Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования рефлексии у старшеклассников 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «рефлексия» 10
1.2 Особенности процесса формирования рефлексии у
старшеклассников 20
1.3 Формы и методы формирования рефлексии у
старшеклассников 30
Выводы по I главе 43
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования рефлексии у старшеклассников 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Исследование уровня развития рефлексии у старшеклассников
(констатирующий эксперимент) 52
2.3. Реализация программы формирования рефлексии у старшеклассников
(формирующий эксперимент) 64
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 74
Выводы по II главе 89
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение
Актуальность исследования. Современный, динамично изменяющийся социум начала XXI века нуждается в новом поколении людей, занимающих активную жизненную позицию, способных к креативным мыслям, принятию самостоятельных решений в различных ситуация выбора, прогнозированию результатов своих действий.
Особый период качественного психического развития приходится на подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной возбудимостью, повышенной тревожностью и силой переживаний событий. Нестабильность эмоциональной сферы, доминирование эмоциональных состояний над интеллектуальной оценкой ситуации и выбором тактики действия, обостряет проблему развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним психологическим состоянием и адекватными формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Под влиянием общественного внимания просматриваются снижение внутреннего самоконтроля у молодежи, уровня личной ответственности за преобразование мира и себя самого, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни.
Основным новообразованием старшего подросткового возраста является рост самосознания - следствие расширившегося общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, со взрослыми и со сверстниками. Развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний.
Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость. Таким образом, проблема рефлексии, как фундаментальной основы саморегуляции психических состояний подростка выступает на первый план.
В связи с этим ФГОС основного общего образования, регламентирует организацию современного образовательного процесса, в нем подчеркивается необходимость создания условий для актуализации разнообразных рефлексивных процессов, оказание помощи учащимся в овладении навыками самоорганизации и самоуправления, в получении ими опыта саморегуляции в мыслительной деятельности, в общении и умении договариваться с другими людьми при выполнении коллективных задач, в осознании личностной динамики и собственных возможностей.
Современная психология различает интеллектуальную, логическую, личностную, межличностную, социально-личностную рефлексию. Вызывает разногласия и вопрос об основной функции рефлексии.
Исследователи описывают её и как некий уровень или составляющую мыслительного процесса (И.Н. Семенов [74], Н.Г. Алексеев [1], В.В. Давыдов [21] и др.), и как особую деятельность по налаживанию социальных связей и взаимодействий (Т.П. Щедровицкий [91], М.И.Найдёнов ); и как составляющую структуры саморегуляции личности (A.B. Карпов [35], И.М. Скитяева [34]).
В нашем исследовании мы опираемся на исследования A.B. Карпова [34], трактующего рефлексию как общую человеческую способность. Авторы определяют рефлексию как некий наивысший по степени
интегрированности процесс, позволяющий говорить о механизме выхода психики за собственные пределы. Данная особенность обуславливает пластичность и адаптивность рефлексии как феномена психики [34; 35].
Из всего многообразия видов рефлексии мы остановимся на изучении личностной рефлексии, так как именно она выполняет функцию анализа собственно личностных особенностей индивида, что связано и с формированием целей его существования.
Феномен личностной рефлексии получил достаточно широкое освещение в трудах зарубежных авторов. Это ориентированные на практику исследования, проводящиеся в рамках психологии личности (Я. Шнедер [90]) и педагогической психологии (М.Э. Боцманова [29], Захарова A.B. [29], и др.) В отечественной психологии исследования проводились в рамках, возрастной психологии И. Гуткиной [20] и С.Ю. Степановым [78]. Личностной рефлексии приписывалась функция исследования собственного самосознания, что позволяло отнести её к феноменам мыслительного процесса [79]. В последнее время отмечается повышенный интерес к данной проблеме, что отражается во многих современных исследованиях (Ю.Л. Линецкий [49], Т.А. Симакова [73]). Так же изучались возможности развития рефлексии (Н.Г. Алексеев [1], О.С. Анисимов [4], В.Н. Барцалкина [8] и др.).
В нашей работе, вслед за А.В. Карповым [32], мы будем считать, что результатом рефлексии как процесса, разворачивающегося на уровне личности человека, является изменение тех или иных сторон личности и её самосознания, динамика установок, намерений, убеждений, личностных смыслов и др.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС к личностным характеристикам выпускника, включающим в себя наличие высокого уровня сформированности рефлексии старшеклассника и с одной стороны, и недостаточным использованием в практике школ психолого - педагогических мероприятий, направленных на формирование рефлексии старшеклассников, с другой стороны.
На основе противоречия определена проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования рефлексии старшеклассников?
Актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Формирование рефлексии у старшеклассников».
Цель исследования: выявить и в опытно - экспериментальной работе проверить эффективность программы по формированию рефлексии у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования рефлексии старшеклассников.
Гипотеза исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников будет эффективным если:
— опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— учитывать особенности формирования рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность понятия рефлексии в современной науке.
2. Рассмотреть сущность и особенности личностной рефлексии старшеклассников.
3. Выявить эффективные формы и методы формирования рефлексии у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Зазеркалье» по формированию рефлексии старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования явились ведущие принципы и фундаментальные труды отечественной и зарубежной психологии: развития (Выготский Л.С. [17], Давыдов В.В. [22], Мухина А.С. [55], Эриксон Э.[89], Эльконин Б.Д.[88] и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г. [2], Рубинштейн С.Л. [68], и др.).; психологии личности (Л.С. Выготский[17] и др.); положения о системной детерминации психических явлений (Л.С. Выготский [17], Б.Ф. Ломов [46]и др.), о закономерностях рефлексивного сознания, о типах, видах, этапах становления, механизмах осуществления и сферах проявления рефлексии (Н.Г. Алексеев[1], Б.Г. Ананьев[2], Л.И. Божович[9], Л.С. Выготский [17], Н.И. Гуткина[20], В.В. Давыдов[21], В.А. Лефевр[47], И.Н. Семенов[74], В.И. Слободчиков[75], С.Ю. Степанов[79], С.Л. Рубинштейн [68] и др.); положения о функциях и механизмах рефлексивного процесса в сфере общения (Н.И. Гуткина[20], и др.).
Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:
I. Теоретические: изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, методы анализа и синтеза, моделирование, проектирование, систематизация, классификация и обобщение.
II. Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, психолого- педагогический эксперимент, диагностическое тестирование с использованием таких методик как: методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева; опросник «Методика диагностики рефлексивности» Карпова А.В.
III. Математические методы статистической обработки данных - количественный и качественный анализ.
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальную базу исследования составили учащиеся 10 х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района
г. Казани.
Группа «А» (экспериментальная) - 24 старшеклассника 10 А класса.
Группа «Б» (контрольная) - 24 старшеклассника 10 Б класса.
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
- На втором этапе (опытно - экспериментальном) проводилось проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми старших классов с целью формирования у них рефлексии.
- На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том что: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования рефлексии у детей старших классов, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Зазеркалье».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Зазеркалье» может использоваться в практике образовательных учреждений, в центрах психологической поддержки и консультирования подростков и семей.
Структура работы: введение, 2 главы, включающие 7 параграфов, выводы по главам, заключение, приложения, иллюстрированы рисунками, таблицами, список литературы.
На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме нашего исследования мы изучили сущностную характеристику понятия «рефлексия».
Проведенный нами обзор показал, что при обращении к проблеме рефлексии следует учитывать две ее основные и наиболее специфические черты: во-первых, ее многовековую историю, во многом связанную с развитием представлений человека о самом себе и, следовательно, имеющую теснейшие гносеологические связи с философским знанием; во- вторых, ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и общенаучном характере данной проблемы, а также в широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработки.
Среди базовых направлений разработки проблемы рефлексии целесообразно выделить следующие:
- деятельностное направление;
- исследование рефлексии в контексте проблематики психологии мышления;
- анализ рефлексивных механизмов в структуре совместной деятельности; педагогическое направление, представители которого понимают рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности;
- личностное направление, где рефлексивное знание рассматривается как результат осмысления своей жизнедеятельности; генетическое направление исследования рефлексии;
- «системомыследеятельностный» подход, согласно которому рефлексия есть форма мыследеятельности;
- метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов;
- исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания;
- анализ рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и управления в целом;
- исследование рефлексивных процессов в контексте проблемы саморегуляции, а также произвольного контроля над деятельностью, в том числе в экстремальных условиях ее реализации.
Рефлексию мы считаем важным процессом для формирования личности подростка. В процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими, менять при необходимости или конструировать новые.
Подростковый возраст является критическим периодом психического развития человека, который сопровождается тревожными переживаниями, сомнениями и растерянностью. Вместе с этим данный возраст ознаменован стремительным ростом самосознания, открывающим новые возможности личностного развития.
Мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе со старшеклассниками по формированию рефлексии. Наиболее эффективными формами и методами мы считаем: тренинговые занятия, включающие в себя игры и упражнения на развитие рефлексии, арт-терапевтические техники, ведение дневника самонаблюдения, мини-сочинения, просмотр и дискуссии по художественным фильмам, чтение и обсуждение художественной литературы, медитацию.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у исследованных старшеклассников на этапе констатирующего эксперимента рефлексия сформирована на низком и среднем уровне, что не является достаточным для полноценного формирования личности старшеклассника.
На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали в группе «А» (экспериментальная) программу «Зазеркалье».
Результаты контрольного эксперимента показали, что существует существенная положительная динамика в уровне сформированности рефлексии у старшеклассников группы «А». Проверка статистической значимости результатов диагностических исследований на этапе контрольного эксперимента позволяет нам принять к доказательству гипотезу о том, что формирование рефлексии у старшеклассников наиболее эффективно формируется:
— если опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— если рассмотреть особенности личностной рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
1. Алексеев Н.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности практика помощи личности в психологическом консультировании и психотерапии. / Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов. - Киев: КГПУ, 2005.- С. 28-30.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1, 2./ Б.Г. Ананьев. -М.: Печать, 1980 - 187с.
3. Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций / В.Г. Аникина. - М.: Издательство МГППУ, 2009. - №3. - С. 72-80.
4. Анисимов О.С. Субъектная рефлексия в игромоделировании и ее понятийное обеспечение./ О.С. Анисимов. - М.: Просвещение, 2012. - 382 с.
5. Артюшина Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений в содержание образования / Л.А. Артюшина. - Красноярск:Буква , 2011. - С.35-52.
6. Артюшина Л.А. Систематизация совокупности рефлексивных умений как потребность современного образования / Л.А. Артюшина. - Владимир: Центр Пресс, 2009.- 280c.
7. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: дисс. канд. псих. наук. / А.Э Ахмедзанова. - Казань: КГУ, 2011.- 180c.
8. Барцалкина В.В. О взаимосвязи самосознания и рефлексии в онтогенезе / В.В. Барцалкина. - Новосибирск: РАСТР,1986. С. 232 - 234.
9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии./ Л.И. Божович. - М: ИСП РАО, 1979 - С. 23-34.
10. Бочаров А.К. Разработка кинотерапевтического тренинга направленного на психологическую помощь подросткам в процессе самоопределения / А.К. Бочаров. - Спб: Образование, 2008. - 318 с.
11. Бубновская, О.В. Психология / О.В. Бубновская. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2014. - 216 с.
12. Бунькова М.Л. Развитие коммуникативной сферы воспитанников посредством групповой кинотерапии./ Л.М. Бунькова. - Екатеринбург: ГБОУ СПО СО СОПК, 2012- 87с.
13. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике: учебное
пособие./И.В. Васильева. - Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2014.- 376 с.
14. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения./ И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с.
15. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку./ И.В. Вачков - М.: Ось- 89, 2007 - 235с.
16. Воробьева Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе/ Л.И. Воробьева, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн. - М.: Эгбез, 1987. - С.6-36.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4./ Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1984 - 104 с.
18. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. / М.Р. Гизнбург. - Спб: Питер, 1998 - 183с.
19. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? / С. Гладышев. - М: «КМ», 2005. - С. 70.
20. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Дисс. .канд. Психол. Наук./ Н.И. Гуткина.- М.: «БиБ»,1983 - 162 с.
21. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - С. 10-21.
22. Давыдов В.В. Уровень планирования как условие рефлексии / В.В. Давыдов, А.З. Зак. - Новосибирск. 1987. С. 43 -49.
23. Двоеглазова М.Ю. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте./ М.Ю. Двоеглазова, И.Н. Семенов. - Мурманск. :МГПУ. 2007 - 323 с.
24. Дэниел Сигел. Внимательный мозг. Научный взгляд на
медитацию/Даниел Сигел. -М6 «КМ», 2009. - Режим доступа:
http://iknigi.net/avtor-deniel-sigel/104353-vnimatelnyy-mozg-nauchnyy- vzglyad-na-meditaciyu-deniel-sigel.html
25. Деркач А.А. Рефлексивная акмеология творческой
индивидуальности./ А.А. Деркач, И.Н. Семенов, А.В. Балаева. - М.: РАГС. 2005- 412c.
26. Долгова В.И. Эмпатия и коммуникативная компетентность./ В.И. Долгова, Е.В. Мельник - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. - 253 c.
27. Дольто Ф. На стороне подростка./ Ф. Дальто. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.- 165c.
28. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия./ Ю.Н. Дрешер.- М.: ФАИР, 2007.- 198c.
29. Захарова A.B., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности /А.В. Захарова, М.Э. Боцманова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1982. С. 152- 168.
30. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления./ В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 404 с.
31. Каргополова О.А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа / О. А. Каргополова. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 130-133.
32. Карпов А. А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма : методические указания / А. А. Карпов. - Ярославль : ЯрГУ, 2015. - 72 с.
33. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности./ А.В. Карпов. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.
34. Карпов А. В. Психология рефлексии./ А.В. Карпов, И.М. Скитяева.
- М.: Ярославль: Аверс Пресс, 2002. - 304 с.
35. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики/ А.В. Карпов. - Спб: Питер, 2003. - С. 45-57
36. Карпова Н.Л. Психологический, педагогический и
психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя/ Н.Л. Карпова, Н.В. Данина, А.И. Кисельникова, А.И.Шувиков. - М: Мнемозина, 2011. - С. 87-97.
37. Ковалев В.Н. Семинар-тренинг деловой коммуникации: Учебно-методическое пособие./ В.Н. Ковалев. - Севастополь: Сервисшкола, 2008.
- 52с.
38. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками : учебное пособие / В.Л Кокоренко., Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. - М.: Академия, 2011. - 256 с.
39. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально
- психологические и психиатрические аспекты./ В.Т. Кондрашенко. - Минск: Мнемозина, 1988- 231с.
40. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг./ А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2008. - 112c.
41. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков./ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: «Когито-Центр», 2014. - 197 с.
42. Красило А. И. Энциклопедия практического самопознания / А. И. Красило. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. - 346 с.
43. Кривых С.В. Дополнительное образование детей. Теория и практика./ С.В. Кривых. - СПб.: Институт повышения квалификации НОУ СПО «Экспресс», 2014. — 205 с.
44. Крылов А.А. Психология.Уч.-2-е изд./ А.А. Крылов. -М.:Проспект, 2013. - 752с.
45. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия./ Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2002, 203с.
46. Лавренова Е. Б. Формирование у старшеклассников умения рационального самоопределения : монография / Е. Б. Лавренова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012. — 156 с.
47. Лефевр В.А. Алгебра совести./ В.А. Лефевр. - М.: Академия, 2003. - 426 с.
48. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков./ П. Лафренье. - СПб.: Питер, 2004.- 256 с.
49. Линецкий Ю. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте./ Ю.Л. Линецкий. - М.: Дрофа, 2004.- 220c.
50. Литке С. Г. Я себя для себя открываю: Курс развития психологической компетентности : программа и метод. рекомендации / С. Г. Литке. - Челябинск: Взгляд, 2010. - 96 с.
51. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. / В.Г. Маралов.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
52. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник / Л. В. Мардахаев.— М. : Издательство Юрайт, 2011. — 797 с.
53. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник / С. А. Минюрова. - Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 316 с.
54. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в
развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема / Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I./ И.В. Муштавинская.—
Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146-151.
55. Мухина B.C. Возрастная психология./ В.С. Мухина. - М.: Эгвес,
1998. - 455 с.
56. Найденова Л. А. Творческий рефлексивно-групповой тренинг // Интеллектуальные системы и творчество./ Л.А. Найденова. — Новосибирск: ИИФФ, 1991. - 242с.
57. Осухова Н.Г. В поисках идентичности: от зеркала до дневника. /Журнал «Школьный психолог»// Н.Г. Осухова. - Казань: «Заман», 2001 г. - №36.
58. Павлова С. А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической способности / С.А. Павлова — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 113-116.
59. Палагина И.В. Рефлексивные механизмы общения и мышления в совместном решении творческих задач. Актуальные проблемы 36 социальной психологии. / И.В. Палагина, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Кострома: Нар. Образование,1986 - С. 66-67.
60. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике./ В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004- 145 с.
61. Программа коррекции эмоций PATH Режим доступа: [https://theoryandpractice.ru/posts/13286-mindful-brain]
62. Программа коррекции эмоций CASEL Режим доступа: [https://theoryandpractice.ru/posts/13286-mindful-brain],
63. Прохоров А.О. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности/ А.О. Прохоров, А.В. Чернов. - М.: Эгвес, 2014. С. 82-93.
64. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я. А. Пономарев. — М.: МФО: ИФ АН РФ, 2000. -127 с.
65. Пьянкова Г.С. Рефлексивные методы организации
самостоятельной работы студентов: учебное пособие /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.// Г.С. Пьянкова. - Красноярск: Сервисшкола, 2015.- 430 с.
66. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов./ А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. -159 с.
67. Рожков М.И. Развитие субъектности обучающегося (воспитанника)
образовательной организации: материалы всероссийской научно¬
практической заочной интернет-конференции / М.И. Рожкова, Т.Г. Киселёвой, Т.Н. Гущиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - 184 с.
68. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, Т.1./ С.Л. Рубинштейн. - М.: Отечество, 1989. - 488 с.
69. Савельева М.Г. Развитие рефлексивных способностей учащихся в обучении и воспитании. Науч.-метод. пособ. / М. Г. Савельев, Е.В. Маслова. - Ижевск, 2005.- 89 с.
70. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы : учебное пособие / Л.В.Сафонова. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
71. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии, и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики / Психология: Журн. Высш. шк. экономики.// И.Н. Семенов. - М: Академия, 2007.-32 с.
72. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция./
Е.А.Сергиенко, Г.А.Виленская, Ю.В.Ковалева. - М.: Изд-во ИП РАН,
2011.- 353 с.
73. Симакова Т.А. Психология саморазвития: Изучение, анализ и развитие рефлексивных процессов. Учеб.-метод. пособ./ Т.А. Симакова.- Рязань, 2002. - 245с.
74. Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся /Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования.// И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - М.: Дрофа, 1987. - 256с.
75. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов./ В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
76. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга./ Г.Е. Смирнова. - М: Дрофа, 2010.
77. Спотина Т.В. Психология личности. / Т.В. Спотина. - СПб.: Питер, 2008 - 304с.
78. Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / А. А. Бабалева. - М.: АПН СССР, 1987. С. 76-82.
79. Степанов, С.Ю. Психология думающего учителя. Рефлексия / С.Ю. Степанов. — М.: Эксмо-Сидиком, 2008, -148 с.
80. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития/ С.Ю. Степанов. — М.: Наука, 2004. -174 с.
81. Тейяр де Шарден П. Феномен человека./ Тейяр де Шарден П.- М., 1987. - 136 с.
82. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. - 2004. - №12. - С.67-126.
83. Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. - М.: Ин-т практ. псих., 1996. С. 223-233.
84. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба: пособие для школьных психологов/ Л.М. Фридман. - М.: Академия, 2003. - 182 с.
85. Цукерман Г.А. Становление самоконтроля и самооценки /Г.А. Цукерман. - М.: Текст,2013. -14 с.
86. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 808 с.
87. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии: Архив номеров. [Электронный ресурс]/ Г.П. Щедровский. - М.: «КМ», 1995. С. 157-188. - http://www.circle.ru/archive/vm/nom
88. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте./ Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1995.- 320с.
89. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Э.Г. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996 - 344 с.
90. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии./ В.В. Юрчук. - Минск: Элайда, 2011. - 704 с.