ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1. Проблема девиантного поведения среди подростков 6
1.2. Факторы и причины склонности подростков к девиантному поведению 13
1.3. Особенности психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1. Проблема девиантного поведения среди подростков 6
1.2. Факторы и причины склонности подростков к девиантному поведению 13
1.3. Особенности психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проявления девиантного поведения в подростковой среде не являются уникальными и новыми для психологической науки, однако их изучение в настоящее время становится особенно актуальным. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах общественной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (алкоголизм, наркомания и другие), резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, криминализация социальной среды - все это определяет особенное значение психологических исследований различных аспектов девиантного поведения личности.
При этом, наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной политической, экономической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье и в школе. Изучение психических состояний подростков, характеризующихся склонностью к девиантному поведению, позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как особого социально-психологического феномена.
Цель работы состоит в том, чтобы провести исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования - подростки; предмет исследования - самооценка психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что подростки со склонностью к девиантному поведению характеризуются негативной самооценкой психических состояний.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
- провести анализ проблемы девиантного поведения среди подростков;
- определить факторы и причины склонности подростков к девиантному поведению;
- выявить особенности психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению;
- провести эмпирическое исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Анализ источников, посвященных проблеме изучения самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению, позволяет говорить о том, что данная проблематика недостаточно широко представлена в современной психолого¬педагогической литературе. По большей части ученые сосредотачиваются на исследовании сущности и причин девиантного поведения (К.А. Воробьева [9], Я.Г. Гилинский [12], С.Н. Дубинин [18], Е.В. Змановская [20],B. В. Ихисонова [22], Ю.А. Клейберг [27], Т.И. Меньшикова [32], О.А. Мишукова [35], Е.В. Рерух [42], С.Н. Силина [44], Н.А. Старкова [46] и другие ученые) и механизмах его недопущения (Г.К. Азаматова [1], C. С. Аникин [3], Е.А. Вызулин [10], Е.Г. Заверткина [19], Т.В. Калинина [24], Е.Д. Муханова [38], Ю.А. Янбердина [50] и другие), а взаимосвязь девиаций с психологическими характеристиками личности остается малоизученной (М.Е. Гурьев [15], Д.В. Иванов [21], Г.С. Остапенко [40]).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы; диагностические методики; методы математической обработки данных эмпирического исследования и методы математической статистики (критерий корреляции Пирсона).
Выборку исследования составили 60 подростков, проживающих на территории республики Татарстан, в возрасте 13 - 15 лет. Среди участников исследования 30 юношей и 30 девушек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут послужить основой для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения в подростковой среде. Предложенные теоретические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики девиантного поведения подростков, особенностей их психических состояний. Материалы данного исследования также могут быть использованы для расширения, упорядочения и систематизации категориального аппарата психологии девиантного поведения; при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков; в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций в подростковой среде и так далее.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты его эмпирической части могут стать основанием для разработки и осуществления педагогами-психологами коррекционно-профилактической программы, направленной на недопущение и коррекцию девиантного поведения подростков посредством воздействия на их психические состояния.
С точки зрения структуры, работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
При этом, наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной политической, экономической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье и в школе. Изучение психических состояний подростков, характеризующихся склонностью к девиантному поведению, позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как особого социально-психологического феномена.
Цель работы состоит в том, чтобы провести исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования - подростки; предмет исследования - самооценка психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что подростки со склонностью к девиантному поведению характеризуются негативной самооценкой психических состояний.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
- провести анализ проблемы девиантного поведения среди подростков;
- определить факторы и причины склонности подростков к девиантному поведению;
- выявить особенности психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению;
- провести эмпирическое исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Анализ источников, посвященных проблеме изучения самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению, позволяет говорить о том, что данная проблематика недостаточно широко представлена в современной психолого¬педагогической литературе. По большей части ученые сосредотачиваются на исследовании сущности и причин девиантного поведения (К.А. Воробьева [9], Я.Г. Гилинский [12], С.Н. Дубинин [18], Е.В. Змановская [20],B. В. Ихисонова [22], Ю.А. Клейберг [27], Т.И. Меньшикова [32], О.А. Мишукова [35], Е.В. Рерух [42], С.Н. Силина [44], Н.А. Старкова [46] и другие ученые) и механизмах его недопущения (Г.К. Азаматова [1], C. С. Аникин [3], Е.А. Вызулин [10], Е.Г. Заверткина [19], Т.В. Калинина [24], Е.Д. Муханова [38], Ю.А. Янбердина [50] и другие), а взаимосвязь девиаций с психологическими характеристиками личности остается малоизученной (М.Е. Гурьев [15], Д.В. Иванов [21], Г.С. Остапенко [40]).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы; диагностические методики; методы математической обработки данных эмпирического исследования и методы математической статистики (критерий корреляции Пирсона).
Выборку исследования составили 60 подростков, проживающих на территории республики Татарстан, в возрасте 13 - 15 лет. Среди участников исследования 30 юношей и 30 девушек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут послужить основой для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения в подростковой среде. Предложенные теоретические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики девиантного поведения подростков, особенностей их психических состояний. Материалы данного исследования также могут быть использованы для расширения, упорядочения и систематизации категориального аппарата психологии девиантного поведения; при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков; в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций в подростковой среде и так далее.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты его эмпирической части могут стать основанием для разработки и осуществления педагогами-психологами коррекционно-профилактической программы, направленной на недопущение и коррекцию девиантного поведения подростков посредством воздействия на их психические состояния.
С точки зрения структуры, работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Целью данного исследования было проведение исследования самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач, первой из которых стал анализ проблемы девиантного поведения среди подростков. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что девиантное поведение подростков может иметь разную направленность, оно может быть корыстным, агрессивным, социально-пассивным. Девиантный подросток может рассматриваться как: ситуативный нарушитель;
субкультурный нарушитель; невротический нарушитель; психотическая группа подростков; антисоциальный подросток.
Второй задачей исследования стало определение факторов и причин склонности подростков к девиантному поведению. Мы обнаружили, что наибольшую значимость среди таких факторов имеют биологический, психологический, социально-психологический, экономический и морально-этический фактор. В качестве причин подростковых девиаций нами выделены неблагополучное взросление, фрустрации и депривации, особенности социальной среды.
Третьей задачей исследования стало выявление особенностей психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению. Работа над этой задачей позволила сделать вывод о том, что отрицательные жизненные обстоятельства могут приводить к установлению у подростка психогенных состояний, выражающихся в склонности к девиантному поведению. С другой стороны, вспышки агрессии и конфликтов, свойственные девиантному подростку становятся причиной негативных психических состояний.
Эмпирическое исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению показало, что по шкале склонности к преодолению норм и правил низкие значения характерны для 16,7% подростков, средние значения - для 61,7%, повышенные значения - для 21,7% участников исследования. По шкале склонности к аддиктивному поведению пониженные показатели характерны для 21,7% подростков, а для остальных 78,3% характерны средние баллы по данной шкале. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению пониженные показатели характерны для 35% подростков, средние значение - для 63,3%, повышенные - для 1,7% подростков. По шкале склонности к агрессии и насилию пониженные показатели характерны для 41,7%, средние - для остальных 58,3% подростков. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций пониженные значения характерны для 33,3% участников исследования, средние - для остальных 66,7% подростков. По шкале склонности к деликвентному поведению низкие значения не характерны ни для кого из участников исследования (0%), средние баллы - для 61,7%, высокие - для 38,3% подростков.
Исследование самооценки психических состояний подростков показало, что по шкале тревожности низкие баллы характерны для 63,3%, средние - для 26,7%, высокие - для 10% участников исследования. По шкале «Фрустрация» низкие баллы характерны для 48,3% подростков, средние - для 38,3%, высокие - для 13,3% подростков. По шкале «Агрессивность» низкие показатели характерны для 46,7% подростков, средние - для 45%, высокие - для 8,3% участников исследования. По шкале «Ригидность» пониженные значения характерны для 60%, средние - для 31,7%, высокие - для 8,3% подростков.
Для проверки предположения о взаимосвязи между склонностью подростков к девиантному поведению и негативными психическими состояниями произведен расчет критерия корреляции Пирсона, который обнаружил значимость связи между склонностью подростков к преодолению правил и тревожностью (0,71); склонностью к аддиктивным поведению и фрустрацией (0,71); склонностью к самоповреждению и агрессивностью (0,70); склонностью к делинквентному поведению и ригидностью (0,70).
Взаимосвязь между склонностью подростков к преодолению правил и тревожностью объясняется тем, что девиантный подросток, осозная ненормативность собственных действий, ожидает наказания за их совершение, что и выражается в тревожности. Взаимосвязь между склонностью подростков к аддиктивным поведению и фрустрацией объясняется тем, что ориентация на чувственную сторону жизни приводит к снижению уровня значимости нематериальных ценностей, в том числе и ценности человеческой жизни, следствием чего становится фрустрированность как стремление девиантных подростков к демонстрации собственного превосходства над окружающими. Взаимосвязь между склонностью к самоповреждению и агрессивностью подростков объясняется тем, что аутоагрессия представляет собой одну из форм агрессивного поведения в целом. Взаимосвязь между склонностью к делинквентному поведению и ригидностью подростков объясняется тем, что делинкветные подростки характеризуются низким уровнем самоконтроля, который приводит к затруднениям в ситуациях необходимости изменить ранее намеченную программу действий.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что его задачи решены. Цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.
Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач, первой из которых стал анализ проблемы девиантного поведения среди подростков. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что девиантное поведение подростков может иметь разную направленность, оно может быть корыстным, агрессивным, социально-пассивным. Девиантный подросток может рассматриваться как: ситуативный нарушитель;
субкультурный нарушитель; невротический нарушитель; психотическая группа подростков; антисоциальный подросток.
Второй задачей исследования стало определение факторов и причин склонности подростков к девиантному поведению. Мы обнаружили, что наибольшую значимость среди таких факторов имеют биологический, психологический, социально-психологический, экономический и морально-этический фактор. В качестве причин подростковых девиаций нами выделены неблагополучное взросление, фрустрации и депривации, особенности социальной среды.
Третьей задачей исследования стало выявление особенностей психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению. Работа над этой задачей позволила сделать вывод о том, что отрицательные жизненные обстоятельства могут приводить к установлению у подростка психогенных состояний, выражающихся в склонности к девиантному поведению. С другой стороны, вспышки агрессии и конфликтов, свойственные девиантному подростку становятся причиной негативных психических состояний.
Эмпирическое исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению показало, что по шкале склонности к преодолению норм и правил низкие значения характерны для 16,7% подростков, средние значения - для 61,7%, повышенные значения - для 21,7% участников исследования. По шкале склонности к аддиктивному поведению пониженные показатели характерны для 21,7% подростков, а для остальных 78,3% характерны средние баллы по данной шкале. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению пониженные показатели характерны для 35% подростков, средние значение - для 63,3%, повышенные - для 1,7% подростков. По шкале склонности к агрессии и насилию пониженные показатели характерны для 41,7%, средние - для остальных 58,3% подростков. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций пониженные значения характерны для 33,3% участников исследования, средние - для остальных 66,7% подростков. По шкале склонности к деликвентному поведению низкие значения не характерны ни для кого из участников исследования (0%), средние баллы - для 61,7%, высокие - для 38,3% подростков.
Исследование самооценки психических состояний подростков показало, что по шкале тревожности низкие баллы характерны для 63,3%, средние - для 26,7%, высокие - для 10% участников исследования. По шкале «Фрустрация» низкие баллы характерны для 48,3% подростков, средние - для 38,3%, высокие - для 13,3% подростков. По шкале «Агрессивность» низкие показатели характерны для 46,7% подростков, средние - для 45%, высокие - для 8,3% участников исследования. По шкале «Ригидность» пониженные значения характерны для 60%, средние - для 31,7%, высокие - для 8,3% подростков.
Для проверки предположения о взаимосвязи между склонностью подростков к девиантному поведению и негативными психическими состояниями произведен расчет критерия корреляции Пирсона, который обнаружил значимость связи между склонностью подростков к преодолению правил и тревожностью (0,71); склонностью к аддиктивным поведению и фрустрацией (0,71); склонностью к самоповреждению и агрессивностью (0,70); склонностью к делинквентному поведению и ригидностью (0,70).
Взаимосвязь между склонностью подростков к преодолению правил и тревожностью объясняется тем, что девиантный подросток, осозная ненормативность собственных действий, ожидает наказания за их совершение, что и выражается в тревожности. Взаимосвязь между склонностью подростков к аддиктивным поведению и фрустрацией объясняется тем, что ориентация на чувственную сторону жизни приводит к снижению уровня значимости нематериальных ценностей, в том числе и ценности человеческой жизни, следствием чего становится фрустрированность как стремление девиантных подростков к демонстрации собственного превосходства над окружающими. Взаимосвязь между склонностью к самоповреждению и агрессивностью подростков объясняется тем, что аутоагрессия представляет собой одну из форм агрессивного поведения в целом. Взаимосвязь между склонностью к делинквентному поведению и ригидностью подростков объясняется тем, что делинкветные подростки характеризуются низким уровнем самоконтроля, который приводит к затруднениям в ситуациях необходимости изменить ранее намеченную программу действий.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что его задачи решены. Цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И
АКЦЕНТУАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



