Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения

Работа №8169

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы163 стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
734
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
§ 1 .Предприимчивость как категория современной науки 14
§2.Сущность процесса формирования предприимчивости у
старшеклассников 34
§З. Опыт формирования предприимчивости в педагогической
практике 56
ВЫВОДЫ 69
Глава II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ
§1. Модель формирования предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения 71
§2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения 92
§3 Результаты опытно-экспериментальной работы 114
ВЫВОДЫ 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 148



Актуальность темы исследования обусловлена современной социальной ситуацией, характеризующейся кардинальными изменениями, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, они становятся более жесткими, требующими от личности самостоятельности, умения принимать решения, нести ответственность за свои поступки, стремиться к фактическому участию в трудовой и общественной деятельности. Преуспеть в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научится определять цель деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, выбирать наиболее рациональные решения, анализировать результаты деятельности. В связи с разгосударствлением собственности, приватизацией, развитием малого и среднего бизнеса, все более возрастает спрос на предприимчивую личность: решительную, инициативную, целеустремленную, ответственную, способную к самостоятельному участию в экономической жизни общества. Сегодня, в условиях развития рыночного общества, одной из приоритетных задач, стоящих перед школой, является обеспечение процесса передачи социального опыта, позволяющего подрастающему поколению успешно адаптироваться в новой социально-экономической среде. От сформированности у будущих граждан предприимчивости во многом будет зависеть и экономическая стабильность в обществе. Однако массовая практика воспитания и обучения свидетельствует о недостаточно эффективных результатах в плане формирования этих важных качеств личности.
В исследованиях, посвященных проблеме формирования предприимчивости, (А. И. Агеев, А. Ф. Аменд, М. Вудкок, П. Друккер, Д. В. Коняев, В. Н. Кузин, Б. А. Райзберг, М. Н. Умутбаев, и др.) в основном преобладает функциональный подход к изучению

предприимчивости, то есть внимание уделяется лишь некоторым аспектам этого феномена. Педагогические процессы формирования разных сторон предприимчивости рассматриваются без взаимосвязи друг с другом, не учитываются возможности общеобразовательного процесса для формирования предприимчивости.
При общей разработанности проблемы формирования деловых качеств недостаточно рассмотрен такой аспект, как формирование предприимчивости у старшеклассников. Процесс формирования предприимчивости наиболее эффективен в старшем школьном возрасте, об этом свидетельствуют психолого-педагогические характеристики данного возраста (JI. И. Божович И. С. Кон, Б. Г. Эльконин). В настоящее время накоплен опыт формирования деловых качеств в рамках бизнес-фестивалей, экономических конкурсов, проектной деятельности (А. С. Борисов, В. В. Быков, П. В. Ощепков). В то же время этот опыт не получил глубокого научного обоснования. В науке и практике освещаются такие аспекты проблемы формирования деловых качеств у школьников, как обучение основам предпринимательской деятельности (В. А. Райзберг, М. Н. Руткевич,
В. Д. Симоненко), воспитание конкурентоспособности у старших подростков (Н. Б. Тарасова), подготовка учащихся к труду в условиях перехода к рыночным отношениям (А. С.Агошкова, Т. В. Елисина, И. И. Зарецкая). Однако результаты данных исследований не нашли широкого применения в связи со слабой их изученностью, недостаточной разработанностью содержания, методов и форм деятельности, направленной на формирование предприимчивости.
Проведенные исследования (Б. 3. Вульфов, И. И. Зарецкая, Б. Т. Лихачев) свидетельствуют о низком уровне сформированное™ предприимчивости у современных старшеклассников. Среди причин этого -недостаточное внимание школы к проблеме формирования

предприимчивости, слабая подготовленность педагогов к решению данных задач, отсутствие методических рекомендаций, а также недостаточное использование возможностей общеобразовательного процесса.
Сегодня существует потребность разработки организационных форм образовательного процесса, позволяющих оптимизировать процесс формирования предприимчивости у старшеклассников. Профильное обучение, главная цель которого - развитие интересов, склонностей и способностей личности, имеет особые воспитательные возможности, которые еще мало изучены. Но можно утверждать, что вариативность совместной деятельности, интеграция учебной и внеклассной работы, включенность старшеклассников во множество социальных связей и контактов позволяет использовать данную форму образовательного процесса для формирования предприимчивости.
Анализ социально-педагогической, методической, экономической литературы и практики по изучаемой проблеме позволил выявить ряд противоречий:
- между потребностью общества в личности, обладающей такими социально-значимыми качествами, как решительность, целеустремленность, инициативность, находчивость, способность к риску и недостаточным вниманием к решению задач, связанных с формированием данных качеств;
-между наличием научно-обоснованных подходов к проблеме становления личности старшеклассника и недостаточной изученностью такого ее аспекта, как формирование предприимчивости у старшеклассников;
- между наличием практического опыта формирования у старшеклассников предприимчивости и недостаточным его научно-методическим обоснованием;

-между потребностью в формировании предприимчивости у старшеклассников и недостаточной реализацией воспитательных возможностей социально-экономического профиля обучения в образовательных учреждениях.
Выявленные противоречия определили выбор проблемы нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия, определяющие эффективность процесса формирования предприимчивости у старшеклассников в образовательном учреждении с социально-экономическим профилем обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание предприимчивой личности на современном этапе развития российского общества представляется наиболее важной проблемой системы образования. Преуспеть в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научится определять цель деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, выбирать наиболее рациональные решения, анализировать результаты деятельности. Изучение современного состояния проблемы формирования предприимчивости у старшеклассников, анализ психолого-педагогической литературы, научных и методических разработок, опыт работы показывают, что в настоящее время стало не только необходимо, но и возможно осуществлять процесс формирования предприимчивости у старшеклассников. В связи с этим, нами была предпринята попытка выявить научные основы формирования предприимчивости у старшеклассников. В результате настоящего исследования нами были решены поставленные задачи и сформулированы следующие выводы.
Во-первых, было уточнено научное понимание предприимчивости как качества личности. На основании анализа трактовок этого понятия мы определили собственное понимание этого феномена как интегрального свойства личности, обеспечивающего достижение цели и успеха в определенных экономических, социальных, политических ситуациях, когда индивиду необходимо выдвинуть идею и воплотить ее в жизнь. Мы рассматриваем предприимчивость как социальное качество личности, реализующиеся в трудовой, познавательной, научной, художественной, коммерческой деятельности. В структуре предприимчивости мы выделили три взаимосвязанных компонента, характеризующие сущность предприимчивости и включающие совокупность основных свойств личности: ценностномотивационный (ответственность, целеустремленность, коммуникативность, решительность); творческий,

(инициативность, находчивость, креативность); деятельностный, (самостоятельность, организаторские качества, готовность рисковать, компетентность). Результаты опытно-экспериментальной работы послужили основанием для определения уровней, критериев и показателей сформированности предприимчивости.
Во-вторых, в процессе опытно-экспериментальной работы, была подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы об эффективности процесса формирования предприимчивости при создании следующих организационно-педагогических условий: формировании в процессе урочной и внеурочной деятельности положительной мотивации к участию в социально-экономической деятельности, организации деятельностно-ориентированного пространства, позволяющего старшеклассникам проявлять предприимчивость на основе использования экономических знаний и педагогической организации субъектного опыта старшеклассников. Построение процесса формирования предприимчивости основывается на принципе целостности образовательного процесса, то есть единства учебной и внеучебной деятельности, и состоит из трех взаимосвязанных этапов, обеспечивающих движение старшеклассников от формирования положительного отношения к предпринимательской деятельности до участия в специально-организованном школьном предпринимательстве.
В-третьих, нами обоснована и реализована на основе системнодеятельностного подхода модель формирования предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения. Разработанная модель определяет целевые ориентиры, содержание, принципы построения и организационно-педагогические условия реализации процесса формирования предприимчивости у старшеклассников. Особенностью разработанной нами модели процесса формирования предприимчивости у старшеклассников является интеграция учебной и внеучебной деятельности. Была разработана система средств процесса формирования предприимчивости у старшеклассников, ведущую роль в котором играет школьное предпринимательство, которое представляет собой упрощенную модель реальной предпринимательской деятельности. Деятельность школьных коммерческих объединений дает возможность старшеклассникам научиться ставить цели и достигать их, испытать свои способности в искусстве руководить и принимать решения, усвоить принципы экономики и предпринимательства, узнать все о ведении бизнеса. Наряду со школьным предпринимательством, наиболее способствуют формированию предприимчивости активные методы обучения, нетрадиционные технологии преподавания экономики, система традиционных дел социально-экономического профиля.



1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления.- М.:Экономика, 1987.-191с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
3. Агапов И. Г. Организационно- педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся.- М.,1997.
4. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и куль- туры.-М.: Наука, 1991.
5. Аменд А. Ф., Сасова И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки М. .’Просвещение, 1988г. 129 с.
6. Аменд А. Ф. Экономическое воспитание учащейся молодёжи// Те¬зисы докладов научной конференции.- Челябинск, 1989.-С.6.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2.- М.,1980.- С.256-258.
8. Анастази А. Психологическое тестирование.- М.,1982.-С.98-105.
9. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства.-М., 1993. №2 С.23.
10. Арапов А.В. Воспитательная деятельность временного социального объединения старшеклассников. Дис....канд.пед.наук.- Ташкент, 1991.
11. Арефьев И.П. Теория и методика работы по предпрофильному са-моопределению учащихся:Учеб.Пособ.,Шуя:-Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»,2004.-260с.
12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль,1976.-158с.

13. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предприни-мательской деятельности. Методическое пособие для преподавате- лей.-М.: ЗАО «КОНСЭКО», 1998.-160с.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы.-М.: Просвещение, 1998.-480с.
15. Балабанов С.С.и др. Имидж предпринимателя у педагогов и уча-щихся//СОЦИС, 1993, №2.
16. Басов М.Я. Избранные психологические произведения/ Под ред. АПН СССО проф. Мясищева В.Н. и проф. Мерлина-М.-.Педагогика, 1975.
17. Беляев А. П. и др. Энциклопедия начинающего предпринимателя.- М.: Изд-во РУДН, 1992.-161с.
18. Бельчиков Я. М. ,Бирштейн М. М. Деловые игры.-Рига,1989.
19. Беспалов В. А Наука и искусство принятия управленческих реше¬ний,- Киев: Вища шк.,1985.-135с.
20. БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогических технологий.-М.: Педаго¬гика, 1989.-192с.
21. Бирштейн М. М. Производственные игры/Серия «Экономика и ор-ганизация производства» .-М., 1978.
22. Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование//БСЭ.-3- изд.-М.: 1974.-Т.16-С.393-395.
23. Битинас Б.П., Катаев Л.И. Педагогическая диагностика : сущность, функции, перспективы.//Сов. Педагогика, 1993№2С 10-15.
24. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения,- М.: Изд- во АН РСФСР, 1961.-694с.
25. Богданов М. В. Обучение старшеклассников основам предпринима-тельской деятельности: Автореф. Дис....канд.пед.наук.- Самара, 1999.-18 с.

26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Псих.ис.М.: Просвещение, 1968.
27. Бояринцева А. В. Бизнес и дети//Педагогика,-1993.-№6.-С.91-97.
28. Братусь Б. С. Аномалии личности.-М.:Мысль,1988.-304с.
29. Бреева Е. Б. Политика, дети и рынок// Социологические исследова- ния.-1993.-№2.-С.27-30
30. Брокгауз Р. Психология предпринимательства//Данные электрон¬ных источников.
31. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности- М.: Педагогика,-1971.-154с.
32. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в 2-х кн.-М.: Интерпракс,1994.
33. Быков В. В. и др. Основы проектирования собственного дела/ Учебно-метод. пособие для начинающих предпринимателей, изд. 2- ое.М.,-2000.-55с.
34. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащих- ся.-М.: Педагогика, 1983.-96с.
35. Великанов В. Портрет Современного предпринимателя в интерьере нашей экономики// Наука и жизнь .1992.-№9.-С.94.
36. ВоробьёвН.Е., Саянов Е.Б., Шатова Н.Г. Содержание трудовой под¬готовки как средство формирования личности в средней школе США.// Формирование у учащихся знаний и умений в единстве с личностью.- Волгоград,- 1989.-С .97-103.
37. Вудкок М, Френсис Д. Раскрепощённый менеджер.- М.: Дел о, 1991.¬320с.
38. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика,
1991.-480с.
39. Выготский Л.С. История развития высших психических функ- ций.Сбор. Соч.: в 6 т. -т.З.-М., 1983.
135

40. Галушко Н.А. Экономическая подготовка старшеклассников как средство их профессионального самоопределения: Дис... .канд.пед.наук.-Курган, 1999.-185с.
41. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества.- М.: Про¬гресс, 1976.-С.94
42. Гербарт И. Ф. Избр.пед.соч.-М. книгоиздательство Тихомирова К.И.,1913.
43. Гершунский Б. С. Перспективы развития системы непрерывного образования.-М.: Педагогика ,1990.-221с.
44. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее: (Кризис образо¬вания в России на пороге XXI века).- Челябинск, 1993 .-240с.
45. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций.-М.: Со-вершенство, 1998.-608с


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ