Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ВЛИЯНИЯ МЕКСИКАНСКОГО СТИЛЯ ФРИДЫ КАЛО НА ЕВРОПЕЙСКУЮ ИНДУСТРИЮ МОДЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Работа №46790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
II. Глава 1. Предпосылки формирования стиля Фриды Кало в европейской
индустрии моды как культурного образца 11
1.1. Особенности традиционной мексиканской женской одежды в
историко-культурном контексте 11
1.2. Влияние этнической самоидентификации на формирование
этнического стиля Фриды Кало 19
Глава 2. Мексиканский стиль Фриды Кало как тенденция европейской индустрии моды XXI века 35
2.1. Уникальные черты в традиционном костюме Фриды Кало 35
2.2. Мексиканский стиль Фриды Кало в коллекциях европейских
дизайнеров начала XXI века 39
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
V. ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Фриду Кало можно уверенно назвать «иконой стиля» народного мексиканского костюма в его современном художественно переосмысленном варианте.
Этнический костюм Фриды Кало стоит трактовать как «социокод», который характеризует конкретные особенности мексиканской культурной традиции.
В настоящее время прослеживается интерес европейских дизайнеров к стилю мексиканской художницы Фриды Кало как к самой экстравагантной, известной представительнице мексиканской культуры, а потому она выступает посредником между американским и европейским типами культур, реализуя такие важные функции, как коммуникация, трансляция и сохранение материального культурного наследия Мексики в странах США и Европы.
На фоне развития этнического стиля в современной индустрии моды, стиль костюма Фриды Кало стал символом мексиканского костюма, соединившего в себе элементы индейского и испанского стилей одежды.
В Европе устраиваются модные показы коллекций в стиле Фриды Кало, созданные знаменитыми модельерами.
Синтез национальных традиций в костюме, подкрепленный талантом и художественным вкусом мексиканской художницы, представляет интерес для культурологического осмысления.
Феномен влияния мексиканского стиля Фриды Кало на европейскую индустрию моды в начале ХХ! века также требует серьезного культурологического анализа.
Эта проблема недостаточно изучена. Процесс проникновения мексиканского стиля Фриды Кало в европейскую индустрию моды XXI века является важной проблемой современной культуры.
Степень изученности темы. Творчество Ф. Кало достаточно изучены. К этой теме обращались такие исследователи, как К. Фуэнтес , Х. Эррера , Ж.-М. Леклезио .
Костюм художницы является предметом исследования в работах зарубежного искусствоведа Ц. Энестросы , а также директора дом-музея Фриды Кало Х. Трухильо , а в последние годы и в российских — исследованиях А.Е. Жарковой (2013), художника А.И. Таирова (2017).
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции известных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем теории и истории культуры, социологии и философии моды: Р. Барта , А.Б. Гофмана , Л. Свендсена , Ж. Сустеля .
В труде французского культуролога Р. Барта «Система моды. Статьи по семиотике культуры» (1967), автор труда анализирует моду, одежду и представляет семиотическую концепцию в контексте философской традиции.
Российский социолог и культуролог А.Б. Гофман в книге «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» (1994) исследует моду как социальное явление, анализирует вопросы моды и обычаев, ее ценностей, смены модных тенденций, взаимосвязи моды массовой культуры.
Труды Р. Барта, А. Гофмана относятся к числу фундаментальных, содержащих глубокое и многоплановое теоретическое осмысление феномена моды.
Норвежский философ Л. Свендсен в своей работе «Философия моды» (2006) размышляет о взаимовлиянии моды, современности и идентичности человека, автор опирается на труды Р. Барта, с целью проанализировать моду с точки зрения истории, а также как эстетическую философию. Л. Свендсен предлагает определения модных явлений, исследует модные тренды, подчеркивает важность моды в области философии и искусства. В монографии Ж. Сустеля «Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы» (1970), в котором детально описана повседневная и праздничная одежда, выявлены особенности традиционной мексиканской женской одежды в историко-культурном контексте.
Причины сохранения традиции использования народного мексиканского костюма в праздничных ритуалах и повседневной жизни, а также описание и история национальной мексиканской женской одежды ясно излагается в «Энциклопедии одежды и моды» (2005) под редакцией директора и главного куратора музея при Институте моды и технологий в Нью-Йорке В. Стил . Исследование О.Ф. Таланцевой «Человек в костюме: опыт семиотического исследования» (2012) помогает обратить внимание на семиотико-культурологический аспект анализа костюма, позволяет найти новый поворот в изучении костюма Фриды Кало в контексте культуры. Исследование Н.М. Калашниковой «Народный костюм (семиотические функции)» (2002) оказало серьезную помощь в процессе структурирования научного материала.
Информация о жизни и творчестве Фриды Кало содержится в важном нарративном источнике — дневнике художницы, опубликованном Карлосом Фуэнтесом в книге «The Diary of Frida Kahlo: An Intimate Self- Portrait» (1995), а также другие факты из биографии, личные письма, фотографии, иллюстрации картин Ф. Кало изложены в книге американского искусствоведа Хайден Эрерры «Фрида: биография Фриды Кало» (1983).
Основой источниковой базы для исследования послужили официальные сайты журнала «Vogue»: американского , итальянского , французского , и российского изданий. Необходимыми визуальными источниками при анализе стиля художницы являются архивные материалы и экспонаты выставок музея Фриды Кало в Мексике (2007 — 2018). На официальном сайте музея опубликованы фотографии из архива, коллекций одежды и картин Фриды Кало.
Исследование феномена влияния мексиканского стиля Фриды Кало на европейскую индустрию моды начала XXI века принадлежит к числу междисциплинарных. При проведении анализа феномена широко использовались данные различных гуманитарных наук: культурологии, искусствознания, философии, социологии, антропологии, истории и теории моды, дизайна.
Объект исследования — влияние мексиканского стиля Фриды Кало на европейскую моду начала ХХ! века.
Предмет исследования — этнический стиль Фриды Кало.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1998 по 2015 годы. Верхняя граница обусловлена тем, что в 1998 году французский дизайнер Жан-Поль Готье впервые спроектировал линию одежды, посвященную Фриде Кало. Нижняя граница — в 2015 году была создана коллекция одежды со стилизованными элементами костюма мексиканской художницы от итальянского кутюрье Валентино Гаравани.
В работе охвачен большой регион: США, Мексика, страны Европы (Франция, Италия, Испания). Пространственный ареал исследования обусловлен тем, что в США и европейских странах стиль Фриды Кало стал источником идей для проектирования одежды знаменитыми художниками - модельерами.
Цель работы заключается в том, чтобы представить культурологическую интерпретацию феномена стиля Фриды Кало в европейской индустрии моды.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Определить особенности традиционной мексиканской женской одежды в историко-культурном контексте.
2. Выявить причины формирования стиля Фриды Кало в контексте мексиканской традиции.
3. Проанализировать семантику национального костюма Фриды Кало.
4. Сравнить особенности женского национального костюма и костюма Фриды Кало.
5. Выявить уникальные черты стиля Фриды Кало.
6. Показать какие элементы «стиля Фриды Кало» заимствовали европейские кутюрье в начале ХХ! века.
В работе были применены методы анализа источников и литературы.
Культурно-исторический, позволивший рассмотреть историкокультурный контекст развития мексиканского женского костюма.
Семантико-семиотический, раскрывающий костюм Фриды Кало как систему смыслов и знаков, в том числе и в творчестве художницы.
Описательный метод, применение которого дало возможность изложить идеи авторов относительно мексиканского женского костюма.
Биографический метод позволил понять причины формирования этнического стиля Фрида Кало и предложить возможные интерпретации цветовой семантики ее костюма.
Метод системного анализа, на основе которого художественный образ и мода были рассмотрены как сложная система.
Метод сравнительного анализа, с помощью которого сделан вывод о том, что основу стиля Фриды Кало представляет национальная мексиканская одежда.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования предоставляют возможность обогатить существующие представления о своеобразии этнического стиля Фриды Кало, о процессе формирования и степени усовершенствования этнического стиля мексиканской художницы в исторической ретроспективе на современном этапе.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования могут применяться при изучении проблем латиноамериканской культуры, художниками-модельерами при описании и реконструкции костюма Фриды Кало, арт-критиками для интерпретации этнического стиля Фриды Кало и оценки его вклада в индустрию европейской моды, работниками музейного дела при проведении этнографических выставок и другими экспертами в области культуры, искусства, моды и дизайна.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая глава содержит в себе теоретические сведения об особенностях мексиканского женского костюма, анализируются нарративные и визуальные источники, рассматривается влияние мексиканской культурной традиции на процесс складывания стилистики костюма Фриды Кало.
Во второй главе дается обзор уникальных элементов костюма Фриды Кало, анализируются коллекции одежды, в которых прослеживается тенденция заимствования стилистических элементов образа мексиканской художницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стиль Фриды Кало можно охарактеризовать как синтез элементов: мексиканского народного костюма, который, в свою очередь, «переплавил» традиции одежды индейцев и испанский костюм завоевателей, а также художественного стиля Фриды Кало.
Для доказательства этого определения мы рассмотрели элементы женской мексиканской одежды. Она включает: «уипиль» — верхняя часть костюма свободного кроя и прямой формы с широкими вырезами для рук; «куэйтль» — длинная широкая юбка прямоугольной формы с расшитым подолом, «ребозо» — шаль, которой покрывают голову или плечи; цветную кайму, обработку одежды бахромой; декорирование многочисленными зооморфными и растительными, геометрическими орнаментами методом вышивки, вязания, бисероплетения; использование ярких цветов (красный, фиолетовый, желтый, зеленый, синий, оранжевый); крупные украшения из золота, нефрита, металла; оформление прически цветами и разноцветными лентами.
Художественный стиль Фриды Кало определяется простотой кроя, объемным силуэтом; комбинированием стилей мексиканского костюма и одежды разных эпох, регионов; художественными дополнениями; обилием объемных аксессуаров; особым колоритом — насыщенной цветовой гаммой ярких «открытых» цветов, контрастностью черного, желтого, синего, голубого, белого, красного, пурпурного и зеленого цветов; четкими геометрическими линиями, обрамляющие цветочный орнамент.
Все эти принципы нашли свое отражение в личной одежде художницы. В ее костюме и шали, и широкие длинные юбки, массивные аксессуары эпохи доколумбового искусства, рисунки цветов на тканях. Все контрастно, четко, гармонично.
Именно эти этнические элементы были внедрены в европейскую индустрию моды, в которой «волна» традиционных элементов народного костюма стала особым стилем последних десятилетий.



1. Арт-встречи с Александром Таировым. Любовь и тернии. Фрида Кало
[Видеозапись] / А.И. Таиров. — 2017. — Режим
доступа: https://www.youtube.com (дата обращения: 21. 12. 2017).
2. Дом-музей Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико. — Электрон. сайт. — Режим доступа: http://www.museofridakahlo.org.mx (дата обращения: 04.12. 2017).
3. Культура Мексики // Мир индейцев. — Электрон. сайт. — Режим доступа: https://www.indiansworld.org (дата обращения: 10. 01. 2018).
4. Мультимедийная выставка. Фрида Кало. Ожившие полотна. [Видеозапись] — 2016. — Режим доступа: https://www.youtube.com (дата обращения: 20. 02. 2018).
5. Новости культуры. Диего Ривера и Фрида Кало [Видеозапись]. — 2013. — Режим доступа: https://tvkultura.ru (дата обращения: 16. 05. 2018).
6. Новости культуры. Редкие фотографии и документы Фриды Кало и Диего Риверы представят в Мехико [Видеозапись]. — 2016. — Режим доступа: https://tvkultura.ru (дата обращения: 16. 05. 2018).
7. Photograph courtesy of the Detroit Institute of Arts / the Detroit News. — Электрон. сайт. — Режим доступа: https://www.vox.com (дата обращения: 13.
12. 2017).
8. Vogue. — Электрон. журнал. — Режим доступа: https://www.vogue.com (дата обращения: 04. 12. 2017).
9. Vogue. Italia // Vogue. — Электрон. журнал. — Режим доступа: http://www.vogue.it (дата обращения: 23. 05. 2018).
10. Vogue. Paris // Vogue. — Электрон. журнал. — Режим доступа: http://en.vogue.fr (дата обращения: 23. 05. 2018).
11. Vogue. Mexico // Vogue. — Электрон. журнал. — Режим доступа: http://www.vogue.mx (дата обращения: 23. 05. 2018).
Литература
1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — Москва: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 512 с.
2. Бердник Т.О. Дизайн костюма / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 488 с.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — Москва: Рудомино, 2001. — 212 с.
4. Брун В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке; пер. с нем. Г.А. Светличная. — Москва: Эксмо, 1996. — 464 с.
5. Вульф В.Я., Чеботарь С.А. Женщины, изменившие мир. Богини XX века / Отв. ред. Незвинская Л. — Москва: Эксмо, 2010. — 320 с.
6. Горовец В. 10 самых восхищающих фестивалей Мексики. — Электрон. сайт. — Режим доступа: http://www.restbee.ru (дата обращения: 13. 03. 2018).
7. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория модного поведения / А.Б. Гофман. — Москва: КДУ, 2013. — 228 с.
8. Демшина А.Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — №5 (84). — С. 71-78. — Электрон. ресурс. — Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/18846 (дата обращения: 01. 05. 2018).
9. Демшина А.Ю. Этнотенденции в пространстве современной моды / А.Ю. Демшина // Вестник Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств. — Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2011. — № 1. — С. 161-164. — Электрон. ресурс. — Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/18846 (дата обращения: 01. 05. 2018).
10. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века / А. Дзеконьска- Козловска. — Москва: Легкая индустрия, 1977 — 296 с., ил.
11. Ермилова Д.Ю. История домов моды. Учебное пособие для высших учебных заведений / Москва: Академия, 2003. — 288 с.
12. Жадова Л.А. Монументальная живопись Мексики / Л.А. Жадова. — Москва: Искусство, 1965. — 236 с.: илл.
13. Жаркова А. Фрида Кало / А. Жаркова // История в женских портретах. — Москва: Деагостини, 2013. — № 17. — С. 3-31.
14. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до
современности 3-е изд., дополненное / Р.В. Захаржевская. — Москва: Рипол Классик, 2005. — 306 c.: ил.
15. Земсков В.Б. Самоидентификация и культура / В.Б. Земсков // Латинская Америка. — Москва: ИМЛИ РАН, 2009. — № 7. — С. 75-88.
16. Iberica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца ХХ — начала XXI веков. / Отв. ред. Земсков В. Б. — Москва: ИМЛИ РАН, 2009. — 463 с.
17. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие / Москва: Сварог и К, 2002. — 374 с.
18. Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль / А. Кеттенманн. — Москва: Арт-родник, 2006. — 96 с.
19. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / А.Ф. Кофман. — Mосква: Наследие, 1997. — 318 с.
20. Пичугин П.А. Культура Латинской Америки: Энциклопедия / Отв. ред. П.А. Пичугин. — Москва: РОССПЭН, 2000. — 744 с.
21. Иконникова С.Н. История культурологических теорий 2-е изд., Переработанное и дополненное / С.Н. Иконникова. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 474 с.
22. Леклезио Ж. -М. Диего и Фрида / Ж. -М. Леклезио. — Москва: Колибри, 2006. — 232 с.
23. Линч А. Изменения в моде. Причины и следствия / А. Линч, М. Штраус // Пер. с англ. — Минск: Гревцов Паблишер, 2009. — 280 с.
24. Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе // Пер. с франц. Ю. Розенберг, под науч. и лит. ред.
A. Маркова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2012. — 336 с.: ил.
25. Маньковская Н.В. Эстетика постмодернизма / Н.В. Маньковская. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. — 347 с.
26. Медушевская О.М. Теория исторического познания / сост. И.Л. Беленький. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 2010. — 572 с.: ил.
27. Мельникова А. Как Фрида Кало стала иконой стиля: 110 лет со дня рождения художницы // Vogue. Russia. — Электрон. журнал. — Режим доступа: https://www.vogue.ru/fashion/news (дата обращения: 09. 01. 2018).
28. Пигулевский В.О. Дизайн и культура / В.О. Пигулевский. — Харьков: Гуманитарный центр, 2014. — 316 с.
29. Пичугин П.А. Культура Латинской Америки / П.А. Пичугин. — Москва: РОССПЭН, 2000. — 876 с.
30. Полевой В.М. Искусство стран Латинской Америки /
B. М. Полевой. — Москва: Искусство, 1967. — 321 с.
31. Рошаль В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль. — Санкт- Петербург: Сова, 2006. — 520 с.: ил.
32. Свендсен Л. Философия моды / Л. Свендсен. — Москва: ПрогрессТрадиция, 2007. — 256 с.
33. Силюнас В.Ю. Искусство стран Латинской Америки / В.Ю. Силюнас. — Москва: Наука, 1986. — 239 с.
34. Сустель Ж. Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы / Ж. Сустель. — Москва: Центрполиграф, 2003 г. — 288 с.
35. Таланцева О. Ф. Человек в костюме: опыт семиотического исследования / О.Ф. Таланцева. — Минск: БГУ, 2012. — 224 с.
36. Тишков В. А. Новая философская энциклопедия: в 4 т. // Под редакцией В. С. Степина. — Москва: Мысль, 2001. — С. 41-43.
37. Уитлок Р. Майя. Быт. Религия. Культура / Р. Уитлок. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 192 с., ил.
38. Фогг М. Мода. Всемирная история / М. Фогг. — Москва: Магма, 2015. — 576 с.
39. Чернодед А.Б. Русский стиль в европейской моде XX века: культурологический анализ // Артикульт. — Москва: ФИИ РГГУ, 2015. — 19(3). — С. 86-91.
40. Шелешнева Н. А. Латиноамериканская живопись ХХ века / Н.А. Шелешнева. — Москва, Наука. 1990. — 192 с.
41. Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность /
Я.Г. Шемякин. — Москва: Наука, 1987. — 192 с.
42. Энциклопедия знаков и символов. — Электрон. сайт. — Режим доступа: http://www.symbolarium.ru (дата обращения: 23. 04. 2018).
43. Эррера Х. Фрида Кало / Эррера Х. — Москва: Эксмо, 2007. — 544 с., ил.
44. Anawalt, Patricia Rieff, and Frances F. Berdan. Mexican Textiles. In National Geographic Society Research and Exploration 10, no. 3(1994): 342-353.
45. Condra J. (ed.). Encyclopedia of National Dress [2 volumes]. Traditional Clothing around the World. — Santa Barbara: ABC-CLIO, 2013. — 838 p.
46. Encyclopedia of Clothing and Fashion. V. 1. Academic Dress to Eyeglasses / Valerie Steele, editor in chief. — New York: Gale, 2005. — 457 р.
47. Fuentes C. The Diary of Frida Kahlo: An Intimate Self-Portrait Hardcover / C. Fuentes. — New York: Abrams, 2005. — 296 p.
48. Henestrosa С. Transcending her most modern legacy. — Mexico, 2012. — Электрон. сайт. — Режим доступа: http://www.museofridakahlo.org.mx (дата обращения: 04. 12. 2017).
49. History of Mexican Clothing: traditional styles and materials. — Электрон. сайт. — Режим доступа: https://historyplex.com (дата обращения: 20. 02. 2018).
50. Koch Ronald P. Dress Clothing of the Plains Indians (The Civilization of the American Indian Series). — Norman and London: University of Oklahoma Press, 1990. — 238 p.
51. Schevill, Margot Blum. Costume as Communication: Ethnographic Costumes and Textiles from Middle America and the Central Andes of South America. Bristol, R.I.: Haffenreffer Museum of Anthropology, Brown University, 1986. — 138 с.
52. Trujillo H. The construction of an identity through dress: Frida Kahlo. — Mexico, 2012. — Электрон. сайт. — Режим доступа: http://www.museofridakahlo.org.mx (дата обращения: 04. 12. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ