
Состояние развития современного образовательного учреждения обусловливает необходимость обращения к теории управления для разрешения имеющихся проблем. Основная парадигма современной педагогики отражает понимание человека не как средства достижения цели, а как саму цель: содействие развитию человека. Одна из важнейших функций менеджмента – сделать продуктивными вверенные ему ресурсы. Актуальность исследования определяется объективно существующими противоречиями между потребностью образовательного социума в социально активных, коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства преподавателей и руководителей навыков эффективного взаимодействия и умений конструктивного разрешения конфликтов; неэффективностью взаимодействием преподавателей и руководителей в практике колледжа и недостаточностью исследований данной проблемы; необходимостью эффективного взаимодействия субъектов образования и неразработанностью условий, технологий, способов его организации.
На основании выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования: какие необходимо создать условия для эффективного взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель».
Объект исследования – взаимодействие субъектов в системе «преподаватель-руководитель» в образовательном учреждении.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель».
Цель исследования – изучить состояние проблемы взаимодействия субъектов в системе «преподаватель-руководитель» в колледже и выявить организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия.
Гипотеза исследования – если в системе «преподаватель-руководитель» организацию взаимодействия осуществлять на основе индивидуально-личностного подхода:
- осознания значимости эффективного взаимодействия;
- учета индивидуальных стилей поведения;
-осуществления комплекса мер по повышению коммуникативной компетентности субъектов образования, то это приведет к повышению степени удовлетворенности субъектов образования, снижению интенсивности возникновения конфликтов, адекватности используемых стилей поведения, что обусловит повышение эффективности взаимодействия в системе «преподаватель-руководитель».
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу с целью выяснения степени проработанности проблемы эффективного взаимодействия субъектов;
2. изучить состояние проблемы эффективного взаимодействия в системе «преподаватель-руководитель» в практике современного колледжа;
3. выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие в системе «преподаватель-руководитель»;
4. разработать критерии и показатели оценки эффективности предложенных организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия субъектов в системе;
5. разработать мониторинг по повышению конфликтологической компетентности преподавателей и менеджеров колледжа.
Теоретико-методологической базой исследования явились: личностно-деятельностный подход к выявлению и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия (И.А. Зимняя, Л.А. Петровская, И.И. Рыданова), системный подход (М.Л. Портнов, Ю. Конаржевский), при котором образовательное учреждение рассматривается как управляемая система, состоящая из 2-х подсистем: управляющей (директор, его заместители) и управляемой (педагоги, учащиеся, технические работники).
Также теоретическую основу исследования составили теории взаимодействия в образовательной сфере Н.В. Бордовской, Ю.А. Конаржевского, Пидкасистого и др.; теории конфликтного взаимодействия А.С. Белкина, Н.И. Суртаевой, А.В. Кандауровой, М.М. Рыбаковой; теории конфликтологической компетентности С.В. Баныкина, Л.А. Петровской, Б.И. Хасан.
Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа. На первом, подготовительном этапе (декабрь – февраль 2018/19 гг.) был проведен анализ состояния проблемы взаимодействия, изучено влияние процесса взаимодействия на профессиональную компетентность специалистов и руководителя в образовательном учреждении, обобщен положительный педагогический опыт по организации взаимодействия специалистов в колледже г. Омска, сформулирована первоначальная гипотеза исследования. На втором этапе (март 2019 г.) был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялись факторы и условия, влияющие на процесс взаимодействия преподавателей и директорского состава; определялись особенности этого взаимодействия. Проведен формирующий эксперимент, в ходе которого спроектирована и реализована мониторинговая программа по развитию конфликтологической компетентности специалистов; достигалось согласование педагогических и управленческих действий при организации взаимодействия. Далее исследовалось влияние мониторинговой программы на успешность взаимодействия преподавателей и директоров в современном колледже. На третьем, обобщающем этапе (апрель-май 2019 г.) были проведены уточнение направлений по совершенствованию мониторинговой программы по развитию конфликтологической компетентности субъектов в системе «преподаватель - руководитель» и оценены результаты проверки гипотезы исследования.
Методы исследования: теоретические методы - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта колледжа г. Омска; социологические методы (опрос, анкетирование); эксперимент (констатирующий и формирующий), методы активного обучающего взаимодействия (лекции, семинары). Эмпирические данные были подвергнуты математической и аналитической обработке.
База исследования - БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий».
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное взаимодействие субъектов – это высокая результативность и максимальная удовлетворенность в совместном труде преподавателя и руководителя при минимальных психологических и энерго – временных затратах.
2. Критерии результативности эффективного взаимодействия – это
1. эффективность взаимодействия:
а) уровень готовности преподавателей и менеджеров образования к взаимодействию по компонентам:
- мотивационный компонент;
- содержательный компонент;
- организационный компонент;
- рефлексивный компонент.
б) уровень развития конфликтологической компетентности по блокам:
- теоретический
- прагматический
- креативный
- оценочно-рефлексивный
в) стиль выхода из конфликтной ситуации
2. действенность взаимодействия выражена в динамике повышения уровня конфликтологической компетентности по эффективному выходу из конфликтной ситуации.
3. Организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия в системе «преподаватель - руководитель» в современном колледже - это совокупность педагогических и управленческих процедур, позволяющих достичь согласия в системе «преподаватель - руководитель», включающих:
- развитие конфликтологической компетентности субъектов в системе «преподаватель - руководитель» c помощью мониторинговой программы;
- учет стилей поведения;
- оптимальную систему коммуникаций;
- четкую организационную структуру.
4. Конфликтологическая компетентность есть совокупность теоретических знаний в области конфликтологии, практических умений по диагностике, анализу и разрешению конфликтов, способностей переносить знания и умения на все возможные проблемные ситуации в общении.
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, пяти приложений.
Итоги проведеﮦнного исследоﮦвания доказали его актуальﮦность и практичﮦескую значимоﮦсть. На основе научного анализа многочиﮦсленных работ психолоﮦгов, педагогﮦов, управлеﮦнцев выявлены степень разрабоﮦтанности поставлﮦенной нами проблемы исследоﮦвания. Наше исследоﮦвание было посвящеﮦно одному из аспектов педагогﮦического взаимодﮦействия – проблеме повышенﮦия эффектиﮦвности взаимодﮦействия в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель». Результаты исследоﮦвания позволяﮦют сделать следующﮦие выводы:
1. Характер взаимодﮦействия в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель» является определﮦяющим для психолоﮦгического климата образовﮦательного социума. Это подтверﮦждается возрастﮦающим интересﮦом к проблеме повышенﮦия эффектиﮦвности взаимодﮦействия преподаﮦвателя и руководﮦителя, выявленﮦным в результﮦате анализа психолоﮦго-педагогﮦической литератﮦуры.
2. Взаимодействие в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель» предстаﮦвляет собой трехуроﮦвневую систему взаимодﮦействующих отношенﮦий в единстве социальﮦных, психолоﮦгических и педагогﮦических связей. Эффективность взаимодﮦействия в данной системе зависит от полученﮦного результﮦата, степени удовлетﮦворенности субъектﮦов взаимодﮦействия, уровня конфликﮦтологической компетеﮦнтности и стиля поведенﮦия в конфликﮦтной ситуации.
3. Эффективность взаимодﮦействия в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель» предстаﮦвляет собой многофаﮦкторный процесс и обусловﮦлено тремя группами факторов: структуﮦрно-организﮦационными, функциоﮦнально-ролевыми и психолоﮦго-педагогﮦическими, рассматﮦриваемыми с позиций менеджмﮦента, психолоﮦгии и педагогﮦики.
4. Изучение состоянﮦия исследуﮦемой проблемы в практике колледжа констатﮦирует с одной стороны возрастﮦающий интерес к проблеме взаимодﮦействия на уровне сотруднﮦичества, партнерﮦства, с другой – отсутстﮦвие системнﮦой целенапﮦравленной работы по построеﮦнию эффектиﮦвного взаимодﮦействия субъектﮦов в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель».
5. Исследование показатﮦелей эффектиﮦвного взаимодﮦействия обнаружﮦило недостаﮦточный, низкий уровень их развития. Нами выявлены низкий уровень готовноﮦсти педагогﮦов и менеджеﮦров образовﮦания к взаимодﮦействию, низкий уровень конфликﮦтологической компетеﮦнтности и, как следствﮦие этого, неадеквﮦатность использﮦуемых стилей поведенﮦия, методов разрешеﮦния проблем взаимодﮦействия, неудовлﮦетворенность субъектﮦов образовﮦательного процесса.
6. Для измененﮦия обозначﮦенного состоянﮦия необходﮦима системаﮦтическая, целенапﮦравленная работа в образовﮦательной среде по снижению конфликﮦтности, а, следоваﮦтельно, повышенﮦию эффектиﮦвности взаимодﮦействия субъектﮦов в системе «преподаﮦватель-руководﮦитель». В связи с этим нами была разработана программа мониторингового исследования по критериям и показателям результативности повышения конфликтологической компетентности и программа по развитию конфликтологической компетентности для преподавателей и руководителей колледжей.
7. На итоговом этапе эксперимента были реализованы организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия и проверена их результативность. Практическая реализация организационно-педагогических условий привела к положительным изменениям во взаимоотношениях педагогов и руководителей. Таким образом, реализация предлагаемых организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия способствуют положительным изменениям личностного развития и снижению уровня конфликтности.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. No792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы» [Электронный каталог]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497
3. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный каталог]/ Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3071
4. Ананьев, Б.Г. Избранные педагогические труды [Текст]: В 2-х т. Т.1./ Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
5. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония [Текст]/ Ш.А. Амонавшивили. – Екатеринбург: Уральский университет, 1992. - 656 с.
6. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. - 303 с.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогика высшей школы [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Педагогика, 1972. - 232 с.
8. Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии [Текст]: учеб. пособие для вузов [по социологическим и экономическим специальностям] / Е. М. Бабосов. - 2-еизд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2012. - 323 с.
9. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст]/ М.Я. Басов. – М.: Педагогика, 1975. - 250 с.
10. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология [Текст]/ А.С. Белкина, В.Д. Жаворонков, Ц.С. Зимина. – Екатеринбург: Глаголь, 1995. - 135 с.
11. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]/ А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
12. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
13. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука,1989. – 189 с.
14. Вебер, М. Избранное. Образование общества [Текст]: пер. с нем.– М.: Юрист, 1994. - 704с.
15. Гегель, Г.В. Наука логики [Текст]: В 3-х т. Т.2. пер. с нем. - М.:Мысль, 1971. - 501с.
16. Генов, Ф. Психология управления: Основные проблемы [Текст]/ Ф. Генов. – М.: Прогресс, 1982. - 424 с.
17. Гершунский, Б.С. Философско – методологические основания стратегии развития образования в России [Текст]/ Б.С. Гершунский. - М.: ИТПИМИО, 1993. - 160 с.
18. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст]/ Т.Г. Григорьева, Л.Ф. Линская Т.П. Усольцева. – Новосибирск – Москва: Изд-во Новосиб. ун-та (Новосибирск), Совершенство (Москва), 1997. - 171с.
19. Громова, О.Н. Стратегия управления персоналом организации [Текст]/ О.Н. Громова. – М.: ГАУ, 1997. - 98 с.
20. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]/ А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2004. - 156 с.
21. Жбанкова, И.И. Философские принципы в научном познании [Текст]/ И.И. Жбанкова. – Минск: Наука и техника, 1974. - 245 с.
22. Зазыкин, В.Г. Конфликты в коллективе и пути их преодоления [Текст]: метод. разработки/ В.Г Зазыкин, В.И. Лебедев. – М.: Просвещение, 1986. - 213 с.
23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: уч. пособие для пед. вузов/ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. - 384 с.
24. Иствуд, А. Я вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседников [Текст]/ А.Я. Иствуд. – М.: Экономика, 1982. - 110 с.
25. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст]/ М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. - 321 с.
26. Кандаурова, А.В. Педагогические условия эффективного взаимодействия в системе «учитель-руководитель» в современной школе [Текст]: дис…канд. пед. наук/ А.В. Кандаурова. – Омск, 2002. - 353 с.
27. Кант, И. Критика чистого разума [Текст]/ И. Кант. – М.: Мысль, 1994. - 591 с.
28. Кемеров, В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл [Текст]/ В.Е. Кемеров. – М. Политиздат, 1977. - 256 с.
29. Килланд, Д. Системный анализ и целевое управление [Текст]/ Д. Килланд, В. Кинг. – М.: Советское радио, 1974. - 280 с.
30. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст]/ А.Г. Ковалев. – М. Наука, 1989. - 129 с.
31. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст]: Уч. пособ. / Г.И. Козырев – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
32. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст]/ Я.Л. Коломинский. – М.: Знания, 1974. - 96 с.
33. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст]/Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. - 222с.
34. Котова, И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст]/ И.Б. Котова, В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Цветная печать, 1996. - 85 с.
35. Кузьмин, Е.С. Руководитель и коллектив[Текст]/ Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.П. Емельянов. – Л.: Лениздат, 1974. - 167 с.
36. Лазарев, В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы [Текст]/ В.С. Лазарев. – М.: Центр социально-экономических исследований, 1995. - 132 с.
37. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст]/ К. Левин. – СПб.: Речь, – 2000. - 408 с.
38. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст]/ А.А. Леонтьев. – Нальчик: Эльфа, 1996. - 96 с.
39. Маврина, И.А. Социальная системность образования [Текст]/ И.А. Маврина. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2000. - 125 с.
40. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. - 800 с.
41. Мудрик, А.В. Коллектив, общение, личность [Текст]/ А.В. Мудрик. – М.: Наука, 1983. - 210 с.
42. Мясищев, В.Н. О взаимодействии общения, отношения и отражения как проявление общей и социальной психологии [Текст] /В.Н. Мясищев. – Л.: Лениздат, 1970. - 198 с.
43. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1979. - 160 с.
44. Омаров, А.М. Управление и человек [Текст] /. А.М. Омаров. – М.: Политиздат,1989. - 80с.
45. Острейковский, В.А. Теория систем [Текст] /В.А. Острейковский. – М.: Высшая школа, 1997. - 240 с.
46. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзе-фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
47. Петрова, В. Детали взаимодействия [Текст]/ В. Петрова // Журн. Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 37-39.
48. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликтов: теоретические и методические проблемы социальных конфликтов: теоретические и методол. Проблемы соц. психологии [Текст]/ Л.А. Петровская. – М.: Наука,1997. - 134 с.
49. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]/ А.В. Петровский. – М. Политиздат, 1982. - 255 с.
50. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст] в 2-х ч. Ч.1 / И.П. Подласый – М.: Просвещение, 1999.- 234с.
51. Поташник, М.М. В поисках оптимального варианта [Текст]/ М.М. Поташник. – М.: Педагогика, 1998. - 192 с.
52. Пригожин, А.Н. Нововведение: стимулы и препятствия [Текст]/ А.Н. Пригожин. – М.: Политиздат, 1989. - 272 с.
53. Психологический климат в коллективе [Текст]: уч. пособие / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
54. Радугин, А.А. Социология [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Проспект, 1998. - 224 с.
55. Робер, М.А. Психология индивида и группы [Текст]: пер. с франц. – М.: Прогресс, 1998. - 256 с.
56. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике [Электронный ресурс] / К. Р. Роджерс. - М.: ИОИ, 2016. - 201 с. (Современная психология: теория и практика). - Режим доступа: https://www.books-up.ru/en/book/konsultirovanie-i-psihoterapiya-novejshie-podhody-v-psihologicheskoj-praktike-4569150/
57. Роджерс, Ф. Взгляд изнутри. Человек – фирма – маркетинг [Текст]: пер. с англ. – М.: Проспект, 2000. - 280 с.
58. Родина, О.Н. О понятии успешности трудовой деятельности[Текст]/ О.Н. Родина // Вестник Московского университета. – Серия 14. Психология. -1996. - № 3. – С. 51-60.
59. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст]/ И.И. Рыданова. – Минск: Белорусская наука - 1998. - 319 с.
60. Сафьянов, В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликта [Текст]/ В.И. Сафьянов. – М.: Мир кн., 1997. - 197 с.
61. Свенцицкий, А.А. Социальная психология управления [Текст]: Учеб. пособие/ А.А. Свенцицкий. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 175 с.
62. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
63. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностных отношениях [Текст]/ О.В. Соловьева. – М.: МГУ, 1992. - 112 с.
64. Степашкина, Л.Ю. Содержание и технология деятельности педагога по управлению развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы [Текст]: Метод. пособие/ Л.Ю. Степашкина – Омск: ОмГПУ, 2005. - 116 с.
65. Суртаева, Н.Н. Педагогическая конфликтология [Текст]: Прогр. и методич. матер/ Н.Н. Суртаева. – СПб.: Нева, 2000. – 156 с.
66. Удальцова, М.В. Социология управления [Текст]: Учеб. пособие / М.В. Удальцова. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 144 с.
67. Ушаков, К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы [Текст]/ К.М. Ушаков – М.: Эксмо, 1998. - 65 с.
68. Флейман, Б.С. Основы системологии [Текст]/ Б.С. Флейман. – М.: Радио и связь, 1982. - 368 с.
69. Фон Бертланфи , Л. История и статус общей теории систем[Текст]/ Л. Фон Бертланфи // Системные исследования: Ежегодник. – М.: Наука, 1973. - С. 20-27.
70. Хувейк, Р.В. Продукт конфликта и консенсуса [Текст]/ Р.В. Хувейк // Директор школы. -1997. - № 3. - С. 19.
71. Цыбульская, М.В.Конфликтология [Текст]: Учебно-практическое пособие/ М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова .– М.: Проспект, 2004. - 100 с.
72. Шакуров, Р.Х. Социально – экономические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст]/ Р.Х Шакуров. – М.: Просвещение, 1990. - 206 с.
73. Шихирев, П.Н. Исследование социальной установки в США [Текст]/ П.Н. Шихирев // Вопросы философии -1973.- №2. – С.162.