Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у молодёжи
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: «агрессия», «агрессивное поведение» 8
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения у молодёжи 20
1.3. Педагогический потенциал социально-психологического тренинга как
средства коррекции агрессивного поведения у молодежи 26
Выводы по I главе 38
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности социально-психологического тренинга, направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения у молодёжи
2.1. Организация и методики исследования 41
2.2. Исследование уровня агрессивности у молодёжи (констатирующий эксперимент) 45
2.3. Реализация социально-психологического тренинга по психолого¬
педагогической коррекции агрессивного поведения у молодёжи (формирующий эксперимент) 50
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной ра¬
боты 59
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список литературы 75
Приложение
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности. Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. В век научно-технического прогресса и совершенствования научных достижений, тем не менее, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, глумлением над людьми, вандализмом, суицидальные явления. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникают из внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Это вызывает серьёзное беспокойство в обществе.
Проблема агрессивного поведения молодёжи стала одной из ведущих по популярности тем в мировой психологии и педагогики. Именно поэтому психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у молодёжи занимает особое место в системе образования и является актуальной темой для изучения. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция агрессивного поведения являются одним из важных направлений в работе практического педагога-психолога.
На современном этапе в системе ценностей молодежи произошли весьма серьезные изменения, которые являются следствием негативных процессов в обществе и во многом связаны с переходом на рыночные отношения. Эти изменения охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний - стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, возросший интерес к религии и рост числа верующих, размывание критериев морали и нравственности, проникновение криминальной субкультуры, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения.
Изменения в структуре и направленности агрессивных проявлений молодежи связаны, прежде всего, с ростом таких социально значимых мотивов, которые порождены нищетой, безработицей, дезорганизацией досуга и другими факторами растущей маргинализации молодежной среды. Кроме того, среди особо агрессивных молодых все больше выделяется студенчество.
Предметом многочисленных исследований является проблема агрессивного поведения молодёжи. Основой изучения проблемы юношеской агрессии и агрессивного поведения являются фундаментальные исследования в области философии, педагогики, психологии и социологии. Среди этих исследований необходимо отметить труды Р.Байярда [4], Л.Басса [5],Л. Берковиц [6], Р. Бэрон [11], Е.П. Ильина [28], Ф. Райса [52],А.А. Реана [53], Л.М. Семенюк [58] и многих других. А также проблемы агрессивного поведения находятся в поле научного внимания Г.М. Андреевой [2]. В.И.Долговой [23], Т.В. Ковалёвой 31], А.С Крючковой [29], И.Ю. Кулагиной [38], Т.Г. Румянцевой [55] и других.
При рассмотрении проблемы агрессивности молодёжи особое внимание уделяется биологическим факторам, влияющим на её развитие. Изучение данного аспекта рассмотрено в исследованиях Е.М. Гаспаровой [16],Н.Д.Левитова [40], Хекхаузена X. [64] и других. Биологические факторы действуют только в контексте социального окружения. Разделяя точку зрения Л. Берковица [6], считают, что в последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности, как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических, но и социальных, а также психологических факторов.
Таким образом, обнаружено противоречие между необходимостью осуществления психолого-педагогической коррекции агрессии и насилия в молодежной среде и недостаточной изученностью форм и методов ее осуществления на практике.
Исходя из указанного, мы определили проблему исследования: каково содержание социально-психологического тренинга, направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения у молодёжи.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы социально-психологического тренинга, направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения у молодёжи.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у молодёжи.
Предмет исследования: содержание социально-психологического тренинга как средства психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у молодёжи.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекция
агрессивного поведения молодежи будет эффективна, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий агрессия и агрессивное поведение;
- учитывать возрастные особенности проявления агрессивного поведения у молодёжи;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы социально-психологического тренинга "Все в твоих руках", направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения у молодёжи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятий "агрессия" и "агрессивное поведение".
2. Выявить возрастные особенности агрессивных проявлений у молодежи.
3. Выявить педагогический потенциал социально-психологического тренинга как средства коррекции агрессивного поведения у молодежи.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению эффективности содержания социально-психологического тренинга, направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного по-ведения у молодёжи.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:
- исследование возрастных особенностей молодежи (Л.И. Божович [8], И.С. Кон [35], А.Е. Личко [43], Е.И. Рогов [54]);
- исследование сущности агрессивного поведения (А. Берковиц [6], Р. Бэрон [11], А.А. Реан [56], Д. Ричардсон [11], И.А. Фурманов [65]);
- психолого-педагогическое исследование в области коррекции агрессивного поведения (Р. Байярд, Д. Байярд [4], К. Бютнер [12], Е.И. Рогов [57], Л.М. Семенюк [60]).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, опрос, анкетирование;
- метод обработки полученных данных (качественный и количественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ "Школа № 51" г. Казань. Количество испытуемых 36 человек в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования: Исследование проводились в естественных условиях в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: осуществлялся анализ проблемы исследования в педагогической и психологической литературе; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап: проверка гипотезы исследования; апробирована программа социально-психологического тренинга "Все в твоих руках", направленного на коррекцию агрессивного поведения молодежи.
3. Обобщающий этап: повторная диагностика респондентов, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов.
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана и апробирована на практике программа социально-психологического тренинга "Все в твоих руках", направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения молодёжи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации комплексной программы по развитию навыков конструктивно¬го управления агрессией, которая может широко применяться в работе с агрессивными подростками. Данные эмпирического исследования могут являться прогностическими для профилактики проявления агрессивною поведения подростков.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, 7 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
Проблема агрессивного поведения молодёжи стала одной из ведущих по популярности тем в мировой психологии и педагогики. Именно поэтому психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у молодёжи занимает особое место в системе образования и является актуальной темой для изучения. Мы поставили перед собой цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы социально-психологического тренинга, направленного на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения у молодёжи.
Для того, чтобы достичь данную цель, мы поставили перед собой ряд задач, а полученные результаты обобщаем далее.
Первой нашей задачей стало - представить сущностно- содержательную характеристику понятий "агрессия" и "агрессивное поведение".
Решая данную задачу, мы выяснили, что данные понятия используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимаются неодинаково. Мы будем придерживаться мнения, что агрессия - это форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку. Агрессивность - это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение - это внешне выраженное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку.
Агрессивное поведение проявляется в разных формах. Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная психологом А. Бассом:физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.
Вторая задача нашего исследования состояла в том, что нужно было выявить возрастные особенности агрессивных проявлений у молодежи.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование агрессивного поведения у молодёжи зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: их ближайшее окружение - родительская семья, группы сверстников, макросреда - образовательные учреждения в которых молодой человек прибывает длительное время (школа, училище), а также - традиции и законы данной культуры, средства массовой информации, неадекватная самооценка, холерический тип темперамента, низкий уровень социально-психологической компетентности, неправильная оценка поведения другого человека, недостаточная психологическая устойчивость, отсутствие способности к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, акцентуация характера, а также различные противоречия, характерные для данного возраста.
В юношеском возрасте агрессивные действия выступают как средство достижения значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Молодые люди с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, объединены следующими общими чертами: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов . У них, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность , недоразвитость нравственных представлений.
Третья задача исследования- выявить педагогический потенциал социально-психологического тренинга как средства коррекции агрессивного поведения у молодежи.
Социально-психологический тренинг (или тренинг)является динамичной, увлекательной формой работы, которая, по мнению Р.В. Овчаровой, может быть эффективно применена в работе, направленной на преодоление тревожности, конфликтности, неуверенности в себе, агрессивности, а также наиболее полно удовлетворяет потребности подростков в общении со сверстниками и самовыражении.
Тренинг, направленный на снижение агрессивности, предполагает отбор альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей при взаимодействии с окружающими. Он позволяет решить такие задачи, как осознание собственных потребностей; выражение негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки;обучение способам целенаправленного поведения;внутреннего само¬контроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов;формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и методы работы коррекции агрессивных форм поведения: дискуссия, метод арт-терапии, кейсы, ролевая игра, групповая дискуссия, игры-разминки, фасилитация, видеоанализ, беседы, упражнения.
Последней задачей нашего исследования стало проведение опытно-экспериментальное исследование по проверке эффективности содержания социально-психологического тренинга, направленно¬го на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения у молодёжи.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось среди учащихся 10 классов, обучающихся в МБОУ "Школа № 51" г. Казань. Количество испытуемых 36 человек. Наше психолого-педагогическое исследование проходило в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап. В исследовании использовались Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса - А. Дарки и анкета, состоящая из четырех вопросов.
Первичная диагностика по опроснику «Диагностика состояния агрессии» А. Басса - А. Дарки показала, что среди испытуемых встречаются 11,1 % (или 4 чел.) юноши и девушки, имеющие низкий уровень агрессивности, у 47,2 % (или 17 чел) уровень агрессивности находится в пределах нормы, 41,7 % от всех испытуемых (или 15 чел.) имеют высокий уровень агрессивности. В дальнейшем с данными старшеклассниками была организована коррекционно-развивающая работа и повторная диагностика.
У испытуемых с повышенным уровнем враждебности и агрессивности были выявлены высокие уровни таких агрессивных реакций, как: физическая агрессия, раздражение, подозрительность, вербальная агрессия - по 100% (15 человек);обида и негативизм - по 80 % (12 человек), косвенная агрессия - 73,4 % (11 человек), чувство вины - 66,7% (10 чел.).
Далее, мы предложили старшеклассникам ответить на вопросы ан¬кеты и получили следующие результаты.
На вопрос, какие факторы наиболее существенно влияют на возникновение агрессивного поведения, старшеклассники из предложенных вариантов отметить такие факторы как, неблагоприятная обстановка в семье - 8 чел. (53,3 %), друзья, сверстники - 9 чел. (60 %). В качестве своего варианта ответа наибольшее количество получили такие факторы, как конфликты с учителями - 5 чел. (33,3 %), плохое настроение (дело во мне)- 9 чел. (60 %), материальные проблемы - 4 чел. (26,6 %).
На второй вопрос: "Бывает ли так, что вы ведете себя агрессивно?", старшеклассники отметили все утвердительно. 66,6 % юношей и девушек (10 чел.) считают, что они бывают агрессивными часто, 33,4 % (или 5 чел.) бывают агрессивными время от времени.
Отвечая на третий вопрос анкеты, старшеклассники сформулировали факторы, которые вызывают их агрессивные реакции. Среди данных факторов были отмечены следующие: агрессия со стороны окружающих 66,6 % (10 чел.), стресс - 26,6 % (4 чел.), конфликтная ситуация - 33,3 % (5 чел.), сложная жизненная ситуация - 26,6 % (4 чел.), конфликты с учителями - 20 % (3 чел.).
Четвертый вопрос анкеты позволил собрать информацию о том, как проявляется агрессивное поведение у старшеклассников. Мы выяснили, что 53,3 % (или 8 чел.) часто срываются, грубят окружающим; 46,7 % (или 7 чел.) - ответили "могу ударить";40 % (или 6 чел.) - "срываюсь на предметы (посуда, вещи)"; 33,3 % - ответили, что кричат (матом), не могут остановиться;13,3 (2 чел.) - уходят в себя.
Основной формой коррекционно-развивающей работы был избран социально-психологический тренинг как один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы. Была разработана программа тренинга "Всё в твоих руках". Разработанная программа рассчитана на участников в возрасте от 15 до 17-18 лет, состоящая из 18 занятий, каждое из которых занимает около 1,5-2 часов требуемого для проведения времени. Занятия проводились 1 раз в неделю.
Программа тренинга делится на три основных этапа. На первом эта¬пе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей.
Второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.
На третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного по¬ведения.
После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старшеклассников с повышенной агрессией была проведена контрольная диагностика.
Результаты диагностики по методике Басса-Дарки говорят о том, что по показателю "физическая агрессия" у большей части респондентов данный показатель был диагностирован на низком уровне и в пределах нормы. Лишь 33,4 % продолжают проявлять данный вид агрессивной ре¬акции. Косвенная агрессия, вербальная агрессия и негативизм выражены у 26,6 %, раздражительность и чувство вины у 20 % старшеклассников.
В целом индекс агрессивности характеризуется как тенденция к деструктивным межличностным отношениям. По индексу агрессии у всех участников 73,4% уровень агрессивности - в пределах нормы, у 26,6 %- низкий уровень. По индексу враждебности у 86,7 % старшеклассников показатель диагностирован в пределах нормы, у 13,3 % - высокий уровень.
Следующим шагом нашего исследования стало анкетирование. На первый вопрос мнения детей практически не изменились. В качестве факторов, влияющих на возникновение агрессивное поведение. старшеклассники называли группу сверстников, друзей (53,3 %); неблагоприятная обстановка в семье (26,6 %); конфликты с учителями (33,3 %); плохое настроение (26,6 %).
На вопрос, бывает ли так, что вы ведете себя агрессивно, только 13.3 % старшеклассников ответили положительно, 60 % делают это время от времени. 26,7 % вообще считают себя не агрессивным человеком (рис.
2.8).
В качестве причин, которые старшеклассники называли, вызывающие у них агрессию, можно отметить стресс и конфликтные ситуации - 33,3 %; сложная жизненная ситуация - 26,6 %; агрессия со стороны окружающих - 40 %. Следует также отметить, что 26,6 % (или 4 чел.) считают ничего не вызывает агрессию. То есть данные старшеклассники уже полностью могут контролировать ситуацию.
На последний вопрос- "Как проявляется у вас агрессивность?", 33,3 % (или 5 чел.) отмечают, что они не агрессивные. 26,6 % пытаются агрессию направить на творческое дело.
Далее была проведена математическая обработка результатов по t- критерию Сьюдента. Мы можем говорить о том, что были получены достоверные различия по всем показателям. С помощью G-критерия было подтверждено, по изучаемым видам агрессии сдвиг в сторону их снижения не случаен.
Мы можем утверждать, что психолого-педагогическая коррекция привела к весьма успешным сдвигам в поведении старшеклассников, к снижению уровня раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, так в оценках косвенной, вербальной и физической агрессиях .Они выработали навыки общения, позволяющие снять обиду, чувство вины; проверили на практике модели своего поведения ; осознали временную перспективу жизни, свои возможности , способности, интересы в целях саморазвития и самовоспитания; приобрели умение противостоять внеш¬нему социальному и психологическому давлению ; развили чувства благодарности, эмпатии, толерантности, ценности другого человека и самого себя.
Значит, результаты опытно-экспериментальной работы можно при¬знать эффективными, а гипотезу исследования подтвержденной.
1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. -М.: МАИ, 1996.- 196 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2013.- 368 с.
3. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: МЫСЛЬ,1976. - 159 с.
4. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. -М.: Академический Проект, 2006. - 208 с.
5. Басс А. Психология агрессии //Вопросы психологии.- 1967.- №3.-С.60-67.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М.: СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
7. Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 2. URL: http: //science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=12476.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.
9. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. - 816 с.
10. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. (Серия «Мастера психологии»)
- СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 2015.- 142 с.
13. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред.
Ю.Г.Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 576с.
14. Воронин Г.Л. Конфликты в школе//Социс - №3 - 1994. - С. 21 - 26
15. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006.- [Электронный ресурс]: http://lomonpansi- on.com/files/ustu280.pdf.
16. Гаспарова Е.М.Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1984. - №6. - С. 38-43.
17. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. - СПб., 2005.
18. Гриневич Н.В. Возможности использования метода Арт-терапии в психологической практике с детьми «группы риска»//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №5. - С. 303 - 306.
19. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция// Омский научный вестник. - 2007. - №3. - С. 107-110.
20. Дементьева Н.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социс.- №6.- 2015.-С. 47-52.
21. Джоферсон Д.У. Тренинг общения и развития - М.: Прогресс, 2001 - 248с.
22. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диа¬гностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84.
23. Доклад Государственного комитета РФ по делам молодежи Правительству России о положении молодежи за 2015г.-[Электронный ресурс] .-https://yandex.ru/searchUtext.
24. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно-методический электрон¬ный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 121-125. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95531.htm.
25. Долгова В. И., Иванова Л. В., Банщикова А. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95509.htm.
26. Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков //Журнал Среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. С.41-44. [Электронный ресурс]https://elibrary.ru/item.asp?id=12292811.
27. Еникеев М.И. «Психологический энциклопедический словарь». М.: Изд-во: "Проспект». - 2010. - 506 с.
28. Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи.- 1998.- Вып. № 1. - С. 18-26.
29. Ессенакис Е.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческого развития личности. М.: Прогресс, 2003. - 146с.
30. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
31. Кара Ж.Ю., Очиров Д.Э. Психологические особенности агрессивного поведения молодёжи. Сборник статей Международной научно¬практической конференции. Уфа. 2016. [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=26646203
32. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - М.: пед. центр Эксперимент, 1998.- 180 с.
33. Ковалёва Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени // Социс - 2016. - №8. - С. 61-63.
34. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994. - 153 с.
35. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение.- 1989.- 256 с.
36. Корецкая И.А., Азнабаева Л.Д. Возможности снижения агрессии
с помощью тренингов//Молодой учёный.- №11 (145).- 2017. -URL,
https://moluch.ru/archive/145/40842/.
37. Кравченко А.И. Социология. Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. -536 с.
38. Креч Д. Элементы психологии // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 84-89.
39. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте// Вестник славянских культур. - 2010. - №4. - С. 84-90.
40. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: Сфера, 2013. - 463 с.
41. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
42. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии//Вопросы психологии, 1972. №6. - С.168 - 171.
43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М.: Медицина, 1983.-256с.
44. Малютова Е.К. Манина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2001 - 190с.
45. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика.- М.: Когито-Центр, 2008. - 184 с.
46. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога: метод. пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-480 с.
47. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.2-изд.-М.:Наука, 2000.-318с.
48. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. - М.: Смысл, 2007.-134с.
49. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд.под редакцией И.В.Дубровиной. -СТб.: Питер. - 2004. - 592 с.
50. Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте// Вестник ОрГУ.
- 2011. - №2. - С. 296 - 301.
51. Пономарева М.А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков// Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №3. - С. 125-130.
52. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2010. - 694 с.
53. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические раз-работки занятий социально-психологического тренинга. - М.: Генезис, 1993 - 65с.
54. Пузиков В.Г. Психология ведения тренинга. - СПб.:изд. «Речь», 2005. - 224 с.: илл.
55. Райс Ф., Должнин К. Психология подросткового и юношеского возраста - 12-е изд.- СПб.: Питер, 2010. - 816 с.
56. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2016. -419 с.
57. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. - 529с.
58. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 81-87.
59. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основных школ // Социс.-№ 10.- 2016.-С. 56-59.
60. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: ИНФА-М.,2011. - 245 с.
61. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др.- Ростов/н/Д. : Феникс, 2001. -576 с.
62. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д.: Феникс. - 2014.- 160 с.
63. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на- Дону:«Феникс», 2000.-672с.
64. Фоппель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Перевод с немецкого. 2-е изд. -М.: «Генезис». 2015. - 172 с.
65. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
66. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986. - Т 1. -405с.
67. Чепелева Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 Краснодар, 2001. - 157 с.