Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой (Методика русского языка, Уральский государственный педагогический университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 6
1.1 Коммуникативные качества речи, формирующиеся у детей в дошкольном возрасте 6
1.2 Выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях 11
1.3 Возможности детской книги как средства развития выразительности речи 17
Глава 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 23
2.1 Методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении 23
2.2 Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи и ознакомлению старших дошкольников с детской книгой 29
2.3 Анализ методических рекомендаций по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 6
1.1 Коммуникативные качества речи, формирующиеся у детей в дошкольном возрасте 6
1.2 Выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях 11
1.3 Возможности детской книги как средства развития выразительности речи 17
Глава 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 23
2.1 Методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении 23
2.2 Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи и ознакомлению старших дошкольников с детской книгой 29
2.3 Анализ методических рекомендаций по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Эмоциональная впечатлительность и чуткость к языковым явлениям самостоятельно не могут обеспечить формирование выразительности речи детей дошкольного возраста. Рациональной является организация данного процесса определенной педагогической работой, выразительность речи обеспечивает эффективность, способствует тому, что смысл выражения будет донесен до слушателей. Подходящее и необходимое введение средств выразительности речи сделает из старшего дошкольника интересного собеседника и желаемого члена разнообразных видов деятельности, привлечет внимание взрослых и сверстников. Ребенок старшего дошкольного возраста с выразительной речью чувствует себя более непосредственно и уверенно в любой ситуации, так как умеет правильно сформулировать и выразить мысли и эмоции, показать свою творческую уникальность. Выразительность речи дает возможность ребенку ярче показать себя в разнообразных видах деятельности, в большей степени, в игровой и художественной.
Детская книга служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль детской литературы в развитии речи ребенка, особенно в формировании ее выразительности, без чего невозможно успешное обучение в школе. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость формирования выразительности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской книгой.
Объект исследования - процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - ознакомление с детской книгой как средство развития выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования - изучить развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать коммуникативные качества речи, которые формируются у детей в дошкольном возрасте;
2. Рассмотреть выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях;
3. Выявить возможности детской книги как средства развития выразительности речи;
4. Рассмотреть методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении;
5. Проанализировать содержание методических рекомендаций и программ по развитию выразительности речи дошкольников.
Для решения поставленных задач и достижения цели был выбран ряд теоретических методов, которые представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики, психологии и лингвистики по данной тематике.
Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных авторов как Э. И. Изотова, Д. Н. Кадырова, Л. А. Коробейникова, Г. Я. Мавлютова и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Эмоциональная впечатлительность и чуткость к языковым явлениям самостоятельно не могут обеспечить формирование выразительности речи детей дошкольного возраста. Рациональной является организация данного процесса определенной педагогической работой, выразительность речи обеспечивает эффективность, способствует тому, что смысл выражения будет донесен до слушателей. Подходящее и необходимое введение средств выразительности речи сделает из старшего дошкольника интересного собеседника и желаемого члена разнообразных видов деятельности, привлечет внимание взрослых и сверстников. Ребенок старшего дошкольного возраста с выразительной речью чувствует себя более непосредственно и уверенно в любой ситуации, так как умеет правильно сформулировать и выразить мысли и эмоции, показать свою творческую уникальность. Выразительность речи дает возможность ребенку ярче показать себя в разнообразных видах деятельности, в большей степени, в игровой и художественной.
Детская книга служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль детской литературы в развитии речи ребенка, особенно в формировании ее выразительности, без чего невозможно успешное обучение в школе. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость формирования выразительности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской книгой.
Объект исследования - процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - ознакомление с детской книгой как средство развития выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования - изучить развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать коммуникативные качества речи, которые формируются у детей в дошкольном возрасте;
2. Рассмотреть выразительность как качество речи и как компонент культуры речи в лингвистических и педагогических исследованиях;
3. Выявить возможности детской книги как средства развития выразительности речи;
4. Рассмотреть методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении;
5. Проанализировать содержание методических рекомендаций и программ по развитию выразительности речи дошкольников.
Для решения поставленных задач и достижения цели был выбран ряд теоретических методов, которые представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики, психологии и лингвистики по данной тематике.
Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных авторов как Э. И. Изотова, Д. Н. Кадырова, Л. А. Коробейникова, Г. Я. Мавлютова и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Овладение коммуникативными качествами позволяет решить важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно коммуникативные качества речи способствуют развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребёнок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Диалог как процесс речевой коммуникации и как средство общения, является важнейшим направлением в социальном развитии детей.
Выразительность речи сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. В обучении детей выразительности речи выделяются следующие направления: формирование звуковой, грамматической стороны речи; формирование диалогической монологической речи, речевого общения; развитие элементарного познания явлений языка, речи.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Огромное значение имеет детская книга для развития речи в целом и выразительности речи в частности.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
Литературные произведения раскрывают перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте закладывается основы для формирования таких коммуникативных качеств как точность, логичность, выразительность, уместность и действенность.
Все формы работы с детской книгой оказывают положительное влияние на развитие речи и способствуют формированию ее выразительности как одного из важнейших качеств и компонентов культуры речи.
Овладение коммуникативными качествами позволяет решить важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно коммуникативные качества речи способствуют развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребёнок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Диалог как процесс речевой коммуникации и как средство общения, является важнейшим направлением в социальном развитии детей.
Выразительность речи сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. В обучении детей выразительности речи выделяются следующие направления: формирование звуковой, грамматической стороны речи; формирование диалогической монологической речи, речевого общения; развитие элементарного познания явлений языка, речи.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Огромное значение имеет детская книга для развития речи в целом и выразительности речи в частности.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
Литературные произведения раскрывают перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте закладывается основы для формирования таких коммуникативных качеств как точность, логичность, выразительность, уместность и действенность.
Все формы работы с детской книгой оказывают положительное влияние на развитие речи и способствуют формированию ее выразительности как одного из важнейших качеств и компонентов культуры речи.
Подобные работы
- Психолого - педагогические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



