ВВЕДЕНИЕ 4
1. УГОЛОВНО_ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1. Ретроспективный анализ законодательства о назначении и исполнении
наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних 7
1.2. Цели и виды уголовных наказаний,
назначаемых несовершеннолетним 17
1.3 Общие положения назначения и исполнения наказания в виде лишения
свободы в отношении несовершеннолетних 26
2. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 32
2.1 Характеристика места отбывания наказания в виде лишения свободы
несовершеннолетними 32
2.2 Условия отбывания наказания в воспитательных колониях 38
2.3 Правовое регулирование учебно-воспитательного процесса
в воспитательных колониях 43
2.4 Трудовое воспитание и профессиональная подготовка
несовершеннолетних в воспитательных колониях 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность темы исследования определяется тем, что несовершеннолетие является обстоятельством, требующим специфического законодательного подхода к решению проблем привлечения данной возрастной категории лиц к уголовной ответственности в силу психической и социальной незрелости таких преступников, несформированности их личностных качеств, отсутствия жизненного опыта и знаний, достаточных для объективной оценки социальной значимости своих действий и понимания их характера.
В настоящее время преступность несовершеннолетних в России характеризуется неблагоприятными тенденциями. В структуре данной преступности преобладает доля преступлений с корыстно-насильственной направленностью мотивации, усилением элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыканием преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Несмотря на достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые применяются к несовершеннолетним, совершившим преступления, правоприменительная практика свидетельствует о том, что лишение свободы является в настоящее время одним из самых востребованных видов наказания.
В соответствии Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях.
В сложившейся ситуации перед сотрудниками воспитательных колоний стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но предполагает их изоляцию от опасных и криминальных связей на свободе, применение к ним основных средств исправления; установленного законом порядка отбывания наказания, воспитательной работы, общественно - полезного труда, общего и профессионального образования, общественного воздействия, а также восстановления их социального статуса, предупреждения на этой основе рецидивной преступности и возвращение в общество полноценными людьми. Следовательно, актуальность выбранной темы дипломного исследования очевидна.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу реализации уголовно-исполнительной политики в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Предметом работы выступают нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России, определяющие сущность лишения свободы и порядок исполнения этого вида наказания.
Целью исследования является комплексный анализ институтов исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические и исторические аспекты назначения наказания несовершеннолетним;
-проанализировать цели наказания;
-определить виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним ;
-рассмотреть порядок назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним;
-изучить организацию исправительного процесса в воспитательных колониях;
-выявить направления уголовно-исполнительной политики в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы - диалектический, исторический, системный, логический; частнонаучные методы: сравнительно-правовой, социологический, историко¬правовой, формально-логический, системно-структурный, статистический, методы анализа и анкетирования.
При написании дипломной работы были использованы отечественные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в рассматриваемой области, учебная литература, публикации в периодических изданиях, мнения ученых-правоведов по исследуемой проблеме, таких как З.А. Астемиров, А.А.Ашин Л, Н.А. Беляев, Е.А. Брылева, М.Г. Детков, А.И. Долгова, О.В.Пургина, В.Ф. Пирожков, А.Л.Санташов, М.Д. Шаргородский и ряда других ученых.
Цель и сформулированные в рамках предмета исследования задачи определили структуру работы.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В период политической и экономической нестабильности, социальных преобразований в обществе и государстве все большую остроту приобретают проблемы нравственного формирования подрастающего поколения. Рост подростковой преступности беспокоят общественность и государственные структуры практически всех стран мира.
Необходимость увеличенной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью.
Ретроспективный анализ реализации уголовной политики Российского государства показал, что борьба с преступностью несовершеннолетних тесно связана с процессом формирования законодательства, регламентировавшего правоотношения в сферах назначения и исполнения наказания, применения принудительных и воспитательных мер воздействия для перевоспитания подростков-правонарушителей и предупреждения рецидива.
Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает следующие виды наказания в отношении несовершеннолетних: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) ограничение свободы;6)лишение свободы на определенный срок.
Однако при сегодняшнем состоянии уголовного законодательства, как показывает практика, лишение свободы продолжает оставаться самым распространенным из реально применяющихся видов наказания по отношению к несовершеннолетним.
В 2017 году из 20634 осужденных к видам наказания несовершеннолетних, к лишению свободы было приговорено 3482 преступников.
В соответствии Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях. Законодатель относит воспитательные колонии к исправительным учреждениям, но особенностью данных исправительных учреждений является то, что они исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания.
Все международные акты в пенитенциарной сфере заостряют внимание на том, что несовершеннолетний осужденный, прежде всего подросток со всеми вытекающими последствиями. Учитывая это, при исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних основной упор следует прикладывать к осуществлению воспитательного воздействия.
В воспитательной колонии устанавливаются несколько условий отбывания наказания. Все условия отбывания различаются размером разрешаемых к расходованию денег, количеством предоставляемых краткосрочных свиданий, количеством и характером предоставляемых длительных свиданий, а также местом проживания .
Это создает необходимые предпосылки для эффективного исправительного воздействия на различные категории несовершеннолетних осужденных.
Воспитательные колонии на сегодняшний день являются, по существу, не только исправительными учреждениями для несовершеннолетних преступников, но во многом определенной социальной нишей для социально неблагополучных и неустроенных молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи решаемые сотрудниками воспитательных колоний задачи выходят за рамки исполнения наказаний.
Наказание в виде лишения свободы и его исполнение это своеобразный процесс воспитания со своими условиями, правилами и ограничениями. Результатом этого процесса должно стать изменение личности в процессе ее жизнедеятельности, появление нового индивида с позитивной системой моральных установок и ценностей, которая поможет найти свое достойное место в правопослушной социальной среде.
1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989: вступила в силу для СССР 15.09.1990// Сборник
международных договоров СССР. - М., 1993. - выпуск XLVI. - С.986
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: приняты резолюцией 40/33 Генеральной
Ассамблеи от 29.11.1985 года [Электронный ресурс].Режим доступа: справочно - правовая система «Консультант Плюс»
3. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свобод: приняты резолюцией N 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН от 14.121990 г.[Электронный ресурс].Режим доступа: справочно - правовая система «Консультант Плюс»
4. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних: приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года [Электронный ресурс]-Режим доступа: справочно - правовая система «Консультант Плюс».
5. .Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 05.02.2014 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2014. №31. Ст. 4389
6. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
[в ред. от 23.04.2018]/Собрание законодательства РФ.1996№25.Ст.2954
7. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ[в ред. От 20.12.2017]// Собрание Законодательства Российской Федерации. -1997. -№2. -Ст. 198
8. Трудовой кодекс российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
[в ред. от 05.02.2018]// Собрание Законодательства Российской Федерации.2017.№31.Ст.4804
9. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об
утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет »//Собрание
законодательства Российской Федерации.2000.№10.Ст.1131
10. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»//[Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс»
11. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009
№ 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения
наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»/[Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно¬
правовая система «Консультант Плюс»
12. Приказ Минюста России от 06.10.2006 N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»[Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс»
13. Приказ Минюста РФ от 21 июня 2005 г. N 91 «Об утверждении
Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] .Режим доступа: справочно¬
правовая система «Консультант Плюс».
14. Приказ Минюста РФ от 21.11.2005 N 223 «Об организации получения
осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы»// [Электронный ресурс]/Режим доступа: справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
15. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР утвержден 2-й сессией ВЦИК
XI созыва 16октября 1924 г.// Собрание Узаконений РСФСР.
1924.№86. Ст. 870(утратил силу).
Правоприменительная практика
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О
судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних»/ Бюллетень Верховного суда РФ.№ 4.2011 года.
17. Обобщения судебной практики по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних Вологодского областного суда за 2011 год и 1 полугодие 2012 года. [Электронный ресурс].Режим доступа: справочно - правовая система «Гарант».
Специальная литература
18. Ашин, А. А. Воспитательная колония: история и современность /А. А. Ашин /Владим. гос. ун-т. -Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. -428 с.
19. БрылеваЕ.А.Особенности отбывания наказания несовершеннолетними
осужденными в местах лишения свободы: отечественный и
зарубежный опыт /Е.А. Брылева Е.А. Пермь:Пермский институт ФСИН России, 2014. - 60 с
20. Горкина С.А.Назначение и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола/С.А. Горкина С.А., - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань:Академия ФСИН России, 2010. - 124 с.:
21. Детков М. Г. Исторические аспекты исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников / М.Г. Детков.Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: Сб. науч. ст. - М., 2000. -345
22. Долгова А. И. Криминология / А. И. Долгова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. -368 с.
23.Забрянский Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности: статистико- криминологическое исследование/Г.И.
Забрянский .М.: Рудомино, 2004. - 264 с
24. Коджаспирова Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. М. : Издательство Юрайт, 2016. -719 с.
25. Курс советского уголовного права/Отв.ред. Н.А.Беляев,
М.Д.Шаргородский .Т.1Л: Изд-во ЛГУ 1968.- 669 с.
26. Любавина, М. А. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних /М. А. Любавина. Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. -104с.
27. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии./Э.Б.МельниковаЭ.Б.М.: Дело. 2001. -272 с.
28. Наумов А.В. Уголовное право РФ. Общая часть./А.В.Наумов. М. 1997. -389с.
29. Наумов С.А. Нравственное, правовое и трудовое воспитание
осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: Учебно-методический материал / С.А. Наумов , В.И. Поздняков. М.: НИИ ФСИН России.2005.-78с.
30. Новиков Р.В.Назначение наказания несовершеннолетним в
современных условиях: Монография / Р,В,Новиков. Пермь:Пермский институт ФСИН России, 2012. - 149 с.
31. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. / отв. ред. О.И. Чистяков. М. : Юрид. лит. , 1998.-560с.
32. Судебная статистика: Преступность и судимость (современный анализ данных уголовной судебной статистики России 1923 - 1997 гг.) / под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М. :Рос. юрид. изд. дом, 1998. - 64 с.
33.Чернышев А.И. Преступность несовершеннолетних и меры борьбы с ней СССР/А.И.Чернышев. Томск: Изд-во Том. ун-та,1980.-141с.
Научные статьи
34. Баринов Н.И. На уровень международных стандартов // Ведомости уголовно¬исполнительной системы. 2004. №3. С. 13.
35. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 11 - 13
36. Долгополов К.А.Назначение несовершеннолетним наказаний в виде ареста и лишения права заниматься определенной деятельностью // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №3
37. Журавлев В.Л Состояние обучения несовершеннолетних осужденных и меры по совершенствованию работы школ воспитательных колоний // Ведомости уголовно-исполнительной системы.2003. № 1. С. 28-30.
38. Журавлев, В. Л. Основы, принципы и организация процесса
воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. - М. 2000. С. 52
39. Кабакин В. Свобода - это возможность выбора // Преступление и наказание. 2006. № 12. С. 50.
40.Ощепков А.Л.Некоторые дискуссионные вопросы преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей // Вестник ЮУрГУ. 2012. №43 (302).
41. Перцова Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 64
42. Пургина О.В. Организация нравственно-этического воспитания и досуга осужденных к лишению свободы. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление",2010.№4.С.24-25
Авторефераты, диссертации
43. АхметшинР.С.Исполнение наказания в виде лишения свободы
в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (на материалах Удмуртской Республики):авторефер.дис. ... канд. юрид.наук.Нижний Новгород,2004
44. Кондусов А.П. Лишение свободы как вид наказания, применяемый к несовершеннолетним по советскому уголовному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1965.
45. Дровосеков Г.В. Основные вопросы применения наказания в виде лишения сво- боды к несовершеннолетним по советскому уголовному праву: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1965.
46. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики: Автореф, дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2001.
47. Старков О.В. Криминологические проблемы исполнения уголовного наказания: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук.М., 1998.
Электронные ресурсы
48. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.cdep.ru/index.php7id
49. Официальный сайт ФСИН России. [Электронный ресурс] /URL http ://фсин.рф^айзйез/
50.Официальный сайт. Пермской воспитательной колонии России по Пермскому краю. [Электронный ресурс] - URL: http://permvk.ru
51. Официальный сайт. УФСИН России по Красноярскому краю.
[Электронный ресурс] - URL: http://www.24.фсин.рф/sttucture/kvk.php