ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА 7
1.1 Сущность спорта и его роль в современном обществе 7
1.2 Ретроспективный анализ развития любительского спорта в РФ 21
1.3 Зарубежный опыт 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА В РОССИИ
2.1 Сравнительный анализ развития индустрии спорта в российских регионах
2.2 Управление ресурсами любительского спорта
2.3 Роль общественного сектора
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА
3.1 Механизмы стимулирования любительского спорта на примере футбола 62
3.2 Проблемы и перспективы развития студенческого спорта
3.3 Рекомендации по совершенствованию развития студенческого спорта в
Республики Татарстан 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Приложение
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в последние годы намечается положительная динамика в развитии любительского спорта. Любительский спорт охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие от-ношения и поведенческие нормы, складывающиеся, но основе этой деятельности. В таком понимании любительский спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим своё место в физической и духовной культуре общества.
Вместе с возрастанием популярности спорта, приобщение к нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в иных отношениях, его функций в той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимости от этого в практике спорта возникли и такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки иного рода. Так, массовая практика использования спорта людьми зрелого возраста и некоторыми другими контингентами часто ориентирована преимущественно на достижения эффекта поддержания улучшенного ранее физического состояния организма, сохранения тренированности и здоровья, а также эффекта полноценного эмоционального насыщенного отдыха. Преимущественно тут используются поддерживающую индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограничено по масштабу и достиженческим установкам состязаниями.
Любительский спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Спорт начинает становиться обязательным предметом в школе, университете. Цель занятий различными видами любительского спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и актив¬но отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи любительского спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам любительского спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно любительский спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере любительского спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.
По мере развития спорта, которое выразилась в его проникновении в раз-личные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества. Не случайно он широко представлен в наше время в системе образования-воспитания подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных мер, в разнообразных сферах культурного общения и международных отношений, ряде
4 других социальных сфер. Все это дает говорить о спорте как о многофункциональном явлении.
Таким образом, несмотря на официальное признание высокой социальной значимости массового спорта, он еще не стал характерной чертой образа жизни нашего населения и имеет существенные проблемы в области управления и развитии. Все это позволяет утверждать, что изучение сложившегося в обществе механизма социального регулирования развития массового спорта представляет собой актуальную научную проблему.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования изучить сущность спорта и выявить его роль в современном обществе, разработать механизм вовлеченности студентов в любительский спорт. Исследовать спортивную инфраструктуру в регионах Российской Федерации.
Достижение цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
- исследовать управленческие аспекты развития любительского спорта в Российской Федерации и Республики Татарстан;
- провести сравнительный анализ развития любительского спорта в регионах Российской Федерации с развитой спортивной инфраструктурой;
- предложить пути совершенствования управления вовлеченностью в студенческий спорт. Исследовать процессы в сфере студенческого спорта Российской федерации и Республики Татарстан.
Объектом исследования является спорт как социальное явление, деятельность спортивных федераций и ассоциаций студенческих спортивных клубов России и их взаимодействие.
Предметом исследования является влияние спорта на социальную жизнь, совокупность управленческих отношений в спортивной индустрии, складывающихся в процессе формирования любительского спорта.
Научная новизна результатов исследования состоит в решении комплекс-ной научной проблемы. На основе результатов исследования зарубежного опыта предложена модель студенческого спорта в России на примере футбола.
Так же был разработан механизм стимулирования (вовлеченности) студентов в любительский спорт.
Практическая значимость работы определяется применением положений, выводов и рекомендаций, полученных по результатам проведённого исследования, спортивными субъектами в Российской Федерации, Ассоциации студенческих спортивных клубов России, Федерации мини- футбола города Казани, Ассоциации мини- футбола России, Министерством по делам молодёжи и спорту в Республики Татарстан. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлениям «Спортивный менеджмент» и «Организация физкультурно- спортивной деятельности». Так же эти исследования могут быть применены в Казанском Федеральном Университете для создания механизма вовлеченности спортсменов в любительский спорт.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались и получили одобрение на международных, вузовских научно- практических конференциях, в том числе «XXV международный научный форум «Ломоносов-2018»» (г. Москва, МГУ, 2018), Международная научно- практическая конференция «Научные исследования и современное образование» (г. Чебоксары, ЧГУ, 2017).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе 2 статьи входящих в перечень рекомендуемых ВАК РФ изданий.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта ступень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной спортивной литературе, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, представ-лены научная новизна и практическая значимость, приводятся данные об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы управления любительского спорта» раскрыта роль любительского спорта; приведены различия любительского спорта и спорта высших достижений; проведён ретроспективный анализ спорта в Российской Федерации; изучен зарубежный опыт любительского спорта.
Во второй главе «Анализ развития любительского спорта в Республики Татарстан» изучены инструменты управления ресурсами любительского спор¬та, сделан сравнительный анализ инфраструктуры по развитым регионам Российской Федерации
В третьей главе «Современные тенденции и перспективы развития любительского спорта» предложены: авторский подход к формированию стратегии любительского спорта на будущие годы , на примере футбола. Так же разработана модель к управлению студенческим спортом;
В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационной работы.
Результаты проведенного исследования показывают, что в современном обществе массовый спорт может закономерно и обосновано рассматриваться как социальное и культурное явление, оказывающее воздействие на основные сферы жизнедеятельности и играющее важную роль. Спорт является социальным институтом современного общества и выполняет целый ряд функций. Среди них: рекреационные, компенсаторные, воспроизводства трудовых ресурсов, социально-ценного досуга, социализации личности, идеологические и др. С точки зрения структуры спорт делится на спорт высших достижений (олимпийский, коммерческий, некоммерческий) и массовый «спорт для всех» (детско- юношеский, студенческий, профсоюзный, ветеранов, инвалидов).
Массовый спорт в нашем современном обществе выполняет и функцию своеобразного культурного посредника между физической культурой и спортивной субкультурой.
Социальная значимость массового спорта проявляет себя как социально-ценные виды и результаты спортивной деятельности, направленные на укрепление и развитие человеческого потенциала и общества в целом. Развитие массового спорта неразрывно связано с человеческим и общественным развитием, и помогает улучшить как качество жизни населения страны, так и решить некоторые проблемы в области здравоохранения (например, повышение продолжи-тельности жизни) и демографического развития страны.
Как показывает анализ специальной литературы и документов, в настоящее время наметился принципиальный подход, связанный с необходимостью развития и поддержки именно массового спорта, а не спорта высших достижений, который на протяжении нескольких десятилетий развивался, подавляя массовый. Это объясняется возрастающей социальной значимостью массового спорта, в индустриально-развитых странах, отражающей произошедшие там изменения, а именно:
- рост механизации труда, вследствие чего значительно снижаются физические нагрузки, что может привести к негативным эффектам в области здоровья населения;
- повышение значимости заботы о здоровье, что позволяет говорить о формировании нового стиля жизни.
В настоящий момент социальная значимость массового спорта в РФ и РТ невысока. Это проявляется как в относительно небольшом (по сравнению с индустриально-развитыми странами) числе занимающихся, так и в инфраструктуре и структуре финансирования. Большая часть средств и внимания органов власти и управления сосредоточена на спорте высших достижений.
К сожалению, как показывает проведенный анализ социальная значимость массового спорта в Республике Татарстан продолжает оставаться на низ¬ком уровне, не смотря на достижения последних десятилетий, а общее состояние и развитие спортивной инфраструктуры далеко от идеала и является несбалансированным в региональном разрезе, повторяя ситуацию 60-70 годов в западноевропейских странах. Анализ социологических исследований позволяет утверждать, что существует прямая связь между уровнем доходов и физкультурно-спортивной активностью (образом жизни) различных групп населения.
Тем не менее, результаты исследования показывают, что и среди населения Республики Татарстан формируется потребность в физической активности и желание рационально проводить свой досуг, что позволяет говорить о новом формирующемся стиле жизни неразрывно связанным со здоровом образом жизни, физкультурно-спортивными занятиями.Конечно в первую очередь это касается категорий населения с высоким материальным уровнем жизни.
Студенческий спорт играет огромную роль в общем развитии спорта не только в рамках города, но и в масштабах всей страны. Студенческий спорт- это основа формирования национальных сборных, а также важнейший элемент пропаганды здорового образа жизни. Необходимость эффективной государственной политики, направленной на развитие студенческого спорта, становится очевидной.
В настоящее время Россия только начинает осуществлять первые шаги на пути к формированию эффективной системы университетского спорта. Проектирование мероприятий по государственной поддержке спортивной деятельности студентов - основа для его дальнейшего успешного развития. На современном этапе в приоритете - увеличение числа студентов, регулярно занимающихся спортом, и как следствие повышение здоровья нации.
На сегодняшний день студенческий спорт в России - это перспективная отрасль, которая требует комплексных мер развития. Необходимо как участие государства, так и заинтересованность ВУЗов и студентов в совершенствовании нынешней системы. В Республики Татарстан, несмотря на высокий уровень спортивных результатов, студенческий спорт не является массовым и зрелищным явлением. Отмечается низкий уровень развитости университетской спортивной инфраструктуры, низкие показатели обучающихся, прошедших тестирование Комплекса ГТО. Студенты отмечают проблемы в совмещении спортивной и учебной деятельности. В государственном регулировании отсутствует системность. Поэтому, для развития студенческого спорта требуется комплексный подход: необходимо развитие инфраструктуры, за счет привлечения инвестиций и выделений средств из бюджета; необходима заинтересованность ВУЗов в развитии университетского спорта. А также особое внимание следует уделить основополагающему фактору развития студенческого спорта - государственному регулированию.
В заключении стоит отметить, что предложенные методы представляют собой один из возможных вариантов развития студенческого спорта в Республики Татарстан. Планируется, что предложенные рекомендации будут актуальны и полезны Комитету по физической культуре и спорту в лице Отдела по спортивно-массовой работе для повышения эффективности его деятельности. Данная тема является актуальной, следовательно, ее исследование может быть продолжено в будущем.
1. Федеральный закон от 3 декабря 2011г. N 384-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.09.2013 N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»
3. Перечень поручений по итогам встречи с тренерами, спортсменами и специалистами в области физической культуры и спорта от 04.04.2013 г., п.1а
4. Приказ Минспорта России от 06.05.2013 г. N 245 «О разработке про-екта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»
5. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
6. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РОССИЙСКОЙ Феде¬рации на период до 2020 года»
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1162-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.09.2013 N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»
9. Проект Федерального закона n-99044346-2 «О студенческом спорте в Российской Федерации» [электронный ресурс]. lawmix.ru/lawprojects/72766
10. Встреча с представителями студенческих спортклубов 24 января 2013 г. Москва,[Электронный ресурс]. kremlin.ru/news/17367
11. Послание президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г.
Москва, [Электронный ресурс]. kremlin.ru/transcripts/17118
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
13. Официальный сайт Региональной молодежной общественной организации «Молодежного физкультурно-спортивного общества «Буревестник» РТ [электронный ресурс]. burevestnik.tatarstan.ru/rus/istoriya-studencheskogo-sporta- v-rossii.htm
14. Официальные сетевые ресурсы Президента России [электронный ресурс]. kremlin.ru/events/president/news/17118
15. Официальный сайт Ассоциации Студенческого и Молодежного Спор¬та [электронный ресурс]. studentsport.org
16. Официальный сайт Российского студенческого спортивного союза [электронный ресурс]. studsport.ru/general-info
17. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс]. minsport.gov.ru
18. Официальный сайт Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга [электронный ресурс]. kpmp.gov.spb.ru
19. Whatisthe NCAA [электронный ресурс] ncaa.org/about/resources/media- center/ncaa-101/what-ncaa
20. NCAA Financia lStatement [электронный ресурс]
ncaa.org/sites/default/files/2014-15NCAA_Financial_Statement.pdf
21. Мишенев, А., Кормухин, В., Кутлиахметов, А.А., Развитие студенческого спорта в России и за рубежом /А. Мишенев, В. Кормухин, А.А. Кутлиахметов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 57
22. В.В. Григоревич, Всеобщая история физической культуры и спорта [электронный ресурс]. ebooks.grsu.by/ist_sporta/3 -zarozhdenie-mezhdunarodnogo- studencheskogo-sportivnogo-dvizheniya.htm
23. Осмоловская, Е.А., Черменев, Д.А., История развития студенческого спорта в России [Текст] / Е.А. Осмоловская, Д.А. Черменев // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 62
24. Прудникова, Н.А., Шарафеева, А.Б.,Студенческий спорт в Соединенных Штатах Америки и России, перспективы развития [Текст] / Н.А. Прудни¬кова, А.Б. Шарафеева // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 64
25. Рудых, Ю.А., Галимова, А.Г., Развитие студенческого спорта в России и США [Текст] / Ю.А. Рудых, А.Г. Галимова // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Со-стояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 71
26. Фосова, А.А., Чудинова, О.А., Студенческий спорт в России [Текст] / А.А. Фросова, О.А. Чудинова // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 76
27. Планидин, Е.С., студенческий спорт как социальное явление [Текст] / Е.С. Планидин // Материалы Международной научно-практической конферен¬ции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 138
28. Пушкарева, Е.Р., Вильнер, Б.С., Значение спорта в жизни студентов [Текст] / Е.Р. Пушкарева, Б.С. Вильнер // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 155
29. Хайбуллина, Д.М., Кутлиахметов, А.А., Студенческий спорт как база развития спорта высших достижений [Текст] / Д.М. Хайбуллина, А.А. Кутлиахметов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 185
30. Беднякова, А.П., Кутлиахметов, А.А., Интеграция студенческого спорта в системе образовательного пространства [Текст] / А.П. Беднякова, А.А. Кутлиахметов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 208
31. Пономарев, В.В., Дорошенко, С.А., Спортивно-видовой подход как организационно-педагогическая основа формирования спортивной культуры студентов в ВУЗе [Текст] / В.В. Пономарев, С.А. Дорошенко // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 262
32. Барков, А.Ю., Спортивный клуб ВУЗа - реальность и перспективы [Текст] / А.Ю. Барков // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 325
33. Быкова, С.А., Струганов, С.М., Спортивно-массовая работа как одна
из основ морально-нравственного и патриотического воспитания студенческой молодежи [Текст] / С.А. Быкова, С.М. Струганов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Со-стояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 338
34. Хуа, Я., Роль спорта в системе образования: особая ценность и очарование [Текст] / Я. Хуа // Сборник тезисов докладов Конференции Международной федерации студенческого спорта «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?»: г. Казань, 2013 г. - с.38
35. Карпеева, Е. Американский студенческий спорт глазами российского спортсмена [Текст] / Е. Карпеева // [Электронный ресурс]. swimming.ru
36. Пешкова, Н.В., Пешков, А.А., Студенческий спорт в вузах России, проблемы и перспективы развития [Текст] / Н.В. Пешова, А.А. Пешков // Сборник тезисов докладов Конференции Международной федерации студенческого
94 спорта «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?»: г.Казань, 2013 г.- с. 322
37. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента/ В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2006,с 91.
38. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / Л. Кун.- 1982, с 378.
39. Грузенкин, В.И., Предложение по развитию системы физического воспитания в нефизкультурных вузах. Физическая культура и спорт в системе образования [Текст] / В.И. Грузенкин // сборник Материалов XIII Всероссийской Научно-практической Конференции 22-24 апреля 2011 г. - Красноярск; Сиб. Федер. Ун-т, 2011- 512 с.
40. Колокатова, Л.Ф., Айнова, Н.В., Айнова, О.А., Формирование физической культуры личности как стратегия работы в вузе [Текст] / Л.Ф. Колокатова, Н.В. Айнова, О.А. Айнова // Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», Том 2, Часть 2, раздел:«Здоровье нации и массовый спорт». - М., 2007. - 286с.
41. Визитей Н.Н., Основные тенденции влияния спорта на личность [Текст] / Н.Н. Визитей // Нравственный потенциал современного спорта: Мате-риалы 4 Всесоюзного методического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988г.) - Москва, 1989. - С. 7-15.
42. Скрягин, А., Устройство студенческого спорта в США [Текст] / А. Скрягин // [электронный ресурс]. sports.ru/tribuna/blogs/alexskryagin/790736.html
43. National Collegiate Athletic Association [электронный ресурс]. ncaa.com
44. National Association of Intercollegiate Athletics [электронный ресурс]. naia.org
45. National Junior College Athletic Association [электронный ресурс]. nj caa.org/landing/index