Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансовая система зарубежных стран

Работа №4624

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

финансы и кредит

Объем работы23 стр.
Год сдачи2008
Стоимость970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Финансовые системы зарубежных стран
I. Финансовая система США
II. Финансовая система Великобритании
III. Финансовая система Японии
IV. Финансовая система Франции
V. Финансовая система Германии
Практическая часть
Заключение




Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие наблюдательные органы, а также финансовые союзы.
Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.
Так, в Германии к группе наблюдательных и контролирующих органов относятся: Федеральное ведомство по кредитному делу (Bundesaufsichtsamt fuer das Kreditwesen), Федеральное ведомство по страховому делу (Bundesaufsichtsamt fuer das Versicherungwesen) и Федеральное ведомство по картелям (Bundesartellamt).
Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью. Более полно функции финансовых союзов можно выразить следующим образом:
 функция лоббирования интересов (осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных органах);
 сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление программ переподготовки, аудит, консультации и т.п.);
 маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации;
 согласование интересов финансовых институтов в рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.
Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируют по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены ниже.
В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков развитости финансовой системы страны. Однако в группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы:
 институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии – строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);
 институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).
Кредитными организациями в большинстве национальных законодательств называются юридические лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разрешения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуществлять отдельные или все банковские операции.
Банк – это основная разновидность кредитных организаций, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции, прежде всего привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законами или определяемые центральным банком.
Необходимо также отметить, что иногда различают систему кредитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудного капитала, вторые – на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо один и тот же институт может выполнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными бумагами запрещен или резко ограничен. В то же время можно утверждать, что большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки, фактор-фирмы, лизинговые компании, ссудосберегательные ассоциации и т.п.), либо на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, дилерские компании). Поэтому более обоснованно говорить о кредитных институтах в том смысле, как это определено национальным законодательством. Что касается фондовых институтов, то законодательно это понятие, как правило, не определенно. Тем не менее в законодательстве нередко приводится общая классификация фондовых институтов и определяются признаки каждого вида, цели и функции, которые они имеют право осуществлять.
Для понимания приводимого в главе материала важно отметить, что в экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая.
В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодатель отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже).
Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Как будет показано ниже, это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации. О проявлениях универсализации можно судить на примере финансовой системы всех трех отмеченных выше стран.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Финансовые системы развивающихся стран
Финансовые системы развивающихся стран характеризуются большим разнообразием как в силу их многочисленности (в общей сложности к этой подсистеме мировой экономики относятся 132 страны), так и по причине значительной дифференциации уровней их экономического, а значит, и финансового развития. Тем не менее можно отметить, что эти системы в своем развитии следуют определенной логике: сначала создается эффективная денежная система, состояние которой не препятствует развитию производства и не может вызывать кризисы, затем на ее базе - эффективная и мощная кредитная система, и наконец, уже на данной основе – эффективные и мощные финансовые рынки. После этого при наличии достаточно сильной валюты национальная система перераспределения финансовых ресурсов в рамках национальных границ превращается в фактор, имеющий значение для международных финансов, а при наличии особо благоприятных условий – в основу мировой финансовой системы, как это произошло с финансовой системой США и, возможно, в ближайшие десятилетия ХХI в. Произойдет с Китаем. Конечно, далеко не каждая из развивающихся стран в силу низкого уровня экономического развития своей финансовой системы. Именно поэтому некоторые страны Африки объединились в «зону франка», «привязав» свои валюты к французскому франку. В зону франка относятся: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Камерун, Коморские острова, Конго, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Чад, Экваториальная Гвинея. Эти страны обязались, во-первых, держать свои валютные резервы главным образом во французских франках, а теперь – в евро и, во-вторых, осуществлять их продажу на валютном рынке в Париже.
Франция в свою очередь, обеспечивает свободный обмен национальных валют этих стран на французский франк и евро, а также контролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны франка. Страны – члены этой организации имеют свои собственные центральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые – один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во французский франк, а теперь и в евро, по привязанному курсу через операционные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран.
На формирование и использование финансовых ресурсов как развивающихся, так и промышленно развитых стран влияют мотивы сбережений – возрастная структура населения, рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение страхования, относительные цены и т.д. однако процесс сбережения в большинстве развивающихся стран происходит в среде, которая существенно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на использование ресурсов, сроки движения капитала, характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления.
Неофициальная система представлена непосредственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутствует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны. В бедных странах влияние изменений в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но оно значительно повышается в странах, средних по уровню дохода на душу населения, развивающихся и богатых.
На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние другие факторы, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, дохода на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение на 1% дохода на душу населения повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3%.
Формирование сбережений общественного сектора в развивающихся странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли нефинансовых государственных предприятий, степени развитости финансовой системы, в системе сбора налогов и составе доходной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга.
Во многих развивающихся странах в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Нередко управление этими предприятиями не руководствовалось целями максимизации прибыли, что приводило к потере средств государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий. Даже в случаях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил к убыткам государственных предприятий.
Во многих развивающихся странах сбор налогов на доход в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры является серьезной административной проблемой. Это также понижает сбережения общественного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурной перестройки ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, тогда прибегают к дефицитному финансированию.
Важный фактор тяжелого положения государственного сектора – внешнее воздействие. Внешние поступления играют значительную роль в финансировании развивающихся стран. Колебания в таких поступлениях и выплатах, в международных учетных ставках оказывают серьезное влияние на национальные сбережения.
Роль государства проявляется в таких сферах финансов развивающихся стран, как валютный контроль, международное кредитование и финансирование, а также в особенностях составления их платежных балансов.
В то время как все промышленно развитые страны отказались от каких-либо валютных ограничений на внешнеторговые операции, как это и предусмотрено уставом МВФ, по имеющейся информации, в 199 развивающихся странах осуществляется контроль движения капитала, причем в 67 странах имеет место всесторонний контроль, т.е. контроль прямых и портфельных иностранных инвестиций как резидентов так и нерезидентов, контроль эмиссии ценных бумаг, финансовых операций, депозитарных требований и счетов, операций с недвижимостью (см. табл. 1).

Таблица 1
Контроль движения капитала в развивающихся странах
Категория Количество стран, осуществляющих контроль
Все формы контроля капитала
Всесторонний контроль:
• Утечки;
• Притока
Прямые иностранные инвестиции:
• Нерезидентов;
• Резидентов
Возвращение дивидендов и ликвидация капитала
Налоги на сделки с капиталом
Предприятия, контролируемые нерезидентами
Портфельные инвестиции:
• Нерезидентов;
• Резидентов
Выпуск ценных бумаг нерезидентами
Выпуск ценных бумаг резидентами за границей
Обмен долговых обязательств на акции
Финансовые операции:
• Нерезидентов;
• Резидентов
Финансовые операции, относящиеся к торговле
Депозитные требования для заимствования за рубежом резидентами
Депозитные счета:

119
67
67
17
107
84
35
34

9
6

61
30
33
15
6

2
78
41
66
7


2
83
Продолжение таблицы 1
Категория Количество стран, осуществляющих контроль
• Нерезидентов в инвалюте;
• Нерезидентов в местной валюте;
• Резидентов за рубежом;
• Резидентов в инвалюте в национальных банках
Другие виды передачи капитала:
• Персональные передачи капитала;
• Блокированные («замороженные») счета
Операции с недвижимостью:
• Нерезидентов;
• резидентов 37
52
29
23

70
34
24


23
30

Особенности международного кредитования развивающихся стран заключаются в следующем. Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.
Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры, отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п.
В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному кредитованию и субсидированию, но и к кредитам частных банков.
В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Поэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ