ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты концепции бережливого производства в
деятельности медицинских учреждений 8
1.1 Понятие, сущность и принципы бережливого производства 8
1.2. Методы и инструменты бережливого производства 17
1.3. Особенности применения методов бережливого производства в
здравоохранении 23
2. Анализ практики применения принципов бережливого производства в
деятельности ООО «Медицинский центр Азбука Здоровья» 29
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 29
2.2. Анализ основных потерь медицинских учреждений в рамках концепции
бережливого производства 35
2.3. Анализ бизнес-процессов деятельности ООО «МЦ Азбука Здоровья» 42
3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «МЦ Азбука
Здоровья» в рамках концепции бережливого производства 51
3.1. Обзор медицинских информационных систем для автоматизации
деятельности медицинских учреждений 51
3.2. Внедрение МИС Medesk с целью снижения потерь в деятельности
регистратуры ООО «МЦ Азбука Здоровья» 56
3.3. Разработка рекомендаций по внедрению системы визуальной навигации
в ООО «МЦ Азбука Здоровья» 63
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложения
1. Теоретические аспекты концепции бережливого производства в
деятельности медицинских учреждений 8
1.1 Понятие, сущность и принципы бережливого производства 8
1.2. Методы и инструменты бережливого производства 17
1.3. Особенности применения методов бережливого производства в
здравоохранении 23
2. Анализ практики применения принципов бережливого производства в
деятельности ООО «Медицинский центр Азбука Здоровья» 29
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 29
2.2. Анализ основных потерь медицинских учреждений в рамках концепции
бережливого производства 35
2.3. Анализ бизнес-процессов деятельности ООО «МЦ Азбука Здоровья» 42
3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «МЦ Азбука
Здоровья» в рамках концепции бережливого производства 51
3.1. Обзор медицинских информационных систем для автоматизации
деятельности медицинских учреждений 51
3.2. Внедрение МИС Medesk с целью снижения потерь в деятельности
регистратуры ООО «МЦ Азбука Здоровья» 56
3.3. Разработка рекомендаций по внедрению системы визуальной навигации
в ООО «МЦ Азбука Здоровья» 63
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложения
Бережливое производство - это концепция организации бизнеса, ориентированная на создание потребительской ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранения всех видов потерь.
Актуальность темы работы определяется значимостью применения принципов бережливого производства, которые способствуют эффективной работе медицинской организации в долгосрочной перспективе.
В коммерческом секторе медицины значительно усилилась конкуренция, что заставляет многих операторов рынка повышать сервис для пациентов, пересматривать перечень предоставляемых медицинских услуг. Востребованы клиники с полным набором услуг (от консультаций до диагностики) с собственной лабораторией. Сектор клинической лабораторной диагностики признается экспертами одним из самых финансово успешных.
Доля частного здравоохранения в России планомерно растет. Эксперты объясняют это, во-первых, переходом в частную медицину инвесторов из других, менее рентабельных отраслей, а во-вторых, растущим желанием россиян получать качественные медицинские услуги. Из-за снижения финансирования и качества обслуживания в госсекторе для частных клиник наступают золотые времена - растущий спрос позволяет больше зарабатывать, реинвестировать прибыль в новые направления и открытие новых отделений.
Объем рынка медицинских услуг в России в 2016 году превысил 2,2 трлн. рублей, причем сегмент частной медицины рос быстрее других. Сеть аудиторских компаний KPMG прогнозирует сектору ежегодный шестипроцентный рост вплоть до 2019-го. По другим прогнозам, в 2018-2020 годах рынок с каждым годом будет расти на 5%. Оба сценария благоприятны, особенно с учетом ожидаемого увеличения доли частной медицины в системе здравоохранения России, которая сейчас составляет 55%.
Кризис поспособствовал росту спроса на коммерческие медицинские услуги более чем на 10%, по данным EY (британская аудиторско- консалтинговая компания). Дело в том, что потребители стали чаще обращаться в платные клиники из-за снижения доступности медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, возникшего на фоне сложной экономической ситуации [50].
Росту рынка частной медицины также способствуют общемировой тренд увеличения продолжительности жизни, приоритет превентивной медицины и общее ухудшение состояния здоровья населения. Но главное, что подталкивает потребителя обратиться в частный сектор за медицинскими услугами - это невозможность или нежелание получить эти услуги в государственных учреждениях.
В последние годы в Российской Федерации принято большое количество актов общероссийского значения - Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановления и распоряжений Правительства РФ, приказов Минздрава России, которые определили новую парадигму развития здравоохранения и необходимость разработки и реализации новых подходов к совершенствованию лечебной деятельности.
В сфере здравоохранения проблема роста расходов является одной из ведущих практически для всех развитых стран. Среди основных причин следует отметить старение населения, расширение социальных гарантий, внедрение высокозатратных медицинских технологий. Не всегда увеличение затрат на здравоохранение связано с дополнительным результатом в виде повышения качества и продолжительности жизни людей.
В связи с этим повышение эффективности здравоохранения и качества предоставляемой медицинской помощи становится одной из приоритетных задач современной науки управления системой здравоохранения. Непосредственной задачей менеджера в подобных ситуациях становится поиск повышения эффективности медицинских учреждений: сокращение затрат, увеличение прибыли и привлечение большего количества клиентов для коммерческих клиник и т.д. При этом основные резервы в повышении эффективности организации лежат внутри самого бизнеса - а именно в области оптимизации бизнес-процессов. Данный подход не подразумевает коренных перестроек и изменений на производстве и в структуре руководства фирмы. А значит, что грамотно построенная система оптимизации предполагает достаточной автоматизацию одного из процессов, для повышения производительности на предприятии.
Основной проблемой, решение которой лежит в основе оптимизации бизнес-процессов, является поиск относительно простых методов их улучшения, подходящих для конкретного предприятия. Значительную помощь во внедрении успешной системы оптимизации бизнес-процессов может оказать применение методов бережливого производства.
Способность медицинского учреждения к своевременному и гибкому реагированию на запросы потребителей, и в то же время, к постоянному снижению издержек, непосредственно не связанных с оказываемой медицинской помощью, и устранению потерь в потоке создания ценности, становится необходимым условием эффективной деятельности современных медицинских организаций.
В инновационной системе управления медицинскими организациями ключевой фигурой становится пациент, а технологии управления нацелены на повышение степени удовлетворения его потребностей в качественных медицинских услугах. Используемые методы и инструменты бережливого производства предусматривают не только сокращение потерь рабочего времени медицинским персоналом, но и классификацию всей деятельности медицинского учреждения пооперационно: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя медицинских услуг, и операции и процессы, не добавляющие её.
Таким образом, всё, что не добавляет ценности для пациентов, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено. По экспертным оценкам, приблизительно 50 процентов времени у медицинского персонала не используется прямо на пациента.
Модернизация отечественного здравоохранения в принципе позволяет поднять на качественно новый уровень взаимоотношения производителей медицинских услуг и их потребителей, однако с появлением новых возможностей меняются и требования пациентов к качеству и доступности предоставляемых услуг, что соответственно предопределяет необходимость своевременной адаптации медицинских организаций к новым, постоянно меняющимся и возрастающим, потребностям.
В современных условиях проблема комплексной автоматизации является наиболее актуальной для каждого лечебного учреждения. Ежедневно в них необходимо решать ряд серьезных задач, связанных с внесением, обработкой и хранением информации о лечении и диагностике пациентов, практическим управлением потоками информации, краткосрочным- и долгосрочным планированием, статистическим и финансовым анализом.
На смену эпохе бумажных носителей информации и самописных программ для медицинских учреждений приходит время крупных
информационных систем, направленных как на поддержание внутренних функций, так и на решение задач управления медицинской отраслью.
Использование современных медицинских технологий позволяет повысить качество оказания медицинских услуг, оптимизировать управление различными структурными медицинскими подразделениями и создать основу выхода на мировой уровень медицинского обслуживания.
Основными вопросами бережливого производства и проблемами его внедрения в организации занимались Тайити Оно, Сигео Синго, Джеймс Вумек, Дэниел Джонс, Масааки Имаи и другие.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка теоретических и практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности медицинских организаций на основе концепции бережливого производства.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, таких как:
- Раскрыть понятие, сущность и принципы бережливого производства;
- Определить методы и инструменты бережливого производства;
- Проанализировать особенности применения методов бережливого
производства в здравоохранении;
- Дать общую характеристику организации;
- Проанализировать бизнес-процессы деятельности организации;
- Раскрыть применение картирования потока создания ценностей и
других инструментов бережливого производства для выявления потерь в деятельности организации;
- Предложить внедрение медицинской информационной системы с целью снижения потерь в деятельности регистратуры;
- Разработать рекомендации по внедрению системы визуальной навигации в ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Предметом исследования стало повышение эффективности деятельности медицинской организации на основе концепции бережливого производства. Объектом исследования является многопрофильный научно-исследовательский лечебно-диагностический центр ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты разработок, полученные в итоге исследования, могут быть использованы в многопрофильном научно-исследовательском лечебно-диагностическом центре ООО «Медицинский центр Азбука Здоровья», а также в других российских медицинских организациях.
Актуальность темы работы определяется значимостью применения принципов бережливого производства, которые способствуют эффективной работе медицинской организации в долгосрочной перспективе.
В коммерческом секторе медицины значительно усилилась конкуренция, что заставляет многих операторов рынка повышать сервис для пациентов, пересматривать перечень предоставляемых медицинских услуг. Востребованы клиники с полным набором услуг (от консультаций до диагностики) с собственной лабораторией. Сектор клинической лабораторной диагностики признается экспертами одним из самых финансово успешных.
Доля частного здравоохранения в России планомерно растет. Эксперты объясняют это, во-первых, переходом в частную медицину инвесторов из других, менее рентабельных отраслей, а во-вторых, растущим желанием россиян получать качественные медицинские услуги. Из-за снижения финансирования и качества обслуживания в госсекторе для частных клиник наступают золотые времена - растущий спрос позволяет больше зарабатывать, реинвестировать прибыль в новые направления и открытие новых отделений.
Объем рынка медицинских услуг в России в 2016 году превысил 2,2 трлн. рублей, причем сегмент частной медицины рос быстрее других. Сеть аудиторских компаний KPMG прогнозирует сектору ежегодный шестипроцентный рост вплоть до 2019-го. По другим прогнозам, в 2018-2020 годах рынок с каждым годом будет расти на 5%. Оба сценария благоприятны, особенно с учетом ожидаемого увеличения доли частной медицины в системе здравоохранения России, которая сейчас составляет 55%.
Кризис поспособствовал росту спроса на коммерческие медицинские услуги более чем на 10%, по данным EY (британская аудиторско- консалтинговая компания). Дело в том, что потребители стали чаще обращаться в платные клиники из-за снижения доступности медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, возникшего на фоне сложной экономической ситуации [50].
Росту рынка частной медицины также способствуют общемировой тренд увеличения продолжительности жизни, приоритет превентивной медицины и общее ухудшение состояния здоровья населения. Но главное, что подталкивает потребителя обратиться в частный сектор за медицинскими услугами - это невозможность или нежелание получить эти услуги в государственных учреждениях.
В последние годы в Российской Федерации принято большое количество актов общероссийского значения - Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановления и распоряжений Правительства РФ, приказов Минздрава России, которые определили новую парадигму развития здравоохранения и необходимость разработки и реализации новых подходов к совершенствованию лечебной деятельности.
В сфере здравоохранения проблема роста расходов является одной из ведущих практически для всех развитых стран. Среди основных причин следует отметить старение населения, расширение социальных гарантий, внедрение высокозатратных медицинских технологий. Не всегда увеличение затрат на здравоохранение связано с дополнительным результатом в виде повышения качества и продолжительности жизни людей.
В связи с этим повышение эффективности здравоохранения и качества предоставляемой медицинской помощи становится одной из приоритетных задач современной науки управления системой здравоохранения. Непосредственной задачей менеджера в подобных ситуациях становится поиск повышения эффективности медицинских учреждений: сокращение затрат, увеличение прибыли и привлечение большего количества клиентов для коммерческих клиник и т.д. При этом основные резервы в повышении эффективности организации лежат внутри самого бизнеса - а именно в области оптимизации бизнес-процессов. Данный подход не подразумевает коренных перестроек и изменений на производстве и в структуре руководства фирмы. А значит, что грамотно построенная система оптимизации предполагает достаточной автоматизацию одного из процессов, для повышения производительности на предприятии.
Основной проблемой, решение которой лежит в основе оптимизации бизнес-процессов, является поиск относительно простых методов их улучшения, подходящих для конкретного предприятия. Значительную помощь во внедрении успешной системы оптимизации бизнес-процессов может оказать применение методов бережливого производства.
Способность медицинского учреждения к своевременному и гибкому реагированию на запросы потребителей, и в то же время, к постоянному снижению издержек, непосредственно не связанных с оказываемой медицинской помощью, и устранению потерь в потоке создания ценности, становится необходимым условием эффективной деятельности современных медицинских организаций.
В инновационной системе управления медицинскими организациями ключевой фигурой становится пациент, а технологии управления нацелены на повышение степени удовлетворения его потребностей в качественных медицинских услугах. Используемые методы и инструменты бережливого производства предусматривают не только сокращение потерь рабочего времени медицинским персоналом, но и классификацию всей деятельности медицинского учреждения пооперационно: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя медицинских услуг, и операции и процессы, не добавляющие её.
Таким образом, всё, что не добавляет ценности для пациентов, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено. По экспертным оценкам, приблизительно 50 процентов времени у медицинского персонала не используется прямо на пациента.
Модернизация отечественного здравоохранения в принципе позволяет поднять на качественно новый уровень взаимоотношения производителей медицинских услуг и их потребителей, однако с появлением новых возможностей меняются и требования пациентов к качеству и доступности предоставляемых услуг, что соответственно предопределяет необходимость своевременной адаптации медицинских организаций к новым, постоянно меняющимся и возрастающим, потребностям.
В современных условиях проблема комплексной автоматизации является наиболее актуальной для каждого лечебного учреждения. Ежедневно в них необходимо решать ряд серьезных задач, связанных с внесением, обработкой и хранением информации о лечении и диагностике пациентов, практическим управлением потоками информации, краткосрочным- и долгосрочным планированием, статистическим и финансовым анализом.
На смену эпохе бумажных носителей информации и самописных программ для медицинских учреждений приходит время крупных
информационных систем, направленных как на поддержание внутренних функций, так и на решение задач управления медицинской отраслью.
Использование современных медицинских технологий позволяет повысить качество оказания медицинских услуг, оптимизировать управление различными структурными медицинскими подразделениями и создать основу выхода на мировой уровень медицинского обслуживания.
Основными вопросами бережливого производства и проблемами его внедрения в организации занимались Тайити Оно, Сигео Синго, Джеймс Вумек, Дэниел Джонс, Масааки Имаи и другие.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка теоретических и практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности медицинских организаций на основе концепции бережливого производства.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, таких как:
- Раскрыть понятие, сущность и принципы бережливого производства;
- Определить методы и инструменты бережливого производства;
- Проанализировать особенности применения методов бережливого
производства в здравоохранении;
- Дать общую характеристику организации;
- Проанализировать бизнес-процессы деятельности организации;
- Раскрыть применение картирования потока создания ценностей и
других инструментов бережливого производства для выявления потерь в деятельности организации;
- Предложить внедрение медицинской информационной системы с целью снижения потерь в деятельности регистратуры;
- Разработать рекомендации по внедрению системы визуальной навигации в ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Предметом исследования стало повышение эффективности деятельности медицинской организации на основе концепции бережливого производства. Объектом исследования является многопрофильный научно-исследовательский лечебно-диагностический центр ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты разработок, полученные в итоге исследования, могут быть использованы в многопрофильном научно-исследовательском лечебно-диагностическом центре ООО «Медицинский центр Азбука Здоровья», а также в других российских медицинских организациях.
Бережливое производство в здравоохранении - система, ориентированная на повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг, снижение трудопотерь медицинского персонала, повышение качества и производительности труда. При работе медицинской организации с применением методов бережливого производства достигается постоянное сокращение всех типов потерь с целью достижения идеальных условий протекания процессов.
Ключевым принципом бережливого производства является непрерывность производственного потока, без задержек и очередей, за счет равномерности загрузки персонала, рациональной логистики пациентов, персонала и информации, оптимальной планировки площадей медицинской организации и устранения всех видов потерь.
Весь объем работы, выполняемый персоналом, имеет 4 составляющие по отношению к ценности конечного результата:
- Работа, добавляющая ценность - работа, которую необходимо выполнить для обеспечения требований заказчика (пациента). Это непосредственно профессиональные действия персонала: осмотр, выполнение исследований и процедур, забор биоматериала и т.д.
- Работа необходимая, но не добавляющая ценность - работа, которую необходимо выполнять во время профессиональных действий: перевязка жгутом, подготовка кушетки, заполнение документации и т.д.
- Периодическая работа - работа, выполняемая в определенные периоды времени, например, один раз в смену, 2 раза в смену: дезинфекция и утилизация расходных материалов, транспортировка биоматериала в лабораторию, проветривание и уборка помещений и т.д.
Важнейшим элементом повышения эффективности деятельности предприятий на сегодняшний день становится устранение всех видов потерь на каждом этапе бизнес-процессов. Потери - любая деятельность, которая потребляет ресурсы и время, но не создает ценности. При этом в сферах, где существуют наибольшие потери, главное значение приобретает поиск относительно простых инструментов по устранению этих потерь, которые бы позволили улучшить деятельность организации при сравнительно невысоких затратах. Именно решение данной проблемы явилось центральным вопросом в рамках данного исследования.
Для ее решения были разработаны теоретические и практические рекомендации по повышению эффективности деятельности медицинской организации на основе концепции бережливого производства. Основные задачи, которые были выполнены в работе, состояли из:
- раскрытия понятия, сущности и принципов бережливого производства;
- определения методов и инструментов бережливого производства;
- анализа особенностей применения методов бережливого производства в здравоохранении;
- рассмотрения общей характеристики исследуемой организации;
- анализа бизнес-процессов ее деятельности;
- применения картирования потока создания ценностей и других инструментов бережливого производства;
- выявления потерь в деятельности организации;
- предложения по внедрению медицинской информационной системы с целью снижения потерь в деятельности регистратуры;
- разработки рекомендаций по внедрению системы визуальной навигации в ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Особую значимость при рассмотрении данных задач придает использование зарубежного опыта развития и внедрения концепции бережливого производства, Японии, США, стран западной Европы.
Для выявления всех видов потерь в деятельности ООО «МЦ Азбука Здоровья» были рассмотрены такие инструменты бережливого производства,
как картирование процессов для анализа и совершенствования потока создания ценности, а также диаграмма «Спагетти», позволяющая визуализировать физическое передвижение и расстояния, задействованные в бизнес-процессе.
Путем анализа данных элементов бережливого производства были выявлены наиболее неустойчивые к потерям бизнес-процессы. Среди них выделены такие потери, как потери времени на ожидание в регистратуре и около кабинетов врачей, а также потери из-за ненужных перемещений по медицинскому центру. Для устранения данных потерь были разработаны рекомендации по внедрению медицинской информационной системы Medesk, и помимо этого предложены рекомендации по внедрению системы визуальной навигации в ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Медицинская информационная система Medesk позволит организации организовать внутренние бизнес-процессы, а главное сократить время ожидания пациентов в регистратуре путем автоматизации документооборота. Традиционные преимущества от внедрения электронного документооборота, состоят из общего роста производительности труда, уменьшения затрат на хранение документов и расходные материалы, быстрого поиска и других. Помимо данных достижений для сферы здравоохранения можно сформулировать еще несколько ключевых моментов, таких как:
- Значительное сокращение времени для принятия решения о схемах и вариантах лечения пациентов за счет оперативного обмена информацией между врачами и медицинскими учреждениями посредством компьютера;
- Обеспечение контроля над всем циклом документооборота в лечебном учреждении;
- Ликвидация несогласованности в действиях врачей, снижение процента врачебных ошибок;
- Рационализация труда медперсонала, снижение психологических и физических нагрузок.
Безусловно, переход на электронный документооборот также как и внедрение любого новшества в привычный уклад работы медицинского учреждения потребует значительных изменений в ежедневной работе медперсонала, однако преимущества перехода к автоматизации документооборота становятся очевидными и перевешивают временные трудности, связанные с установкой и внедрением системы.
Развитие и распространение медицинских информационных систем как основного средства создания единого информационного пространства в области медицины и здравоохранения невозможно представить себе без их успешного внедрения и последующей эксплуатации. Однако далеко не всегда при внедрении учитывается комплексный подход, основанный одновременно на оптимизации внутренних бизнес-процессов конкретного медицинского учреждения и настройке самой информационной системы. В результате этого на данном этапе зачастую возникают ошибки, приводящие к увеличению объемов работы и усложнению лечебно-диагностического, управленческого, организационного процессов.
Следующий элемент, который был предложен ко внедрению в ООО «МЦ Азбука здоровья» - система визуальной навигации. Данная это система элементов помогает посетителям медицинского центра ориентироваться в пространстве. Проектирование такой системы - очень сложный и трудоемкий процесс, где все должно быть продумано до мелочей, а также требует материальных затрат. Внедрение данной системы значительно сократит потери из-за ненужных перемещений по медицинскому центру, что позволит повысить эффективность функционирования ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Таким образом, анализ показал, что высокую эффективность имеет система бережливого производства в случае верного её внедрения, однако это требует затрат материального, кадрового и временного ресурса. Все поставленные задачи были решены и цель работы, заключавшаяся в разработке теоретических и практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности медицинских учреждений на основе концепции бережливого производства, была достигнута.
Ключевым принципом бережливого производства является непрерывность производственного потока, без задержек и очередей, за счет равномерности загрузки персонала, рациональной логистики пациентов, персонала и информации, оптимальной планировки площадей медицинской организации и устранения всех видов потерь.
Весь объем работы, выполняемый персоналом, имеет 4 составляющие по отношению к ценности конечного результата:
- Работа, добавляющая ценность - работа, которую необходимо выполнить для обеспечения требований заказчика (пациента). Это непосредственно профессиональные действия персонала: осмотр, выполнение исследований и процедур, забор биоматериала и т.д.
- Работа необходимая, но не добавляющая ценность - работа, которую необходимо выполнять во время профессиональных действий: перевязка жгутом, подготовка кушетки, заполнение документации и т.д.
- Периодическая работа - работа, выполняемая в определенные периоды времени, например, один раз в смену, 2 раза в смену: дезинфекция и утилизация расходных материалов, транспортировка биоматериала в лабораторию, проветривание и уборка помещений и т.д.
Важнейшим элементом повышения эффективности деятельности предприятий на сегодняшний день становится устранение всех видов потерь на каждом этапе бизнес-процессов. Потери - любая деятельность, которая потребляет ресурсы и время, но не создает ценности. При этом в сферах, где существуют наибольшие потери, главное значение приобретает поиск относительно простых инструментов по устранению этих потерь, которые бы позволили улучшить деятельность организации при сравнительно невысоких затратах. Именно решение данной проблемы явилось центральным вопросом в рамках данного исследования.
Для ее решения были разработаны теоретические и практические рекомендации по повышению эффективности деятельности медицинской организации на основе концепции бережливого производства. Основные задачи, которые были выполнены в работе, состояли из:
- раскрытия понятия, сущности и принципов бережливого производства;
- определения методов и инструментов бережливого производства;
- анализа особенностей применения методов бережливого производства в здравоохранении;
- рассмотрения общей характеристики исследуемой организации;
- анализа бизнес-процессов ее деятельности;
- применения картирования потока создания ценностей и других инструментов бережливого производства;
- выявления потерь в деятельности организации;
- предложения по внедрению медицинской информационной системы с целью снижения потерь в деятельности регистратуры;
- разработки рекомендаций по внедрению системы визуальной навигации в ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Особую значимость при рассмотрении данных задач придает использование зарубежного опыта развития и внедрения концепции бережливого производства, Японии, США, стран западной Европы.
Для выявления всех видов потерь в деятельности ООО «МЦ Азбука Здоровья» были рассмотрены такие инструменты бережливого производства,
как картирование процессов для анализа и совершенствования потока создания ценности, а также диаграмма «Спагетти», позволяющая визуализировать физическое передвижение и расстояния, задействованные в бизнес-процессе.
Путем анализа данных элементов бережливого производства были выявлены наиболее неустойчивые к потерям бизнес-процессы. Среди них выделены такие потери, как потери времени на ожидание в регистратуре и около кабинетов врачей, а также потери из-за ненужных перемещений по медицинскому центру. Для устранения данных потерь были разработаны рекомендации по внедрению медицинской информационной системы Medesk, и помимо этого предложены рекомендации по внедрению системы визуальной навигации в ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Медицинская информационная система Medesk позволит организации организовать внутренние бизнес-процессы, а главное сократить время ожидания пациентов в регистратуре путем автоматизации документооборота. Традиционные преимущества от внедрения электронного документооборота, состоят из общего роста производительности труда, уменьшения затрат на хранение документов и расходные материалы, быстрого поиска и других. Помимо данных достижений для сферы здравоохранения можно сформулировать еще несколько ключевых моментов, таких как:
- Значительное сокращение времени для принятия решения о схемах и вариантах лечения пациентов за счет оперативного обмена информацией между врачами и медицинскими учреждениями посредством компьютера;
- Обеспечение контроля над всем циклом документооборота в лечебном учреждении;
- Ликвидация несогласованности в действиях врачей, снижение процента врачебных ошибок;
- Рационализация труда медперсонала, снижение психологических и физических нагрузок.
Безусловно, переход на электронный документооборот также как и внедрение любого новшества в привычный уклад работы медицинского учреждения потребует значительных изменений в ежедневной работе медперсонала, однако преимущества перехода к автоматизации документооборота становятся очевидными и перевешивают временные трудности, связанные с установкой и внедрением системы.
Развитие и распространение медицинских информационных систем как основного средства создания единого информационного пространства в области медицины и здравоохранения невозможно представить себе без их успешного внедрения и последующей эксплуатации. Однако далеко не всегда при внедрении учитывается комплексный подход, основанный одновременно на оптимизации внутренних бизнес-процессов конкретного медицинского учреждения и настройке самой информационной системы. В результате этого на данном этапе зачастую возникают ошибки, приводящие к увеличению объемов работы и усложнению лечебно-диагностического, управленческого, организационного процессов.
Следующий элемент, который был предложен ко внедрению в ООО «МЦ Азбука здоровья» - система визуальной навигации. Данная это система элементов помогает посетителям медицинского центра ориентироваться в пространстве. Проектирование такой системы - очень сложный и трудоемкий процесс, где все должно быть продумано до мелочей, а также требует материальных затрат. Внедрение данной системы значительно сократит потери из-за ненужных перемещений по медицинскому центру, что позволит повысить эффективность функционирования ООО «МЦ Азбука Здоровья».
Таким образом, анализ показал, что высокую эффективность имеет система бережливого производства в случае верного её внедрения, однако это требует затрат материального, кадрового и временного ресурса. Все поставленные задачи были решены и цель работы, заключавшаяся в разработке теоретических и практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности медицинских учреждений на основе концепции бережливого производства, была достигнута.
Подобные работы
- Оптимизация бизнес-процессов на основе бережливого производства в Консультативном и лечебно-диагностическом центре клиник СибГМУ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Применение методов
бережливого производства в организации медицинских учреждениях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности деятельности медицинской организации через сокращение потерь
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Повышение эффективности деятельности государственных учреждений
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Механизм совершенствования бизнес-процессов организации (на примере Консультативного и лечебно-диагностического центра СибГМУ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



