Совершенствование организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний ИТ-сегмента
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическая основа деятельности молодых инновационных компаний 8
1.1 Сущность молодых инновационных компаний 8
1.2 Ресурсное обеспечение развития стартапов и молодых инновационных компаний 21
1.3 Организационно-управленческие аспекты развития стартапов и молодых
инновационных компаний: методологическая база 30
Глава 2 Практические аспекты функционирования и развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте 47
2.1 Анализ специфики функционирования и развития стартап-компаний в ИТ- сегменте в Российской Федерации 47
2.2. Анализ зарубежного опыта функционирования и развития стартап-компаний в ИТ-сегменте 57
2.3 Анализ группы молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте в г.Казань 65
Глава 3 Направления повышения эффективности организационного управления молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте 85
3.1 Актуальные организационно-управленческие проблемы развития молодых
инновационных компаний в ИТ-сегменте в Республике Татарстан 85
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте в Республике Татарстан 88
Заключение 104
Список используемой литературы 109
Приложение
Глава 1 Теоретическая основа деятельности молодых инновационных компаний 8
1.1 Сущность молодых инновационных компаний 8
1.2 Ресурсное обеспечение развития стартапов и молодых инновационных компаний 21
1.3 Организационно-управленческие аспекты развития стартапов и молодых
инновационных компаний: методологическая база 30
Глава 2 Практические аспекты функционирования и развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте 47
2.1 Анализ специфики функционирования и развития стартап-компаний в ИТ- сегменте в Российской Федерации 47
2.2. Анализ зарубежного опыта функционирования и развития стартап-компаний в ИТ-сегменте 57
2.3 Анализ группы молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте в г.Казань 65
Глава 3 Направления повышения эффективности организационного управления молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте 85
3.1 Актуальные организационно-управленческие проблемы развития молодых
инновационных компаний в ИТ-сегменте в Республике Татарстан 85
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте в Республике Татарстан 88
Заключение 104
Список используемой литературы 109
Приложение
Основными акторами в современных высокотехнологичных рыночных сегментах выступают автономные малые инновационные предприятия на ранних стадиях развития - стартапы. Планомерная исследовательская и практическая работа по формированию условий для их успешного функционирования в рамках общемировой и российской действительности вызывает широкий интерес у представителей различных научных направлений.
Актуальность данной тематики исследования подтверждается, в первую очередь, современным стратегическим курсом развития Российской Федерации в направлении повышения доли высокотехнологичных секторов экономики, куда, согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации в период до 2020 года», входит и одна из наиболее быстроразвивающихся рыночных сфер - сфера информационных технологий (IT). Будучи продиктованным общемировыми экономическими и технологическими тенденциями, данный курс акцентирует особое внимание на наиболее динамично развивающихся рыночных субъектов в лице молодых инновационных компаний (или стартап-компаний). В последние годы особо ярко данная сфокусированная политика проявилась в создании и развитии инновационной инфраструктуры поддержки в формате бизнес-инкубаторов, акселераторов, технопарков и формировании венчурных институтов развития. В данном отношении стоит отметить возросшую роль Республики Татарстан - одного из передовых российских инновационных регионов , в том числе, с позиции отечественной ИТ-индустрии, стартап- компании на территории которого и являются центральным объектом проводимого исследования. Вторым важным аргументом в подтверждение высокой степени актуальности рассматриваемой тематики видится необходимость в расширении и углублении недостаточной научной разработанности вопросов деятельности стартап-компаний, в особенности, в рамках отечественной науки. Несмотря на то, что то небольшое количество научных работ (представленных, преимущественно, зарубежными исследователями) в большей степени сфокусировано на рассмотрении теоретических и практических аспектов инвестирования, финансирования и технологических процессов в молодых инновационных ИТ-компаний на ранних стадиях развития (до 1 года), вопросам организационно-управленческого развития стартапов уделяется чрезвычайно мало внимания. В-третьих, актуальность тематики исследования в контексте рассмотрения управления развитием стартап-компаний обуславливается низкой степенью их выживаемости на мировом рынке в целом и, соответственно, потребностью в изучении способов решения данной проблемы. Практическая ценность научного подхода к исследованию данного аспекта особо велика: именно научная мысль способна формализовать, выделить и объяснить не только основные коммерческие и технологические, но также и организационно-управленческие критерии успешности современных российских ИТ-стартапов.
Объектом исследования в данной работе являются молодые инновационные компании, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий в Республике Татарстан.
В качестве предмета исследования выступают организационно-управленческие аспекты развития молодых инновационных компаний в сфере информационных технологий в Республике Татарстан.
Целью данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте, базирующихся и осуществляющих деятельность в Республике Татарстан.
В качестве задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели, определены следующие шаги:
• дать сущностную характеристику молодым инновационным компаниям (далее, стартап-компаниям);
• изучить ресурсное обеспечение стартап-компаний;
• выявить основные факторы организационно-управленческого развития стартап-компаний, инструменты и механизмы управления ими;
• исследовать российский (федеральный) и зарубежный опыт управления стартап-компаниями в ИТ-сегменте;
• провести анализ системы организационного управления в стартап- компаниях ИТ-сегмента в Республике Татарстан с целью выявления актуальных организационно-управленческих проблем;
• разработать рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний в Республике Татарстан.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные теоретические концепции и гипотезы касательно сущности и содержания понятия «стартап», отличительные особенности данных компаний и методики анализа их организационно-управленческой деятельности, представленные в научно-исследовательских работах отечественных и зарубежных ученых. Помимо этого, в ходе проведения данного исследования применялись данные из статистических материалов государственных и автономных некоммерческих организаций, отчетов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, что позволило комплексно проанализировать состояние стартап-индустрии в ИТ-сфере России и мира.
Теоретической базой магистерской диссертации выступают работы отечественных и зарубежных исследователей в сфере инновационного предпринимательства. В качестве информационной и эмпирической базы данного исследования выступают данные российской и зарубежной статистики в области инноваций и предпринимательства, а также малого бизнеса в ИТ-сфере.
Исследованию сущности и особенностей развития стартап-компаний посвящены работы Бондаренко Т.Г. и Исаева Е.А. («Стартапы в России: актуальные вопросы развития»), Е.Д. Бабаева («К вопросу о роли интернет-стартапов в современной электронной экономике»), Т.Л. Безруковой («Современное состояние и развитие стартапов»), а также зарубежных исследователей E. Ries («Business from scratch: Lean Startup method to quickly test ideas and selecting a business model»), P.Thiel и B.Masters («From zero to one: how to create a startup that will change the future»). Вопрос ресурсного обеспечение их деятельности рассматривается в работах Е. Руденко («Проблемы финансирования стартапов: российская практика»), Ф.М. Левина («Определяющие факторы успеха краутфандинговых проектов»), S. Magri («The Financing of small innovative firms: the Italian case»). Исследованием зарубежного опыта управления молодыми инновационными ИТ-компаниями занимаются такими ученые, как С.С. Маслов («Создание «стартапов» с использованием инструментов и методологии управления проектами») и другие. Изучение организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний посвящены работы С.А. Соколовой («Совершенствование методов управления инновационными высокотехнологичными проектами»), E. Romanelli («Environments and strategies of organization start-up: effects on early survival»).
В качестве практической базы исследования в работе были взяты данные группы соизмеримых по характеру продукта, размеру и стадии жизненного цикла зарубежных (Германия) и российских (г. Москва и Республика Татарстан) ИТ-стартапов, изучены экспертные оценки представителей соответствующих инфраструктурных объектов ИТ-сегмента (ИТ-парк, Университет Иннополис, Акселератор Иннополис и ряд других). Используемые данные были получены в случае с отечественными представителями - в рамках прохождения преддипломной практики, в случае с зарубежными стартапами и экспертами - в рамках полугодичного обучения в Германии.
При написании данной работы были использованы такие социально-экономические методы исследования, как анкетирование, интервьюирование, PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ, построение конкурентного профиля организации и ряд других.
Практическая значимость исследования заключается в результатах двух основных направлений проведенной работы - исследовательском и проектном. В первом случае значимость исследования проявляется в публикации статей по относительно неразработанной в научной среде тематике - организационно-управленческих проблемах деятельности стартап-компаний ИТ-сегмента. Во втором случае подразумевается разработка проектных рекомендаций для конкретных существующих молодых инновационных ИТ-компаний (в Республике Татарстан).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении выражены цель, задачи, объект и предмет данного исследования.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития молодых инновационных компаний, рассматривается ресурсное обеспечение и организационно-управленческие составляющие развития.
Во второй главе внимание уделено практическому исследованию молодых инновационных компаний в разрезе зарубежного опыта и отечественных реалий развития ИТ-индустрии.
В третьей главе рассматриваются основные организационно¬управленческие проблемы развития молодых инновационных компаний.
В заключении подведены основные итоги магистерской диссертации.
Основным результатом данной выпускной квалификационной работы является разработка и обоснование рекомендаций по решению организационно - управленческих проблем на примере стартап-компании из Республики Татарстан.
Актуальность данной тематики исследования подтверждается, в первую очередь, современным стратегическим курсом развития Российской Федерации в направлении повышения доли высокотехнологичных секторов экономики, куда, согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации в период до 2020 года», входит и одна из наиболее быстроразвивающихся рыночных сфер - сфера информационных технологий (IT). Будучи продиктованным общемировыми экономическими и технологическими тенденциями, данный курс акцентирует особое внимание на наиболее динамично развивающихся рыночных субъектов в лице молодых инновационных компаний (или стартап-компаний). В последние годы особо ярко данная сфокусированная политика проявилась в создании и развитии инновационной инфраструктуры поддержки в формате бизнес-инкубаторов, акселераторов, технопарков и формировании венчурных институтов развития. В данном отношении стоит отметить возросшую роль Республики Татарстан - одного из передовых российских инновационных регионов , в том числе, с позиции отечественной ИТ-индустрии, стартап- компании на территории которого и являются центральным объектом проводимого исследования. Вторым важным аргументом в подтверждение высокой степени актуальности рассматриваемой тематики видится необходимость в расширении и углублении недостаточной научной разработанности вопросов деятельности стартап-компаний, в особенности, в рамках отечественной науки. Несмотря на то, что то небольшое количество научных работ (представленных, преимущественно, зарубежными исследователями) в большей степени сфокусировано на рассмотрении теоретических и практических аспектов инвестирования, финансирования и технологических процессов в молодых инновационных ИТ-компаний на ранних стадиях развития (до 1 года), вопросам организационно-управленческого развития стартапов уделяется чрезвычайно мало внимания. В-третьих, актуальность тематики исследования в контексте рассмотрения управления развитием стартап-компаний обуславливается низкой степенью их выживаемости на мировом рынке в целом и, соответственно, потребностью в изучении способов решения данной проблемы. Практическая ценность научного подхода к исследованию данного аспекта особо велика: именно научная мысль способна формализовать, выделить и объяснить не только основные коммерческие и технологические, но также и организационно-управленческие критерии успешности современных российских ИТ-стартапов.
Объектом исследования в данной работе являются молодые инновационные компании, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий в Республике Татарстан.
В качестве предмета исследования выступают организационно-управленческие аспекты развития молодых инновационных компаний в сфере информационных технологий в Республике Татарстан.
Целью данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте, базирующихся и осуществляющих деятельность в Республике Татарстан.
В качестве задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели, определены следующие шаги:
• дать сущностную характеристику молодым инновационным компаниям (далее, стартап-компаниям);
• изучить ресурсное обеспечение стартап-компаний;
• выявить основные факторы организационно-управленческого развития стартап-компаний, инструменты и механизмы управления ими;
• исследовать российский (федеральный) и зарубежный опыт управления стартап-компаниями в ИТ-сегменте;
• провести анализ системы организационного управления в стартап- компаниях ИТ-сегмента в Республике Татарстан с целью выявления актуальных организационно-управленческих проблем;
• разработать рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний в Республике Татарстан.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные теоретические концепции и гипотезы касательно сущности и содержания понятия «стартап», отличительные особенности данных компаний и методики анализа их организационно-управленческой деятельности, представленные в научно-исследовательских работах отечественных и зарубежных ученых. Помимо этого, в ходе проведения данного исследования применялись данные из статистических материалов государственных и автономных некоммерческих организаций, отчетов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, что позволило комплексно проанализировать состояние стартап-индустрии в ИТ-сфере России и мира.
Теоретической базой магистерской диссертации выступают работы отечественных и зарубежных исследователей в сфере инновационного предпринимательства. В качестве информационной и эмпирической базы данного исследования выступают данные российской и зарубежной статистики в области инноваций и предпринимательства, а также малого бизнеса в ИТ-сфере.
Исследованию сущности и особенностей развития стартап-компаний посвящены работы Бондаренко Т.Г. и Исаева Е.А. («Стартапы в России: актуальные вопросы развития»), Е.Д. Бабаева («К вопросу о роли интернет-стартапов в современной электронной экономике»), Т.Л. Безруковой («Современное состояние и развитие стартапов»), а также зарубежных исследователей E. Ries («Business from scratch: Lean Startup method to quickly test ideas and selecting a business model»), P.Thiel и B.Masters («From zero to one: how to create a startup that will change the future»). Вопрос ресурсного обеспечение их деятельности рассматривается в работах Е. Руденко («Проблемы финансирования стартапов: российская практика»), Ф.М. Левина («Определяющие факторы успеха краутфандинговых проектов»), S. Magri («The Financing of small innovative firms: the Italian case»). Исследованием зарубежного опыта управления молодыми инновационными ИТ-компаниями занимаются такими ученые, как С.С. Маслов («Создание «стартапов» с использованием инструментов и методологии управления проектами») и другие. Изучение организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний посвящены работы С.А. Соколовой («Совершенствование методов управления инновационными высокотехнологичными проектами»), E. Romanelli («Environments and strategies of organization start-up: effects on early survival»).
В качестве практической базы исследования в работе были взяты данные группы соизмеримых по характеру продукта, размеру и стадии жизненного цикла зарубежных (Германия) и российских (г. Москва и Республика Татарстан) ИТ-стартапов, изучены экспертные оценки представителей соответствующих инфраструктурных объектов ИТ-сегмента (ИТ-парк, Университет Иннополис, Акселератор Иннополис и ряд других). Используемые данные были получены в случае с отечественными представителями - в рамках прохождения преддипломной практики, в случае с зарубежными стартапами и экспертами - в рамках полугодичного обучения в Германии.
При написании данной работы были использованы такие социально-экономические методы исследования, как анкетирование, интервьюирование, PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ, построение конкурентного профиля организации и ряд других.
Практическая значимость исследования заключается в результатах двух основных направлений проведенной работы - исследовательском и проектном. В первом случае значимость исследования проявляется в публикации статей по относительно неразработанной в научной среде тематике - организационно-управленческих проблемах деятельности стартап-компаний ИТ-сегмента. Во втором случае подразумевается разработка проектных рекомендаций для конкретных существующих молодых инновационных ИТ-компаний (в Республике Татарстан).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении выражены цель, задачи, объект и предмет данного исследования.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития молодых инновационных компаний, рассматривается ресурсное обеспечение и организационно-управленческие составляющие развития.
Во второй главе внимание уделено практическому исследованию молодых инновационных компаний в разрезе зарубежного опыта и отечественных реалий развития ИТ-индустрии.
В третьей главе рассматриваются основные организационно¬управленческие проблемы развития молодых инновационных компаний.
В заключении подведены основные итоги магистерской диссертации.
Основным результатом данной выпускной квалификационной работы является разработка и обоснование рекомендаций по решению организационно - управленческих проблем на примере стартап-компании из Республики Татарстан.
Анализ теории и практики управления инновационной деятельностью свидетельствует о невозможности решения поставленных задач экономического развития России без увеличения числа и повышения результативности деятельности инновационно-ориентированных и инновационно-активных предприятий малого и среднего бизнеса, в которых, как правило, зарождаются и проходят апробацию новые технологии и на их основе разрабатываются новые продукты.
Как было выявлено в ходе исследования, в основе стартап-компаний в независимости от отраслевой специализации и стадии развития, лежат: инновационная идея, выраженная в разрабатывающемся или уже готовом к реализации продукте или услуге; ускоренное организационное развитие; первоначальные ресурсные ограничения; короткий срок операционной деятельности; высокие риски прекращения деятельности из-за высокой степени нестабильности внешней и внутренней среды.
Стартапы становятся все более важным элементом современной экономики благодаря встроенным механизмам быстрого реагирования на внешние и внутренние факторы, стратегической ориентированности на быстрый рост и высокой степени гибкости, что помогает таким компаниям решать передовые задачи в сфере высоких технологий и при этом значительно лучше преодолевать финансово-кризисные явления в сравнении с крупными инертными фирмами.
Говоря об особенностях организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний, важно отметить, что во многом основные тенденции в развитии российского и мирового ИТ-сегмента обусловлены векторами развития глобальной сети Интернет. Ускоренное развитие интернет-технологий, минимальные ограничения доступа к сети, формирование новых, «информационно-цифровых», потребностей людей и компаний определили возникновение инновационных бизнес-моделей. Среди ключевых особенностей данных моделей - отсутствие затрат на сырье, упрощенные модели транспортировки цифровых данных и продуктов, качественно быстрое масштабирование проектов - все это привело рынок к новому - информационно-сетевому - типу экономики. Стоит также отметить и специфичность ведения бизнеса в сетевом пространстве - в данной области рынком формулируются совсем другие модели взаимодействия «потребитель- производитель», формируются иные показатели эффективности и системы управления бизнес-процессами. В отличие от традиционных моделей управления, модель управления в стартап-компаниях должна быть уникальна и нелегко копируема конкурентами.
В рамках данного исследования было установлено, что в настоящее время рынок стартапов в России в том виде, в котором он функционирует в развитых странах, проходит (а точнее, уже завершает) стадию зарождения. Этим объясняется сравнительно небольшое число прорывных стартапов с действительно инновационной (а не адаптированной из-за рубежа) идеей и новой бизнес-моделью, а также наличие определенных глобальных проблем, оказывающих существенное непосредственное или опосредованное влияние на организационно-управленческие аспекты их развития.
Наибольшую долю инвестиционно-привлекательных проектов представляют собой интернет-стартапы, в особенности, представляющие собой сервисные продукты. В данной части исследовательской работы также были кратко проанализированы (в том числе, с точки зрения особенностей организационно-управленческого развития) стартап-компании «Qlean» и «MoyGrafik» из г. Москва, занимающие одни из лидирующих позиций в рейтингах российских стартапов.
Особое внимание в рамках исследования тематики данной выпускной квалификационной работы уделяется изучению зарубежного (в частности, немецкого) опыта организации управления в стартап-компаниях. Говоря о стартап-индустрии применительно к немецкой экономике, важно отметить ее очевидное превосходство как в качественном, так и в количественном плане.
Среди основных трендов развития ИТ-стартапов в Германии, связанных с организационно-управленческим развитием данных компаний, можно выделить следующие: высокую популярность интернет-стартапов в общем объеме ИТ- компаний; более 80% немецких стартап-компаний работают с фокусом не только на внутренний, но и на зарубежные рынки и планируют дальнейшую интернационализацию; интернациональный состав стартап-команд; немногочисленность стартап-команды; доминирование плоских организационных иерархии; высокая степень взаимодействия стартапов с крупными компаниями.
В качестве объекта исследования были выбраны немецкие стартапы из инновационных центров ФРГ. К примеру, была проанализирована компания «Yukka lab», базирующаяся и осуществляющая деятельность в европейском стартап-столице - городе Берлин. Также для анализа были взяты две молодые инновационные ИТ-компании из агломерации Франкфурта-на-Майне («GraphCMS» и ««Acellere»»), также входящем в рейтинг городов-лидеров с точки зрения финансовых инвестиций в «ТОП-100 немецких стартапов».
В рамках практического исследования автором также было проведено комплексное интервьюирование экспертов в IT-индустрии в лице руководителей и сотрудников Бизнес-инкубатора и Бизнес-акселератора ИТ-парка (г. Казань), преподавателей и сотрудников Университета Иннополиса и Бизнес-акселератора (г. Иннополис), специалистов из частного сектора и служащих соответствующих профильных региональных и муниципальных органов власти. Одновременно с этим, с целью объективизации получаемых знаний, проводилось интервьюирование и анкетирование непосредственно самих основателей, руководителей и сотрудников ИТ-стартапов, рассмотренных выше.
Среди основных организационно-управленческих проблем развития, актуальных для всех рассмотренных ИТ-стартапов из Республики Татарстан:
• недостаточность стратегического планирования и управления в деятельности стартап-компании (отмеченная 85% опрошенных экспертов);
• проблема отсутствия системы управления информационными потоками, недостаточной регуляции внутриорганизационных интеллектуальных ценностей и их слабая интегрированность во внутренние бизнес-процессы (53%);
• отсутствие налаженных механизмов обучения новых сотрудников, впервые приходящих в компанию, что приводит к заметным издержкам и упущенной прибыли вследствие длительности процесса интеграции данных специалистов в рабочий процесс (65%);
• проблема слабой организованности маркетинговых действий (61%), связанная преимущественно с несбалансированностью ресурсного обеспечения маркетинговой деятельности (около 30% бюджета) и деятельностью по разработке продукта/услуги (около 70%);
• низкая интеграция проектного менеджмента в систему внутриорганизационного управления (84% респондентов) либо недостаточная эффективность имеющихся инструментов управления бизнес-процессами (72%).
Также непосредственное влияние на степень эффективности организационного управления в стартап-компаниях оказывает наличие проблем:
• низкой юридической «подкованности» руководителя и команды стартап-проекта (72% респондентов);
• низкой финансово-экономической квалификации и грамотности руководителей и сотрудников ИТ-стартапа (79%).
Среди основных рекомендаций, предложенных в заключительном параграфе работы:
• формирование партнерских отношений с крупными региональными и столичными компаниями из смежных и других секторов экономики. Из всевозможных существующих в настоящее время форматов и типов партнерства, наиболее оптимальными и выгодными для региональных стартапов (и, в частности, для ООО «Максат-РУС») видятся следующие: совместная разработка продукта или услуги; закупка корпоративным партнером технологий, продуктов и услуг у стартапа (иными словами, эксклюзивная продажа лицензий); совместное предприятие.
• переведение на аутсорсинг вдобавок к ведению бухгалтерского учета также проведение маркетинговой деятельности по продвижению продукта компании и юридическом сопровождении клиентских сделок. Это позволит компании оптимизировать бизнес-процессы и более эффективно распределить рабочую нагрузку за счет сосредоточения деятельности на главном направлении - разработке и технической поддержке платформы.
• воспользоваться одним из наиболее эффективных методов привлечения новых сотрудников с минимальным сроком последующей рабочей адаптации - установление системных контактов с сетью профильных образовательных учреждений;
• применение методик «Knowledge management» («Управление знаниями»). Данный инструмент, будучи легко интегрируемым для таких гибких организаций как ИТ-стартапы, предполагает ряд ключевых преимуществ для повышения эффективности их деятельности: в первую очередь, это снижение рисков потери или «переманивания» внутренних знаний и идей в результате ухода ключевых сотрудников; запуск процесса накопления знаний; повышение эффективности и экономичности обучения новых сотрудников; снижение издержек в результате минимизации повторений при выполнении задач, основанных на накопленных ранее знаниях и технологиях. Автором предлагаются следующие инструменты для эффективного управления знаниями в молодых инновационных ИТ-компаниях Республики Татарстан: «Learning review» и «After action review», База данных и База знаний.
Как было выявлено в ходе исследования, в основе стартап-компаний в независимости от отраслевой специализации и стадии развития, лежат: инновационная идея, выраженная в разрабатывающемся или уже готовом к реализации продукте или услуге; ускоренное организационное развитие; первоначальные ресурсные ограничения; короткий срок операционной деятельности; высокие риски прекращения деятельности из-за высокой степени нестабильности внешней и внутренней среды.
Стартапы становятся все более важным элементом современной экономики благодаря встроенным механизмам быстрого реагирования на внешние и внутренние факторы, стратегической ориентированности на быстрый рост и высокой степени гибкости, что помогает таким компаниям решать передовые задачи в сфере высоких технологий и при этом значительно лучше преодолевать финансово-кризисные явления в сравнении с крупными инертными фирмами.
Говоря об особенностях организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний, важно отметить, что во многом основные тенденции в развитии российского и мирового ИТ-сегмента обусловлены векторами развития глобальной сети Интернет. Ускоренное развитие интернет-технологий, минимальные ограничения доступа к сети, формирование новых, «информационно-цифровых», потребностей людей и компаний определили возникновение инновационных бизнес-моделей. Среди ключевых особенностей данных моделей - отсутствие затрат на сырье, упрощенные модели транспортировки цифровых данных и продуктов, качественно быстрое масштабирование проектов - все это привело рынок к новому - информационно-сетевому - типу экономики. Стоит также отметить и специфичность ведения бизнеса в сетевом пространстве - в данной области рынком формулируются совсем другие модели взаимодействия «потребитель- производитель», формируются иные показатели эффективности и системы управления бизнес-процессами. В отличие от традиционных моделей управления, модель управления в стартап-компаниях должна быть уникальна и нелегко копируема конкурентами.
В рамках данного исследования было установлено, что в настоящее время рынок стартапов в России в том виде, в котором он функционирует в развитых странах, проходит (а точнее, уже завершает) стадию зарождения. Этим объясняется сравнительно небольшое число прорывных стартапов с действительно инновационной (а не адаптированной из-за рубежа) идеей и новой бизнес-моделью, а также наличие определенных глобальных проблем, оказывающих существенное непосредственное или опосредованное влияние на организационно-управленческие аспекты их развития.
Наибольшую долю инвестиционно-привлекательных проектов представляют собой интернет-стартапы, в особенности, представляющие собой сервисные продукты. В данной части исследовательской работы также были кратко проанализированы (в том числе, с точки зрения особенностей организационно-управленческого развития) стартап-компании «Qlean» и «MoyGrafik» из г. Москва, занимающие одни из лидирующих позиций в рейтингах российских стартапов.
Особое внимание в рамках исследования тематики данной выпускной квалификационной работы уделяется изучению зарубежного (в частности, немецкого) опыта организации управления в стартап-компаниях. Говоря о стартап-индустрии применительно к немецкой экономике, важно отметить ее очевидное превосходство как в качественном, так и в количественном плане.
Среди основных трендов развития ИТ-стартапов в Германии, связанных с организационно-управленческим развитием данных компаний, можно выделить следующие: высокую популярность интернет-стартапов в общем объеме ИТ- компаний; более 80% немецких стартап-компаний работают с фокусом не только на внутренний, но и на зарубежные рынки и планируют дальнейшую интернационализацию; интернациональный состав стартап-команд; немногочисленность стартап-команды; доминирование плоских организационных иерархии; высокая степень взаимодействия стартапов с крупными компаниями.
В качестве объекта исследования были выбраны немецкие стартапы из инновационных центров ФРГ. К примеру, была проанализирована компания «Yukka lab», базирующаяся и осуществляющая деятельность в европейском стартап-столице - городе Берлин. Также для анализа были взяты две молодые инновационные ИТ-компании из агломерации Франкфурта-на-Майне («GraphCMS» и ««Acellere»»), также входящем в рейтинг городов-лидеров с точки зрения финансовых инвестиций в «ТОП-100 немецких стартапов».
В рамках практического исследования автором также было проведено комплексное интервьюирование экспертов в IT-индустрии в лице руководителей и сотрудников Бизнес-инкубатора и Бизнес-акселератора ИТ-парка (г. Казань), преподавателей и сотрудников Университета Иннополиса и Бизнес-акселератора (г. Иннополис), специалистов из частного сектора и служащих соответствующих профильных региональных и муниципальных органов власти. Одновременно с этим, с целью объективизации получаемых знаний, проводилось интервьюирование и анкетирование непосредственно самих основателей, руководителей и сотрудников ИТ-стартапов, рассмотренных выше.
Среди основных организационно-управленческих проблем развития, актуальных для всех рассмотренных ИТ-стартапов из Республики Татарстан:
• недостаточность стратегического планирования и управления в деятельности стартап-компании (отмеченная 85% опрошенных экспертов);
• проблема отсутствия системы управления информационными потоками, недостаточной регуляции внутриорганизационных интеллектуальных ценностей и их слабая интегрированность во внутренние бизнес-процессы (53%);
• отсутствие налаженных механизмов обучения новых сотрудников, впервые приходящих в компанию, что приводит к заметным издержкам и упущенной прибыли вследствие длительности процесса интеграции данных специалистов в рабочий процесс (65%);
• проблема слабой организованности маркетинговых действий (61%), связанная преимущественно с несбалансированностью ресурсного обеспечения маркетинговой деятельности (около 30% бюджета) и деятельностью по разработке продукта/услуги (около 70%);
• низкая интеграция проектного менеджмента в систему внутриорганизационного управления (84% респондентов) либо недостаточная эффективность имеющихся инструментов управления бизнес-процессами (72%).
Также непосредственное влияние на степень эффективности организационного управления в стартап-компаниях оказывает наличие проблем:
• низкой юридической «подкованности» руководителя и команды стартап-проекта (72% респондентов);
• низкой финансово-экономической квалификации и грамотности руководителей и сотрудников ИТ-стартапа (79%).
Среди основных рекомендаций, предложенных в заключительном параграфе работы:
• формирование партнерских отношений с крупными региональными и столичными компаниями из смежных и других секторов экономики. Из всевозможных существующих в настоящее время форматов и типов партнерства, наиболее оптимальными и выгодными для региональных стартапов (и, в частности, для ООО «Максат-РУС») видятся следующие: совместная разработка продукта или услуги; закупка корпоративным партнером технологий, продуктов и услуг у стартапа (иными словами, эксклюзивная продажа лицензий); совместное предприятие.
• переведение на аутсорсинг вдобавок к ведению бухгалтерского учета также проведение маркетинговой деятельности по продвижению продукта компании и юридическом сопровождении клиентских сделок. Это позволит компании оптимизировать бизнес-процессы и более эффективно распределить рабочую нагрузку за счет сосредоточения деятельности на главном направлении - разработке и технической поддержке платформы.
• воспользоваться одним из наиболее эффективных методов привлечения новых сотрудников с минимальным сроком последующей рабочей адаптации - установление системных контактов с сетью профильных образовательных учреждений;
• применение методик «Knowledge management» («Управление знаниями»). Данный инструмент, будучи легко интегрируемым для таких гибких организаций как ИТ-стартапы, предполагает ряд ключевых преимуществ для повышения эффективности их деятельности: в первую очередь, это снижение рисков потери или «переманивания» внутренних знаний и идей в результате ухода ключевых сотрудников; запуск процесса накопления знаний; повышение эффективности и экономичности обучения новых сотрудников; снижение издержек в результате минимизации повторений при выполнении задач, основанных на накопленных ранее знаниях и технологиях. Автором предлагаются следующие инструменты для эффективного управления знаниями в молодых инновационных ИТ-компаниях Республики Татарстан: «Learning review» и «After action review», База данных и База знаний.
Подобные работы
- Формирование организационно-экономического механизма развития сферы потребительских услуг в крупном городе
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ВЫБОР И ВНЕДРЕНИЕ ИТ-РЕШЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ СОТРУДНИКОВ В КОМПАНИЮ ООО “ПИКФЕЙТ”
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Программно-проектный механизм целевого управления развитием предприятий сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Внедрение инновационных управленческих решений для предприятий общественного питания (на примере ООО «Штолле»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка информационной системы заказа и оказания услуг предприятия жилищно-коммунального хозяйства (на примере ООО "Коммунальные информационные системы")
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Использованию аналитических информационных систем в управлении предприятием
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и совершенствование технологий продвижения продукции на основе ивент-маркетинга (событийного маркетинга-менеджмента) на предприятии
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Применение аутсорсинга для повышения конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



