ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ КАК ПРОДУКТИВНОМУ ВИДУ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Письмо как вид речевой деятельности 6
1.2. Виды мотивированных письменных высказываний 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ МОТИВИРОВАННЫМ ПИСЬМЕННЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 22
II. 1. Приемы обучения 22
II.2. Система упражнений для обучения мотивированным письменным
высказываниям (на материале французского языка) 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЯ 55
Актуальность темы. Высокие требования, предъявляемые российским обществом к уровню и качеству образования в целом и языковому в частности, обусловлены расширением международного сотрудничества на различных уровнях межкультурных контактов и обменов.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования реализация целей обучения иностранному языку связана с овладением иностранным языком в качестве средства межличностного и межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации обучающихся, а также самообразования, что соответствует требованиям реформирования языкового образования в контексте модернизации всей российской образовательной системы.
В результате освоения содержания учебного предмета «Иностранный язык», учащиеся должны расширить спектр общих умений, навыков и способов учебно-познавательной деятельности, в частности, творчески подходить к решению учебных и практических задач: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности [5].
Выдвижение на первый план задачи овладения иностранным языком как средством непосредственного и опосредованного общения диктует необходимость акцентировать внимание в процессе обучения иностранному языку на развитии у учащихся умений использовать языковые и речевые средства не только в контексте репродуктивно-продуктивной деятельности по овладению всеми видами речевой деятельности, но и в контексте продуктивной деятельности в измененных или в новых ситуациях общения как в устной и, что не менее важно, в письменной форме общения.
Обучение мотивированным письменным высказываниям в средней общеобразовательной школе способствует умению грамотно выразить свои мысли, обогащению высказываний и, как следствие, развитию коммуникативной компетенции.
Предмет исследования: современная методика обучения письму, как виду речевой деятельности.
Объект исследования: учебный процесс по обучению письменной речи на французском языке в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработка современной методики обучения мотивированным письменным высказываниям (на примере французского языка).
Для достижения цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Обобщить научные данные по продуктивному виду речевой деятельности - письму.
2. Разработать современные приемы обучения мотивированным письменным высказываниям с применением коннекторов.
3. Разработать систему упражнений для обучения написанию мотивированных письменных высказываний.
Методологическая основа исследования: труды М. В. Вербицкой, Н. И. Гез, Л. С. Губернаторовой, Н.Д. Гальсковой, и пр. За основу исследования взяты разработки Е. Я. Григорьевой, А. С. Кулагиной, Б. А. Лапидуса, Е. И. Пассова, Г.В. Роговой и др. Также в настоящей работе использованы идеи М. В.Гамезо, Е.Н. Солововой, А. А. Тетеревой, С. Ф. Шатилова, Л. В. Щербы.
Методы исследования: общенаучные методы, анализ и синтез, опытное обучение.
Этапы исследования включали в себя:
— составление планы работы по теме обучения мотивированным письменным высказываниям в общеобразовательной школе на материале французского языка;
— изучение теоретического материла по методике обучения французскому языку, видам мотивированных письменных высказываний;
— разработка методики по обучению мотивированным письменным высказываниям;
— оформление работы и представление на рецензирование.
Новизна и научная значимость работы состоит в разработке методики обучения в общеобразовательной школе мотивированным письменным высказываниям с применением коннекторов.
Практическая значимость исследования состоит в применении результатов исследования в общеобразовательной школе по предмету «французский язык».
Работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя теоретическую и практическую части, заключения и библиографии. Во введении излагается научный аппарат исследования. Показаны актуальность темы, предмет, объект, цели и задачи исследования; представлена методологическая основа; изложены методы исследования, теоретическая и практическая значимость. В первой главе представлено обучение письму как продуктивному виду речевой деятельности, а именно письмо как вид речевой деятельности и виды мотивированных письменных высказываний. Во второй главе рассмотрена специфика обучения мотивированным письменным высказываниям, а именно приемы обучения. Разработана система упражнений для обучения мотивированным письменным высказываниям (на материале французского языка).
В заключении даны ответы на поставленные задачи.
Результатом данного исследования является разработка методики обучения мотивированным письменным высказываниям (на материале французского языка), а именно системы упражнений для обучения написанию мотивированных высказываний.
Для достижения цели были последовательно решены следующие задачи:
1. Обобщены научные данные по продуктивному виду речевой деятельности - письму.
2. Разработаны современные приемы обучения мотивированным письменным высказываниям с применением коннекторов.
3. Разработана систему упражнений для обучения написанию мотивированных письменных высказываний.
Система упражнений для обучения написанию мотивированных письменных высказываний, включающая в себя введение новых лексических единиц, упражнения - анализ, упражнения на перевод и на контроль освоения материала, способствует развитию речевой и языковой, а также социокультурной компетенций. Эти компетенции входят в состав коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения иностранным языкам.
Таким образом, разработанная нами методика может быть использована для обучения в средней общеобразовательной школе по предмету «французский язык».
1. Андреевская- Левенстерн Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе / Л.С. Андреевская- Левенстерн. - М.: Приор, 2013
2. Андрющенова Е.А. Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения на французском языке при подготовке к ЕГЭ / Е.А.
3. Андрющенова // Иностранные языки в школе.- 2016.-№7.- С.34-38
Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения); НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2012. - 128 с.
4. Бабушис Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации / Е. Е. Бабушис - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2014. - С. 23.
5. Барышников Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н. В. Барышников. - М.: Просвещение, 2014. - С. 35.
6. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы; Просвещение - Москва, 2011. - 168 с.
7. Бовтенко М. А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. -Новосибирск, Изд-во НГТУ,
2011. - 92 с.
8. Вербицкая М.В. и др. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам / М. В. Вербицкая // Иностранные языки в школе. - 2013. -Л-9.- С. 21-29.
9. Володин Н. В. Контроль понимания иноязычного текста / Н. В. Володин // Иностранные языки в школе. - 2013. - №8. - С. 12-19.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. - 1985. - 45 с.
11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского; РАО. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
12. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех спец-й педаг. вузов /М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие / Н.Д. Гальскова. - М: Айрис Пресс, 2014. - 276 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
15. Гез Н. И. Объяснение новой лексики на старшей ступени обучения /Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. - 2016. - №8. - С. 34-38.
16. Гез Н. И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии / Н. И. Гез //Иностранные языки в школе. - 2013. - №4. - С. 19-24.
17. Григорьева Е. Я. Французский язык: Книга для учителя к учебнику французского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. Я. Григорьева. - М.: Просвещение, 2015. - 349 с.
18. Губернаторова Л.С. Система оценки качества образования: идеи, направления, подходы и приемы: учебное пособие / Л. И. Губернаторова, К, А. Потехин - Владимир: ВГПУ, 2015. - 215 с.
19. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев.: Вища школа, 1984. - 256с.
20. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение. - 1991. - 222с.
21. Иванова А. М. Письменный речевой дискурс. Практика обучения французскому языку / А. М. Иванова. - М.: Альтаир, 2016. - 172 с.
22. Конобеев А.В. Обучение письменному иноязычному дискурсу в жанре эссе: Дис. . канд.пед. наук. Тамбов, 2001. - 180 с.
23. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку; КАРО - , 2012. - 208 с.
24. Кулигина А. С. Французский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложениями на электронном носителе / А. С. Кулигина, М. Г. Кирьянова. - М.: Просвещение. 2012. - 160 с.
25. Кулигина А. С. Книга для учителя к учебнику общеобразовательных учреждений «Le frangais c’est super !» / А. С. Кулигина. - М. Просвещение. 2012. - 88 с.
26. Марусева И В Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. - М.; Берлин : Директ Медиа, 2015. - 624 с.
27. Методология исследования: Дискурс в обучении иностранному языку: Междунар. сб.науч.тр./Отв.ред. Р.П. Мильруд. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р. Державина, 2002.- 238 с.
28. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов Л. Л и др.-М.: Высшая школа, 2015. - 373 с.
29. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Иностранные языки». М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
30. Назарова Г.И. Рекомендации для учителей средней школы по обучению письменной речи: Методическая разработка. - Казань, 2001. - 34 с.
31. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Минск, 1996. - 522с.
32. Обучение письму: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой.-Воронеж: НОУ «Интерлингва»,2002.- 40с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», №14.)
33. Осетрова М. Г. Коммуникативный курс современного французского
языка: продвинутый этап обучения. Уровень В1- В2: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Г. Осетрова, Н. Л. Кобякова, 2013. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116574.- (Дата
обращения: 07.05.18.)
34. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И.Пассов. - М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
35. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка; Феникс, Глосса - Пресс - Москва, 2011. - 640 c.
36. Практический курс методики преподавания иностранных языков / Сост. П.К. Батинская, Т.П.Леонтьева. - Минск : ТетраСистемс, 2003. - 282 с.
37. Примерные программы по французскому языку для начальной школы // Иностранные языки в школе. - 2015. - №10. - С. 34-45.
38. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова - М.: Просвещение. 2016. - 287 с.
39. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2009. - 180 c.
40. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред.А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч. - исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педогогика, 1981. - 456с.
41. ФИПИ - Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ.
42. Фридман Л.М. "Мотивация учения и её воспитание у школьников" // М.: Педагогика, 1983. - 64с.
43. Чернявская В.Е. От анализа текста к анализу дискурса.// Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. Сб. науч. трудов. Рязань, 2002. - С. 230-232
44.Чиркова Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку; КАРО - , 2009. - 272 с.
45. Шатилов С. Ф. Методика обучения французскому языку в средней школе: Учеб.пособие для студ.пед.институтов по спец. №2103 «Ин.яз.» / С. Ф. Шатилов. - 2е изд, дораб. - М.: Просвещение, 2016.- с.102
46. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учеб.пособие для студ.филол.фак. // Л. В. Щерба . - 3е изд. Испр. и доп. - СПБ.: Филологический факультет СПбГУ, 2013.- С.87
47. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика; Филоматис - Москва, 2006. - 480 с.
48. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2010. - 188 с.
49. Cuq J.-P., Gruca I. Cours de didactique du frangais langue etrangere et seconde. - Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 2005. - 504 p
50. Ferreira L. Mosaique 1: Guide pedagogique. - Paris: CLE international, 1994. - 194 р.