ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного управления инновационным развитием сферы здравоохранения 6
1.1. Понятие системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России
1.2. Инструменты системы государственного управления инновационным
развитием здравоохранения 16
1.3. Правовые аспекты государственного управления сферой
здравоохранения в России 21
Глава 2. Исследование государственного регулирования инновационного развития сферы здравоохранения на региональном уровне 27
2.1. Зарубежный опыт государственного управления инновационным
развитием здравоохранения 27
2.2. Критерии и показатели инновационного развития сферы
здравоохранения в регионе 44
2.3. Анализ инновационного развития сферы здравоохранения в регионах
России 55
3. Возможные направления совершенствования инструментария государственного управления инновационным развитием здравоохранения на региональном уровне 72
3.1. Проблемы инновационного развития сферы здравоохранения в регионах
России 72
3.2. Пути совершенствования системы государственного управления
инновационным развитием здравоохранения в регионах России 79
Заключение 89
Список использованных источников 94
Приложения 1
1. Теоретические аспекты государственного управления инновационным развитием сферы здравоохранения 6
1.1. Понятие системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России
1.2. Инструменты системы государственного управления инновационным
развитием здравоохранения 16
1.3. Правовые аспекты государственного управления сферой
здравоохранения в России 21
Глава 2. Исследование государственного регулирования инновационного развития сферы здравоохранения на региональном уровне 27
2.1. Зарубежный опыт государственного управления инновационным
развитием здравоохранения 27
2.2. Критерии и показатели инновационного развития сферы
здравоохранения в регионе 44
2.3. Анализ инновационного развития сферы здравоохранения в регионах
России 55
3. Возможные направления совершенствования инструментария государственного управления инновационным развитием здравоохранения на региональном уровне 72
3.1. Проблемы инновационного развития сферы здравоохранения в регионах
России 72
3.2. Пути совершенствования системы государственного управления
инновационным развитием здравоохранения в регионах России 79
Заключение 89
Список использованных источников 94
Приложения 1
Актуальность темы исследования. Инновационное развитие системы здравоохранения в немалой степени создает условия для сохранения здоровья и повышения качества жизни нации. Однако в настоящее время нерешенными остаются многие вопросы формирования государственного регулирования и развития системы здравоохранения на государственном и региональном уровне, требуют модернизации и реформирования механизмы, методы и инструменты реализации высокотехнологичной медицинской помощи.
В этих условиях необходимо такое управление инновационной деятельностью системы здравоохранения на региональном уровне, которое позволило бы устранить технологическую отсталость от мировой практики, позволяющее добиться основной цели системы здравоохранения - снижения смертности, заболеваемости, инвалидности, а также роста производительности труда, наращивания человеческого потенциала. Инновационная отсталость региональной системы здравоохранения наблюдается практически во всех направлениях высококвалифицированных кадрах; заработной плате; адекватной организации управления; структуре лечебных учреждений, не отвечающих реальным потребностям и т.д. Все это требует соответствующего анализа.
Объект исследования - сфера здравоохранения регионов России.
Предмет исследования - управление инновационным развитием сферы здравоохранения в регионах России.
Цель исследования - проведение сравнительной оценки государственного управления инновационным развитием здравоохранения по выбранным критериям в регионах России на примере Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России;
- рассмотреть инструменты системы государственного управления инновационным развитием здравоохранения;
- изучить правовые аспекты государственного управления сферой здравоохранения в России;
- проанализировать зарубежный опыт государственного управления инновационным развитием здравоохранения;
- определить критерии и проанализировать показатели инновационного развития сферы здравоохранения в регионе;
- проанализировать инновационное развитие сферы здравоохранения в регионах России;
- выявить проблемы инновационного развития сферы здравоохранения в регионах России;
- предложить пути совершенствования системы государственного управления инновационным развитием здравоохранения в регионах России.
Над проблемой теоретического и методологического развития инновационных методов управления здравоохранением работали такие российские и зарубежные исследователи, как Алексеевская Т.И., Калининская А.А., Ковалев В.А., Ерохина Т.В., Бортник И.М., Устинова Л.Н., Сибурина Т.А., Кузнецов О.И. и др.
Проблемы и пути их решения в области инновационного менеджмента изложены в работах российских и зарубежных исследователей: Ю.П. Анисимова, И.А. Борисенко, В.П. Воронина, Ю.П. Морозова, A.B. Сурина, P.A. Фатхутдинова, Й.А. Шумпетера и др.
Вопроса стимулирования инновационной деятельности отраслей и комплексов посвящены работы В.М. Баутина, О.Ф. Быстрова, Н.И. Ивановой, A.A. Иващенко, Д.В. Колобова, В.Я. Позднякова и др.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составили материалы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республика Татарстан, Самарской и Ульяновской областей в сфере здравоохранения.
Методологическая база исследования. В работе использована система методов и принципов научного исследования, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи, получить достоверные и объективные результаты. В работе нашли применение общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, дедуктивный и индуктивный методы, существенную роль играют методы прикладного анализа (контент-анализ, сравнительный анализ и т.д.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного управления инновационным развитием сферы здравоохранения.
Во второй главе проводится исследование государственного регулирования инновационного развития сферы здравоохранения на региональном уровне (на примере Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей).
В третьей главе предложены возможные направления совершенствования инструментария государственного управления инновационным развитием здравоохранения на региональном уровне.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.
В этих условиях необходимо такое управление инновационной деятельностью системы здравоохранения на региональном уровне, которое позволило бы устранить технологическую отсталость от мировой практики, позволяющее добиться основной цели системы здравоохранения - снижения смертности, заболеваемости, инвалидности, а также роста производительности труда, наращивания человеческого потенциала. Инновационная отсталость региональной системы здравоохранения наблюдается практически во всех направлениях высококвалифицированных кадрах; заработной плате; адекватной организации управления; структуре лечебных учреждений, не отвечающих реальным потребностям и т.д. Все это требует соответствующего анализа.
Объект исследования - сфера здравоохранения регионов России.
Предмет исследования - управление инновационным развитием сферы здравоохранения в регионах России.
Цель исследования - проведение сравнительной оценки государственного управления инновационным развитием здравоохранения по выбранным критериям в регионах России на примере Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России;
- рассмотреть инструменты системы государственного управления инновационным развитием здравоохранения;
- изучить правовые аспекты государственного управления сферой здравоохранения в России;
- проанализировать зарубежный опыт государственного управления инновационным развитием здравоохранения;
- определить критерии и проанализировать показатели инновационного развития сферы здравоохранения в регионе;
- проанализировать инновационное развитие сферы здравоохранения в регионах России;
- выявить проблемы инновационного развития сферы здравоохранения в регионах России;
- предложить пути совершенствования системы государственного управления инновационным развитием здравоохранения в регионах России.
Над проблемой теоретического и методологического развития инновационных методов управления здравоохранением работали такие российские и зарубежные исследователи, как Алексеевская Т.И., Калининская А.А., Ковалев В.А., Ерохина Т.В., Бортник И.М., Устинова Л.Н., Сибурина Т.А., Кузнецов О.И. и др.
Проблемы и пути их решения в области инновационного менеджмента изложены в работах российских и зарубежных исследователей: Ю.П. Анисимова, И.А. Борисенко, В.П. Воронина, Ю.П. Морозова, A.B. Сурина, P.A. Фатхутдинова, Й.А. Шумпетера и др.
Вопроса стимулирования инновационной деятельности отраслей и комплексов посвящены работы В.М. Баутина, О.Ф. Быстрова, Н.И. Ивановой, A.A. Иващенко, Д.В. Колобова, В.Я. Позднякова и др.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составили материалы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республика Татарстан, Самарской и Ульяновской областей в сфере здравоохранения.
Методологическая база исследования. В работе использована система методов и принципов научного исследования, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи, получить достоверные и объективные результаты. В работе нашли применение общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, дедуктивный и индуктивный методы, существенную роль играют методы прикладного анализа (контент-анализ, сравнительный анализ и т.д.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного управления инновационным развитием сферы здравоохранения.
Во второй главе проводится исследование государственного регулирования инновационного развития сферы здравоохранения на региональном уровне (на примере Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей).
В третьей главе предложены возможные направления совершенствования инструментария государственного управления инновационным развитием здравоохранения на региональном уровне.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.
Здоровье каждого гражданина - важнейший элемент системы национального развития любой страны, представляющий и для государства в целом, и для каждого человека в отдельности высшую ценность.
В настоящее время сфера здравоохранения подвержена существенным преобразованиям: активно обновляется правовая база, повсеместно внедряется система стандартизации медицинских услуг, постепенно совершенствуются модели финансового обеспечения медицинской помощи и многое другое.
Для определения направлений инновационной деятельности системы здравоохранения на региональном уровне необходимо выработка концепции управления инновационной деятельностью системы здравоохранения на региональном уровне. Она ориентируется на долгосрочное инновационное развитие, т.е. на широкое использование в управлении системой здравоохранения передовых технологий, современного оборудования и квалифицированных кадров.
В работе было проведено исследование на примере трех регионов: Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей.
Система здравоохранения Самарской области характеризуется многообразием форм и видов медицинских услуг населению.
Главной задачей на среднесрочную перспективу является коренное повышение эффективности деятельности системы здравоохранения региона. Реализуется областная целевая программа «Модернизация здравоохранения в Самарской области» на 2014-2020 годы.
Основной задачей здравоохранения Республики Татарстан остается сохранение здоровья населения, качественное проведение диспансеризации и медицинских осмотров с целью своевременного выявления заболеваний.
Реформа здравоохранения последних лет была направлена на создание условий для современной, высокотехнологичной медицинской помощи и формирование мощной системы профилактики и предупреждение заболеваемости.
Невозможно и не нужно бесконечно увеличивать коечный фонд больниц, правильнее не допустить, а предупредить заболевание, создавая культуру отношения к своему здоровью каждого человека.
Продолжилась работа по укреплению материально-технической базы, были проведены текущие ремонты детской поликлиники, детского отделения, инфекционного отделения, административного здания.
Система здравоохранения Ульяновской области относится к сложным открытым системам. Что же касается базового технологического процесса данной системы, то им является лечебно-диагностический процесс, по отношению к которому все другие процессы, включая процессы обеспечения жизнедеятельности ЛПУ и руководства ими, являются вспомогательными. По этой причине, намечая распределение ресурсов для повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи с применением локального подхода, нужно предусмотреть возможность мониторинга состояния качества лечебно-диагностического процесса.
Выявленные проблемы:
1) для всех трех регионов является актуальным повышение квалификации работников здравоохранения и привлечения и закрепления их в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2) как в федеральных, так и в региональных СМИ позитивные и негативные мнения о положении дел в сфере здравоохранения встречаются с практически одинаковой частотой, что говорит о необходимости повышать качество медицинской помощи;
3) Изучение зарубежного опыта государственного управления инновационным развитием здравоохранения показало, что системы электронных медицинских карты являются ключевым элементом национальных стратегий электронного здравоохранения. Одним из направлений развития отрасли здравоохранения является информатизация.
В целях совершенствования государственного управления инновационным развитием здравоохранения в регионах России, эффективного использования ресурсов регионального здравоохранения предлагается ряд мероприятий по следующим направлениям:
1) кадровая политика и эффективное управление. Предлагаемые мероприятия:
- образование в каждом регионе автономного медицинского учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ);
- разработка механизма закрепления специалистов за амбулаторно-поликлиническими учреждениями регионов;
- создание электронной базы данных врачей и средних медицинских работников в кадровой службе Министерства здравоохранения РТ, Самарской и Ульяновской областей;
- более детальная разработка плана потребности в кадрах сектора здравоохранения на основе производительности труда, стандартов нагрузок врачей общей практики и семейных врачей, медицинских сестер, врачей станции скорой медицинской помощи, руководителей МУЗ
2) качество медицинской помощи и безопасность пациента. Мероприятия:
- оформление энергетических паспортов на все медицинские учреждения;
- обеспечение контроля за проведением энергосберегающих
мероприятий при проектировании и строительстве учреждений здравоохранения;
- подготовка специалистов по клинической фармакологии;
- повышение эффективности использования медицинской техники, организация двухсменной работы аппаратуры, исключение простоев работы дорогостоящей медицинской аппаратуры;
3) информатизация. Мероприятия:
- информатизация рабочих мест врача общей практики (приобретение компьютеров и установка амбулаторно-программного поликлинического обеспечения);
- информатизация учреждений здравоохранения (приобретение компьютеров и установка программного обеспечения);
Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям также рекомендуется использовать методологию, описанную в «Инструментарии для разработки национальной стратегии по электронному здравоохранению», который подготовлен специалистами ВОЗ и Международного союза электросвязи в качестве основы для формирования стратегического видения, плана действий и механизмов мониторинга и оценки электронного здравоохранения.
Наличие стратегии электронного здравоохранения - это ключевой фактор, способствующий укреплению систем здравоохранения, ориентированных на человека, и наращиванию потенциала общественного здравоохранения.
Далее Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям следует рассмотреть вопрос о разработке целенаправленных межсекторальных стратегий и политики, определяющих внедрение методов телездравоохранения на региональном уровне.
Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям рекомендуется учредить орган, ответственный за нормативный надзор за приложениями мобильного здравоохранения, и проводить оценки полезного эффекта и преимуществ таких приложений, действующих в региональных условиях.
Следующее предложение касается повышения уровня цифровой и медико-санитарной грамотности.
Следует, по мере целесообразности, расширять программы электронного обучения, как для студентов медико-санитарных специальностей, так и для работников здравоохранения. Регионам рекомендуется проводить формальную оценку своих программ электронного обучения.
В настоящее время сфера здравоохранения подвержена существенным преобразованиям: активно обновляется правовая база, повсеместно внедряется система стандартизации медицинских услуг, постепенно совершенствуются модели финансового обеспечения медицинской помощи и многое другое.
Для определения направлений инновационной деятельности системы здравоохранения на региональном уровне необходимо выработка концепции управления инновационной деятельностью системы здравоохранения на региональном уровне. Она ориентируется на долгосрочное инновационное развитие, т.е. на широкое использование в управлении системой здравоохранения передовых технологий, современного оборудования и квалифицированных кадров.
В работе было проведено исследование на примере трех регионов: Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей.
Система здравоохранения Самарской области характеризуется многообразием форм и видов медицинских услуг населению.
Главной задачей на среднесрочную перспективу является коренное повышение эффективности деятельности системы здравоохранения региона. Реализуется областная целевая программа «Модернизация здравоохранения в Самарской области» на 2014-2020 годы.
Основной задачей здравоохранения Республики Татарстан остается сохранение здоровья населения, качественное проведение диспансеризации и медицинских осмотров с целью своевременного выявления заболеваний.
Реформа здравоохранения последних лет была направлена на создание условий для современной, высокотехнологичной медицинской помощи и формирование мощной системы профилактики и предупреждение заболеваемости.
Невозможно и не нужно бесконечно увеличивать коечный фонд больниц, правильнее не допустить, а предупредить заболевание, создавая культуру отношения к своему здоровью каждого человека.
Продолжилась работа по укреплению материально-технической базы, были проведены текущие ремонты детской поликлиники, детского отделения, инфекционного отделения, административного здания.
Система здравоохранения Ульяновской области относится к сложным открытым системам. Что же касается базового технологического процесса данной системы, то им является лечебно-диагностический процесс, по отношению к которому все другие процессы, включая процессы обеспечения жизнедеятельности ЛПУ и руководства ими, являются вспомогательными. По этой причине, намечая распределение ресурсов для повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи с применением локального подхода, нужно предусмотреть возможность мониторинга состояния качества лечебно-диагностического процесса.
Выявленные проблемы:
1) для всех трех регионов является актуальным повышение квалификации работников здравоохранения и привлечения и закрепления их в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2) как в федеральных, так и в региональных СМИ позитивные и негативные мнения о положении дел в сфере здравоохранения встречаются с практически одинаковой частотой, что говорит о необходимости повышать качество медицинской помощи;
3) Изучение зарубежного опыта государственного управления инновационным развитием здравоохранения показало, что системы электронных медицинских карты являются ключевым элементом национальных стратегий электронного здравоохранения. Одним из направлений развития отрасли здравоохранения является информатизация.
В целях совершенствования государственного управления инновационным развитием здравоохранения в регионах России, эффективного использования ресурсов регионального здравоохранения предлагается ряд мероприятий по следующим направлениям:
1) кадровая политика и эффективное управление. Предлагаемые мероприятия:
- образование в каждом регионе автономного медицинского учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ);
- разработка механизма закрепления специалистов за амбулаторно-поликлиническими учреждениями регионов;
- создание электронной базы данных врачей и средних медицинских работников в кадровой службе Министерства здравоохранения РТ, Самарской и Ульяновской областей;
- более детальная разработка плана потребности в кадрах сектора здравоохранения на основе производительности труда, стандартов нагрузок врачей общей практики и семейных врачей, медицинских сестер, врачей станции скорой медицинской помощи, руководителей МУЗ
2) качество медицинской помощи и безопасность пациента. Мероприятия:
- оформление энергетических паспортов на все медицинские учреждения;
- обеспечение контроля за проведением энергосберегающих
мероприятий при проектировании и строительстве учреждений здравоохранения;
- подготовка специалистов по клинической фармакологии;
- повышение эффективности использования медицинской техники, организация двухсменной работы аппаратуры, исключение простоев работы дорогостоящей медицинской аппаратуры;
3) информатизация. Мероприятия:
- информатизация рабочих мест врача общей практики (приобретение компьютеров и установка амбулаторно-программного поликлинического обеспечения);
- информатизация учреждений здравоохранения (приобретение компьютеров и установка программного обеспечения);
Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям также рекомендуется использовать методологию, описанную в «Инструментарии для разработки национальной стратегии по электронному здравоохранению», который подготовлен специалистами ВОЗ и Международного союза электросвязи в качестве основы для формирования стратегического видения, плана действий и механизмов мониторинга и оценки электронного здравоохранения.
Наличие стратегии электронного здравоохранения - это ключевой фактор, способствующий укреплению систем здравоохранения, ориентированных на человека, и наращиванию потенциала общественного здравоохранения.
Далее Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям следует рассмотреть вопрос о разработке целенаправленных межсекторальных стратегий и политики, определяющих внедрение методов телездравоохранения на региональном уровне.
Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областям рекомендуется учредить орган, ответственный за нормативный надзор за приложениями мобильного здравоохранения, и проводить оценки полезного эффекта и преимуществ таких приложений, действующих в региональных условиях.
Следующее предложение касается повышения уровня цифровой и медико-санитарной грамотности.
Следует, по мере целесообразности, расширять программы электронного обучения, как для студентов медико-санитарных специальностей, так и для работников здравоохранения. Регионам рекомендуется проводить формальную оценку своих программ электронного обучения.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Механизмы
государственной политики в сфере здравоохранения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Кластерная политика в инновационном развитии на примере биомедицинского кластера Пензенской области
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование инновационной деятельности в регионе на основе
международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СЕГМЕНТЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2016



