... Искусство XVII в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм. Происхождение термина «барокко» иногда связывают с португальским словом, означающим «жемчужина неправильной формы».
В Италии, Франции, стиль барокко очень жизнерадостный, веселый, нарядный, пышный стиль. Церкви трудно отличить от дворцов, да часто они и включены в дворцовые ансамбли. Потом интерьеры церквей украшаются в стиле барокко. Множество золоченых завитков-рокайлей обрамляют картины, кокетливый, легкомысленный декор. Храмы переполняются «putti» (младенцами 2-3 лет) с крылышками. В храмах это ангелочки, а во дворцах такие же «putti» это эроты, купидоны и амуры. Выдающийся скульптор и архитектор эпохи барокко Лоренцо Бернини (1598-1680 гг.) создает скульптурную группу Святой Терезы Авильской и ангела. Тереза в пышных складках одежд с лицом, изможденным в экстазе, она переживает свои кощунственные видения о супружестве с ... Христом, а ангел, неотличимый от амура, золотой стрелой целится ей в сердце с очень коварной и лукавой улыбкой на устах. Бернини очень точно передал в скульптуре то, о чем писала Тереза – католическая святая, учитель католической церкви.
Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное” . Поэтому отдельные грани (общестилистические черты, мироощущение эпохи, антиномии в искусстве) рассмотрены мной более подробно, другие — менее. Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи — чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVIIв. Это время выдвинуло двух гениев (в области музыкального искусства) : Баха и Генделя, раскрывших разные грани стиля....
1. Jordan R.Furneaux "A concise History of Western Architecture" .- London: Thames & Hudson, 1976.
2. Зитте К. Художественные основы градостроительства // пер. с нем. Я.Крастиньша. - М:Стройиздат, 1993.
3. История градостроительного искусства: в 2-х т.- 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1979 Т.1. Бунин А.В. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма
4. История западноевропейского искусства III-XX вв. — М., 1940.
5. История искусства зарубежных стран. Том 3. — М., 1964.
6. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. — М.: “Музыка” , 1982.
7. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. — М., 1963.
8. Материалы сайта www.projectclassica.ru (электронная версия журнала "Проект Классика")
9. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Отв. ред. Виллер. — М.: “Наука” , 1966.
10. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIII в. — М., “Музыка” , 1965.
11. Русское искусство барокко. Отв. ред. Алексеева. — М.: “Наука” , 1987.
12. Эскина Н. Барокко // Музыкальная жизнь, № 1,2,1991.