Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте

Работа №46074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Психолого-педагогические характеристики межличностных
отношений 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Программа, направленная на формирование межличностных отношений
в подростковом возрасте 39
2.3. Анализ и обработка опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На мой взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Общение - основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
Принимая, во внимание все вышесказанное, темой своего исследования мы выбрали изучение межличностных отношений подростков.
Цель работы - выявить содержание, формы и методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза состоит в том, что процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективным, если будет разработана программа, направленная на реализацию этого процесса.
Объект исследования - процесс становления межличностных отношений в подростковом возрасте.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику понятию «Межличностные отношения».
2) Дать психолого-педагогическую характеристику подростковому возрасту.
3) Составить программу, направленную на формирование межличностных отношений в подростковом возрасте.
4) Провести опытно-экспериментальную работу.
5) Провести анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования являются учащиеся 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательный школы №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они дополняют представления об межличностных отношениях подростков, что, в свою очередь, открывает новое направление в воспитательной работе, в институтах социализации, позволяющее осуществлять формирование межличностных отношений в подростковом возрасте.
Практическая значимость работы, заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы, для профилактики межличностных конфликтов, и для составления программы, которая помогает формировать межличностные отношения в подростковом возрасте.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения и из двух глав. В первой главе, мы рассмотрели понятие межличностное отношение, влияние межличностных отношений в подростковом возрасти, особенности подросткового возраста, и как проходит общение между подростками в данный период. Во второй главе мы провели исследование межличностных отношений подростков. Выявили статистические значимые критерия, по тесту Лири ДМО.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На мой взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но и необходимое условие нормального функционирования общности людей.
Система межличностных отношений вытекает из всей истории развития человека и определяет характер переживания личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и др. Положительный или отрицательный опыт межличностных отношений формирует его систему внутренних отношений к миру.
Часто подростковый период трактуется как кризисный этап развития личности, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых напротив, сам подростковый возраст рассматривается как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст это этап психического развития, который характеризует выход ребенка на новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе.
Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. «Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)»
У подростков возможность широкого общения с сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он уходит из школы и психологически, и даже буквально. «Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет). В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию».
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы все у него было «как у всех», но для этого возраста характерна как раз диспропорция - отсутствие «норм».
Подросток, очевидно, иллюстрирует многогранность и сложность понятия "возраст". Потребность в общении с сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях и мыслях.
По сути подростки девочки, как и мальчики практически не отличаются в своем стремлении к межличностному общению. На данном этапе своего стремления к взрослости для тех и других очень большое значение имеет общение с старшеклассниками, родителями, учителями и другими взрослыми. Это взаимодействие даёт подростку возможность решения широкого круга волнующих его проблем.
В итоге проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Большинство из учащихся имеют дружелюбный тип личности. В основном они дружелюбны и любезны со всеми. Стараются удовлетворить требования социума. Эмоционально сдержанны, относятся лояльно к друг другу. Принимают всех классе, стараются избегать конфликтов в классе. Так же авторитарный тип преобладает, учащиеся, которые относятся к авторитарному типу, властные, имеют деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. Но здесь же большое количество авторитарного типа, приводит к конфликтам. Никто из них не хочет уступать, от того и происходить межличностные конфликты. Наша программа позволила, учащимся прислушаться к другим, и принять их. Гипотеза частично подтвердилась, программа позволяет формировать межличностные отношения.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический проект» - М.: Проспект, 2000- 496 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство
Московского Университета, 2007. - 195 с.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2007. - 63 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2004. - 83с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 2005. - 352 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 2003. - 274с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2006. - 528 с.
8. Волков Б.С. Возрастная педагогика - М.: ЭКМОС, 2004- 220 с.
9. Волков ИМ. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - М.: Просвещение, 2005. - 88 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2004. - 374с.
11. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 2007. - 156 с.
12. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2009.
13. Дик Н.Ф. Классные часы в школе. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 416 с.
14. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 2004. - 174 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования - М.: ТЦ «Сфера» 2004-592 с.
16. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 164 с.
17. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 315 с.
18. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с
19. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2007. - 195 с.
20. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006. - 350 с.
21. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - М.: Издательство Петербургского Университета, 2007. - 256 с.
22. Кон И.С. Психология старшеклассника - М.: Просвещение, 1980- 192 с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 1989-255 с.
24. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 2007. - 212 с.
25. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 147 с.
26. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - М.: ЛГУ, 2007. - 168 с.
27. Лавриненко В.Н. и др. Психология и этика делового общения. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015 - 415 с.
28. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - СПб.: Питер, 1991- 472 с.
29. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 2006. - 64 с.
30. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986- 144 с.
31. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 2005. - 176с.
32. Методы социальной психологии / под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - .247 с.
33. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М. - Воронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 1998 (серия «Психология отечества»)- 400 с.
34. Немов Р.С. Практическая психология - М.: Проспект, 1997- 320 с.
35. Немов Р.С. Психология - М.: Владос ИМПЭ им. Грибоедова, 2002- 640 с.
36.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.:
Просвещение, 2003. - 256 с.
37. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2007.- 117с.
38. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2007. - 147 с.
39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2007. - 179с.
40. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр "Академия",
2006. - 512 с.
41. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА 1999¬376 с.
42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999- 261 с.
43. Рогов Е.И. Общая психология - М.: Владос, 2000- 448 с.
44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 кн. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста - 384 с.
45. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. //Психология личности. Тексты. - М.: Издательство МГУ, 1982.
46. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии - М.:
Международная педагогическая академия. 1996- 304 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 671 с.
48. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. 2009 - с. 352
49. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.
50. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. - 114с.
51. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: Вопросы психологии, 2005. - 32 с.
52. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2007.- 161 с.
53. Психология личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy psy lichn/1 .pdf(30.04.18)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ