Введение 4
Глава I. Теоретические основания процесса формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста 9
1.1. Сущностная характеристика понятий «ценности», «семейные ценности» 9
1.2. Особенности формирования семейных ценностей в подростковом
возрасте 17
1.3. Формы и методы формирования семейных ценностей у подростков 2
Выводы по главе I
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по организации процесса формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста 30
2.1 Организация, методы исследования 30
2.2 Изучение уровня сформированности семейных ценностей у детей
подросткового возраста 34
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования семейных
ценностей у детей подросткового возраста 38
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию семейных ценностей у детей подросткового возраста 41
Выводы по главе II
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения
В современной российской действительности достаточно часто меняются представления о ценностях, в том числе и о ценностях семьи. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании семейных ценностей, ценностей детей, их воспитания, обучения и развития.
Семья является основой любого государства, что само по себе играет абсолютно высокую роль, является главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности и ценностей.
Следует отметить, что ценность означает значимость (полезность, необходимость, желательность и т. д.) для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, других людей. Поэтому, говоря о ценностях, которые формируются у человека всю жизнь, нельзя не затронуть семейные ценности.
Семейные ценности - явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т.п.
Основная особенность семейных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В семейных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью [8, с.10].
Следовательно, формирование семейных ценностей есть важная необходимость. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена важностью формировании у детей и молодежи семейных ценностей как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.
Особенно перспективной в формировании ценности семьи является подростковый возрастной период, стоящий на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением подростков является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.
В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, В.В.Сусленко, В.А.Ядов, Д.Н. Узнадзе). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б.Е. Ананьев, Л. Э. Пробст, С.Л. Рубинштейн и др.).
Многие авторы: В.Н. Карандашев Г.Л. Будинайте, Д.А. Леонтьев, И.С.Кон, Т.В. Корнилова, В.Н. Палагина и другие указывают на то, что семейные ценности в числе прочих раскрываются в поступках и формируется поступками, отмечая при этом главную роль родительских поступков [33, с.2].
Поэтому, справедливо говорить о том, что именно в пробах складывается система ценностей подростка. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Соответственно, авторитет родителей также подвергается порой полному, а порой частичному разрушению.
Следует отметить, что в настоящее время на формирование духовно-ценностных ориентиров подрастающего поколения оказывают огромное влияние «внешние» факторы - это СМИ, интернет культура, молодежные группировки. Для многих родителей эти факторы создают определенные проблемы в воспитании детей и привития им необходимых взглядов и ценностных установок внутри семьи [25, с.114]. Актуальность исследования проблемы формирования семейных ценностей у детей, обусловлена следующим противоречием: между необходимостью формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения решения данной проблемы.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста?
Соответственно выбранная тема исследования - «Формирование семейных ценностей у детей подросткового возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование семейных ценностей в подростковом возрасте.
Объектом исследования является процесс формирования семейных ценностей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования семейных ценностей в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования ценностных ориентаций у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятий «ценности», «семейные ценности»;
- учитывать особенности формирования семейных ценностей в подростковом возрасте;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Семья - это семь Я».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) . На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «ценности», «семейные ценности».
2) . Выявить особенности формирования семейных ценностей в подростковом возрасте.
3) . Определить формы и методы формирования семейных
ценностей в подростковом возрасте.
4) . Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы формирования семейных ценностей у подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, тестирование, педагогический эксперимент;
- статистические: методы математической и аналитической обработки данных.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие особенности развития личности и формирования ценностных ориентаций: Б.С. Волков, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Т. Парсон, М. Рокич, В.А. Ядов, П.М. Якобсон и др.
Опытно-экспериментальной базой стало Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» (МАОУ «СОШ №39») Вахитовского района г. Казани. Выборку составили 30 человек, возраст 13-14 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбиралась методика опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогического взаимодействия подростков, родителей и учителей в условиях школы.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: раскрыты и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования понятий «ценности», «семейные ценности», которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Семья - это семь Я».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений для работы с детьми.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении даются обоснования актуальности проблемы и темы исследования, его объекта, предмета, цели, задач, гипотезы и методов исследования.
В первой главе дается описание подходов к терминам ценность и семейные ценности, рассматриваются особенности смысловой сферы жизнедеятельности подростков.
Во второй главе исследуются степень сформированности семейных ценностей у детей в подростковом возрасте и их родителей, разрабатывается программа для развития семейных ценностей у подростков с участием школы и семьи.
В заключении приведены итоговые выводы исследования.
В приложении представлены наглядные материалы, методики, использованные в экспериментальной работе.
Формирование ценностей у каждого человека индивидуально и зависит от оценки фактов своей жизни по их значимости, что и реализует его ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является то, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценностью является представление о том, что важно для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [1, с. 70].
Ценность - это овладение операционной стороной, наличие определенных эмоциональных переживаний, которые испытываются при реализации связанного обобщенного содержания осознания себя с образом «Я».
Среди ценностей особое место принадлежит семейным, так как семья является транслятором социально-культурных ценностей другим поколениям. В современную эпоху именно формирование семейных ценностей приобретает особое значение, поскольку является духовно-нравственным стержнем общества.
«Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) - культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия» [1, с.152].
Подростковый период - это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, появления стремления быть и считаться взрослым, переориентации ценностей, характерных для детей, на ценности мира взрослых [42, с.289].
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
При этом семейные ценности изначально закладываются в родительской семье, в детстве, а впоследствии они развиваются и обобщаются, обогащаются за счет социальных контактов и взаимодействия с обществом. При этом, семейные ценности подростков, заложенные еще в родительской семье, видоизменяются под действием общества, кризисов, напряжения, семейные ценности изменяются, что в итоге приводит и к их частичному разрушению. Именно поэтому изучение семейных ценностей подростков, их формирование и развитие на текущий момент остается актуальной проблемой, требующей внимательного изучения.
При работе с подростками можно воспользоваться следующими формами и методами: беседа, рассказ, диспут, семейные вечера, конкурсы, семейные праздники, классный час, круглый стол «Я и моя будущая семья», создание «Семейного древа», КВН.
После проведения констатирующего эксперимента, можно сделать следующий вывод: по двум компонентам сформированности семейных ценностей у подростков преобладает средний уровень (эмоциональный и деятельностный компоненты), а по одному компоненту преобладает низкий уровень (когнитивный компонент).
Таким образом, на основе результатов констатирующего эксперимента была создана программа по формированию семейных ценностей у подростков, направленная на формирование у подростков знаний о семье, ее функциях, видах и о взаимоотношениях в семье (опора на когнитивный компонент).
В программе использовались следующие формы работы: классный час, круглый стол, лекторий для родителей, конкурс, интеллектуальная игра. Просмотр и обсуждение фильмов и т.д.
В программе использовались следующие методы: групповая беседа, рассказ и т.д.
После реализации программы были получены следующие результаты.
Когнитивный компонент сформированности семейных ценностей у подростков: высокий уровень изменился с 7% до 33%, средний уровень изменился с 33% до 47%, низкий уровень изменился с 60% до 20%.
Эмоциональный компонент сформированности семейных ценностей у подростков: высокий уровень изменился с 27% до 82%, средний уровень изменился с 70% до 18%, низкий уровень изменился с 3% до 0%.
Деятельностный компонент сформированности семейных ценностей у подростков: высокий уровень изменился с 7% до 17%, недостаточно высокий уровень изменился с 23% до 20%, средний уровень изменился с 63% до 60%, низкий уровень изменился с 7% до 3%.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, эффективность процесса формирования ценностных ориентаций у подростков может повыситься, если организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Семья - это семь Я», в основе которой лежат выявленные нами формы и методы формирования семейных ценностей у подростков. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа «Семья - это семь Я» является эффективным средством формирования семейных ценностей у подростков.
1. Адзиев Х. Г. Семейная политика Российской Федерации// Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №4. - С. 149-165.
2. Акутина С. П. Воспитание духовно-нравственных ценностей в диаде «Семья - школа» как фактор готовности старшеклассников к ответственному родительству / С. П. Акутина // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Социология - 2014. - №1.- С. 332¬339.
3. Акутина С. П. Теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников. - М.: Проспект, 2013. - С. 8.
4. Алиева Д. К. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения/ Д. К. Алиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета - 2014. - №5 - С. 27 -31.
5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2014. - 244 с.
6. Арканцева Т. А. Отношения родителей и детей в гендерном измерении. - М.:Эксмо, 2013. - 72 с.
7. Бендавид-Валь Л. Семьи. - М.: Астрель, 2014. - 157 с.
8. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. - 2013. - № 10. - С. 6-15.
9. Бикеева А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительства на каждый день. - М.: Генезис, 2015. - 224 с.
10. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций. - Казань: Идель-Пресс, 2014. - 29 с.
11. Боровых Л.Н. Философия: семья и брак: учебное пособие. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2013. - 111 с.
12. Варфоломеев Н.В. Взаимодействие школы и семьи, как фактор влияния на формирование фамилистических ценностей подростков / Н.В. Варфоломеев // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. - С. 50-57.
13. Василенко Л. А., Миронова Н. И., Севастьянов А. М. Социальная
динамика. Российский контекст. Преодоление социальной
несправедливости. - Спб.: Ленанд, 2014. - 200 с.
14. Васильева С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие / С.В. Васильева - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.
15. Вебер Г. Практика семейного общения. - М.: Эксмо, 2013. - 416 с.
16. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. - № 3. - 2013. - С. 15-20.
17. Воробьева И. В. Эмоциональное благополучие младшего школьник в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова // Педагогическое образование в России - 2015. - №11. - С. 138- 144.
18. Грамотунова Н. К. Теория ценностно-потребностной сферы личности / Н. К. Грамотунова // Символ науки - 2016. - №4. - С. 159-161.
19. Громова Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков / Л.А. Громова // Справочник классного руководителя. - 2014. - №5. - С. 71-76.
20. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. - 2013. - № 8. - С. 118-122.
21. Емалетдинов Б. М. Проблемы безбрачия и распада семей / Б. М. Емалетдинов // Российский гуманитарный журнал - 2013. - №1. - С. 21-48.
22. Зотова Л., Клещункова Т. Семейные шпаргалки. - СПб.: Град Петров, 2013. - 672 с.
23. Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 246 с.
24. Иванова Л. К. Социальная активность подростков: сущность и содержание / Л. К. Иванова, И. В. Колесов // Гаудеамус - 2015. - №1. - С. 54-62]
25. Илларионова Л. П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 264 с.
26. Ишембитова З. Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества / З. Г. Ишембитова // Вестник Башкирского университета - 2014. - №2. - С. 682- 702.
27. Кови С., Мерилл Р., Мерилл Реб. Главное внимание главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 328 с.
28. Кочисов В. К. Семья как условие социализации личности / В.К. Кочисов, О. У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология - 2015. - №2. - С. 83-86.
29. Крапивка И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте / И. А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право - 2013. - №1. - С. 42-46.
30. Кутишенко О. П. Возрастная и педагогическая психология - СПб: Питер, 2013 - 366 с.
31. Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования : учеб.-метод. пособие; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 330 с.
32. Мустафаева Д. Ш. Потребность в создании полноценной семьи как социально-культурная ценность / Д. Ш. Мустафаева // Вестник университета - 2015. - №5. - С. 185-189.
33. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии - 2015. - №16. - С. 1-4.
34. Нугаева О. Г. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / О. Г. Нугаева, Ю. Е. Криводонова // Специальное образование - 2012. - №2. - С. 120- 128.
35. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 143 с.
36. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 2012. - 200 с.
37. Сабитова Г. Москвичи о семье и проблемах семейного воспитания (по результатам социологического исследования) // Воспитание школьников. - № 6. - 2015. -С. 12- 19.
38. Сухомлинский В. А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д. И. Латышина. - М., Школьная Пресса, 2013. - 118 с.
39. Томашевская М. А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. -
С. 193-197.
40. Урбанович Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников.- 2014. - №1.- С. 45-49.
41. Федоренко С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Свое издательство, 2014. - 403 с.
42. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы выхавання. - 2015. - № 6. - С. 9-11.
43. Фернхем А. Личности и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.
44. Хромова Н.Г. Культура семьи: учебное пособие/ Н.Г. Хромова. - М.:Проспект, 2014. - 184 с.
45. Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций - М.: Апрель-пресс, 2014. - [с.512 с.