ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома 8
1.1. Сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности экологического воспитания детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Содержание, формы и методы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях детского дома 20
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности форм и методов экологического воспитания младших школьников в условиях детского дома 28
2.1. Организация и методы исследования исходного уровня экологического
воспитания детей младшего школьного возраста 39
2.2. Разработка и реализация программы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях детского дома 44
2.3. Анализ эффективности разработанной программы экологического
воспитания младшего школьного возраста в условиях детского дома 49
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома 8
1.1. Сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности экологического воспитания детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Содержание, формы и методы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях детского дома 20
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности форм и методов экологического воспитания младших школьников в условиях детского дома 28
2.1. Организация и методы исследования исходного уровня экологического
воспитания детей младшего школьного возраста 39
2.2. Разработка и реализация программы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях детского дома 44
2.3. Анализ эффективности разработанной программы экологического
воспитания младшего школьного возраста в условиях детского дома 49
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Актуальность исследования. Экологическая проблема на современном этапе развития человечества является одной из глобальных проблем человечества. В связи с этим все социальные институты, а в первую очередь семья и школа должны уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание.
Главной задачей экологического воспитания является повышение экологической грамотности детей младшего школьного возраста, объяснение им основ бережного использования природных ресурсов, а также формирование у них активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде. Дети с младшего школьного возраста должны быть осведомлены о необходимости бережного отношения к природе и последствиях противоположного поведения. В связи с этим перед обществом остро встал вопрос о разработке и систематизации принципов, форм и методов обучения экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Однако первым и важнейшим этапом становления личности является семья, которая способна сформировать у ребенка основные понятия об окружающем его мире и природе, заложить основы экологической культуры, а в начальной школе должно происходить его дальнейшее расширение и углубление. Но не все категории детей младшего школьного возраста имеют возможность приобщаться к основам экологического воспитания в семье, поскольку существует такая категория детей, как дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому важным является решение проблемы внедрения программ экологического воспитания, что позволит в образовательных организациях интернатного типа компенсировать отсутствие семейного воспитания в экологическом просвещении детей младшего школьного возраста. Для этого необходимо подобрать такое содержание, формы и методы, которые бы позволили в условиях детского дома эффективно реализовать экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Для изучения разработанности данной темы провели анализ психолого-педагогической литературы: значительный вклад в развитие идей, теорию и практику экологического воспитания внесли А.Н. Захлебный [23], И.Д. Зверев [24], И.Т. Суравегина [44] и другие; погружение в проблему экологического воспитания неизбежно приводит к ее изучению в тесной взаимосвязи с возрастом. Авторами работ об экологическом воспитании младших школьников рассматривают Л.Д. Бобылева [6], Н.Ф. Виноградова [9], С.Д. Дерябко [18], Н.Н. Заварзина [21] и другие.
Вместе с тем в Федеральных образовательных стандартах используется термин «формирование экологической культуры», концепция которой разработана такими учеными, как Е.Н. Дзятковская [21], Н.С. Дежникова [16] и другие.
Анализ литературы, посвященной проблемам экологического воспитания, показал, что тема возможности экологического воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в условиях дома-интерната, не рассматривалась. Поэтому, учитывая всю многогранность и многообразие экологического воспитания, в рамках данного исследования важно рассмотреть возможные эффекты и роль в достижении образовательных результатов в условиях и домов-интернатов.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании экологических знаний и представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов воспитания в условиях детских домов, с другой стороны.
Таким образом, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома?
Объектом исследования - процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективность экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: эффективность процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «экологическое воспитание»;
- учитывать особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать программу экологического воспитания «Юный эколог», включающую разнообразные формы и методы: игры, КТД, беседы.
Для реализации цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности экологического воспитания младших школьников.
3. Рассмотреть содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
4. Разработать и апробировать программу экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:
1) основы теории и практики экологического воспитания (Н.С. Дежникова [16], И.Д. Зверев [24], А.Н. Захлебный [23], И.Т. Суравегина [44] и др.);
2) исследования особенностей экологического воспитания детей младшего школьного Л.Д. Бобылевой [6], Н.Ф. Виноградовой [9], С.Д. Дерябко [18], Н.Н. Заварзиной [21] и др.;
3) концепции методики экологического воспитания в работах таких авторов, как А. С. Бахарева [4], А.Н. Захлебный [23], Н.Н. Исаева [25], Л.Б. Черезова [48] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лаишевский детский дом» Лаишевского района г. Лаишево. Выборку исследования составили 20 детей младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей 7-9 лет, из них 7 девочек, 13 мальчиков.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования обусловлена расширением знаний об особенностях экологического воспитания детей младшего школьного возраста, рассмотрены содержание, формы и методы экологического воспитания в общеобразовательных организациях и апробированы в в воспитательно-образовательной деятельности детского дома.
Практическая значимость определяется тем, что программа, включающая эффективные формы и методы экологического воспитания в условиях детского дома может быть использована в работе социальных педагогов, воспитателей детского дома учителей начальных классов при повышении уровня экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Достигнута положительная динамика в уровне экологических знаний и представлений детей младшего школьного возраста посредством программы экологического воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Главной задачей экологического воспитания является повышение экологической грамотности детей младшего школьного возраста, объяснение им основ бережного использования природных ресурсов, а также формирование у них активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде. Дети с младшего школьного возраста должны быть осведомлены о необходимости бережного отношения к природе и последствиях противоположного поведения. В связи с этим перед обществом остро встал вопрос о разработке и систематизации принципов, форм и методов обучения экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Однако первым и важнейшим этапом становления личности является семья, которая способна сформировать у ребенка основные понятия об окружающем его мире и природе, заложить основы экологической культуры, а в начальной школе должно происходить его дальнейшее расширение и углубление. Но не все категории детей младшего школьного возраста имеют возможность приобщаться к основам экологического воспитания в семье, поскольку существует такая категория детей, как дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому важным является решение проблемы внедрения программ экологического воспитания, что позволит в образовательных организациях интернатного типа компенсировать отсутствие семейного воспитания в экологическом просвещении детей младшего школьного возраста. Для этого необходимо подобрать такое содержание, формы и методы, которые бы позволили в условиях детского дома эффективно реализовать экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Для изучения разработанности данной темы провели анализ психолого-педагогической литературы: значительный вклад в развитие идей, теорию и практику экологического воспитания внесли А.Н. Захлебный [23], И.Д. Зверев [24], И.Т. Суравегина [44] и другие; погружение в проблему экологического воспитания неизбежно приводит к ее изучению в тесной взаимосвязи с возрастом. Авторами работ об экологическом воспитании младших школьников рассматривают Л.Д. Бобылева [6], Н.Ф. Виноградова [9], С.Д. Дерябко [18], Н.Н. Заварзина [21] и другие.
Вместе с тем в Федеральных образовательных стандартах используется термин «формирование экологической культуры», концепция которой разработана такими учеными, как Е.Н. Дзятковская [21], Н.С. Дежникова [16] и другие.
Анализ литературы, посвященной проблемам экологического воспитания, показал, что тема возможности экологического воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в условиях дома-интерната, не рассматривалась. Поэтому, учитывая всю многогранность и многообразие экологического воспитания, в рамках данного исследования важно рассмотреть возможные эффекты и роль в достижении образовательных результатов в условиях и домов-интернатов.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании экологических знаний и представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов воспитания в условиях детских домов, с другой стороны.
Таким образом, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома?
Объектом исследования - процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективность экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: эффективность процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «экологическое воспитание»;
- учитывать особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать программу экологического воспитания «Юный эколог», включающую разнообразные формы и методы: игры, КТД, беседы.
Для реализации цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности экологического воспитания младших школьников.
3. Рассмотреть содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
4. Разработать и апробировать программу экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:
1) основы теории и практики экологического воспитания (Н.С. Дежникова [16], И.Д. Зверев [24], А.Н. Захлебный [23], И.Т. Суравегина [44] и др.);
2) исследования особенностей экологического воспитания детей младшего школьного Л.Д. Бобылевой [6], Н.Ф. Виноградовой [9], С.Д. Дерябко [18], Н.Н. Заварзиной [21] и др.;
3) концепции методики экологического воспитания в работах таких авторов, как А. С. Бахарева [4], А.Н. Захлебный [23], Н.Н. Исаева [25], Л.Б. Черезова [48] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лаишевский детский дом» Лаишевского района г. Лаишево. Выборку исследования составили 20 детей младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей 7-9 лет, из них 7 девочек, 13 мальчиков.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования обусловлена расширением знаний об особенностях экологического воспитания детей младшего школьного возраста, рассмотрены содержание, формы и методы экологического воспитания в общеобразовательных организациях и апробированы в в воспитательно-образовательной деятельности детского дома.
Практическая значимость определяется тем, что программа, включающая эффективные формы и методы экологического воспитания в условиях детского дома может быть использована в работе социальных педагогов, воспитателей детского дома учителей начальных классов при повышении уровня экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Достигнута положительная динамика в уровне экологических знаний и представлений детей младшего школьного возраста посредством программы экологического воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Цель экологического воспитания - воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Выделим следующие особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста:
1. Младшие школьники легче воспринимают информацию благодаря эмоциональному восприятию проблем окружающей среды, что поможет вызвать у учащихся действительный интерес к экологической проблеме и стремление активно участвовать в ее решении.
Теоретический анализ позволил выделить формы и методы экологического воспитания, которые могут быть использованы в рамках дополнительного образования воспитанников детского дома-интерната.
Работа по экологическому воспитанию определена в следующих направлениях, это: экологическое воспитание посредством активного вовлечения детей в практическую деятельность, познавательная экосреда своими руками. В условиях правильно организованного воспитательного процесса с использованием разнообразных форм и методов ознакомления с природой прогнозируемыми результатами у воспитанников сформированное представление об основах экологии, познавательный интерес к объектам природы и нравственное, гуманное отношение к ним.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в республике Татарстан, в г. Лаишево, в Лаишевском детском доме среди респондентов младшего школьного возраста. Выборку составили 20 детей младшего школьного возраста - 7-9 лет.
Цель исследования - изучение процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста на основе разработанной программы в условиях детского дома.
Для определения уровня экологического воспитания мы в рамках исследования подобрали методики, адаптированные для детей младшего школьного возраста:
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» разработали (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), Методика исследования отношения младших школьников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова) и Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А.Серебряковой).
На начало исследования были выявлен низкий уровень экологического воспитания. Когнитивная и прагматическая установки к природе, не выраженные мотивационно-ценностные и мотивационно-действенные установки.
На основе полученных результатов мы разработали программу экологического воспитания, основанную на применении экскурсий, бесед, театрализации, КТД.
Программа проводилась с май 2017 по апрель 2018 года в дополнении к общей программе социально-нравственного воспитания воспитанников детского дома.
На контрольном этапе исследования наибольшую группу составляют воспитанники со средним уровнем отношения к 70%. Эти дети не всегда проявляли устойчивый интерес к заданиям, выделяли основные связи и закономерности, активно выражали свои эмоции в речи, мимике, жестах. Они проявляли сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагали позитивные решения ситуаций, аргументировали свои ответы и выводы. У 10% младших школьников был выявлен низкий уровень отношения к природе. Высокий уровень выявлен у 20% воспитанников. Проявляли активный интерес, выявляли связи, аргументировали свои ответы и предлагали позитивные решения ситуаций.
Также по методике Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» разработали (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) результаты показали, что среди детей отношение изменилось: были выявлены достоверные результаты на 5,99 по компоненту этической установки к природе. Дети проявляют когнитивную установку, также видят красоту в природе и выявлено снижение прагматической установки - предложений среди воспитанников применять природу только как в практической деятельности человека снизилось с 4,2 по группе до 2,1 баллов (среднее значение).
Качественный анализ показал, что дети стали больше проявлять интерес к явлениям природы, бережнее относиться к животным и природным ресурсам родного края. Не высказывают только прагматические установки к природе, более выражены мотивационно-ценностные и мотивационно-деятельностные отношения.
Таким образом, разработанная программа экологического воспитания воспитанников детского дома младшего школьного возраста показала свою эффективность в формирование этических установок, бережному отношению к природе и снизила только потребительское отношение к природным ресурсам.
Выявленный у 10% воспитанников низкий уровень экологического воспитания воспитанника экспериментальной группы свидетельствует о необходимости продолжения экологического воспитания и возможным дополнением новых методов работы с детьми младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания - воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Выделим следующие особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста:
1. Младшие школьники легче воспринимают информацию благодаря эмоциональному восприятию проблем окружающей среды, что поможет вызвать у учащихся действительный интерес к экологической проблеме и стремление активно участвовать в ее решении.
Теоретический анализ позволил выделить формы и методы экологического воспитания, которые могут быть использованы в рамках дополнительного образования воспитанников детского дома-интерната.
Работа по экологическому воспитанию определена в следующих направлениях, это: экологическое воспитание посредством активного вовлечения детей в практическую деятельность, познавательная экосреда своими руками. В условиях правильно организованного воспитательного процесса с использованием разнообразных форм и методов ознакомления с природой прогнозируемыми результатами у воспитанников сформированное представление об основах экологии, познавательный интерес к объектам природы и нравственное, гуманное отношение к ним.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в республике Татарстан, в г. Лаишево, в Лаишевском детском доме среди респондентов младшего школьного возраста. Выборку составили 20 детей младшего школьного возраста - 7-9 лет.
Цель исследования - изучение процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста на основе разработанной программы в условиях детского дома.
Для определения уровня экологического воспитания мы в рамках исследования подобрали методики, адаптированные для детей младшего школьного возраста:
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» разработали (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), Методика исследования отношения младших школьников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова) и Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А.Серебряковой).
На начало исследования были выявлен низкий уровень экологического воспитания. Когнитивная и прагматическая установки к природе, не выраженные мотивационно-ценностные и мотивационно-действенные установки.
На основе полученных результатов мы разработали программу экологического воспитания, основанную на применении экскурсий, бесед, театрализации, КТД.
Программа проводилась с май 2017 по апрель 2018 года в дополнении к общей программе социально-нравственного воспитания воспитанников детского дома.
На контрольном этапе исследования наибольшую группу составляют воспитанники со средним уровнем отношения к 70%. Эти дети не всегда проявляли устойчивый интерес к заданиям, выделяли основные связи и закономерности, активно выражали свои эмоции в речи, мимике, жестах. Они проявляли сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагали позитивные решения ситуаций, аргументировали свои ответы и выводы. У 10% младших школьников был выявлен низкий уровень отношения к природе. Высокий уровень выявлен у 20% воспитанников. Проявляли активный интерес, выявляли связи, аргументировали свои ответы и предлагали позитивные решения ситуаций.
Также по методике Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» разработали (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) результаты показали, что среди детей отношение изменилось: были выявлены достоверные результаты на 5,99 по компоненту этической установки к природе. Дети проявляют когнитивную установку, также видят красоту в природе и выявлено снижение прагматической установки - предложений среди воспитанников применять природу только как в практической деятельности человека снизилось с 4,2 по группе до 2,1 баллов (среднее значение).
Качественный анализ показал, что дети стали больше проявлять интерес к явлениям природы, бережнее относиться к животным и природным ресурсам родного края. Не высказывают только прагматические установки к природе, более выражены мотивационно-ценностные и мотивационно-деятельностные отношения.
Таким образом, разработанная программа экологического воспитания воспитанников детского дома младшего школьного возраста показала свою эффективность в формирование этических установок, бережному отношению к природе и снизила только потребительское отношение к природным ресурсам.
Выявленный у 10% воспитанников низкий уровень экологического воспитания воспитанника экспериментальной группы свидетельствует о необходимости продолжения экологического воспитания и возможным дополнением новых методов работы с детьми младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Экологическое воспитание младших школьников
на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогическое обеспечение творческой деятельности младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование эколого-биологических знаний школьников во внеурочное время
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - "Лесная газета" как средство развития экологической культуры младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020



