Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специалист в уголовном судопроизводстве

Работа №46788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и характеристика использование специальных знаний 7
§ 1. Понятие и формы использования специальных знаний 7
§ 2. Понятие и характеристика основных элементов правового статуса специалиста в УПК РФ 15
§ 3. Сравнительная характеристика специалиста с экспертом 30
Глава 2. Процессуальный порядок участия специалиста в следственных действия 35
§ 1. Участие специалиста в процессуальных действиях 35
§ 2. Привлечение специалиста для постановки вопросов эксперту, разъяснении сторонами и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию 44
Глава 3. Заключение и показание специалиста, как источник доказательства и особенность его оценки заключений и показания специалиста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82


Чтобы принять законное и справедливое решение по уголовному делу необходимо выяснить его обстоятельства, то есть раскрыть преступление и правильно установить все факты, которые могли бы иметь значение для принятия решения. Но не все факты можно правильно установить, имея только юридическим образованием. Чтобы понять суть определенных процессов и предметов необходимо иметь более глубокие, специально профессиональные знания в той или иной области, поэтому в уголовном судопроизводстве принимают участие некоторые субъекты, содействующие судопроизводству. В своей работе я бы хотела обратить внимание такому участнику уголовного судопроизводства как специалист.
Первым правовым актом, регламентировавшим использование специальных знаний в Российском государстве, являлся Указ «О порядке исследования подписей на крепостных актах» от 6 марта 1699 года, в котором были законодательно закреплены лица, производящие экспертизу, и представляемые им объекты.
Необходимость использования специальных знаний в уголовном процессе нашла свое отражение в «Артикуле воинском» 1716 года, где было закреплено положение об обязательном вскрытии трупов в случае насильственной смерти, при нанесении побоев и ранений.
В 1797 году при всех судебно-медицинских учреждениях России была введена должность штатного фармацевта, в обязанности которого входило исследование ядов, в том числе обнаруженных в трупах людей, реже животных. Результаты проведенного исследования имели весомое преимущество перед другими доказательствами. Поскольку представлялись суду компетентными людьми.
Статьи 943 Свода уголовных законов 1832 года содержание положение, согласно которому «если точно узнавание встречающихся в деле обстоятельств предполагает особое сведение или опытность в какой либо науке, искусстве или
ремесле, то надлежит истребовать о том показании и мнении с ведущих людей, соображаясь с правилами, изложенными в главе об исследовании происшествия и осмотре». На данном временном периоде в рамках проводимого нами исследования считаю необходимым выделить тот факт, что привлечением к участию в судопроизводстве с ведущих лиц, происходило не так часто, человек, обладавший специальными знаниями в той или иной области, исполняя распоряжения судебного следователя или других имеющих на то права лиц, выполнял свою работу.
Свод законов Российской Империи введенный в действие с 1 января 1835 года официально вводит в уголовное судопроизводство процессуальную фигуру-сведущее лицо, при этом предусматривается возможность истребования у него показаний и мнения необходимых для суда случаев. Таким образом, совершался плавный переход от «различных лиц», оказывающих услугу судебной власти при осмотре и освидетельствование силу своих знаний и опытности сведущим людям в процессуальном смысле.
Как видно из анализа нормативной базы прошлых лет, задачи цели и условия осуществления сведущих лицами действиями и операций в силу обладания ими определенными знаниями, навыками и умениями, являющимися для них профессиональными, постоянно трансформировались, однако суть их оставалась прежней. Иными словами можно сказать, что при периодическом изменении формы, содержательная сторона деятельности специалистов не корректировалась, однако, уже на этот момент развития она заметно отличается от трудовой и постепенно приобретает характер процессуальный.
В уголовном процессе Российской Федерации показания специалиста являются одним из отправных пунктов судебной экспертизы, и поэтому они играют важную роль в раскрытии уголовного преступления и в назначении наказания.
Актуальность моего исследования заключается в том, что в процессе постоянного пересмотра и изменений в уголовно-процессуальное законодательство РФ, возникают новые аспекты и тонкости осуществлении деятельности специалиста в качестве субъекта уголовного судопроизводства.
Целью своей работы я ставлю всестороннее изучения процессуального статуса и деятельности специалиста в настоящее время.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Концепция и характеристика использование специальных знаний;
2. Рассмотреть понятие и характеристику основных элементов правового статуса специалиста в УПК;
3. сравнить деятельности специалиста и эксперта в рамках уголовного судопроизводства;
4. Рассмотреть деятельность специалиста при участии в
следственных действий;.
5. Рассмотреть заключение и показание специалиста.
В соответствии поставленным целями и задачами будет строиться структура моей работы.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере уголовного судопроизводства между специалистом по уголовному делу и другими участниками уголовного судопроизводства.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты применения уголовно-процессуальных норм, регламентирующих процессуальный статус специалиста. В работе анализируются действующие российское уголовно-процессуальное законодательство, Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». постановления Пленума Верховного Суда РФ, труды видных отечественных процессуалистов: А.С.Александрова,В.П.Божьева,В.М.Быкова,А.П.Гуськовой,Е.П.Гришиной,И.А .Ильиной,В.Н.Махова,И.В.Овсянникова,И.Н.Сорокотягина, И.И Трапезниковой и др.
В дипломной работе проведено сравнение действующего и утратившего силу уголовно-процессуального законодательства.
Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных методов: наблюдение, описание. сравнение, метод
сравнительного анализа, а также метод сравнительного анализа, а также метод системного подхода к изучению проблем, поднимаемых в работе, и других специальных методов, применяемых в юридической науке..
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе были проанализированы понятие, сущность и правовой статус Специалиста в уголовном процессе.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Актуальность моего исследования заключается в том, что в процессе постоянного пересмотра изменений в уголовно-процессуальном
законодательстве РФ, возникают новые аспекты и тонкости осуществления деятельности специалиста в качестве субъекта уголовного судопроизводства.
При подготовке дипломной работы была определена цель — всестороннее изучение процессуального статуса и деятельности специалиста в настоящее время.
Реализации цели дипломного исследования способствовало решение следующих задач:
Концепция и характеристика использование специальных знаний;
Рассмотреть понятие и характеристику основных элементов правового статуса специалиста в УПК;
Сравнить деятельности специалиста и эксперта в рамках уголовного судопроизводства;
Рассмотреть деятельность специалиста при участии в следственных действий;
Рассмотреть заключение и показание специалиста.
При рассмотрении уголовных дел суды нередко используют специальные познания в различных формах.
Специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, вызванное следователем, дознавателем, прокурором или судом для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Согласно большинству классификаций, в том числе и представленной законодателем, специалист входит в группу иных участников уголовного судопроизводства. То есть, его деятельность направлена обеспечение справедливости и объективности доказательств по делу, которые не могут быть обеспечены иными участниками ввиду некомпетентности либо недостаточностью знаний в какой-либо области.
Основная функция специалиста состоит в участии в следственном действии для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств. Специалист допускается к участию во всех следственных действиях. При этом специалист осуществляет свою деятельность в двух основных формах: процессуальной и непроцессуальной.
Результаты деятельности специалиста могут быть представлены суду в форме заключения специалиста и показаний специалиста.
Заключение специалиста - это представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.
Показания специалиста - это сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения. Эксперт и специалист - самостоятельные процессуальные фигуры. Деятельность их неравнозначна. Если экспертные действия - самостоятельный процессуальный акт, деятельность специалиста - непосредственная часть процессуального акта.
При доказательственной оценке заключения и показания эксперта и специалиста наряду со всеми другими доказательствами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, стоит помнить, что они не имеют каких- либо преимуществ перед другими доказательствами, и должны быть исследованы и оценены только в единстве со всеми полученными доказательствами по рассматриваемому уголовному делу.
В первой главе описаны понятие и характеристика использование специальных знаний, рассмотрены понятие и характеристика основных элементов правового статуса специалиста в УПК РФ.
Во второй главе проведен анализ деятельности специалиста при участии в следственных действиях.
В третьей главе приведены выявленные проблемы заключение и показание специалиста.
В качестве примера предоставлены протоколы осмотра предметов специалиста (эксперта) в лице главного ихтиолога, протокол допроса подозреваемого специалиста в лице сурдопереводчика.
В результате осуществленного исследования, на наш взгляд, целесообразно сделать следующие выводы:
Специалист, осуществляя научно-техническое обслуживание,
сопровождение следствия, является консультантом, помощником следователя. При этом доказательственная удостоверительная информация поступает в распоряжение следствия не от специалиста, а от других лиц и объектов. Если же в интересах следствия необходимо получить информацию от самого специалиста.
Заключения и показания эксперта и специалиста подлежат оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности доказательств. Оценивая материалы экспертизы, прежде всего необходимо проверить соблюдены ли при назначении и проведении экспертизы права обвиняемого. Так же очень важно уяснить является ли эксперт лицом беспристрастным, незаинтересованным в исходе уголовного дела. Заключение эксперта подлежит оценке лица, ведущим расследование, прокурором и судом.
Подводя итог исследованию, касающемуся специалиста в уголовном процессе, нами были сделаны выводы, что несмотря на теоритическую основу работ О.В. Химичевой, Б.Т. Безлепкина, Л.И. Кукреша и многих других, я считаю, они более содержательно выразили некоторые аспекты затронутой темы, являются дискуссионными и весьма актуальными, требующими
постоянного пересмотра изменений в уголовно-процессуальном
законодательстве РФ, возникающие новые аспекты и тонкости осуществления деятельности специалиста в качестве субъекта уголовного судопроизводства.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Устав уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 г. 190с.
2. Владимиров Л.Е Учение об уголовных доказательствах. Тула,2000.С.238,239,242.
3. Винсберг А. И.. Судебная экспертология :проблемы и решения. Волгоград 1978-182с.
4. Мельникова Э. Б. Уголовный процесс .Лекции-очерки 1997г.
5. Зайцева Е. А. Статья Реализация состязательных начал при применении специальных познаний в уголовном судопроизводстве)^ Волгоград, 2016г. 97-98с.
6. Гришин Е. П.. Специалист как сведущее лицо и участник процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.»2005 г.163с.
7. Исаева О. А.. Специалист в уголовном суопроизвостве.М.,2004.47с.
8. Овсянников И. Заключение и показание специалиста//Законность.-2005.-Ы 7.-С.23-37.
9. Быков В. М., Ситников Т. Ю. Заключения специалиста и особенности его оценки. - М.: Вестник криминалистики.Вып.1(9), 2004.
10. Логвинцев Е. А. Заключение специалиста (проблемы использования доказывании). - М. 2008.
11. Бородкина Т.Н. Заключение специалиста как форма привлечения его в уголовном судопроизводстве. -М. 2008.
12. Зайцева С. А. Специалист и его заключение в уголовном процесс. Следователь.-М. 2004.
13. Белкина Р.С. Взаимодействия следователя и эксперта при производстве следственных действий. - М.,1995. 8с.
14. Махов В.Н. Теория и практика использования знаний сведущих лиц при расследования преступлений. Автореф.исс.:докт.юрид.наук.-М, 1993. 54с.
15. Мельникова Э.Б Участие специалиста в Следственных действиях. - М.,1964.
16. Ищенко П.П. Специалист в следственных действиях (уголовно процессуальные и криминалистические аспекты).- М., 1990.
17. Орлова Ю. К., Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве:учеб.пособие. -М., 2004. 23с.
Нормативно-правовые акты
18. Свод законов Российской Империи 1832 года.
19. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 25 мая 1922 года (утратил силу).
20. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 15.мартаи 1923 г.
21. Федеральный закон от 31 мая 2001г.№73-ФЗ « О государственной судебной деятельности в Российской Федерации».
22. Указ президента СССР от 26 июня 1966 года №5362 «Об утверждении У головно-процессуального кодекса».
23. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ.
24. Федеральный закон от 8 декабря 2003 N 161-ФЗ.
25. Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (редакция от 7 апреля 1987 г.).
26. Уголовно-процессуальный кодекс 18 декабря 2001г.
Интернет-ресурсы
27. Россинская Е. Р. Специальные познания и современные проблемы их
использования в судопроизводстве. [Электронный ресурс]. Сборник статей ГПП. Электронный журнал. - М., 2008. - Режим доступа :
http://vfmgua.ru/uploads/files/dokumenty/stati-gpk.zip
28. Щербаковский М. Г., Кравченко А. А. Применение специальных знаний
при раскрытии и расслеовании преступлений. [Электронный ресурс]. Электронный учебник. - Харьков., 1999. - Режим доступа :
http://lawdiss.org.ua/books/a1261.doc.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ