Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спорт и его роль в современном обществе

Работа №46651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА 7
1.1 Сущность спорта и его роль в современном обществе 7
1.2 Ретроспективный анализ развития любительского спорта в РФ 21
1.3 Зарубежный опыт 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА В РОССИИ
2.1 Сравнительный анализ развития индустрии спорта в российских регионах
2.2 Управление ресурсами любительского спорта
2.3 Роль общественного сектора
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА
3.1 Механизмы стимулирования любительского спорта на примере футбола 62
3.2 Проблемы и перспективы развития студенческого спорта
3.3 Рекомендации по совершенствованию развития студенческого спорта в
Республики Татарстан 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Приложение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в последние годы намечается положительная динамика в развитии любительского спорта. Любительский спорт охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие от-ношения и поведенческие нормы, складывающиеся, но основе этой деятельности. В таком понимании любительский спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим своё место в физической и духовной культуре общества.
Вместе с возрастанием популярности спорта, приобщение к нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в иных отношениях, его функций в той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимости от этого в практике спорта возникли и такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки иного рода. Так, массовая практика использования спорта людьми зрелого возраста и некоторыми другими контингентами часто ориентирована преимущественно на достижения эффекта поддержания улучшенного ранее физического состояния организма, сохранения тренированности и здоровья, а также эффекта полноценного эмоционального насыщенного отдыха. Преимущественно тут используются поддерживающую индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограничено по масштабу и достиженческим установкам состязаниями.
Любительский спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Спорт начинает становиться обязательным предметом в школе, университете. Цель занятий различными видами любительского спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и актив¬но отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи любительского спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам любительского спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно любительский спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере любительского спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.
По мере развития спорта, которое выразилась в его проникновении в раз-личные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества. Не случайно он широко представлен в наше время в системе образования-воспитания подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных мер, в разнообразных сферах культурного общения и международных отношений, ряде
4 других социальных сфер. Все это дает говорить о спорте как о многофункциональном явлении.
Таким образом, несмотря на официальное признание высокой социальной значимости массового спорта, он еще не стал характерной чертой образа жизни нашего населения и имеет существенные проблемы в области управления и развитии. Все это позволяет утверждать, что изучение сложившегося в обществе механизма социального регулирования развития массового спорта представляет собой актуальную научную проблему.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования изучить сущность спорта и выявить его роль в современном обществе, разработать механизм вовлеченности студентов в любительский спорт. Исследовать спортивную инфраструктуру в регионах Российской Федерации.
Достижение цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
- исследовать управленческие аспекты развития любительского спорта в Российской Федерации и Республики Татарстан;
- провести сравнительный анализ развития любительского спорта в регионах Российской Федерации с развитой спортивной инфраструктурой;
- предложить пути совершенствования управления вовлеченностью в студенческий спорт. Исследовать процессы в сфере студенческого спорта Российской федерации и Республики Татарстан.
Объектом исследования является спорт как социальное явление, деятельность спортивных федераций и ассоциаций студенческих спортивных клубов России и их взаимодействие.
Предметом исследования является влияние спорта на социальную жизнь, совокупность управленческих отношений в спортивной индустрии, складывающихся в процессе формирования любительского спорта.
Научная новизна результатов исследования состоит в решении комплекс-ной научной проблемы. На основе результатов исследования зарубежного опыта предложена модель студенческого спорта в России на примере футбола.
Так же был разработан механизм стимулирования (вовлеченности) студентов в любительский спорт.
Практическая значимость работы определяется применением положений, выводов и рекомендаций, полученных по результатам проведённого исследования, спортивными субъектами в Российской Федерации, Ассоциации студенческих спортивных клубов России, Федерации мини- футбола города Казани, Ассоциации мини- футбола России, Министерством по делам молодёжи и спорту в Республики Татарстан. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлениям «Спортивный менеджмент» и «Организация физкультурно- спортивной деятельности». Так же эти исследования могут быть применены в Казанском Федеральном Университете для создания механизма вовлеченности спортсменов в любительский спорт.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались и получили одобрение на международных, вузовских научно- практических конференциях, в том числе «XXV международный научный форум «Ломоносов-2018»» (г. Москва, МГУ, 2018), Международная научно- практическая конференция «Научные исследования и современное образование» (г. Чебоксары, ЧГУ, 2017).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе 2 статьи входящих в перечень рекомендуемых ВАК РФ изданий.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта ступень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной спортивной литературе, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, представ-лены научная новизна и практическая значимость, приводятся данные об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы управления любительского спорта» раскрыта роль любительского спорта; приведены различия любительского спорта и спорта высших достижений; проведён ретроспективный анализ спорта в Российской Федерации; изучен зарубежный опыт любительского спорта.
Во второй главе «Анализ развития любительского спорта в Республики Татарстан» изучены инструменты управления ресурсами любительского спор¬та, сделан сравнительный анализ инфраструктуры по развитым регионам Российской Федерации
В третьей главе «Современные тенденции и перспективы развития любительского спорта» предложены: авторский подход к формированию стратегии любительского спорта на будущие годы , на примере футбола. Так же разработана модель к управлению студенческим спортом;
В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования показывают, что в современном обществе массовый спорт может закономерно и обосновано рассматриваться как социальное и культурное явление, оказывающее воздействие на основные сферы жизнедеятельности и играющее важную роль. Спорт является социальным институтом современного общества и выполняет целый ряд функций. Среди них: рекреационные, компенсаторные, воспроизводства трудовых ресурсов, социально-ценного досуга, социализации личности, идеологические и др. С точки зрения структуры спорт делится на спорт высших достижений (олимпийский, коммерческий, некоммерческий) и массовый «спорт для всех» (детско- юношеский, студенческий, профсоюзный, ветеранов, инвалидов).
Массовый спорт в нашем современном обществе выполняет и функцию своеобразного культурного посредника между физической культурой и спортивной субкультурой.
Социальная значимость массового спорта проявляет себя как социально-ценные виды и результаты спортивной деятельности, направленные на укрепление и развитие человеческого потенциала и общества в целом. Развитие массового спорта неразрывно связано с человеческим и общественным развитием, и помогает улучшить как качество жизни населения страны, так и решить некоторые проблемы в области здравоохранения (например, повышение продолжи-тельности жизни) и демографического развития страны.
Как показывает анализ специальной литературы и документов, в настоящее время наметился принципиальный подход, связанный с необходимостью развития и поддержки именно массового спорта, а не спорта высших достижений, который на протяжении нескольких десятилетий развивался, подавляя массовый. Это объясняется возрастающей социальной значимостью массового спорта, в индустриально-развитых странах, отражающей произошедшие там изменения, а именно:
- рост механизации труда, вследствие чего значительно снижаются физические нагрузки, что может привести к негативным эффектам в области здоровья населения;
- повышение значимости заботы о здоровье, что позволяет говорить о формировании нового стиля жизни.
В настоящий момент социальная значимость массового спорта в РФ и РТ невысока. Это проявляется как в относительно небольшом (по сравнению с индустриально-развитыми странами) числе занимающихся, так и в инфраструктуре и структуре финансирования. Большая часть средств и внимания органов власти и управления сосредоточена на спорте высших достижений.
К сожалению, как показывает проведенный анализ социальная значимость массового спорта в Республике Татарстан продолжает оставаться на низ¬ком уровне, не смотря на достижения последних десятилетий, а общее состояние и развитие спортивной инфраструктуры далеко от идеала и является несбалансированным в региональном разрезе, повторяя ситуацию 60-70 годов в западноевропейских странах. Анализ социологических исследований позволяет утверждать, что существует прямая связь между уровнем доходов и физкультурно-спортивной активностью (образом жизни) различных групп населения.
Тем не менее, результаты исследования показывают, что и среди населения Республики Татарстан формируется потребность в физической активности и желание рационально проводить свой досуг, что позволяет говорить о новом формирующемся стиле жизни неразрывно связанным со здоровом образом жизни, физкультурно-спортивными занятиями.Конечно в первую очередь это касается категорий населения с высоким материальным уровнем жизни.
Студенческий спорт играет огромную роль в общем развитии спорта не только в рамках города, но и в масштабах всей страны. Студенческий спорт- это основа формирования национальных сборных, а также важнейший элемент пропаганды здорового образа жизни. Необходимость эффективной государственной политики, направленной на развитие студенческого спорта, становится очевидной.
В настоящее время Россия только начинает осуществлять первые шаги на пути к формированию эффективной системы университетского спорта. Проектирование мероприятий по государственной поддержке спортивной деятельности студентов - основа для его дальнейшего успешного развития. На современном этапе в приоритете - увеличение числа студентов, регулярно занимающихся спортом, и как следствие повышение здоровья нации.
На сегодняшний день студенческий спорт в России - это перспективная отрасль, которая требует комплексных мер развития. Необходимо как участие государства, так и заинтересованность ВУЗов и студентов в совершенствовании нынешней системы. В Республики Татарстан, несмотря на высокий уровень спортивных результатов, студенческий спорт не является массовым и зрелищным явлением. Отмечается низкий уровень развитости университетской спортивной инфраструктуры, низкие показатели обучающихся, прошедших тестирование Комплекса ГТО. Студенты отмечают проблемы в совмещении спортивной и учебной деятельности. В государственном регулировании отсутствует системность. Поэтому, для развития студенческого спорта требуется комплексный подход: необходимо развитие инфраструктуры, за счет привлечения инвестиций и выделений средств из бюджета; необходима заинтересованность ВУЗов в развитии университетского спорта. А также особое внимание следует уделить основополагающему фактору развития студенческого спорта - государственному регулированию.
В заключении стоит отметить, что предложенные методы представляют собой один из возможных вариантов развития студенческого спорта в Республики Татарстан. Планируется, что предложенные рекомендации будут актуальны и полезны Комитету по физической культуре и спорту в лице Отдела по спортивно-массовой работе для повышения эффективности его деятельности. Данная тема является актуальной, следовательно, ее исследование может быть продолжено в будущем.



1. Федеральный закон от 3 декабря 2011г. N 384-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.09.2013 N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»
3. Перечень поручений по итогам встречи с тренерами, спортсменами и специалистами в области физической культуры и спорта от 04.04.2013 г., п.1а
4. Приказ Минспорта России от 06.05.2013 г. N 245 «О разработке про-екта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»
5. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
6. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РОССИЙСКОЙ Феде¬рации на период до 2020 года»
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1162-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.09.2013 N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»
9. Проект Федерального закона n-99044346-2 «О студенческом спорте в Российской Федерации» [электронный ресурс]. lawmix.ru/lawprojects/72766
10. Встреча с представителями студенческих спортклубов 24 января 2013 г. Москва,[Электронный ресурс]. kremlin.ru/news/17367
11. Послание президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г.
Москва, [Электронный ресурс]. kremlin.ru/transcripts/17118
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
13. Официальный сайт Региональной молодежной общественной организации «Молодежного физкультурно-спортивного общества «Буревестник» РТ [электронный ресурс]. burevestnik.tatarstan.ru/rus/istoriya-studencheskogo-sporta- v-rossii.htm
14. Официальные сетевые ресурсы Президента России [электронный ресурс]. kremlin.ru/events/president/news/17118
15. Официальный сайт Ассоциации Студенческого и Молодежного Спор¬та [электронный ресурс]. studentsport.org
16. Официальный сайт Российского студенческого спортивного союза [электронный ресурс]. studsport.ru/general-info
17. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс]. minsport.gov.ru
18. Официальный сайт Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга [электронный ресурс]. kpmp.gov.spb.ru
19. Whatisthe NCAA [электронный ресурс] ncaa.org/about/resources/media- center/ncaa-101/what-ncaa
20. NCAA Financia lStatement [электронный ресурс]
ncaa.org/sites/default/files/2014-15NCAA_Financial_Statement.pdf
21. Мишенев, А., Кормухин, В., Кутлиахметов, А.А., Развитие студенческого спорта в России и за рубежом /А. Мишенев, В. Кормухин, А.А. Кутлиахметов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 57
22. В.В. Григоревич, Всеобщая история физической культуры и спорта [электронный ресурс]. ebooks.grsu.by/ist_sporta/3 -zarozhdenie-mezhdunarodnogo- studencheskogo-sportivnogo-dvizheniya.htm
23. Осмоловская, Е.А., Черменев, Д.А., История развития студенческого спорта в России [Текст] / Е.А. Осмоловская, Д.А. Черменев // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 62
24. Прудникова, Н.А., Шарафеева, А.Б.,Студенческий спорт в Соединенных Штатах Америки и России, перспективы развития [Текст] / Н.А. Прудни¬кова, А.Б. Шарафеева // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 64
25. Рудых, Ю.А., Галимова, А.Г., Развитие студенческого спорта в России и США [Текст] / Ю.А. Рудых, А.Г. Галимова // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Со-стояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 71
26. Фосова, А.А., Чудинова, О.А., Студенческий спорт в России [Текст] / А.А. Фросова, О.А. Чудинова // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 76
27. Планидин, Е.С., студенческий спорт как социальное явление [Текст] / Е.С. Планидин // Материалы Международной научно-практической конферен¬ции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 138
28. Пушкарева, Е.Р., Вильнер, Б.С., Значение спорта в жизни студентов [Текст] / Е.Р. Пушкарева, Б.С. Вильнер // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 155
29. Хайбуллина, Д.М., Кутлиахметов, А.А., Студенческий спорт как база развития спорта высших достижений [Текст] / Д.М. Хайбуллина, А.А. Кутлиахметов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 185
30. Беднякова, А.П., Кутлиахметов, А.А., Интеграция студенческого спорта в системе образовательного пространства [Текст] / А.П. Беднякова, А.А. Кутлиахметов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 208
31. Пономарев, В.В., Дорошенко, С.А., Спортивно-видовой подход как организационно-педагогическая основа формирования спортивной культуры студентов в ВУЗе [Текст] / В.В. Пономарев, С.А. Дорошенко // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 262
32. Барков, А.Ю., Спортивный клуб ВУЗа - реальность и перспективы [Текст] / А.Ю. Барков // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 325
33. Быкова, С.А., Струганов, С.М., Спортивно-массовая работа как одна
из основ морально-нравственного и патриотического воспитания студенческой молодежи [Текст] / С.А. Быкова, С.М. Струганов // Материалы Международной научно-практической конференции «Студенческое спортивное движение: Со-стояние, проблемы, перспективы развития». - 21-22 ноября 2013. - с. 338
34. Хуа, Я., Роль спорта в системе образования: особая ценность и очарование [Текст] / Я. Хуа // Сборник тезисов докладов Конференции Международной федерации студенческого спорта «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?»: г. Казань, 2013 г. - с.38
35. Карпеева, Е. Американский студенческий спорт глазами российского спортсмена [Текст] / Е. Карпеева // [Электронный ресурс]. swimming.ru
36. Пешкова, Н.В., Пешков, А.А., Студенческий спорт в вузах России, проблемы и перспективы развития [Текст] / Н.В. Пешова, А.А. Пешков // Сборник тезисов докладов Конференции Международной федерации студенческого
94 спорта «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?»: г.Казань, 2013 г.- с. 322
37. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента/ В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2006,с 91.
38. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / Л. Кун.- 1982, с 378.
39. Грузенкин, В.И., Предложение по развитию системы физического воспитания в нефизкультурных вузах. Физическая культура и спорт в системе образования [Текст] / В.И. Грузенкин // сборник Материалов XIII Всероссийской Научно-практической Конференции 22-24 апреля 2011 г. - Красноярск; Сиб. Федер. Ун-т, 2011- 512 с.
40. Колокатова, Л.Ф., Айнова, Н.В., Айнова, О.А., Формирование физической культуры личности как стратегия работы в вузе [Текст] / Л.Ф. Колокатова, Н.В. Айнова, О.А. Айнова // Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», Том 2, Часть 2, раздел:«Здоровье нации и массовый спорт». - М., 2007. - 286с.
41. Визитей Н.Н., Основные тенденции влияния спорта на личность [Текст] / Н.Н. Визитей // Нравственный потенциал современного спорта: Мате-риалы 4 Всесоюзного методического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988г.) - Москва, 1989. - С. 7-15.
42. Скрягин, А., Устройство студенческого спорта в США [Текст] / А. Скрягин // [электронный ресурс]. sports.ru/tribuna/blogs/alexskryagin/790736.html
43. National Collegiate Athletic Association [электронный ресурс]. ncaa.com
44. National Association of Intercollegiate Athletics [электронный ресурс]. naia.org
45. National Junior College Athletic Association [электронный ресурс]. nj caa.org/landing/index


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ