Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность» 10
1.2 Возрастные особенности патриотического воспитания
старшеклассников 25
1.3 Формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во
внеклассной работе 33
Выводы по главе 1 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе 48
2.1 Организация и методики исследования 48
2.2 Изучение исходного уровня патриотической воспитанности
старшеклассников 51
2.3 Программа патриотического воспитания старшеклассников во
внеклассной работе 63
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию старшеклассников во внеклассной работе 72
Выводы по главе 2 89
Заключение 92
Список литературы 96
Приложения 100
Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни России оказали большое влияние на процессы, происходящие в молодежной среде. Политика деидеологизации и деполитизации образования, армии и правоохранительных органов, свертывание деятельности детских и молодежных организаций, пропаганда многими средствами массовой информации насилия, психологии индивидуализма и потребительства нанесли огромный ущерб делу воспитания молодежи.
Следует отметить, что с началом «перестроечных» процессов в нашем обществе роль и значение патриотического воспитания потеряли былую актуальность, а деятельность, направленная на развитие патриотизма у молодежи, подвергалась неуемной и деструктивной критике, в чем особенно преуспели средства массовой информации. В значительной мере это способствовало дискредитации не только существовавшей практики патриотического воспитания, всего огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования личности гражданина-патриота [14].
В этот период уменьшилось внимание государства к проблемам воспитания подрастающего поколения. Это привело к ослаблению работы образовательных учреждений по нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию. Такое отношению дало толчок к появлению в молодежной среде многих негативных тенденций (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, проституции). Многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность по отношению к другим.
Резким изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивации деятельности, отношение к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. Усиление бездуховности людей привело к падению интеллектуального потенциала общества. У основной массы молодежи потерян интерес к знаниям, труду, литературе и искусству, творческой деятельности и нравственным ценностям. О молодежи заговорили как о «потерянном» поколении, оторванном от прошлого и лишенного будущего [20].
Такое положение дел в молодежной среде недопустимо, оно создает прямую угрозу национальной безопасности России. Стратегические интересы страны требуют выработки государственной идеологии и общих принципов воспитательной работы, более активного влияния государства на воспитательный процесс и молодежную политику во всех ее аспектах. Систематическая и целенаправленная работа с подрастающим поколением является одной из главных составляющих в преодолении духовного и социально-экономического кризиса в России, в каждом из его регионов.
Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого В.Г. Белинский [1], Н.К. Крупская [8], А.С. Макаренко [23;24], В.А. Сухомлинский [38; 39], К.Д. Ушинский [41] и др., которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
В последние годы интерес исследователей к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи возрастает. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма (А.С. Гаязов [7], Н.И. Губанов [9], В.А. Крутецкий [15], В.С. Кукушин [16], А.В. Русецкий [35], Л.Ф. Спирин [37] и др.). Вместе с тем старшему школьному возрасту уделяется недостаточно внимания при разработке проблем патриотического воспитания.
Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях (А.С. Гаязов [7], Н.И. Губанов [19], В.С. Кукушин [16], Б.Т. Лихачев [21], А.С. Макаренко [23; 24], Т.Н. Мальковская [25], С.Е. Матушкин [29], П.М. Рогачев [33], М.А. Свердлин [36], В.А. Сухомлинский [38; 39], К.Д. Ушинский [41] и др.).
Исследования проблемы патриотического воспитания детей старшего школьного возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского [11], В.А. Крутецкого [15] В.С. Лухина [17], Т.Н. Мальковской [25] и др.
Анализ теоретической литературы и практики воспитания позволяет говорить о том, что этому важному вопросу уделяли внимание исследователи, занимающиеся проблемой патриотического воспитания детей разного возраста. В отечественной педагогике проблема патриотического воспитания старшеклассников разрабатывалась по разным направлениям: определялись принципы отбора необходимого для изучения материала, шел поиск адекватных методов формирования у детей представлений о стране и обществе, высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
В таких условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших, так как она оказалась в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества.
Изменение социально-экономической, политической ситуации в обществе потребовало обновить, привести в соответствие с актуальными задачами воспитания, требованиями жизни содержание патриотического воспитания старшеклассников, выбрать наиболее рациональные для данного содержания методы и формы воспитания.
Гуманизация современного образования, обращение к личностно ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода педагогов на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, специальной дополнительной подготовки педагогических кадров к работе по патриотическому воспитанию старшеклассников.
Таким образом, возникают противоречия между:
- существующей системой организации форм и методов патриотического воспитания старшеклассников и ее несоответствием современным условиям;
- наличием большого потенциала внеклассной работы в патриотическом воспитании старшеклассников и недостаточным его использованием в процессе воспитания старшеклассников.
Эти общие противоречия выражаются в форме научной проблемы: каково содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе».
Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально проверить содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Предмет исследования - содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе будет более эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность»;
- учитывать возрастные особенности патриотического воспитания старшеклассников;
- на основе выявленных форм и методов патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе разработать и реализовать программу «Мы патриоты России».
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, были поставлены задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность».
2. Раскрыть возрастные особенности патриотического воспитания старшеклассников.
3. Выявить формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по патриотическому воспитанию старшеклассников во внеклассной работе.
Методологической и теоретической основой исследования являются важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых, касающиеся вопросов патриотического воспитания, формирования патриотической позиции личности, особенностей патриотического воспитания детей подросткового возраста (А.С. Гаязов [7], Н.И. Губанов [9], Г.Е. Залесский [11], В.А. Крутецкий [15], В.С. Кукушин [16], Б.Т. Лихачев [21], В.С. Лухин [17], А.С. Макаренко [23; 24], Т.Н. Мальковская [25], С.Е. Матушкин [29], П.М. Рогачев [33], М.А. Свердлин [36], В.А. Сухомлинский [38; 39], К.Д. Ушинский [41], Н.Е. Щуркова [44; 45] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, анкетирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г.Казани, в исследовании приняли участие 45 старшеклассников, учащихся 9-х классов.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Мы патриоты России», направленной на патриотическое воспитание старшеклассников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены ключевые понятия исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», специфика, особенности данных понятий, их сущностно-содержательная характеристика выявлена эффективность программы «Мы патриоты России», предполагающей применение разнообразных форм и методов патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Собранные и апробированные материалы могут использоваться в работе классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с целью патриотического воспитания молодежи; при подготовке студентов к семинарским занятиям, для подготовки к прохождению практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенное нами исследование проблемы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.
2. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
3. Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
4. По нашему мнению, патриотическое воспитание старшеклассников представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.
6. Мы выявили, что для воспитания у старшеклассников патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента.
7. Когнитивный компонент патриотической воспитанности старшеклассников в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования существенно не различается, в целом выявлен низкий уровень когнитивного компонента патриотической воспитанности. Мы выявили, что в экспериментальной группе он составил 60,9%, в контрольной группе - 68,2%, характеризующийся низкой осведомленностью об общепринятых нормах поведения, идеалах, принципах, об ответственности, правах и обязанностях, не демонстрируют любовь к Родине.
8. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группе преобладает низкий уровень сформированности эмоционального компонента патриотической воспитанности и составляет 65,2% и 68,2% соответственно, низкий уровень эмоционального компонента патриотической воспитанности характеризуется отсутствием отношения к своим правам и обязанностям, старшеклассники не терпимы к точке зрения другого человека, мало интересуются событиями в мире, стране, городе, мало сострадают людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
9. На констатирующем этапе исследования в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности деятельностного компонента патриотической воспитанности и составляет в экспериментальной группе 60,9%, в контрольной группе 54,5%.
10. На констатирующем этапе нашего эксперимента преобладающим в экспериментальной и контрольной группе является низкий уровень патриотической воспитанности у старшеклассников и составляет 65,2% и 59,1% соответственно. Средний уровень составляет 21,7% в экспериментальной группе и 27,3% в контрольной группе, высокий уровень наименее представлен и составляет 13,1% в экспериментальной группе и 13,6% в контрольной группе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены эффективные формы и методы патриотического воспитания старшеклассников и на их основе была составлена программа патриотического воспитания «Мы патриоты России», которая и была реализована в процессе экспериментальной работы с экспериментальной группой.
11. Тенденция низкого уровня когнитивного компонента патриотической воспитанности в экспериментальной группе сохранилась и после формирующего эксперимента, однако, она стала гораздо ниже, если на констатирующем этапе низкий уровень составлял 60,9%, то после эксперимента он составил 39,2%, показатель среднего уровня когнитивного компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе не изменился и составил 30,4%.
12. Низкий уровень эмоционального компонента патриотической воспитанности после эксперимента составил 43,5% (изменение на 21,7%), показатель среднего уровня эмоционального компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе понизился до 21,7%, показатель высокого уровня эмоционального компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе эксперимента значительно увеличился с 4,4% до 34,8%.
13. Низкий уровень деятельностного компонента патриотической воспитанности после эксперимента составил 26,1%. Средний уровень деятельностного компонента на контрольном этапе эксперимента повысился с 21,7% до 43,5%, высокий уровень также имеет тенденцию к повышению, на констатирующем этапе он составлял 17,4%, на контрольном этапе - 30,4%. Мы отмечаем, что высокий уровень изменился на 34,8%, средний уровень на 21,8%, низкий уровень на 13%.
14. После формирующего эксперимента в экспериментальной группе низкий уровень патриотической воспитанности снизился с 65,2% до 39,1%, средний уровень изменился с 21,7% до 34,8%, высокий уровень повысился с 13,1% до 26,2%. Таким образом, мы можем говорить, что низкий уровень понизился на 26,1%, средний уровень патриотической воспитанности повысился на 13,1%, высокий уровень патриотической воспитанности подростков повысился на 13,1%. В контрольной группе существенных изменений не произошло.
15. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс патриотического воспитания старшеклассников будет эффективным при использовании разнообразных форм и методов патриотического воспитания:
индивидуальные, групповые формы работы, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, которые легли в основу программы «Мы патриоты России». Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13-т. / Ред. Коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.
2. Богданова О. С. Нравственное воспитание старшеклассников : Кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. - М. : Просвещение, 1988. - 204с.
3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Н.И.Болдырев. - М.: Просвещение, 2004. - 327 с.
4. Болотина Л.Р. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.:2005. - 240 с.
5. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1956. - Т.39. - 664 с.
6. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики / Б.А Воронович// М.: Мысль - 1972. - 279 с.
7. Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А.С.Гаязов, Л.Р.Болотина. - Челябинск: Факел, 2005. - 238 с.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2015-2025 годы»
http://archives.ru/programs/patriot 2015. shtml
9. Губанов Н.И. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа / Н.И.Губанов. - М.: Госполитиздат, 1960. - 201 с.
10. Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. - М.: Московский лицей, 2009. - №1. - С. 1-43
П.Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности / Г.Е.Залесский. - М.: Мысль, 2006. - 278 с.
12. Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие / под ред. М.И.Рожкова. - М.: Владос, 2008. - 432 с.
13. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А.Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 656 с.
14. Краткий словарь по философии / под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 431 с.
15. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков /
В.А.Крутецкий, В.С.Лухин. - М.: Владос, 2005. - 267 с.
16. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 508 с.
17. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145
18. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. - Полн. 97роц. Соч., Т.37. - С. 188-197
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
20. Лепелетье Л.И. План национального воспитания / Л.И.Лепелетье // Педагогические идеи великой французской революции. Пер. с фр. - М.: Работник просвещения, 1926. - С. 246-267
21. Лихачева Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 2009. - 528 с.
22. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений / А.М.Лушников. - 4-е изд. - Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. ун-т, 2004. - 368 с.
23. Макаренко A.C. Воспитание гражданина /Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
24. Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания: Соч. - Т.5. / А.С.Макаренко. - М.: Просвещение, 1976. - 348 с.
25. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. - СПб: Речь, 2007. - 272 с.
26. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук / Л.И.Мищенко. - М., 1982. - 208 с.
27. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся / А.В.Мудрик. - М.: Гардарики, 2008. - 364 с.
28. Немов Р.С. Психология. Т. 2 / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2008. - 608 с.
29. Педагогика школы / Под ред. С. Е. Матушкина. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1974. - 205 с.
30. Педагогический словарь в 2-х т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.
31. Психологический словарь / Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1965. — 291 с.
32. Радищев А.Н. Избр. Пед. соч. / А.Н.Радищев - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 711 с.
33. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. - М.: Политиздат, 1974. - 280 с.
34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос, 2005. - 427 с.
35. Русецкий А.В. Искусство и патриотическое воспитание / А.В.Русецкий // Художественная культура и развитие личности. - М.: Мысль, 1978. - С. 43-61
36. Свердлин М.А. Патриотизм и современный общественный прогресс М. А. Свердлин, П. М. Рогачев. - М. : Знание, 1965. - 48 с.
37. Спирин Л.Ф., Конаныхин П.В. Идейно-политическое воспитание школьников / под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
38. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы / В.А.Сухомлинскй. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
39. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский. - Кишинев: Лумина, 1979. - 612с.
40. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения / М.А.Терентий. - Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.
41. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский. - М.:
Просвещение, 1985.
42. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Словарь, 2007. - 590 с.
43. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф.Харламов. - М.: Гардарики, 2006. - 438 с.
44. Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е.Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366с.
45. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е.Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 218 с.
46. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246