Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у молодежи 8
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования стрессоустойчивости у молодежи 20
1.3. Содержание, формы и методы формирования
стрессоустойчивости у молодежи 28
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования стрессоустойчивости у молодежи
2.1. Исходный уровень стрессоустойчивости у молодежи 39
2.2. Программа формирования стрессоустойчивости у молодежи
«Стрессу - нет!» 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 68
Актуальность исследования. В современном мире, характеризующемся динамичностью и нестабильностью, человеку необходимо обладать определенным набором качеств, помогающих ему справляться со стрессом. Ведь ежедневно он попадает в различные стрессовые ситуации, подвергается воздействию разнообразных стрессоров: от пробок на дорогах и очередях в магазинах до экзаменов и опозданий на учёбу и работу, и многое другое. Накапливаясь, негативные реакции приводят к устойчивому фону стрессовых состояний, снижению уровня положительного психологического фона и затруднениям в ежедневных коммуникациях. Устойчивое поведение людей в условиях стресса - стрессоустойчивость - является все более актуальной проблемой.
Одним из важных вопросов является формирование стрессоустойчивости у молодежи, так как юношеский возраст - важнейший период жизни человека, начало взрослой жизни, профессиональной деятельности, который связан с резкой сменой внутренней позиции, личностного и профессионального самоопределения, что нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.
Формирование стрессоустойчивости является непременным условием психического здоровья людей и условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. В.А. Бодров определяет нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.
Изученность проблемы. Проблемы стресса, адаптации воспитателей изучены в возрастной педагогике и психологии. При этом более глубокий анализ литературы показывает, сегодня недостаточно глубоко
проработаны вопросы, стрессоустойчивости молодежи, которые находятся в наиболее «тяжелом положении». Молодежь находиться на пути своего студенческого и профессионального становления. Изучение их личностных свойств и возрастных особенностей, проявляющихся в процессе прохождения стрессовых ситуаций имеет большое практическое значение для учебного процесса и профессиональной деятельности, возможности выработки стрессоустойчивости молодежи.
Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес ученых и практиков, связывает между собой многие фундаментальные и прикладные исследования. Обширный научный опыт о проблеме изучения и борьбы со стрессами накоплен за рубежом (Т. Кокс [21, 22], Р. Лазарус [23], Г. Селье [34, 33] и др.). Постоянно растет интерес к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости в отечественной науке. Данной проблемой занимались такие психологи, как: В.В. Бодров [6, 7], А.Б. Леонова [24], Ю.В. Щербатых [44] и др.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между: наблюдающихся у молодежи признаков стресса и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Выявленное противоречие определяют следующую проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у молодежи?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверки эффективности содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Объект исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Предмет исследования: содержание, формы формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Гипотезы исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «стрессоустойчивость»;
- выявить особенности формирования стрессоустойчивости у молодежи;
- на основе выявленных форм и методов разработать и экспериментально проверить эффективность программы «Стрессу - нет», направленной на формирование стрессоустойчивости у молодежи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс», «стрессоустойчивость».
2) Определить особенности формирования стрессоустойчивости молодежи.
3) Раскрыть формы, методы и содержание формирования стрессоустойчивости молодежи.
4) Разработать и экспериментально проверить программу формирования стрессоустойчивости воспитателей старшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили: труды К.А. Абульхановой-Славской [3]; положения системного подхода и общепсихологическая концепция К.А. Абульхановой-Славской [3], Л.И. Анцыферовой об общности и связи свойств человека как личности и субъекта деятельности [5]; концепции стресса Р. Лазаруса [23], Г. Селье [33] и др.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы:
- теоретические: общий анализ научной литературы по проблеме исследования, системный анализ, интегральный и целостный подходы к изучению литературы;
- эмпирические: устный опрос, анкетирование, наблюдение и тестирование молодежи, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой стала МБДОУ «Детский сад 243 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе проводилось исследование разнохарактерны источников, описывающих стресс и стрессоустойчивость молодежи; дающих определение современного состояния психического здоровья юношества; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования стрессоустойчивости молодежи.
На третьем (обобщающем) этапе были подведены итоги анализа и моделирования, проведено обобщение опытно-экспериментальных и аналитических данных, осуществлена систематизация материалов, определена формулировка теоретических и экспериментальных выводов по проделанной работе.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Стрессу - нет!»,
Практическая значимость исследования определяется наличием предложенной комплексной программы, позволяющей формировать стрессоустойчивость молодежи, возможности использовать указанные мероприятия и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, изучив различные концепции авторов можно сделать вывод, что феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений.
В современных условиях здоровье и стрессоустойчивость молодежи является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как поколение, которое определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Формирование умений и навыков у молодежи с целью минимизаций последствий развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения - одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья.
Поэтому так необходима комплексная работа по формированию стрессоустойчивости молодежи, которая позволит не только повысить уровень стрессоустойчивости в краткосрочном периоде, но и заложить основы личностного роста на будущее.
Нами были рассмотрены различные содержания, формы и методы формирования стрессоустойчивости молодежи: рассказ, лекция, упражнения, сказкотерапия, ролевые игры и так далее.
Для выявления уровня стрессоустойчивости мы использовали методики «Изучение стрессоустойчивости Холмса и Раге» и методика выявления степени подверженности стрессорным воздействиям (Е.А. Тарасов).
В результате констатирующего этапа показали, что по методике Холмса и Раге большинство воспитателей 52% имеют низкую стрессоустойчивость. По методике Е.А.Тарасова в основном воспитатели находились на среднем уровне (23 из 25 человек.)
В ходе формирующего эксперимента была проведена и апробирована разработанная нами программа «Стрессу - нет!», предназначенная для формирования стрессоустойчивости у молодежи.
На контрольном этапе мы снова проанализировали уровень стрессоустойчивости у молодежи после формирующей программы.
Результаты контрольного этапа показали, что по методике Холмса и Раге показатели понизились на 4%. По методике Е.А.Тарасова также произошли изменения.
Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что апробированные нами педагогические формы и методы формирования стрессоустойчивости у молодежи достаточно эффективны, что позволяют признать проведение опытной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, справедливость выдвинутой гипотезы подтверждена частично.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2014. - 672 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. — М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии" ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2016. — 382с.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 3-18.
6. Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастерство педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. ...докт.психол.наук / А.А. Баранов. - СПб.: Питер, 2014. - 41 с.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН,2015. - 128 с.
8. Бодров В.А. Система психической регуляции
стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. - 2013. - Т.21. - №4. - С. 32.
9. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Конспект лекций. - 2-е изд., пераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 239 с. - (Хочу всё сдать!).
10. Вайнштейн И.К. Эмоциональные структуры мозга и сердца / И.К. Вайштейн, П.В. Симонов. - М.: Наука, 2009. - 291 с.
11. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Владос, 2013. - С. 542-543.
12. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. ...канд.психол.наук / Б.Б. Величковский. - М., 2007. - 27 с.
13. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия
школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.В. Воронина. - Томск, 2002. - 24 с.
14. Выготский Л.С. Проблема возраста: учеб. пособие. Т. 4. - М.: Просвещение, 1984. - 370 с.
15. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей: учеб. пособие / А. Грецов. - СПб.: Питер, 2014. - 224 с.
16. Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера / Е.Н. Домрачева. - М.: Наука, 2015. - 254 с.
17. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. - М.: Академия, 2014. - С.138-172.
18. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. - М.:
Гардарики, - 2015. - 584с.
19. Кебина Н.А. Молодое поколение Казахстана сегодня и завтра / Н.А. Кебина // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С. 107-115.
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
21. Кокс Т. Стресс / Т. Кокс. - М.: Медицина, 2011. - 213 с.
22. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. - М.: Радикс, 2015. - 232 с.
23. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р.С. Лазарус // Эмоциональный стресс: сб. ст. - Л.: Медицина, 2010. - С.178-182.
24. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. - 2014. - №2. - С.75-85.
25. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Н. Личко. - СПб.: Медицина, 2013. - 256 с.
26. Милерян Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов / Е.А. Милерян // Очерки психологии труда оператора: сб. научн. ст. - М.: Изд-во МСПИ, 2014. - С.115-118.
27. Наенко Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. - М.: Изд-во Московского университета, 2016. - 112 с.
28. Ожогова Е.Г., Якубенко О.В. Стресс и профессиональная
деформация в деятельности педагога // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL
http://ejournal.omgau.rU/index.php/2017/1/35-statya-2017-1/738-00268. - ISSN 2413-4066
29. Оя С.М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей различных видов спорта / С.М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: ФиС, 2009. - С.63-67.
30. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований / В.М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте. - М.: Новос, 2014. - С. 51-68.
31. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности / В.А. Пономаренко // Мир психологии. - 2006. - №4. - С. 38-46.
32. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? / Э.М. Рутман. - М.: ФиС, 2010. - 128 с.
33. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1960. - 254 с.
34. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 125 с.
35. Серегина Е.А. Здоровье сберегающая подготовка молодежи к единому государственному экзамену / Е.А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - №10. - С. 170¬174.
36. Серегина Е.А. Педагогические условия здоровьесбережения молодежи в период подготовки и сдачи ЕГЭ / Е.А. Серегина, И.А. Кувшинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №9. - С. 94-98.
37. Сиротин О.А. Экспериментальное исследование
психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: автореф. дис. ... канд.психол.наук / О.А. Сиротин. - М., 1972. - 18 с.
38. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.Л. Исаев. - М.: Инфра-М, 1995. - 348 с.
39. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.
40. Суворова В.В. Психопрофилактика стресса / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
41. Тышкова М. Исследование устойчивости личности воспитателей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С. 27-33.
42. Фролов М.Ф. Психофизиологический стресс и качество деятельности человека-оператора / М.Ф. Фролов // Психическая напряженность в трудовой деятельности: сб. научн. ст. - М.: Наука, 2013. - С. 15-24.
43. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям / О.А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки: сб. научн. ст. - М.: ФиС, 2007. - С. 3-13.
44. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2016. - 256 с.