ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы преодоления
агрессии у подростков 8
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: агрессия, агрессивное
поведение 8
1.2. Специфика проявления агрессии у подростков 19
1.3 Формы и методы преодоления агрессии у подростков 28
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и
методов преодоления агрессии у подростков 39
2.1 Организация и методика исследования 39
2.2. Исследование уровня агрессии у подростков (констатирующий
эксперимент) 43
2.3. Реализация программы преодоления агрессии у подростков
(формирующий эксперимент) 49
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 54
Выводы по II главе 63
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы преодоления
агрессии у подростков 8
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: агрессия, агрессивное
поведение 8
1.2. Специфика проявления агрессии у подростков 19
1.3 Формы и методы преодоления агрессии у подростков 28
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и
методов преодоления агрессии у подростков 39
2.1 Организация и методика исследования 39
2.2. Исследование уровня агрессии у подростков (констатирующий
эксперимент) 43
2.3. Реализация программы преодоления агрессии у подростков
(формирующий эксперимент) 49
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 54
Выводы по II главе 63
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение
Актуальность исследования. Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.
Агрессия приобретается путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее ее проявление. Особенно опасна она для детей и подростков, поскольку, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, как готовность к агрессии.
В рамках данного исследования рассмотрим подростковый возраст, который является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Этот статус связан с социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией на нормы поведения и ценности этого мира и особенностями психолого¬физиологического развития.
Проблема особенностей проявления агрессии является предметом многочисленных исследований. Основой изучения проблемы преодоления агрессии являются фундаментальные исследования в области психологии, педагогики, криминологии. Среди этих исследований необходимо отметить, прежде всего, труды таких авторов, как А. Бандура [2], Л. Берковиц [4], К. Лоренц [25], А.А. Реан [33], Л.М. Семенюк [36],Э. Фромм [44] и многих других.
Согласно исследованиям авторов, агрессия подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Однако, не смотря на многочисленные исследования данной проблемы, на сегодня происходит увеличение агрессии среди подростков, что диктует необходимость внедрения новых форм и методов профилактики и коррекции подростковой агрессии.
Для этого важно изучение особенностей агрессии учащихся старших классов современной школы в связи с динамичностью общественного развития.
Основная нагрузка по профилактике и коррекции агрессивного и девиантного поведения подростков ложится на работников образовательной системы. Трудность работы педагога в этом направлении заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы подростковой агрессии, поэтому каждый случай требует индивидуального подхода.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на выпускника школы со сформированным навыком самоконтроля, самоорганизацией и саморегуляцией, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов преодоления агрессии у подростков в условиях современной образовательной организации.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы преодоления агрессии подростков в современных условиях общего школьного образования?
Объект исследования: процесс преодоления агрессии подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы преодоления агрессии у подростков.
В соответствии с этим цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное преодоление агрессии подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса преодоления агрессии у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики агрессии и агрессивного поведения;
-учитывать возрастные особенности проявления агрессии у подростков;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу по преодолению агрессии «Преодоление», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: тренинги, арт-терапевтические занятия, сказкотерапия, групповые дискуссии, музыкотерапия, психогимнастика, игры и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «агрессия», «агрессивное поведение».
2. Определить возрастные особенности проявления агрессии у подростков.
3. Раскрыть формы и методы преодоления агрессии у подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы преодоления агрессии у подростков.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: исследования природы и механизмов агрессии и агрессивного поведения (А. Бандура [2], А. Басс [3],Ф.Е. Василюк [8], К. Лоренц [25], Л.М. Семенюк [37] и другие); индивидуальные и типологические особенности проявления агрессии подростков (Л.И. Божович [6], П.А. Ковалев [18],А.А. Реан [33] и другие);
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКОУ Лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области среди респондентов 8 «А» и 8 «Б» класса. Выборку составили 64 школьников 13¬14 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме агрессии, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью преодоления агрессии подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы преодоления агрессии у подростков, которые были применены в разработанной программе «Преодоление».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Преодоление» может использоваться в практике образовательных учреждений среднего и старшего звена с целью преодоления проявления агрессии подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Агрессия приобретается путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее ее проявление. Особенно опасна она для детей и подростков, поскольку, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, как готовность к агрессии.
В рамках данного исследования рассмотрим подростковый возраст, который является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Этот статус связан с социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией на нормы поведения и ценности этого мира и особенностями психолого¬физиологического развития.
Проблема особенностей проявления агрессии является предметом многочисленных исследований. Основой изучения проблемы преодоления агрессии являются фундаментальные исследования в области психологии, педагогики, криминологии. Среди этих исследований необходимо отметить, прежде всего, труды таких авторов, как А. Бандура [2], Л. Берковиц [4], К. Лоренц [25], А.А. Реан [33], Л.М. Семенюк [36],Э. Фромм [44] и многих других.
Согласно исследованиям авторов, агрессия подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Однако, не смотря на многочисленные исследования данной проблемы, на сегодня происходит увеличение агрессии среди подростков, что диктует необходимость внедрения новых форм и методов профилактики и коррекции подростковой агрессии.
Для этого важно изучение особенностей агрессии учащихся старших классов современной школы в связи с динамичностью общественного развития.
Основная нагрузка по профилактике и коррекции агрессивного и девиантного поведения подростков ложится на работников образовательной системы. Трудность работы педагога в этом направлении заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы подростковой агрессии, поэтому каждый случай требует индивидуального подхода.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на выпускника школы со сформированным навыком самоконтроля, самоорганизацией и саморегуляцией, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов преодоления агрессии у подростков в условиях современной образовательной организации.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы преодоления агрессии подростков в современных условиях общего школьного образования?
Объект исследования: процесс преодоления агрессии подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы преодоления агрессии у подростков.
В соответствии с этим цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное преодоление агрессии подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса преодоления агрессии у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики агрессии и агрессивного поведения;
-учитывать возрастные особенности проявления агрессии у подростков;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу по преодолению агрессии «Преодоление», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: тренинги, арт-терапевтические занятия, сказкотерапия, групповые дискуссии, музыкотерапия, психогимнастика, игры и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «агрессия», «агрессивное поведение».
2. Определить возрастные особенности проявления агрессии у подростков.
3. Раскрыть формы и методы преодоления агрессии у подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы преодоления агрессии у подростков.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: исследования природы и механизмов агрессии и агрессивного поведения (А. Бандура [2], А. Басс [3],Ф.Е. Василюк [8], К. Лоренц [25], Л.М. Семенюк [37] и другие); индивидуальные и типологические особенности проявления агрессии подростков (Л.И. Божович [6], П.А. Ковалев [18],А.А. Реан [33] и другие);
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКОУ Лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области среди респондентов 8 «А» и 8 «Б» класса. Выборку составили 64 школьников 13¬14 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме агрессии, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью преодоления агрессии подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы преодоления агрессии у подростков, которые были применены в разработанной программе «Преодоление».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Преодоление» может использоваться в практике образовательных учреждений среднего и старшего звена с целью преодоления проявления агрессии подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Таким образом, решая первую задачу мы определили, что агрессия - это мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д).
Особенностями проявления агрессии в подростковом возрасте является: болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения), физические, вербальные, косвенные, негативизм, обусловленные усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (обычно это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения).
Решая третью задачу мы определил, что психологическое преодоление - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В преодоления агрессии подростков выделяются несколько наиболее распространенных методов, это преодоление агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности) и преодоление агрессии через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т. д.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ Лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области среди респондентов 8 «А» класса - составила экспериментальную группу (далее ЭГ) и 8 «Б» класс - контрольная группа (далее КГ). Выборку составили 64 школьников 13-14 лет.
Для определения эффективности выбранных форм и мтеодов преодоления агрессивного поведения я подростков мы применили следующие методики: Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), целью которой является выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения, тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), направленная на изучение обычных стилей поведения в стрессовых ситуациях и особенностей приспособления в социальной среде подростков. Для определения достоверности различий между средними значениями показателей, характеризующих уровень агрессивного поведения, на констатирующем этапе, а также после проведения формирующего эксперимента, нами был применен t-критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок.
Целью экспериментальной программы преодоления агрессии среди подростков «Преодоление» стало обучение подростков экспериментальной группы приемам регулирования эмоционального состояния и сформировать и закрепить альтернативные способы поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.
Программа по преодолению агрессии представленная в двух блоках: изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление) и решение проблемы (объект- ориентированное преодоление), основанная на следующих формах и методах: психогимнастика, арт-терапия, беседа, тренинговые занятия, групповой диспут, сюжетно-ролевая игра, музыкотерапия.
Результаты исследования:
1. В 8 «А» классе (ЭГ) на начало исследования прямая вербальная агрессия составляет 8,2 по группе, на конец исследования снижение - до 5,3. Косвенная вербальная агрессия снизилась с 7,8 до 6,8 после проведения экспериментальной программы. Прямая физическая агрессия снижение в 8 «А» классе составило с 7,1 до 5,8. Косвенная физическая агрессия снижение с 7,9 до 7,7.
Наблюдение за подростками в ходе исследования показало, что в классе стали более сдержаны, меньше проявляют агрессии в межличностных общениях, не выявлены факты психологического давления на других учащихся.
Рассмотрим изменения в 8 «Б» классе (КГ): на начало исследования прямая вербальная агрессия составляет 7,9 по группе, на конец исследования снижение - до 7,4. Косвенная вербальная агрессия снизилась с 7,3 до 7,2. Прямая физическая агрессия в 8 «Б» классе составила - 7,3. Косвенная физическая агрессия снижение с 7,8 до 7,7.
По «несдержанности» в ЭГ выявлено снижение с 23,2 до 15,1 (норма по группе). По «несдержанности» в КГ снижение с 23 до 22,4 (повышенный уровень несдержанности).
Выявлены достоверные различия по прямой физической агрессии 2,229 (при 0.05), несдержанность 2,78 (при 0,01) и по прямой физической агрессии 5,12 (при 0,01).
В экспериментальной группе уровень адаптивности - уровень несдержанности - оптимальный, выявлено снижение склонности к вербальной прямой, физической прямой и косвенной агрессии. По косвенной вербальной и физической агрессии снижение незначительно.
По результатам контрольного этапа на начало и конец исследования среди подростков 8 «Б» класса (КГ) не выявлены достоверные различия в динамике агрессивного поведения.
2. По второй методике результаты по шкале «вербальной агрессии» по группе снизилось с 6,3 до 4,9 баллов (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения), по физической агрессии снижение с 5,9 до 4,9 баллов по группе (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения).
По предметной агрессии - снижение с 6,1 до 5,8 баллов (повышенный уровень), по эмоциональной агрессии снижение с 6,2 до 5,4 баллов (повышенный уровень), по самоагрессии снижение с 6,1 до 4,5 баллов (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения).
По вербальной агрессии среднее значение по группе снизилось с 6,5 до 6,4 баллов, по физической агрессии снижение с 5,8 до 5,7 баллов по группе.
По предметной агрессии - снижение с 6,1 до 5,9 баллов, по эмоциональной агрессии - 6,2 баллов, по самоагрессии снижение с 6,2 до 5,9 баллов. Таким образом, по всем стилям поведения выявлен повышенный уровень агрессивного поведения и низкий уровень адаптированности
В 8 «А» классе (ЭГ) снижение показателя с 26,8 до 22 балла, у подростков сформировался адаптивный тип поведения, и проявления агрессии - средний (22 балла), в 8 «Б» классе (КГ) изменения - с 26,9 до 26,2 балла. Подростки стали более спокойные, меньше проявляют агрессивное поведение в межличностных отношениях, как в классе, так и во внеурочной деятельности. В экспериментальном классе не выявлены подростки, избегающие общение, отсутствует физическое проявление агрессии. Подростки меньше стали повышать голос друг на друга, прислушиваются к мнению аппонента.
Средние значения по контрольной группе показывают низкий уровень адаптированности и повышенный уровень агрессивного поведения.
Выявлены достоверные различия по следующим стилям поведения: «вербальная агрессия» (4,9), «эмоциональная агрессия» (4,24), «самоагрессия» (5,33), «уровень агрессивности и адаптивности» (7,029).
Таким образом, экспериментальная программа эффективна в формировании адаптивного стиля поведения, позволяет снижать уровень вербальной и эмоциональной агрессии и самоагрессии. Подростки находится в мире и согласии с собой, сформированы механизмы психологической защиты. У подростков реже возникают состояния эмоционального отчуждения при общении со сверстниками и взрослыми, другим человеком, средний уровень проявления подозрительности и враждебности в межличностных отношениях.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза - подтверждена.
Особенностями проявления агрессии в подростковом возрасте является: болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения), физические, вербальные, косвенные, негативизм, обусловленные усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (обычно это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения).
Решая третью задачу мы определил, что психологическое преодоление - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В преодоления агрессии подростков выделяются несколько наиболее распространенных методов, это преодоление агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности) и преодоление агрессии через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т. д.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ Лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области среди респондентов 8 «А» класса - составила экспериментальную группу (далее ЭГ) и 8 «Б» класс - контрольная группа (далее КГ). Выборку составили 64 школьников 13-14 лет.
Для определения эффективности выбранных форм и мтеодов преодоления агрессивного поведения я подростков мы применили следующие методики: Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), целью которой является выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения, тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), направленная на изучение обычных стилей поведения в стрессовых ситуациях и особенностей приспособления в социальной среде подростков. Для определения достоверности различий между средними значениями показателей, характеризующих уровень агрессивного поведения, на констатирующем этапе, а также после проведения формирующего эксперимента, нами был применен t-критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок.
Целью экспериментальной программы преодоления агрессии среди подростков «Преодоление» стало обучение подростков экспериментальной группы приемам регулирования эмоционального состояния и сформировать и закрепить альтернативные способы поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.
Программа по преодолению агрессии представленная в двух блоках: изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление) и решение проблемы (объект- ориентированное преодоление), основанная на следующих формах и методах: психогимнастика, арт-терапия, беседа, тренинговые занятия, групповой диспут, сюжетно-ролевая игра, музыкотерапия.
Результаты исследования:
1. В 8 «А» классе (ЭГ) на начало исследования прямая вербальная агрессия составляет 8,2 по группе, на конец исследования снижение - до 5,3. Косвенная вербальная агрессия снизилась с 7,8 до 6,8 после проведения экспериментальной программы. Прямая физическая агрессия снижение в 8 «А» классе составило с 7,1 до 5,8. Косвенная физическая агрессия снижение с 7,9 до 7,7.
Наблюдение за подростками в ходе исследования показало, что в классе стали более сдержаны, меньше проявляют агрессии в межличностных общениях, не выявлены факты психологического давления на других учащихся.
Рассмотрим изменения в 8 «Б» классе (КГ): на начало исследования прямая вербальная агрессия составляет 7,9 по группе, на конец исследования снижение - до 7,4. Косвенная вербальная агрессия снизилась с 7,3 до 7,2. Прямая физическая агрессия в 8 «Б» классе составила - 7,3. Косвенная физическая агрессия снижение с 7,8 до 7,7.
По «несдержанности» в ЭГ выявлено снижение с 23,2 до 15,1 (норма по группе). По «несдержанности» в КГ снижение с 23 до 22,4 (повышенный уровень несдержанности).
Выявлены достоверные различия по прямой физической агрессии 2,229 (при 0.05), несдержанность 2,78 (при 0,01) и по прямой физической агрессии 5,12 (при 0,01).
В экспериментальной группе уровень адаптивности - уровень несдержанности - оптимальный, выявлено снижение склонности к вербальной прямой, физической прямой и косвенной агрессии. По косвенной вербальной и физической агрессии снижение незначительно.
По результатам контрольного этапа на начало и конец исследования среди подростков 8 «Б» класса (КГ) не выявлены достоверные различия в динамике агрессивного поведения.
2. По второй методике результаты по шкале «вербальной агрессии» по группе снизилось с 6,3 до 4,9 баллов (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения), по физической агрессии снижение с 5,9 до 4,9 баллов по группе (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения).
По предметной агрессии - снижение с 6,1 до 5,8 баллов (повышенный уровень), по эмоциональной агрессии снижение с 6,2 до 5,4 баллов (повышенный уровень), по самоагрессии снижение с 6,1 до 4,5 баллов (средняя степень проявления агрессии и адаптированности по данному типу поведения).
По вербальной агрессии среднее значение по группе снизилось с 6,5 до 6,4 баллов, по физической агрессии снижение с 5,8 до 5,7 баллов по группе.
По предметной агрессии - снижение с 6,1 до 5,9 баллов, по эмоциональной агрессии - 6,2 баллов, по самоагрессии снижение с 6,2 до 5,9 баллов. Таким образом, по всем стилям поведения выявлен повышенный уровень агрессивного поведения и низкий уровень адаптированности
В 8 «А» классе (ЭГ) снижение показателя с 26,8 до 22 балла, у подростков сформировался адаптивный тип поведения, и проявления агрессии - средний (22 балла), в 8 «Б» классе (КГ) изменения - с 26,9 до 26,2 балла. Подростки стали более спокойные, меньше проявляют агрессивное поведение в межличностных отношениях, как в классе, так и во внеурочной деятельности. В экспериментальном классе не выявлены подростки, избегающие общение, отсутствует физическое проявление агрессии. Подростки меньше стали повышать голос друг на друга, прислушиваются к мнению аппонента.
Средние значения по контрольной группе показывают низкий уровень адаптированности и повышенный уровень агрессивного поведения.
Выявлены достоверные различия по следующим стилям поведения: «вербальная агрессия» (4,9), «эмоциональная агрессия» (4,24), «самоагрессия» (5,33), «уровень агрессивности и адаптивности» (7,029).
Таким образом, экспериментальная программа эффективна в формировании адаптивного стиля поведения, позволяет снижать уровень вербальной и эмоциональной агрессии и самоагрессии. Подростки находится в мире и согласии с собой, сформированы механизмы психологической защиты. У подростков реже возникают состояния эмоционального отчуждения при общении со сверстниками и взрослыми, другим человеком, средний уровень проявления подозрительности и враждебности в межличностных отношениях.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Специфика проявления агрессии среди подростков-эмигрантов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия снижения агрессии у воспитанников психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2023 - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015 - Социальная работа с агрессивными подростками старших классов (на примере МБОУ Баян-Талинской СОШ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022



