ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У СТУДЕНТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА 7
1.1 Познавательные состояния в учебной деятельности студентов 7
1.2 Влияние свойств личности на продуктивность в учебной деятельности 23
1.3 Взаимоотношения субъектно-личностных свойств и познавательных состояний 29
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Описание познавательных состояний 36
2.3. Переживаемые познавательные состояния у студентов с различными уровнями выраженности субъектно-личностных черт в ситуации учебной деятельности 39
2.4. Взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт 53
Выводы 56
Заключение 59
Литература 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА 7
1.1 Познавательные состояния в учебной деятельности студентов 7
1.2 Влияние свойств личности на продуктивность в учебной деятельности 23
1.3 Взаимоотношения субъектно-личностных свойств и познавательных состояний 29
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Описание познавательных состояний 36
2.3. Переживаемые познавательные состояния у студентов с различными уровнями выраженности субъектно-личностных черт в ситуации учебной деятельности 39
2.4. Взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт 53
Выводы 56
Заключение 59
Литература 61
Актуальность исследования. Изучение класса познавательных состояний приобретает особую актуальность в научно-исследовательской и педагогической деятельностях. Процесс образования с каждым годом все более и более усложняется, а человек, находясь в этом процессе, постоянно переживает большой спектр психических состояний. Познавательные состояния относятся к психическим состояниям личности, которые сопутствуют процессу познания, как освоения реальности и самого себя.
Возникновение состояний идет во взаимосвязи с субъективно значимыми ситуациями, которые могут быть охарактеризованы как необычные, новые, неопределенные, гипотетические, с деятельностью высших уровней познавательного отражения и регулирования - ментальными структурами (смысловыми, рефлексивными, категориальными, переживаниями, ментальным опытом), а также составляющими системы «Я» (А.О. Прохоров). Как отдельный класс психических состояний познавательные состояния выступают целостной функциональной структурой, организующей соматические, психические и мета-психические процессы (интегральные психические процессы: целеполагания, принятия решения, контроля и др.). Взаимодействуют психические состояния со структурами сознания, связаны с интеллектуальными способностями (когнитивные стили, свойства интеллекта, обучаемость, креативность) и другими субъектно-личностными свойствами, которые необходимы для эффективного процесса познания в жизни.
Главной задачей отечественной системы образования на современном этапе развития является формирование активной здоровой конкурентоспособной личности и обеспечение высокого качества образования. Данная работа позволит изучить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт в учебной деятельности студентов.
В своем исследовании мы опираемся на работы как отечественных (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, А.О. Прохоров, А.Б. Леонова), так и зарубежных психологов (Л. Фестингер, A. Blanchette, I. Richards, R. Gilman, F. Efklides), занимавшихся проблемами регуляции и познания.
Отсутствие достоверных знаний по специфике взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов, выступает в качестве проблемы данного исследования.
Объект: познавательные состояния студентов.
Предмет: взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Цель: выявить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт.
2) Описать познавательные состояния, переживаемые студентами в ходе учебной деятельности (повседневной и напряженной).
3) Определить частоту переживаемых познавательных состояний у лиц с разным уровнем выраженности субъектно-личностных черт.
4) Установить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Гипотеза: влияние субъектно-личностных черт на познавательные состояния опосредовано напряженностью учебной деятельности и взаимодействием самих свойств личности.
Методологическая основа. В своем исследовании мы опирались на работы таких отечественных ученых, внесших вклад в развитие методологии и теоретической базы интеллектуальных эмоций: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, а также психологов, изучающих метакогнитивные аспекты познавательных состояний: А.О. Прохоров, В.П. Зинченко, в контексте умственного утомления: A. Б. Леонова.
Методы и методики исследования. В исследовании приняли участие студенты Института Психологии и образования Казанского федерального университета в составе 90 человек, участники как мужского, так и женского пола в возрасте от 19 до 22 лет. Изучение познавательных состояний проводилось в ходе учебной деятельности студентов: во время лекций и экзаменов, на время проведения исследования занятие прерывалось. Кроме того, измерялась интенсивность состояний и оценивалась по десяти бальной шкале. Для анализа использовалась программа SPSS, применялся частотный анализ, метод полярных групп и короткие статистики. В данной работе были использованы методики:
1) «Опросник структуры темперамента» методика разработана
B. М. Русаловым
2) «Большая пятерка», так же известная как пятифакторная модель личности, разработан американскими психологами П. Коста и Р. МакКрае.
3) «Направленность личности» методика разработана чешскими психологами, В. Смекал и М. Кучер.
4) «Анкета познавательных состояний» М.Г. Юсупова.
Теоретическая значимость: вносится вклад в концепцию функциональных структур познавательных психических состояний А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова.
Практическая значимость: полученные знания дают возможность преподавателю правильно организовывать учебный процесс с учетом познавательных состояний и субъектно-личностных свойств студентов.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения и списка литературы.
Возникновение состояний идет во взаимосвязи с субъективно значимыми ситуациями, которые могут быть охарактеризованы как необычные, новые, неопределенные, гипотетические, с деятельностью высших уровней познавательного отражения и регулирования - ментальными структурами (смысловыми, рефлексивными, категориальными, переживаниями, ментальным опытом), а также составляющими системы «Я» (А.О. Прохоров). Как отдельный класс психических состояний познавательные состояния выступают целостной функциональной структурой, организующей соматические, психические и мета-психические процессы (интегральные психические процессы: целеполагания, принятия решения, контроля и др.). Взаимодействуют психические состояния со структурами сознания, связаны с интеллектуальными способностями (когнитивные стили, свойства интеллекта, обучаемость, креативность) и другими субъектно-личностными свойствами, которые необходимы для эффективного процесса познания в жизни.
Главной задачей отечественной системы образования на современном этапе развития является формирование активной здоровой конкурентоспособной личности и обеспечение высокого качества образования. Данная работа позволит изучить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт в учебной деятельности студентов.
В своем исследовании мы опираемся на работы как отечественных (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, А.О. Прохоров, А.Б. Леонова), так и зарубежных психологов (Л. Фестингер, A. Blanchette, I. Richards, R. Gilman, F. Efklides), занимавшихся проблемами регуляции и познания.
Отсутствие достоверных знаний по специфике взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов, выступает в качестве проблемы данного исследования.
Объект: познавательные состояния студентов.
Предмет: взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Цель: выявить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт.
2) Описать познавательные состояния, переживаемые студентами в ходе учебной деятельности (повседневной и напряженной).
3) Определить частоту переживаемых познавательных состояний у лиц с разным уровнем выраженности субъектно-личностных черт.
4) Установить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Гипотеза: влияние субъектно-личностных черт на познавательные состояния опосредовано напряженностью учебной деятельности и взаимодействием самих свойств личности.
Методологическая основа. В своем исследовании мы опирались на работы таких отечественных ученых, внесших вклад в развитие методологии и теоретической базы интеллектуальных эмоций: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, а также психологов, изучающих метакогнитивные аспекты познавательных состояний: А.О. Прохоров, В.П. Зинченко, в контексте умственного утомления: A. Б. Леонова.
Методы и методики исследования. В исследовании приняли участие студенты Института Психологии и образования Казанского федерального университета в составе 90 человек, участники как мужского, так и женского пола в возрасте от 19 до 22 лет. Изучение познавательных состояний проводилось в ходе учебной деятельности студентов: во время лекций и экзаменов, на время проведения исследования занятие прерывалось. Кроме того, измерялась интенсивность состояний и оценивалась по десяти бальной шкале. Для анализа использовалась программа SPSS, применялся частотный анализ, метод полярных групп и короткие статистики. В данной работе были использованы методики:
1) «Опросник структуры темперамента» методика разработана
B. М. Русаловым
2) «Большая пятерка», так же известная как пятифакторная модель личности, разработан американскими психологами П. Коста и Р. МакКрае.
3) «Направленность личности» методика разработана чешскими психологами, В. Смекал и М. Кучер.
4) «Анкета познавательных состояний» М.Г. Юсупова.
Теоретическая значимость: вносится вклад в концепцию функциональных структур познавательных психических состояний А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова.
Практическая значимость: полученные знания дают возможность преподавателю правильно организовывать учебный процесс с учетом познавательных состояний и субъектно-личностных свойств студентов.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения и списка литературы.
В данной работе рассматривалась взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных свойств у студентов.
В ходе теоретического анализа была раскрыта актуальность данной работы, выяснена специфика взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о наличии влияния субъектно-личностных свойств на познавательные состояния. Установлено, что данное влияние опосредовано напряженностью учебной деятельности и взаимодействием самих свойств личности. Гипотеза подтвердилась.
В качестве основы эмпирического исследования были задействованы четыре методики диагностики свойств личности и познавательных состояний. Благодаря анализу часто встречающихся переживаемых состояний у студентов на лекции и экзамене, мы выявили три состояния для каждой ситуации. Так же были выявлены свойства личности с различным уровнем выраженности для каждого состояния и ситуации.
Показано, что интенсивность переживаемых состояний зависит от уровня выраженности свойств. Таким образом, на лекции интенсивность растет, если уровень свойств высоко выражен, а на экзамене интенсивность снижается, если уровень свойств растет. Далее было рассмотрено многофакторное влияние, где выяснилось, что на лекции интенсивность снижается при взаимодействии двух свойств с низким уровнем выраженности, и повышается при взаимодействии двух свойств с высоким уровнем. В ситуации экзамена интенсивность становится выше, при высоких уровнях выраженности двух свойств и снижается при низком уровне выраженности свойств личности.
Получив весомые результаты в исследовании можно сформулировать практические рекомендации, которые могут оказать
• При организации учебной деятельности необходимо учитывать уровень выраженности субъектно-личностных свойств у студентов.
• Необходимо целенаправленно формировать свойства личности, способствующие активизации положительных познавательных состояний у студентов в ходе учебной деятельности.
В ходе теоретического анализа была раскрыта актуальность данной работы, выяснена специфика взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о наличии влияния субъектно-личностных свойств на познавательные состояния. Установлено, что данное влияние опосредовано напряженностью учебной деятельности и взаимодействием самих свойств личности. Гипотеза подтвердилась.
В качестве основы эмпирического исследования были задействованы четыре методики диагностики свойств личности и познавательных состояний. Благодаря анализу часто встречающихся переживаемых состояний у студентов на лекции и экзамене, мы выявили три состояния для каждой ситуации. Так же были выявлены свойства личности с различным уровнем выраженности для каждого состояния и ситуации.
Показано, что интенсивность переживаемых состояний зависит от уровня выраженности свойств. Таким образом, на лекции интенсивность растет, если уровень свойств высоко выражен, а на экзамене интенсивность снижается, если уровень свойств растет. Далее было рассмотрено многофакторное влияние, где выяснилось, что на лекции интенсивность снижается при взаимодействии двух свойств с низким уровнем выраженности, и повышается при взаимодействии двух свойств с высоким уровнем. В ситуации экзамена интенсивность становится выше, при высоких уровнях выраженности двух свойств и снижается при низком уровне выраженности свойств личности.
Получив весомые результаты в исследовании можно сформулировать практические рекомендации, которые могут оказать
• При организации учебной деятельности необходимо учитывать уровень выраженности субъектно-личностных свойств у студентов.
• Необходимо целенаправленно формировать свойства личности, способствующие активизации положительных познавательных состояний у студентов в ходе учебной деятельности.
Подобные работы
- Феноменологические особенности познавательных состояний
школьников и студентов в процессе решения интеллектуальных задач
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХьХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СИТУАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



