Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения школьников 6
1.1 Анализ понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное
поведение» в научной литературе 6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения школьников 17
1.3 Агрессивное поведение школьников в представлении учителей 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование понимания учителями агрессивного поведения школьников 31
2.1. Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов 33
Выводы по главе 2 43
Заключение 46
Список использованной литературы
Приложение
В настоящее время проблема агрессивного поведения подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Она вызывает определенный интерес, поскольку в современном мире растет число агрессивных проявлений детей и это способствует беспокойству не только родителей, педагогов и психологов, но и всего общества в целом.
Агрессивные проявления являются отражением явлений, происходящих в нашем обществе. Возрастает напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, отсутствует стабильная социальная и экономическая обстановка, что и обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения.
Сейчас нередко в детской и подростковой среде можно наблюдать задиристость, драчливость, озлобленность, сквернословия, необоснованную жестокость при общении друг с другом, в школе, на улице и в общественных местах. Также, зачастую, мы слышим и наблюдаем информацию из СМИ, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность, совершаемая школьниками. Рост детской преступности и увеличение проявлений агрессии детьми разного возраста в повседневной жизни определяют необходимость изучения причин агрессии и способов ее коррекции.
Актуальность данной работы заключается в том, что агрессивность играет важную роль в личности каждого ребенка. Агрессивное поведение встречается у большинства детей и некоторый уровень агрессии в норме свойственен каждому, являясь необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Однако, наличие агрессии, как устойчивого образования - свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.
Проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном и подростковом возрасте вызывает острый научно - практический интерес исследователей. В современной психологической литературе достаточно разработаны факторы становления и сущность агрессии, но недостаточно раскрыты причины агрессивного поведения школьников и неопределенны эффективные методы коррекции агрессивных тенденций.
Агрессивные тенденции в школьном возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами - это новообразования возраста и влияние социума. Наиболее остро агрессивное поведение проявляется во время перехода ребенка из семьи в организованную школьную среду, а так же в подростковом возрасте. На детей большое влияние оказывает семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ, которые на фоне возрастных кризисов оставляют тяжелый след на психологическом здоровье ребенка, что влечет за собой проявление агрессивного поведения.
Феномену школьной агрессии уделяется достаточно большое место на страницах работ отечественных и зарубежных авторов: А.Бандуры, Л. Берковица, Р. Бэрона, А. Басса, Э. Фромма, П. Генри, К. Лоренца, В.А. Никитина, Л.А. Обуховой, Е.В. Руденского, Л.М. Семенюка, И.А. Фурманова и других. Однако, этот феномен до сих пор не получил полного объяснения. Несмотря на то, что выявлено множество факторов, влияющих на возникновение агрессивного поведения: от биологических до социально - психологических, причины, приведшие к каждому конкретному случаю, всегда оказываются сугубо индивидуальными. Именно в этом состоит сложность профилактики и коррекции агрессивного поведения школьников.
Цель исследования состоит в изучении понимания учителями агрессивного поведения школьников.
Объект исследования - ученики школы (младшие школьники и подростки).
Предмет исследования - агрессивное поведение школьников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты агрессивного поведения детей школьного возраста.
2. Выявить возрастные особенности агрессивного поведения школьников.
3. Рассмотреть агрессивное поведение школьников в представлении учителей.
4. Эмпирически изучить возможные проявления агрессии у детей,
описать наблюдения учителей за поведением и агрессивными поступками учеников.
5. Анализ данных эмпирического исследования. Формулирование выводов.
Практическая значимость работы. Результаты полученные в ходе исследования могут быть использованы в работе школьного психолога, классного руководителя, психологической службы образования, при консультировании педагогов и родителей, в школьных докладах, лекциях, семинарах и тренингах. На основе полученных результатов могут быть составлены психокоррекционные программы для работы с агрессивными учениками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
На сегодняшний день среди негативных переживаний человека агрессия занимает особое место. Часто она приводит к снижению работоспособности, низкой продуктивности деятельности, к трудностям в общении с окружающими. В агрессивном состоянии мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние агрессии у разных детей может выражаться разными эмоциями и действиями.
Проблема агрессивного поведения сегодняшних школьников является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии, в чем мы убедились, изучив теоретический материал и проведя эмпирические исследования.
Задаваясь вопросом, что же из себя представляет агрессивное поведение и как оно проявляется? Смело можно ответить так : агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния.
Изучая возрастные особенности школьников необходимо подчеркнуть , что в каждом возрасте имеются свои причины и мотивы совершаемых агрессивных действий. Однако причины и по которым дети агрессируют и методы воздействия до сих пор полностью не изучены и требуют дальнейшего исследования.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше. С ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает - это наказание или выговор, после чего дети на какое - то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Анализ эмпирического исследования позволяет сделать вывод, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.
Средний уровень агрессивности у школьников, является нормальным, ведь это значит, что ребенок обладает достаточной энергии для преодоления препятствий. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Чрезмерное же развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, взаимодействие и т.д., что препятствует достижению личностных целей.
Итак, агрессивное поведение школьников - это довольно - таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
1. Александрова A.B. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии, 1992. № 1-2. - С. 84-97.
2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М., 1991. - С. 142.
3. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000. - С. 112.
4. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - №3. - 2005. - С. 60-67, 71.
5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль - М., 2002. - С. 53.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
7. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: 2003. - С. 87.
8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие. - Спб.: Речь, 2004. - С. 92.
9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - С. 208.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теории. - М., 2003. - С. 65-67.
11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.
12. Васильева Г.С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников. // Темперамент. Пермь. 1976.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. университетов. / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др.. - 2изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1979. - С. 288.
14. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской Е.И. Захаровой О.А. Карабановой и др. - М.: «Академия» 2012. - С. 415.
15. Елисеев О.П Практикум по психологии личности / - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - С. 109.
16. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. - 2003 - № 2 - С. 185-192.
17. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 2012. - №1. - С. 59-98.
18. Зильманн Д. История и агрессия. - Нью Джерси, 1998.
19. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. - 2003 - № 5 - С. 14-18.
20. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: «Академия», 2004. - С. 288.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 64.
22. Крический Р.Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Краснодар, 1983. - С.136-145.
23. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - С. 480.
24. Ковалев П.А. Возрастно - половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис. канд. психол. наук. - СПб., 1996. - С. 9.
25. Кудрявцев В.Н. Социально - психологические характеристики антиобщественного поведения // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
26. Курбатова Т.Н. Эмоционально - поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Дис. канд. психол. наук. - Л., 1981.
27. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 118 - 129.
28. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. - М.: ООО Апрель ПРЕСС ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. - С. 416.
29. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С.54
30. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника, 2-е изд., исправ. и допол. - М.: «Просвещение», 1976. - С. 158.
31. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. - С. 328.
32. Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение : ВЛАДОС. 1995. С. 86.
33. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М., 1996.
34. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. - С. 223. - (Психологический практикум).
35. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука,1986. - С.41.
36. Прихожан A.M., Толстых H.H. Что характерно для современного подростка // Воспитание школьников. - 1991. - № 6. - С. 11-15.76 .
37. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
38. Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
39. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна; Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии. Академия пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987. - С. 240.
40. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996. - С. 3 -
41. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 245.
42. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.
43. Фешбах С. Взаимосвязь эмпатии и агрессии в двух возрастных группах / / Психология развития. - М.,1969. - С. 32.
44. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 2004. - С. 231.
45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - С. 132, 137 - 139.
46. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Мн.: Пресс, 2011. - С.274.
47. Dodge K. A., Coie J. D. Социально - информационные факторы в реактивной и проактивной агрессии в детских группах сверстников / / J pers psychol, 1987. - № 53.