Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №46579

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков
1.1. Сущностная характеристика понятия "никотиновая зависимость" 8
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к никотиновой
зависимости 19
1.3. Методы и формы профилактики и коррекции никотиновой
зависимости 27
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике и коррекции никотиновой зависимости у подростков
2.1. Организация и методики исследования 39
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по профилактике
и коррекции никотиновой зависимости у подростков 42
2.3. Разработка и реализация программы профилактики и коррекции
никотиновой зависимости у подростков 45
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 49
Выводы по II главе 55
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение

На сегодняшний день среди многочисленных психологических проблем наиболее остро стоит проблема девиантного поведения молодежи, в частности такая форма девиации, как никотиновая зависимость.
Курение во всем мире является опасной проблемой в социальной и медицинской области и одной из главных предотвратимых причин смертности и инвалидности.
По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, доля заболеваний, вызванных курением табака, в структуре общей заболеваемости составляет 30% для мужчин и 4 % для женщин, в структуре сердечно-сосудистых заболеваний(ССЗ) - 2,1% для мужчин и 3 % для женщин, при злокачественных
новообразованиях(ЗН) - 52,1% для мужчин и 5,2 для женщин. Риск преждевременной смерти от ишемической болезни сердца (ИБС) среди курящих мужчин и в возрасте 40-59 лет и женщин в возрасте 30-69 лет в три раза превышает аналогичный показатель среди некурящего населения.
Актуальность и необходимость исследования определяется еще и тем, что современное общество, как и любое другое, нуждается в физически и психически здоровых гармонически развитых людях, имеющих определенную цель в жизни, способных ее достигать и обладающих чувством идентичности. Однако последние несколько лет вследствие переживания социально-экономического кризиса большинство людей стали терять чувство собственной идентичности и подменять его, существенным образом трансформируются различные личностные свойства и особенности - черты характера, личностные конструкты, тревожность, агрессивность, самооценка.
По мнению Д.В. Четверикова [35], проблема коррекции и профилактики аддиктивного (зависимого) поведения личности на сегодняшний день является мультидисциплинарной: существующее большое количество различных форм и видов зависимостей от различных аддиктивных агентов в большинстве случаев требует применения методов медицинской и психологической реабилитации.
В зарубежной психологической науке феномен аддиктивного поведения изучается в таких направлениях, как психоанализ: А. Адлер [1], Э. Берн [5], З. Фрейд [33], Э. Фромм [34], Э. Эриксон [39]; интеракционизм: Т. Шибутани [38]; гуманистическая психология:
A. Маслоу [20] К. Роджерс [23], В. Франкл [32]; гештальтпсихология:
B. Келер [14], К. Коффка [17].
В советско-российской психологии данная проблема отражена с различных сторон: как «ложно опредмеченная потребность»:
Б.Г. Ананьев [3], А.Н. Леонтьев [19], С.Л. Рубинштейн [25]; аддиктивное поведение как «недостаточно сформированная эго-идентичность»: Н.В. Дмитриева [12], Т.А. Донских [16].
Поиск механизмов, причин проявления склонности у человека к употреблению различных веществ, привел к созданию в конце 20 века целостной отрасли научного знания - аддиктологии. Проблему аддикций изучали такие известные ученые как: Ц.П. Короленко [16], Н.В. Дмитриева [12], В.Д. Менделевич [21].
В рамках данной отрасли при рассмотрении общих проблем девиантного поведения, обращает на себя внимание факт влияния протекания зависимости на происхождение и развитие других форм отклоняющегося поведения. Поэтому своевременное выявление, коррекция и профилактика аддиктивного поведения личности является превенцией других форм нарушения поведения.
Однако, анализируя концепции различных авторов, мы установили, что проблема профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков изучена недостаточно.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выделить противоречие между социальным заказом общества на подготовку высоконравственного выпускника школы, который способен понять и оценить глобальность вреда, наносимого никотином как самому курильщику, так и окружающих с одной стороны, и недостаточной разработанностью профилактических и коррекционных воздействий с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы процесса профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективные профилактику и коррекцию никотиновой зависимости у подростков.
Объект: процесс профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков
Предмет: содержание, формы и методы профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков.
Гипотеза исследования: эффективность профилактики и коррекции никотиновой зависимости может повыситься, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия «никотиновая зависимость»;
-учитывать возрастные особенности проявления никотиновой зависимости у подростков;
-организовать формирующие мероприятия, на основе специальной коррекционно-развивающей программы «Жизнь без табака».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «аддиктивное поведение», «никотиновая зависимость».
2) Определить возрастные особенности подростков, склонных к никотиновой зависимости
3) Разработать содержание программы профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков.
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические, социологические, философские концепции отечественных и зарубежных авторов (В.Г. Асеев, A. А. Баранов, В.Р. Кучма, А.А. Александров, И.В. Звездина, З.В. Коробкина, С.А. Краснова, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, B. Д. Менделевич, Д.В. Четвериков и многие другие.
В соответствии с выдвинутой целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ педагогический и психологической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, педагогическим составом, родителями и учащимися; диагностическое тестирование с использованием таких методик как: социологический опросник «Курите ли вы?», методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Г.В. Лозовая.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Школа № 80» города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 21 человек в возрасте 13-14 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом(поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования ; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором(опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со школьниками с целью профилактики и коррекции никотиновой зависимости.
На третьем(обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и практические выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы процесса профилактики и коррекции никотиновой зависимости у подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Жизнь без табака».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Жизнь без табака» может использоваться в практике образовательных учреждений школы.
Научные и практические положения данной работы нашли отражение в докладе «Проблемы гуманизации образования» в научно¬образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу, изучив научные концепции зарубежных и отечественных и зарубежных авторов, таких как : А.А. Баранов [4], А.А. Александров [2], З.В. Коробкина [15], С.А. Краснова [18], Ц.П. Короленко [16], Н.В. Дмитриева [12], В.Д. Менделевич [21], Д.В. Четвериков [35], мы изучили сущность и содержание понятий «аддиктивное поведение» и «никотиновая зависимость». При этом под аддиктивным (зависимым) поведением будем понимать одну из форм деструктивного поведения, проявляющееся в уходе от действительности посредством перемены собственного психического состояния с помощью приема определенных препаратов либо постоянной фиксации интереса на конкретных объектах либо активных типах деятельности, что сопровождается формированием интенсивных эмоций.
Одним из агентов аддиктивного поведения является никотиновая зависимость. Мы придерживаемся мнения В.М. Блейхера [22], и под никотиновой зависимостью понимаем зависимость от табака с психологическими и физическими симптомами, в потребности употребления никотиносодержащих веществ и никотиновой абстиненцией.
Подростки прибегают к никотину с целью бегства от невыносимой для них реальностью. Также встречаются внешние и внутренние причины, неудачи в школе, проблемы с родителями, подражание, мода, чувство одиночества и многое другое.
Мы отмечаем последствия никотиновой зависимости, к которым относим рост заболеваний, которые вызывают социальные, экологические, экономические, медико-социальные проблемы.
Решая вторую задачу, мы изучили характерные особенности подросткового возраста, к которым относим: усиленное влечение к взрослению; противодействие всему; противоречивость характера; тяготение к незнакомому; желание к самостоятельности; неподготовленность высоконравственных взглядов; нездоровое реагирование на половозрелые перемены и действия; тенденция завышать уровень трудности проблем; невысокая переносимость проблем.
Мы изучили формы и методы профилактики и коррекции никотиновой зависимости.
Под профилактикой в науке предполагают систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономичеком, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференциированность, своевременность.
Под коррекцией в науке понимают как систему специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, в том числе и проявлений девиантных форм поведения, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.
К основным формам и методам мы относим: просвещение, консультирование, игра, психологическая терапия, беседы, ситуативное проигрывание, упражнения и другие. Однако наиболее эффективным методом мы считаем метод ситуативного проигрывания, направленный на работу с подростками склонными к никотиновой зависимости. Профилактико - коррекционные мероприятий для подростков должны включать в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здоровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития.
Профилактическая работа с подростками, бесспорно, способствует эффективным поведенческим стратегиям и личностным ресурсам, снижению уровня аддиктивного поведения в коллективе, а также общему улучшению отношения в группе и хорошей успеваемости.
Решая третью задачу, мы разработали содержание программы профилактики и коррекции никотиновой зависимости подростков «Жизнь без табака». Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, психологические упражнения; игры, ситуативное проигрывание.
Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого из участников.
Решая четвертую задачу, мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Жизнь без табака».
Опытно - экспериментальной базой стала Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 80»
Вахитовского района г. Казани. Выборку составили 21 учащийся, в возрасте 13-14 лет. Диагностический инструментарий: анкетирование «Курите ли Вы?» , «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (Г.В. Лозовая).
По результатам сравнения первичной и вторичной диагностики, эмпирическое значение по шкале «никотиновая зависимость» (1эмп= 3,1) лежит в зоне значимости, так как 1эмп>1кр, следовательно принимаем гипотезу Н1, то есть разница между результатами до формирующего эксперимента и после достоверны, так как среднее значение склонности к никотиновой зависимости до и после профилактики различаются между собой.
В результате опытно - экспериментального исследования нами был сделан вывод о достаточной эффективности проделанной работы по профилактике и коррекции никотиновой зависимости среди подростков.
Мы получили достоверные данные того, что разработанная нами программа «Жизнь без табака» способствует формированию высокоэффективных поведенческих результатов и личностных ресурсов подростков. Это свидетельствует о том, что респонденты стали лучше относиться к своему здоровью и здоровью окружающих их людей.



1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб.: «Питер»,
2012. -254 с.
2. Александров А.А. Интегративная психотерапия: учеб. пособие / А.А. Александров. - СПб.: «Питер», 2009. - 58 с.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. Психол. тр.: В 2 т.- М.: «Академия», 2000. - Т.2. - с. 103-127.
4. Баранов, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Баранов. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 891 с.
5. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э.Берн -СПб: «Питер», 2001. -243 с.
6. Большой толковый словарь русского языка / под. ред.
С.А. Кузнецова. - СПб: Норинт, 2003. - 1536 с.
7. Букчина Б.3., Калакуцкая Л. П., Чельцова Л. К. Письма об орфографии. М.: Академия, 2002. -224 с.
8. Воронович Б. Вопросы психиатрии и наркологии / Б. Воронович. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М , 2005. -331 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский - М.: Прайм - Еврознак, 1997.-с. 657.
10. Гилинский Я.И., Гурвич И.Н., Русакова М.А. Девиантность подро
стков: Теория, методология, эмпирическая реальность /
Я.И. Гилинский, И.Н. Гурвич, М.А. Русакова -СПб.: «Питер».
2012. - 324 с.
11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-214 с.
12. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Академия, 2016. - 516 с.
13.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося пов едения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр / Е.В. Змановская.-М.: Издательский центр «Академия», 2004- 288 с.
14. Келер, Г. Гомеопатия / Г. Келер. - М.: Медицина, 2012. - 561 с.
15. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - М. : Академия, 2013. - 192 с.
16. Короленко, Донских Т.А. Ц.П. Семь путей к катастрофе / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 2001. - 224 с.
17. Коффка К. Основы психического развития / К. Коффка. - М.:
Академический проект, 2015. - 351 с.
18. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: учеб. пособие / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2002.- 288 с.
19. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. - М.: Педагогика, 2001- 261 с.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 947с.
21. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.
22. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов/ В.М. Блейхер.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 350 с.
23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2013. - 816 с.
24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.- М.: «Академия». 1994.¬463с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб. «Питер». 2000. - 720 с.
26. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам.- М.: «Питер».
2001. - 384 с.
27. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. - М.: Аркти, 2013. - 272 с.
28. Темиров Т.В. Типологические особенности подростков, предрасп оложенных к употреблению наркотических и токсических веществ. (Методические разработки в помощь школьному психологу.) / Т.В. Темиров. - М.: Мнемозина, 2015.- 64 с.
29. Тришин В.Н. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
30. Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ.
31. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности // Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ: Флинта, 2016. - 672 с.
32. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: «Академия». 1999.¬327 с.
33. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - СПб.: Лениздат.
2013. - 544 с.
34. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: перевод / авт. вст. ст. П.С.Гуревич. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
35. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дисс. доктора псих. наук.
Новосибирск, 2002. — 385 с.
Зб.Чирко В.В. Очерки клинической наркологии (наркомании и токсикомании: клиника, течение, терапия) / В.В. Чирко. - М.: Медпрактика , 2013.- 240 с.
37. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 2014. - 45с.
38. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 544 с.
39.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон.- М.: Педагогика, 2013. - 421 с.
Литература на иностранном языке:
40. Benowitz N.L., Rosenberg F., Becker С. Е. Cardiopulmonary catastrophies in drug overdosed patients.— Med. Clin. North. Am., 2013. - 257 p.
41. Hall St.Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene // Massachusetts: Blackwell Publishing, 2007. — P. 63-68.
42. Russell М.А. Introversion and Extraversion/ М.А. Russell. - М.: VSD, 2012. - 715 p.
43. Wilkinson К., Poppe E.A., Leidig K., Schirmer K. Anatomyia human: the 'top ten' moulding problems. Plastverarbeiter, 2012.- 657 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ