Введение 3
Глава 1 Теоретическая основа деятельности молодых инновационных компаний 8
1.1 Сущность молодых инновационных компаний 8
1.2 Ресурсное обеспечение развития стартапов и молодых инновационных компаний 21
1.3 Организационно-управленческие аспекты развития стартапов и молодых
инновационных компаний: методологическая база 30
Глава 2 Практические аспекты функционирования и развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте 47
2.1 Анализ специфики функционирования и развития стартап-компаний в ИТ- сегменте в Российской Федерации 47
2.2. Анализ зарубежного опыта функционирования и развития стартап-компаний в ИТ-сегменте 57
2.3 Анализ группы молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте в г.Казань 65
Глава 3 Направления повышения эффективности организационного управления молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте 85
3.1 Актуальные организационно-управленческие проблемы развития молодых
инновационных компаний в ИТ-сегменте в Республике Татарстан 85
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте в Республике Татарстан 88
Заключение 104
Список используемой литературы 109
Приложение
Основными акторами в современных высокотехнологичных рыночных сегментах выступают автономные малые инновационные предприятия на ранних стадиях развития - стартапы. Планомерная исследовательская и практическая работа по формированию условий для их успешного функционирования в рамках общемировой и российской действительности вызывает широкий интерес у представителей различных научных направлений.
Актуальность данной тематики исследования подтверждается, в первую очередь, современным стратегическим курсом развития Российской Федерации в направлении повышения доли высокотехнологичных секторов экономики, куда, согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации в период до 2020 года», входит и одна из наиболее быстроразвивающихся рыночных сфер - сфера информационных технологий (IT). Будучи продиктованным общемировыми экономическими и технологическими тенденциями, данный курс акцентирует особое внимание на наиболее динамично развивающихся рыночных субъектов в лице молодых инновационных компаний (или стартап-компаний). В последние годы особо ярко данная сфокусированная политика проявилась в создании и развитии инновационной инфраструктуры поддержки в формате бизнес-инкубаторов, акселераторов, технопарков и формировании венчурных институтов развития. В данном отношении стоит отметить возросшую роль Республики Татарстан - одного из передовых российских инновационных регионов , в том числе, с позиции отечественной ИТ-индустрии, стартап- компании на территории которого и являются центральным объектом проводимого исследования. Вторым важным аргументом в подтверждение высокой степени актуальности рассматриваемой тематики видится необходимость в расширении и углублении недостаточной научной разработанности вопросов деятельности стартап-компаний, в особенности, в рамках отечественной науки. Несмотря на то, что то небольшое количество научных работ (представленных, преимущественно, зарубежными исследователями) в большей степени сфокусировано на рассмотрении теоретических и практических аспектов инвестирования, финансирования и технологических процессов в молодых инновационных ИТ-компаний на ранних стадиях развития (до 1 года), вопросам организационно-управленческого развития стартапов уделяется чрезвычайно мало внимания. В-третьих, актуальность тематики исследования в контексте рассмотрения управления развитием стартап-компаний обуславливается низкой степенью их выживаемости на мировом рынке в целом и, соответственно, потребностью в изучении способов решения данной проблемы. Практическая ценность научного подхода к исследованию данного аспекта особо велика: именно научная мысль способна формализовать, выделить и объяснить не только основные коммерческие и технологические, но также и организационно-управленческие критерии успешности современных российских ИТ-стартапов.
Объектом исследования в данной работе являются молодые инновационные компании, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий в Республике Татарстан.
В качестве предмета исследования выступают организационно-управленческие аспекты развития молодых инновационных компаний в сфере информационных технологий в Республике Татарстан.
Целью данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных компаний в ИТ-сегменте, базирующихся и осуществляющих деятельность в Республике Татарстан.
В качестве задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели, определены следующие шаги:
• дать сущностную характеристику молодым инновационным компаниям (далее, стартап-компаниям);
• изучить ресурсное обеспечение стартап-компаний;
• выявить основные факторы организационно-управленческого развития стартап-компаний, инструменты и механизмы управления ими;
• исследовать российский (федеральный) и зарубежный опыт управления стартап-компаниями в ИТ-сегменте;
• провести анализ системы организационного управления в стартап- компаниях ИТ-сегмента в Республике Татарстан с целью выявления актуальных организационно-управленческих проблем;
• разработать рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний в Республике Татарстан.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные теоретические концепции и гипотезы касательно сущности и содержания понятия «стартап», отличительные особенности данных компаний и методики анализа их организационно-управленческой деятельности, представленные в научно-исследовательских работах отечественных и зарубежных ученых. Помимо этого, в ходе проведения данного исследования применялись данные из статистических материалов государственных и автономных некоммерческих организаций, отчетов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, что позволило комплексно проанализировать состояние стартап-индустрии в ИТ-сфере России и мира.
Теоретической базой магистерской диссертации выступают работы отечественных и зарубежных исследователей в сфере инновационного предпринимательства. В качестве информационной и эмпирической базы данного исследования выступают данные российской и зарубежной статистики в области инноваций и предпринимательства, а также малого бизнеса в ИТ-сфере.
Исследованию сущности и особенностей развития стартап-компаний посвящены работы Бондаренко Т.Г. и Исаева Е.А. («Стартапы в России: актуальные вопросы развития»), Е.Д. Бабаева («К вопросу о роли интернет-стартапов в современной электронной экономике»), Т.Л. Безруковой («Современное состояние и развитие стартапов»), а также зарубежных исследователей E. Ries («Business from scratch: Lean Startup method to quickly test ideas and selecting a business model»), P.Thiel и B.Masters («From zero to one: how to create a startup that will change the future»). Вопрос ресурсного обеспечение их деятельности рассматривается в работах Е. Руденко («Проблемы финансирования стартапов: российская практика»), Ф.М. Левина («Определяющие факторы успеха краутфандинговых проектов»), S. Magri («The Financing of small innovative firms: the Italian case»). Исследованием зарубежного опыта управления молодыми инновационными ИТ-компаниями занимаются такими ученые, как С.С. Маслов («Создание «стартапов» с использованием инструментов и методологии управления проектами») и другие. Изучение организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний посвящены работы С.А. Соколовой («Совершенствование методов управления инновационными высокотехнологичными проектами»), E. Romanelli («Environments and strategies of organization start-up: effects on early survival»).
В качестве практической базы исследования в работе были взяты данные группы соизмеримых по характеру продукта, размеру и стадии жизненного цикла зарубежных (Германия) и российских (г. Москва и Республика Татарстан) ИТ-стартапов, изучены экспертные оценки представителей соответствующих инфраструктурных объектов ИТ-сегмента (ИТ-парк, Университет Иннополис, Акселератор Иннополис и ряд других). Используемые данные были получены в случае с отечественными представителями - в рамках прохождения преддипломной практики, в случае с зарубежными стартапами и экспертами - в рамках полугодичного обучения в Германии.
При написании данной работы были использованы такие социально-экономические методы исследования, как анкетирование, интервьюирование, PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ, построение конкурентного профиля организации и ряд других.
Практическая значимость исследования заключается в результатах двух основных направлений проведенной работы - исследовательском и проектном. В первом случае значимость исследования проявляется в публикации статей по относительно неразработанной в научной среде тематике - организационно-управленческих проблемах деятельности стартап-компаний ИТ-сегмента. Во втором случае подразумевается разработка проектных рекомендаций для конкретных существующих молодых инновационных ИТ-компаний (в Республике Татарстан).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении выражены цель, задачи, объект и предмет данного исследования.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития молодых инновационных компаний, рассматривается ресурсное обеспечение и организационно-управленческие составляющие развития.
Во второй главе внимание уделено практическому исследованию молодых инновационных компаний в разрезе зарубежного опыта и отечественных реалий развития ИТ-индустрии.
В третьей главе рассматриваются основные организационно¬управленческие проблемы развития молодых инновационных компаний.
В заключении подведены основные итоги магистерской диссертации.
Основным результатом данной выпускной квалификационной работы является разработка и обоснование рекомендаций по решению организационно - управленческих проблем на примере стартап-компании из Республики Татарстан.
Анализ теории и практики управления инновационной деятельностью свидетельствует о невозможности решения поставленных задач экономического развития России без увеличения числа и повышения результативности деятельности инновационно-ориентированных и инновационно-активных предприятий малого и среднего бизнеса, в которых, как правило, зарождаются и проходят апробацию новые технологии и на их основе разрабатываются новые продукты.
Как было выявлено в ходе исследования, в основе стартап-компаний в независимости от отраслевой специализации и стадии развития, лежат: инновационная идея, выраженная в разрабатывающемся или уже готовом к реализации продукте или услуге; ускоренное организационное развитие; первоначальные ресурсные ограничения; короткий срок операционной деятельности; высокие риски прекращения деятельности из-за высокой степени нестабильности внешней и внутренней среды.
Стартапы становятся все более важным элементом современной экономики благодаря встроенным механизмам быстрого реагирования на внешние и внутренние факторы, стратегической ориентированности на быстрый рост и высокой степени гибкости, что помогает таким компаниям решать передовые задачи в сфере высоких технологий и при этом значительно лучше преодолевать финансово-кризисные явления в сравнении с крупными инертными фирмами.
Говоря об особенностях организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний, важно отметить, что во многом основные тенденции в развитии российского и мирового ИТ-сегмента обусловлены векторами развития глобальной сети Интернет. Ускоренное развитие интернет-технологий, минимальные ограничения доступа к сети, формирование новых, «информационно-цифровых», потребностей людей и компаний определили возникновение инновационных бизнес-моделей. Среди ключевых особенностей данных моделей - отсутствие затрат на сырье, упрощенные модели транспортировки цифровых данных и продуктов, качественно быстрое масштабирование проектов - все это привело рынок к новому - информационно-сетевому - типу экономики. Стоит также отметить и специфичность ведения бизнеса в сетевом пространстве - в данной области рынком формулируются совсем другие модели взаимодействия «потребитель- производитель», формируются иные показатели эффективности и системы управления бизнес-процессами. В отличие от традиционных моделей управления, модель управления в стартап-компаниях должна быть уникальна и нелегко копируема конкурентами.
В рамках данного исследования было установлено, что в настоящее время рынок стартапов в России в том виде, в котором он функционирует в развитых странах, проходит (а точнее, уже завершает) стадию зарождения. Этим объясняется сравнительно небольшое число прорывных стартапов с действительно инновационной (а не адаптированной из-за рубежа) идеей и новой бизнес-моделью, а также наличие определенных глобальных проблем, оказывающих существенное непосредственное или опосредованное влияние на организационно-управленческие аспекты их развития.
Наибольшую долю инвестиционно-привлекательных проектов представляют собой интернет-стартапы, в особенности, представляющие собой сервисные продукты. В данной части исследовательской работы также были кратко проанализированы (в том числе, с точки зрения особенностей организационно-управленческого развития) стартап-компании «Qlean» и «MoyGrafik» из г. Москва, занимающие одни из лидирующих позиций в рейтингах российских стартапов.
Особое внимание в рамках исследования тематики данной выпускной квалификационной работы уделяется изучению зарубежного (в частности, немецкого) опыта организации управления в стартап-компаниях. Говоря о стартап-индустрии применительно к немецкой экономике, важно отметить ее очевидное превосходство как в качественном, так и в количественном плане.
Среди основных трендов развития ИТ-стартапов в Германии, связанных с организационно-управленческим развитием данных компаний, можно выделить следующие: высокую популярность интернет-стартапов в общем объеме ИТ- компаний; более 80% немецких стартап-компаний работают с фокусом не только на внутренний, но и на зарубежные рынки и планируют дальнейшую интернационализацию; интернациональный состав стартап-команд; немногочисленность стартап-команды; доминирование плоских организационных иерархии; высокая степень взаимодействия стартапов с крупными компаниями.
В качестве объекта исследования были выбраны немецкие стартапы из инновационных центров ФРГ. К примеру, была проанализирована компания «Yukka lab», базирующаяся и осуществляющая деятельность в европейском стартап-столице - городе Берлин. Также для анализа были взяты две молодые инновационные ИТ-компании из агломерации Франкфурта-на-Майне («GraphCMS» и ««Acellere»»), также входящем в рейтинг городов-лидеров с точки зрения финансовых инвестиций в «ТОП-100 немецких стартапов».
В рамках практического исследования автором также было проведено комплексное интервьюирование экспертов в IT-индустрии в лице руководителей и сотрудников Бизнес-инкубатора и Бизнес-акселератора ИТ-парка (г. Казань), преподавателей и сотрудников Университета Иннополиса и Бизнес-акселератора (г. Иннополис), специалистов из частного сектора и служащих соответствующих профильных региональных и муниципальных органов власти. Одновременно с этим, с целью объективизации получаемых знаний, проводилось интервьюирование и анкетирование непосредственно самих основателей, руководителей и сотрудников ИТ-стартапов, рассмотренных выше.
Среди основных организационно-управленческих проблем развития, актуальных для всех рассмотренных ИТ-стартапов из Республики Татарстан:
• недостаточность стратегического планирования и управления в деятельности стартап-компании (отмеченная 85% опрошенных экспертов);
• проблема отсутствия системы управления информационными потоками, недостаточной регуляции внутриорганизационных интеллектуальных ценностей и их слабая интегрированность во внутренние бизнес-процессы (53%);
• отсутствие налаженных механизмов обучения новых сотрудников, впервые приходящих в компанию, что приводит к заметным издержкам и упущенной прибыли вследствие длительности процесса интеграции данных специалистов в рабочий процесс (65%);
• проблема слабой организованности маркетинговых действий (61%), связанная преимущественно с несбалансированностью ресурсного обеспечения маркетинговой деятельности (около 30% бюджета) и деятельностью по разработке продукта/услуги (около 70%);
• низкая интеграция проектного менеджмента в систему внутриорганизационного управления (84% респондентов) либо недостаточная эффективность имеющихся инструментов управления бизнес-процессами (72%).
Также непосредственное влияние на степень эффективности организационного управления в стартап-компаниях оказывает наличие проблем:
• низкой юридической «подкованности» руководителя и команды стартап-проекта (72% респондентов);
• низкой финансово-экономической квалификации и грамотности руководителей и сотрудников ИТ-стартапа (79%).
Среди основных рекомендаций, предложенных в заключительном параграфе работы:
• формирование партнерских отношений с крупными региональными и столичными компаниями из смежных и других секторов экономики. Из всевозможных существующих в настоящее время форматов и типов партнерства, наиболее оптимальными и выгодными для региональных стартапов (и, в частности, для ООО «Максат-РУС») видятся следующие: совместная разработка продукта или услуги; закупка корпоративным партнером технологий, продуктов и услуг у стартапа (иными словами, эксклюзивная продажа лицензий); совместное предприятие.
• переведение на аутсорсинг вдобавок к ведению бухгалтерского учета также проведение маркетинговой деятельности по продвижению продукта компании и юридическом сопровождении клиентских сделок. Это позволит компании оптимизировать бизнес-процессы и более эффективно распределить рабочую нагрузку за счет сосредоточения деятельности на главном направлении - разработке и технической поддержке платформы.
• воспользоваться одним из наиболее эффективных методов привлечения новых сотрудников с минимальным сроком последующей рабочей адаптации - установление системных контактов с сетью профильных образовательных учреждений;
• применение методик «Knowledge management» («Управление знаниями»). Данный инструмент, будучи легко интегрируемым для таких гибких организаций как ИТ-стартапы, предполагает ряд ключевых преимуществ для повышения эффективности их деятельности: в первую очередь, это снижение рисков потери или «переманивания» внутренних знаний и идей в результате ухода ключевых сотрудников; запуск процесса накопления знаний; повышение эффективности и экономичности обучения новых сотрудников; снижение издержек в результате минимизации повторений при выполнении задач, основанных на накопленных ранее знаниях и технологиях. Автором предлагаются следующие инструменты для эффективного управления знаниями в молодых инновационных ИТ-компаниях Республики Татарстан: «Learning review» и «After action review», База данных и База знаний.
1. Стратегии инновационного развития Российской Федерации в период до 2020 года. Официальный сайт Правительства Российской Федерации, 2011. URL: ййр://доуегпшеп1.ги/йосз/9282/(дата обращения: 24.03.2017)
Монографии, диссертации
2. Азаров Н.Я., Ярошенко Ф.А., Бушуев С.Д. Инновационные механизмы управления программами развития. - «Саммиткнига», 2011. - 528 с.
3. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образовании : учеб. пособие. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2010. - 286 с.
4. Атаманов А.В. Исследование ключевых факторов успеха стартапов в
инновационной сфере и оценка рисков инновационного
предпринимательства. - Диссертация, Москва. 2015. - 95 с.
5. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С., Бабаев И.А., Яковенко В.Б., Гриша Е.В., Дзюба С.В., Войтенко А.С. Креативные технологии управления проектами и программами- К.:«Саммит-Книга»,2010. - С. 205.
6. Гапонова О. С., Алехина О. Ф., Удалов Ф. Е. Основы менеджмента: учебное пособие для бакалавров. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2013. - 363 с.
7. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 255 с.
8. Соколова С.А. Совершенствование методов управления инновационными высокотехнологичными проектами, диссертация. - РАН, Санкт-Петербург, 2014. - 150 с.
9. Трибушная В.Х. Инновационная инфраструктура как необходимость поддержки наукоёмкого предпринимательства: технопарки и стратегическое управление: - Монография. Ижевск: 2011. - 240 с.
10. Bruderl, J. Preisendorfer, P. Ziegler. R. Der Erfolg neugegrundeter Betriebe. Eine empirische Studie zu den Chancen und Risiken von Unternehmensgrundungen. Betriebswirtschaftliche Schriften Heft 140. - Berlin: Duncker & Humblot. 2007. - 140 p.
11. Cerati, F., De Cesari, M., Fotina, C., Meazza, M., Micardi, F., Roffero, F. Tremolada, L. Startup now! Guida ai nuovi incentivi e al mercato delle imprese innovative. - Milano: Il Sole 24 ORE, 2012. - P. 183.
12. Eric Ries. The Lean Startup: How Today's The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to create radically successful Businesses, - Crown Bussiness, United States, 2011. - 296 p.
13. Eric Ries. The Lean Startup: How Today's The Lean Startup: how today's entrepreneurs use continuous innovation to create radically successful businesses, - Crown Bussiness, United States, 2011. - P. 296.
14. Heather, F. Design Works: How to Tackle Your Toughest Innovation Challenges Through, - University Toronto Press, Canada, 2012. - 232 p.
15. Mozota, B.B. Design Management: Using Design to Build Brand Value and Corporate Innovation. - Allworth Press, Canada, 2011. - 288 p.
16. Ries E. Business from scratch: Lean Startup method to quickly test ideas and selecting a business model. - Moscow, Alpina Publisher, 2013. - 250 p.
17. Thiel P., Masters B. From zero to one: How to create a startup that will change the future. Transl. from Engl. - Moscow, Alpina Publisher, 2015. - p. 57.
18. Verganti, R. Design - Driven Innovation: Changing the rules of Competition by Radically Innovating What Things Mean. - Boston, Harvard Business School,
2009. - 288 p.
Статьи и материалы периодической печати
19. Бабаев Е.Д. К вопросу о роли интернет-стартапов в современной электронной экономике //Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика, № 3-4 (25-26), 2015. - С. 102-106.
20. Баев Г.О. Технологические стартапы: проблемы управления и
командообразования // Сборник материалов конференции «Экономика знаний», 2014. - С. 186-192
21. Безрукова Т. Л., Степанова Ю. Н., Шанин И. И.,
Дуракова Ю. В. Современное состояние и развитие стартапов // Успехи современного естествознания, № 1, 2015. - С.95-97.
22. Верников В.А. Бизнес-планирование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиций. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), № 5 (20). 2014. - С. 77-87.
23. Дмитриева М.А. Оценка потенциального рынка стартапа // Проблемы управления, № 8, 2016. - С. 31-35.
24. Дылевская А.И., Авилова А.А. Проблемы и перспективы развития стартап- компаний // Вестник казанского технологического университета, №4, 2014. - С. 325-329.
25. Коршунов И.А. Ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал»: методология развития нового элемента инфраструктуры инновационной деятельности//Инновации, № 4, 2006. - С.6¬11.
26. Коршунов И.А., Гапонова О.С. Человеческие ресурсы инновационных компаний ранних фаз развития // Инновации, №6 (176), 2013. - С. 75-85.
27. Коршунов И.А., Гапонова О.С. Этапы развития организационной структуры молодых инновационных компаний // Инновации № 1 (171), 2013. - C. 2-12.
28. Леонова Н.Г., Петрова С.Ю. Основы создания стартапов в современном обществе и их функционирование // Сборник «Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики»: материалы студенческой международной научно-практической конференции. Под редакцией В. А. Федорова, Е. А. Карловской, 2016. - С. 23-28.
29. Одаренко О.В. Риск-менеджмент в телекоммуникационных стартапах // В книге: «Problems of social and economic development of business». Collection of scientific articles. Science editor: Drobyazko S.I., 2014. - С. 304-309.
30. Откидышева А.В. Потенциал ментора стартапов в профессиональном образовании и повышении квалификации специалистов Вестник Шадринского государственного педагогического института, № 2 (26),2015. - С. 135-138.
31. Пономарев А.И., Пономарева А.М. Проблемы и перспективы развития, финансово организационное и маркетинговое обеспечение стартапов как формы инновационно-креативного предприятия // Проблемы управления, №1, 2015. -С. 53-58.
32. Попова О.М. Перспективные стартапы в условиях кризиса // Сборник «Юность большой Волги» сборник статей лауреатов XVIII межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи, 2016. - С. 399-402.
33. Рогожина А.А. Анализ моделей жизненного цикла стартапа: актуальные вопросы стартап-менеджмента // Сборник материалов XII Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых - Томск, 2016. - С. 457- 460.
34. Руденко Е. Проблемы финансирования стартапов: российская практика // Стратегии бизнеса, №4 (6), 2014. - С. 15-18.
35. Смирнов С.Д., Коршунова Е.Д. Концептуальная модель механизма выбора траектории развития стартапов Вестник МГТУ Станкин, № 1 (40), 2017. -С. 99-102.
36. Спивак В.А. Формирование инновационных и креативных лидеров
бизнеса // Креативная экономика, Том 3, № 7, 2009. - С. 130-145.
37. Строшков В. П.Опыт создания малого инновационного предприятия по
производству сложнопрофильного инструмента и деталей
машин//Инновации, № 12, 2012. - С. 24-28.
38. Фролова К.А. Состояние рынка стартапов в России // Экономика и бизнес: теория и практика,№2, 2015. - С. 78-81.
39. Фролова К.А. Проблемы реализации стартапов в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика, № 3, 2015.- С. 75-78.
40. Alberghini, E., Cricelli, L., &Grimaldi, M. (2013). KM versus enterprise 2.0: a framework to tame the clash. // Intrnational Journal of Information Technology and Management, 12(3/4), 2013. - pp. 320-336.
41. Bezrukova T.L., Morkovkina S.S., Russia B.B., Shanin I.I., Popkova E.G. Methodological approach to the identification of predictive models of socio-economic processes for investment and innovative development of enterprises // World Applied Sciences Journal, Т. 27, № 11, 2013. - С. 1443-1449.
42. Gambardella A., McGahan A.M. Business-model innovation: General purpose technologies and their implications for industry structure // Long range planning, Vol. 43, 2010. — P. 262-271.
43. Magri, S. The Financing of Small Innovative Firms: The Italian Case. // SSRN Electronic Journal, 18(2), 2009. - pp. 181-204.
44. Romanelli, E. Environments and Strategies of Organization Start-Up: Effects on Early Survival. Administrative Science Quarterly, № 34(3), 1989. - pp. 369-387.
45. Quintas P., Lefrere P., Jones G. Knowledge management: A strategic agenda // Long Range Planning, 2010. - pp. 385-391
Электронные ресурсы
46. Amazon Aurora. The official website of Amazon. URL:
https://aws.amazon.com/ru/rds/aurora(дата обращения: 21.05.2018)
47. Ambler, S.W.: Is Agile really that successful? Dr.Dobb’s Journal. Editor TechWeb, UBM, 2007. URL: http://www.drdobbs.com/architecture-and-design/dr- dobbs-agile-newsletter-1107/204200877?cid=Ambysoft (дата обращения: 21.05.2018)
48. Bandera C. (2016) Knowledge Management and Entrepreneurship: A
Contradictory Recipe // International Journal of Knowledge Management, 12(3),
2016. - pp. 1-14. URL:
https://www.researchgate.net/publication7311157994_Knowledge_Management_a nd_Entrepreneurship_A_Contradictory_Recipe_(Accessed 28 March 2018)
49. Blank S. What’s A Startup? First Principles. The official website of Steve Blank,
2010. URL: http://steveblank. com/2010/01/25/whats-a-start-up-first-principles/ (дата обращения: 22.03.2017)
50. Blank S. Why Companies are Not Startups. The official website of Steve Blank,
2014. URL: http:// steveblank.com/2014/03/04/why-companies-are-not-
startups/(дата обращения: 22.03.2017)
51. European Startup Monitor 2016 - Country Report Germany, 2016. URL:
http: //europeanstartupmonitor.com
/fileadmin/esm_2016/country_reports/ESM_Country_Report_Germany.pdf( дата обращения: 6.01.2018)
52. Funding, Growth and Profitability: Tech Start-ups finding the right balance.
Venture Capital and Start-ups in Germany 2016: VC Trends initiative by EY,
2016. URL: https://start-up-initiative. ey. com/wp-content/uploads/2017/02/EY -
Studie_Venture_Capital_and_Start_ups_in_Germany_2016.pdf (дата обращения: 13.03.2018)
53. Hylton, A.Small Companies Also Need Knowledge Management, 2000. URL: http://www.hyltonassociates.com (Accessed 18 March 2018)
54. Number of startups in each country. Startup ranking. 2018. URL:
https://www.startupranking.com/countries(датаобращения: 11.03.2018)
55.OWN Russia. Информация для инвесторов. Официальный сайт компании OWN. URL: https://info.own.space/investors/OWN_pitch.pdf(дата обращения: 9.04.2018)
56. Qlean: как компания по уборке квартир развивается на рынке, который сама же и создала. Информационный портал Inc, 2017. URL: https://incrussia.ru/fly/qlean-kak-kompaniya-po-uborke-kvartir-razvivaetsya-na- rynke-kotoryy-sama-zhe-i-sozdala/(дата обращения: 18.03.2018)
57. Russia’s startups and corporations hook up at Startup Village. The information portal:
ComputerWeekly.com, 2017. URL:
https://www.computerweekly.com/news/450420899/Russias-startups-and- corporations-hook-up-at-Startup-Village(дата обращения: 14.05.2018)
58.Smirnov S. Startup as it is. Journal «Science and Life» [official website], 2016. URL: http://www.nkj.ru/news/23261/(датаобращения: 4.04.2017)
59. Startups success and failure rate. The information portal «Go Globe», 2017. URL: https://www.go-globe.com/blog/startups/(дата обращения: 6.01.2018)
60. The official website of «GraphCMS». URL: https://graphcms.com/(дата обращения: 1.02.2018)
61. The official website of «Yukka lab». URL: https://www.yukkalab.com/(дата обращения: 14.02.2018)
62. VersionOne: The 7th Annual state Agile Dev Survey, 2012. URL:
http://www.versionone.net/state_of_agile_development_survey/10/ (дата
обращения: 22.05.2018)
63. Wells, H. How effective are project management methodologies?: An explorative evaluation of their benefits in practice. Project Management Journal, 43(6), 2012. - pp. 43-58.
64. What’s new at ««Acellere»»? The official website of «Medium». URL: https://medium.com/»«Acellere»»/whats-new-at-»«Acellere»»-1671f17f879a(датаобращения: 3.02.2018)
65. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития. Интернет-журнал «Науковедение», Том 7, №5, 2015. URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN515.pdf(дата обращения: 25.03.2017)
66. В России мало жизнеспособных IT-стартапов. Информационное агентство https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/11/18/665933-rossii- zhiznesposobnih-it-startapov(дата обращения: 24.10.2017)
67. Венчурные инвестиции 2017 года. Информационное агентство «Рамблер»,
2017. URL:
https://news.rambler.ru/business/38801185/?utm_content=rnews&utm_medium=re ad_more&utm_source=copylink (дата обращения: 19.05.2018)
68. Венчурные инвестиции 2017 года. Информационное агентство «Рамблер»,
2017. URL:
https://news.rambler.ru/business/38801185/?utm_content=rnews&utm_medium=re ad_more&utm_source=copylink (дата обращения: 9.10.2017)
69. Галеева В.Р. К вопросу о проблемах развития малого инновационного
предпринимательства в России (на примере нефтегазохимического комплекса) // Вестник Казанского технологического университета. №5, 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-problemah-razvitiya-malogo-
innovatsionnogo-predprinimatelstva-v-rossii-na-primere-neftegazohimicheskogo- kompleksa (дата обращения: 24.10.2017)
70. Галкин Г. Методы определения экономического эффекта от ИТ-проекта.
Часть 2. Качественные и вероятностные методы // Intelligent Enterprise, №24 (133), 2005. URL: http://www.iemag.ru/master-
class/detail.php?ID=15721&sphrase_id=1373498 (дата обращения: 13.04.2017)
71. Исследование экспертной оценки рынка стартапов и инвестиций в сфере IT.
Аналитический отчет по результатам экспертных интервью Фонда общественного мнения, 2014. URL:
https://rb.ru/media/reports/venchurnyrinokvrossii-141105060617-conversion- gate02.pdf(дата обращения: 17.10.2017)
72. Контарева А. Казань как центр ИТ-инноваций. Russian computer scientists, 2016. URL: http://rcs.eu.spb.ru/cases/kazan/(дата обращения: 3.12.2017)
73. Коровин А. (Qlean): «У нас много где конь не валялся». Информационный
портал Секрет фирмы, 2016. URL:
https://secretmag.ru/trends/players/aleksandr-korovin-qlean-nado-smotret-gde- samyj-dikij-rynok.htm(дата обращения: 18.03.2018)
74. Крупные компании Иннополиса повышают уровень рынка, но и душат местных игроков. Информационный портал Реальное время, 2016. URL:https://realnoevremya.ru/articles/50280(дата обращения: 3.04.2018)
75. Левин Ф. М., Казакова А. В. Определяющие факторы успеха
краутфандинговых проектов // Economics, № 1 (2), 2015. - С. 84-86. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelyayuschie-faktory-uspeha- kraudfandingovyhproektov-1(дата обращения: 01.12.2016).
76. Маслов С.С. Создание «стартапов» с использованием инструментов и
методологии управления проектами // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf(дата
обращения: 24.02.2017)
77.Обзор венчурного рынка за 2017 год. Официальный сайт Российской венчурной компании (РВК), 2018. URL: https://www.rvc.ru/press-
service/news/company/126767/ (дата обращения: 19.03.2018)
78.Официальный сайт компании «MoyGrafik». URL: https://www.moygrafik.ru(дата обращения: 6.04.2018)
79. Официальный сайт компании «Qlean». URL: https://qlean.ru/(дата обращения: 15.11.2017)
80.Официальный сайт компании «Максат-РУС». URL: http://maksat.pro/(дата обращения: 24.05.2018)
81. Официальный сайт компании «Технократия». URL:
https://www.technokratos.com(дата обращения: 27.03.2018)
82. Официальный сайт социального проекта «Карта инициатив». URL:
https://ikarta.tatar/(дата обращения: 11.02.2018)
83. Оценка ведения бизнеса в г. Казань. Официальный портал Doing business
http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/sub/kazan (дата
обращения: 3.01.2018)
84.Оценка эффективности российских бизнес-инкубаторов и акселераторов. Исследовательский отчет, подготовлено Ubi Global при поддержке РВК и Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, 2016. URL:
https: //www.rvc.ru/upload/iblock/4b 1/UBI_Global-Russia- Impact_Assessment_University Linked_Business_Incubators_Accelerators_RU.pdf(дата обращения: 18.05.2017)
85. Пономарева А.М. Проблемы и перспективы развития, финансово-организационное и маркетинговое обеспечение стартапов как формы
инновационно-креативного предприятия // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №4, 2015. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-finansovo- organizatsionnoe-i-marketingovoe-obespechenie-startapov-kak-formy- innovatsionno(дата обращения: 28.03.2017)
86. Рейтинг инновационного развития регионов РФ по состоянию на 2017 года. Информационное агентство «Татар-информ», 2017. URL: https://www.tatar- inform.ru/news/2017/06/15/558097/(дата обращения: 25.05.2017)
87. Сбербанк и компания Qlean запускают пилотный проект по заказу и оплате
уборки «Кнопкой Сбербанка». Информационный портал Банк-информ, 2017. URL: https://bankinform.ru/news/SingleNews.aspx?newsid=89692 (дата
обращения: 15.11.2017)
88. Соловьев А. Неклассические модели финансирования стартапов. Интернет- издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях URL: http://siliconrus.com/2014/12/unclassic-venture/(дата обращения: 17.03.2017)
89. Татарстан стал двухкратным лидером рейтинга инновационного развития
ВШЭ. Информационное агентство Татар-информ, 2017. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2017/06/15/558097/ (дата обращения:
3.12.2017)
90. Технология резидента ИТ-парка будет применена на чемпионате мира по
водным видам спорта в Будапеште. Официальный сайт Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. URL:
http://mic.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/960248.htm (дата обращения:
24.05.2018)
91. ТОП-50 российских стартапов. Russian startup rating URL:
http://firrma.ru/rus_startup_rating/(датаобращения:13.02.2017)
92. Топ-7 российских стартапов. Бизнес-портал Фабрика Moneymaker factory,
2016. URL: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/top-7-startapov/(дата
обращения: 18.03.2018)
93. Топ-менеджер «Яндекса»: в России сейчас нет рынка стартапов.
Информационное агентство «РИА Новости», 2013.
URL: http: //ria.ru/generation_s_interview/20131014/969847973. html (дата
обращения: 5.09.2017)
94. Топоров С. В России пока мало стартапов с прорывной идеей и продуманной бизнес-моделью. Информационное издание «РБК», 2013. URL: http://rbcdaily.ru/business/562949989526952(дата обращения: 10.09.2017)
95. Трейбач Е.Л., Макашова В.Н. Теоретические и методологические основы оценки ИТ-стартапа // Портал научно-практических публикацийиКЕ: http://portalnp.ru/2014/07/2173(дата обращения: 28.03.2017)