Формирование рефлексии у старшеклассников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования рефлексии у старшеклассников 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «рефлексия» 10
1.2 Особенности процесса формирования рефлексии у
старшеклассников 20
1.3 Формы и методы формирования рефлексии у
старшеклассников 30
Выводы по I главе 43
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования рефлексии у старшеклассников 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Исследование уровня развития рефлексии у старшеклассников
(констатирующий эксперимент) 52
2.3. Реализация программы формирования рефлексии у старшеклассников
(формирующий эксперимент) 64
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 74
Выводы по II главе 89
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования рефлексии у старшеклассников 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «рефлексия» 10
1.2 Особенности процесса формирования рефлексии у
старшеклассников 20
1.3 Формы и методы формирования рефлексии у
старшеклассников 30
Выводы по I главе 43
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования рефлексии у старшеклассников 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Исследование уровня развития рефлексии у старшеклассников
(констатирующий эксперимент) 52
2.3. Реализация программы формирования рефлексии у старшеклассников
(формирующий эксперимент) 64
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 74
Выводы по II главе 89
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение
Актуальность исследования. Современный, динамично изменяющийся социум начала XXI века нуждается в новом поколении людей, занимающих активную жизненную позицию, способных к креативным мыслям, принятию самостоятельных решений в различных ситуация выбора, прогнозированию результатов своих действий.
Особый период качественного психического развития приходится на подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной возбудимостью, повышенной тревожностью и силой переживаний событий. Нестабильность эмоциональной сферы, доминирование эмоциональных состояний над интеллектуальной оценкой ситуации и выбором тактики действия, обостряет проблему развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним психологическим состоянием и адекватными формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Под влиянием общественного внимания просматриваются снижение внутреннего самоконтроля у молодежи, уровня личной ответственности за преобразование мира и себя самого, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни.
Основным новообразованием старшего подросткового возраста является рост самосознания - следствие расширившегося общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, со взрослыми и со сверстниками. Развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний.
Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость. Таким образом, проблема рефлексии, как фундаментальной основы саморегуляции психических состояний подростка выступает на первый план.
В связи с этим ФГОС основного общего образования, регламентирует организацию современного образовательного процесса, в нем подчеркивается необходимость создания условий для актуализации разнообразных рефлексивных процессов, оказание помощи учащимся в овладении навыками самоорганизации и самоуправления, в получении ими опыта саморегуляции в мыслительной деятельности, в общении и умении договариваться с другими людьми при выполнении коллективных задач, в осознании личностной динамики и собственных возможностей.
Современная психология различает интеллектуальную, логическую, личностную, межличностную, социально-личностную рефлексию. Вызывает разногласия и вопрос об основной функции рефлексии.
Исследователи описывают её и как некий уровень или составляющую мыслительного процесса (И.Н. Семенов [74], Н.Г. Алексеев [1], В.В. Давыдов [21] и др.), и как особую деятельность по налаживанию социальных связей и взаимодействий (Т.П. Щедровицкий [91], М.И.Найдёнов ); и как составляющую структуры саморегуляции личности (A.B. Карпов [35], И.М. Скитяева [34]).
В нашем исследовании мы опираемся на исследования A.B. Карпова [34], трактующего рефлексию как общую человеческую способность. Авторы определяют рефлексию как некий наивысший по степени
интегрированности процесс, позволяющий говорить о механизме выхода психики за собственные пределы. Данная особенность обуславливает пластичность и адаптивность рефлексии как феномена психики [34; 35].
Из всего многообразия видов рефлексии мы остановимся на изучении личностной рефлексии, так как именно она выполняет функцию анализа собственно личностных особенностей индивида, что связано и с формированием целей его существования.
Феномен личностной рефлексии получил достаточно широкое освещение в трудах зарубежных авторов. Это ориентированные на практику исследования, проводящиеся в рамках психологии личности (Я. Шнедер [90]) и педагогической психологии (М.Э. Боцманова [29], Захарова A.B. [29], и др.) В отечественной психологии исследования проводились в рамках, возрастной психологии И. Гуткиной [20] и С.Ю. Степановым [78]. Личностной рефлексии приписывалась функция исследования собственного самосознания, что позволяло отнести её к феноменам мыслительного процесса [79]. В последнее время отмечается повышенный интерес к данной проблеме, что отражается во многих современных исследованиях (Ю.Л. Линецкий [49], Т.А. Симакова [73]). Так же изучались возможности развития рефлексии (Н.Г. Алексеев [1], О.С. Анисимов [4], В.Н. Барцалкина [8] и др.).
В нашей работе, вслед за А.В. Карповым [32], мы будем считать, что результатом рефлексии как процесса, разворачивающегося на уровне личности человека, является изменение тех или иных сторон личности и её самосознания, динамика установок, намерений, убеждений, личностных смыслов и др.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС к личностным характеристикам выпускника, включающим в себя наличие высокого уровня сформированности рефлексии старшеклассника и с одной стороны, и недостаточным использованием в практике школ психолого - педагогических мероприятий, направленных на формирование рефлексии старшеклассников, с другой стороны.
На основе противоречия определена проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования рефлексии старшеклассников?
Актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Формирование рефлексии у старшеклассников».
Цель исследования: выявить и в опытно - экспериментальной работе проверить эффективность программы по формированию рефлексии у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования рефлексии старшеклассников.
Гипотеза исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников будет эффективным если:
— опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— учитывать особенности формирования рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность понятия рефлексии в современной науке.
2. Рассмотреть сущность и особенности личностной рефлексии старшеклассников.
3. Выявить эффективные формы и методы формирования рефлексии у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Зазеркалье» по формированию рефлексии старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования явились ведущие принципы и фундаментальные труды отечественной и зарубежной психологии: развития (Выготский Л.С. [17], Давыдов В.В. [22], Мухина А.С. [55], Эриксон Э.[89], Эльконин Б.Д.[88] и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г. [2], Рубинштейн С.Л. [68], и др.).; психологии личности (Л.С. Выготский[17] и др.); положения о системной детерминации психических явлений (Л.С. Выготский [17], Б.Ф. Ломов [46]и др.), о закономерностях рефлексивного сознания, о типах, видах, этапах становления, механизмах осуществления и сферах проявления рефлексии (Н.Г. Алексеев[1], Б.Г. Ананьев[2], Л.И. Божович[9], Л.С. Выготский [17], Н.И. Гуткина[20], В.В. Давыдов[21], В.А. Лефевр[47], И.Н. Семенов[74], В.И. Слободчиков[75], С.Ю. Степанов[79], С.Л. Рубинштейн [68] и др.); положения о функциях и механизмах рефлексивного процесса в сфере общения (Н.И. Гуткина[20], и др.).
Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:
I. Теоретические: изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, методы анализа и синтеза, моделирование, проектирование, систематизация, классификация и обобщение.
II. Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, психолого- педагогический эксперимент, диагностическое тестирование с использованием таких методик как: методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева; опросник «Методика диагностики рефлексивности» Карпова А.В.
III. Математические методы статистической обработки данных - количественный и качественный анализ.
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальную базу исследования составили учащиеся 10 х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района
г. Казани.
Группа «А» (экспериментальная) - 24 старшеклассника 10 А класса.
Группа «Б» (контрольная) - 24 старшеклассника 10 Б класса.
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
- На втором этапе (опытно - экспериментальном) проводилось проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми старших классов с целью формирования у них рефлексии.
- На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том что: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования рефлексии у детей старших классов, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Зазеркалье».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Зазеркалье» может использоваться в практике образовательных учреждений, в центрах психологической поддержки и консультирования подростков и семей.
Структура работы: введение, 2 главы, включающие 7 параграфов, выводы по главам, заключение, приложения, иллюстрированы рисунками, таблицами, список литературы.
Особый период качественного психического развития приходится на подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной возбудимостью, повышенной тревожностью и силой переживаний событий. Нестабильность эмоциональной сферы, доминирование эмоциональных состояний над интеллектуальной оценкой ситуации и выбором тактики действия, обостряет проблему развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним психологическим состоянием и адекватными формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Под влиянием общественного внимания просматриваются снижение внутреннего самоконтроля у молодежи, уровня личной ответственности за преобразование мира и себя самого, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни.
Основным новообразованием старшего подросткового возраста является рост самосознания - следствие расширившегося общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, со взрослыми и со сверстниками. Развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний.
Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость. Таким образом, проблема рефлексии, как фундаментальной основы саморегуляции психических состояний подростка выступает на первый план.
В связи с этим ФГОС основного общего образования, регламентирует организацию современного образовательного процесса, в нем подчеркивается необходимость создания условий для актуализации разнообразных рефлексивных процессов, оказание помощи учащимся в овладении навыками самоорганизации и самоуправления, в получении ими опыта саморегуляции в мыслительной деятельности, в общении и умении договариваться с другими людьми при выполнении коллективных задач, в осознании личностной динамики и собственных возможностей.
Современная психология различает интеллектуальную, логическую, личностную, межличностную, социально-личностную рефлексию. Вызывает разногласия и вопрос об основной функции рефлексии.
Исследователи описывают её и как некий уровень или составляющую мыслительного процесса (И.Н. Семенов [74], Н.Г. Алексеев [1], В.В. Давыдов [21] и др.), и как особую деятельность по налаживанию социальных связей и взаимодействий (Т.П. Щедровицкий [91], М.И.Найдёнов ); и как составляющую структуры саморегуляции личности (A.B. Карпов [35], И.М. Скитяева [34]).
В нашем исследовании мы опираемся на исследования A.B. Карпова [34], трактующего рефлексию как общую человеческую способность. Авторы определяют рефлексию как некий наивысший по степени
интегрированности процесс, позволяющий говорить о механизме выхода психики за собственные пределы. Данная особенность обуславливает пластичность и адаптивность рефлексии как феномена психики [34; 35].
Из всего многообразия видов рефлексии мы остановимся на изучении личностной рефлексии, так как именно она выполняет функцию анализа собственно личностных особенностей индивида, что связано и с формированием целей его существования.
Феномен личностной рефлексии получил достаточно широкое освещение в трудах зарубежных авторов. Это ориентированные на практику исследования, проводящиеся в рамках психологии личности (Я. Шнедер [90]) и педагогической психологии (М.Э. Боцманова [29], Захарова A.B. [29], и др.) В отечественной психологии исследования проводились в рамках, возрастной психологии И. Гуткиной [20] и С.Ю. Степановым [78]. Личностной рефлексии приписывалась функция исследования собственного самосознания, что позволяло отнести её к феноменам мыслительного процесса [79]. В последнее время отмечается повышенный интерес к данной проблеме, что отражается во многих современных исследованиях (Ю.Л. Линецкий [49], Т.А. Симакова [73]). Так же изучались возможности развития рефлексии (Н.Г. Алексеев [1], О.С. Анисимов [4], В.Н. Барцалкина [8] и др.).
В нашей работе, вслед за А.В. Карповым [32], мы будем считать, что результатом рефлексии как процесса, разворачивающегося на уровне личности человека, является изменение тех или иных сторон личности и её самосознания, динамика установок, намерений, убеждений, личностных смыслов и др.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС к личностным характеристикам выпускника, включающим в себя наличие высокого уровня сформированности рефлексии старшеклассника и с одной стороны, и недостаточным использованием в практике школ психолого - педагогических мероприятий, направленных на формирование рефлексии старшеклассников, с другой стороны.
На основе противоречия определена проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования рефлексии старшеклассников?
Актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Формирование рефлексии у старшеклассников».
Цель исследования: выявить и в опытно - экспериментальной работе проверить эффективность программы по формированию рефлексии у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования рефлексии старшеклассников.
Гипотеза исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников будет эффективным если:
— опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— учитывать особенности формирования рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность понятия рефлексии в современной науке.
2. Рассмотреть сущность и особенности личностной рефлексии старшеклассников.
3. Выявить эффективные формы и методы формирования рефлексии у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Зазеркалье» по формированию рефлексии старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования явились ведущие принципы и фундаментальные труды отечественной и зарубежной психологии: развития (Выготский Л.С. [17], Давыдов В.В. [22], Мухина А.С. [55], Эриксон Э.[89], Эльконин Б.Д.[88] и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г. [2], Рубинштейн С.Л. [68], и др.).; психологии личности (Л.С. Выготский[17] и др.); положения о системной детерминации психических явлений (Л.С. Выготский [17], Б.Ф. Ломов [46]и др.), о закономерностях рефлексивного сознания, о типах, видах, этапах становления, механизмах осуществления и сферах проявления рефлексии (Н.Г. Алексеев[1], Б.Г. Ананьев[2], Л.И. Божович[9], Л.С. Выготский [17], Н.И. Гуткина[20], В.В. Давыдов[21], В.А. Лефевр[47], И.Н. Семенов[74], В.И. Слободчиков[75], С.Ю. Степанов[79], С.Л. Рубинштейн [68] и др.); положения о функциях и механизмах рефлексивного процесса в сфере общения (Н.И. Гуткина[20], и др.).
Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:
I. Теоретические: изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, методы анализа и синтеза, моделирование, проектирование, систематизация, классификация и обобщение.
II. Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, психолого- педагогический эксперимент, диагностическое тестирование с использованием таких методик как: методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева; опросник «Методика диагностики рефлексивности» Карпова А.В.
III. Математические методы статистической обработки данных - количественный и качественный анализ.
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальную базу исследования составили учащиеся 10 х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района
г. Казани.
Группа «А» (экспериментальная) - 24 старшеклассника 10 А класса.
Группа «Б» (контрольная) - 24 старшеклассника 10 Б класса.
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
- На втором этапе (опытно - экспериментальном) проводилось проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми старших классов с целью формирования у них рефлексии.
- На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том что: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования рефлексии у детей старших классов, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Зазеркалье».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Зазеркалье» может использоваться в практике образовательных учреждений, в центрах психологической поддержки и консультирования подростков и семей.
Структура работы: введение, 2 главы, включающие 7 параграфов, выводы по главам, заключение, приложения, иллюстрированы рисунками, таблицами, список литературы.
На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме нашего исследования мы изучили сущностную характеристику понятия «рефлексия».
Проведенный нами обзор показал, что при обращении к проблеме рефлексии следует учитывать две ее основные и наиболее специфические черты: во-первых, ее многовековую историю, во многом связанную с развитием представлений человека о самом себе и, следовательно, имеющую теснейшие гносеологические связи с философским знанием; во- вторых, ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и общенаучном характере данной проблемы, а также в широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработки.
Среди базовых направлений разработки проблемы рефлексии целесообразно выделить следующие:
- деятельностное направление;
- исследование рефлексии в контексте проблематики психологии мышления;
- анализ рефлексивных механизмов в структуре совместной деятельности; педагогическое направление, представители которого понимают рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности;
- личностное направление, где рефлексивное знание рассматривается как результат осмысления своей жизнедеятельности; генетическое направление исследования рефлексии;
- «системомыследеятельностный» подход, согласно которому рефлексия есть форма мыследеятельности;
- метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов;
- исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания;
- анализ рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и управления в целом;
- исследование рефлексивных процессов в контексте проблемы саморегуляции, а также произвольного контроля над деятельностью, в том числе в экстремальных условиях ее реализации.
Рефлексию мы считаем важным процессом для формирования личности подростка. В процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими, менять при необходимости или конструировать новые.
Подростковый возраст является критическим периодом психического развития человека, который сопровождается тревожными переживаниями, сомнениями и растерянностью. Вместе с этим данный возраст ознаменован стремительным ростом самосознания, открывающим новые возможности личностного развития.
Мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе со старшеклассниками по формированию рефлексии. Наиболее эффективными формами и методами мы считаем: тренинговые занятия, включающие в себя игры и упражнения на развитие рефлексии, арт-терапевтические техники, ведение дневника самонаблюдения, мини-сочинения, просмотр и дискуссии по художественным фильмам, чтение и обсуждение художественной литературы, медитацию.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у исследованных старшеклассников на этапе констатирующего эксперимента рефлексия сформирована на низком и среднем уровне, что не является достаточным для полноценного формирования личности старшеклассника.
На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали в группе «А» (экспериментальная) программу «Зазеркалье».
Результаты контрольного эксперимента показали, что существует существенная положительная динамика в уровне сформированности рефлексии у старшеклассников группы «А». Проверка статистической значимости результатов диагностических исследований на этапе контрольного эксперимента позволяет нам принять к доказательству гипотезу о том, что формирование рефлексии у старшеклассников наиболее эффективно формируется:
— если опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— если рассмотреть особенности личностной рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
Проведенный нами обзор показал, что при обращении к проблеме рефлексии следует учитывать две ее основные и наиболее специфические черты: во-первых, ее многовековую историю, во многом связанную с развитием представлений человека о самом себе и, следовательно, имеющую теснейшие гносеологические связи с философским знанием; во- вторых, ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и общенаучном характере данной проблемы, а также в широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработки.
Среди базовых направлений разработки проблемы рефлексии целесообразно выделить следующие:
- деятельностное направление;
- исследование рефлексии в контексте проблематики психологии мышления;
- анализ рефлексивных механизмов в структуре совместной деятельности; педагогическое направление, представители которого понимают рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности;
- личностное направление, где рефлексивное знание рассматривается как результат осмысления своей жизнедеятельности; генетическое направление исследования рефлексии;
- «системомыследеятельностный» подход, согласно которому рефлексия есть форма мыследеятельности;
- метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов;
- исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания;
- анализ рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и управления в целом;
- исследование рефлексивных процессов в контексте проблемы саморегуляции, а также произвольного контроля над деятельностью, в том числе в экстремальных условиях ее реализации.
Рефлексию мы считаем важным процессом для формирования личности подростка. В процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими, менять при необходимости или конструировать новые.
Подростковый возраст является критическим периодом психического развития человека, который сопровождается тревожными переживаниями, сомнениями и растерянностью. Вместе с этим данный возраст ознаменован стремительным ростом самосознания, открывающим новые возможности личностного развития.
Мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе со старшеклассниками по формированию рефлексии. Наиболее эффективными формами и методами мы считаем: тренинговые занятия, включающие в себя игры и упражнения на развитие рефлексии, арт-терапевтические техники, ведение дневника самонаблюдения, мини-сочинения, просмотр и дискуссии по художественным фильмам, чтение и обсуждение художественной литературы, медитацию.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у исследованных старшеклассников на этапе констатирующего эксперимента рефлексия сформирована на низком и среднем уровне, что не является достаточным для полноценного формирования личности старшеклассника.
На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали в группе «А» (экспериментальная) программу «Зазеркалье».
Результаты контрольного эксперимента показали, что существует существенная положительная динамика в уровне сформированности рефлексии у старшеклассников группы «А». Проверка статистической значимости результатов диагностических исследований на этапе контрольного эксперимента позволяет нам принять к доказательству гипотезу о том, что формирование рефлексии у старшеклассников наиболее эффективно формируется:
— если опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— если рассмотреть особенности личностной рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
Подобные работы
- Формирование рефлексии у старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социолингвистической компетенции на уроках
английского языка в старших классах
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



