Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У СТУДЕНТОВ

Работа №46820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА 7
1.1 Познавательные состояния в учебной деятельности студентов 7
1.2 Влияние свойств личности на продуктивность в учебной деятельности 23
1.3 Взаимоотношения субъектно-личностных свойств и познавательных состояний 29
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Описание познавательных состояний 36
2.3. Переживаемые познавательные состояния у студентов с различными уровнями выраженности субъектно-личностных черт в ситуации учебной деятельности 39
2.4. Взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт 53
Выводы 56
Заключение 59
Литература 61


Актуальность исследования. Изучение класса познавательных состояний приобретает особую актуальность в научно-исследовательской и педагогической деятельностях. Процесс образования с каждым годом все более и более усложняется, а человек, находясь в этом процессе, постоянно переживает большой спектр психических состояний. Познавательные состояния относятся к психическим состояниям личности, которые сопутствуют процессу познания, как освоения реальности и самого себя.
Возникновение состояний идет во взаимосвязи с субъективно значимыми ситуациями, которые могут быть охарактеризованы как необычные, новые, неопределенные, гипотетические, с деятельностью высших уровней познавательного отражения и регулирования - ментальными структурами (смысловыми, рефлексивными, категориальными, переживаниями, ментальным опытом), а также составляющими системы «Я» (А.О. Прохоров). Как отдельный класс психических состояний познавательные состояния выступают целостной функциональной структурой, организующей соматические, психические и мета-психические процессы (интегральные психические процессы: целеполагания, принятия решения, контроля и др.). Взаимодействуют психические состояния со структурами сознания, связаны с интеллектуальными способностями (когнитивные стили, свойства интеллекта, обучаемость, креативность) и другими субъектно-личностными свойствами, которые необходимы для эффективного процесса познания в жизни.
Главной задачей отечественной системы образования на современном этапе развития является формирование активной здоровой конкурентоспособной личности и обеспечение высокого качества образования. Данная работа позволит изучить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт в учебной деятельности студентов.
В своем исследовании мы опираемся на работы как отечественных (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, А.О. Прохоров, А.Б. Леонова), так и зарубежных психологов (Л. Фестингер, A. Blanchette, I. Richards, R. Gilman, F. Efklides), занимавшихся проблемами регуляции и познания.
Отсутствие достоверных знаний по специфике взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов, выступает в качестве проблемы данного исследования.
Объект: познавательные состояния студентов.
Предмет: взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Цель: выявить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт.
2) Описать познавательные состояния, переживаемые студентами в ходе учебной деятельности (повседневной и напряженной).
3) Определить частоту переживаемых познавательных состояний у лиц с разным уровнем выраженности субъектно-личностных черт.
4) Установить взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных черт у студентов.
Гипотеза: влияние субъектно-личностных черт на познавательные состояния опосредовано напряженностью учебной деятельности и взаимодействием самих свойств личности.
Методологическая основа. В своем исследовании мы опирались на работы таких отечественных ученых, внесших вклад в развитие методологии и теоретической базы интеллектуальных эмоций: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, а также психологов, изучающих метакогнитивные аспекты познавательных состояний: А.О. Прохоров, В.П. Зинченко, в контексте умственного утомления: A. Б. Леонова.
Методы и методики исследования. В исследовании приняли участие студенты Института Психологии и образования Казанского федерального университета в составе 90 человек, участники как мужского, так и женского пола в возрасте от 19 до 22 лет. Изучение познавательных состояний проводилось в ходе учебной деятельности студентов: во время лекций и экзаменов, на время проведения исследования занятие прерывалось. Кроме того, измерялась интенсивность состояний и оценивалась по десяти бальной шкале. Для анализа использовалась программа SPSS, применялся частотный анализ, метод полярных групп и короткие статистики. В данной работе были использованы методики:
1) «Опросник структуры темперамента» методика разработана
B. М. Русаловым
2) «Большая пятерка», так же известная как пятифакторная модель личности, разработан американскими психологами П. Коста и Р. МакКрае.
3) «Направленность личности» методика разработана чешскими психологами, В. Смекал и М. Кучер.
4) «Анкета познавательных состояний» М.Г. Юсупова.
Теоретическая значимость: вносится вклад в концепцию функциональных структур познавательных психических состояний А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова.
Практическая значимость: полученные знания дают возможность преподавателю правильно организовывать учебный процесс с учетом познавательных состояний и субъектно-личностных свойств студентов.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассматривалась взаимосвязь познавательных состояний и субъектно-личностных свойств у студентов.
В ходе теоретического анализа была раскрыта актуальность данной работы, выяснена специфика взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных черт. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о наличии влияния субъектно-личностных свойств на познавательные состояния. Установлено, что данное влияние опосредовано напряженностью учебной деятельности и взаимодействием самих свойств личности. Гипотеза подтвердилась.
В качестве основы эмпирического исследования были задействованы четыре методики диагностики свойств личности и познавательных состояний. Благодаря анализу часто встречающихся переживаемых состояний у студентов на лекции и экзамене, мы выявили три состояния для каждой ситуации. Так же были выявлены свойства личности с различным уровнем выраженности для каждого состояния и ситуации.
Показано, что интенсивность переживаемых состояний зависит от уровня выраженности свойств. Таким образом, на лекции интенсивность растет, если уровень свойств высоко выражен, а на экзамене интенсивность снижается, если уровень свойств растет. Далее было рассмотрено многофакторное влияние, где выяснилось, что на лекции интенсивность снижается при взаимодействии двух свойств с низким уровнем выраженности, и повышается при взаимодействии двух свойств с высоким уровнем. В ситуации экзамена интенсивность становится выше, при высоких уровнях выраженности двух свойств и снижается при низком уровне выраженности свойств личности.
Получив весомые результаты в исследовании можно сформулировать практические рекомендации, которые могут оказать
• При организации учебной деятельности необходимо учитывать уровень выраженности субъектно-личностных свойств у студентов.
• Необходимо целенаправленно формировать свойства личности, способствующие активизации положительных познавательных состояний у студентов в ходе учебной деятельности.



1. Бодров В. А. Информационный стресс. - М.: Per Se, - 2000.
2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995. - С. 18.
3. Васильев И. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. — Изд- во Московского университета Москва. - 1980. - С. 192.
4. Давыдов, В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 180-205.
5. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Л.Г.Дикая // Психические состояния / сост. и общая редакция Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 144-157.
6. Дикая Л.Г. Отношение человека к неприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л.Г.Дикая, А.В.Махнач // Психологический журнал. - 1996. - №3. - С.137-146.
7. Дикая, Л.Г. Вклад индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния в формирование психологической и поведенческой вариабельности личности / Л.Г.Дикая // Психология психических состояний / под ред. проф. А.О.Прохорова. — Вып. 4. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - С.230-262.
8. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000
10. Каргина Н.В. Сравнительное исследование
любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ...канд. психол. наук. - М., 2005.
11. Каргина Н.В., Новикова И.А. Сравнительный анализ любознательности, настойчивости и общительности как системнофункциональных черт личности // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова // Сборник научных статей посвященных 70-летию А.И. Крупнова.- М.: Изд-во РУДН, 2009.
12. Ледовская Т.В. Индивидуально типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности: автореф. дис. ...канд. психол. наук./ Т.В. Ледовская. - Ярославль, 2010.- С. 23.
13. Ледовская Т.В. Успешность учебной деятельности студентов с индивидуально - типологическими особенностями / Т.В. Ледовская // Ярославский педагогический вестник. Научно методический журнал. Серия « Гуманитарные науки». - 2010. №2 (62). - С. - 226-229.
14. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.: МГУ, 1984.-199с.
15. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1981. - 111 с. 36.
16. Леонова, А.Б. Теория деятельности и механизмы регуляции состояний человека / А.Б.Леонова // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2006. - С.321-336.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1984. - С. 162-176.
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.
19. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.
20. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 1976.
21. Наенко Н. И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. — Вып. 2. — 1970.
22. Небылицын В.Д. Психология индивидуальных различий. МГУ: 1982 г.
23. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А.Немчин. -Л.: ЛГУ, 1983.-167с.
24. Новикова И.А. Любознательность как фактор успешной учебной деятельности у студентов // Вестник РУДН. - Серия « Психология и педагогика» . - 2004. - №2. С. - 114-120.
25. Прохоров, А.О. О связи переживаний и психических состояний / А.О.Прохоров, Л.Р.Фахрутдинова // Ученые записки Казан, гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - Т. 150, кн. 3. - С.50-55.
26. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном. процессе / А.О.Прохоров. - Казань: КГУ, 1991. - 167с.
27. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О.Прохоров. - Казань: КГПИ, 1994.- 168с.
28. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Вилюнас В. Психология эмоций / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. С. - 244-256.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720с.
30. Слепко Ю.Н. Эффективность педагогической деятельности / Ю.Н. Слепко. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. - 167.
31. Тихомиров О.К. Информационная психологическая теория мышления / О.К. Тихомиров // Вопросы психологии.- 1974.- №1. - С. 6-10.
32. Фестингер, JI. Введение в теорию когнитивного диссонанса / JI. Фестингер // Современная зарубежная социальная психология. -М.: Издательство МГУ, 1984. С. 97-110.
33. Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. / JI. Фестингер. СПб.: Речь, 2000. С.- 320.
34. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 157-173.
35. Якунин, В.А. О связи психических состояний и свойств личности / В.А.Якунин // Экспериментальная и прикладная психология: межвузовский сборник. - Вып. 10. - Психические состояния. - Л.: Ленинградский университет, 1981. — С. 17-23.
36. Blanchette I., Richards A. The influence of affect on higher level cognition: A review of research on interpretation, judgement, decision making and reasoning //Cognition & Emotion. 2010. Т. 24. №. 4. P. 561- 595.
37. Efklides A. 2001. Metacognitive experiences in problem solving: Metacognition, motivation, and self-regulation. In, J. Kuhl, & R. M. Sorrentino (Eds.). Trends and prospects in motivation research. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer. 297-323.
38. Efklides А. The Systemic Nature of Metacognitive Experiences Feelings, Judgment and their Interrelations // Metacognition: process, function a. Use Ed. By Patrick Chambres [et al.], Boston [etc.]: Kluwer acad. publ. Cop 2002. P. 19-35.
39. Fredrickson B.L. 2000. Extracting meaning from past affective experiences: The importance of peaks, ends,and specific emotions. Cognition and Emotion. 14. 577-606.
40. Gilman R., Huebner E. S. Characteristic of Adolescents Who Report Very High Life Satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. - 2006. - Vol. 35, № 3. - pp. 311-319.
41. Goos M. A money problem: A source of insight into problem solving action. International Journal of Mathematics Education, 2000.
42. Gottman J., Hooven C. Meta-emotion: How Families
Communicate Emotionally. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. 257p.
43. Isen A., D. M., Daubman, K. A., & Nowicki, G. P. (1987). Positive affect facilitates creative problem solving. Journal of Personality and Social Psychology,v.52,1122-111.
44. Isen, A.M. The asymmetry of happiness and sadness in effects on memory in normal college students / A.M.Isen // Journal of Experimental Psychology: General. - 1985. - Vol. 114. - P.388-391.
45. Jacobse G, Harskamp R. What is mathematics, really. N.Y.: Oxford UP, 1997. Review in: Philosophy of Science. - V. 66, No 3. - P. 501, 502.
46. Kramarski B. Enhancing mathematical reasoning in the classroom: The effects of cooperative learning and metacognitive training // American Educational Research Journal. 2003. Vol. 40, № 1. P. 281—310.
47. Pennequin P. R., Wolters C. A., Baxter G. Assessing metacognition and selfregulated learning. In G. Schraw and J. Impara (eds.), Issues in the measurement of metacognition, pp. 43-97. The University of Nebraska Press, Lincoln, NE: Buros Institute of Mental Measurements, 2000.
48. Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G. Cognitive states in educational activity of students: Structural-functional aspect // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. P. 213-218. 17.
49. Prokhorov A.O., Yusupov M.G., Plokhikh V.V. Cognitive States in the Process of Students Intellectual Activity // The New Education Review. 2015. Vol. 41. № 3. P. 263-274.
50. Richland A. Evidence for a three-factor theory of emotions. Journal of Research in Personality, Vol. №11, Issue 3, 273-294.
51. Schneider W., Artelt R. Developmental trends in the metamemory- memory behavior relationship: An integrative review. In D. L. Forrest-Pressley, G. E. MacKinnon, and T. G. Waller (eds.), Metacognition, cognition, and human performance, volume 1, pp. 57-109. Academic, New York, 1985.
52. Stillman G.A. Applying mathematics with real world connections: Metacognitive characteristics of secondary students. Educational Studies in Mathematics, 36(2), 157-195.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ