Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие креативности у детей младшего школьного возраста

Работа №46612

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития креативности у младших школьников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «творчество»
и «креативность» 8
1.2. Особенности процесса формирования креативности у младших
школьников 14
1.3. Формы и методы формирования креативности у младших школьников 22
Вывод по I главе 30
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития креативности у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Исследование уровня развития креативности у детей младшего
школьного возраста (констатирующий эксперимент) 36
2.3. Реализация программы формирования креативности у младших
школьников (формирующий эксперимент) 42
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 56
Выводы по II главе 71
Заключение 73
Список литературы 77
Приложение

Актуальность исследования креативности школьников объясняется происходящими в последние годы в России социально-экономическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания креативной личности, и переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания.
Основной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Ребенок по природе своей исследователь. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития креативного потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
В зарубежных исследованиях термин "креативность" используется для обозначения совокупности мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению креативности, и не имеет в русском языке адекватного перевода. В отечественных исследованиях, как правило, используется термин "творчество", обозначающий процесс, а не свойство личности. В переводе на русский язык "креативность" звучит как "творческость", что неблагозвучно. "Творческость" - не процесс, а свойство личности; процесс же обозначается словом "творчество" или «творение».
Можно выделить несколько подходов к пониманию и изучению креативности: креативность как творческий процесс, как интеллектуальная или творческая способность ,как творческий продукт, как личностная категория (А. Маслоу [21], Дж.Гилфорд[10], П.Торренс[30], О.Зельц[17], А. Кестлер[18], Б.М.Теплов[29],Д.Б. Богоявленская[3]). В настоящее время креативность понимается как система интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, не шаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей.
Развитие креативных способностей начинается в детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в этот период, дети открыты для общения, любопытны, способны импровизировать, полны желания создать что-то новое, интересное.
Младший школьный возраст является именно тем возрастным периодом, в котором дети проявляют свои способности. В этом возрасте совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, появляются личностные новообразования, формируется образ «Я». Поэтому так важно в этот период воспитывать креативную личность. Использование креативного потенциала ребёнка позволит повысить эффективность его деятельности, успешность его обучения[22, с.52].
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили сформулировать следующее противоречие: между необходимостью проводить психолого¬педагогическую работу по развитию креативности у младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития креативности у младших школьников?
Объект исследования: процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития креативности у младших школьников.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие креативности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития креативности у детей младшего школьного возраста может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики креативности;
- учитывать специфику формирования креативности у младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс формирующую программу развития креативности «Эврика», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: беседы, игры, тренинги, мозговой штурм, медиативная сказка, упражнения.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
рассмотреть понятия: «творчество» и «креативность».
2. Выявить особенности процесса формирования креативности у младших школьников
3. Раскрыть формы и методы развития креативности у младших школьников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы развития креативности у младших школьников.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики и психологии, раскрывающие общенаучные категории «креативности» и «творчества» (Д.Б. Богоявленская [2], В.Н. Дружинин [11], П. Торренс [30], Дж. Гилфорд [10], А. Маслоу[21], Л.И. Еремина[13], К. Роджерс[25], исследования развития креативности в младшем школьном возрасте Л.Ф. Обухова. [23], С.М.Чурбанова [23], Л.С.Выготский [8], М.И.Фидельман [32] ).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- математико-статистические методы:t-критерий Стьюдента, G- критерий знаков.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя общеобразовательная №135 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г.Казани. Выборку составили 40 школьников в возрасте 9-11 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме развития креативности, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них креативности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития креативности у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Эврика».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработаны конспекты занятий по развитию креативных способностей младших, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов и учителей начальных классов.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Креативность - это сложное явление: существует множество предметов и понятий, которые мы называем креативными, и не меньше значений самого термина. Причем дать единственно точное определение еще никому не удалось. Креативность не ограничивается определенным количеством великих произведений или изобретений, изменивших мир. Наши идеи и теории, связанные с креативностью, еще только формируются и развиваются.
В ходе исследования была рассмотрена тема «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста», целью, которой являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие креативности у детей младшего школьного возраста.
Для выполнения первой задачи, которая заключалась в изучении теории развития креативности, была проанализирована психолого¬педагогическая литература для рассмотрения понятия: «творчество» и «креативность». По нашему мнению креативность - это сложное, интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные аспекты. То, что мы относим к креативности, непосредственно связано со следующими характеристиками: оригинальность, новизна, неординарность или нетипичность.
В младшем школьном возрасте дети обладают большим потенциалом для развития креативных способностей. Поэтому одна из главных задач педагогики и психологии заключается в их выявлении.
Креативная деятельность возникает не сразу, а постепенно, развивается из более простых форм и на каждом возрастном этапе имеет свое собственное выражение. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в креативный процесс, зависит во много от среды, от влияния родителей и других взрослых.
Для того чтобы оценить уровень креативности, необходимо знать формы и методы с помощью, которых можно повысить уровень креативности у младших школьников.
Одним из основных методов развития креативности является мозговой штурм, который позволяет сгенерировать большое количество интересных идей. По мере увеличения количества идей увеличивается их качество.
Одним из эффективных методов развития креативности считаются тренинги. Во время тренинга раскрываются потенциальные возможности учащихся; развиваются процессы самопознания и саморегуляции; формируются коммуникативные навыки и так далее.
Игра - это естественная форма для обучения ребенка. В процессе игры ребенок самовыражается, проверяет свои силы и возможности в свободных действиях.
Медиативная сказка считается одним из новых методов развития креативности в психологии. В процессе слушанья, придумывания и обсуждения сказки развиваются фантазия, усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
Беседа - один из основных методов в психологии и педагогике. Для развития креативности у младших школьников используется эвристическая беседа. Учитель с помощью специально подобранных вопросов подводит учащихся к определенным выводам.
Для развития креативности также используются упражнения, которые активизируют беглость мышления у младших школьников, стимулируют к выдвижению необычных идей и ассоциаций, повышают мотивацию к выработке новых умений.
На основе выше перечисленных методов была разработана программа обеспечивающая развитие креативности у детей младшего школьного возраста.
Нами была поставлена задача в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы развития креативности у младших школьников. Для этого мы провели диагностику для определения уровня креативности, который позволяет определить степень выраженности таких факторов креативности, как любознательность, склонность к риску, воображение и сложность. Исследование проводилось в 3 «А» (ЭК) и «4Б» (КК) классах. Анализ результатов показал, что все факторы креативности находятся на уровне «ниже среднего» как в экспериментальной, так и контрольной группах.
В экспериментальной группе мы выявили, что фактор «сложность» выражен на слабом уровне. Из чего следует, что ученики мало заинтересованы в решении сложных задач. Что касается факторов «склонность к риску», «воображение» и «любознательность», то они находятся на среднем уровне, что означает направленность в познании новых предметов, стремление к самовыражению, готовность к решению нестандартных задач. В контрольной группе, т.е. среди учащихся 4 «Б» класса, вышеперечисленные факторы также находились на среднем уровне. Однако, по сравнению с экспериментальной группой учащихся, показатели были немного ниже, что могло стать следствием более высокой учебной нагрузки.
Наш формирующий эксперимент был направлен на развитие всех факторов креативности младших школьников. Для этого нами была разработана и апробирована экспериментальная программа, обеспечивающая развитие креативности в младшем школьном возрасте «Эврика». Целью было познакомить учащихся с понятием «креативность», развивать внимание, воображение, креативные способности, любознательность, активизировать ассоциативное мышление, научить детей высказывать и доказывать свою точку зрения,способствовать возможности раскрытия чувств детей.
В процессе наблюдений за занятиями по программе «Эврика», классным руководителем экспериментального класса было отмечено, что ближе к концу программы дети начали проявлять интерес к нестандартным занятиям, стали более активно отвечать на уроках.
По окончанию программы вновь была проведена диагностика для выявления изменений в уровне креативности. Результаты показали, что уровень креативности в экспериментальном классе повысился. Учащиеся, которые принимали участие в программе в ситуации выбора стали легко принимать решения, стали положительнее относиться к процессу творческой деятельности, проявлять упорство и настойчивость в преодолении трудностей, сохраняли эмоционально позитивный настрой.Ученики стали более открытыми в проявлениях, внимательными, появляется оригинальность при работе с ассоциациям, в отличие от учеников контрольного класса.
Как показало наше исследование программа «Эврика» положительно влияет на развитие креативности. Мы видим практическую значимость исследования, которая заключается в возможности использования разработанной программы в профессиональной деятельности.



1. Белова Е. С., Ищенко И. П. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей // Школа здоровья. - 2015. - № 3.- С.21-30.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - М.: РГУ, 1983. - 302 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей.- М.: Академия, 2002. - 371 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству // Наука и жизнь, 2014. - №1.- С.87-91.
5. Брушлинский А. В. Воображение и творчество: Научное творчество.
- М.: Педагогика, 2013.- 238с.
6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987.- 345с.
7. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: монография - Минск:Изд. ООО «Дэбор», 2014. - 240 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, -1981.- с. 55-56.
9. Гарет Л. Как развить креативность за 7 дней. - М.: Издательство «Э», 2018. - 128с.
10. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления/ под ред. А.А.Матюшкина. - Вестн.Моск. ун-та Сер.14 Психология. - 2013. - №3. - С.46-59.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - М.: Изд. Центр «Академия», 2015. - 368 с.
12. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Кн. Психология мышления. - М.: Прогресс, 2013. -234 с.
13. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический
аспект// Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. - № 1. - 2014. - С. 42-47.
14. Жукова Е. С. Два подхода в исследовании творческих
способностей//Материалы IV съезда Российского психологического общества. Т. 1.- М.: Кредо,2007. - С.370.
15.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 2003.- №2. с. 54-58.
16.Зак А.З. Методы развития способностей у детей. - М.:
«Владос»,2015.- 632 с.
17. Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной
деятельности // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, В.В.Петухова. - М.: Издат.Моск. ун-та, 2016. - 35с.
18. КестлерА. «Творческийакт». - Спб. Издат. «Глобус», 2014. - 348 с.
19. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство вшколе. - 20015.- №3.- с. 3-7.
20. Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Практикум по общей психологии: учебное пособие. - Казань: К(П)ФУ, 2012. - 285 с.
21. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997.-430с.
22. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Санкт-Петербург: «Речь», 2016 - 219с.
23. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М.: Издат. Моск. ун-та, 1994. С.6-13.
24. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Российское педагогическое агенство, 2013. - 455 с.
25. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию.
Становление человека. -М.: Прогресс, 1994. С.74-79.
26. Семилеткина М. С. Исследования особенностей мотивационно-
смысловой сферы детей с различным уровнем креативности: Автореф. дис. канд. наук. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2013.- С.10-13.
27. Сорокина М. А. В кн.: Методы психологии: Ежегодник РПО.Ростов- на-Дону, Т. 3. 2013. - 425с.
28. Теплов Б.М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. -320с.
29. Торренс П. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2014.- 37с.
30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издат. Института Психотерапии, 2002. C.59-64.
31. Фидельман М. И. Динамика развития творческой и
интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. наук. - М.: Издат. Рос. откр. ун-т, 2012.- С.12-16.
32. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения/ под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. - М.: Педагогика,2006. - Т.1. - 303 с.
33. Штейнер Р. Очерк теории познания Гетевского мировоззрения / Пер. с нем. Н.Боянуса. - М.: Парсифаль, 2016. - 144 с.
34. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности
школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.; Воронеж, 2015. - 230с.
35. Юркевич В.С. Развитие творческой активности школьников:
Педагогика / Под ред. А. М. Матюшкина.М.: Владос, 2016. - 160 с.
36. Яковлева Е.Л.. Психология развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 1994. - №5. -С.37- 42.
37. Яковлева Е.Л.. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 2013. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ