Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Работа №46504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного управления инновационным развитием сферы здравоохранения 6
1.1. Понятие системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России
1.2. Инструменты системы государственного управления инновационным
развитием здравоохранения 16
1.3. Правовые аспекты государственного управления сферой
здравоохранения в России 21
Глава 2. Исследование государственного регулирования инновационного развития сферы здравоохранения на региональном уровне 27
2.1. Зарубежный опыт государственного управления инновационным
развитием здравоохранения 27
2.2. Критерии и показатели инновационного развития сферы
здравоохранения в регионе 44
2.3. Анализ инновационного развития сферы здравоохранения в регионах
России 55
3. Возможные направления совершенствования инструментария государственного управления инновационным развитием здравоохранения на региональном уровне 72
3.1. Проблемы инновационного развития сферы здравоохранения в регионах
России 72
3.2. Пути совершенствования системы государственного управления
инновационным развитием здравоохранения в регионах России 79
Заключение 89
Список использованных источников 94
Приложения 1

Актуальность темы исследования. Инновационное развитие системы здравоохранения в немалой степени создает условия для сохранения здоровья и повышения качества жизни нации. Однако в настоящее время нерешенными остаются многие вопросы формирования государственного регулирования и развития системы здравоохранения на государственном и региональном уровне, требуют модернизации и реформирования механизмы, методы и инструменты реализации высокотехнологичной медицинской помощи.
В этих условиях необходимо такое управление инновационной деятельностью системы здравоохранения на региональном уровне, которое позволило бы устранить технологическую отсталость от мировой практики, позволяющее добиться основной цели системы здравоохранения - снижения смертности, заболеваемости, инвалидности, а также роста производительности труда, наращивания человеческого потенциала. Инновационная отсталость региональной системы здравоохранения наблюдается практически во всех направлениях высококвалифицированных кадрах; заработной плате; адекватной организации управления; структуре лечебных учреждений, не отвечающих реальным потребностям и т.д. Все это требует соответствующего анализа.
Объект исследования - сфера здравоохранения регионов России.
Предмет исследования - управление инновационным развитием сферы здравоохранения в регионах России.
Цель исследования - проведение сравнительной оценки государственного управления инновационным развитием здравоохранения по выбранным критериям в регионах России на примере Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России;
- рассмотреть инструменты системы государственного управления инновационным развитием здравоохранения;
- изучить правовые аспекты государственного управления сферой здравоохранения в России;
- проанализировать зарубежный опыт государственного управления инновационным развитием здравоохранения;
- определить критерии и проанализировать показатели инновационного развития сферы здравоохранения в регионе;
- проанализировать инновационное развитие сферы здравоохранения в регионах России;
- выявить проблемы инновационного развития сферы здравоохранения в регионах России;
- предложить пути совершенствования системы государственного управления инновационным развитием здравоохранения в регионах России.
Над проблемой теоретического и методологического развития инновационных методов управления здравоохранением работали такие российские и зарубежные исследователи, как Алексеевская Т.И., Калининская А.А., Ковалев В.А., Ерохина Т.В., Бортник И.М., Устинова Л.Н., Сибурина Т.А., Кузнецов О.И. и др.
Проблемы и пути их решения в области инновационного менеджмента изложены в работах российских и зарубежных исследователей: Ю.П. Анисимова, И.А. Борисенко, В.П. Воронина, Ю.П. Морозова, A.B. Сурина, P.A. Фатхутдинова, Й.А. Шумпетера и др.
Вопроса стимулирования инновационной деятельности отраслей и комплексов посвящены работы В.М. Баутина, О.Ф. Быстрова, Н.И. Ивановой, A.A. Иващенко, Д.В. Колобова, В.Я. Позднякова и др.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составили материалы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республика Татарстан, Самарской и Ульяновской областей в сфере здравоохранения.
Методологическая база исследования. В работе использована система методов и принципов научного исследования, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи, получить достоверные и объективные результаты. В работе нашли применение общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, дедуктивный и индуктивный методы, существенную роль играют методы прикладного анализа (контент-анализ, сравнительный анализ и т.д.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного управления инновационным развитием сферы здравоохранения.
Во второй главе проводится исследование государственного регулирования инновационного развития сферы здравоохранения на региональном уровне (на примере Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей).
В третьей главе предложены возможные направления совершенствования инструментария государственного управления инновационным развитием здравоохранения на региональном уровне.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Здоровье каждого гражданина - важнейший элемент системы национального развития любой страны, представляющий и для государства в целом, и для каждого человека в отдельности высшую ценность.
В настоящее время сфера здравоохранения подвержена существенным преобразованиям: активно обновляется правовая база, повсеместно внедряется система стандартизации медицинских услуг, постепенно совершенствуются модели финансового обеспечения медицинской помощи и многое другое.
Для определения направлений инновационной деятельности системы здравоохранения на региональном уровне необходимо выработка концепции управления инновационной деятельностью системы здравоохранения на региональном уровне. Она ориентируется на долгосрочное инновационное развитие, т.е. на широкое использование в управлении системой здравоохранения передовых технологий, современного оборудования и квалифицированных кадров.
В работе было проведено исследование на примере трех регионов: Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей.
Система здравоохранения Самарской области характеризуется многообразием форм и видов медицинских услуг населению.
Главной задачей на среднесрочную перспективу является коренное повышение эффективности деятельности системы здравоохранения региона. Реализуется областная целевая программа «Модернизация здравоохранения в Самарской области» на 2014-2020 годы.
Основной задачей здравоохранения Республики Татарстан остается сохранение здоровья населения, качественное проведение диспансеризации и медицинских осмотров с целью своевременного выявления заболеваний.
Реформа здравоохранения последних лет была направлена на создание условий для современной, высокотехнологичной медицинской помощи и формирование мощной системы профилактики и предупреждение заболеваемости.
Невозможно и не нужно бесконечно увеличивать коечный фонд больниц, правильнее не допустить, а предупредить заболевание, создавая культуру отношения к своему здоровью каждого человека.
Продолжилась работа по укреплению материально-технической базы, были проведены текущие ремонты детской поликлиники, детского отделения, инфекционного отделения, административного здания.
Система здравоохранения Ульяновской области относится к сложным открытым системам. Что же касается базового технологического процесса данной системы, то им является лечебно-диагностический процесс, по отношению к которому все другие процессы, включая процессы обеспечения жизнедеятельности ЛПУ и руководства ими, являются вспомогательными. По этой причине, намечая распределение ресурсов для повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи с применением локального подхода, нужно предусмотреть возможность мониторинга состояния качества лечебно-диагностического процесса.
Выявленные проблемы:
1) для всех трех регионов является актуальным повышение квалификации работников здравоохранения и привлечения и закрепления их в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2) как в федеральных, так и в региональных СМИ позитивные и негативные мнения о положении дел в сфере здравоохранения встречаются с практически одинаковой частотой, что говорит о необходимости повышать качество медицинской помощи;
3) Изучение зарубежного опыта государственного управления инновационным развитием здравоохранения показало, что системы электронных медицинских карты являются ключевым элементом национальных стратегий электронного здравоохранения. Одним из направлений развития отрасли здравоохранения является информатизация.
В целях совершенствования государственного управления инновационным развитием здравоохранения в регионах России, эффективного использования ресурсов регионального здравоохранения предлагается ряд мероприятий по следующим направлениям:
1) кадровая политика и эффективное управление. Предлагаемые мероприятия:
- образование в каждом регионе автономного медицинского учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ);
- разработка механизма закрепления специалистов за амбулаторно-поликлиническими учреждениями регионов;
- создание электронной базы данных врачей и средних медицинских работников в кадровой службе Министерства здравоохранения РТ, Самарской и Ульяновской областей;
- более детальная разработка плана потребности в кадрах сектора здравоохранения на основе производительности труда, стандартов нагрузок врачей общей практики и семейных врачей, медицинских сестер, врачей станции скорой медицинской помощи, руководителей МУЗ
2) качество медицинской помощи и безопасность пациента. Мероприятия:
- оформление энергетических паспортов на все медицинские учреждения;
- обеспечение контроля за проведением энергосберегающих
мероприятий при проектировании и строительстве учреждений здравоохранения;
- подготовка специалистов по клинической фармакологии;
- повышение эффективности использования медицинской техники, организация двухсменной работы аппаратуры, исключение простоев работы дорогостоящей медицинской аппаратуры; 
3) информатизация. Мероприятия:
- информатизация рабочих мест врача общей практики (приобретение компьютеров и установка амбулаторно-программного поликлинического обеспечения);
- информатизация учреждений здравоохранения (приобретение компьютеров и установка программного обеспечения);
Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям также рекомендуется использовать методологию, описанную в «Инструментарии для разработки национальной стратегии по электронному здравоохранению», который подготовлен специалистами ВОЗ и Международного союза электросвязи в качестве основы для формирования стратегического видения, плана действий и механизмов мониторинга и оценки электронного здравоохранения.
Наличие стратегии электронного здравоохранения - это ключевой фактор, способствующий укреплению систем здравоохранения, ориентированных на человека, и наращиванию потенциала общественного здравоохранения.
Далее Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям следует рассмотреть вопрос о разработке целенаправленных межсекторальных стратегий и политики, определяющих внедрение методов телездравоохранения на региональном уровне.
Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям рекомендуется учредить орган, ответственный за нормативный надзор за приложениями мобильного здравоохранения, и проводить оценки полезного эффекта и преимуществ таких приложений, действующих в региональных условиях.
Следующее предложение касается повышения уровня цифровой и медико-санитарной грамотности.
Следует, по мере целесообразности, расширять программы электронного обучения, как для студентов медико-санитарных специальностей, так и для работников здравоохранения. Регионам рекомендуется проводить формальную оценку своих программ электронного обучения.



1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. (ред. от
30.12.2008). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 // Интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru,01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября
1994 года И51-ФЗ (в ред. от 22.06.2017 N16-H). URL:
http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 12.02.2018).
3. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (дата обращения: 12.02.2018).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N598 «О совершенствовании
государственной политики в сфере здравоохранения». URL:
http://base.garant.ru/70170948/ (дата обращения: 12.02.2018).
5. Приказ Росстата от 26.06.2013 г. №234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг
6. Письмо ФФОМС от 08.05.2009 г. №2056/26-и «О направлении «Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи при поэтапном переходе на одноканальное финансирование» // СПС Консультант Плюс. М., 2015
7. Постановление Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года №405 «Государственная программа Ульяновской области «Развитие здравоохранения в Ульяновской области на 2014-2020 гг.» (с
изменениями на 20 октября 2017 года). URL:
http://docs.cntd.ru/document/463704202 (дата обращения: 12.02.2018).
8. Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. №674 «Об утверждении Государственной программы Самарской области ««Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014-2018 гг.» URL: http://medlan.samara.ru/taxonomy/term/273 (дата обращения: 12.02.2018).
9. Постановление КМ РТ от 01.07.2013 N461 «Об утверждении Государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года». URL: http://tatar7.info/2013/07/01/t5783.htm (дата обращения: 12.02.2018).
10. Аверьянова Т.А. Управление кадровым обеспечением в отечественном здравоохранении // Здравоохранение. 2017. №11. С. 41-45.
11. Алексеевская Т.И. Эффективность в здравоохранении. Учебно-методическое пособие. Иркутск, 2014. 17 с.
12. Безнедельный С.А. Современные тенденции защиты персональных данных в медицинских учреждениях // Информационные технологии и вычислительные системы. 2016. №9. С. 31-39.
13. Бортник И.М. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н. и др. // Инновации. 2012. №9 (167). С. 48-61.
14. Воронцова М. Правовое регулирование здравоохранения в России // Государственное и муниципальное управление. 2017. №5. С. 29-32.
15. Гришина Н.К. Основные принципы реализации программ социологического мониторинга в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. №2. С. 32-36.
16. Даиров К.Т. Менеджмент в системе здравоохранения. Стратегический менеджмент и экономические методы управления в здравоохранении // Государственное и муниципальное управление. 2016. №9. С. 48-52.
17. Дронова Я.И. Методика расчета экономических показателей работы государственных лечебно-профилактических учреждений // Менеджер здравоохранения. 2015. №5. С. 24-31.
18. Дьяченко В.Г. Управление качеством медицинской помощи: учебник. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2015. 696 с.
19. Еркебай Р.А. Актуальные вопросы подготовки менеджеров здравоохранения ХХ! века // Управление персоналом. 2017. №4. С. 52-55.
20. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Саратов, 2012. - 159 с.
21. Зайцева Н.В. Формирование инновационного подхода к системе управления в здравоохранении посредством внедрения современных персонал-технологий // Справочник врача общей практики. 2016. № 3. С. 4-8.
22. Захаренков В.В. Информационные технологии в менеджменте современной медицинской организации // Информационные технологии и вычислительные системы. 2017. №4. С. 55-59.
23. Игнатовский А.О., Соколовский Е.В., Вишняков Н.И. О некоторых аспектах качества медицинской помощи // Врач. 2014. №5. С. 83-85.
24. Измеров Н.Ф. Концепция долгосрочного социально¬
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Стратегия 2020») и сохранение здоровья работающего населения России // Медицина труда и пром. экология. 2014. №3. С. 1-9.
25. Инновации в общественном здоровье и здравоохранении:
экономика, менеджмент, право: Материалы международного форума / под общей редакцией: И.О. Маринкина, М.А. Садового. Новосибирск:
Сибмедиздат НГМУ, 2016. 404 с.
26. Калининская А.А., Ковалев В.А. Организационные основы государственного регулирования и управления качеством медицинской продукции // Здравоохранение РФ. 2013. №3. С. 6-11.
27. Карпов А.В. Стратегия комплексной информатизации
многопрофильной медицинской организации // Здравоохранение. 2016. №8. С. 61-66.
28. Колядо В.Б., Дорофеев Ю.Ю. Инновационные технологии в
медико-демографической оценке общественного здоровья //
Здравоохранение. 2017. №2. С. 49-53.
29. Кузнецов О.И. Управление инновационной деятельностью системы здравоохранения на мезоуровне: теория и методология. Диссер. на соискание уч. ст. доктора экон. наук. Саратов, 2014. 236 с.
30. Кучеренко В.З., Эккерт Н.В. Организационно-управленческие проблемы рисков в здравоохранении и безопасности медицинской практики // Вестник РАМН. 2012. №3. С. 4-9.
31. Лифанова С.А. Роль государства в инновационном развитии здравоохранения // Государственное и муниципальное управление. 2016. №6. С. 39-44.
32. Николаева Е.Р. Управление здравоохранением: опыт регионов // Здравоохранение. 2017. №7. С. 29-33.
33. Пирогов М.В. Международный и отечественный опыт реформирования здравоохранения: (моногр.). М.: Панорама, 2016. 80 с.
34. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ в области здравоохранения //Экономика здравоохранения. 2015. №5-6. С. 45¬49.
35. Руководство по социальной гигиене и организации
здравоохранения / под ред. Ю.П. Лисицына. М., 1987. Т. 1. 395 с.
36. Рязанов И. Анализ системы здравоохранения в Российской Федерации // Директор. 2015. № 7. С.36-41.
37. Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно-стратегической модели развития // Менеджмент и бизнес- администрирование. 2015. №1. С. 95-107.
38. Стрельченко О.В. Инновационная деятельность - важнейшее условие совершенствования обеспечения населения бесплатной медицинской помощью // Инновации. 2016. №4. С. 22-28.
39. Устинова Л.Н. Разработка стратегии развития инновационной медицины // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2015. Т. 2-2. № 75. С. 133-137.
40. Федорова М.Ю. (Марина Юрьевна), канд. юрид. наук, доц. Медицинское право: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2016. 320 с.
41. Царик Г.Н. Перспективы развития регионального здравоохранения // Государственное и муниципальное управление. 2016. №7. С. 19-24.
42. Баранов И.Н. Конкурентные механизмы предоставления медицинских услуг URL: http:ZZwww.seinstitute.ru/Files/Z6-p207-241.pdf.(дата обращения: 12.02.2018).
43. Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Опыт применения контент-
анализа по теме «Здоровье и здравоохранение в РФ» // Психология, социология и педагогика. 2014. №3. URL:
http://psychology.snauka.ru/2014/03/2891(дата обращения: 12.02.2018).
44. Здравоохранение / Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 12.02.2018).
45. Комаров Ю.М. Что оказывают медицинские учреждения:
медицинскую помощь или медицинские услуги? URL:
http://healtheconomics.ru/item/2229-chto-okazyvayut-medit-sinskie-uchrezhdeniya-meditsinskuyu-pomoshch-ili-meditsinskie-uslugi (дата
обращения: 12.02.2018).
46. От инноваций к внедрению / Всемирная организация
здравоохранения. URL: ifap.ru>library/book574.pdf (дата обращения:
12.02.2018).
47. Сайт Министерства здравоохранения Самарской области / Официальный сайт правительства Самарской области - URL: http://government-sam.ru/?id=1581 (дата обращения: 12.02.2018).
48. Сайт Министерства здравоохранения Ульяновской области. URL: http://www.med.ulgov.ru/ (дата обращения: 12.02.2018).
49. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие / под ред.
А.И. Вялкова. URL:
http: //vmede.org/sait/?id=0bshesyvennoe_3 d_upr_valkov_2017 (дата обращения: 12.02.2018).
50. Численность населения регионов России 2017. Крупные регионы
России и федеральные округа по населению список - URL: http://www.statdata.ru/largest_regions_russia (дата обращения: 12.02.2018).
51. Gaynor М., Vogt W. Antitrust and Competition in Health Care Markets // Handbook of Health Economics / eds. A.J. Culyer, J.P. Newhouse. N.Y.; Oxford: Elsevier Science: North-Holland, 2000. P. 1405-1487


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ