РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Малое и среднее предпринимательство: понятие, отличительные
особенности 6
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны 13
1.3. Основные формы и инструменты государственной поддержки малого и
среднего предпринимательства 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 29
2.1. Современное состояние развития малого и среднего
предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 29
2.2. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего
предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 36
2.3. Анализ эффективности развития малого и среднего
предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 50
2.4. Ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в
городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 58
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 62
3.1. Направления развития государственной политики в сфере поддержки
малого и среднего предпринимательства 62
3.2. Совершенствование муниципальных целевых программ в сфере развития
малого и среднего предпринимательства 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Малое и среднее предпринимательство: понятие, отличительные
особенности 6
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны 13
1.3. Основные формы и инструменты государственной поддержки малого и
среднего предпринимательства 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 29
2.1. Современное состояние развития малого и среднего
предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 29
2.2. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего
предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 36
2.3. Анализ эффективности развития малого и среднего
предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 50
2.4. Ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в
городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 58
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 62
3.1. Направления развития государственной политики в сфере поддержки
малого и среднего предпринимательства 62
3.2. Совершенствование муниципальных целевых программ в сфере развития
малого и среднего предпринимательства 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Специалисты в области экономики характеризуют упадок темпов роста с введением соответствующих санкций. Что конечно, же не является основной причиной данной динамики. Малый и средний бизнес является одной основных сил прогресса, степень развития которых во многом определяет инновационный уровень страны и открытость экономики государства к технологическим изменениям. Именно поэтому, решение данного вопроса, для страны и региона является первостепенной задачей. Выясняется, что актуальность данной темы исследования довольно высока.
Меры, которые применяются государством должны быть тщательно изучены и проанализированы, поскольку от их эффективности зависит уровень сформированности сегмента малого бизнеса в экономике страны, степень его чувствительности к макроэкономическим потрясениям, изменениям ситуации на внутреннем рынке и жизнеспособность. В мировой практике при должном содействии МСП, базируется сильная основа для роста и укрепления всей национальной экономики страны в целом.
Исследования в области методологических основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как никогда сегодня актуальны и дают основу для формирования практических рекомендаций по совершенствованию данного направления. Формирование благоприятной (неблагоприятной) среды для деятельности субъектов малого предпринимательства напрямую зависит от экономической политики государства, его институциональной организации и тех стратегических задач, которые определены перспективами развития.
Необходимо отметить, что направления и инструменты поддержки малого предпринимательства часто определяются на основании тех предложений, которые поступили от субъектов РФ и заинтересованных организаций.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и систематизированы данные по теме исследования, представленные разрозненными нормативно-правовыми источниками.
Степень научной разработанности темы. Разработанностью в данной сфере в своих работах занимались, такие ученые как Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен, Й. Шумпетер и др.
Помимо зарубежных авторов изучением проблемы занимались и наши отечетвенные специалисты: А. Егоркина, И.А. Юнусова, В.А. Кунина, Л.В. Залеева, Т.А. Акропова, Н.Г. Апресовой и др.
Целенаправленные исследования в области проблемных элементов МСП, изучались в работах таких авторов, как В.В. Аристархов, Н.А. Блинова, В.Ю. Буров, С.А. Гатагонов, Л.И. Гончаренко, И.Е. Дмитриева, В.В. Заболоцкая, А.М. Ковалева, Е.А. Ковалева, О.И. Лаврушин, П.Ю. Мелехина, А.И. Меркушев, Н.И. Морозко, А.В. Русавская, В.Е. Савченко, В.Р. Сафарян, Е.П. Фомин, Н.Г. Харитонова, И.Н. Шапкин, Ю.В. Яковец.
Объект исследования - система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются - особенности реализации государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа.
Цель работы - проанализировать развитие малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа и выявить приоритетные направления государственной поддержки в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- произвести детальный анализ теоретических основ предпринимательства.
- проанализировать прикладные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках ПФО,
- разработать пути улучшения развития малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках ПФО.
Используемые в работе данные собраны с опубликованных статей и официальных сайтов Исполнительных органов власти РФ, в разделе «Статистика», а также статистическими данными, опубликованными на официальном сайте Росстата.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, аналитический, синтетический, статистический, графический, описательный методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы. В приложении приведены статистические данные, подтверждающие выводы, сформулированные в работе.
Меры, которые применяются государством должны быть тщательно изучены и проанализированы, поскольку от их эффективности зависит уровень сформированности сегмента малого бизнеса в экономике страны, степень его чувствительности к макроэкономическим потрясениям, изменениям ситуации на внутреннем рынке и жизнеспособность. В мировой практике при должном содействии МСП, базируется сильная основа для роста и укрепления всей национальной экономики страны в целом.
Исследования в области методологических основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как никогда сегодня актуальны и дают основу для формирования практических рекомендаций по совершенствованию данного направления. Формирование благоприятной (неблагоприятной) среды для деятельности субъектов малого предпринимательства напрямую зависит от экономической политики государства, его институциональной организации и тех стратегических задач, которые определены перспективами развития.
Необходимо отметить, что направления и инструменты поддержки малого предпринимательства часто определяются на основании тех предложений, которые поступили от субъектов РФ и заинтересованных организаций.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и систематизированы данные по теме исследования, представленные разрозненными нормативно-правовыми источниками.
Степень научной разработанности темы. Разработанностью в данной сфере в своих работах занимались, такие ученые как Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен, Й. Шумпетер и др.
Помимо зарубежных авторов изучением проблемы занимались и наши отечетвенные специалисты: А. Егоркина, И.А. Юнусова, В.А. Кунина, Л.В. Залеева, Т.А. Акропова, Н.Г. Апресовой и др.
Целенаправленные исследования в области проблемных элементов МСП, изучались в работах таких авторов, как В.В. Аристархов, Н.А. Блинова, В.Ю. Буров, С.А. Гатагонов, Л.И. Гончаренко, И.Е. Дмитриева, В.В. Заболоцкая, А.М. Ковалева, Е.А. Ковалева, О.И. Лаврушин, П.Ю. Мелехина, А.И. Меркушев, Н.И. Морозко, А.В. Русавская, В.Е. Савченко, В.Р. Сафарян, Е.П. Фомин, Н.Г. Харитонова, И.Н. Шапкин, Ю.В. Яковец.
Объект исследования - система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются - особенности реализации государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа.
Цель работы - проанализировать развитие малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа и выявить приоритетные направления государственной поддержки в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- произвести детальный анализ теоретических основ предпринимательства.
- проанализировать прикладные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках ПФО,
- разработать пути улучшения развития малого и среднего предпринимательства в городах-миллионниках ПФО.
Используемые в работе данные собраны с опубликованных статей и официальных сайтов Исполнительных органов власти РФ, в разделе «Статистика», а также статистическими данными, опубликованными на официальном сайте Росстата.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, аналитический, синтетический, статистический, графический, описательный методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы. В приложении приведены статистические данные, подтверждающие выводы, сформулированные в работе.
Благодаря данному исследованию на выходе были получены следующие результаты.
Во-первых, развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемой составляющей любой успешной экономики. Сегодня предпринимательство - это экономическое и социальное явление, которое является важнейшим компонентом формирования среднего класса и способствует повышению уровня жизни населения. Так как современное общество основу своего развития видит в формировании четкой долгосрочной социально-экономической программы, необходимым фактором для создания условий становления малого и среднего бизнеса является наличие стратегий и долгосрочных программ деятельности в сфере предпринимательства.
Малый и средний бизнес страны является хребтом новейшей экономики страны, поэтому восстановление диалога между Властью и Бизнесом первостепенная задача, а меры и инструменты, которые применяются для развития, направлены на количественное увеличение предприятий в РФ.
В настоящее время наблюдается два направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут быть осуществлены со стороны государства: косвенные методы финансовой поддержки, реализуемые со стороны государства посредством создания институциональной среды для благоприятного функционирования бизнеса, как крупного, так и малого; осуществление непосредственной (прямой) помощи отдельным предприятиям малого бизнеса для их более эффективной адаптации и стабильного развития.
В качестве ключевых инструментов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для улучшения среды в условиях монополизированного рынка выступают законодательство, а также все виды гарантий, финансирования и кредитования для бизнеса. В комплексе представленные инструменты повышают КПД и создают благоприятную среду для развития бизнес отношений в стране.
Во-вторых, все города-миллионники Приволжского федерального округа характеризуются положительной динамикой показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом отмечается некоторое несоответствие объемов предоставляемой поддержки и интенсивности развития показателей налоговых отчислений, оборота организаций ряда других параметров.
В рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдается планомерная работа органов муниципальной власти в соответствии с региональным и федеральным законодательством по созданию благоприятных условий для их развития. При этом программно-целевой метод развития МСП отмечен только в Казани и Нижнем Новгороде, где разработаны программы развития данного направления на трехлетний период. В Самаре и Перми городские программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства фактически отсутствуют, реализация мероприятий идет исключительно в рамках федеральных и региональных программ поддержки.
Ключевыми проблемами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к городах-миллионниках ПФО можно назвать отсутствие четких целевых ориентиров в ряде городских округов, обусловленных отсутствием механизмов программно-целевого планирования при поддержке субъектов МСП. Кроме того, предлагаемые средства реализуются не в полном объеме из-за низкой активности предпринимателей и недостаточном уровне информационной открытости реализуемых программ. Решение управленческих задач стимулирования развития МСП связано с комплексным подходом к решению проблемы, которые присутствует не во всех исследуемых городских округах.
В-третьих, проблема развития малого и среднего предпринимательства в России стоит остро, а сам вопрос решения проблемы очень сложный.
Предпринимателям стоит начать доверять государству, а государству предпринимателям. Вопросы о поддержке нужно не только обсуждать и поднимать, их нужно решать в конкретных мероприятиях. Нужно дать свободу, понизить барьеры, доработать нормативно-правовые акты. А самое главное, показать, что государство является надежной платформой для старта своего бизнеса. Одним словом, для решения проблем нужно применять комплексный подход.
Во-первых, развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемой составляющей любой успешной экономики. Сегодня предпринимательство - это экономическое и социальное явление, которое является важнейшим компонентом формирования среднего класса и способствует повышению уровня жизни населения. Так как современное общество основу своего развития видит в формировании четкой долгосрочной социально-экономической программы, необходимым фактором для создания условий становления малого и среднего бизнеса является наличие стратегий и долгосрочных программ деятельности в сфере предпринимательства.
Малый и средний бизнес страны является хребтом новейшей экономики страны, поэтому восстановление диалога между Властью и Бизнесом первостепенная задача, а меры и инструменты, которые применяются для развития, направлены на количественное увеличение предприятий в РФ.
В настоящее время наблюдается два направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут быть осуществлены со стороны государства: косвенные методы финансовой поддержки, реализуемые со стороны государства посредством создания институциональной среды для благоприятного функционирования бизнеса, как крупного, так и малого; осуществление непосредственной (прямой) помощи отдельным предприятиям малого бизнеса для их более эффективной адаптации и стабильного развития.
В качестве ключевых инструментов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для улучшения среды в условиях монополизированного рынка выступают законодательство, а также все виды гарантий, финансирования и кредитования для бизнеса. В комплексе представленные инструменты повышают КПД и создают благоприятную среду для развития бизнес отношений в стране.
Во-вторых, все города-миллионники Приволжского федерального округа характеризуются положительной динамикой показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом отмечается некоторое несоответствие объемов предоставляемой поддержки и интенсивности развития показателей налоговых отчислений, оборота организаций ряда других параметров.
В рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдается планомерная работа органов муниципальной власти в соответствии с региональным и федеральным законодательством по созданию благоприятных условий для их развития. При этом программно-целевой метод развития МСП отмечен только в Казани и Нижнем Новгороде, где разработаны программы развития данного направления на трехлетний период. В Самаре и Перми городские программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства фактически отсутствуют, реализация мероприятий идет исключительно в рамках федеральных и региональных программ поддержки.
Ключевыми проблемами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к городах-миллионниках ПФО можно назвать отсутствие четких целевых ориентиров в ряде городских округов, обусловленных отсутствием механизмов программно-целевого планирования при поддержке субъектов МСП. Кроме того, предлагаемые средства реализуются не в полном объеме из-за низкой активности предпринимателей и недостаточном уровне информационной открытости реализуемых программ. Решение управленческих задач стимулирования развития МСП связано с комплексным подходом к решению проблемы, которые присутствует не во всех исследуемых городских округах.
В-третьих, проблема развития малого и среднего предпринимательства в России стоит остро, а сам вопрос решения проблемы очень сложный.
Предпринимателям стоит начать доверять государству, а государству предпринимателям. Вопросы о поддержке нужно не только обсуждать и поднимать, их нужно решать в конкретных мероприятиях. Нужно дать свободу, понизить барьеры, доработать нормативно-правовые акты. А самое главное, показать, что государство является надежной платформой для старта своего бизнеса. Одним словом, для решения проблем нужно применять комплексный подход.
Подобные работы
- Оценка конкурентоспособности городов-
миллионников Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



