Введение 3
Глава 1 Общая характеристика Федеральной службы исполнения наказаний 5
1.1 История развития Федеральной службы исполнения наказаний 5
1.2 Структура Федеральной службы исполнения наказаний, система ее целей и задач 9
Глава 2 Совершенствование основных и дополнительных функций Федеральной службы исполнения наказаний 14
2.1 Совершенствование уголовно-исполнительной функции Федеральной службы исполнения наказаний 14
2.2 Значение и совершенствование уголовно-процессуальной функция Федеральной службы исполнения наказаний 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что длительное время в отечественной государственно-правовой системе органы уголовно-исполнительной системы понимались приоритетно как «карательные» структуры, при практически полном игнорировании не менее важной задачи – предупреждении совершения осужденным нового преступления посредством его исправления, формирования у него психологических установок на правомерное поведение, коррекции поведения осужденного и его подготовке к активной и нормальной социальной жизни после освобождения из исправительного учреждения.
Среди прочего, использованные государством новые подходы к вопросам функционирования уголовно-исполнительной системы выразились в передаче органов уголовно-исполнительной системы из силовой структуры - МВД России - в Министерство юстиции, деятельность которого не связана с реализацией «карательной функции».
Вместе с тем, данный шаг был сделан уже достаточно давно, ФСИН России уже «освоилась» на новом месте в системе федеральных органов исполнительной власти, и сейчас перед ней стоят иные задачи, связанные с дальнейшим совершенствованием деятельности уголовно-исполнительной системы.
Предложения по оптимизации деятельность ФСИН России высказываются самые различные, от придания ведомству гражданского характера с сохранением лишь нескольких «силовых» подразделений, вплоть до реформирования Службы по американскому образцу, когда значительное число пенитенциарных учреждений находится в частных руках, и лишь контролируется государственными органами, но не управляется ими. Кроме того, в последнее время, с учетом роста числа преступлений, совершаемых на объектах уголовно-исполнительной системы, в первую очередь самими осужденными, предлагается придать более важное значение уголовно-процессуальной функции ФСИН России, создать в данной Службе подразделения дознания, чтобы органы ФСИН могли не только как органы дознания проводить неотложные следственные действия, но и в полном объеме производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам определенных категорий.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с реализацией правоохранительной функции государства посредством системы соответствующих органов.
Предмет исследования – Федеральная служба исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.
Цель исследования заключается в уяснении основных направлений совершенствования деятельности ФСИН России.
Задачи исследования:
изучить историю развития Федеральной службы исполнения наказаний;
исследовать структуру Федеральной службы исполнения наказаний, систему ее целей и задач;
определить направления совершенствования уголовно-исполнительной функция Федеральной службы исполнения наказаний;
охарактеризовать значение и совершенствование уголовно-процессуальной функция Федеральной службы исполнения наказаний.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (сравнительно-правовой метод, метод моделирования и т.д.).
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа каждый, заключения и списка использованных источников.
1) После распада СССР федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в уголовно-исполнительной сфере, прошел долгий путь от системы нескольких обособленных управлений в структуре Министерства внутренних дел - ГУИН и ГУЛИТУ («Спецлес МВД России») - к единому звену в системе МВД России (ГУИУН), далее ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации и, в конечном итоге появилась Федеральная служба исполнения наказаний Министерство юстиции Российской Федерации, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации.
2) В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний выступает органом исполнительной власти, возглавляемым на принципам единоначалия Директором, назначаемым на должность Президентом Российской Федерации .ФСИН России состоит из центрального аппарата и территориальных органов.
ФСИН осуществляет правоприменительные функции в уголовно-исполнительной сфере, обеспечивая исполнение уголовных наказаний, исправление осужденных и т.д. Безусловно, что важнейшей функцией ФСИН России является именно уголовно-исполнительная, однако в последнее время возрастает значение и уголовно-процессуальной функции данного органа государственной власти.
3) Основное направление совершенствования уголовно-исполнительной функции Федеральной службы исполнения наказаний должно быть связано с повышением эффективности исправительного воздействия на осужденных.
Представляется, что данная цель должна достигаться посредством решения комплекса задач, связанных с повышением ответственности сотрудников ФСИН России за результативность исправительного воздействия на осужденных, что, безусловно, требует тесного взаимодействия с органами МВД России в целях выявления лиц, совершивших новое преступление после освобождения из мест лишения свободы, более активной разработкой и внедрением в деятельность органов ФСИН России методов и средств исправительного воздействия, увеличением роли подразделений, оказывающих психологическую поддержку как сотрудникам ФСИН, так и осужденным, созданием в системе ФСИН отдельной структуры, деятельность которой будет направлена на социальную адаптацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
4) Несмотря на то, что уголовно-процессуальная деятельность не является приоритетной задачей органов и учреждений ФСИН России, игнорировать ее ни в коем случае нельзя. Расширение уголовно-процессуальных полномочий ФСИН будет способствовать противодействию преступлениям на территории объектов Службы, в том числе совершенных осужденными, что в любом случае будет способствовать и решению основных задач ФСИН, связанных с исправлением осужденных. Соответственно, представляется необходимым создать в системе ФСИН подразделения дознания, дознаватели которых будут правомочны в полном объеме производить предварительное расследование п уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории органов и учреждений ФСИН, кроме уголовных дел, отнесенных к исключительной подследственности Следственного комитета Российской Федерации.
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 года № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019)
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019)
4. Закон РФ от 21 июля 1993 года. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
5. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
6. «Положение о Федеральной службе исполнения наказания», утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
7. Указ Президента РФ от 07 декабря 1998 года № 1483 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
8. Указ Президента РФ от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
9. Указ Президента РФ от 08 октября 1997 года № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
10. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
11. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 1996 года № 1177[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
12. Приказ Министерства Юстиции России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
13. «Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний», утв. Приказом Министерства юстиции России от 01 апреля 2015 года № 77 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019).
14. Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2019)
15. Гирько С.И. Субъекты уголовно-процессуальной деятельности (дознания) в системе ФСИН России: органы и должностные лица / С.И. Гирько // Труды Академии управления МВД России. – 2017. - № 2. – С. 37-41.
16. Зеленов Ю.Н. Уголовно-процессуальная компетенция органов и учреждений уголовно-исполнительной системы / Ю.Н. Зеленов // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. - № 4. – С. 56-62.
17. Королев Р. В. К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве // Вестник ЮУрГУ. - 2016. - № 4. - С. 101-104.
18. Ларин В. Общероссийский гражданский форум предложил преобразовать ФСИН в невоенизированное ведомство / Ларин В. // Российская газета. – 2015. - № 7633. - С. 3.
19. Михлин А. С. Уголовно-исполнительное право / А.С. Михлин. – М.: Юрайт. - 2015. – 542 с.
20. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право / В.И. Селиверстова. – М.: Статут, 2014.- 453 с.
21. Сморчков А.И. К вопросу о проблематике уголовно-процессуальной деятельности уголовно-исполнительной системы / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. – 2016. - № 4. – С. 103.