Управление процессом коммуникации директоров школ и заведующих филиалами в процессе оптимизации образовательных учреждений (Общая и профессиональная педагогика, Тюменский Государственный Университет)
Работа носит теоретический характер, хорошо подойдет для первой главы диплома.
Введение 3
1 Управление общеобразовательным учреждением на современном этапе: проблемы и перспективы 5
1.1 Современное состояние системы основного общего образования 5
1.2. Совершенствование системы управления образовательным учреждением на муниципальном уровне 9
2 Оптимизация структуры общеобразовательного учреждения как фактор повышения качества образования 16
2.1Сущность процесса оптимизации структуры общеобразовательного учреждения 16
2.2 Коммуникации как фактор эффективного управления общеобразовательным учреждением 20
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Приложение 3 35
Модернизация российского образования необходима для обеспечения повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Современные образовательные организации призваны удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Органы управления всех уровней должны обеспечить качественное удовлетворение меняющихся запросов населения на образовательные услуги и организацию соответствующих ресурсов. Немаловажная роль в этом процессе отводится муниципальным органам управления образованием, поскольку они максимально приближены к гражданам [6].
Современная концепция образования предполагает не только внедрение нового содержания и новых технологий, но и развитие образовательных комплексов на территории муниципальных образований. Учитывая наличие в образовательных комплексах множества структурных подразделений, большой штат сотрудников, возникает необходимость формирования новой структуры управления обновленной образовательной организацией. Управленческая структура призвана повысить эффективность деятельности учреждений образования, поэтому тема данного исследования является актуальной [7, с. 67].
К сожалению в научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы реформирования управленческой структуры образовательных организаций. Данной проблеме уделяется незначительное внимание в журнальных публикациях. Данный факт еще раз доказывает актуальность исследования.
Цель работы: изучение процесса управления коммуникациями в рамках оптимизации образовательных учреждений.
Для достижения указанной цели, необходимо решить задачи:
1. Дать характеристику современного состояния российской системы среднего общего образования;
2. Выявить пути совершенствования системы управления образовательным учреждением на муниципальном уровне;
3. Раскрыть понятие процесса оптимизации структуры общеобразовательного учреждения;
4. Изучить особенности коммуникаций между руководством и структурными подразделениями образовательного комплекса.
Объект исследования – процессы коммуникаций в образовательном учреждении;
Предмет исследования – управление процессом коммуникаций между директором школы и заведующими филиалами
Методологической основой исследования стали теоретические труды о современном состоянии российской системы общего и среднего образования, о новой образовательной политике, а также об особенностях управления образовательными учреждениями. В этой связи необходимо отметить таких авторов, как Астахова Н.И., Вавилова А.А., Карпова С.И., Любченко О.А. и др. вопросы теории управления изучались по трудам Гончаров М.А., Медведеваой А.А., Трапицына С.Ю. Все необходимые материалы по управленческим коммуникациям изучались по публикациям в периодической печати.
Методами исследования послужили анализ научной литературы, синтез, сравнительный метод.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и материалов приложения.
Процессы модернизации российской системы образования предопределили создание учебного заведения нового типа. В системе общего и среднего образования были созданы крупные образовательные комплексы. Отличительной особенностью таких образовательных организаций можно назвать объединение нескольких учреждений, представляющих различные ступени образования: начальное, общее, среднее и дополнительное.
Принимая во внимании масштабы указанных образовательных учреждений, был сделан вывод о необходимости совершенствования управленческой структуры. Изучение различных существующих моделей управления, позволило сделать выделить наиболее эффективные и приемлемые для образовательной организации. К таким моделям относятся: проблемно-ориентированная и оперативная. Указанные управленческие схемы позволяют оптимально использовать ресурсы образовательной организации.
В процессе изучения вопроса организации оптимальной структуры образовательной организации, были определены два возможных направления: реорганизация и реструктуризация. Если процесс реструктуризация касается изменения всех аспектов деятельности предприятия, то реорганизация подразумевает структурное преобразование организации. Формы реорганизации, применимые в образовательной области: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Реорганизация предполагает и трансформацию структуры управления. Наиболее перспективной была определена матричная структура. Построение управления по данной схеме, позволит объединить горизонтальные связи между отдельными подразделениями. Именно при такой организации возможно более эффективное использование всех ресурсов образовательной организации.
Анализ теоретических материалов о коммуникативных связях, позволил выявить многообразие существующих видов коммуникаций. Коммуникационные потоки делятся на: внутренние и внешние, формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные, входящие и исходящие.
В работе был подробно рассмотрен процесс коммуникаций между руководителем образовательного комплекса и администрацией филиалов.
Был сделан вывод, что формирования правильной структуры такого взаимодействия необходимо создание информационной среды. К компонентам такой среды, которая обеспечила бы нужные коммуникации, относятся: технологический, управленческий, информационно-содержательный, кадровый, организационно-коммуникативный компоненты. В частности, для оптимальных коммуникативных связей возникает необходимость внедрения дистанционных технологий, создание внутреннего сайта, проведение селекторных видеотрансляций.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что эффективность процесса управления во многом зависит от коммуникативных связей. Совершенствование системы коммуникаций позволит наладить эффективное взаимодействие между сотрудниками администрации, руководством образовательного комплекса и филиалами и как следствие поднять производительность труда и эффективность деятельности организации.