Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №46586

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома 8
1.1. Сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности экологического воспитания детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Содержание, формы и методы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях детского дома 20
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности форм и методов экологического воспитания младших школьников в условиях детского дома 28
2.1. Организация и методы исследования исходного уровня экологического
воспитания детей младшего школьного возраста 39
2.2. Разработка и реализация программы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях детского дома 44
2.3. Анализ эффективности разработанной программы экологического
воспитания младшего школьного возраста в условиях детского дома 49
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения

Актуальность исследования. Экологическая проблема на современном этапе развития человечества является одной из глобальных проблем человечества. В связи с этим все социальные институты, а в первую очередь семья и школа должны уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание.
Главной задачей экологического воспитания является повышение экологической грамотности детей младшего школьного возраста, объяснение им основ бережного использования природных ресурсов, а также формирование у них активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде. Дети с младшего школьного возраста должны быть осведомлены о необходимости бережного отношения к природе и последствиях противоположного поведения. В связи с этим перед обществом остро встал вопрос о разработке и систематизации принципов, форм и методов обучения экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Однако первым и важнейшим этапом становления личности является семья, которая способна сформировать у ребенка основные понятия об окружающем его мире и природе, заложить основы экологической культуры, а в начальной школе должно происходить его дальнейшее расширение и углубление. Но не все категории детей младшего школьного возраста имеют возможность приобщаться к основам экологического воспитания в семье, поскольку существует такая категория детей, как дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому важным является решение проблемы внедрения программ экологического воспитания, что позволит в образовательных организациях интернатного типа компенсировать отсутствие семейного воспитания в экологическом просвещении детей младшего школьного возраста. Для этого необходимо подобрать такое содержание, формы и методы, которые бы позволили в условиях детского дома эффективно реализовать экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Для изучения разработанности данной темы провели анализ психолого-педагогической литературы: значительный вклад в развитие идей, теорию и практику экологического воспитания внесли А.Н. Захлебный [23], И.Д. Зверев [24], И.Т. Суравегина [44] и другие; погружение в проблему экологического воспитания неизбежно приводит к ее изучению в тесной взаимосвязи с возрастом. Авторами работ об экологическом воспитании младших школьников рассматривают Л.Д. Бобылева [6], Н.Ф. Виноградова [9], С.Д. Дерябко [18], Н.Н. Заварзина [21] и другие.
Вместе с тем в Федеральных образовательных стандартах используется термин «формирование экологической культуры», концепция которой разработана такими учеными, как Е.Н. Дзятковская [21], Н.С. Дежникова [16] и другие.
Анализ литературы, посвященной проблемам экологического воспитания, показал, что тема возможности экологического воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в условиях дома-интерната, не рассматривалась. Поэтому, учитывая всю многогранность и многообразие экологического воспитания, в рамках данного исследования важно рассмотреть возможные эффекты и роль в достижении образовательных результатов в условиях и домов-интернатов.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании экологических знаний и представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов воспитания в условиях детских домов, с другой стороны.
Таким образом, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома?
Объектом исследования - процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективность экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: эффективность процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «экологическое воспитание»;
- учитывать особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать программу экологического воспитания «Юный эколог», включающую разнообразные формы и методы: игры, КТД, беседы.
Для реализации цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности экологического воспитания младших школьников.
3. Рассмотреть содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
4. Разработать и апробировать программу экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:
1) основы теории и практики экологического воспитания (Н.С. Дежникова [16], И.Д. Зверев [24], А.Н. Захлебный [23], И.Т. Суравегина [44] и др.);
2) исследования особенностей экологического воспитания детей младшего школьного Л.Д. Бобылевой [6], Н.Ф. Виноградовой [9], С.Д. Дерябко [18], Н.Н. Заварзиной [21] и др.;
3) концепции методики экологического воспитания в работах таких авторов, как А. С. Бахарева [4], А.Н. Захлебный [23], Н.Н. Исаева [25], Л.Б. Черезова [48] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лаишевский детский дом» Лаишевского района г. Лаишево. Выборку исследования составили 20 детей младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей 7-9 лет, из них 7 девочек, 13 мальчиков.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования обусловлена расширением знаний об особенностях экологического воспитания детей младшего школьного возраста, рассмотрены содержание, формы и методы экологического воспитания в общеобразовательных организациях и апробированы в в воспитательно-образовательной деятельности детского дома.
Практическая значимость определяется тем, что программа, включающая эффективные формы и методы экологического воспитания в условиях детского дома может быть использована в работе социальных педагогов, воспитателей детского дома учителей начальных классов при повышении уровня экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Достигнута положительная динамика в уровне экологических знаний и представлений детей младшего школьного возраста посредством программы экологического воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Цель экологического воспитания - воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Выделим следующие особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста:
1. Младшие школьники легче воспринимают информацию благодаря эмоциональному восприятию проблем окружающей среды, что поможет вызвать у учащихся действительный интерес к экологической проблеме и стремление активно участвовать в ее решении.
Теоретический анализ позволил выделить формы и методы экологического воспитания, которые могут быть использованы в рамках дополнительного образования воспитанников детского дома-интерната.
Работа по экологическому воспитанию определена в следующих направлениях, это: экологическое воспитание посредством активного вовлечения детей в практическую деятельность, познавательная экосреда своими руками. В условиях правильно организованного воспитательного процесса с использованием разнообразных форм и методов ознакомления с природой прогнозируемыми результатами у воспитанников сформированное представление об основах экологии, познавательный интерес к объектам природы и нравственное, гуманное отношение к ним.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в республике Татарстан, в г. Лаишево, в Лаишевском детском доме среди респондентов младшего школьного возраста. Выборку составили 20 детей младшего школьного возраста - 7-9 лет.
Цель исследования - изучение процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста на основе разработанной программы в условиях детского дома.
Для определения уровня экологического воспитания мы в рамках исследования подобрали методики, адаптированные для детей младшего школьного возраста:
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» разработали (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), Методика исследования отношения младших школьников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова) и Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А.Серебряковой).
На начало исследования были выявлен низкий уровень экологического воспитания. Когнитивная и прагматическая установки к природе, не выраженные мотивационно-ценностные и мотивационно-действенные установки.
На основе полученных результатов мы разработали программу экологического воспитания, основанную на применении экскурсий, бесед, театрализации, КТД.
Программа проводилась с май 2017 по апрель 2018 года в дополнении к общей программе социально-нравственного воспитания воспитанников детского дома.
На контрольном этапе исследования наибольшую группу составляют воспитанники со средним уровнем отношения к 70%. Эти дети не всегда проявляли устойчивый интерес к заданиям, выделяли основные связи и закономерности, активно выражали свои эмоции в речи, мимике, жестах. Они проявляли сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагали позитивные решения ситуаций, аргументировали свои ответы и выводы. У 10% младших школьников был выявлен низкий уровень отношения к природе. Высокий уровень выявлен у 20% воспитанников. Проявляли активный интерес, выявляли связи, аргументировали свои ответы и предлагали позитивные решения ситуаций.
Также по методике Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» разработали (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) результаты показали, что среди детей отношение изменилось: были выявлены достоверные результаты на 5,99 по компоненту этической установки к природе. Дети проявляют когнитивную установку, также видят красоту в природе и выявлено снижение прагматической установки - предложений среди воспитанников применять природу только как в практической деятельности человека снизилось с 4,2 по группе до 2,1 баллов (среднее значение).
Качественный анализ показал, что дети стали больше проявлять интерес к явлениям природы, бережнее относиться к животным и природным ресурсам родного края. Не высказывают только прагматические установки к природе, более выражены мотивационно-ценностные и мотивационно-деятельностные отношения.
Таким образом, разработанная программа экологического воспитания воспитанников детского дома младшего школьного возраста показала свою эффективность в формирование этических установок, бережному отношению к природе и снизила только потребительское отношение к природным ресурсам.
Выявленный у 10% воспитанников низкий уровень экологического воспитания воспитанника экспериментальной группы свидетельствует о необходимости продолжения экологического воспитания и возможным дополнением новых методов работы с детьми младшего школьного возраста.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С.Абрамова. - 5-е изд. - М.: Академический проект: Алма Матер, 2009. - 702 с.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 334 с.
3. Барышникова Г.Б. Содержание и создание игровых занятий по экологическому воспитанию школьников / Г.Б. Барышникова // Воспитательная работа в школе. - 2014. - №1. - С. 58.
4. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей: метод. пос. для учителей / А. С. Бахарева. - Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2009. - 63 с.
5. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д. Бобылева. - Владимир, 2013. - 301 с.
6. Бобылева Л.Д. Природа дарит нам здоровье / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 83-88.
7. Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М.Богуславский // Народное образование. - 2011. - №9. - С.10-15.
8. Бродовская З. В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования / З.В. Бродовская // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 130-134.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. - М.: «Академия», 2013. - 315 с.
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2010. - №4. - С.20-24.
11. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / Т.И. Левитов. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 881 с.
12. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения / под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. - М.: Педагогика, 2008. - 352 с.
13. Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета / Н. Дагбаева // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С.22-23.
14. Данилова М.З. Занимательная экология / М.З. Данлова // Воспитание школьников. - 2010. - № 5. - С.25-33.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗа / О.Б. Дарвиш. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2013. - 263 с.
16. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 464 с.
17. Деребко С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребко, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2010. - 313 с.
18. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания. / С.Д. Дерябко. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 217 с.
19. Деревянко В.А., Уроки экологического творчества / В.А. Деревянко, С.С., Савельева, И.Т. Бабанский // Начальная школа. - 2009. - № 12. - С.40-44.
20. Дотолева И.О. Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе/ И.О. Дотолва // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 1-8.
21. Заварзина Н.Н. Исследовательский практикум для учащихся начальной школы / Н.Н. Заварзина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №1. - С.53-59.
22. Заикина Е.А. Формирование экологической ответственности / Е.А. Заикина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - №11. - С.9.-13.
23. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А.Н. Захлебный // Педагогика. -2010. - №9.
- С.16-22.
24. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении / Н.Д. Зверев. - М.: «Академия», 2013. - 193 с.
25. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус. - 2010. - №8. - С.29-34.
26. Кашлев С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобраз. учреждений / С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев. - Минск: Беларусь, 2013. - С. 122.
27. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 2008. - 479 с.
28. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет?: пособие для детей младшего школьного возраста / М.Х. Левитман. - СПб.: Союз, 2008. - 150 с.
29. Лобов В.А. Экологическая культура - забытое старое или актуальная педагогическая проблема? / В.А. Лобов // Народное образование.
- 2011. - №8. - С. 133.-139.
30. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: книга для родителей и детей дошкольного возраста / Л.М. Маневцова. - СПб.: «Детство-пресс», 2012. - 250 с.
31. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: «Аркти», 2013. - 320 с.
32. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения // Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.: Образование и экология, 2011. - 390 с.
33. Моисеева Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В. Моисеева / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 2013. - 148 с.
34. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. - М.: «Академия», 2012. - 336 с.
35. Печко Л. П. Формирование эстетического отношения к природе в работе культурно-просветительских учреждений / Л.П. Печко. - М.: Просвещение, 2015. - 161 с.
36. Попова О.А. Экологический клуб как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся / О.А. Попова // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1. - С.39-43.
37. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Владос, 2009. - 371 с.
38. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М.: Владос-ПРЕСС, 2015. - 670 с.
39. Пропп В.Я. Экологические сказки для детей / В.Я. Пропп. - М.: Владос, 2012. - 405 с
40. Реан А.А. Социально-педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2009. - 212 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2010. -712 с.
42. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Владос, 2015. - 497 с.
43. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. - Изд. 6-е; стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 541 с.
44. Суравегина И.Т. Экологизация школьного естествознания: проблема и поиски решения / И.Т. Суравегина // Экологическое образование, 2010. - №4. - С.5-10.
45. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте / О.В. Ткаченко // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 1. - С. 15-18.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2014. - 42 с.
47. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников: сб. науч. тр. / под ред. Б. П. Лихачева. - М.: Прометей, 2012. - 467 с.
48. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ