РИТЕЙЛОВЫЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ И ПЕPCПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИТЕЙЛОВОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА 5
1.1.1 Сущность и основы ведения ритейлового бизнеса в современных условиях 5
1.2. Необходимость ритейлового бизнеса в банковской сфере 10
1.3. Организация ритейлового бизнеса в современном коммерческом банке 17
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РИТЕЙЛОВОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА
НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 25
2.1. Характеристика российского ритейлового банковского бизнеса 25
2.2. Анализ особенностей организации ритейлового бизнеса в ПАО «Сбербанк
России» 32
2.3. Оценка показателей развития банковского ритейла в ПАО «Сбербанк
России» 38
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РИТЕЙЛОВОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА 49
3.1. Проблемы и перспективы развития ритейлового банковского бизнеса в
России 49
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению ритейлового бизнеса в ПАО
«Сбербанк России» 59
Заключение /v
Список использованных источников
I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИТЕЙЛОВОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА 5
1.1.1 Сущность и основы ведения ритейлового бизнеса в современных условиях 5
1.2. Необходимость ритейлового бизнеса в банковской сфере 10
1.3. Организация ритейлового бизнеса в современном коммерческом банке 17
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РИТЕЙЛОВОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА
НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 25
2.1. Характеристика российского ритейлового банковского бизнеса 25
2.2. Анализ особенностей организации ритейлового бизнеса в ПАО «Сбербанк
России» 32
2.3. Оценка показателей развития банковского ритейла в ПАО «Сбербанк
России» 38
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РИТЕЙЛОВОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА 49
3.1. Проблемы и перспективы развития ритейлового банковского бизнеса в
России 49
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению ритейлового бизнеса в ПАО
«Сбербанк России» 59
Заключение /v
Список использованных источников
В современном мире становится все более явной тенденция постоянного увеличения конкуренции в секторе банковского обслуживания. Для большинства банков это означает снижение доходов и поиск новых сегментов рынка. Банковскую деятельность делят на два направления - это обслуживание юридических лиц и обслуживание физических лиц, другими словами розничный банковский бизнес. Развитие розничного бизнеса российских банков является важной составляющей наращивания экономического потенциала России, для большинства российских банков на современном этапе их функционирования он является важным и перспективным направлением деятельности. Спектр предоставляемых услуг для физических лиц существенно расширился, что позволило сделать розничное обслуживание равноправной сферой банковской деятельности. Основой банковской розницы принято считать кредитование физических лиц. На протяжении последних лет данный сегмент активно развивался, являясь одним их основных источников прибыли российских банков.
Неотъемлемой частью современного банковского розничного рынка является розничное кредитование, которое представляет собой одну из наиболее удобных форм кредитования населения. Однако розничное кредитование является для банков не только доходной активной операцией, но и рискованной, так как зависит от различных экономических факторов, способных оказать влияние на деятельность коммерческого банка в целом. В последние годы наблюдается сокращение рынка потребительского кредитования, что является следствием сложившейся неблагоприятной экономической ситуации, снижение реальных доходов населения, перенасыщение потребительского рынка, а также роста числа безнадежных кредитов и др.
Целью исследования является изучение особенностей и перспектив развития ритейлового банковского бизнеса на примере ПАО «Сбербанк России».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать теоретические основы ритейлового банковского бизнеса;
- провести анализ современного ритейлового банковского бизнеса на примере ПАО «Сбербанк России»;
- разработать направления совершенствования ритейлового банковского бизнеса.
Объектом исследования выступает ПАО «Сбербанк России».
Предметом исследования выступает современное состояние развития банковского ритейла.
Теоретическую основу исследования составила система знаний, базирующаяся на концептуальных положениях теории экономического анализа. Методологическую основу сформировали накопленные знания в области исследования рынка банковского ритейла. При решении конкретных задач использовались такие методы научного познания как: целеполагание, сравнение, анализ, группировка, алгоритмизация, моделирование, а также метод логического обобщения и системного подхода к изучению экономических явлений. Анализ данных, а также компьютерное моделирование производились при помощи программы Microsoft Excel 2010.
Информационную базу исследования составили материалы практической деятельности ПАО «Сбербанк России», официального сайта Центрального банка Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемых рекомендаций по развитию розничного направления бизнеса коммерческого банка.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Неотъемлемой частью современного банковского розничного рынка является розничное кредитование, которое представляет собой одну из наиболее удобных форм кредитования населения. Однако розничное кредитование является для банков не только доходной активной операцией, но и рискованной, так как зависит от различных экономических факторов, способных оказать влияние на деятельность коммерческого банка в целом. В последние годы наблюдается сокращение рынка потребительского кредитования, что является следствием сложившейся неблагоприятной экономической ситуации, снижение реальных доходов населения, перенасыщение потребительского рынка, а также роста числа безнадежных кредитов и др.
Целью исследования является изучение особенностей и перспектив развития ритейлового банковского бизнеса на примере ПАО «Сбербанк России».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать теоретические основы ритейлового банковского бизнеса;
- провести анализ современного ритейлового банковского бизнеса на примере ПАО «Сбербанк России»;
- разработать направления совершенствования ритейлового банковского бизнеса.
Объектом исследования выступает ПАО «Сбербанк России».
Предметом исследования выступает современное состояние развития банковского ритейла.
Теоретическую основу исследования составила система знаний, базирующаяся на концептуальных положениях теории экономического анализа. Методологическую основу сформировали накопленные знания в области исследования рынка банковского ритейла. При решении конкретных задач использовались такие методы научного познания как: целеполагание, сравнение, анализ, группировка, алгоритмизация, моделирование, а также метод логического обобщения и системного подхода к изучению экономических явлений. Анализ данных, а также компьютерное моделирование производились при помощи программы Microsoft Excel 2010.
Информационную базу исследования составили материалы практической деятельности ПАО «Сбербанк России», официального сайта Центрального банка Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемых рекомендаций по развитию розничного направления бизнеса коммерческого банка.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Целью исследования было изучение особенностей и перспектив развития ритейлового банковского бизнеса на примере ПАО «Сбербанк России». На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В ходе проведенного исследования было спрогнозировано, что в 2017 году банковский сектор перейдет от стагнации к слабому росту, активы и кредитный портфель вырастут на 5%, а положительную динамику покажут все ключевые сегменты кредитования. Платежеспособный спрос на кредиты останется слабым, что может стимулировать банки к ослаблению требований к заемщикам. Кредиты физлицам могут показать динамику вдвое лучше, чем активы в целом - на уровне 10% (прирост объема выдач ссуд физическим лицам-резидентам). Динамика портфеля ссуд физических лиц при этом сохранится слабо позитивной - на уровне около 2-4%. Концентрация по игрокам сохранится высокая, в том числе, в результате продолжающейся «чистки» банковского сектора.
Объектом исследования стал Сбербанк России. Банковский ритейл в ПАО «Сбербанк России» развивается быстрыми темпами, в большей степени за счет наращивания объемов ипотечного кредитования, а также кредитования за счет кредитных карт.
В 2016 году ПАО «Сбербанк России» реализовал специальный сценарий обслуживания клиентов, который позволяет слабовидящим и незрячим клиентам самостоятельно проверять баланс карты и снимать наличные в устройствах самообслуживания благодаря наушнику и карте ПАО «Сбербанк России». На сегодняшний день установлено 2 940 таких устройств. Сеть устройств самообслуживания в 2016 году сократилась в соответствии со Стратегией банка в связи с переводом платежей в альтернативные удаленные каналы обслуживания - интернет-банк «Сбербанк Онлайн» и СМС-сервис «Мобильный банк». В связи с вышеуказанными нововведениями доля безналичного оборота Сбербанка по розничным операциям увеличилась с 28,3% в 2013 году до 50,8% к 2016 году, или примерно в 2 раза.
ПАО «Сбербанк России» в сфере банковского ритейла предлагает розничным клиентам программы ипотечного кредитования, потребительские кредиты, кредитные карты и овердрафты и автокредиты. Объемы кредитования физических лиц ПАО «Сбербанк России» за последние четыре года возросли на 34,3% и на конец 2016 года составили 5032 млрд. руб. Рост объемов розничного кредитования банка произошел преимущественно за счет увеличения выдачи жилищных кредитов за последние 4 года в 2 раза.
В структуре розничного кредитования банка преобладают жилищные кредиты и их доля с каждым годом возрастает с 50,4% в 2013 году до 54,6% в 2016 году, или на 8,3% за последние годы.
За последние годы структура розничного портфеля банка существенно изменилась в сторону увеличения доли ипотечного кредитования и выдачи кредитных карт и овердрафта за счет сокращения долей потребительского кредитования и автокредитования. Однако за весь рассматриваемый период максимальные доли характерны для ипотечного и потребительского кредитования
Практически весь бизнес автокредитования Группы в России был переведен в «Сетелем Банк» ООО в 2013 году. «Сетелем Банк» ООО - дочерний банк ПАО «Сбербанк России», который специализируется на выдаче автокредитов, кредитов в точках продаж (POS-кредитование), а также на операциях финансирования автопроизводителя под уступку денежных требований к дилерам (факторинг). Основными каналами продаж «Сетелем Банк» ООО являются дилерские центры-партнеры.
В 2016 году продолжились рост объемов и увеличение доли Сбербанка на рынке привлечения средств частных клиентов.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что кризис, возникший в конце 2014 года, поспособствовал укреплению отношений со старыми и привлечению новых корпоративных клиентов. Но у банка имеются достаточно серьезные проблемы:
1. Нестабильность вкладов населения, в частности снижение вновь открываемых и отзыв ранее открытых депозитов. Данная проблема вызвана вновь возникшим недоверием населения к банковской системе в целом в связи с кризисом.
2. Рост доли просроченной задолженности в кредитном портфеле, вызванный ухудшением качества заемщиков в связи с их закредитованностью.
3. Снижение прибыли, приводящее к снижению дивидендов, которое в свою очередь приводит к снижению инвестиционной привлекательности банка для акционеров.
4. Участившиеся технические сбои в работе банкоматов, дистанционной системы, что приводит к увеличению недовольства клиентов банком.
Для решения возникших проблем необходимо провести комплекс мероприятий.
Во-первых, для восстановления отношений с частными клиентами и привлечения их денежных средств необходимо повысить их финансовую грамотность путем получения гражданами знаний в области банковских услуг, базовых навыков управления личными финансами посредством СМИ, интернет ресурсов, личных бесед, провести маркетинговые исследования для определения предпочтений населения, наиболее привлекательных условий для клиентов.
Во-вторых, для снижения доли просроченной задолженности или, в крайнем случае, удержания ее на стабильно - низком уровне нужно проводить тщательную проверку потенциальных заемщиков, проводить мониторинг финансового положения текущих заемщиков, а также проводить реструктуризацию просроченных долгов. Для взыскания просроченной задолженности возможна перепродажа долгов коллекторским фирмам, либо создание подразделения или дочерней фирмы, деятельность которой будет направлена на взыскание долгов с клиентов.
В-третьих, для увеличения уровня прибыли необходимо увеличить объем осуществляемых операций, но для начала необходимо расширить и укрепить отношения с клиентами. Еще одним способом увеличения объема прибыли может быть введение новых операций. Наконец, для устранения технических сбоев необходимо обеспечить высокую надежность и доступность IT - систем, усовершенствовать управление IT.
В заключение стоит отметить, что основной целью ПАО «Сбербанк РФ» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ПАО «Сбербанк России» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.
В ходе проведенного исследования было спрогнозировано, что в 2017 году банковский сектор перейдет от стагнации к слабому росту, активы и кредитный портфель вырастут на 5%, а положительную динамику покажут все ключевые сегменты кредитования. Платежеспособный спрос на кредиты останется слабым, что может стимулировать банки к ослаблению требований к заемщикам. Кредиты физлицам могут показать динамику вдвое лучше, чем активы в целом - на уровне 10% (прирост объема выдач ссуд физическим лицам-резидентам). Динамика портфеля ссуд физических лиц при этом сохранится слабо позитивной - на уровне около 2-4%. Концентрация по игрокам сохранится высокая, в том числе, в результате продолжающейся «чистки» банковского сектора.
Объектом исследования стал Сбербанк России. Банковский ритейл в ПАО «Сбербанк России» развивается быстрыми темпами, в большей степени за счет наращивания объемов ипотечного кредитования, а также кредитования за счет кредитных карт.
В 2016 году ПАО «Сбербанк России» реализовал специальный сценарий обслуживания клиентов, который позволяет слабовидящим и незрячим клиентам самостоятельно проверять баланс карты и снимать наличные в устройствах самообслуживания благодаря наушнику и карте ПАО «Сбербанк России». На сегодняшний день установлено 2 940 таких устройств. Сеть устройств самообслуживания в 2016 году сократилась в соответствии со Стратегией банка в связи с переводом платежей в альтернативные удаленные каналы обслуживания - интернет-банк «Сбербанк Онлайн» и СМС-сервис «Мобильный банк». В связи с вышеуказанными нововведениями доля безналичного оборота Сбербанка по розничным операциям увеличилась с 28,3% в 2013 году до 50,8% к 2016 году, или примерно в 2 раза.
ПАО «Сбербанк России» в сфере банковского ритейла предлагает розничным клиентам программы ипотечного кредитования, потребительские кредиты, кредитные карты и овердрафты и автокредиты. Объемы кредитования физических лиц ПАО «Сбербанк России» за последние четыре года возросли на 34,3% и на конец 2016 года составили 5032 млрд. руб. Рост объемов розничного кредитования банка произошел преимущественно за счет увеличения выдачи жилищных кредитов за последние 4 года в 2 раза.
В структуре розничного кредитования банка преобладают жилищные кредиты и их доля с каждым годом возрастает с 50,4% в 2013 году до 54,6% в 2016 году, или на 8,3% за последние годы.
За последние годы структура розничного портфеля банка существенно изменилась в сторону увеличения доли ипотечного кредитования и выдачи кредитных карт и овердрафта за счет сокращения долей потребительского кредитования и автокредитования. Однако за весь рассматриваемый период максимальные доли характерны для ипотечного и потребительского кредитования
Практически весь бизнес автокредитования Группы в России был переведен в «Сетелем Банк» ООО в 2013 году. «Сетелем Банк» ООО - дочерний банк ПАО «Сбербанк России», который специализируется на выдаче автокредитов, кредитов в точках продаж (POS-кредитование), а также на операциях финансирования автопроизводителя под уступку денежных требований к дилерам (факторинг). Основными каналами продаж «Сетелем Банк» ООО являются дилерские центры-партнеры.
В 2016 году продолжились рост объемов и увеличение доли Сбербанка на рынке привлечения средств частных клиентов.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что кризис, возникший в конце 2014 года, поспособствовал укреплению отношений со старыми и привлечению новых корпоративных клиентов. Но у банка имеются достаточно серьезные проблемы:
1. Нестабильность вкладов населения, в частности снижение вновь открываемых и отзыв ранее открытых депозитов. Данная проблема вызвана вновь возникшим недоверием населения к банковской системе в целом в связи с кризисом.
2. Рост доли просроченной задолженности в кредитном портфеле, вызванный ухудшением качества заемщиков в связи с их закредитованностью.
3. Снижение прибыли, приводящее к снижению дивидендов, которое в свою очередь приводит к снижению инвестиционной привлекательности банка для акционеров.
4. Участившиеся технические сбои в работе банкоматов, дистанционной системы, что приводит к увеличению недовольства клиентов банком.
Для решения возникших проблем необходимо провести комплекс мероприятий.
Во-первых, для восстановления отношений с частными клиентами и привлечения их денежных средств необходимо повысить их финансовую грамотность путем получения гражданами знаний в области банковских услуг, базовых навыков управления личными финансами посредством СМИ, интернет ресурсов, личных бесед, провести маркетинговые исследования для определения предпочтений населения, наиболее привлекательных условий для клиентов.
Во-вторых, для снижения доли просроченной задолженности или, в крайнем случае, удержания ее на стабильно - низком уровне нужно проводить тщательную проверку потенциальных заемщиков, проводить мониторинг финансового положения текущих заемщиков, а также проводить реструктуризацию просроченных долгов. Для взыскания просроченной задолженности возможна перепродажа долгов коллекторским фирмам, либо создание подразделения или дочерней фирмы, деятельность которой будет направлена на взыскание долгов с клиентов.
В-третьих, для увеличения уровня прибыли необходимо увеличить объем осуществляемых операций, но для начала необходимо расширить и укрепить отношения с клиентами. Еще одним способом увеличения объема прибыли может быть введение новых операций. Наконец, для устранения технических сбоев необходимо обеспечить высокую надежность и доступность IT - систем, усовершенствовать управление IT.
В заключение стоит отметить, что основной целью ПАО «Сбербанк РФ» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ПАО «Сбербанк России» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.



