Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
1. Понятие о памяти 4
2. Труд как основной вид деятельности человека 8
3. Память в трудовой деятельности 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
На современном этапе развития наше общество характеризуется глубокими и разнообразными преобразованиями. На рубеже веков произошли структурные изменения в представлениях о человеке, о мире и об обществе, которые сопровождались радикальной перестройкой и нарушением стереотипов в сознании, деятельности, образе жизни [6].
Основой экономических отношений в настоящее время стал не товар или продукт, а информация в любой форме. В этой связи становится очевидным, что передача, распространение и хранение информации становятся решающим фактором во многих (если не во всех) сферах человеческой деятельности, и особенно в трудовой. Все это невозможно благодаря памяти.
Благодаря памяти люди могут накапливать эту информацию, не теряя своих прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди ментальных психических познавательных процессов. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, который обеспечивает непрерывность психических процессов и объединяет все когнитивные процессы в единое целое [5, с. 10].
Роль памяти в труде изучается в различных разделах психологии и физиологии. Психология труда как область научных знаний о труде и работниках изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с работой, анализом работы и профессиональными навыками. Психология труда также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией и экономической психологией.
Цель: определить значение памяти в трудовой деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать понятие памяти и труда.
3. Выявить значение памяти в жизни и человека, память в трудовой деятельности.
Объект работы: память.
Предмет работы: особенности памяти, которые обеспечивают успешность в трудовой деятельности.
Методы исследования: исследование проведено библиографическим методом - произведен системный анализ научной психологической литературы по теме исследования.
Любая трудовая деятельность предполагает использование результатов предыдущей деятельности, индивидуального опыта работников. Элементы опыта закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями деятельности человека, образуя содержание памяти. Память является основой психической жизни человека и обеспечивает ее ориентацию в окружающей среде. Хранение в памяти понятий и представлений является необходимым условием мышления, которое ими оперирует.
Изучив психолого-педагогическую литературу, пришли к следующим выводам.
Память - это система сложных психических процессов, посредством которых человек накапливает и сохраняет в сознании информацию и воспроизводит ее в зависимости от потребности. Такими процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы тесно связаны между собой, формируются и проявляются в деятельности и зависят от нее.
Выделяются виды памяти в соответствии с тремя основными критериями:
1) в зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности - на непроизвольных и произвольных;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную, промежуточную и генетическую
Труд удовлетворяет потребность человека в двигательной активности, тренирует функциональные системы, развивает познавательные и коммуникативные способности, способствует реализации творческого потенциала, выполняя одновременно главную функцию - создания материальных и духовных благ для удовлетворения соответствующих потребностей отдельного человека и общества в целом.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные анемические свойства: объем памяти; скорость запоминания; прочность сохранения усвоенного материала; точность и скорость воспроизведения; готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.
1. Веккер, Л.M. Психические процессы. - СПб.: Весна, 2013. - 348 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.- М.: Лантерна Вита, 2009.- 150 с.
3. Квинн, В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
4. Крушельницкая, Я. В. Физиология и психология труда: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2003 - 367 с.
5. Маклаков, А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
6. Меркулова, С.М. Психология труда: конспект лекций. – М.: Приор, 2006. – 77 с.
7. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
8. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
9. Психология труд : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Карпов [и др.] ; под ред. А. В. Карпова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. – 364 с.
10. Психология труда и инженерная психология: Психологи¬ческая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности/Пер, с нем. В. К. Гайды, И. А. Гайды. Под ред. В. Ф. Венды, А. А. Крылова. – М.: Машиностроение, 1985. - 376с.
11. Психология. Под ред. Дружинина В.Н. - СПб.: 2009. - 656 с.