Методические особенности проектирования систем упражнений в процессе изучения нового действия (Методика обучения математике, Алтайский Государственный Педагогический Университет0
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проектирования систем упражнений в процессе изучения нового действия 5
1.1 Действие как основной структурный компонент деятельности 5
1.2 Понятия упражнение, система упражнений и требования к ней 11
Глава 2 Методические особенности проектирования систем упражнений в процессе изучения нового действия 14
2.1 Система упражнений, направленная на формирование нового действия 14
2.2 Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие и системы упражнений к нему 17
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Эффективным средством организации познавательной деятельности учащихся служат упражнения. В процессе выполнения упражнений формируются умения и навыки. Причем упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы их выполнение требовало познавательных действий, адекватных изучаемому содержанию. Отметим, что не всякая система упражнений приводит к формированию соответствующих умений и навыков.
Вопрос о системах упражнений является объектом внимания многих методистов, психологов и учителей. Однако он еще не стал традиционным вопросом методики преподавания математики. Вместе с тем существует необходимость специального рассмотрения данного вопроса в силу следующего важного обстоятельства.
В ряде школьных учебников математики системы упражнений страдают различными недостатками, очень часто учителю самому приходится отбирать упражнения из имеющейся системы.
На основании всего выше сказанного констатируем противоречие между целесообразностью использования системы упражнений для усвоения способа действия, с одной стороны, и несовершенностью методической базы для составления систем упражнений, с другой стороны.
Из сформулированного противоречия вытекает проблема исследования – каким образом необходимо проектировать систему упражнений при изучении нового действия?
Объект исследования – процесс формирования новых действий.
Предмет исследования – процесс проектирования систем упражнений.
Цель исследования – изучение методических особенностей проектирования систем упражнений при изучении нового действия в 7 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить место и роль действия в структуре учебно-познавательной деятельности при обучении математике;
изучить упражнение как средство формирования нового действия;
изучить требования к проектированию систем упражнений;
проанализировать пункт учебника математики для 7 класса, в котором вводится новое действие, и систему упражнений к нему.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение.
Эмпирические: наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Г.И. Саранцева, С.А. Владимирцевой, М.Р. Леонтьевой, М.А. Данилова, Я.И. Груденова и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Основным структурным компонентом любой деятельности является действие. Действия в свою очередь состоят из более мелких «частей» - операций. В научной литературе термины «формирование умений и навыков» и «формирование действий» синонимичны. Формирование умений и навыков – сложный и длительный процесс – процесс формирования нового действия. Для успешного формирования умений и навыков необходимо соблюдать ряд условий:
развернутость действия при его первоначальном показе;
поэтапное освоение сложных действий;
полнота ориентировочной основы умственных действий;
осознанность формируемых умений и навыков;
растянутость во времени процесса формирования умения или навыка.
Доведение выполнения действия учащимися до совершенства (до умения или навыка) происходит в процессе выполнения системы упражнений.
Упражнением – специально отобранное задание, направленное на усвоение некоторого действия. Система упражнений – это совокупность заданий, основная цель решения которых – при минимальных затратах времени добиться усвоения нового знания или формирования некоторого умения.
Система упражнений, направленная на формирование нового действия, должна содержать следующие упражнения: упражнения подготовительного характера; упражнения, с помощью которых вводится ООД; упражнения на выполнение нового действия в стандартных ситуациях; упражнения на выполнение действия в совокупности с одним – двумя ранее изученными действиями; упражнения на применение действия в нестандартных ситуациях; упражнения контрольного характера.
1. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
2. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 252 с.
3. Владимирцева С.А. Теоретические основы содержания школьного курса математики: учебное пособие / С.А. Владимирцева. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 162 с.
4. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я.И. Груденов. – М.: Просвещение, 1990. – 205 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
7. Леонтьева М.Р., Суворова О.В. Упражнения в обучении алгебре. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
8. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
9. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб. пособие для студентов под. ин-тов / сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
10. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 462 с.
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz559WG5cUS (Дата обращения: 23.01.2018).
12. Репьев В.В. Общая методика преподавания математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mathedu.ru/lib/books/repjev_obshhaya_metodika_prepodavaniya_matematiki_1958/ (Дата обращения: 23.01.2018).
13. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И.Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
14. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2005. – 252 с.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – С. 72-80.
17. Теория поэтапного формирования умственных действий как средство развития личности в учебной деятельности (П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsu.by/Cache/pdf/428333.pdf (Дата обращения: 24.01.2018).