Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №46785

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы135
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
513
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением 15
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: «нарушение
эмоционального состояния», «фрустрация», «состояние фрустрации» 15
1.2. Особенности проявления состояния фрустрации подростков с
аддиктивным поведением 24
1.3. Методы, формы коррекции состояния фрустрации подростков с
аддиктивным поведением 34
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением 43
2.1. Научно - практическое обоснование педагогических условий
коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением 43
2.2. Ход и результаты опытно - экспериментальной работы коррекции
состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением 62
Выводы по 2 главе 74
Заключение 78
Библиографический список литературы 80
Приложения 88


Актуальность темы исследования связана с повышением негативных социальных проявлений в современном обществе (финансовое непостоянство, кризис семьи), которые становятся источниками глобальной фрустрации, способствуют увеличению эмоциональных расстройств, увеличению агрессивности и враждебности, провоцируют рост аддикций среди подростков.
Находить выход из трудных и стрессовых ситуаций, преодолевать препятствия на пути к достижению поставленной цели, используя при этом конструктивные формы поведения, это является одним из факторов успешной социализации и жизнедеятельности.
Проблема изучения состояния фрустрации и психических состояний в целом изучалась многими учеными. В изучении состояния фрустрации выделяют два подхода. Первый психоаналитический, З. Фрейд [62] рассматривал фрустрацию как особое состояние внутреннего конфликта, когда личность сталкивается с препятствием на пути к достижению цели. Второй бихевиорестический. С. Розенцвейг [79] рассматривал данное состояние как внешнее условие, препятствующее индивиду в получении ожидаемых им достижений.
Современный подросток должен уметь противостоять жизненным трудностям, успешно преодолевать различного рода препятствия и достигать поставленных целей. В этой связи становится актуальным выявление различного рода фрустраторов (препятствий, барьеров, трудностей, которые могут быть как внешними, так и внутренними), приводящих к фрустрации - психическому состоянию, возникающему вследствие неудачи, неудовлетворения какой-либо значимой потребности. Оказывая дезорганизующее влияние на поведение и деятельность человека, фрустрация, в своих деструктивных проявлениях, негативно влияет на качество жизни и успешность деятельности
Умение преодолевать препятствия, находить выход в трудной ситуации, используя конструктивные формы поведения, - это не только один из факторов успешной учебы, но и необходимое условие формирования нормативного поведения у подростков и успешной их социализации.
В связи с этим у подростков с зависимым поведением необходимо формирование конструктивных способов преодоления фрустрации.
В системе психолого-педагогического сопровождения в рамках воспитательного процесса необходима разработка методов и способов, нацеленных на улучшение выносливости и силы воли обучающихся, а также на преодоление зависимого поведения и как следствие, повышение социальной адаптации подростка к условиям современной реальности. Определенную трудность предполагает поиск методов и способов работы с разными категориями учащихся.
В течение последних десятилетий отмечается нарастание негативных явлений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей: в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значимых эмоциональных проблем у детей и подростков. Как отмечают специалисты, уже с первых месяцев жизни до 3 лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей в среднем на 8-12%. По некоторым данным, среди старшеклассников распространенность нервно-психических расстройств
Широкая распространенность эмоциональных нарушений у детей приводит к их неполной интеграции в общеразвивающую среду, проблемам социальной и семейной адаптации. Последние исследования зарубежных ученых свидетельствуют о том, что и младенцы, и дети дошкольного возраста и школьники страдают как всеми видами тревожных расстройств, так и изменением фона настроения. По данным Института возрастной физиологии, порядка 20% детей, поступающих в школу, уже имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их становится уже 60-70%.
Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Внешне стресс у детей проходит по-разному: кто-то из детей “уходит в себя”, кто-то чересчур активно включается в школьную жизнь, а кому-то нужна помощь психолога, психотерапевта. Психика детей тонкая и ранимая, а нагрузки им зачастую приходится испытывать не меньше, чем взрослым.
Состояние разработанности проблемы исследования. Нарушение эмоционального состояния, а именно фрустрации, рассматривали многие авторы с различных точек зрения. В психолого-педагогической литературе широко представлены исследования негативных реакций в состоянии фрустрации, таких как: агрессия, эту реакцию рассматривал Н. Миллер [71], стресс был рассмотрен такими учеными как: А.Н. Налчаджян [35], Р.С. Немов [39] и др.
Особое место в изучении данного состояния занимают исследования посвященые изучению фрустраторов, ими занимались такие ученые как: А. Маслоу [32], М.Д. Роберр [51], Н.Д. Левитов [28] и др.
Различные формы проявления фрустрации на разных этапах развития личности выявлены 3. Фрейдом [61], А. Фрейд [63],К. Хорни и др. Особо следует отметить работы Е.П. Ильина [18], Н.Д. Левитова [28], М.В. Оршанской [40], Н.В. Тарабариной [55] их работы, посвященные проблеме состояния фрустрации в учебном процессе общеобразовательной школы.
Изучению аддиктивного поведения посвящены многочисленные работы таких отечественных авторов как С.В. Тетерский [56], С. А. Беличева [7], А.В. Толстых [57], Ю.А. Клейберг [21], А. Г. Ковалев [22], И. С. Кон [23], И. А. Невский [36] и др., а также ряда зарубежных: Г. Айзенк[1], А. Бандура[5] и др. Социально-психологические аспекты аддиктивного поведения представлены в работах А. А. Александрова [2], И. А. Горьковской [13]. В своих исследованиях авторы отмечают, что начало отклоняющегося поведения обусловливают: личностная сфера; социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями общества; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; нарушения социализации, то есть неблагоприятные особенности взаимодействия подростка с семьей, со сверстниками, в школе.
Различным аспектам состояния фрустрации у подростков, а также аддиктивного поведения у подростков были посвящены следующие диссертационные исследования: О.Ю. Калиниченко [19] осуществила системный анализ социальных и психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте. М.В. Оршанская. [40] изучила влияние фрустрации на социализацию подростков и доказала, что высокий уровень фрустрированности содействует развитию отрицательных качеств личности старшеклассника, так же, как и низкий уровень ее проявления. Е.В. Янгичер [65] рассматривала развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арт-терапии. В ее работе были рассмотрены методы арт-терапии, которые способствую развитию фрустрационных реакций, характеризующихся адекватностью, активностью, сознательностью и направленностью на разрешение ситуации препятствия с учетом возможностей субъекта.
Е.В. Янко [66] исследовал закономерности влияния школьной дезадаптации на формирование аддиктивного поведения у подростков и определил на этой основе формы профилактики аддиктивного поведения. В данном исследовании изучалось аддиктивное поведение, связанное со злоупотреблением подростками алкогольсодержащими веществами.
Данная работа по коррекции состояния фрустрации зависимых подростков является актуальной для современной психолого-педагогической науки, так как с помощью ее материалов можно многое узнать о возникновении состояния фрустрации, его протекании с точки зрения физиологии и его влияние на организм зависимых подростков. Так же в работе представлены возможные методы и способы избегания возникновения ситуаций, в которых может появиться состояние фрустрации и корректирование их различными формами, методами и средствами.
Однако, несмотря на широкий круг исследований, проблема коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением не нашла достаточного изучения.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречий:
- рост подростков с аддиктивным поведением, подверженных состоянию фрустрации и недостаточной разработанностью технологии профилактических и корригирующих воздействий на личность аддиктивного поведения;
- между социальным заказом общества на подростка с сформированным навыком стрессоустойчивости, умением находить верное решение проблемной ситуации, адекватной самооценкой, с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов, корректирующих состояние фрустрации подростков, с другой.
Выявленные противоречия обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением.
Объект исследования - процесс коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением.
Предмет исследования - педагогические условия коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением может повыситься если:
- опираться на характеристики понятий: «нарушение эмоционального состояния», «фрустрация», «состояние фрустрации»;
- выявить особенности проявления состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением;
- учитывать эффективность форм и методов коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением;
- реализовать педагогические условия коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением, к которым мы относим: своевременную диагностику состояния фрустрации у подростков; разработку и апробацию программы коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением; психолого-педагогическое консультирование подростков с аддиктивным поведением в состоянии фрустрации.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психологической и педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: нарушение эмоционального состояния, фрустрация, состояние фрустрации.
2. Определить особенности проявлений состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением.
3. Определить формы и методы коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением.
4. Выявить и обосновать педагогические условия коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением и проверить их эффективность в опытно - экспериментальной работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи, раскрывающие особенности фрустрации (Ф.Е. Василюк, Д. Доллард, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ф. Перле, А.И. Плотичер, С. Розенцвейг, Н.В. Тарабрина, 3. Фрейд, В. Франкл, К. Хорни и др.); концепции особенностей психического развития детей подросткового возраста и роли данного периода в становлении личности человека (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Е. Личко, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн и др.); аспекты развития аффективно - потребностной сферы личности в детском возрасте, рассматривала Л. И. Божович; положение о фрустрации как одном из видов психических состояний человека изучал Н. Д. Левитов; положение о психических состояниях как особой психологической категории и их (состояний) интегрирующей функции; концепция регуляции психических состояний (Н. Д. Левитов, А. О. Прохоров и др.); теоретические и экспериментальные разработки по диагностике, управлению и направленному формированию психических состояний изучала Ю.Б. Некрасова; классификации реакций на фрустрацию, разработанные С. Розенцвейгом, Н. Д. Левитов; в работах В.В. Гульдана, В.Ю. Завьялова и др. рассматриваются факторы, условия, причины употребления психоактивных веществ. Исследования С.В. Березина, Е.А. Назарова и др. направлены на изучение роли семьи в возникновении зависимого поведения.
Методы исследования:
— теоретические (теоретический анализ и синтез психологопедагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация, моделирование),
— эмпирические - тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации» взрослый вариант (модификация Н.В. Тарабриной) и Методика «Определение состояния фрустрации» В.В. Бойко,
— Методы обработки данных (количественный и качественный анализ): t-критерий Стьюдента для зависимых и несвязанных выборок.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали резиденты Подросткового психолого-коррекционного центра «Герда» (ППКЦ «Герда»), г. Казани, в эксперименте приняли участие 60 резидентов, 13-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа с 2016 по 2018 г.
На первом (поисково - теоретическом) этапе (с сентября 2016 по февраль 2017 г.г.) осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе (с марта 2017 по март 2018 г.г.) проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались педагогические условия коррекции состояния фрустрации у подростков с аддиктивным поведением.
На третьем (обобщающем) этапе (с марта 2018 по июнь 2018 г.г.) проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Конкретизировано понятие «состояние фрустрации» как состояние напряжения, расстройства, беспокойства, которое вызвано неудовлетворенностью потребностей и возникновению препятствий на пути к достижению важной цели.
2. Обоснована целостная совокупность особенностей проявления состояния фрустрации старших подростков с аддиктивным поведением: низкая устойчивость учащихся к фрустрирующим ситуация может быть обусловлена несформированностью когнитивных приемов преодоления трудностей, реакции поведения могу способствовать употреблению психоактивных веществ или препятствовать возникновению аддиктивного поведения, в зависимости от уровня состояния фрустрации и ее направленности.
3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие
корригировать состояние фрустрации старших подростков с аддиктивным поведением: своевременная диагностика состояния фрустрации у подростков; разработка и апробация программы по коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением; психолого-педагогическое консультирование старших подростков с аддиктивным поведением с состоянием фрустрации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнении современных теорий коррекции состояния фрустрации старших подростков с аддиктивным поведением. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию процессов, которые включают различные формы и методы коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия, включающие эффективные формы и методы может использоваться в практике образовательных учреждений, педагогами-психологами, учителями и классными руководителями, достигнута положительная динамика в коррекции состояния фрустрации у подростков с аддиктивным поведением.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке психологов или социальны-педагогов к работе со старшими подростками с аддиктивным поведением.
Положения, выносимые на защиту:
1. Состояние фрустрации подростков с аддиктивным поведением - это негативное психическое состояние, которое определяется невозможностью удовлетворения потребностей и достижения поставленной цели. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии.
2. Педагогическими условиями коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением являются: своевременная диагностика состояния фрустрации у подростков, которая позволяет выявить степень развитость уровня состояния фрустрации, ее направленность и тип реакции на фрустрирующую ситуацию; разработка и апробация программы коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением, которая имеет следующие эффективные формы и методы: консультирование индивидуальное и групповое, библиотерапия, музыкотерапия, тренинговые упражнения. беседа; психолого-педагогическое консультирование подростков с аддиктивным поведением с состоянием фрустрации направленное на выявление причин возникновения состояния фрустрации, и в следствие приобщение к аддиктивному поведению.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в коррекции состояния фрустрации у старших подростков с аддиктивным поведением, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p<0,05 и p>0,01.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2016 г.г - 2018 г.г на заседаниях кафедры педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы коррекции состояния фрустрации у старших подростков с аддиктивным поведением, посредством публикации научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора, в том числе:
1) Ю.В. Ларина, Н.Ю. Костюнина. Коррекция стресс- фрустрационных состояний старшеклассников средствами арт-терапии // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18 / под ред. Р.А. Валеевой - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 220-223.
2) Ю.В. Ларина, Н.Ю. Костюнина. Социально-педагогические технологии при работе со старшеклассниками в состоянии фрустрации.
Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака / Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2016. - С. 119-123.
3) Ю.В. Хикматуллина, Н.Ю. Костюнина. Исследование состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением. Данная статья подана в сборник, сборник на момент написания диссертационной работы отдан в печать.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференции. Магистрант выступил с докладом «Исследование состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением» на Итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ в секции «Социальнопедагогические технологии работы со школьниками в образовательных учреждениях» 2018г, КФУ г. Казань.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающая пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу, мы на основе анализа психологической и педагогической литературы изучив концепции различных авторов, таких как С. Розенцвейг [79], Ф.Е. Василюк [11], Н.Д. Левитов [28], З. Фрейд [61], нами была раскрыта сущность и содержание понятий: «состояние фрустрация».
Мы под фрустрационным состоянием понимаем состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, непреодолимыми трудностями и препятствиями на пути важной цели. Мы рассматриваем фрустрационное состояние как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью преодоления стрессовых ситуаций.
Решая вторую задачу, мы определили особенности проявлений фрустрации подростков с аддиктивным поведением. К ним относятся:
1) характерные реакции, которыми в этот период определяется поведение подростков: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитациями и формирующимся сексуальным влечением.
2) не приобретенные зрелые механизмы совладания со стрессовыми ситуациями.
3) реакции реагирования непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию.
Решая третью задачу, мы разработали педагогические условия и апробировали их в опытно-экспериментальной работе. К педагогическим условиям мы отностим своевременная диагностика состояния фрустрации у подростков, которая позволяет выявить степень развитость уровня состояния фрустрации, ее направленность и тип реакции на фрустрирующую ситуацию; разработка и апробация программы коррекции состояния фрустрации подростков с аддиктивным поведением, которая имеет следующие эффективные формы и методы: консультирование индивидуальное и групповое, арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия), беседа, мозговой штурм, лекция и тренинговые упражнения, в ходе которой нами была разработана коррекционная программа для подростков с аддиктивным поведением; психолого-педагогическое консультирование подростков с аддиктивным поведением с состоянием фрустрации направленное на выявление причин возникновения состояния фрустрации, и в следствие приобщение к аддиктивному поведению, на данном этапе работы были проведены консультации с резидентами центра.
Нами была подтверждена гипотеза. Она была основана на предположении о том, что эффективность коррекции состояния фрустрации уподростков с аддиктивным поведением может повыситься, если учитывать такие основные аспекты как, необходимость опираться на сущностные характеристики определения состояния фрустрации; учитывать особенности подростков с аддиктивным поведением; учитывать возможности форм и методов при коррекции состояния фрустрации, а также реализовать педагогические условия коррекции состояния фрустрации у подростков с аддиктивным поведением. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента для связанных и независимых выборок.
Проведя матстатистический анализ, мы получили результаты, что методики: «Определение состояния фрустрации» В.В. Бойко и Рисуночная методика Розенцвейга (все шкалы) для ЭГ имеют статистические различия на уровне t>0,05, тем самым принимается гипотеза Н
Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли существенные изменения, позволяющие признать проведение опытно - экспериментальной работы достаточно успешной и положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.



1. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта / Г.Ю. Айзенк // Вопросы Психологии. - 1995. -№ 1.- С. 111-131.
2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. - 1999. -№ 4. -С. 35-43.
3. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис. канд. психол. наук:
19.0. 13 / Алексеева Елена Вячеславовна. -СПб., -2002 - 187 с.
4. Алексеева Е.М. Влияние личностных смыслов и смысловых установок на психические состояния: дис. канд. психол. наук:
19.0. 13 / Алексеева Екатерина Михайловна. -Казань, -2007. - 202 с.
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, -1999. -235 с.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. М.: МПА, 2001. - 365 с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович 2-е изд. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
9. Браун А. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) / А. Браун, Дж. Бимроуз //Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 98-100.
10. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций Текст. / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, № 5. - С. 104-114.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. унта, 1984. - 200 с.
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти тт. - М., 1982-84. Том 3. - С. 301.
13. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков // Психологический журнал, -1994. -Том 15. -№ 2. - С. 25-29
14. Гульдан В.В., Романова О.Л., Иванникова И.В. Проблемы использования зарубежных программ антинаркотического обучения в советской школе // Вопросы психологии. -1990. -№ 6. - С.63-67.
15.Завьялов В.Ю., В.В. Макарова. Необъявленная психотерапия // Деловая книга. -2015. -№17. - С. 35-40.
16. Ильин Е.П. Психология воли Текст. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.
- 280 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства Текст. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. - 783 с.
18. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин. Спб.: Питер, 2004. - 701 с.
19. Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: дис. канд. биолог. наук: спец- ть: 05.13.01/ Калиниченко О.Ю. - М. - 2007. - 165 с.
20. Киршбаум Э. И., Еремеева А. Н. Психические состояния. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1990.-141 с.
21. Клейберг Ю.А. Социальная норма, девиантное поведение, конфликт.
- Краснодар: Изд-во Восход, 2003. -210 с.
22. Ковалев А.Г. Психолгия личности. М.: «Просвещение», 1965. - 289с.
23. Кон И.С. Девиантное поведение. Психология ранней юности. М.: «Просвещение», 1992. -244 с.
24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И.С. Кон. М.: "Политиздат", 1984. - 335 с.
25. Коростелева И.С., B.C. Ротенберг // Вопросы психологии. 1988. № 6
- С. 61-70.
26. Коростелева И.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания Текст. / И.С. Коростелева // Психология. - 2010. - №5.
- С. 16-20.
27. Красненкова С.А. Развитие подростка и девиации подросткового
кризиса: учебно- методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 44.03.02 «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология образования» / С.А. Красненкова. -2-е изд. - Воронеж: Воронежский
государственный педагогический университет, 2015. - 360 с.
28. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии Текст. / Н.Д. Левитов // Психическая напряженность. Фрустрация. Хрестоматия / сост. И.В. Герасимова. Владивосток: Изд-во Морского гос. ун-та, 2001. - С. 8692. - 102 с. - ISBN 5-8343-0051-0.
29. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека Текст. / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1962. - 126 с.
30. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании учителя: дис. докт. педагогических наук: Ульяновск, 2001.
31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
32. Маслоу А. Мотивация и личность Текст.: пер. с англ. / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. 478 с. - ISBN 5-80710016-6.
33. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для ВУЗов / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
34. Назаров Е.А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Самара: Изд-во Самарский университет, 2000.
35. Налчаджян A.A. Агрессивность человека / Налчаджян A.A. // — Спб.: Питер, 2007. 736 с.
36. Невский И.А. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей И.А. Невский, Р.В. Овчарова. — Курган: 1985. — 100 с.
37. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. - 387 с.
38. Некрасова Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся) // Вопросы психологии. -1994. -№6. - С. 37-41.
39. Немов P.C. Психология / Немов P.C. - М.: Просвещение, 1995. - 576с.
40. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: автореферат дис. канд. психол. наук: СПб., - 2004.
41. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра / Ф. Перлз. М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 448 с.
42. Плотичер, А.И. Некоторые соображения по вопросу о фрустрации / А.И. Плотичер // Вопросы психологии. -1969.- №2.- С.137-141.
43. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Сб. науч. трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011. - 289 с.
44. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / A.M. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-15.
45. Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний Текст. / А.О. Прохоров // Психологический журнал. 2005. - Т.26, № 2. - С. 68-80.
46. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности Текст. // Вопросы психологии. 1996. - № 4. - С. 32-43.
47. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе Текст. / А.О. Прохоров. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. - 168 с.
48. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности Текст. / А.О. Прохоров //Вопросы психологии. 1991. - № 5. - С. 156-160.
49. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак,
2003. - 235 с.
50. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. - М,: Прогресс, 1979. - 329с.
51. Роббер М.-А. Психология индивида и группы / Робер М.-А., Тильман Ф. Пер: с фр. Предисл. А.В:Толстых. - М;: Прогресс, 1988. - 256с.
52. РоджерсН. Творчество как усиление себя Текст. / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. - № 1. - С. 164-168.
53. Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях Текст. / Н.В. Тарабрина // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред. Д. Ковач и др. М.: Наука, 1983.- С.121-126.
54. Тарабрина Н. В., Щеряков Г. В., Широков В. Д. Экспериментальные исследования фрустрации при истерии // Клинико-психологическое исследования личности. - Л.: ЛНИИ психоневрологии, 1971. - С. 205-209. 
55. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис.канд.психол. наук. - 220 с.
56. Тетерский СВ. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи / СВ. Тетерский.- М.: 2003. - 60 с.
57. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. - М.: Знание, 1991. - С. 28-33.
58. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
59. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1987. - 180 с.
60. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Смысл, 1990. -450 с.
61. Фрейд 3. О психоанализе Текст. / 3. Фрейд // О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991. - С. 227273.
62. Фрейд 3. Психология бессознательного Текст. / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. - 447 с.
63. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд, 3. Фрейд. -М.: Педагогика Пресс, 1993. - 140 с.
64. Хорни, К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза Текст. / К. Хорни. СПб: Лань, 1997. - 237 с.
65. Янгичер Е.В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии: дис. канд. психол. наук: спец-ть: 19.00.07/Янгичер М.В. - М. 2010. 212с.
66. Янко Е. В. Школьная дезадаптация как фактор формирования аддиктивного поведения, диссертация кандидата психологических
наук: спец-ть: 19.00.04/ Янко Евгений Владимирович Томск, 2002— 123 с.
67. Berlcowitz L. Aggression: a social psychological analysis. N.Y., 1962
68. Bush J. The handbook of school art therapy: introduction art therapy into a school system. Springfield., 1997.
69. Frostig K., Essex M., Hertz J. In the service of children: art and expressive therapies in public schools // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. 1996. V.13 (3), p. 21-32.
70. DalleyT. Art as therapy: an introduction to the use of art as a therapeutic technique. -N.Y. 1988.
71. Dollard J., Doob L., Miller N., Mower O., Sears B. Frustration and Aggression. New-Haven, YaleUniv. Press. 1939
72. Kramer E. Art as therapy with children. N.Y. 1975.
73. Kramer E. Art Therapy in a Children Community. Springfield, N.Y. 1958.
74. Moriya D. Art therapy in schools Effective integration of art therapists in schools. - Ramat HaSharon. 2000.
75. Malchiodi C. Handbook of art therapy. N.Y. 2003.
76. Naumburg M. An introduction to art therapy studies of the «Free» Art Expression of Behavior Problem Children and Adolescents as a Means of Diagnostic and Therapy. Reprinted. 1947. N.Y. London. 1973.
77. Naumburg M. Dinamically oriented Art-therapy. N.Y. London. 1966.
78. Riley S. Contemporary art therapy with adolescents. London. 1999.
79. Rosenzweig, S. An Outline of Frustration Theory // Personality and behavior disorders. Hunt V.N.Y., 1949.
80. Rosenzweig S. General Outline of Frustration //Character, and person. . - 1938. .-№2. -v. 15.
81. Психологический словарь - Режим доступа: http: //psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word= 1075 
82. Психологический словарь - Режим
http: //psi.webzone.ru/st/119500.htm
83. Психологический словарь - Режим
http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiii-slovar/frustratziia


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ