ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у молодежи 8
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования стрессоустойчивости у молодежи 20
1.3. Содержание, формы и методы формирования
стрессоустойчивости у молодежи 28
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования стрессоустойчивости у молодежи
2.1. Исходный уровень стрессоустойчивости у молодежи 39
2.2. Программа формирования стрессоустойчивости у молодежи
«Стрессу - нет!» 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 68
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у молодежи 8
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования стрессоустойчивости у молодежи 20
1.3. Содержание, формы и методы формирования
стрессоустойчивости у молодежи 28
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования стрессоустойчивости у молодежи
2.1. Исходный уровень стрессоустойчивости у молодежи 39
2.2. Программа формирования стрессоустойчивости у молодежи
«Стрессу - нет!» 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 68
Актуальность исследования. В современном мире, характеризующемся динамичностью и нестабильностью, человеку необходимо обладать определенным набором качеств, помогающих ему справляться со стрессом. Ведь ежедневно он попадает в различные стрессовые ситуации, подвергается воздействию разнообразных стрессоров: от пробок на дорогах и очередях в магазинах до экзаменов и опозданий на учёбу и работу, и многое другое. Накапливаясь, негативные реакции приводят к устойчивому фону стрессовых состояний, снижению уровня положительного психологического фона и затруднениям в ежедневных коммуникациях. Устойчивое поведение людей в условиях стресса - стрессоустойчивость - является все более актуальной проблемой.
Одним из важных вопросов является формирование стрессоустойчивости у молодежи, так как юношеский возраст - важнейший период жизни человека, начало взрослой жизни, профессиональной деятельности, который связан с резкой сменой внутренней позиции, личностного и профессионального самоопределения, что нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.
Формирование стрессоустойчивости является непременным условием психического здоровья людей и условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. В.А. Бодров определяет нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.
Изученность проблемы. Проблемы стресса, адаптации воспитателей изучены в возрастной педагогике и психологии. При этом более глубокий анализ литературы показывает, сегодня недостаточно глубоко
проработаны вопросы, стрессоустойчивости молодежи, которые находятся в наиболее «тяжелом положении». Молодежь находиться на пути своего студенческого и профессионального становления. Изучение их личностных свойств и возрастных особенностей, проявляющихся в процессе прохождения стрессовых ситуаций имеет большое практическое значение для учебного процесса и профессиональной деятельности, возможности выработки стрессоустойчивости молодежи.
Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес ученых и практиков, связывает между собой многие фундаментальные и прикладные исследования. Обширный научный опыт о проблеме изучения и борьбы со стрессами накоплен за рубежом (Т. Кокс [21, 22], Р. Лазарус [23], Г. Селье [34, 33] и др.). Постоянно растет интерес к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости в отечественной науке. Данной проблемой занимались такие психологи, как: В.В. Бодров [6, 7], А.Б. Леонова [24], Ю.В. Щербатых [44] и др.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между: наблюдающихся у молодежи признаков стресса и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Выявленное противоречие определяют следующую проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у молодежи?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверки эффективности содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Объект исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Предмет исследования: содержание, формы формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Гипотезы исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «стрессоустойчивость»;
- выявить особенности формирования стрессоустойчивости у молодежи;
- на основе выявленных форм и методов разработать и экспериментально проверить эффективность программы «Стрессу - нет», направленной на формирование стрессоустойчивости у молодежи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс», «стрессоустойчивость».
2) Определить особенности формирования стрессоустойчивости молодежи.
3) Раскрыть формы, методы и содержание формирования стрессоустойчивости молодежи.
4) Разработать и экспериментально проверить программу формирования стрессоустойчивости воспитателей старшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили: труды К.А. Абульхановой-Славской [3]; положения системного подхода и общепсихологическая концепция К.А. Абульхановой-Славской [3], Л.И. Анцыферовой об общности и связи свойств человека как личности и субъекта деятельности [5]; концепции стресса Р. Лазаруса [23], Г. Селье [33] и др.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы:
- теоретические: общий анализ научной литературы по проблеме исследования, системный анализ, интегральный и целостный подходы к изучению литературы;
- эмпирические: устный опрос, анкетирование, наблюдение и тестирование молодежи, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой стала МБДОУ «Детский сад 243 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе проводилось исследование разнохарактерны источников, описывающих стресс и стрессоустойчивость молодежи; дающих определение современного состояния психического здоровья юношества; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования стрессоустойчивости молодежи.
На третьем (обобщающем) этапе были подведены итоги анализа и моделирования, проведено обобщение опытно-экспериментальных и аналитических данных, осуществлена систематизация материалов, определена формулировка теоретических и экспериментальных выводов по проделанной работе.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Стрессу - нет!»,
Практическая значимость исследования определяется наличием предложенной комплексной программы, позволяющей формировать стрессоустойчивость молодежи, возможности использовать указанные мероприятия и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Одним из важных вопросов является формирование стрессоустойчивости у молодежи, так как юношеский возраст - важнейший период жизни человека, начало взрослой жизни, профессиональной деятельности, который связан с резкой сменой внутренней позиции, личностного и профессионального самоопределения, что нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.
Формирование стрессоустойчивости является непременным условием психического здоровья людей и условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. В.А. Бодров определяет нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.
Изученность проблемы. Проблемы стресса, адаптации воспитателей изучены в возрастной педагогике и психологии. При этом более глубокий анализ литературы показывает, сегодня недостаточно глубоко
проработаны вопросы, стрессоустойчивости молодежи, которые находятся в наиболее «тяжелом положении». Молодежь находиться на пути своего студенческого и профессионального становления. Изучение их личностных свойств и возрастных особенностей, проявляющихся в процессе прохождения стрессовых ситуаций имеет большое практическое значение для учебного процесса и профессиональной деятельности, возможности выработки стрессоустойчивости молодежи.
Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес ученых и практиков, связывает между собой многие фундаментальные и прикладные исследования. Обширный научный опыт о проблеме изучения и борьбы со стрессами накоплен за рубежом (Т. Кокс [21, 22], Р. Лазарус [23], Г. Селье [34, 33] и др.). Постоянно растет интерес к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости в отечественной науке. Данной проблемой занимались такие психологи, как: В.В. Бодров [6, 7], А.Б. Леонова [24], Ю.В. Щербатых [44] и др.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между: наблюдающихся у молодежи признаков стресса и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Выявленное противоречие определяют следующую проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у молодежи?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверки эффективности содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Объект исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Предмет исследования: содержание, формы формирования стрессоустойчивости у молодежи.
Гипотезы исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «стрессоустойчивость»;
- выявить особенности формирования стрессоустойчивости у молодежи;
- на основе выявленных форм и методов разработать и экспериментально проверить эффективность программы «Стрессу - нет», направленной на формирование стрессоустойчивости у молодежи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс», «стрессоустойчивость».
2) Определить особенности формирования стрессоустойчивости молодежи.
3) Раскрыть формы, методы и содержание формирования стрессоустойчивости молодежи.
4) Разработать и экспериментально проверить программу формирования стрессоустойчивости воспитателей старшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили: труды К.А. Абульхановой-Славской [3]; положения системного подхода и общепсихологическая концепция К.А. Абульхановой-Славской [3], Л.И. Анцыферовой об общности и связи свойств человека как личности и субъекта деятельности [5]; концепции стресса Р. Лазаруса [23], Г. Селье [33] и др.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы:
- теоретические: общий анализ научной литературы по проблеме исследования, системный анализ, интегральный и целостный подходы к изучению литературы;
- эмпирические: устный опрос, анкетирование, наблюдение и тестирование молодежи, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой стала МБДОУ «Детский сад 243 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе проводилось исследование разнохарактерны источников, описывающих стресс и стрессоустойчивость молодежи; дающих определение современного состояния психического здоровья юношества; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования стрессоустойчивости молодежи.
На третьем (обобщающем) этапе были подведены итоги анализа и моделирования, проведено обобщение опытно-экспериментальных и аналитических данных, осуществлена систематизация материалов, определена формулировка теоретических и экспериментальных выводов по проделанной работе.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Стрессу - нет!»,
Практическая значимость исследования определяется наличием предложенной комплексной программы, позволяющей формировать стрессоустойчивость молодежи, возможности использовать указанные мероприятия и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, изучив различные концепции авторов можно сделать вывод, что феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений.
В современных условиях здоровье и стрессоустойчивость молодежи является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как поколение, которое определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Формирование умений и навыков у молодежи с целью минимизаций последствий развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения - одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья.
Поэтому так необходима комплексная работа по формированию стрессоустойчивости молодежи, которая позволит не только повысить уровень стрессоустойчивости в краткосрочном периоде, но и заложить основы личностного роста на будущее.
Нами были рассмотрены различные содержания, формы и методы формирования стрессоустойчивости молодежи: рассказ, лекция, упражнения, сказкотерапия, ролевые игры и так далее.
Для выявления уровня стрессоустойчивости мы использовали методики «Изучение стрессоустойчивости Холмса и Раге» и методика выявления степени подверженности стрессорным воздействиям (Е.А. Тарасов).
В результате констатирующего этапа показали, что по методике Холмса и Раге большинство воспитателей 52% имеют низкую стрессоустойчивость. По методике Е.А.Тарасова в основном воспитатели находились на среднем уровне (23 из 25 человек.)
В ходе формирующего эксперимента была проведена и апробирована разработанная нами программа «Стрессу - нет!», предназначенная для формирования стрессоустойчивости у молодежи.
На контрольном этапе мы снова проанализировали уровень стрессоустойчивости у молодежи после формирующей программы.
Результаты контрольного этапа показали, что по методике Холмса и Раге показатели понизились на 4%. По методике Е.А.Тарасова также произошли изменения.
Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что апробированные нами педагогические формы и методы формирования стрессоустойчивости у молодежи достаточно эффективны, что позволяют признать проведение опытной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, справедливость выдвинутой гипотезы подтверждена частично.
В современных условиях здоровье и стрессоустойчивость молодежи является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как поколение, которое определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Формирование умений и навыков у молодежи с целью минимизаций последствий развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения - одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья.
Поэтому так необходима комплексная работа по формированию стрессоустойчивости молодежи, которая позволит не только повысить уровень стрессоустойчивости в краткосрочном периоде, но и заложить основы личностного роста на будущее.
Нами были рассмотрены различные содержания, формы и методы формирования стрессоустойчивости молодежи: рассказ, лекция, упражнения, сказкотерапия, ролевые игры и так далее.
Для выявления уровня стрессоустойчивости мы использовали методики «Изучение стрессоустойчивости Холмса и Раге» и методика выявления степени подверженности стрессорным воздействиям (Е.А. Тарасов).
В результате констатирующего этапа показали, что по методике Холмса и Раге большинство воспитателей 52% имеют низкую стрессоустойчивость. По методике Е.А.Тарасова в основном воспитатели находились на среднем уровне (23 из 25 человек.)
В ходе формирующего эксперимента была проведена и апробирована разработанная нами программа «Стрессу - нет!», предназначенная для формирования стрессоустойчивости у молодежи.
На контрольном этапе мы снова проанализировали уровень стрессоустойчивости у молодежи после формирующей программы.
Результаты контрольного этапа показали, что по методике Холмса и Раге показатели понизились на 4%. По методике Е.А.Тарасова также произошли изменения.
Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что апробированные нами педагогические формы и методы формирования стрессоустойчивости у молодежи достаточно эффективны, что позволяют признать проведение опытной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, справедливость выдвинутой гипотезы подтверждена частично.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ ТЕННИСИСТОВ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД СДАЧИ ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



