Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Работа №46022

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы электронного банкинга 6
1.1. Сущность и факторы развития электронного банкинга в 6
современных условиях
1.2. Технологии и системы электронного банкинга 15
1.3. Риски систем электронных банковских услуг 26
2. Анализ систем электронных банковских услуг на примере 34
отечественных и зарубежных рынков
2.1. Анализ развития электронного банкинга в России 34
2.2. Анализ современных тенденций в области использования 50
технологий электронного банковского обслуживания за рубежом
2.3. Современное состояние электронного банкинга в Республике 60
Татарстан
3. Развитие электронного банкинга в условиях дигитализации 70
финансовых рынков
3.1. Проблемы современного электронного банковского 70
обслуживания в России и за рубежом
3.2. Перспективы развития электронного банкинга 80
Заключение 95
Список использованных источников 100


Современные технологии в любой сфере деятельности позволяют максимально эффективно использовать эффективные интернет-сервисы для организации продуктивной работы с информацией. В последние годы большинство коммерческих банков обращают свое внимание на системы дистанционного банковского обслуживания. Появление подобного интереса по отношению к возможности предоставления разнообразных электронных услуг для кредитных организаций, в первую очередь, связана с распространением интернета во все формы ведения бизнеса и повседневную жизнь населения. С другой стороны, внедрение и использование эффективных разработок, упрощающих работу с клиентами, огромный плюс при выборе финансово¬кредитного учреждения последними.
Услуги дистанционного банковского обслуживания востребованы и популярны, они существенно упрощают жизнь клиентов банка, одновременно снижая затраты банка на транзакционную деятельность, освобождая персонал отделений и ресурсы банка для проведения таких операций, которые трудно провести без непосредственного присутствия клиента. Теперь клиент, выбирая банк, оценивает не только условия предлагаемых продуктов, но и привлекательность, функциональность его систем дистанционного доступа.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что развитие инновационных технологий и конкуренция среди банковских организаций ведет к расширению набора банковских услуг и появлению новых способов сотрудничества банка и клиента. Появляется возможность получать кредиты и управлять банковскими счетами дистанционно, не посещая офис банка. Тема электронного банкинга актуальна в наше время, где все больше ценится мобильность предоставляемых услуг. Однако помимо преимуществ существуют и недостатки, которые необходимо рассмотреть и предпринять действия по их устранению и банкам, и клиентам, и государству.
В России существует целый ряд факторов, останавливающих рост электронного банкинга, таких как неполная информированность населения, недостаточно развитая правовая база, проблема окупаемости и нехватка квалифицированных специалистов. Однако многие из этих проблем имеют решение, более того, развитие информационных технологий происходит очень быстро, что будет способствовать дальнейшему развитию электронного банкинга в стране.
Активное использование клиентами банков электронного банкинга и разработка целевых предложений повышают вероятность продаж и стимулируют рост операционной активности. Банк фактически создает свой полноценный виртуальный филиал - со всеми доступными услугами, но с гораздо меньшими затратами на его содержание. Конечно, остается и то преимущество в виде снижения издержек при обслуживании клиентов, которое есть и сейчас. Но главное - банк становится для клиента персональным помощником, который предлагает безопасные и выгодные решения.
Электронный банкинг необходим и удобен как для клиентов, так и для банков. Во-первых, это существенная экономия ресурсов, таких как затраты на открытие дополнительного офиса, выплата заработной платы работникам. Во- вторых, себестоимость электронного банкинга ниже, чем затраты на обслуживание банкоматной сети. И, наконец, электронный банкинг не предполагает расходов на содержание, инкассацию, а также страхование банкоматов. Существенная экономия времени - преимущество, как для клиентов - физических лиц, так и для юридических.
Постоянно идет тенденция в развитии услуг электронного банкинга, и учитывая сегодняшнюю ситуацию быстрого развития техники и технологий, огромное распространение телефонной связи, Интернета, а также увеличение потребности на дистанционные банковские услуги. В будущем следует ожидать, что услуги дистанционного банковского обслуживания будут активизироваться «под клиента», банки будут динамично применять новые каналы реализации собственных услуг.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ электронного банкинга в России и за рубежом.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- определить сущность и факторы развития электронного банкинга в современных условиях;
- выявить риски систем электронных банковских услуг;
- провести анализ развития электронного банкинга в России;
- провести анализ современных тенденций в области использования технологий электронного банковского обслуживания за рубежом;
- выявить проблемы современного электронного банковского обслуживания в России и за рубежом;
- определить перспективы развития электронного банкинга.
Объект исследования - деятельность российских и зарубежных банков по предоставлению электронного банкинга. Предметом исследования является рынок электронного банкинга.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, материалы учебной и справочной литературы, периодической печати, официальная российская и зарубежная статистика, полученная из сети Интернет по теме исследования.
При написании работы применялись такие методы как анализ, экономико-математическое моделирование, обобщение, группировка данных, изучение динамики и взаимосвязей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования было определено, что дальнейшее развитие конкурентоспособного банковского бизнеса требует от банков организации оперативной и удобной системы обслуживания клиентов, создание каналов самообслуживания клиентов, а также эффективного мониторинга предоставления банковских продуктов и услуг. Переход к электронному банковскому обслуживанию с использованием новейших информационных технологий - одна из основных современных тенденций развития банковского бизнеса.
В ходе исследования было выявлено, что существует немало суждений по поводу сущности электронного банковского обслуживания. На наш взгляд, электронное банковское обслуживание следует рассматривать как способ удаленного взаимодействия банка и его клиентов, обеспечивающий банку возможность информирования и консультирования клиентов, а также реализации им банковских продуктов и услуг на основе электронных каналов передачи данных.
Использование электронного банкинга выгодно как банкам, так и их клиентам. Для банков основные преимущества данного формата обслуживания заключаются в сокращении объемов бумажного документооборота, снижении операционных затрат на проведение одного платежа, возможности привлечения новых клиентов за счет предоставления им более оперативного банковского обслуживания. Клиенты в свою очередь получают возможность контролировать свои счета и управлять ими, экономить свое время и денежные средства за счет исключения необходимости посещать банк лично для осуществления банковских операций и сделок. Основным недостатком такого формата обслуживания является увеличение источников банковских рисков. Основной упор при управлении банковскими рисками, связанными с использованием электронных каналов передачи данных, следует делать на обеспечение информационно-технологической безопасности применяемых систем электронного банкинга.
Принято выделять три основных признака классификации электронного банковского обслуживания: вид телекоммуникационного канала передачи данных, тип клиента и комплексность операций, предоставляемых в рамках электронного банкинга. При этом было отмечено, что данные классификации должны постоянно совершенствоваться и изменяться в зависимости от развития информационно-телекоммуникационных технологий, применяемых в банковской деятельности, повышения качества обслуживания клиентов, а также появления новых видов операций, осуществляемых через электронные каналы передачи данных. Среди основных видов электронного банковского обслуживания можно выделить следующие: PC-банкинг, интернет-банкинг, телефоны банкинг, мобильный банкинг, внешние, видео-банкинг, интерактивный телевизионный банкинг, серверы - банкоматы, информационные киоски, платежно-информационные терминалы. В целом, различные виды электронного банковского обслуживания не конкурируют между собой, а во многом дополняют друг друга, предоставляя клиентам широкий выбор каналов доступа к собственным банковским счетам.
По итогам практического исследования было выявлено, что развитие электронного банкинга в России происходит во всех сегментах и направлениях банковской деятельности, огромное развитие естественным образом, электронный банкинг получило в расчетном обслуживании банков. В рамках исследования электронного банкинга в России мы проанализировали такие показатели, как расчетные счета клиентов с дистанционным доступом в банках, платежи проводимые клиентами банков с использованием платежных поручений, проведенные электронным способом, операции совершенные посредством платежных карт по оплате товаров и услуг, платежи, распоряжения по которым были составлены и переданы в электронном виде, денежные переводы. Анализ показал, что по всем показателям наблюдается тенденция роста, что отражает большую заинтересованность клиентов в электронном банкинге, чем прежде.
Электронный банкинг на современном этапе развития банков Республики Татарстан является важным рычагом в развитии деятельности кредитных организаций, о чем свидетельствуют увеличивающийся спрос клиентов банков, как физических, так и юридических лиц на электронное банковское обслуживание в разрезе всех его видов проявления. При этом банки Татарстана по многим направлениям развития электронного банкинга своим клиентам улучшили деятельность, так как увеличивалась доля некоторых операций банков Татарстана в структуре банковского сектора Поволжья.
Также следует признать об увеличении доверия клиентов электронному банкингу кредитных организаций Татарстана, поскольку клиенты стали осуществлять операции чаще и в больших объемах, чем прежде. Это также стало возможным благодаря совершенствованию электронного банковского обслуживания в банках Татарстана.
В западных банках происходит массовое внедрение электронных технологий, электронный банкинг участвует в разработке клиентоориентированных стратегий. В ряде зарубежных стран электронный банкинг развит более высоко, чем в России. Так, на первом месте по числу пользователей находятся Канада, на втором месте - Нидерланды, на третьем месте - США и Австралия.
В отличие от России, объем операций в POS-терминалах во многих зарубежных странах превышает объем операций по снятию наличных, например, во Франции, Г ермании, Швейцарии, Нидерландах, Англии.
Также более высокие показатели в сравнении с Россией по количеству карт на одного человека, по числу POS-терминалов, что свидетельствует об имеющемся потенциале развития электронного банкинга в России.
В ходе сравнительного анализа проблем, которые препятствуют развитию электронного банкинга в России, нами был сделан вывод, что одним из основных факторов, сдерживающих развитие электронных каналов банковского обслуживания, является недоверие пользователей к уровню безопасности. В основном мошенники используют атаки на клиента и похищение его конфиденциальных данных.
С целью снижения таких рисков банки предоставляют своим клиентам рекомендации по обеспечению сохранности критичной информации, необходимой для работы с системой интернет-банкинга. В случаях, когда клиент подвергся атаке мошенника, банки используют механизмы выявления и предотвращения несанкционированных операций. Дальнейшее развитие электронного банковского обслуживания требует от банков постоянных финансовых затрат на совершенствование систем безопасности и защиты электронных каналов передачи информации, а также проведение обучающих мероприятий с клиентами банков с целью сведения к минимуму несанкционированного доступа к их персональным данным.
На сегодняшний день уровень защищенности доступа к данным клиента в системах электронного банкинга определяется в основном тем, насколько должным образом клиент позаботился об обеспечении безопасности персональных данных.
В банках должны хорошо понимать, что оказание электронных услуг связано с повышенными финансовыми рисками. Факторами риска на современном этапе являются: злоупотребления с подлинными картами; сбыт и использование поддельных карт; злоупотребления с платежными квитанциями; несанкционированный доступ в электронную систему; умышленные атаки на систему; случаи ошибочных действий пользователей; сбои в работе и поломка электронной системы и оборудования.
Также, стоит выделить следующие проблемы, которые сдерживают рост электронного банкинга. Во-первых, недоверие части взрослого населения к интернет-сервисам банков. Во-вторых, необходимость больших капиталовложений для запуска и поддержания системы электронного банкинга. В-третьих, недостаточная информированность клиентов банка. В-четвертых, недостаток IT- специалистов.
С целью определения перспектив развития электронного банковского обслуживания в России, нами были применены инструменты эконометрического анализа, а именно использование корреляционно- регрессионной статистики. Результирующим показателе выступил объем всех услуг, которые банки оказали клиентам электронно, факторами, влияющими на исследуемый показатель выступали доля банков России, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг пластиковых карт; количество счетов, открытых клиентам с дистанционным доступом и количество денежных переводов, осуществляющих в стране.
По результатам анализа было построено уравнение, посредством которого можно спрогнозировать интересующий нас показатель. Для этого по трем регрессорам были рассчитаны прогнозные величины поквартально (так как репрезентативная выборка также строилась поквартально) на основе вычисления среднего темпа изменения показателя-регрессора.
С целью выявления перспектив электронного банкинга в России на основании экономико-математического моделирования было проанализировано влияние различных факторов на объем электронных переводов. Таким образом, результаты прогнозного анализа показали, что доля кредитных организаций, осуществляющих эмиссию платежных карт, количество счетов, открытых с помощью дистанционного доступа, а также количество денежных переводов с каждым годом будут расти, что в свою очередь говорит о большом потенциале развития электронного банкинга в России.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г., №7-ФКЗ (с
изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/10103000.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ (с
изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76306.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76133.
4. О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон
от 27.07.2006 г. 152-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801.
5. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6.04.2011 г. №63-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12184522.
6. О национальной платёжной системе [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Режим доступа:
http: //base.garant.ru/12187279.
7. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 г. №266-П (с изменениями и дополнениями) // Информ.-
правое. система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52513.
8. О правилах осуществления перевода денежных средств
[Электронный ресурс]: Положение ЦБ РФ от 19.06.2012 г № 383-П (с
изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/70194476.
9. О проверке осуществления кредитными организациями
идентификации клиента, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг) [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 05.04.2007 г. №44-Т (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68051.
10. Об особенностях обслуживания кредитными организациями
клиентов с использованием дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 27.04.2007 г., №60-Т (с изменениями и дополнениями) // Информ. - правов. система «Гарант». - Режим доступа:
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053297.
11. О рисках при дистанционном банковском обслуживании [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 07.12.2007 г., №197-Т (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/487900.
12. О рекомендациях организации управления рисками, возникающими
при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 31.03.2008 № З6-Т (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов.
система «Гарант». - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/488238.
13. О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем Интернет- банкинга [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 30.01.2009 №11-Т (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правое. система «Гарант». - Режим доступа: https: //www. garant.ru/proi730465.
14. О рекомендациях по информационному содержанию и организации
WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 23.10.2009 г. №128-Т (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/489901.
15. Додонова, И.В. Автоматизированная обработка банковской информации / И.В. Додонова, О.В. Кабанова. - М.: КноРус, 2014. - 170 с.
16. Зайцев, И.И. Банковские электронные услуги. Учеб. пособие / И.И. Зайцев. - М.: LAP, 2014. - 88 с.
17. Кинг, Б. Банк 3.0. Почему сегодня банк - это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете / Б. Кинг. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 520 с.
18. Криворучко, С.В. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование: международный опыт, российская практика / С.В. Криворучко, В.А. Лопатин. - М.: КноРус, 2013. - 456 с.
19. Лямин, Л.В. Применение технологий электронного банкинга: риск- ориентированный подход / Л.В. Лямин. - М.: КНОРУС, 2011. - 336 с.
20. Сычев, А.М. Безопасность электронного банкинга / А.М. Сычева, П.В. Ревченков, А.Б. Дудка. - М.: Интеллектуальная литература, 2017. - 318 с.
21. Юденков, Ю.Н. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски. Учебно-практич. пособие / Ю.Н. Юденков, Н.А. Тысячникова, И.В. Сандалов, С.Л. Ермасов. - М.: КноРус, 2016. - 320 с.
22. Айвазян, М.Р. Интернет-банкинг в современном обществе / М.Р. Айвазян, А.Г. Григорян // Управление. Бизнес. Власть. - 2016. - № 1. - С. 58.
23. Белова, Н.Н. Современная практика интернет-банкинга за рубежом / Н.Н. Белова, Е.В. Пирская // Вестник Университета Российской академии образования. - 2016. - № 5. - С. 112.
24. Букурова, А.А. Некоторые аспекты развития российского рынка дистанционного банковского обслуживания / А.А. Букурова, Д.С. Парахина // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 4. - С. 139.
25. Гареев, Р.М. Электронный банкинг в системе дистанционного банковского обслуживания / Р.М. Гареев // В сборнике: Экономика. Социология. Право. - 2016. - №7. - С. 71.
26. Грешнова, Т.М. Проблемы и перспективы развития интернет - банкинга в Российской Федерации / Т.М. Грешнова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 6-1. - С. 93.
27. Гриценко, С.Е. Электронные банковские инновации / С.Е. Гриценко, С.Г. Бурцева // Инновации в науке. - 2017. - № 8. - С. 20.
28. Ивлиев, М.И. Векторы развития дистанционного банковского обслуживания в современной России / М.И. Ивлиев, Н.В. Коротаева // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 10. - С. 21.
29. Кабачевская, Е.А. Современные тенденции развития интернет - банкинга в России / Е.А. Кабачевская // Матрица научного познания. - 2017. - № 5. - С. 94.
30. Кибардина, Л.В. Банковские инновации как инструмент дистанционного обслуживания клиентов / Л.В. Кибардина // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 14. - С. 393.
31. Коневцева, Т.Д. От банков к банкингу - новая эра ориентированных на клиента инноваций / Т.Д. Коновцева // Мир новой экономики. - 2016. - № 1. - С. 45.
32. Кудряшов, В.С. Интернет-банкинг в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / В.С. Кудряшов, Е.О. Загоскина //Juvenis scientia. - 2017. - № 4. - С. 27.
33. Лиходеева, Н.И. Применение электронного банкинга при заключении и исполнении банковских договоров / Н.И. Лиходеева // Юридическая работа в кредитной организации. - 2011. - № 2. - С.12.
34. Майорова, А.В. Системы дистанционного банковского обслуживания: характеристика, угрозы, перспективы / А.В. Майорова // В сборнике: Направления развития банковского сектора в новых экономических условиях. Москва, 2017. - №5. - С. 146.
35. Назаренко, В.А. Основные проблемы и пути совершенствования интернет-банкинга в России / В.А. Назаренко, Е.В. Бочкова // Молодой ученый.
- 2015. - № 8. - С.587.
36. Панова, А.Ю. Электронный банкинг в России / А.Ю. Панова, И.А. Пепеляев // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. - 2016. - № 3.
- С. 53.
37. Полонская, А.Г. Тенденция развития дистанционного банковского обслуживания в России / А.Г. Полонская, Т.П. Носова // Экономика и социум. - 2017. - № 2. - С. 837.
38. Спильниченко, В.К. Трансформация банковских платежных систем в экономике России / В.К. Спильниченко // Экономический журнал. - 2012. - № 2. - С.56.
39. Тихонова, А.В. Основные тенденции развития интернет-банкинга в России / А.В. Тихонова // Научный альманах. - 2016. - № 11-1. - С. 308.
40. Ульянова, Ю.А. Электронные банковские услуги / Ю.А. Ульянова, М.Ф. Якушев // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. - 2016. - № 12. - С. 146.
41. Цалкович, Е.А. Электронный банкинг за рубежом: история развития и перспективы / Е.А. Цалкович // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. - 2015. №7. - С. 162.
42. Шулепина, М.В. Дистанционное банковское обслуживание: особенности развития / М.В. Шулепина // Банковские услуги. - 2016. - № 7. - С. 17.
43. Юсупова, О.А. Удаленное обслуживание клиентов как новая плоскость банковской конкуренции / О.А. Юсупова // Инновационная экономика и общество. - 2017. - № 1. - С. 82.
44. Аналитическое агентство Markswebb Rank &Report [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://markswebb.ru.
45. Аптекман А., Калабин В., Кузнецова Е. Кулагин В., Ясеновец И.
Цифровая Россия: новая реальность. Июнь 2017г. - Digital McKinsey [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.tadviser.rU/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf.
46. Аудиторская компания «КПМГ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://home.kpmg.com.
47. Официальный сайт Finalta [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www. finalta-global. com.
48. Официальный сайт «MForum Analytics» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.mforum.ru.
49. Информационное агентство «Bankir.ru» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bankir.ru.
50. Официальный сайт консалтинговой фирмы Caci [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cacidigital.com.
51. Международная исследовательская группа TNS Россия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mediascope.net.
52. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icomparisons.
53. Официальный сайт аналитического агентства Ipsos [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.ipsos.com.
54. Официальный сайт государственных и муниципальных услуг
Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http s: //us lugi. tatarstan.ru.
55. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://raexpert.ru.
56. Официальный сайт Markswebb [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2017.
57. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psrf.
58. Официальный сайт исследовательского агентства Mediascope [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mediascope.net.
59. Официальный сайт аналитического центра НАФИ [Электронный
ресурс]: Режим доступа: https://www.nafi.ru/analytics/rynok-roznichnykh-
elektronnykh-sredstv-platezha.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ