ИНВЕРСИЯ В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТ (На материале газет «The Guardian», «The Daily Mail», «ВВС», «The Telegraph», «The Times») за периоды времени январь-март 2017 и январь-март 2019
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЗАГОЛОВКА 3
1.1 Роль СМИ на современном этапе 7
1.2 Понятие и виды заголовка 13
1.3 Классификация заголовков 21
1.4 Инверсия как синтактическое средство выразительности 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕРСИИ
В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛИЙСКИХ ГАЗЕТ 36
2.1 Анализ классификаций и видов инверсий 36
2.2 Статистика использования различных видов инверсии на основе
материалов газет The Telegraph, The Guardian, The Daily Mail за январь-март 2017 года 45
2.3 Сравнение показателей статистики использования различных видов инверсии на основе материалов газет The Telegraph, The Guardian,
The Daily Mail за январь-март 2017 года и январь -март 2019 года 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Каждый публицист имеет в своем распоряжении достаточное количество средств, с помощью которых он определенным образом влияет на читателя, аргументирует свои идеи, суждения и утверждения. При этом одну из главных ролей для достижения этой цели отдают самой первой лексической единице, с которой сталкивается читатель в процессе знакомства с публицистическим материалом, - заголовку. Заголовки являются наиболее важным фактором при создании материала, потому что определяют главную цель, будет ли целевая аудитория читать статью, сможет ли заголовок завладеть вниманием читателей. Исследования показывают, что при впечатляющем количестве контента в Интернете, в среднем интернет-пользователь будет читать 80% заголовков, но только 20% из них будут читать статью. Таким образом, предполагается, что публицист должен тратить на создание прочного, стратегического заголовка не меньше времени, чем на общее содержание своей статьи.
Данная лексическая единица показывает, насколько материалу присуща новизна, есть ли у его автора своя точка зрения на события и явления жизни. Следует учитывать тот факт, что создание заголовка будет первым свидетельством того, в какой мере журналист владеет литературным мастерством. Неудивительно, что изучение заголовка занимает одно из центральных мест в современной лингвистике. Поэтому проблема создания наиболее полноценного и совершенного с информативной точки зрения заголовка, была и остается первостепенной в публицистике.
Понятие газетного заголовка, его роль в публицистической статье, значение заголовка в композиции определенного средства массовой информации, определение термина “инверсия” в своих работах исследовали такие известные отечественные и зарубежные лингвисты как Виктор Владимирович Виноградов, Вилен Наумович Комиссаров, Ольга Сергеевна Ахманова, Виталий Григорьевич Костомаров, Юрий Сергеевич Сорокин, Дэвид Рэндолл, Александр Алексеевич Тертычный и другие.
Актуальность темы. Несмотря на немалое количество исследований в вопросах использования лексических средств при создании публицистического материала, требуют уточнения некоторые лингвистические проблемы, а именно рассмотрение заголовка сквозь призму его информативности, прагматической направленности и эмоциональной насыщенности, выраженной посредством инверсии.
Актуальность темы исследования определяется:
1) значимостью и ведущей ролью заголовка в создании полноценной публицистической статьи;
2) необходимостью дальнейшего разбора заголовка как элемента композиции газетного материала;
3) необходимостью анализа использования инверсии в заголовках английских газет.
Цель исследования заключается в анализе употребления инверсии в заголовках англоязычных публицистических текстов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач:
- определить теоретическую базу данного исследования;
- изучить исследования вопроса роли и места заголовка в трудах отечественных и зарубежных лингвистов;
- проанализировать источники создания данного типа композиции газетного материала;
- классифицировать заголовки;
- исследовать на примерах, какое значение для газеты имеет заголовок;
- выявить инверсию в отобранных газетных заголовках;
- определить, с какой целью автор газетного материала использует инверсию в заголовке.
Объектом исследования выступают примеры газетных заголовков.
Предметом исследования является инверсия, отображенная в заголовках английских газет.
Фактический материал исследования - научные публикации, научные статьи, публицистические статьи, глоссарии, сборники, справочники, в которых исследовался вопрос газетного заголовка, лексико-стилистических особенностей при его создании, использование инверсии и тому подобное. Особенности использования инверсии в заголовках были рассмотрены на материалах таких английских газет, как “The Guardian”, “The Daily Mail”, “BBC”, “The Telegraph”, “The Times”.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические - анализ материалов, трудов современных исследователей по актуальным проблемам лингвистики; изучение и обобщение научной, публицистической, справочной литературы;
б) описательный метод (описание лингвистических терминов и понятий);
в) метод сплошной выборки (взяты на учет заголовки, содержащие инверсию, из английской периодики).
Теоретическое значение исследования заключается в дальнейшей разработке вопросов, связанных с изучением заголовков газет, как таких, которые передают информацию о содержании текста.
Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных учебных заведениях: на уроках при изучении английского языка, во время внеклассной работы. Также основные теоретические положения курсовой работы и использованный в ней фактический материал имеют непосредственную практичность в изучении лингвистики, английского языка, а также при изучении журналистики и стилистики в высшей школе. Кроме того, они могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и всеми, кто интересуется данной темой.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней тщательно исследованы лексико-стилистические функции заголовка, определена роль данного элемента в газете, рассмотрены примеры использования грамматической и стилистической инверсии в заголовках.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 58 страниц.
В данном исследовании была определена теоретическая база, изучен вопрос роли и места заголовка в трудах отечественных и зарубежных лингвистов, проанализированы источники возникновения данного элемента композиции газетного материала, классифицированы заголовки и обнаружены их функции, выявлены примеры инверсии в газетных заголовках, а также определена функциональная роль, которую исполняет инверсия в отобранных газетных заголовках.
Таким образом, можем сделать вывод, что в газетной публицистике заголовку уделяется соответствующее внимание, поскольку читатель в первую очередь, обычно просматривает названия статей и сообщений, и только потом начинает читать текст с тем заголовком, что его заинтересовал. То есть автор публикации старается завоевать внимание читателя, вызвать у него интерес, удержать его и добиться прочтения всего материала.
Отмечается, что заголовок - одна из наиболее важных композиционных частей газетного материала, которая непосредственно связана с последующим текстом. Информативный и рекламный заголовки по-разному взаимодействуют с текстом. Все функции заголовков тесно связаны между собой.
Следовательно, каждый заголовок в той или иной степени выполняют функцию по привлечению и удержанию внимания читателей. Именно заголовки воссоздают специфику газетного текста: публицистичность,
социальную значимость, актуальность и жанровость.
Разные источники содержат разные классификации заголовков в современных газетах в зависимости от поставленных целей и задач. Можно с уверенностью констатировать, что в газете представлены разные конструкции, широко употребляются простые и сложные предложения, диалогические единства, цитаты.
Инверсией называют изменение порядка слов с целью выделения определенных членов предложения, акцентирования на них внимания, усиления их значения. Основная функция порядка слов в предложении - выражение степени коммуникативной значимости слова. Расположение в начале коммуникативно-значимого компонента приводит к частой препозиции управляемых компонентов предложения, что резко отличает нормы порядка
Мы рассмотрели примеры заголовков, содержащие инверсию из англоязычных газет “The Guardian”, “The Daily Mail”, “BBC”, “The Telegraph”, “The Times”.
Во всех рассмотренных примерах инверсия, во-первых, выполняет функцию грамматическую, так как она нарушает «нейтральный» строй языка. Грамматика рассматривает эти случаи «необычного» расположения членов английского предложения, то есть она регистрирует эти «отклонения», описывает какой «непривычный» член предложения стоит на каком «необычном» месте по сравнению с правилами расположения членов предложения в грамматике языков. Во-вторых, инверсия выполняет стилистическую функцию, то есть, каким образом при изменении грамматического порядка слов, читатель получает сигнал и выделяет этот заголовок, поскольку он отличается от других: однородных, «серых».
Авторы используют инверсию в заголовках, чтобы они стали более заметными и экспрессивными, и нашли непосредственный отклик у читателей.
1. Анненков А.К. «Сюрпризы» газетного заголовка [Текст] / А.К. Анненков // Журналист. - 1995. - № 11. - С. 38-39.
2. Арнольд И. В. Стилистика [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: Наука, 2002 - 376 с.
3. Багманова А.Р. Газетный заголовок как средство речевого воздействия [Текст] / А.Р. Багманова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 39-49.
4. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики / М.Я. Блох. - М.: Высш. шк., 2002. - 160 с.
5. Виноградов В.В. Лексика и лексикография: Избранные труды. [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1993. - 312 с.
6. Ворошилов В.В. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошилов. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2002. - 656 с.
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин / 3-е изд. - М., 2005. - 144 с.
8. Гордей Е. Призвание такое - заглавный редактор [Текст] / Е. Гордей // Журналист. - 2002. - № 3. - С.79-81.
9. Гребнев А.В. Газета. Организация работы редакции. Творческий поиск. Оформление и выпуск газеты. Лаборатория журналиста [Текст] / А.В. Гребнев. - М.: Политиздат. - 1971. - 183 с.
10. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие для вузов [Текст] / С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
11. Индюков А. Газета как товарищество с ответственностью [Текст] /
А. Индюков // Профессия - журналист. - 2002. - № 9. - С. 32-33.
12. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста [Текст] / Л.Г. Кайда / по ред. Я.Н. Засурского. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 182 с.
13. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г.В. Колшанський. - М.: Наука, 1995. - 232 с.
14. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики [Текст] / В.Г. Костомаров. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.
15. Лазарева Э.В. Заголовок в газете [Текст] / Э.А. Лазарева. - Свердловск: изд-во Уральского университета, 1989. - 94 с.
16. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов [Текст] / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 240 с.
17. Матвеева T. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий : учеб. пособие [Текст] / Т.В. Матвеева. - Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1990. - 172 с.
18. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. - СПб: Питер., 2009. - 272 с.
19. Милованова С.О. Газетный заголовок как средство актуализации смысла [Текст] / С.О. Милованова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 368-372.
20. Онищенко М.С. Инверсия в английском языке: методология и прагматика перевода на русский [Електронний ресурс] / М.С. Онищенко // Acta Linguistica. - Vol. 4. - № 1 (2010). - C. 98-109
21. Рэндалл Д. Универсальный журналист [Текст] / Д. Рендалл / пер. с англ. А. Порьяз. - М.: Агар, 2000. - 280 с.
22. Скоробогатько В. Комикс вместо заголовка [Текст] /
B. Скоробогатько // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 73-75.
23. Тертычный А.А. Заголовок - слово главное [Текст] / А.А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 80.
24. Турчинская Э. И. Использование фразеологизмов в газетных заголовках: [Текст] / Э.И. Турчинская // Сб. Моск. пед. ин-т иностр. яз. - М.: изд-во МПИИЯ, 1987. - С. 47-55.
25. Турчинская Э.И. Заголовок как особый тип высказывания [Текст] / Э.И. Турчинская // Сб. Моск. пед. ин-т иностр. яз. - М.: изд-во МПИИЯ, 1986. -
C. 97-116.
26. Чудинов A. П. Метафорическая мозаика в современной
политической коммуникации: монография. [Текст] / А.П. Чудинов. -
Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2005. - 206 с.
27. Шишкин Н.Э. Газетный заголовок. [Текст] / Н.Э. Шишкин. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. - 51 с.
28. Шостак М.И. Журналист и его произведение: практическое пособие [Текст] / М.И. Шостак - М.: ТОО «Гендальф», 1998. - 96 с.
29. Fowler, R. Language in the News. Routledge. [Текст] / Fowler, R - 1991 - 44с.
30. McArthur, T. The Oxford Companion to the English Language. Oxford and New York: Oxford University Press. [Текст] / McArthur, T. - 1992. - 208с.
31. Bell, A., Language of News Media. Oxford: Blackwell. [Текст] / Bell, A., - 1991- 20с.
32. Morley, J., Truth to Tell: Form and Function in Newspaper Headlines. . [Текст] / Morley, J., - 1998. - 95 с.
33. Hakobian, L., and Krunkyan, K. Newspaper Headlines. A Handbook. Yerevan —Anania Shirakatsill University of International Relations. . [Текст] / Hakobian, L., and Krunkyan, K - 2009- 367с.
34. Mardh , I., Headlinese: On the Grammar of English Front Page Headlines. Malmo. [Текст] / Mardh , I., - 1980- 20с.
Список использованных источников для примеров
35. BBC News [Electronic resource]. - URL: http://www.bbc.co.uk, свободный. - Дата обращения 13.05.2019.
36. British daily broadsheet newspaper “The Telegraph” [Electronic resource]. - URL: http://www.telegraph.co.uk, свободный. - Дата обращения
13.05.2019.
37. British daily middle-marcet tavloid newspaper “The Daily Mail” [Electronic resource], - URL: http://www.dailymail.co.uk, свободный. - Дата обращения 13.05.2019.
38. British daily newspaper “The Guardian” [Electronic resource]. - URL: http://www.theguardian.co.uk, свободный. - Дата обращения 13.05.2019.
39. British daily newspaper “The Times” [Electronic resource]. - URL: http://www.thetimes.co.uk, свободный. - Дата обращения 13.05.2019.