ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности предприятия 8
1.1. Понятие, направления и виды аналитических исследований на
предприятии 8
1.2. Современные инструменты и методы проведения аналитических
исследований на предприятии 16
1.3. Тенденции и закономерности проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности на современных предприятиях 24
2. Исследование роли аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности на предприятии ООО «Ак Транс» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Ак Транс» 33
2.2. Особенности проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности на предприятии ООО «АК Транс» 40
2.3. Инструменты и методы проведения аналитических исследований на
предприятии ООО «Ак Транс» 46
3. Разработка перспективных направлений проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности на предприятии ООО «Ак Транс» 52
3.1. Определение перспективных направлений для проведения аналитических
исследований на предприятии ООО «Ак Транс» 52
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 57
Заключение 61
Список использованных источников
В современном мире деятельность любого коммерческого предприятия постоянно подвержена сильному информационному воздействию. С целью эффективного развития бизнеса менеджерам важно организовать в компании аналитическую систему, которая бы осуществляла сбор, обработку и анализ информации для ее последующего использования при принятии управленческих решений. Под информационно-аналитической работой понимается непрерывный процесс всестороннего изучения рыночной конъюнктуры, включающий сбор, учет, внутреннюю систематизацию, анализ и обобщение сведений, подготовку на этой основе данных в форме информационных документов, а также моделей функционирования и прогнозирования будущего состояния предприятия.
Аналитические исследования, как правило, предоставляют важную и актуальную информацию о том, какова ситуация на рынке и в самой организации, насколько эффективно компания продвигает продукцию, какие узкие места имеются в действующих операционных процессах. На их основе вырабатывается оптимальная стратегия продвижения товаров и услуг, а также новые направления развития бизнеса. Аналитические исследования крайне важны для принятия ключевых управленческих решений, в первую очередь, они нужны для сбора объективной информации о рыночной ситуации.
При значительных инвестиционных затратах на развитие бизнеса собственники коммерческого предприятия и руководители серьезное внимание уделяют вопросам контроля хозяйственной детальности. При этом именно аналитические исследования позволяют выявить характер происходящих изменений в организации, их позитивную или негативную направленность. Так одним из направлений аналитической деятельности является анализ планов продаж, бюджетов расходов и доходов в разрезе всех ключевых статей и центров финансовой ответственности.
Аналитические записки, подготовленные по результатам анализа, предоставляют краткое и доступное для понимания изложение основных причин отклонения от планов (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). На сегодняшний день многие компании увязывают аналитическую деятельность с управленческой отчетностью, предоставляемой собственникам бизнеса на систематической основе - ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода или календарный год.
Также зачастую коммерческие предприятия используют аналитические исследования для решения уже возникших проблем - когда начинают снижаться объемы реализации, уходят потребители или конкуренты усиливают свою активность на рынке. Такой подход, основанный на анализе хозяйственной деятельности, эффективен при разработке антикризисной стратегии.
Главной целью аналитической работы является создание на базе собираемых сведений и материалов, чаще всего имеющих беспорядочный и противоречивый характер, обобщенной, а поэтому качественно новой информации, раскрывающей интересующие вопросы об организации хозяйственной деятельности в компании.
Основной задачей аналитической работы в стратегическом плане является обеспечение руководства организации объективной информацией (о её текущем состоянии, внешних и внутренних условиях функционирования), необходимой для выработки курса развития организации, принятия решений касательно системы управления, а также реализации масштабных проектов в условиях понимания и оценки всех существующих рисков.
Основной задачей аналитической работы в рамках оперативного управления является обеспечение управленческих органов информацией касательно соответствия внутренних и внешних процессов коммерческого предприятия принятой стратегии и выявление «слабых мест» системы управления.
Современные аналитические исследования включают в себя сбор, систематизацию, представление данных в табличной форме, а затем выделение их основных характеристик. Такой подход ориентирован на информирование пользователей о характеристиках данных. Некоторые аналитические исследования производственно-хозяйственной деятельности подразумевают формирование прогноза динамики исследуемых показателей в будущем на основе статистических данных прошлых периодов. При этом сначала определяются связи между переменными, а затем на основе их анализа оценивается вероятность того или иного события: например, насколько вероятно, что потребитель отреагирует на рекламу и купит данный продукт.
Некоторые современные подходы проведения аналитических исследований подразумевают проведение экспериментов и оптимизацию. Эксперимент призван ответить на вопросы о причине тех или иных явлений. Чтобы с уверенностью делать выводы о причинных связях, исследователи изменяют одну или несколько независимых переменных и наблюдают реакцию зависимой переменной, одновременно контролируя внешние по отношению к исследуемой системе факторы. Если тестовая группа, подчиняющаяся условию эксперимента, показывает существенно лучшие результаты по сравнению с контрольной группой, то ответственный менеджер может принять решение о широком внедрении этого условия.
Проводить аналитические исследования любая хозяйствующая организация может двумя способами: самостоятельно (если в компании эту функцию выполняет, какой-либо отдел, например отдел аналитики, экономический отдел или отдельный сотрудник - аналитик) или обратившись в специализированную консалтинговую компанию. К наиболее распространенным аналитическим исследованиям можно отнести анализ целевой аудитории, тестирование продукции, анализ издержек, изучение конъюнктуры рынка и конкурентов, разные виды аудита, исследование сырьевой базы, а также анализ поставщиков. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.
В исследовании теоретических и практических аспектов проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности предприятий принимали участие отечественные и зарубежные ученые. Значительный вклад в разработку теоретических вопросов внесли такие исследователи как Андреева А.Д., Бергер Е.Г., Блинова О.П., Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю., Гончаров В.Н., Курипченко Е.В., Елизарова Ю.А., Зайончик Л.Л., Бондаренко Е.В., Калышенко В.Н., Сталькина У.М., Корзун Л.Н., Глотова Д.С., Литвинчук Е.С., Никоненко А.Н., Сибиряткина И.В., Тухканен Т.Н., Павлова И.Ю.
Целью работы является изучение методов и подходов аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, направления и виды аналитических исследований на предприятии;
- изучить современные инструменты и методы проведения аналитических исследований на предприятии;
- выявить тенденции и закономерности проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности в современных компаниях;
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемому предприятию;
- проанализировать особенности проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности в данной компании;
- исследовать инструменты и методы проведения аналитических исследований;
- предложить перспективные направления для проведения аналитических исследований;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе выступает компания ООО «Ак Транс». Основным направлением деятельности коммерческого предприятия является организация качественных транспортных внутрироссийских грузоперевозок. Предметом исследования выступают аналитические исследования производственно-хозяйственной деятельности организации.
Методы исследования, применяемые в процессе написания: сбор, обобщение, систематизация и анализ информации по вопросам проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической и двух практических глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современных условиях развития рынков и рыночной экономики перед менеджментом коммерческих предприятий ставятся задачи, требующие значительного уровня анализа и проработки. Аналитические исследования в настоящее время заняли ведущее место в системе управления организацией. При их проведении, необходимо учитывать множество различных внешних и внутренних факторов. В процессе осуществления аналитической работы необходимо исходить из действия экономических законов, так как управленческое решение может быть верным только в том случае, если оно является научно обоснованным.
Рыночные условия предъявляют новые требования к ведению бизнеса, что влечет необходимость регулярного анализа внешней внутренней среды предприятия. Это требует совершенствования методов и методик экономического анализа. Аналитические исследования направлены на комплексное изучение деятельности для объективной оценки результатов и поиска путей повышения эффективности хозяйствования. В ходе аналитических работ необходимо опираться на достоверную, качественную информацию, отражающую объективную действительность.
Современные аналитические исследования включают в себя сбор, систематизацию, представление данных в табличной форме, а затем выделение их основных характеристик. Такой подход ориентирован на информирование пользователей о характеристиках данных. Некоторые аналитические исследования производственно-хозяйственной деятельности подразумевают формирование прогноза динамики исследуемых показателей в будущем на основе статистических данных прошлых периодов. При этом сначала определяются связи между переменными, а затем на основе их анализа оценивается вероятность того или иного события: например, насколько вероятно, что потребитель отреагирует на рекламу и купит данный продукт.
Некоторые современные подходы проведения исследований подразумевают проведение экспериментов и оптимизацию. Эксперимент призван ответить на вопросы о причине тех или иных явлений. Чтобы с уверенностью делать выводы о причинных связях, исследователи изменяют одну или несколько независимых переменных и наблюдают реакцию зависимой переменной, одновременно контролируя внешние по отношению к исследуемой системе факторы. Если тестовая группа, подчиняющаяся условию эксперимента, показывает существенно лучшие результаты по сравнению с контрольной группой, то ответственный менеджер может принять решение о широком внедрении этого условия.
На сегодняшний день существует большое количество разных подходов к использованию инструментов для анализа деятельности компании, которые активно используются специалистами разных подразделений. В настоящее время широко распространены экономические методы, моделирование бизнес- процессов, а также отдельные качественные и количественные методы. Комплексный подход к проведению анализа является ключевым условием для организации эффективной деятельности коммерческого предприятия.
При выборе аналитических инструментов компания должна, прежде всего, исходить из собственной корпоративной стратегии. Без этой опоры на стратегию предприятия зачастую распределяют средства, выделенные на проведения исследований, в основном по аналогии с бюджетом предыдущего года или, руководствуясь тем, какие направления бизнеса или продукты продемонстрировали хорошие показатели по итогам последних кварталов. Подобная практика отражается на том, что поддержку получают вовсе не те направления деятельности, которые больше других нуждаются в развитии или сохранении своих текущих позиций.
Сегодня на коммерческих предприятиях активно развиваются и совершенствуются подходы к организации аналитической деятельности. Современные компании выделяют отдельные ресурсы на приобретение современных ИТ программ и приложений, направленных на автоматизацию аналитических исследований. Некоторые предприятия отдают данные функции на аутсорсинг, что также рационально при сложности поставленных задач исследования, в ситуации когда затраты внутренних ресурсов (время работы сотрудников, сроки), значительно уступают предложениям внешних партнеров. Большое внимание также уделяется и пользователям информации таким как, сотрудники, менеджмент и собственники. Для этого развиваются наравне с аналитическим инструментарием средства визуализации полученных при анализе данных.
Информация, получаемая при проведении аналитических исследований, подается, как правило, в динамике за последние 3-5 лет, предоставляя прогноз развития на ближайшие 2-3 года. Необходимое аналитическое исследование готовится специалистами по утвержденной форме - это может быть стандартный макет в организации для предоставления информации либо шаблон макета в сторонней консалтинговой компании.
Объектом исследования в работе выступает транспортное коммерческое предприятие ООО «Ак Транс», которое осуществляет достаточно эффективную деятельность. Организация в большей степени специализируется на автомобильной доставке негабаритных грузов. В настоящее время логистические услуги пользуются стабильным спросом. На предприятии работает квалифицированный персонал, ценовая политика оптимальна, обслуживание клиентов максимально персонализировано. В рамках повышения эффективности дальнейшего развития руководству организации следует уделить внимание своему продвижению в сети интернет, а также оптимизации процессов работы в отделе продаж, чтобы менеджеры были заинтересованы в сокращении дебиторской задолженности. Хорошие перспективы для повышения конкурентоспособности сегодня также формируют различные государственные программы кредитования и субсидирования, которыми целесообразно воспользоваться.
Аналитические исследования в деятельности транспортно-логистической компании ООО «Ак Транс» занимают значительное место. Благодаря анализу руководством определяются узкие места в операционных процессах, разрабатывается эффективная система мотивации сотрудников и проводится мониторинг рынка, покупателей и конкурентов. При этом важно отметить, что не все процессы на предприятии качественно анализируются. Вместе с тем, менеджмент компании систематически проводит мониторинг основных показателей, рассмотренных в данном параграфе, и на основании аналитических отчетов принимает решения о совершенствовании деятельности.
В практической деятельности транспортно-логистической компании «Ак Транс» используются разнообразные инструменты и методы проведения аналитических исследований. Данные подходы можно разделить на три основных направления - это методы, связанные с маркетинговой деятельностью организации, математические и статистические инструменты, а также общенаучные подходы к анализу. С помощью рассмотренных инструментов и методов менеджмент коммерческого предприятия формирует свою политику в области взаимодействия с клиентами и их обслуживания, а также совершенствует внутренние бизнес-процессы.
В рамках совершенствования аналитической деятельности в компании на наш взгляд целесообразно реализовать следующие мероприятия:
1) Осуществить совершенствование действующей учетно-аналитической системы;
2) Провести обучение сотрудников основам работы в обновленном программном обеспечении;
3) Разработать отчеты «Дэшборд» для контроля за водителями;
4) Разработать отчеты по контролю за кредиторской и дебиторской задолженностью;
5) Наладить мониторинг стоимости топлива.
Реализация предложенных мероприятий позволит исследуемому предприятию ООО «Ак Транс» повысить качество проведения аналитических исследований производственно-хозяйственной деятельности. За счет автоматизации будет достигнута высокая скорость подготовки отчетности, а также снижение количества ошибок за счет исключения человеческого фактора. Вместе с тем новые формы отчетности позволят разным категориям сотрудников и руководителей проводить более детальный и гибкий анализ хозяйственных операций.
1. Андреева А.Д. Компьютерные технологии анализа информации // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2012. № 1 (1). С. 36-38.
2. Артамонов А.А. Особенности и анализ операционной деятельности предприятия // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 74-77.
3. Бергер Е.Г. Использование инновационных решений для повышения эффективности работы предприятия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6-3. С. 19-23.
4. Блинов А.О. Теоретические аспекты управления организационными изменениями в организациях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2013. № 1. С. 41-49.
5. Блинова О.П. Стратегический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. № 6. С. 167-177.
6. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Экономический анализ качества управления экономическими объектами: феноменологический подход // Финансы и кредит. 2016. № 46 (718). С. 16-28.
7. Герасимов Н.О. Финансовое состояние предприятия. Анализ и резервы улучшения // Бенефициар. 2017. № 11. С. 106-109.
8. Гончаренко М.А. Анализ производственной и инновационной деятельности предприятий // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2017. № 2-1 (24). С. 94-105.
9. Гончаров В.Н., Курипченко Е.В. Стратегический анализ конкурентных позиций предприятия // Организатор производства. 2016. № 4 (71). С. 13-20.
10. Дикунова М.С. Научно-методический аппарат управления затратами предприятий: основные подходы и предложения // Статистика и Экономика. 2017. Т. 14. № 1. С. 76-85.
11. Дудина Е.Г. Методология проведения внутреннего стратегического анализа деятельности предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-11 (24). С. 66-68.
12. Еганян Г.К. Управление эффективностью организации // Young Science. 2015. Т. 2. № 7. С. 31-35.
13. Елизарова Ю.А. Пути улучшения финансового состояния деятельности предприятия с помощью экономического анализа // Вектор экономики. 2017. № 8 (14). С. 26.
14. Зайончик Л.Л., Макарова Е.Ю. Повышение экономической эффективности деятельности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности // Научно-аналитический экономический журнал. 2017. № 6 (17). С. 2.
15. Зайончик Л.Л., Бондаренко Е.В. Построение эффективной системы управления финансами предприятия на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности // Научно-аналитический экономический журнал. 2017. № 6 (17). С. 3.
16. Здрестова-Захаренкова С.В., Толстихина Д.Б. Роль и эффективность воздействия стратегического анализа на деятельность предприятия рынка торговли // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2017. № 6. С. 87-91.
17. Зубина М.А. Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия малого бизнеса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. С. 66-69.
18. Калышенко В.Н., Сталькина У.М. Стратегический анализ маркетинговой среды предприятия // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2017. № 2. С. 108-113.
19. Кобелева И.В., Ярмухаметова Э.Е. Сравнительный анализ различных методов комплексной оценки деятельности предприятий // Приложение математики в экономических и технических исследованиях. 2017. Т. 1. № 7. С. 108-115.
20. Колпакова Т.С., Прохоренко А.Д. Роль экономического анализа в повышении эффективности деятельности предприятия // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 81-82.
21. Корзун Л.Н., Глотова Д.С., Литвинчук Е.С. Применение методов управленческого анализа в оценке эффективности деятельности предприятия на основе форм отчетности // Политика, экономика и инновации. 2017. № 1 (11). С. 14.
22. Литвиненко В.С., Живикина К.В. Роль финансово-хозяйственного анализа в деятельности предприятия // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 88-90.
23. Меркулова Е.Ю., Шебуняева Е.А. Стратегический анализ внутренней среды предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 5. С. 91-99.
24. Морозова Г.В., Куряева А.В. Анализ эффективности деятельности предприятия на основе показателей рентабельности // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С. 183-188.
25. Никоненко А.Н. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия // Синергия Наук. 2017. № 10. С. 141-146.
26. Папазян Ж.В., Бойко С.В. Анализ маркетинговых моделей совершенствования экономической деятельности предприятия городского хозяйства // Научная мысль. 2011. № 2 (2). С. 62-63.
27. Сазонов А.А., Болквадзе И.Р. Исследование современных методов стратегического управления предприятием на основе финансового анализа // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 12-1 (119). С. 163-165.
28. Севостьянова О.Г. Управление конкурентоспособностью торгового предприятия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 4 (65). С. 291-301.
29. Сибиряткина И.В., Лихотина К. Коммерческая деятельность торгового предприятия как объект финансового анализа // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 6 (26). С. 194-198.
30. Таранова Н.С. Роль и значение информационного обеспечения анализа в деятельности предприятия // Перспективы науки. 2017. № 8 (95). С. 64-67.
31. Топоркова А.И. Методология финансового анализа деятельности предприятия // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 84-88.
32. Тухканен Т.Н., Павлова И.Ю. Анализ финансовых результатов деятельности производственного предприятия // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 3. № 1 (2). С. 149-153.
33. Тухканен Т.Н., Величко Р.К. Методические подходы к анализу результатов финансовой деятельности предприятия // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 3. № 1 (2). С. 167-173.
34. Ходжаева М.Я. Стоимостной подход в анализе эффективности управления коммерческой деятельностью предприятия // Электронный научный журнал. 2017. № 1-2 (16). С. 200-206.
35. Чапурина Е.В. Современные методики оценки рисков на предприятии как эффективный инструмент стратегического управления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 2. С. 117¬126.
36. Чадаев Д.Ю., Белова Е.О. Анализ стратегических факторов деятельности предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 55-1. С. 85-89.
37. Шарипов Т.Ф. Использование комплекса методов для изучения состояния предприятия при разработке стратегии // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 381-384.
38. Щербинина А.Г. Критерии формирования и анализ управленческой отчетности с позиции учета рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Успехи современной науки и образования. 2017. № 7. С. 36-39.
39. Щербик С.Э. Методические подходы к анализу коммерческой деятельности торгового предприятия // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-2. С. 99-102.
40. Официальный сайт портала «Эксперт» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/12/gruzovozyi-uvyazli-v-krizisnoj- rasputitse
41. Топ-10 аналитических инструментов 2017 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://apptractor.ru/measure/user-analytics/top-10- analiticheskih-instrumentov-2017-goda.html
42. Официальный сайт портала «Cisco» // «Современные тенденции в мире данных и аналитики» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www. cisco.com/c/ru_ru/about/press/press-releases/2016/01 -04a.html
43. Официальный сайт портала Комитета государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru
44. Официальный сайт портала «Маркетинговые исследования для
бизнеса» [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://best4service.ru/a/bs_analytics
45. Маркетинговые исследования и бизнес-аналитика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/courses/27640-marketingovye- issledovaniya-i-biznes-analitika
46. Официальный сайт портала «Бизнес аналитика» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.businessanalytica.ru