Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы преодоления
агрессии у подростков 8
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: агрессия, агрессивное
поведение 8
1.2. Специфика проявления агрессии у подростков 19
1.3 Формы и методы преодоления агрессии у подростков 28
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и
методов преодоления агрессии у подростков 39
2.1 Организация и методика исследования 39
2.2. Исследование уровня агрессии у подростков (констатирующий
эксперимент) 43
2.3. Реализация программы преодоления агрессии у подростков
(формирующий эксперимент) 49
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 54
Выводы по II главе 63
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение
Актуальность исследования. Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.
Агрессия приобретается путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее ее проявление. Особенно опасна она для детей и подростков, поскольку, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, как готовность к агрессии.
В рамках данного исследования рассмотрим подростковый возраст, который является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Этот статус связан с социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией на нормы поведения и ценности этого мира и особенностями психолого¬физиологического развития.
Проблема особенностей проявления агрессии является предметом многочисленных исследований. Основой изучения проблемы преодоления агрессии являются фундаментальные исследования в области психологии, педагогики, криминологии. Среди этих исследований необходимо отметить, прежде всего, труды таких авторов, как А. Бандура [2], Л. Берковиц [4], К. Лоренц [25], А.А. Реан [33], Л.М. Семенюк [36],Э. Фромм [44] и многих других.
Согласно исследованиям авторов, агрессия подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Однако, не смотря на многочисленные исследования данной проблемы, на сегодня происходит увеличение агрессии среди подростков, что диктует необходимость внедрения новых форм и методов профилактики и коррекции подростковой агрессии.
Для этого важно изучение особенностей агрессии учащихся старших классов современной школы в связи с динамичностью общественного развития.
Основная нагрузка по профилактике и коррекции агрессивного и девиантного поведения подростков ложится на работников образовательной системы. Трудность работы педагога в этом направлении заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы подростковой агрессии, поэтому каждый случай требует индивидуального подхода.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на выпускника школы со сформированным навыком самоконтроля, самоорганизацией и саморегуляцией, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов преодоления агрессии у подростков в условиях современной образовательной организации.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы преодоления агрессии подростков в современных условиях общего школьного образования?
Объект исследования: процесс преодоления агрессии подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы преодоления агрессии у подростков.
В соответствии с этим цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное преодоление агрессии подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса преодоления агрессии у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики агрессии и агрессивного поведения;
-учитывать возрастные особенности проявления агрессии у подростков;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу по преодолению агрессии «Преодоление», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: тренинги, арт-терапевтические занятия, сказкотерапия, групповые дискуссии, музыкотерапия, психогимнастика, игры и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «агрессия», «агрессивное поведение».
2. Определить возрастные особенности проявления агрессии у подростков.
3. Раскрыть формы и методы преодоления агрессии у подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы преодоления агрессии у подростков.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: исследования природы и механизмов агрессии и агрессивного поведения (А. Бандура [2], А. Басс [3],Ф.Е. Василюк [8], К. Лоренц [25], Л.М. Семенюк [37] и другие); индивидуальные и типологические особенности проявления агрессии подростков (Л.И. Божович [6], П.А. Ковалев [18],А.А. Реан [33] и другие);
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКОУ Лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области среди респондентов 8 «А» и 8 «Б» класса. Выборку составили 64 школьников 13¬14 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме агрессии, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью преодоления агрессии подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы преодоления агрессии у подростков, которые были применены в разработанной программе «Преодоление».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Преодоление» может использоваться в практике образовательных учреждений среднего и старшего звена с целью преодоления проявления агрессии подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Таким образом, решая первую задачу мы определили, что агрессия - это мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д).
Особенностями проявления агрессии в подростковом возрасте является: болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения), физические, вербальные, косвенные, негативизм, обусловленные усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (обычно это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения).
Решая третью задачу мы определил, что психологическое преодоление - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В преодоления агрессии подростков выделяются несколько наиболее распространенных методов, это преодоление агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности) и преодоление агрессии через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т. д.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ Лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области среди респондентов 8 «А» класса - составила экспериментальную группу (далее ЭГ) и 8 «Б» класс - контрольная группа (далее КГ). Выборку составили 64 школьников 13-14 лет.
Для определения эффективности выбранных форм и мтеодов преодоления агрессивного поведения я подростков мы применили следующие методики: Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), целью которой является выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения, тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), направленная на изучение обычных стилей поведения в стрессовых ситуациях и особенностей приспособления в социальной среде подростков. Для определения достоверности различий между средними значениями показателей, характеризующих уровень агрессивного поведения, на констатирующем этапе, а также после проведения формирующего эксперимента, нами был применен t-критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок.
Целью экспериментальной программы преодоления агрессии среди подростков «Преодоление» стало обучение подростков экспериментальной группы приемам регулирования эмоционального состояния и сформировать и закрепить альтернативные способы поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.
Программа по преодолению агрессии представленная в двух блоках: изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление) и решение проблемы (объект- ориентированное преодоление), основанная на следующих формах и методах: психогимнастика, арт-терапия, беседа, тренинговые занятия, групповой диспут, сюжетно-ролевая игра, музыкотерапия.
Результаты исследования:
1. В 8 «А» классе (ЭГ) на начало исследования прямая вербальная агрессия составляет 8,2 по группе, на конец исследования снижение - до 5,3. Косвенная вербальная агрессия снизилась с 7,8 до 6,8 после проведения экспериментальной программы. Прямая физическая агрессия снижение в 8 «А» классе составило с 7,1 до 5,8. Косвенная физическая агрессия снижение с 7,9 до 7,7.
Наблюдение за подростками в ходе исследования показало, что в классе стали более сдержаны, меньше проявляют агрессии в межличностных общениях, не выявлены факты психологического давления на других учащихся.
Рассмотрим изменения в 8 «Б» классе (КГ): на начало исследования прямая вербальная агрессия составляет 7,9 по группе, на конец исследования снижение - до 7,4. Косвенная вербальная агрессия снизилась с 7,3 до 7,2. Прямая физическая агрессия в 8 «Б» классе составила - 7,3. Косвенная физическая агрессия снижение с 7,8 до 7,7.
По «несдержанности» в ЭГ выявлено снижение с 23,2 до 15,1 (норма по группе). По «несдержанности» в КГ снижение с 23 до 22,4 (повышенный уровень несдержанности).
Выявлены достоверные различия по прямой физической агрессии 2,229 (при 0.05), несдержанность 2,78 (при 0,01) и по прямой физической агрессии 5,12 (при 0,01).
В экспериментальной группе уровень адаптивности - уровень несдержанности - оптимальный, выявлено снижение склонности к вербальной прямой, физической прямой и косвенной агрессии. По косвенной вербальной и физической агрессии снижение незначительно.
По результатам контрольного этапа на начало и конец исследования среди подростков 8 «Б» класса (КГ) не выявлены достоверные различия в динамике агрессивного поведения.
2. По второй методике результаты по шкале «вербальной агрессии» по группе снизилось с 6,3 до 4,9 баллов (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения), по физической агрессии снижение с 5,9 до 4,9 баллов по группе (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения).
По предметной агрессии - снижение с 6,1 до 5,8 баллов (повышенный уровень), по эмоциональной агрессии снижение с 6,2 до 5,4 баллов (повышенный уровень), по самоагрессии снижение с 6,1 до 4,5 баллов (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения).
По вербальной агрессии среднее значение по группе снизилось с 6,5 до 6,4 баллов, по физической агрессии снижение с 5,8 до 5,7 баллов по группе.
По предметной агрессии - снижение с 6,1 до 5,9 баллов, по эмоциональной агрессии - 6,2 баллов, по самоагрессии снижение с 6,2 до 5,9 баллов. Таким образом, по всем стилям поведения выявлен повышенный уровень агрессивного поведения и низкий уровень адаптированности
В 8 «А» классе (ЭГ) снижение показателя с 26,8 до 22 балла, у подростков сформировался адаптивный тип поведения, и проявления агрессии - средний (22 балла), в 8 «Б» классе (КГ) изменения - с 26,9 до 26,2 балла. Подростки стали более спокойные, меньше проявляют агрессивное поведение в межличностных отношениях, как в классе, так и во внеурочной деятельности. В экспериментальном классе не выявлены подростки, избегающие общение, отсутствует физическое проявление агрессии. Подростки меньше стали повышать голос друг на друга, прислушиваются к мнению аппонента.
Средние значения по контрольной группе показывают низкий уровень адаптированности и повышенный уровень агрессивного поведения.
Выявлены достоверные различия по следующим стилям поведения: «вербальная агрессия» (4,9), «эмоциональная агрессия» (4,24), «самоагрессия» (5,33), «уровень агрессивности и адаптивности» (7,029).
Таким образом, экспериментальная программа эффективна в формировании адаптивного стиля поведения, позволяет снижать уровень вербальной и эмоциональной агрессии и самоагрессии. Подростки находится в мире и согласии с собой, сформированы механизмы психологической защиты. У подростков реже возникают состояния эмоционального отчуждения при общении со сверстниками и взрослыми, другим человеком, средний уровень проявления подозрительности и враждебности в межличностных отношениях.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 214 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия: учебное пособие / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Педагогика, 2000. - 324 с.
3. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии враждебности / А. Басс,
A. Дарки. - Екатеринбург, 2003. - 231 с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
5. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев. - СПб: Речь, 2013. - 470 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2008. - 325 с.
7. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб: Питер, 2011. - 352 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 2004. - 237 с.
9. Воробьева К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2013. - №6. - С.55-61.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984.- С. 244-268.
11. Глебов В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков /
B. В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №5. - С. 16-17.
12. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учеб. -методич. Комплекс / Е.В. Гребенкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с.
13. Дадова З.И. Организация воспитательной работы с
подростками с девиантным поведением / З.И. Дадова // Социально - гуманитарный вестник Юга России. - 2013. - № 11. - С. 49-52.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗа / О.Б. Дарвиш. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2013. - 263 с.
15. Захаренко Т.С. Особенности агрессивного поведения подростков / Т.С. Захаренко // Молодой ученый. - 2016. - № 27. - С. 783-786.
16. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2014. - 388 с.
17. Кислица В. В. Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении / В.В. Кислица // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1023-1027.
18. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалев. - СПб.: Питер, 2006. - 358 с.
19. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 2009. - 234 с.
20. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005. - 279 с.
21. Коноплева И. Н. Агрессивное поведение подростка как копинг- стратегия в стрессовой ситуации / И. Н. Коноплева // Психология и право. — 2013. — № 4. — С. 3-12.
22. Кузнецова Л.Э. Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения / Л.Э. Кузнецова, Ю.С. Сомова // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 646-648.
23. Лалаянц И. Укрощение агрессии — возможно: Советы родителям / И. Лалаянц // Семья и школа. — 2017. — № 9. — С. 18-19.
24. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2014. - 155 с.
25. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.:
Владос, 2014. - 285 с.
26. Маханько А.М. Предупреждение насилия и пренебрежения
детьми / А.М. Маханько // Соц. работа 2008. - № 4. - С. 5-13.
27. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: [Учеб. пособие] / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2008. - 443 с.
28. Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков / В.И. Мурадов // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 413-415.
29. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2014. - 576 с.
30. Огородник С.И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / С.И. Огородник, Л.В. Лященко // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 296-299.
31. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. — М.: Форум, 2012. — 160 с.
32. Психологический словарь / Под. общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд. - М.: «Политиздат», 2007. - 494 с.
33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2006. - Т. 17. - №5. - С. 3-18.
34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2014. - 145 с.
35. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие / А.А. Романов. - М.: ПлэЙТ, 2014. - 148 с.
36. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков / Л.М. Семенюк // Открытая школа. - 2002. - №3. - С.43-46.
37. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка / Л.М. Семенюк. - М. - Воронеж, 2006. - 397 с.
38. Симакова Т.Н., Сергеева Д.В. Профилактика агрессивного
поведения на примере подростков / Т. Н. Симакова, Д. В. Сергеева // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно -
практической конференции. - СПб., 2015. - С. 217-219.
39. Сиражетдинова З.Д. Коррекция агрессивности подростков в ситуации межличностного конфликта / З.Д. Сиражетдинова // Концепт. - 2015. - № 1. - C.1-6.
40. Сурова Е.В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения / Е.В. Сурова // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 154-157.
41. Тарасенко А.В. Агрессия и пути ее предупреждения / А.В. Тарасенко // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 196-199.
42. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Владоса, 2008. - 337 с.
43. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, З. Фрейд. - СПб.: Птер, 1997. - 387 с.
44. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Мир, 2004. - 381 с.