Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление человеческим капиталом организации

Работа №45941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
544
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретико-методологические основы к изучению понятия «человеческий капитал».
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» 10
1.2 СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 32
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 41
Глава II. Основные тенденции в использовании человеческого капитала в современной организации.
2.1 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (МНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ) 53
2.2 СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В
СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (МНЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ) 61
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ
КАПИТАЛОМ В КОМПАНИИ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Актуальность темы исследования. На протяжении десятилетий созидательные способности человека не играли определяющей роли в социально-экономическом развитии, и проблемы, касающиеся процессов формирования у работников способностей оказывать трудовую услугу, не вызывали особого интереса у исследователей. Считалось, что рынок труда располагает неограниченным запасом рабочих рук и в случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо из секторов экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы обеспечить перелив рабочей силы из других отраслей. В центре внимания ученых преимущественно находились вопросы не формирования, а использования наличной рабочей силы. В современных условиях набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал. Изменение уровня оплаты труда оказывается уже недостаточным для обеспечения притока высококвалифицированных работников, которое смогло бы удовлетворить быстрорастущий спрос на них. Требуется обеспечение комплекса условий, связанных с созданием качественно новой рабочей силы.
Современное развитие материального производства, экономический рост, эффективность и качество товаров и услуг все в большей степени предопределяет человек, его «человеческий капитал». Исходя из этого, основные капитальные вложения должны осуществляться в человека, в повышение качества его способности, оказывать трудовую услугу. К подобным вложениям относятся затраты на общее и профессиональное образование, производственное обучение и переобучение людей наряду с затратами на здравоохранение, жилье, на рождение и воспитание детей, на территориальное передвижение людей и т.д. Сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений и навыков, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности, приобретает форму капитала в связи с непрерывностью процесса его накопления. Он содействует росту производительности труда, доходов человека и экономики в целом.
Повышение роли человеческого капитала как фактора экономического актуализирует задачу управления данным капиталом. Как минимум, требуется обеспечение необходимых условий: во-первых, для формирования и накопления человеческого капитала, во-вторых, для его эффективного целевого использования, в-третьих, для его конвертации в другие виды капитала.
Обеспечение таких условий важно на всех уровнях управления и особенно важно на уровне локальных организаций. Во-первых, этих организаций великое множество. Во-вторых, успешность управления на этом уровне обеспечивает его результативность и на других - региональном, федеральном и т.д. уровнях. В-третьих, на уровне локальных организаций проявляются вариативность и гибкость управления, реальные возможности применения инновационных управленческих технологий.
Ввиду всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тема человеческого капитала является весьма популярной и актуальной.
Объектом является человеческий капитал организации;
Предмет - управление человеческим капиталом организации;
Целью данной работы является выявление условий и путей улучшения управления человеческим капиталом в организациях.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы понятия «человеческий капитал»;
2) Охарактеризовать специфику человеческого капитала в России;
3) На базе проведенного нами эмпирического исследования составить рекомендации по управлению человеческим капиталом для менеджеров - управленцев организаций.
Теоретико-методологической базой исследования служит теория человеческого капитала. Теория человеческого капитала своевременно отражает переориентацию социологической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно нового человека труда в условиях постиндустриального общества. Родоначальниками данной теории являются Г.Беккер и Т.Шультц. Они разработали аппарат теории «человеческого капитала», применяя социально-экономический подход к человеческому поведению. Такой подход подразумевает принцип рационального оптимизирующего (максимизирующего) поведения индивидуумов. В ее основе - гипотеза рациональных ожиданий, согласно которой человек при принятии решений исходит из принципа социально - экономической целесообразности и принимает те решения, которые способны принести наибольшую выгоду (полезность).
Среди отечественных ученых исследованием человеческого капитала занимаются А.И. Добрынин, Р.И. Капелюшников, С.А. Дятлов, Г.И. Бондаренко и другие.
Р.И. Капелюшников и А.И. Добрынин рассматривают человеческий капитал как воплощенный в человеке запас знаний, способностей, навыков и мотиваций. При этом ученые утверждают, что человеческий капитал является частью совокупного капитала и представляет собой накопленные затраты на образование, здравоохранение, специальную подготовку и миграцию рабочей силы .
С.А. Дятлов под человеческим капиталом понимает накопленный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, способностей, 17 навыков и мотиваций человека, которые целесообразно им используются в определенной сфере общественного воспроизводства и способствуют росту его доходов, увеличению производительности труда и эффективности производства .
Г.И. Бондаренко определила особенности современных социальных институтов по воспроизводству, накоплению и сохранению человеческого капитала: институт образования участвует в формировании
интеллектуальной составляющей человеческого капитала, институт семьи осуществляет функции его воспроизведения и реализации, а институт здравоохранения формирует физические свойства человеческого капитала .
По нашему мнению, приведенные выше теории являются ключевыми для изучения человеческого капитала.
Эмпирическую базу исследования составил вторичных анализ данных социологических исследований (ФОМ, ВЦИОМ и др.), конкретный кейс был изучен с помощью неформализованных интервью с менеджерами- управленцами и hr-специалистами (n=32, апрель-май, 2018) и авторского социологического опроса «Оценка развития человеческого капитала в современной организации городе Казани» (n=420, апрель-май, 2018).
В социологическом исследовании ВЦИОМ , проведенном в 2015 году, было выявлено, что 40% респондентов согласны с формулировкой человеческого капитала как совокупности врожденных активов человека (будь то способности, здоровье и т.п.) и сформированного запаса знаний и умений, здоровья. 33% опрошенных выделяют моральное и духовное развитие, а 23% считают важным совокупность накопленных знаний, умений, способностей, опыта, компетенций без привязки к развитию человеческого капитала. 
Другое социологическое исследование, проведенное ФОМ1, в 2016 году, говорится о том, что среди важнейших элементов человеческого капитала респонденты традиционно указывают на здоровье (34%), трудовой капитал (28%) и образование (19%). При этом важность здоровья признает абсолютное большинство опрошенных.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
- обосновано выделение структурных элементов человеческого капитала организации;
- определены, раскрыты пути оптимизации управления человеческим капиталом организации;
- выявлены условия и пути совершенствования трудовой мотивации как важной составляющей человеческого капитала организации.
В соответствии с данными пунктами на защиту выносятся следующие положения.
1. Понятие «человеческий капитал» отличается от других видов капитала: а) неотделимостью от человека, б) двойственным характером, в) длительностью воздействия инвестиций, г) сравнительно меньшей ликвидностью, д) ростом доходности труда, е) тенденцией к обесцениванию, ж) активной формой бытия, з) неосязаемостью, и) особым статусом субъектов собственности, к) потенциальной ориентированностью, л) прогрессирующим ростом доходности.
2. Основными «составляющими» человеческого капитала организации
являются: здоровье персонала организации, его образование,
профессиональный опыт, инновационная культура, профессионально-трудовая мобильность, мотивация, социальное самочувствие, креативная составляющая труда.
4. Управление человеческим капиталом организации нацелено непосредственно на получение дохода (прибыли); оно в большей мере ориентированно на перспективу, нежели на сиюминутные ситуации; это не эпизодическое и не фрагментарное, а систематическое управление.
5. Предложена инновационная модель управления мотивацией
персонала организации, которая, в отличие от традиционной модели, основана на соблюдении принципов многообразия потребностей, социальной опосредованности, единства интересов, многофункциональности стимулов, перспективы (поступательности), определенности, единства
непосредственной и опосредованной мотивации, непротиворечивости, обратной связи.
Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечивается: применением методов, адекватных цели и задачам исследования; надежностью эмпирической информации, полученной с применением совокупности исследовательских процедур и методов сбора, измерения, обработки исходных данных; использованием результатов значительного количества социологических исследований, проведенных в России за последнее десятилетие.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений на научной конференции - «Казанские студенческие социологические чтения» (май 2018).
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе в первом параграфе раскрывается сущность понятия «человеческий капитал», во втором параграфе говорится о его составных частях, рассматриваются различные социологические исследования, проведенные ранее на темы, связанные с понятием «человеческий капитал», в третьем параграфе представлены методы оценки человеческого капитала. Во второй главе магистерской работы мы предоставляем результаты проведенного нами социологического исследования. В первом параграфе мы представляем результаты анкетирования сотрудников средних и крупных компаний г.Казань. Во втором параграфе мы представляем результаты проведенных фокус-групп с использованием метода фокус-групп среди менеджеров и hr-специалистов средних и крупных компаний г.Казань. В третьем параграфе мы предлагаем рекомендации по улучшению управлением человеческим капиталом в организациях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование теории человеческого капитала позволило сформулировать следующее его определение: человеческий капитал - это совокупность врожденных способностей и приобретенных навыков человека, его физического здоровья и накопленных знаний, необходимых для получения дохода их обладателю. Необходимо отличать понятие человеческого капитала от понятия трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это непосредственно люди с образованием или без него, определяющие квалифицированный и неквалифицированный труд.
Человеческий капитал - более широкое понятие и включает, помимо трудовых ресурсов, накопленные инвестиции в образование, здоровье, науку, безопасность и качество жизни.
Таким образом, анализ соответствующей литературы показал, что в настоящее время теория человеческого капитала достаточно подробно разработана, определены основные факторы его воспроизводства и развития.
Человеческий капитал можно классифицировать по следующим признакам :
1) компонентам или составляющим человеческого капитала;
2) формам собственности;
3) уровням экономики;
основным направлениям инвестиций в человеческий капитал и их источникам;
4) в зависимости от целей инвестиций в человеческий капитал;
5) экономическому эффекту от инвестирования в человеческий капитал.
Если проанализировать структуру человеческого капитала, то в его составе можно выделить два главных компонента: капитал образования и капитал здоровья.
В рамках магистерского исследования было проведено эмпирическое исследование методом проведения фокус-групп среди менеджеров- управленцев и hr-специалистов и анкетирования жителей г.Казань.
В результате были получены данные, которые помогут улучшить управление человеческим капиталом в организации. Мы выяснили, что большинство респондентов считают, что человеческий капитал представляет собой совокупность врожденных активов человека и сформированного запаса знаний и умений, здоровья.
Также нами было выявлено, что кроме основополагающих элементов человеческого капитала, таких как здоровье, образование, респонденты также отмечают, что наличие в работе творческой составляющей также очень важно в организации.
Стоит отметить тот факт, что основными конкурентными преимуществами Российской Федерации респонденты считают человеческие ресурсы и природные ресурсы.
Также нами было выявлено, что опрошенные нами менеджеры- управленцы и hr-специалисты акцентируют свое внимание на таких элементах человеческого капитала как: творческая деятельность
сотрудников, образование, повышение квалификации.
Было отмечено, что в компаниях ежегодно либо несколько раз в год сотрудники проходят различного рода обучение, переобучение, тренинги, посещают семинары и т.д.
Менее затронуты такие элементы, как: личностные характеристики, здоровье сотрудников. Респондентами было отмечено, что в их компании для сотрудников есть ДМС (добровольное медицинское страхование) и ежегодный медицинский осмотр, некоторые респонденты сказали, что 1-2 раза в год проводят различного рода спартакиады и т.п.
Что касается личностных характеристик сотрудников, респондентами были отмечены такие характеристики как: ответственность,
коммуникабельность, компетентность.
На основании полученных в результате исследования данных мы разработали рекомендации для улучшения управления человеческим капиталом в компании.


1. Акофф Р. Искусство решения проблем/ Рассел Аккоф.- М.: Мир, 1982.-224 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами/ Майкл Армтронг.- СПб.: Питер, 2005.- 832 с.
3. Асп Э. Социология трудовой жизни/ Эдуард Асп.- СПб.: Питер, 2006.-168 с.
4. Беккер Г. Человеческое поведение. Экономический подход/ Герри Беккер.- М.: ГУ ВШЭ, 2003.-671 с.
5. Белкин Е.В. Человеческий фактор общественного производства/ Евгений Белкин.- М.: Мысль, 2012.-176 с.
6. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие/ Любовь Буева.- М.: Знание, 2014.-165 с.
7. Введенский Н.Е. Избранные произведения/ Николай Введенский.- М.: Медицина, 1992.- 891 с.
8. Гидденс Э. Социология образования/ Энтони Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
9. Данакин Н.С., Офицеров C.B. Служебная карьера: аналитические модели и технология регулирования/ Николай Данакин.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.- 116 с.
10. Демченко Т.А. Проблемы исследования человеческого капитала/ Татьяна Демченко.- М.: ИСПИРАН, 2011.- 138 с.
11. Дорохина Т.П. Социальные факторы экономического роста/ Тамара Дорохина.- М.: Наука, 2014.- 176 с.
12. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала/ Сергей Дятлов.- СПб: Мысль, 2015.-168 с.
13. Жариков Е.С. Вступающему в должность/ Евгений Жариков.- М.: Знание, 1985.- 127 с.
14. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян/ Владимир Жуков.- М., 2011.-228 с.
15. Иванцевич Дж. Человеческие ресурсы управления/ Иванцевич Дж., Лобанов И.- М.: Дело, 2014.- 417 с.
16. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации/ Сергей Климов.- СПб.: Знание, 2010.- 199 с.
17. Климова В.Н. Человек и его здоровье/ Валентина Климова.- М.: Знание, 2016.- 220 с.
18. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет/ Дэниэл Коллинз.- СПб.:Мысль, 2004.¬304 с.
19. Коллинз Д. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением/ Д. Коллинз, Д.И. Поррес.- СПб.: Мысль, 2002-2004.- 352 с.
20. Конев И.В. Инновационная готовность персонала организаций:
состояние и пути повышения/ Иван Конев.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2013.- 188 с.
21. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности/ Юрий Корчагин.- М.: ВШЭ, 2011.- 143 с.
22. Критский М.М. Человеческий капитал/ Михаил Критский.- М.: Мысль, 2011.- 224 с.
23. Крутий И.А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал (с инновационной точки зрения) / И.А.Крутий, Ю.В.Новикова.- Самара: Изд-во СГУ, 2005. - 113 с.
24. Курганский С.А. Человеческий капитал: методологический анализ формирования и оценки/ Сергей Курганский.- СПб.: Наука, 2015.- 240 с.
25. Маркова А.К. Психология профессионализма/ Анна Маркова.- М.: Знание, 2008.- 308 с.
26. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения/ Нина Наумова.- М.: Наука, 2001.- 247 с.
27. Парсонс Т. О социальных системах/ Талкотт Парсонс.- М.: Академический Проект, 2002.- 832 с.
28. Парсонс Т. О структуре социального действия/ Талкотт Парсонс.- М.: Академический Проект, 2002.- 880 с.
29. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия/ Александр Пригожин.- М.: Политиздат, 2011.- 271 с.
30. Силикина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике/ Людмила Силикина.- СПб: С.-Петерб гос. инж.-экон. академия, 2012.-152 с.
31. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения/ Елена Сумарокова.- М.: Советский спорт, 2001.-324 с.
32. Хашаева C.B. Состязательный механизм социальной регуляции. Монография/ Светлана Хашаева.- Белгород: ИП Остащенко A.A., 2009.-147 с.
33. Авраамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов // Журнал «Общественные науки и современность», 2009.— № 6. - С. 108-116.
34. Агабеков С.И. Проблемы спроса на инновационный человеческий капитал // Журнал «СоцИс», 2001.- № 11.- С. 136-142.
35. Актуальные проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов // Журнал «Человек и труд», 2004.- № 7.- С. 50-57.
36. . Алексеев A.C. Информационные ресурсы и технологии начала XXI века // Журнал «ЭКО», 2000.- № 6. С.- 84-100
37. Аникин В.А. Работа в жизни россиян // Журнал «СоцИс», 2011. - № 12.-С. 48-55.
38. Ануфриев Е.А. Личностная типология в теории социального управления // Журнал «Социально-гуманитарные знания», 2016.- № 5.- С. 24-32.
39. Багдасаров М. Проблемы воспроизводства интеллектуального капитала в России // Журнал «Человек и труд», 2007.- № 12.- С. 74-77.
40. Барсукова С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество // Журнал «СоцИс», 2011.- № 2.- С. 75-83.
41. Бауман 3. Возвышение и упадок труда // Журнал «СоцИс», 2004.- № 5.- С. 77-86.
42. Башмаков В.И. Изменения в экспертных оценках актуальности исследования социальных проблем труда (опыт мониторинга) // Журнал «СоцИс», 2005.- № 5.- С. 90-96.
43. Белкин В. Трудиться с высокой отдачей выгодно // Журнал «Человек и труд», 2004.- № 2.- С. 70-73.
44. Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Рабочие на частном предприятии: удовлетворенность жизнью // Журнал «СоцИс», 2010.- № 7.- С. 33-37.
45. Бузгалин А.Р. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // Журнал «Вопросы экономики», 2006.- № 3.- С. 125-130.
46. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Журнал «Социология политики», 1993.-№3.- С. 17-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ