Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Работа №46532

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения творческих способностей у подростков 9
1.1 Проблема развития творческих способностей детей в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности развития творческих способностей в подростковом
возрасте 23
1.3 Формы и методы развития творческих способностей у
подростков 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у подростков 38
2.1 Организация и методики исследования 38
2.2 Изучение показателей творческих способностей у подростков на
констатирующем этапе исследования 44
2.3 Педагогическое обеспечение процесса развития творческих способностей
у подростков 55
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
творческих способностей у подростков 67
Выводы по главе 2 87
Заключение 90
Список литературы 95


Актуальность проблемы исследования. Изменившиеся в последние годы социальные и экономические условия в стране вызвали потребность в деятельных, инициативных, творческих личностях, способных реагировать на изменение ситуации, осуществлять выбор, принимать решения, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Поэтому проблема развития творческих способностей у подростков как залог их успешности является чрезвычайно актуальной.
Создание условий для развития творческих способностей у подростков, способствующих их жизненному и профессиональному самоопределению, является важным направлением деятельности системы образования детей.
На сегодняшний день очень сильно ощущается нехватка творческих личностей, которые готовы находить новые пути к решению актуальных культурных, социально-экономических и других задач в обществе, и личностей, которые готовы по-новому и по-другому подходить к проблеме, готовы быть полезными государству. Сегодня перед образовательной системой стоит главная задача - воспитать творческую активную личность.
Альтернативные образовательные программы, инновационные процессы направлены на это в современном общеобразовательном учреждении. Очень известными являются нетрадиционные виды уроков, коллективные творческие дела, внеклассные работы, нестандартные формы, методы и средства обучения, так как творческая личность развивается в процессе деятельности, который имеет творческий характер и заставляет детей интересоваться новым, познавать и узнавать иное, учит находить нестандартные решения [28, с. 135].
Формирование творческих способностей у подростков является одной из основных задач педагогического процесса. Так же главными проблемами являются не только развитие творческих способностей, но и развитие у подростка инициативы, самостоятельности, креативности, творческого потенциала, нужно помочь подростку, чтобы он смог сам проявить эти способности.
Современные психологи и педагоги ищут способы повышения эффективности простого обучения, при котором подростки будут усваивать знания, учиться новому, а формирование способностей будет выступать как косвенный результат.
Многие ученые издавна задавались вопросом: «Как целенаправленно развивать творческие способности?». И существенное значение имеют в этой области труды Дж. Гилфорда, который предложил психологам направить свое внимание на изучение творческих способностей и креативности школьников [10, с. 67].
Дж. Гилфорд в своей концепции, основой которой является кубообразная модель структуры интеллекта, указал значимые различия между мышлением: дивергентным и конвергентным. Е.П. Торренс продолжил начатое дело Дж. Гилфорда. Он обнаружил связь между интеллектом и характеристиками творчества, такими как беглость, оригинальность, гибкость и разработанность.
А.Я. Журкина [22, с. 79] и В.Н. Дружинин [19, с. 113] в понятие творчества привносят значение - инициативность. Творчество - это развитие деятельности по инициативе самого человека, говорит Д.Б. Богоявленская. В отечественной педагогике и психологии проблемой развития творческих способностей занимаются Н.И. Тимакова [49], А.М. Матюшкин [38], Б.П. Теплов [48] и др.
Компоненты развития творческих способностей изучали В.И. Андреев [1], Б.В. Куприянов [32], Д.В. Харичева [50] и другие и др.
Теоретические и практические положения, связанные с творческими способностями и творческим саморазвитием личности школьников, рассматривались в трудах известных психологов Б.Г. Ананьева [4], Л.С. Выготского [8, 9], Н.С. Лейтеса [33], А.Н. Леонтьева [34], Б.М. Теплова [48] и других.
Проблеме развития творческих способностей посвящены исследования Б.Г. Ананьева [4], Л.С. Выготского [8, 9], Дж. Гилфорда [10], В.В. Давыдова [16, 17], В.Н. Дружинина [19], А. Маслоу [37], A.M. Матюшкина [38], Я.А. Пономарёва [42], Н.И. Тимаковой [49], Д.В. Харичевой [50] и других.
Проблематикой детского творчества занимались Б.Г. Ананьев [4], Л.С. Выготский [8, 9], М.А. Малиновская [36], С.Л. Рубинштейн [44] и др.
Возможности образования и важность создания дружественной среды для творческого развития детей исследовали в своих работах А.Г. Асмолов [5], В.П. Голованов [14], А.Я. Журкина [22], Б.В. Куприянов [32], М.П. Малиновская [36], H.A. Нефёдова [41], Ю.В. Таланова [47] и др.
Однако, анализ научных источников и практической работы учреждений образования свидетельствует не только об активизации внимания к проблемам развития творческих способностей у подростков в условия учреждений общего образования, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности данного феномена, его отличительных особенностей применительно к подростковому возрасту, а также, специфики его содержания, организации воспитательного процесса с целью развития творческих способностей у подростков. В связи с этим необходим поиск эффективных форм и методов для развития творческих способностей у подростков.
Следовательно, выбор темы исследования «Развитие творческих способностей у подростков» обусловлен противоречием между возрастающей потребностью общества в творчески активных личностях и недостаточном внимании педагогики к данной проблеме; стремлением обучающихся развить свои творческие способности и возможности и неумением педагогов удовлетворить эти потребности формами и методами организуемой ими деятельности.
В связи с этим обозначилась проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития творческих способностей у подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей у подростков.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития творческих способностей у подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития творческих способностей у подростков будет более эффективным если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «творческих способности» в психолого-педагогической литературе;
- учитывать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте;
- на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу развития творческих способностей у подростков «Я и творчество».
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему развития творческих способностей детей в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте.
3. Изучить формы и методы развития творческих способностей у подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы развития творческих способностей у подростков «Я и творчество».
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: труды, связанные с творческими способностями и творческим саморазвитием личности школьников (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.) Творческие способности изучались в исследованиях Дж. Гилфорда, В.В. Давыдова, В.Н. Дружинина, А. Маслоу, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, Н.И. Тимаковой, Д.В. Харичевой и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения педагогической, психологической литературы, анализ передового педагогического опыта, систематизация и обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, диагностическое тестирование с использованием таких методик как: тест дивергентного (творческого) мышления, опросник творческих характеристик личности, шкала Вильямса;
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБУДО «Детская школа искусств» Приволжского района г. Казани, в эксперименте приняли участие 27 подростков, 5 педагогов, а также 27 родителей.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа «Я и творчество» для развития творческих способностей у подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработана, обоснована и доказана эффективность программы «Я и творчество» для развития творческих способностей у подростков.
Результаты исследования были апробированы и опубликованы в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и психологии»: выпуск 20, под ред. Р.А. Валеевой в 2017 году.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами программа «Я и творчество» для развития творческих способностей у подростков оказалась эффективной, данная программа может использоваться при организации различных программ в учебных заведениях как отдельным элементом, так и составляющим элементом одной общей программы, так же в работе классных руководителей, учителей- предметников, психологов с целью развития творческих способностей у подростков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет нам говорить о том, что проблема развития творческих способностей у подростков является актуальной и значимой.
В ходе теоретического осмысления проблемы, мы пришли к следующим выводам:
1. В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
2. Структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих: обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поиска способов передачи того нового, что музыкант стремиться передать слушателям; умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве; от интеллектуальной инициативы; умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности.
3. Творческие способности, как личностная характеристика, проявляются главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.
Развитие творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
4. Отличительная черта подросткового возраста - внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, это проявляется в форме сочинения стихов, песен, дневников и т.п., в создании некоего любовного идеала. Фантазия подростка более творческая, чем фантазия ребенка, хотя и менее продуктивна, чем фантазия взрослого человека.
5. Подростковый возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, а так же благоприятный период для развития творческих задатков и творческих способностей у подростков.
6. Анализ форм и методов педагогического воздействия позволил нам выделить наиболее эффективные для процесса развития творческих способностей у подростков: информирование (беседа), игровые тренинги, разыгрывание ролей, метод воспитывающих ситуаций, психотерапевтические методы (арт-терапия, игротерапия), психогимнастика.
7. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития творческих способностей подростков низкий и составляет 55,6% (15 человек), средний уровень развития творческих способностей составляет 25,9% (7 человек), высокий уровень развития творческих способностей составляет 18,5% (5 человек).
Среди показателей творческих способностей доминирующим является разработанность (15,15), которая характеризуется симметрией-ассиметрией, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным. Следующим по степени выраженности показателем является показатель оригинальности (12,3), характеризующийся местоположением относительно стимульной фигуры (внутри - снаружи фигуры). Наименее выражены такие показатели творческих способностей как беглость (7,96) и гибкость (5,07).
Среди творческих характеристик личности до эксперимента преобладающим показателем является воображение (5,7), вторым по значимости показателем является предпочтение сложных идей (5,1), третьим по значимости показателем является склонность к риску (4,8), наименее выраженным показателем творческих характеристик личности является любознательность (4,3).
8. Среди показателей творческих способностей по тесту Вильямса, на который отвечали педагоги, доминирующими являются такие показатели, как оригинальность (9,03), гибкость (7,7), разработанность (6,6), склонность к риску (5,5), менее выраженными показателями творческих способностей, по мнению педагогов, являются беглость (4,6), воображение (4,6), любознательность (4,5).
Анализ результатов теста Вильямса, проведенного среди родителей, позволяет нам сделать следующие выводы: в группе подростков, по мнению родителей, до эксперимента доминируют такие показатели творческих способностей, как гибкость (7,3), оригинальность (6), беглость (5,8), разработанность (5,7), менее представлены такие показатели творческих способностей, как предпочтение сложных идей (5,2), воображение (5), любознательность (4,7).
9. На основании анализа литературы мы посчитали, что наиболее эффективным для развития творческих способностей у подростков будет использование программы «Я и творчество», которая предполагает использование различных эффективных форм и методов развития творческих способностей у подростков.
10. После проведения формирующего эксперимента в показателях творческих способностей произошли существенные изменения. Показатель беглости повысился с 7,96 до 9,5 (изменения на 1,54), показатель гибкости повысился с 5,07 до 7,3 (изменения на 1,93), показатель оригинальности повысился с 12,3 до 20,8 (изменения на 8,5), показатель разработанности повысился с 15,15 до 21,3 (изменения на 6,15).
В показателях творческих характеристик личности в экспериментальной группе произошли следующие изменения: показатель любознательности повысился с 4,3 до 7,9 (изменения на 3,6), показатель воображения повысился с 5,7 до 7,8 (изменения на 2,1), показатель сложности повысился с 5,1 до 7,6 (изменения на 2,5), показатель склонности к риску повысился с 4,8 до 7,9 (изменения на 3,1).
11. Анализ результатов теста Вильямса, проведенного среди педагогов, показал, что в показателях творческих способностей после эксперимента произошли следующие изменения: показатель беглости повысился с 4,6 до 8,7 (изменения на 4,1), показатель гибкости повысился с 7,7 до 11,6 (изменения на 3,9), показатель оригинальности повысился с 9,03 до 11,8 (изменения на 2,77), показатель разработанности изменился с 6,6 до 9 (изменения на 2,4), показатель любознательности повысился с 4,5 до 8,5 (изменения на 4), показатель воображения повысился с 4,6 до 9,9 (изменения на 5,3), показатель сложности повысился с 4,9 до 9,9 (изменения на 5), показатель склонности к риску повысился с 5,5 до 10 (изменения на 4,5).
Анализ результатов теста Вильямса, проведенного среди родителей, в показателях творческих способностей после эксперимента произошли следующие изменения: показатель беглости повысился с 5,8 до 8,9 (изменения на 3,1), показатель гибкости повысился с 7,3 до 9,9 (изменения на 2,6), показатель оригинальности повысился с 6 до 9,5 (изменения на 3,5), показатель разработанности изменился с 5,7 до 8,8 (изменения на 3,1), показатель любознательности повысился с 4,7 до 7,7 (изменения на 3), показатель воображения повысился с 5 до 8,7 (изменения на 3,7), показатель сложности повысился с 5,2 до 9,6 (изменения на 4,4), показатель склонности к риску повысился с 5,6 до 9,7 (изменения на 4,1).
В уровнях развития творческих способностей после эксперимента произошли следующие изменения: высокий уровень повысился с 18,5% до 44,5% (изменения на 26%), средний уровень повысился с 25,9% до 40,7% (изменения на 14,8%), низкий уровень понизился с 55,6% до 14,8% (изменения на 40,8%).
12. В ходе опытно-экспериментальной работы мы доказали эффективность программы «Я и творчество», предполагающая использование различных форм и методов педагогического воздействия, действительно является эффективным средством развития творческих способностей у подростков, так как результаты показали положительную динамику и результативность программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента и G критерием знаков.



1. Абдулина О.А. Демократизация образования и подготовки специалистов: проблемы и поиски / О.А. Абдулина // Высшее образование. - 2012. - № 1. - 175 с.
2. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / А.В.Азархин // Наука думка. -2010. - № 1. - 191 с.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. - М.: Сфера, 2012. - 260 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Т 2. / Б.Г. Ананьев. - М.: Психология, 2010. - 287с.
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 2010. - № 9. - С. 6-8
6. Бердяев Н.А. Самопознание /Н.А. Бердяев. - М.: Азбука-классика, 2012. - 416 с.
7. Волков Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2012. - 366 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 100 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т./ Л.С. Выготский . - М.: Педагогика, 1984. - 432с.
10. Выигрывает тот, кто играет! - Н.Новгород: Педагогические
технологии, 2011. -106 с.
11. Г альперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Г альперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 23-34
12. Гиндилис Н.Л. Типология творческой деятельности / Н.Л. Гиндилис, Б.М. Кедров //Психологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 45-49
13. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества / С.С. Г ольдентрихт. - М.: МГУ, 2011. - 248 с.
14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога /В.П. Голованов. - М.: Владос, 2011. - 256 с.
15. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность / В.Д. Губин. - М.: Варгус, 2010. - 87 с.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2012. - 244 с.
17. Давыдов В.В. Образование. Мышление. Культура / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2010. - 102с.
18. Джонсон Д.Р. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. З.С.Замчук. - СПб.: Экономическая школа, 2011. - 256с.
19. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность /В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 2010. - № 4. - С. 23-33
20. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
21. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 23-34
22. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей / А.Я. Журкина // Приложение к журналу «Внешкольник». - М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД. 2005. - №11. - 72 с.
23. Иванов В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / В.Г. Иванов. - Ярославль. - 1994. - 27 с.
24. Иванюк А.И. Развитие творческой активности старшеклассников в сфере функционирования общественного мнения: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / А.И. Иванюк. - Киев, 1992. - 126 с.
25. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду / Э.В. Ильенков. - М.: Варгус,
2011. - 164 с.
26. Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста / Г. М. Ильмушкин. - М.: ДИТУД УлГТУ, 2011. - 354 с.
27. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 2010. - 144 с.
28. Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития / Н.В. Кипиани. - Тбилиси, 1997. - 184 с.
29. Кирсанов А.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж. А. Зайцева - Казань: КГПУ, 1995. - 103 с.
30. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2011. - 176 с.
31. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Сфера,
2012. - 430 с.
32. Куприянов Б.В. Детская студия в УДОД: попытка целостного взгляда. / Б.В. Куприянов// Дополнительное образование и воспитание. - М.: «Витязь- М», 2007. - № 2. - С. 3-8.
33. Лейтес Я.С. Возрастные предпосылки умственных способностей / Я.С.Лейтес // Советская педагогика, 1974. - № 1. - С. 97-107.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Владос, 2011. - 304 с.
35. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
36. Малиновская М.П. Педагогические условия совместной деятельности взрослых, и младших, дошкольников в учреждениях дополнительного образования: Автореф: дис. канд. пед. наук / М.П.Малиновская. - М., 2006. - 19 с.
37. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. - СПб: Речь, 2010. - 478 с.
38. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
39. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский. - М.: Академический проект, 2011. - 213 с.
40. Немов Р.С. Психология / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2012. - 634 с.
41. Нефёдова H.A. Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.А. Нефедова. - М., 2006. - 18 с.
42. Пономарёв Я.А. Психология творчества / Я.А.Пономарев. - М.: Наука, 2010. - 302 с.
43. Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой. - М.: ИП РАН, 2011. - 304 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2011. - 688 с.
45. Степанов Е.Н. воспитательный процесс: изучение эффективности /Е.Н. Степанов. - М.: Сфера, 2013. - 128 с.
46. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
47. Таланова Ю.В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования: Автореф. канд. пед. наук / Ю.В. Таланова. - М., 2007. - 24 с.
48. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Под ред. Д.И. Фельдштейна.
- М.: Институт практической психологии, 2010. - 304 с.
49. Тимакова Н.И. Развитие творческого потенциала личности школьника' в инновационном образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук / Н.И.Тимакова. - Н.-Н. - 2008. - 156 с.
50. Харичева Д.В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения: Автореф. канд. пед. наук / Д.В.Харичева. - М., 2007. - 18с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Варгус, 2011. - 371 с.
52. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльклнин. - М.: НПО «Модек», 2012. - 416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ